Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

15 декабря 2004 г.

 

N 1573-ВС

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для руководства и исполнения Организационно-методические указания по подготовке службы медицины катастроф и выполнению мероприятий гражданской обороны здравоохранения в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2005 год.

 

Заместитель Министра

В.И.СТАРОДУБОВ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

"__"________ 2004 г.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ И ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА 2005 ГОД

 

Служба медицины катастроф (далее - СМК) Минздравсоцразвития России в 2004 году продолжала решать задачи по медицинскому обеспечению населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера и террористических актов.

На основе требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и изменений к нему, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", продолжается совершенствование нормативной и правовой базы СМК и системы ее управления в мирное и военное время, способствующее эффективному выполнению задач в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), а также осуществлению органами СМК мероприятий в области гражданской обороны здравоохранения.

Принципиальное значение для практического применения имеют изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". По новому определению, гражданская оборона страны - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Анализ работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в 2004 году свидетельствует о том, что на территориальном уровне СМК, в основном, успешно справилась со своими обязанностями и сформировалась как эффективное звено ВСМК, способное адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 82 территориальных центра медицины катастроф (ТЦМК), 55 из которых с правом юридического лица. Не созданы ТЦМК в 6 субъектах Российской Федерации: Рязанская, Кировская области; Агинский Бурятский, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский АО.

Общий анализ состояния территориальной службы медицины катастроф показывает, что соответствуют предъявляемым требованиям - 35 ТЦМК (42,7%); ограниченно соответствуют - 35 ТЦМК (42,7%); требуют значительной доработки - 12 ТЦМК (14,6%).

Улучшаются условия размещения ТЦМК. Так, 29 ЦМК имеют собственные помещения, 29 - размещены на площадях больниц (областных, краевых, республиканских), 4 - на станциях скорой медицинской помощи и 20 центров арендуют помещения.

В 14 субъектах России созданы штатные мобильные формирования СМК (госпитали, мобильные медицинские отряды).

В лучшую сторону отмечаются ТЦМК республик Татарстан, Дагестан, Саха (Якутия), Мордовия, Коми; Приморского, Хабаровского, Красноярского, Алтайского, Ставропольского краев; Свердловской, Кемеровской, Пермской, Омской, Мурманской, Брянской, Воронежской, Тюменской, Новосибирской, Иркутской и Читинской областей; Ханты-Мансийского АО; гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Положительный опыт работы Службы территориального уровня свидетельствует о целесообразности создания межрайонных (окружных) ЦМК. В данном направлении значительная работа выполнена в Республике Саха (Якутия), Алтайском крае, Свердловской, Иркутской областях и др.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 84 в 2004 году впервые проводился конкурс на звание "Лучший территориальный центр медицины катастроф Минздравсоцразвития России". Основные цели конкурса: определение лучших ТЦМК субъектов Российской Федерации, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к Службе, использующих в своей деятельности передовые технологии; изучение, внедрение и распространение передового опыта работы лучших ТЦМК в практику деятельности ВСМК.

В целях изучения деятельности органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по развитию и совершенствованию СМК, а также для оценки готовности ТЦМК к действиям в ЧС штабом ВСМК было проведено 16 проверок (в том числе 6 - в составе комплексных комиссий МЧС России). По результатам проверок в 11 субъектах Служба признана соответствующей предъявляемым требованиям (республики Карелия и Карачаево-Черкесия; Хабаровский край; Липецкая, Омская, Орловская, Самарская, Смоленская, Иркутская, Мурманская и Калужская области). Не соответствует предъявляемым требованиям СМК в Кировской, Костромской, Ленинградской, Челябинской областях.

Продолжает оставаться низкой исполнительская дисциплина. Анализ представляемых отчетов показывает, что многие руководители ТЦМК не четко знают существующие нормативные документы, регламентирующие порядок и сроки представления отчетной документации СМК (приказы Минздрава России от 15.11.2001 N 410, от 23.04.2002 N 131, Указание заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 19.03.1998 N 213-У). 33 субъекта Российской Федерации не представили квартальные отчеты по СМК за 2004 год, в том числе Республики Карелия, Адыгея, Ингушетия, Тыва; Ставропольский, Краснодарский края; Белгородская, Орловская, Тульская, Ленинградская, Псковская, Нижегородская, Курганская области и др.

В представляемых отчетных документах не отражаются показатели работы отделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санавиации), психофизиологических лабораторий, подразделений по обучению, не делаются выводы, характеризующие работу СМК субъекта, нет предложений по развитию.

