Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

10 июня 2003 г.

 

N 8

 

ВУЗОВСКИЙ СЕКТОР - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что вузовский сектор является важнейшей составляющей отраслевой медицинской науки и считает его поддержку приоритетной задачей.

Медицинские высшие учебные заведения как учреждения с высочайшим кадровым потенциалом являются уникальными научно-учебно-практическими комплексами, в которых наиболее ярко проявляется суть инновационных процессов: проведение научных исследований с фундаментального уровня до создания новых лекарственных средств и медицинской техники с внедрением их в клиническую практику, использование результатов научных исследований практически на всех этапах образовательного процесса.

Кадровый потенциал 47 медицинских и фармацевтических вузов, 7 учреждений дополнительного профессионального образования Минздрава России постоянно растет, и на 01.01.2002 г. составил 27070 научно-педагогических работников, в их числе докторов наук - 4704, кандидатов наук - 15589.

Медицинские вузы имеют 3170 кафедр и 192 научных подразделения (ЦНИЛы, ПНИЛы, НИЦы, лаборатории, научные отделы) в том числе 24 НИИ и около 30 научно-практических центров.

Начавшаяся реструктуризация сети действующих НИУ с целью упорядочения их деятельности, эффективного внедрения результатов научных исследований в образовательный процесс и практическое здравоохранение, повышения качества подготовки медицинских кадров, привлечения студентов и молодых специалистов в науку определила передачу ряда НИУ в состав образовательных высших медицинских учебных заведений в качестве структурных подразделений. В последние годы 7 НИИ были переданы в состав медицинских вузов, и на базе 12 образовательных учреждений созданы подразделения в форме научно-исследовательских институтов.

Организация на базе медицинских вузов научно-практических (методических) центров является важным фактором в расширении клинических баз, содействии образовательному процессу (Научно-методический центр по аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека в ММА им. И.М.Сеченова, Научно-практический центр детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии на базе РГМУ, Научно-методический центр по мониторингу антибиотикорезистентности в составе Смоленской ГМА).

Взаимодействие академического и вузовского секторов науки позволило создать филиалы кафедр, центры, отделения, лаборатории, НИИ для совместной целевой подготовки специалистов, и представила широкую возможность вузовским ученым, аспирантам, студентам использовать научно-технический потенциал учреждений отрасли. В этой связи нельзя не отметить плодотворное сотрудничество ММА им. И.М.Сеченова и РАМН; ряд фундаментальных исследований в ММА проводится под научно-методическим руководством Отделения физиологии РАН; на базе Северного ГМУ функционирует Северный научный центр СЗО РАМН; Курского ГМУ - Центрально-Черноземный научный центр РАМН; Дагестанской ГМА - Дагестанский НЦ РАМН; в Санкт-Петербургской ГМА создана научная группа СЗО РАМН, Северо-Осетинской ГМА - Институт биомедицинских проблем Владикавказского научного центра РАН.

В высших учебных медицинских заведениях проводится широкий спектр научных исследований в рамках 10 федеральных, 33 отраслевых, 132 региональных и прочих научно-технических программ.

В результате инновационной деятельности медицинских вузов за 1995-2002 гг. запущено в производство 111 лекарственных средств, 254 единицы медицинской техники и изделий медицинского назначения, получено 3448 патентов на изобретения, продана 81 лицензия, издано 499 учебников, 798 руководств, 3136 монографий, 416 справочников, утверждено Минздравом России 659 нормативных документов и рекомендованы к внедрению 884 пособия для врачей и методических рекомендаций.

Определенный объем научной или научно-технической деятельности медицинских вузов, наличие в их структуре аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов, а также соответствие научной деятельности реализуемым образовательным программам позволяет медвузам получать государственную аккредитацию в качестве научных организаций.

Основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации является сеть диссертационных советов при НИУ, медицинских и фармацевтических вузах.

В соответствии с решениями Высшей аттестационной комиссии Минобразования России "О реструктуризации сети диссертационных советов" и решением Коллегии и Бюро Ученого Совета Минздрава России от 26.09.00. N 13/6 завершена работа по пересмотру сети диссертационных советов при НИУ и вузах Минздрава России на основании анализа их предшествующей работы и требований, предъявляемых ВАК Минобразования России при формировании и организации диссертационных советов.

В период с 1995 по 2001 г. сотрудниками медицинских вузов защищено 2384 докторских и 8559 кандидатских диссертаций, причем в 2001 г. 354 и 1650, а по предварительному анализу за 2002 г. - 381 и 2419 соответственно.

Качественное воспроизводство кадров высшей научной квалификации и развитие интеллектуального потенциала медицинской науки тесно связано с развитием и совершенствованием действующей системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в отрасли. В настоящее время докторантура работает в 28, а аспирантура во всех 47 медицинских вузах, за 1995-2001 гг. обучение в докторантуре прошли 428, в аспирантуре - 9475 человек.

