ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 сентября 2002 г.
N МЗ-25-27/8791
О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В связи с запросами о применении письма
ПФР от 08.12.1998 N ЛЧ-06-28/10792 предлагаем использовать в работе следующую
информацию.
Возникновение права на пенсию за выслугу
лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с
осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с
определенным видом деятельности. Это обусловлено не
характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и
медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и
профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических
перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами
исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
При оценке пенсионных прав застрахованных
лиц, осуществляющих педагогическую деятельность или лечебную и иную
деятельность по охране здоровья граждан, необходимо иметь в виду следующее.
Федеральный закон
от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" не установил требования о необходимости
приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие
главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 08.12.1994, в
соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, территориальные органы ПФР
не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к
учреждениям, созданным до 08.12.1994 и продолжающим действовать до настоящего
времени.
Все учреждения, созданные после
08.12.1994, должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке
пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявляться требование об их
регистрации.
Одним из условий реализации права на
досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность
педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях
образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
В случаях если при создании организации
определено, что она осуществляет свою деятельность на основании типового положения
об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего
типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для
дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.
В случаях
отсутствия отсылки к типовому положению территориальные органы ПФР, принимая
решения об отнесении организаций, в которых гражданин имел стаж работы, к числу
учреждений, могут исходить из наличия признаков указанной
организационно-правовой формы юридического лица: обособленное имущество,
находящееся на праве операционного управления учреждения (в собственности
учредителя), документы, свидетельствующие о субсидиарной ответственности
учредителя по обязательствам учреждения, печать, самостоятельный баланс или
смета, право самостоятельного
приема на работу или увольнения с работы.
Учитывая отсутствие
вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и
меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и
Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на
упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы,
связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, полагаем
возможным при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко
дню обращения за пенсией.
Таким образом, если
ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации,
созданной до 08.12.1994 и имеющей признаки юридического лица, но не
зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного
фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и
медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей
организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании)
пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. При этом в
органы ПФР работодателем представляется корректирующая форма для учета
индивидуальных сведений о застрахованном лице.
Письмо ПФР от 08.12.1998 N ЛЧ-06-28/10792
следует применять с учетом изложенного.
Председатель Правления
М.Ю.ЗУРАБОВ