Квартальные отчеты ряда субъектов не соответствуют нормативным требованиям и не включают все необходимые приложения (Республика Марий Эл; Магаданская, Рязанская, Курская, Пензенская области и др.).

В целях повышения уровня подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений СМК в 2004 году штабом ВСМК проведено 7 штабных тренировок и 4 командно-штабных учения, из них 2 тренировки под руководством Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС в Калининградской и Камчатской областях. Кроме того, специалисты СМК участвовали в международном комплексном учении в Калининградской области. В ходе отработки учебных вопросов проверена организация работы органов управления здравоохранением, учреждений и формирований СМК в различных режимах деятельности; уточнены реальность планов медицинского обеспечения населения в различных ЧС, вопросы взаимодействия с органами управления и формированиями других заинтересованных министерств и ведомств. Наиболее высоких результатов по подготовке органов управления здравоохранением и СМК к действиям в ЧС достигнуто здравоохранением Приморского края, Калининградской, Воронежской, Пермской, Свердловской, Иркутской, Кемеровской и Мурманской областей.

В ряде субъектов Российской Федерации планирование деятельности СМК осуществляется без учета данных территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, в связи с чем планы работы ТЦМК не вполне согласуются с планами МЧС и с прогнозируемой ситуацией.

Основными недостатками по-прежнему остаются: низкая штабная культура руководящего состава СМК при отработке документов планирования и управления; слабые практические навыки при сборе и анализе сложившейся медико-тактической обстановки в зоне ЧС; принимаемые решения зачастую не подкрепляются соответствующими расчетами и данными прогноза возможного развития ЧС; несвоевременно представляются донесения о выполненных мероприятиях и изменениях обстановки; недостаточная обеспеченность средствами связи и управления и др. Кроме того, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации мало уделяют внимания развитию и совершенствованию материально-технической базы СМК территориального уровня (Республика Хакасия, Челябинская, Ростовская, Астраханская, Пензенская, Костромская, Орловская области и др.).

Работа по аттестации учреждений, формирований и специалистов СМК в настоящее время ведется недостаточно. Территориальные ведомственные аттестационные комиссии созданы в 35 субъектах Российской Федерации, из них только 21 функционирует в соответствии с требованиями Положения об аттестации. В ТЦМК и их формированиях не проведена аттестация с целью получения свидетельства МЧС России на право проведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ в ЧС нового образца (срок - декабрь 2004 года). Не используются возможности материального стимулирования медицинских работников, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Исключение составляет СМК Омской области, где решен вопрос с администрацией о доплатах к заработной плате работникам здравоохранения, имеющим статус спасателя.

В 2004 году продолжалось внедрение и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) ВСМК. Смонтирован и запущен в опытную эксплуатацию комплекс АИУС в филиале ВЦМК "Защита" в Южном федеральном округе, разработан аппаратно-программный вариант формирования комплексной телемедицинской системы медицинского обеспечения населения в ходе ликвидации последствий ЧС на базе единой АИУС ВСМК.

В течение года специалисты СМК принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий в более 1360 случаях ЧС и террористических актов (в том числе: 1251 - техногенных, 11 - природных и 18 - террористических актов). Медицинская помощь была оказана более 11100 пораженным, госпитализировано более 5600 чел. Только в результате террористических актов пострадало более 1900 чел., погибло 584 чел., госпитализировано 941 чел. Для ликвидации медико-санитарных последствий привлекалось более 2800 различных штатных и нештатных медицинских бригад. Большая работа по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и террористических актов была проведена специалистами СМК Чеченской Республики и Республики Ингушетия, Кемеровской и Самарской областей и г. Москвы. Так при ликвидации медико-санитарных последствий террористического акта в г. Беслане было задействовано 1850 медицинских специалистов, в том числе 62 бригады скорой медицинской помощи, 18 бригад специализированной медицинской помощи и 11 бригад экстренного реагирования. Для оказания консультативной и специализированной медицинской помощи пораженным ПМГ ВЦМК "Защита" был усилен группой детских хирургов и реаниматологов ЛПУ г. Москвы. Экстренную психологическую помощь оказывали специалисты ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, Московского НИИ психиатрии, психиатрической больницы г. Ставрополя. Для наращивания группировки сил и средств были привлечены 5 бригад специализированной медицинской помощи Ставропольского края и 3 бригады экстренного реагирования Кабардино-Балкарской Республики. Координация лечебно-эвакуационных мероприятий осуществлялась штабом ВСМК. Благодаря грамотно организованной медицинской сортировке и слаженной работе специалистов СМК, за 4 часа работы в условиях массового поступления пострадавших удалось оказать медицинскую помощь более 550 пораженным.

