Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

25 декабря 2003 г.

 

N 2510/14224-03-32

 

О ТИПОВОЙ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ "ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ"

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях совершенствования медицинской помощи детям направляет типовую модель региональной программы "Детская стоматология" для разработки соответствующей программы с учетом особенностей региона.

 

Заместитель Министра

О.В.ШАРАПОВА

 

 

 

 

 

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

В настоящее время в нашей стране интенсивность кариеса зубов и болезней пародонта среди детского населения продолжает увеличиваться.

Анализ данных результатов обследования детей Российской Федерации показал, что средняя распространенность кариеса временных зубов у детей 6 лет составила 73%, в возрасте 12 лет кариес выявлен у 78% детей, в 15 лет кариес диагностирован у 88% подростков.

Распространенность признаков поражения пародонта у детей и подростков достаточно высока. Среди 12-летних признаки поражения были выявлены примерно у половины обследованных (48,2%), при этом кровоточивость десен составляет 29,6%, а зубной камень - 18,6%. К 15 годам распространенность поражения возрастает до 56,8%. Кровоточивость десен была зарегистрирована у 31,1% подростков, зубной камень - у 24,5%.

Учитывая изложенное, следует изменить приоритеты стоматологической службы и усилить профилактику стоматологических заболеваний, затраты на которую в 5-20 раз меньше затрат на лечение.

С целью уменьшения интенсивности и распространенности кариеса зубов, снижения интенсивности заболеваний пародонта у подростков необходимо внедрить в деятельность лечебно-профилактических и образовательных учреждений мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний.

При внедрении профилактических мероприятий (программ) особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития заболеваний твердых тканей зубов - 2-3-летним детям, временных зубов (6-7 летним детям - наиболее часто подверженным кариесу), постоянных зубов.

Программой профилактики стоматологических заболеваний должны быть охвачены дети России от рождения до 18 лет.

Для проведения вторичной профилактики должны быть определены следующие группы:

1. Дети в организованных коллективах от 2-х до 6 лет (дошкольные образовательные учреждения).

2. Учащиеся средних общеобразовательных школ от 6 до 18 лет включительно.

3. Профилактикой зубочелюстных аномалий должны быть охвачены дети от 3 до 7 лет.

В программу профилактики должны быть включены следующие методы.

 

Для детей от 0 до 3 лет:

- активный вызов врачами-специалистами с целью диспансеризации детей с 6 месячного возраста;

- осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами;

- обучение родителей рациональной гигиене полости рта детей;

- мотивация родителей к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания (раздача памяток, брошюр и др.);

- рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г.

 

Для детей от 3 до 6 лет:

- обучение родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений методам чистки зубов у детей;

- обучение гигиене полости рта детей с 3-х до 6 лет;

- местная фторидпрофилактика кариеса постоянных зубов с помощью фторлака;

- своевременная санация полости рта с целью профилактики осложнений кариеса.

 

Для детей от 6 до 14 лет.

Программа профилактики у школьников является продолжением специальных мероприятий, проводимых в дошкольном возрасте:

- индивидуальное обучение по показаниям методике чистки зубов (неудовлетворительный индекс гигиены полости рта);

- систематическое стоматологическое просвещение родителей, учителей, детей о значении гигиены полости рта, вреде сахара для зубов, о необходимости лечения зубов на ранних стадиях заболевания;

- обеспечение информационным материалом стоматологических кабинетов школ;

- ограничение кариесогенных факторов в школьном питании детей;

- санация полости рта с помощью новейших материалов для пломбирования (стеклоиономерных цементов, композитных материалов и др.).

 

Для 15-17 летних.

- контроль за гигиеническим состоянием полости рта и при необходимости инструктаж по чистке зубов и помощь в выборе средств гигиены полости рта;

- санация полости рта с помощью композиционных, стеклоиономерных и других новых материалов;

- индивидуальные беседы на предмет выявления возможных факторов риска: избыточного употребления сладостей, неудовлетворительной гигиены полости рта.

Для реализации программы профилактики должно быть предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, улучшения качества, доступности стоматологической помощи детскому населению и профессиональной подготовки кадров, внедрение передовых технологий и ресурсное обеспечение стоматологической службы.

 

Оценка эффективности программы

профилактики кариеса и заболеваний пародонта

у детского населения

 

Эффективность программы в популяции оценивается через 5, 10, 15, 20 лет.

Для оценки эффективности программы среди ограниченного контингента сроки сокращены до 2-х - 3-х лет.

