Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

 

16 апреля 1986 г.

 

N 530

 

О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ

ТРАВМАТОЛОГО - ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ

 

Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно проводят политику, направленную на улучшение условий труда, быта и отдыха советских людей, сохранение и укрепление их здоровья. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года N 773 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" определен ряд крупных государственных мер по профилактике травматизма, который является одной из главных причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности, выхода на инвалидность, смертности населения, особенно среди лиц молодого и среднего возраста. Поэтому важное социальное и народно - хозяйственное значение приобретает дальнейшее совершенствование травматологической и ортопедической помощи населению.

Во исполнение приказов Министерства здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию травматолого - ортопедической помощи населению страны" и от 31 октября 1977 г. N 972 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" органы и учреждения здравоохранения проводили систематическую работу по расширению объема и повышения качества травматолого - ортопедической помощи, внедрению передовых форм и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний костной системы.

С 1977 года по 1984 год обеспеченность всего населения травматологическими койками возросла на 15%, а детского населения на 10%.

Применение новых методов лечения, расширение объема помощи в амбулаторно - поликлинических учреждениях, позволили сократить средние сроки лечения больных в стационарах. Для оказания специализированной травматологической помощи сельскому населению в составе крупных районных больниц организованы межрайонные травматолого - ортопедические отделения.

Сеть травматолого - ортопедических отделений (кабинетов) в амбулаторно - поликлинических учреждениях возросла в 1984 году по сравнению с 1977 годом на 28.8%. Продолжалось развитие больниц и отделений восстановительного лечения, более 600 отделений восстановительного лечения организовано в поликлиниках. В ряде детских поликлиник РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Литовской ССР также организованы отделения восстановительного лечения для детей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата с использованием физиотерапии, массажа, гимнастики, механотерапии, гидрокинезотерапии, что способствует своевременной коррекции нарушенных функций опорно - двигательного аппарата.

Увеличилась численность врачей травматологов - ортопедов и улучшилась, в среднем по стране, укомплектованность штатных должностей в поликлиниках и стационарах.

Подготовку и повышение профессионального уровня врачей травматологов - ортопедов ведут 30 кафедр травматологии и ортопедии институтов и факультетов усовершенствования врачей, а также 20 научно - исследовательских институтов травматолого - ортопедического профиля.

В практику работы врачей травматологов - ортопедов внедрялись результаты научных исследований по профилактике, диагностике и лечению повреждений и заболеваний опорно - двигательного аппарата у взрослых и детей. Широкое распространение получили методы компрессионно - дистракционного остеосинтеза и особенно методы, разработанные в Курганском ордена Знак Почета научно - исследовательском институте экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии Минздрава РСФСР (директор - профессор Г.А.Илизаров). Внедряется в практику система комплексного лечения переломов костей у больных пожилого и старческого возраста, новый подход к лечению больных с нагноительными процессами при остеомиелите, комплексное лечение и реабилитация больных с множественными переломами костей нижних конечностей и др. В отделениях хирургии кисти начала успешно применяться микрохирургическая техника при первичной обработке различных повреждений кисти и пальцев, в том числе при их реплантации (Центральный научно - исследовательский институт травматологии и ортопедии им.Н.Н.Приорова, Горьковский, Ленинградский институты травматологии и ортопедии Минздрава РСФСР и др.).

Улучшению оказания комплексной лечебной помощи больным с тяжелыми травмами способствовала организация отделений анестезиологии и реаниматологии (реанимации и интенсивной терапии) в составе республиканских, краевых, областных, городских многопрофильных больниц, а также введение в штаты центральных районных больниц врачей анестезиологов - реаниматологов.

В результате проведенных мероприятий в 1984 году в сравнении с 1977 годом снизились показатели временной нетрудоспособности и первичный выход на инвалидность в связи с производственной и бытовой травмой.

Вместе с тем, в организации травматолого - ортопедической помощи населению продолжают иметь место серьезные недостатки.