Продолжает оставаться серьезной социальной и медицинской проблемой дорожно-транспортный травматизм. В авариях на автодорогах за 9 месяцев 2004 года погибло 24,4 тыс. чел., получили ранения более 183 тыс. чел. Особую озабоченность вызывает детский травматизм. За 9 месяцев 2004 года погибло более 1000 и получили ранения почти 20 тыс. детей. Для оказания экстренной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП детям и для снижения тяжести медицинских последствий создана система этапной лечебно-эвакуационной помощи детям, пострадавшим в ДТП на территории Московской области. Основным звеном является формирование и организация дежурств бригад медицинского сопровождения пострадавших в процессе эвакуации силами и средствами ТЦМК области. Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы и ТЦМК Московской области обеспечивают медицинскую эвакуацию пострадавших, в том числе с использованием вертолетной техники и распределение пострадавших в специализированных стационарах г. Москвы и области с учетом диагноза и профиля лечебного учреждения.

В настоящее время в стране действуют 87 отделений и 70 филиалов экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация). Работа отделений ведется в плановом режиме и режиме ЧС с использованием различных видов наземного и воздушного транспорта (в том числе имеющегося на балансе и эксплуатируемого на договорной основе). Главной задачей отделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи в службе медицины катастроф, в условиях участившихся терактов и чрезвычайных ситуаций, является организация и осуществление медицинской эвакуации пострадавших для оказания им квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Анализ работы отдела санитарной авиации ВЦМК "Защита" при ликвидации медико-санитарных последствий теракта в г. Беслане свидетельствует о необходимости подготовки врачебного и среднего медицинского персонала для эвакуации тяжело пораженных на управляемом дыхании на этап специализированной медицинской помощи. В течение семи дней было эвакуировано в ЛПУ г. Москвы 125 человек, 82 из которых дети. Совершено 11 вылетов транспортных самолетов МЧС и Минобороны России. 70% эвакуированных находились в тяжелом состоянии. Высокая эффективность работы отдела экстренной и планово-консультативной помощи во время ликвидации последствий крайне тяжелого, не имевшего аналогов теракта, наглядно подтверждает необходимость интеграции ТЦМК с данными подразделениями. В настоящее время отделения санавиации входят в состав 40 ТЦМК, выполняя значительный объем работы. В лучшую сторону необходимо отметить работу отделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи ТЦМК Республики Коми, Алтайского и Хабаровского краев, Воронежской, Свердловской, Брянской, Иркутской, Читинской, Новгородской, Вологодской областей и др.

Повышение квалификации специалистов СМК проводилось на базе Института проблем медицины катастроф ВЦМК "Защита". В течение 2004 года проведено 38 циклов тематического усовершенствования, в т.ч. 12 выездных (гг. Калуга, Астрахань, Иркутск, Улан-Удэ, Нижневартовск, Нальчик, Сочи, Ростов-на-Дону, Ангарск, Московская обл. и др.). Всего обучено около 900 специалистов службы медицины катастроф. В учебном процессе получили отражение вопросы медицинского обеспечения при террористических актах, в т.ч. с использованием биологических агентов. Более широко стали использоваться ситуационные задачи, что позволило эффективнее развивать управленческие навыки у руководящего звена СМК. Проведен первый цикл повышения квалификации врачей методом дистанционного обучения. Большая работа по обучению специалистов Службы проводится в Пермской, Свердловской, Кемеровской, Иркутской и других областях. Следует также отметить ЦМК г. Златоуст, в котором в течение 2004 года прошли обучение свыше 500 специалистов Службы.

Продолжается работа по накоплению, улучшению условий хранения и освежения запасов медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. В течение 2004 г. из резерва Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в районы ЧС было направлено более 12 тонн медицинского имущества на сумму около 7 млн. рублей, в т.ч. для ликвидации медико-санитарных последствий террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия-Алания. Продолжается работа по накоплению запасов медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в субъектах Российской Федерации. Анализ деятельности ТЦМК показывает, что эта работа заметно активизировалась. Созданы запасы медицинского имущества на 500 пораженных в 44 ТЦМК (49%), менее чем на 500 пораженных в 29 ТЦМК (33%). В то же время не созданы запасы медицинского имущества в 15 ТЦМК (Республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Хакасия, Тыва, Саха (Якутия); Пензенская, Рязанская и Московская области; Агинский-Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа и др.).

