Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

22 ноября 2004 г.

 

N 8

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия всех основных видов источников ионизирующего излучения: техногенных, медицинских и природных, по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам представления форм государственного федерального статистического наблюдения за дозами облучения населения за 2001-2003 годы, установил.

Требования Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <*> и постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" <**> и от 16 июня 1997 года N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан" <***> в части организации радиационно-гигиенической паспортизации и учета индивидуальных доз облучения населения до настоящего времени не выполнены на территориях республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и в Корякском автономном округе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 688.

<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2940.

 

В 29 субъектах Российской Федерации дозы облучения населения превышают федеральные показатели. Работа по снижению доз облучения населения проводится в недостаточном объеме, что не позволяет добиться необходимого эффекта. В первую очередь, это относится к дозам облучения при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях и от природных источников.

В 2003 году с использованием рентгенологических методов исследования было обследовано более 85 млн. человек, т.е. более 60 % населения страны. В 28 субъектах Российской Федерации дозы облучения пациентов выше федерального показателя - 0,97 мЗв в год. Наиболее высокие они в Московской (2,71), Магаданской (1.56), Амурской (1,28), Орловской (1,2) областях, Красноярском крае (1,2), Республике Дагестан (1,26).

Остается высоким количество рентгеноскопических исследований, доза облучения при которых значительно (в 2-3 раза) выше, чем при других диагностических исследованиях. Наибольшее количество рентгеноскопических процедур в 2003 году проведено в Московской (1424900), Свердловской (159549), Пермской (159126) областях и г. Москве (529434). За год по Российской Федерации этим методом проведены более 5 млн. процедур.

Около 70% используемого медицинского рентгенодиагностического оборудования устарело, гарантированные сроки его использования закончились, что приводит к увеличению доз облучения пациентов при проведении исследований.

Медленно внедряются в практику медицинских учреждений инструментальные методы измерения доз облучения пациентов. Они применяются только в 19 субъектах Российской Федерации. Полностью отсутствуют статистические данные за 2003 год по дозам облучения пациентов по 18 субъектам Российской Федерации.

До настоящего времени в 10 субъектах Российской Федерации не организована работа по оценке доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, в том числе по республикам Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, в которых природные источники облучения в структуре доз занимают ведущее место. Не представлены отчеты по государственным статистическим формам о дозах облучения природными источниками за 2002-2003 год по Волгоградской и Тверской областям, Корякскому, Ненецкому, Усть-Ордынско-Бурятскому автономным округам.

Увеличение доз облучения соответственно увеличивает радиационный риск - вероятность возникновения у человека или его потомства вредного эффекта в результате облучения. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-года жизни населения.

В целях дальнейшего снижения доз облучения населения и персонала до оптимально достижимых уровней облучения населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 N 52-ФЗ года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Потребовать от руководителей организаций, использующих источники ионизирующего излучения:

1.1.1. Не допускать работу с источниками ионизирующего излучения без наличия лицензий на соответствующий вид деятельности.

1.1.2. Обеспечить индивидуальный контроль доз облучения персонала и их учет в соответствии с формами государственного федерального статистического наблюдения.

1.2. Принять меры для обеспечения контроля за радиационной безопасностью от воздействия природных источников ионизирующего излучения населения при отводе земельных участков под строительство жилых, общественных и производственных зданий, производстве и использовании строительных материалов, минерального сырья.

1.3. Предложить руководителям лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой формы, провести комплекс работ по снижению доз облучения пациентов при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях.

1.4. Обсудить на заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоги радиационно-гигиенической паспортизации 2001-2003 годов, а также вопросы создания, финансирования и ведения региональных банков доз облучения населения.

1.5. Разработку планов по дальнейшему снижению доз облучения населения и замене устаревшего рентгенодиагностического оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как наиболее облучаемой группы населения.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Принять меры по обеспечению в установленном порядке контроля и учета индивидуальных доз облучения медицинского персонала, непосредственно работающего с источниками ионизирующего излучения, и пациентов.

2.2. Организовать информирование пациентов о дозах облучения при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

2.3. Провести анализ доз облучения пациентов и разработать на 2005 год и перспективу до 2010 года мероприятия по их снижению.

2.4. Не допускать использование рентгенодиагностического оборудования без санитарно-эпидемиологического заключения на аппарат и определителя доз облучения пациентов на аппараты для рентгеноскопических исследований, в связи с чем, при покупке убедиться в их наличии.

3. Главным государственным санитарным врачам в субъектах Российской Федерации:

3.1. Повысить требовательность к руководителям организаций, использующим источники ионизирующего излучения, по контролю и учету индивидуальных доз облучения населения.

3.2. Установить контроль за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством информации форм государственного федерального статистического наблюдения.

3.3. Обеспечить своевременное информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации о дозах облучения населения с предложениями мероприятий по их дальнейшему снижению и состоянию радиационной безопасности на объектах, использующих источники ионизирующего излучения, и территории субъекта Российской Федерации.

3.4. Просить руководителей средств массовой информации регулярно освещать вопросы состояния радиационной безопасности населения, организовать публикации радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации и паспорта России с комментариями и разъяснениями специалистов.

3.5. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.

3.6. Доложить о мерах по выполнению мероприятий до 30 сентября 2005 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.

 

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018