Несмотря на рост числа травматолого - ортопедических кабинетов в поликлиниках, их число еще не удовлетворяет потребность населения в этом виде помощи. Руководители местных органов здравоохранения определяют число должностей врачей травматологов - ортопедов без учета обращаемости населения по поводу травм, ортопедических заболеваний и расчетных норм нагрузки, в связи с чем части больных оказывают помощь врачи других специальностей. Неправильный расчет соотношения должностей врачей - хирургов и травматологов - ортопедов ведет к увеличению нагрузки на приеме у врачей травматологов - ортопедов, что отрицательно отражается на качестве и объеме оказания помощи больным. Неудовлетворительно организовано оказание травматолого - ортопедической помощи больным на дому. В среднем по СССР на 260 посещений больными врачей травматологов - ортопедов в поликлинике приходится одно посещение врачом травматологом - ортопедом больных на дому. В ряде поликлиник имеются недостатки в организации диспансеризации больных, страдающих ортопедическими заболеваниями. Плановая работа по их выявлению проводится неудовлетворительно, качество диспансеризации низкое, отмечается несвоевременное направление больных на лечение.

В некоторых крупных городах оказание как экстренной амбулаторной травматологической помощи больным, так и их долечивание централизовано в одной из поликлиник. Такая организация повлекла за собой сокращение травматолого - ортопедических приемов в остальных поликлиниках города (при этом не используются возможности отделений восстановительного лечения поликлиник), создала определенные трудности для больных, что вызывает справедливые жалобы населения. Это приводит в ряде случаев к несвоевременной госпитализации больных.

Имеются поликлиники, в которых при расположении кабинетов врачей травматологов - ортопедов на верхних этажах, не обеспечена нормальная работа лифтов и больным с травмами, особенно нижних конечностей, крайне трудно посещать врачей и вспомогательные кабинеты.

Медленными темпами развивается амбулаторная детская травматолого - ортопедическая помощь. Специализированные приемы ведутся, в основном в хирургических кабинетах детских поликлиник, чаще совместителями, недостаточно подготовленными по травматологии и ортопедии детского возраста, и все это отражается на качестве профилактических осмотров и диспансерного наблюдения за детьми. Нередко врожденные заболевания опорно - двигательного аппарата (вывих бедра, сколиоз, косолапость, кривошея и др.) выявляются в поздние сроки, что ухудшает результаты лечения (РСФСР, Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Молдавская ССР, Киркизская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР и др.).

Недостаточно разработаны вопросы восстановительного лечения детей с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата в условиях детских санаториев. Медленно развивается сеть специализированных детских дошкольных учреждений и школ - интернатов для детей, страдающих сколиозом. Так, в Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР до сих пор такие учреждения не организованы.

Имеются серьезные недостатки в организации помощи пострадавшим на месте происшествия, а также при транспортировке их в лечебно - профилактические учреждения медицинским персоналом станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи. Неполный объем необходимой лечебной помощи пострадавшим, находящимся в шоке, недостаточная иммобилизация конечностей при переломах длинных трубчатых костей усугубляют тяжесть состояния больных, что является следствием недостаточной подготовки медицинского персонала по вопросам оказания медицинской помощи при травмах, особенно детям раннего возраста.

Остается низкой обеспеченность травматологическими койками населения ряда республик (Эстонской ССР, Таджикской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР), а также в отдельных административных территориях РСФСР.

Низкие показатели обеспеченности койками детей с повреждениями и заболеваниями опорно - двигательного аппарата остаются в Азербайджанской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Узбекской ССР и др. Причем, в Азербайджанской ССР при низкой обеспеченности травматологическими койками для взрослых их среднее число дней работы в году составило 275 дней (СССР - 346), для детей - 280 дней (СССР - 324), при высоком показателе средней длительности пребывания на койке для взрослых 22.0 дня (СССР - 18.9).

Органы здравоохранения уделяют недостаточное внимание организации медицинской помощи больным с ортопедическими заболеваниями, в результате чего обеспеченность ортопедическими койками остается низкой.

Недостаток ортопедических коек для детей ведет к перегрузке этих коек в Латвийской ССР, где среднее число работы койки в году составило 389 дней, в Казахской ССР - 368 дней, в Белорусской ССР - 358 дней. В тоже время отмечается недостаточная работа койки в РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Литовской ССР.

