Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

28 мая 2002 г.

 

N 10

 

О РАБОТЕ ПО ВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО

МОНИТОРИНГА В 2000 - 2001 ГОДАХ И ЗАДАЧАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 

С целью реализации приказа Минздрава России от 18.07.2000 N 278 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге" и приказа Минздрава России от 27.08.99 N 334 "Об организации работ по II этапу социально - гигиенического мониторинга" к 2000 году сформирована база данных по показателям II этапа социально - гигиенического мониторинга за 1996 - 2000 гг., Минздравом России утверждены дополнительные показатели мониторинга за состоянием здоровья детей и подростков, качеством и безопасностью пищевых продуктов, активизирована работа по подготовке специалистов в области социально - гигиенического мониторинга.

С целью обеспечения научной поддержки деятельности по осуществлению социально - гигиенического мониторинга в 2000 г. утверждена научно - техническая программа неотложных мер по научному и методическому обеспечению развития, внедрения и интеграции системы социально - гигиенического мониторинга в деятельность учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы и органов здравоохранения на 2001 - 2005 годы, создана рабочая группа Минздрава России по научному сопровождению социально - гигиенического мониторинга.

Для обеспечения межведомственного взаимодействия при формировании Федерального информационного фонда подписаны соглашения об информационном взаимодействии между Минздравом России и Минтрудом России, Росгидрометом, Госкомстатом России и МПС России, другими министерствами, ведомствами, совместно с Госкомспортом России осуществляются мероприятия по ведению в рамках социально - гигиенического мониторинга общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

Данные, полученные в ходе реализации системы социально - гигиенического мониторинга используются при подготовке государственных докладов "О санитарно - эпидемиологической обстановке в Российской Федерации", "О состоянии здоровья населения в Российской Федерации", при разработке Национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.

Анализ данных социально - гигиенического мониторинга, полученных в 2000 году позволил выявить приоритетные загрязнители атмосферного воздуха, к числу которых относятся диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества, формальдегид, аммиак, фенол, сероводород, сернистый диоксид, свинец, водород хлористый, ксилол, водород фтористый, бензол, 3,4-бензпирен, толуол, метилмеркаптан.

В 36-ти субъектах Российской Федерации основными источниками загрязнения атмосферного воздуха веществами, обладающими канцерогенным, гепатотоксическим и нефротоксическим действием, влияющими на репродуктивную функцию и иммунную систему являются предприятия химической, нефтехимической промышленности. В 43 субъектах Российской Федерации основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт.

В питьевой воде, используемой населением большинства субъектов Российской Федерации обнаружены вещества 2, 3 и 4 класса опасности, в том числе железо, марганец, нитраты, хлориды, фториды, алюминий, сульфаты, бор, а в Белгородской, Вологодской, Саратовской, Московской областях - вещества 1-го класса опасности и канцерогены.

Администрацией ряда субъектов Российской Федерации (г. Москва, Московская, Новосибирская, Липецкая, Челябинская, Ивановская, Волгоградская, Самарская, Тульская, Астраханская, Тамбовская, Брянская, Свердловская области, Ставропольский край, Республика Татарстан и др.) приняты постановления об организации ведения социально - гигиенического мониторинга, приняты региональные целевые программы по этому вопросу, осуществляется их финансирование.

В целом, хорошо организована работа в системе социально - гигиенического мониторинга в Красноярском крае, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, Удмуртской Республике, г. Москве, г. Санкт - Петербурге.

Вместе с тем, дальнейшее развитие и внедрение системы социально - гигиенического мониторинга сдерживается ограниченными финансовыми и материально - техническими ресурсами, несовершенством научно - методической базы, недостатками в организации межведомственного взаимодействия.

Так, отсутствие финансирования научных исследований сдерживает разработку методических материалов, дополнительных унифицированных показателей, стандартов деятельности. Не разработана методика оценки экономической эффективности социально - гигиенического мониторинга.

Недостаточной является оснащенность центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора вычислительной техникой, прикладными программами, существенная часть которых предоставляется на коммерческой основе.

Недостаточное техническое оснащение ряда лабораторий не позволяет в полном объеме объективно оценивать приоритетные для конкретной территории загрязнители атмосферного воздуха, питьевой воды.