Показателем, свидетельствующим об эффективности профилактики является увеличение числа лиц без кариеса и имеющих здоровый пародонт, а также снижение показателей КПУ и кп, улучшение гигиенических индексов и снижение интенсивности воспалительных заболеваний пародонта. Проведение профилактических мероприятий потребует дополнительных финансовых затрат. Проведение профилактических мероприятий должно осуществляться в: ДДУ, школах, ДСП.

 

Типовая модель региональной программы

по профилактике стоматологических заболеваний

у детей и подростков в образовательных учреждениях

 

N 

Мероприятия            

Исполнители          

1. 

Определить первоочередные         
организационные мероприятия по    
совершенствованию                 
стоматологической службы в        
регионах                          

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием,       
главные внештатные детские     
стоматологи                    

2. 

Разработать региональные программы
по профилактике и коррекции       
стоматологической и               
ортодонтической патологии у детей 
в процессе развития               

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
медицинской профилактики,      
главные внештатные стоматологи 

3. 

Организовать лекции, семинары по  
профилактике и коррекции          
стоматологической и               
ортодонтической патологии у детей 
для врачей-педиатров, врачей-     
специалистов педагогов, средних   
медработников, родителей и детей  

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
медицинской профилактики,      
центры Госсанэпиднадзора,      
главные внештатные детские     
стоматологи                    

4. 

Проводить работу по профилактике  
стоматологической и               
ортодонтической патологии у детей,
формированию мотивации у населения
к сохранению здоровья полости рта 
с привлечением средств массовой   
информации                        

Органы управления              
здравоохранением и органы      
управления образованием, центры
медицинской профилактики, СМИ  
центры Госсанэпиднадзора,      
главные внештатные детские     
стоматологи                     

5. 

Усилить контроль за детьми из     
групп риска по формированию       
стоматологической патологии.      
Обеспечить создание условий для   
проведения профилактической работы
в детских образовательных         
учреждениях и школах               

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
медицинской профилактики,      
центры Госсанэпиднадзора,      
главные внештатные детские     
стоматологи                    

6. 

Осуществлять постоянный контроль  
за проведением скрининг-тестов по 
ранней диагностике                
стоматологической и               
ортодонтической патологии у детей 
в процессе развития               

Органы управления              
здравоохранением               

7. 

Внедрить в работу организованных  
коллективов современные методы    
профилактики стоматологической и  
ортодонтической патологии у детей 
в процессе развития               

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием        

8. 

Совершенствование материально-    
технической базы:                 
- оснащение современным           
стоматологическим оборудованием   
детских стоматологических         
поликлиник;                        
- оснащение современным           
стоматологическим оборудованием   
медицинских кабинетов в           
образовательных учреждениях       

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием,       
администрация территорий       

9. 

Обеспечить контроль за соблюдением
санитарно-гигиенических норм в    
образовательных учреждениях       

Центры Госсанэпиднадзора,      
органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием        

10.

Обеспечить подготовку             
информационных материалов по      
вопросам профилактики заболеваний 
зубов и тканей пародонта для      
семьи, родителей, детей           

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
медицинской профилактики,      
образовательные учреждения     
высшего и дополнительного      
образования медицинского и     
педагогического профиля,       
главные внештатные детские     
стоматологи                    

11.

Обеспечить организацию и работу   
кабинетов и уголков гигиены в ДОУ,
школах и АПУ                      

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
Госсанэпиднадзора, главные     
внештатные стоматологи         

12.

Обучение детей в образовательных  
учреждениях гигиене полости рта и 
формирование у них навыков и      
привычек к проведению гигиены     
полости рта самостоятельно        

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием, центры
медицинской профилактики,      
главные внештатные детские     
стоматологи                    

13.

Обеспечить:                        
- укомплектованность врачебными   
кадрами и средним медперсоналом   
профилактических отделений ДСП;   
- систематическое повышение       
квалификации врачей и среднего    
мед. персонала по вопросам        
профилактики стоматологических    
заболеваний у детей;              
- повышение квалификации          
педагогического персонала         
образовательных учреждений по     
вопросам профилактики             
стоматологических заболеваний у   
детей                              

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием,       
образовательные медицинские и  
педагогические учреждения      
высшего и дополнительного      
образования, центра медицинской
профилактики                    

14.

Обеспечить проведение             
профилактических осмотров детей   

Органы управления              
здравоохранением, органы       
управления образованием,       
главные внештатные детские     
стоматологи                    

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017