Комиссиями Минздрава СССР выявлены многочисленные случаи низкого качества диагностики и лечения повреждений опорно - двигательного аппарата, что ведет к длительным срокам лечения и временной нетрудоспособности больных, к их неоднократной госпитализации, инвалидности. Нередко неправильно применяются рентгенологические методы исследования, не производятся рентгенограммы области переломов костей в 2-х проекциях при диагностике или в процессе лечения, отмечаются случаи необоснованного отказа от рентгенологического контроля после закрытых повреждений или оперативных вмешательств по поводу переломов костей, что приводит к несвоевременному установлению диагноза повреждения костей и оценки результата оказанной помощи. Часто нарушается техника наложения гипсовых повязок, несвоевременно осуществляется контроль за состоянием конечностей и положением костных отломков. Нередко врачи плохо владеют методами скелетного вытяжения, применяют его неправильно и не по показаниям. Отмечаются случаи неквалифицированного выбора, и необоснованного применения различных металлических конструкций для остеосинтеза костей, что ведет к нестабильности отломков, длительным срокам лечения, развитию ложных суставов и других осложнений. Не всегда правильно применяются методы внеочагового компрессионно - дистракционного остеосинтеза и аппараты, что также ведет к отрицательным результатам.

Научно - исследовательскими институтами травматологии и ортопедии недостаточно уделяется внимания вопросам эндопротезирования, как одному из методов лечения заболеваний крупных суставов. Не налажен, в необходимом количестве, промышленный выпуск разрешенных для применения в клинической практике эндопротезов. Неправильный выбор метода лечения нередко является причиной различных гнойных осложнений.

Во многих больницах не соблюдаются требования приказа Минздрава СССР N 720 от 31 июля 1978 г. "Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией": для больных с гнойными процессами не выделяются отдельные палаты или секции, они находятся вместе с другими больными, не имеющими таких осложнений; организовано мало отделений для лечения травматолого - ортопедических больных с гнойными процессами.

Вместе с тем, научно - исследовательские институты и кафедры травматолого - ортопедического профиля, заведующие травматолого - ортопедическими отделениями республиканских, краевых, областных больниц не принимают необходимых мер по устранению ошибок, допускаемых врачами травматологами - ортопедами городских и центральных районных больниц в лечении больных с травмами, повышении качества оказания помощи и квалификации врачей. В результате чего из одних и тех же больниц постоянно поступают больные с различными осложнениями.

Имеет место неудовлетворительная организация обеспечения протезами до выписки из стационаров больных после производства им ампутаций конечностей. Лечащие врачи не всегда своевременно извещают протезные предприятия о наличии таких больных и не информируют органы соцобеспечения о случаях задержки изготовления протезов. Главные врачи и их заместители не контролируют эти вопросы. В результате чего больные выписываются из стационаров без протезов и в последующем возникают сложности в протезировании из-за различных контрактур. Наряду с этим, отмечаются многочисленные случаи операций - ампутаций конечностей, не отвечающих современным требованиям к производству таких операций и, как следствие, это ведет к порочным ампутационным культям.

В крупных городах, в которых имеются производственные протезно - ортопедические объединения и предприятия, еще не в достаточной мере организовано и используются возможности лечебно - тренировочного протезирования ампутационных культей нижних конечностей, которое значительно ускоряет дальнейшее протезирование и облегчает пользование протезом.

Все это является следствием отсутствия систематического контроля и анализа качества оказания лечебной помощи больным с травмами в условиях стационаров со стороны органов здравоохранения.

Заведующие отделениями травматологии и ортопедии, главные врачи республиканских, краевых, областных больниц о выявленных фактах неквалифицированного лечения больных не информируют соответствующие органы здравоохранения. Выезды специалистов научно - исследовательских институтов травматолого - ортопедического профиля, кафедр травматологии, ортопедии и военнополевой хирургии медицинских вузов, республиканских, краевых, областных больниц в прикрепленные территории носят, главным образом, консультативный характер и не используются для анализа качества лечебной работы и причин дефектов в ней.