В качестве оригинальной системы преемственности учебного процесса и подготовки медицинских кадров высшей квалификации нельзя не отметить положительный опыт создания приказом Минздрава России от 18.08.1989 г. N 486 на базе Московской медицинской академии им. Сеченова по инициативе ее Ученого Совета и Президиума РАМН Факультета подготовки научно-педагогических кадров.

Факультет подготовки научно-педагогических кадров за годы своей деятельности приобрел уникальный педагогический и научно-организационный опыт, стал экспериментальной базой для многих инноваций профессорско-преподавательского состава Академии. Он является центром апробации и внедрения передовых обучающих технологий, разработки стратегии дальнейшего развития новой элитной системы подготовки качественно новых специалистов - отвечающих мировым стандартам ученых, академически мобильных и конкурентоспособных на рынке труда, в том числе и в условиях формирующегося единого европейского пространства высшего медицинского образования.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем и нерешенных вопросов в системе организации научно-исследовательской деятельности медицинских вузов:

- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется большей частью за счет средств федерального бюджета, из которого по разделу "Наука" вузам выделяются средства только но статьям "зарплата" и "начисления на зарплату";

- недостатки информатизации сказываются на ограничении привлечения к финансированию научных исследований средств различных фондов, получение грантов, в том числе и от зарубежных организаций.

Такое положение с финансированием научно-исследовательских работ создает условия для оттока молодых кадров из медицины, в том числе и за рубеж, способствует сокращению числа наукоемких, фундаментальных исследований, прекращению значительной части НИР на этапе неполного завершения, что существенно уменьшает возможность внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения.

По ряду научных специальностей (токсикология, клиническая лабораторная диагностика, медицина труда) защищается очень мало диссертационных работ. При этом наблюдается крайне неравномерная нагрузка на действующие при вузах диссертационные советы.

Сложившиеся проблемы в значительной степени создают трудности для эффективного государственного регулирования в научной сфере. На сегодняшнем этапе необходимо проведение стратегии активизации научно-технического ресурса, широкого развития инновационной деятельности, и тем самым прогресса отечественной медицинской науки.

В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. на современном этапе основными принципами организации научно-исследовательской деятельности в вузах должны стать:

- интеграция научного и образовательного процессов;

- сочетание государственного регулирования и самоуправления;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием продукции, готовой к использованию в практическом здравоохранении;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научного творчества молодежи;

- многообразие форм организации, обеспечение конкурентности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

Принимая во внимание, что основной целью политики Минздрава России в отношении высшей медицинской школы является упрочение позиции вузовского сектора науки в качестве крупной подсистемы интегрированного отраслевого научно-производственного комплекса,

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Одобрить деятельность Управления научно-исследовательских медицинских учреждений, Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении и Секции по высшей медицинской школе Ученого Совета Минздрава России по организации научно-исследовательской работы в образовательных медицинских учреждениях.

2. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.) и Департаменту профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении (Шевченко С.Б.):

2.1. Продолжить работу по привлечению вузов к участию в отраслевых научных программах.

2.2. Провести совместно с Минпромнауки России совещание по аккредитации медицинских вузов в качестве научных организаций (IV квартал 2003 г.).

2.3. Проработать совместно с Минпромнауки России, Минобразованием России, Российской академией наук вопрос участия медицинских вузов в проектах, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований, Международным научно-техническим центром, другими отечественными и зарубежными фондами поддержки научных исследований (IV квартал 2003 г.).

2.4. Провести совещание проректоров по науке медицинских вузов по обсуждению итогов и решения настоящей коллегии (IV квартал 2003 г.).

2.5. Подготовить предложения по созданию Фонда поддержки вузовской науки (IV квартал 2003 г.).

2.6. Подготовить предложения по учреждению медали Минздрава России за лучшую научную работу студентов и молодых ученых (IV квартал 2003 г.).

3. Ректорам медицинских высших образовательных учреждений изучить прогрессивный опыт Факультета подготовки научно-педагогических кадров ММА им. И.М.Сеченова и подготовить предложения по привлечению наиболее талантливой части молодежи к участию в конкурсе на факультет и проводимых им мероприятиях.

4. Председателю ассоциации медицинских вузов России, ректору ММА им. И.М.Сеченова Пальцеву М.А.:

4.1. Доработать и представить на утверждение в установленном порядке Положение об организации научных исследований, проводимых высшими образовательными медицинскими учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4.2. Подготовить предложения по развитию программы состязательных мероприятий студентов и молодых исследователей.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Статс-секретаря заместителя Министра Дедкова Е.Д.

 

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

А.И.ВЯЛКОВ

 

Секретарь коллегии

И.В.ПЛЕШКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018