Больше внимания необходимо уделять работе с оперативно-тактическими (неснижаемыми запасами) ЛПУ. Такие запасы имеются в 72 субъектах Российской Федерации (80%). Не имеют оперативно-тактических запасов медицинского имущества или сведения по ним не представлялись с 2001 г. от 17 субъектов Российской Федерации (республики Ингушетия, Хакасия, Тыва, Алтай, Ханты-Мансийский и Таймырский автономные округа и др.). Следует отметить низкую исполнительскую дисциплину по своевременному представлению донесений о наличии и состоянии резервов медицинского имущества.

Большое влияние на развитие современных технологий ликвидации медико-санитарных последствий ЧС оказывала научная работа, проводимая в ТЦМК. Особенно активно она проводится ТЦМК г. Москвы, Республики Татарстан; Пермской, Мурманской, Свердловской и Кемеровской областей.

Продолжалась информационно-издательская деятельность Службы. Выпускались периодические издания (журнал "Медицина катастроф" и приложения к нему, информационный сборник) и непериодические издания (нормативно-методические документы, пособия для врачей, информационные материалы по отдельным проблемам медицины катастроф и др.). Анализ информационно-издательской деятельности свидетельствует о более активном участии в ней в 2004 году территориальных центров медицины катастроф. Так, в 2004 г. из 62 статей 11 опубликовано из территориальных центров медицины катастроф и 7 статей - из центров Госсанэпиднадзора.

В целях дальнейшего повышения уровня подготовки специалистов Службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций и выполнения мероприятий гражданской обороны здравоохранения главными задачами в 2005 году считать: обеспечение постоянной высокой готовности СМК, органов управления, учреждений, организаций и предприятий здравоохранения к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время; совершенствование их методов по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, особенно в случаях террористических актов; снижению рисков и уровня медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени; эффективное использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения; дальнейшее развитие службы медицины катастроф и совершенствование гражданской обороны здравоохранения на территориальном уровне; совершенствование системы управления СМК.

 

1. Совершенствование организации и управления службой медицины катастроф и гражданской обороной здравоохранения

 

1.1. В целях повышения эффективности руководства деятельностью СМК создать филиалы ВЦМК "Защита" в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург), Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск), Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск), Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород), Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург).

1.2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять меры по совершенствованию организационно-штатной структуры и материально-техническому оснащению ТЦМК в соответствии с Положением о Службе и перспективой выполнения функций организационно-методического руководства гражданской обороной здравоохранения.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" от 13.09.2004 N 1167, поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 МФ-П4-5192, в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом организовать взаимодействие с местными органами ФСБ, МВД, МЧС и Минобороны России по вопросам обмена оперативной информацией. Составить совместные планы оперативных мероприятий по обеспечению безопасности больных и персонала лечебно-профилактических учреждений при возможных террористических актах; определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий для оперативного реагирования на террористические акты; включить в перечень особо важных объектов, подлежащих обязательной государственной охране силами вневедомственной охраны при органах внутренних дел, объекты здравоохранения федерального и территориального уровней, а также научно-исследовательские институты и государственные объекты микробиологической и фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; обеспечить эффективное взаимодействие объектовых медицинских формирований с органами управления и силами РСЧС, правоохранительными органами и службами жизнеобеспечения, участвующими в ликвидации последствий возможных террористических актов на опасных объектах; определить порядок и средства доставки территориальных бригад экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи постоянной готовности к местам возможных ЧС и террористических актов и обеспечить их современными средствами связи (радиосвязь, космическая связь); определить порядок взаимодействия бригад экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи постоянной готовности центров медицины катастроф с ведомственными медико-санитарными подразделениями и учреждениями при ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов в населенных пунктах, на транспорте, в труднодоступных и отдаленных районах; сформировать в региональных и территориальных центрах медицины катастроф мобильные медицинские отряды, предусмотрев их дальнейшее развитие и совершенствование на особый период (информационное письмо Минздравсоцразвития России "О подготовке здравоохранения и ликвидации последствий терактов" от 19.11.2004 N 1151-ВС).