Организованные в соответствии с приказом Минздрава СССР N 480 от 15 июля 1970 г. медицинские советы по экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого - ортопедических больных из-за отсутствия контроля за их деятельностью, во многих больницах в настоящее время не работают или же резко сузили объем своей работы, из-за чего и материалы их не могут использоваться для разработки мероприятий по улучшению постановки травматолого - ортопедической помощи в районе, городе, области, крае, республике.

Научно - исследовательские институты травматологии и ортопедии, кафедры медицинских ВУЗов не уделяют должного внимания разработке вопросов профилактики бытового и детского травматизма, дальнейшего совершенствования травматолого - ортопедической помощи населению, в том числе детского, особенно проживающего в сельской местности. Мало занимаются изучением распространенности ортопедической патологии у детей, разработкой методов восстановительного коррегирующего лечения, не оказывают действенной помощи в повышении квалификации врачей травматологов - ортопедов, работающих в детских лечебно - профилактических учреждениях.

Организованный в 1981 г Центральном научно - исследовательском институте травматологии и ортопедии им.Н.Н.Приорова Всесоюзный научно - организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма еще не в полной мере выполняет возложенные на него обязанности в части разработки предложений по профилактике травматизма, особенно бытового, а также по изучению эффективности осуществляемых мероприятий по его профилактике. Медленно ведется работа по внедрению новых методов профилактики, диагностики и лечения в практику работы лечебно - профилактических учреждений, оказывающих травматолого - ортопедическую помощь, по вопросам организационно - методической работы, в координировании научно - исследовательских работ, по протезированию опорно - двигательного аппарата, в изучении потребности в изделиях медицинской техники. Медленно ведутся разработки средств лекарственной терапии при заболеваниях костей и суставов.

Несвоевременно пересматривается номенклатура инструментов, аппаратов и приспособлений для травматологии и ортопедии, с целью исключения из нее устаревших конструкций и замены их новыми.

Неудовлетворительно используются в лечебно - профилактических учреждениях страны электрорентгенаппараты (ЭРГА). Средняя нагрузка на один действующий аппарат в ряде республик крайне низкая: в 1984 г. в Эстонской ССР - 42 электрорентгенограммы, в Таджикской ССР - 188, в Молдавской ССР - 200, в Азербайджанской ССР - 218 и др., в то время, как в Литовской ССР - 3200. Этот вид исследования не получил еще широкого распространения для нужд травматологии и ортопедии, несмотря на то, что он позволяет экономить рентгенопленку, а электрорентгенограмму - хранить в медицинской документации. Органы здравоохранения не организуют широкого внедрения этого метода в практику и не контролируют в этом плане лечебно - профилактические учреждения.

Недостаточное обеспечение травматолого - ортопедических отделений изделиями медицинской техники (операционными ортопедическими столами, аппаратами для обработки костей, скобами и спицами для скелетного вытяжения, спицами для компрессионно - дистракционных аппаратов, винтами для фиксации отломков костей и др.) ухудшает качество оказания необходимой лечебной помощи.

В целях устранения имеющихся недостатков и дальнейшего улучшения травматолого - ортопедической помощи населению:

I. УТВЕРЖДАЮ:

1.1. Положение о травматолого - ортопедическом отделении (кабинете) поликлиники (приложение 1);

1.2. Инструкцию об организации круглосуточной экстренной травматологической помощи населению (приложение 2);

1.3. Положение о Медицинском совете по экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого - ортопедических больных (приложение 3).

II. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Исполкомов Советов народных депутатов:

1.1. В I полугодии 1986 г. разработать конкретные планы мероприятий по дальнейшему улучшению травматолого - ортопедической помощи взрослому и детскому населению на период 1986 - 1990 гг. при этом предусмотреть:

1.1.1. С привлечением институтов травматологии и ортопедии, кафедр травматологии, ортопедии и военно - полевой хирургии, домов санитарного просвещения, целенаправленное осуществление профилактики бытового и детского травматизма.

1.1.2. Дальнейшее расширение сети травматолого - ортопедических отделений (кабинетов) в поликлиниках городских поселений и сельской местности, с учетом потребности населения в этом виде помощи; организовать работу отделений (кабинетов) в соответствии с утвержденным настоящим приказом положением (приложение 1).