Дальнейшее расширение работы по изучению влияния факторов среды обитания на здоровье требует разработки ряда нормативных правовых актов, организационно - распорядительных документов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, заключения межведомственных соглашений со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.

С целью дальнейшего развития системы социально - гигиенического мониторинга, активизации работы центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора, других учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации по реализации приказа Минздрава России от 27.08.99 N 334 "Об организации работ по II этапу социально - гигиенического мониторинга"

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Отметить, что в результате реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге" впервые в стране создана уникальная система социально - гигиенического мониторинга, являющаяся основой изучения влияния факторов среды обитания на здоровье, разработки и реализации эффективных профилактических мероприятий.

2. Департаменту государственного санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Иванов) до 1 сентября 2002 г.:

2.1. Подготовить проект приказа Минздрава России "О дальнейшем развитии работы по ведению социально - гигиенического мониторинга", предусмотрев в нем:

- разработку и включение в унифицированный перечень показателей II этапа дополнительных блоков, характеризующих качество и безопасность питания, состояние условий труда, условия воспитания и обучения детей и подростков, инфекционную и паразитарную заболеваемость населения;

- реализацию на региональном и муниципальном уровнях межведомственных соглашений с министерствами и ведомствами - участниками реализации системы социально - гигиенического мониторинга;

- разработку методических документов по реализации системы оценки рисков в центрах государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городов, районов;

- обобщение опыта реализации системы социально - гигиенического мониторинга в субъектах Российской Федерации, городах, районах, создание на базе соответствующих центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора методических центров социально - гигиенического мониторинга;

- разработку схемы информационно - аналитического обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований данными, полученными в ходе реализация системы социально - гигиенического мониторинга;

- разработку методологии установления причинно - следственных связей между состоянием здоровья и влиянием на него факторов среды обитания, методических подходов к оценке экономической эффективности социально - гигиенического мониторинга;

- включение в Федеральный информационный фонд данных эпидемиологического надзора.

2.2. Подготовить предложения о направлении руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, активно способствующим реализации системы социально - гигиенического мониторинга писем с выражением благодарности Министра здравоохранения Российской Федерации.

2.3. Подготовить обращение к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости более активного использования данных социально - гигиенического мониторинга при разработке и реализации профилактических мероприятий.

2.4. Подготовить предложения о проведении в Минздраве России совещания с представителями администрации субъектов Российской Федерации по вопросам организации и ведения социально - гигиенического мониторинга и реализации его данных.

2.5. Подготовить предложения о поощрении руководителей и специалистов Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России, центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора, научно - исследовательских учреждений, принимающих активное участие в разработке и реализации социально - гигиенического мониторинга в стране.

3. Департаменту государственного санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Иванов) закончить в 2002 году заключение межведомственных соглашений с министерствами и ведомствами - участниками реализации системы социально - гигиенического мониторинга.

4. Департаменту государственного санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Иванов), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) в месячный срок подготовить предложения о целевом финансировании работ, связанных с научным, методическим, организационно - техническим и кадровым обеспечением социально - гигиенического мониторинга. Внести необходимый объем финансирования в проект бюджета на 2003 год.

5. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту государственного санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Иванов) до 1 декабря 2002 г. рассмотреть возможность использования данных Всероссийской диспансеризации детей в системе социально - гигиенического мониторинга, подготовить соответствующие предложения.

6. Руководителям структурных подразделений Минздрава России ознакомиться с материалами, касающимися организации и ведения социально - гигиенического мониторинга, данными Федерального информационного фонда, обеспечить использование данных социально - гигиенического мониторинга в деятельности подчиненных подразделений.

7. Руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации обеспечить своевременное и в полном объеме направление информации в центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора для формирования баз данных социально - гигиенического мониторинга, использование результатов анализа состояния здоровья населения и среды его обитания при организации и осуществлении медицинской помощи населению.

8. Просить Российскую академию медицинских наук в 4 квартале 2002 г. обсудить на совместном заседании бюро отделений профилактической медицины и медико - биологических наук вопрос о научно - методическом обеспечении социально - гигиенического мониторинга в Российской Федерации.

9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

 

Председательствующий на Коллегии,

Первый заместитель Министра

А.И.ВЯЛКОВ

 

Секретарь Коллегии

И.В.ПЛЕШКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024