1.1.3. Организацию круглосуточной экстренной травматологической помощи в соответствии с инструкцией, утвержденной настоящим приказом (приложение 2).

1.1.4. Дальнейшее расширение сети отделений травматологии и ортопедии в многопрофильных больницах не менее, чем на 60 коек в каждом; организацию новых отделений проводить как за счет

прироста коек, так и за счет перепрофилирования больничных коек, в том числе общехирургического профиля, с учетом имеющейся потребности в стационарном лечении травматолого - ортопедических больных.

1.1.5. Организацию стационарной медицинской помощи больным травматолого - ортопедического профиля с гнойными осложнениями в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минздрава СССР N 720 от 31.07.78 г. "Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией".

1.1.6. Организацию в городах с населением от 800 тыс. человек и более травматологических отделений:

- сочетанной и комбинированной травмы в крупных многопрофильных больницах (клиниках научно - исследовательских институтов травматологии и ортопедии), имеющих в своем составе отделения хирургии, урологии, сосудистой хирургии, нейрохирургии (нейротравмы), торакальной хирургии для своевременной высококвалифицированной лечебно - диагностической помощи с участием специалистов соответствующих отделений;

- хирургии кисти, предусмотрев для них условия и оборудование для использования микрохирургической техники.

1.1.7. Дальнейшее расширение сети межрайонных травматолого - ортопедических отделений в центральных районных больницах, исходя из общей коечной мощности больниц, условий транспортировки больных из соответствующих прикрепленных районов, и обеспечение их работы в соответствии с положением о межрайонном специализированном отделении.

1.1.8. Наличие в каждом автомобиле скорой и неотложной медицинской помощи необходимого оснащения для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и при транспортировке их в лечебно - профилактические учреждения, а также регулярное проведение мероприятий по повышению знаний и практических навыков выездного медицинского персонала станций (отделений) по оказанию медицинской помощи пострадавшим.

1.1.9. Проведение в течение 1986 - 1987 гг. и последующие годы на курсах информации или стажировки в республиканских, краевых, областных больницах подготовки из центральных районных больниц врачей - хирургов по травматологии, травматологов - ортопедов по экстренной хирургии.

1.1.10. Увеличение коечного фонда для оказания помощи детям с травмами и ортопедическими заболеваниями за счет преимущественной организации травматолого - ортопедических отделений на базе многопрофильных детских больниц в соответствии с установленными нормативами.

1.1.11. Организацию в детских городских поликлиниках травматолого - ортопедических кабинетов, а также этапное лечение детей с последствиями травм и заболеваниями опорно - двигательного аппарата (поликлиника - стационар - санаторий).

1.1.12. Проведение профилактических осмотров детского населения с привлечением специалистов: врачей - педиатров, врачей - хирургов, травматологов - ортопедов.

1.1.13. Укомплектование штатных должностей врачей травматологов - ортопедов в лечебно - профилактических учреждениях, разработав в этих целях планы подготовки травматологов - ортопедов, а также врачей хирургов по травматологии и ортопедии детского возраста в институтах и на факультетах усовершенствования врачей.

1.1.14. Создание в отделениях травматологии и ортопедии больниц крупных городов условий для лечебного протезирования больных.

1.1.15. Организацию в республиканских, краевых, областных, городских больницах, имеющих в своем составе травматолого - ортопедические отделения, медицинских советов по экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого - ортопедических больных в соответствии с приложением 3.

1.1.16. Организацию работы внештатных главных травматологов - ортопедов министерств здравоохранения союзных и автономных республик, краевых, областных отделов здравоохранения в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздрава СССР N 1585 от 10 декабря 1985 г.

1.1.17. Ежегодное, совместно с органами социального обеспечения, проведение углубленного анализа причин инвалидности от травм и заболеваний опорно - двигательного аппарата, с учетом качества, объема и своевременности оказания медицинской помощи и др., принятие необходимых мер по устранению выявляемых недостатков, по предупреждению и снижению стойкой утраты трудоспособности.

1.1.18. Внедрение в практику работы врачей травматологов - ортопедов современных методов лечения больных с повреждениями и заболеваниями опорно - двигательного аппарата, широкое использование методов восстановительного лечения для этих категорий больных, способствующих сокращению сроков лечения и улучшению их исходов.

1.1.19. Расширение объема и улучшение качества специализированной ортопедо - травматологической помощи в амбулаторно - поликлинических учреждениях в целях более рационального использования коечного фонда.

1.1.20. Систематическую пропаганду среди населения медицинских аспектов профилактики различных видов травматизма, заболеваний опорно - двигательного аппарата, а также повышения санитарной грамотности населения в этих вопросах.

2. Министрам здравоохранения союзных республик:

2.1. В 1986 г. совместно с органами просвещения рассмотреть вопросы организации в республиках специализированных школ - интернатов и детских дошкольных учреждений (детских садов) для детей с врожденными заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

2.2. Обязать директоров научно - исследовательских институтов травматолого - ортопедического профиля:

2.2.1. Систематически разрабатывать эффективные мероприятия по профилактике различных видов травматизма среди взрослого и детского населения, восстановительного лечения больных с последствиями травм и ортопедических заболеваний.

2.2.2. Усилить организационно - методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи пострадавшим от травм, анализу состояния и качества травматологической и ортопедической помощи, внедрению в практику лечебно - профилактических учреждений наиболее рациональных современных методов профилактики, диагностики и лечения травм, их последствий, а также ортопедических заболеваний взрослого и детского населения; участия в мероприятиях по профилактике травматизма в целом и отдельных его видов. Ежегодно в декабре представлять по подчиненности в органы здравоохранения информацию о проделанной работе.

3. Центральному научно - исследовательскому институту травматологии и ортопедии им.Н.Н.Приорова Минздрава СССР (товапошников Ю.Г.):

3.1. В 1986 - 1987 гг. провести изучение причин первичной инвалидности в ряде территорий РСФСР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, в связи с травмами рабочих, служащих, членов колхозов. Результаты изучения и предложения представить Минздраву СССР до 1 января 1988 г.

3.2. В 1986 - 1987 гг. с привлечением научно - исследовательских институтов и кафедр травматолого - ортопедического профиля разработать единые принципы этапного оказания медицинской помощи пострадавшим взрослым и детям с травмами, объем оказания помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, различные методы лечения в зависимости от характера повреждения костей, показаний для раннего перевода на амбулаторно - поликлиническое и восстановительное лечение.

3.3. Систематически проводить работу по оценке, отбору, изучению предложений научно - исследовательских институтов, кафедр медицинских ВУЗов, практических врачей и способствовать, с учетом их практической значимостинедрению в короткие сроки в работу лечебно - профилактических учреждений; изучать потребность в изделиях медицинской техники для травматологии - ортопедии.

3.4. Ежегодно, на основании анализа причин бытового и детского травматизма, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на снижение этих видов травматизма.

4. Главному управлению учебных заведений Минздрава СССР (товакин К.М.), начиная с 1987 г., проводить в институтах усовершенствования врачей подготовку врачей травматологов - ортопедов, хирургов детских лечебно - профилактических учреждений по лечению детей с множественными и сочетанными травмами.

5. Управлению по внедрению новой медицинской техники и лекарственных средств Минздрава СССР (товабков Ю.Г.) в первом полугодии 1986 г. пересмотреть перечень аппаратов, инструментов и принадлежностей для травматологии и ортопедии, исключив из номенклатуры устаревшие изделия.

6. Главному управлению лечебно - профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР (товребешева И.И):

6.1. В 1986 - 1988 гг. проверить организацию и качество медицинской помощи детям с травмами и заболеваниями опорно - двигательного аппарата в ряде территорий РСФСР, Узбекской ССР, Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР.

6.2. В 1986 1987 гг. совместно с Центральным научно - исследовательским институтом травматологии и ортопедии им.Н.Н.Приорова Минздрава СССР, Ленинградским научно - исследовательским детским ортопедическим институтом им.Г.И.Турнера Минздрава РСФСР разработать методические указания "Этапная система раннего выявления и лечения детей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата".

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР товафонова А.Г.

8. Считать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию травматолого - ортопедической помощи населению страны".

Органам здравоохранения разрешается тиражировать настоящий приказ в необходимом количестве экземпляров.

 

Министр

здравоохранения СССР

С.П.БУРЕНКОВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к приказу Министерства

здравоохранения СССР

от 16 апреля 1986 г. N 530

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТРАВМАТОЛОГО - ОРТОПЕДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

(КАБИНЕТЕ) ПОЛИКЛИНИКИ

 

1. Травматолого - ортопедическое отделение или кабинет организуются в составе поликлиники для оказания специализированной амбулаторной травматологической и ортопедической помощи.

2. Травматолого - ортопедическое отделение возглавляет заведующий - квалифицированный врач травматолог - ортопед, получивший подготовку по специальности.

3. Врачи отделения (кабинета) в необходимых случаях пользуются консультациями врачей другого профиля, а также консультациями врачей травматологов - ортопедов стационаров, клиник.

4. Задачами травматолого - ортопедического отделения (кабинета) являются:

- проведение амбулаторного приема населения и оказание ему медицинской помощи на дому по графику, утвержденному администрацией поликлиники;

- динамическое наблюдение и активное лечение больных до их полного выздоровления (или госпитализации) с использованием методов восстановительного лечения;

- своевременное выявление лиц с последствиями травм и ортопедическими заболеваниями, подлежащих диспансерному учету и наблюдению;

- контроль за своевременностью выполнения диагностических и лечебных процедур больным;

- своевременное, при показаниях, направление больных с признаками стойкой утраты трудоспособности на врачебно - трудовую экспертную комиссию;

- оказание экстренной травматологической помощи при обращении пострадавших и своевременная их госпитализация при наличии показаний;

- обеспечение преемственности в работе между поликлиникой и стационаром;

- консультации больных по направлениям других врачей - специалистов, в том числе на дому;

- проведение экспертизы временной нетрудоспособности с выдачей больничных листков в соответствии с действующим законодательством;

- участие в проведении мероприятий по профилактике всех видов травматизма;

- проведение санитарно - просветительной работы и гигиенического воспитания населения;

- организация и проведение антирабических прививок.

5. Врачи отделения (кабинета) в своей работе руководствуются настоящим положением, приказами и другими нормативными актами, инструкциями Министерства здравоохранения СССР, а также действующим законодательством.

6. Отделение (кабинет) должно иметь необходимые помещения и рабочие площади, отвечающие объему работы и санитарно - гигиеническим нормам и требованиям, а также оснащение в соответствии с табелем оборудования.

 

Начальник Главного управления

лечебно - профилактической помощи

А.М.МОСКВИЧЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к приказу Министерства

здравоохранения СССР

от 16 апреля 1986 г. N 530

 

ИНСТРУКЦИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОСУТОЧНОЙ ЭКСТРЕННОЙ

ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

 

1. Круглосуточная экстренная травматологическая помощь населению, в том числе самостоятельно обращающемуся за ней, организуется в больницах городов (городских административных районов) с населением не менее 200 (в областных, краевых, республиканских центрах - не менее 100) тыс. человек, имеющих в своем составе отделения травматологии - ортопедии.

В исключительных случаях, впредь до организации в стационаре соответствующих отделений травматологии - ортопедии, эта помощь может быть организована в поликлиниках.

2. Круглосуточная экстренная травматологическая помощь организуется в больницах с обязательным выделением отдельного входа для самостоятельно обращающихся лиц и помещений для ожидания, кабинетов врачей, гипсовой - перевязочной, малой операционной, перевязочной, туалетов для посетителей.

3. Должности медицинского персонала устанавливаются в штате травматологического или травматолого - ортопедического отделения в соответствии с действующими штатными нормативами медицинского персонала больниц для оказания экстренной травматологической помощи. Работа медицинского персонала по оказанию экстренной амбулаторной травматологической помощи осуществляется по графику сменности.

4. Медицинский персонал, оказывающий экстренную амбулаторную помощь, ведет необходимую медицинскую документацию, утвержденную Министерством здравоохранения СССР и руководствуется настоящим положением, приказами, инструкциями, методическими указаниями и другими нормативными актами Министерства здравоохранения СССР, а также действующим законодательством.

5. После оказания необходимой экстренной травматологической помощи больных, не нуждающихся в госпитализации, направляют для дальнейшего наблюдения и лечения к врачу травматологу - ортопеду в поликлинику по месту жительства с соответствующим медицинским документом.

6. Ответственность за организацию работы, объем и качество оказания экстренной травматологической помощи возлагается на заведующего травматологическим или травматолого - ортопедическим отделением больницы.

 

Начальник Главного управления

лечебно - профилактической помощи

А.М.МОСКВИЧЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к приказу Министерства

здравоохранения СССР

от 16 апреля 1986 г. N 530

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕДИЦИНСКОМ СОВЕТЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОТДАЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЛЕЧЕНИЯ ТРАВМАТОЛОГО - ОРТОПЕДИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

 

1. Медицинский совет по экспертизе отдаленных результатов лечения организуется при республиканских, краевых, областных, городских больницах, имеющих в своем составе отделения травматологии и ортопедии, и утверждается соответствующими органами здравоохранения, являясь их контрольным и консультативным органом в вопросах травматолого - ортопедической помощи.

2. В состав медицинского совета входят:

- заведующий травматолого - ортопедическим отделением (председатель);

- врач травматолог - ортопед отделения травматологии - ортопедии для взрослых;

- врач травматолог - ортопед отделения травматологии - ортопедии для детей;

- инспектор отдела (сектора) лечебно - профилактической помощи;

- инспектор отдела (сектора) лечебно - профилактической помощи детям и матерям.

В период работы комиссии в лечебно - профилактических учреждениях в ее работе обязательно участвуют представители этих учреждений, заведующий отделением травматологии - ортопедии, врачи отделения.

3. Работа медицинского совета проводится по плану, ежегодно утверждаемому соответствующим отделом здравоохранения.

4. Основные задачи медицинского совета:

а) изучение исходов лечения больных с травмами и заболеваниями опорно - двигательного аппарата;

б) выявление недостатков в организации медицинской помощи травматолого - ортопедическим больным;

в) анализ врачебных ошибок, допущенных в лечении больных с травмами и заболеваниями опорно - двигательного аппарата, выработка рекомендаций для администрации лечебно - профилактического учреждения и руководства соответствующего органа здравоохранения по устранению этих ошибок и повышению качества оказания медицинской помощи травматолого - ортопедическим больным;

г) оказание практической помощи врачам путем квалифицированного анализа процесса лечения больных с травмами и заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

5. Экспертизе подлежат лица (взрослые и дети), лечившиеся в обследуемом лечебно - профилактическом учреждении по поводу травм, заболевания или деформации опорно - двигательного аппарата не ранее, чем через год после окончания лечения.

Во время экспертизы на основании тщательного обследования лиц, проходящих экспертизу, изучения их медицинской документации, определяются: а) исходы лечения; б) ошибки и осложнения, возникшие в процессе лечения и их причины; в) причины временной или стойкой инвалидности; г) потребность в дополнительном лечении и его характер, а также лечебно - профилактическое учреждение, в котором такое лечение может быть проведено; Д) изменение профессиональной деятельности в связи с исходом лечения.

6. Экспертиза проводится с обязательным учетом организации лечебного процесса травматолого - ортопедических больных в данном лечебно - профилактическом учреждении, полноты и своевременности обследования больных, применения современных методов лечения, полноценности ведения медицинской документации и т.д.

7. Результаты работы совета в каждом лечебно - профилактическом учреждении оформляются в виде протокола, в котором должны быть описательная часть, выводы и мероприятия по улучшению травматолого - ортопедической помощи и устранению выявленных недостатков.

Копии протокола в течении 10 дней после заседания совета должны быть направлены: а) соответствующему органу здравоохранения; б) руководителю лечебно - профилактического учреждения, в котором проводилась экспертиза.

Один экземпляр остается в делах совета.

 

Начальник Главного управления

лечебно - профилактической помощи

А.М.МОСКВИЧЕВ

 

Начальник Главного управления

лечебно - профилактической

помощи матерям и детям

И.И.ГРЕБЕШКОВА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018