Обеспечить реализацию положений государственных нормативных правовых актов и совершенствование ведомственной нормативной правовой и методической базы в области гражданской обороны здравоохранения:

предусмотреть в бюджетах здравоохранения субъектов Российской Федерации, учреждений, организаций и предприятий здравоохранения финансирование мероприятий гражданской обороны здравоохранения на уровне, адекватном военным угрозам в вооруженных конфликтах, возникновению угроз крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и угрозам терроризма;

принять меры по совершенствованию и поддержанию в готовности пунктов управления Службы, активизировать работу по их оснащению современными техническими средствами;

продолжить работу по созданию, оснащению и поддержанию в готовности нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;

обеспечить работу по накоплению, содержанию и освежению в соответствии с установленными нормами запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны; не допускать сокращения и принимать меры к накоплению и освежению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;

активизировать работу, направленную на сохранение на территориях в государственной собственности и поддержание в готовности фонда защитных сооружений гражданской обороны для объектов здравоохранения. Не допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий для личного состава учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для нетранспортабельных больных;

обеспечить эффективное выполнение мероприятий по защите государственных секретов;

в течение года провести не менее двух комплексных проверок городов, районов (административно-территориальных образований в составе городов) по вопросам планирования и организации работы нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны в лечебно-профилактических учреждениях.

Завершить формирование в центрах медицины катастроф мобильных медицинских отрядов бригадного состава. О проведенных мероприятиях доложить до 1 ноября 2005 г.

До 1 мая 2005 г. провести аккредитацию ТЦМК, состоящих в республиканских, краевых и областных больницах, как самостоятельных учреждений со статусом юридического лица. Копии аккредитационных документов и расчетных счетов представить в штаб ВСМК до 1 июня 2005 г.

До 1 июля 2005 г. проверить состояние готовности Службы (территориального и местного уровней) к работе в ЧС, выполнение требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов управления и формирований Службы. Отчеты по итогам проверок представить в штаб ВСМК до 1 сентября 2005 г.

Завершить работу по объединению СМК и подразделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санавиация) (приказ Минздрава России от 03.04.1998 N 98), а также по интеграции СМК и службы скорой медицинской помощи при ликвидации последствий ЧС.

Принять меры по реализации требований приказа Минздравсоцразвития России от 18.11.2004 N 201 "Об обеспечении специальной одеждой и обувью работников службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

Активизировать работу по аттестации специалистов и формирований службы медицины катастроф. Создать территориальные ведомственные аттестационные комиссии, состав которых утвердить в Центральной ведомственной аттестационной комиссии (ЦВАК) Минздравсоцразвития России до 1 июля 2005 года. Для внесения в реестр аварийно-спасательных формирований Российской Федерации аттестовать ТЦМК и их формирования с получением Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ в ЧС нового образца в срок до 1 ноября 2005 года.

В целях совершенствования оперативного управления и своевременного реагирования на ЧС принять меры по созданию в ТЦМК автоматизированной информационно-управляющей системы, обеспечить центры адресами электронной почты в сети "Интернет", провести дооснащение средствами мобильной связи и оргтехники.

Принять меры по включению ТЦМК в единую дежурно-диспетчерскую службу оперативного реагирования на ЧС на функциональной основе. О проведенных мероприятиях и уточненные адреса электронной почты доложить в штаб ВСМК до 1 июля 2005 г.

1.3. Директору ВЦМК "Защита" Минздравсоцразвития России обеспечить ввод в строй и опытную эксплуатацию стационарных и мобильных телемедицинских комплексов ВЦМК "Защита" и филиала ВЦМК "Защита" в Южном федеральном округе.

1.4. Руководителям учреждений, организаций и предприятий здравоохранения федерального подчинения уточнить наличие, состав, укомплектованность и оснащенность нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (ранее - гражданских организаций гражданской обороны медицинской службы гражданской обороны) по состоянию на 1 декабря 2004 года, а также возможности учреждений по созданию новых медицинских формирований (бригад специализированной медицинской помощи, мобильных медицинских отрядов, санитарно-эпидемиологических отрядов, санитарно-эпидемиологических бригад, санитарно-противоэпидемических бригад, групп эпидемиологической разведки и др.). Уточненные данные и предложения представить во Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздравсоцразвития России до 20 февраля 2005 года по ф. 5 (приложение N 4 к Методическим указаниям по созданию гражданских организаций гражданской обороны, утвержденным Минздравом России 20.04.2001).

 

2. Подготовка органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф

 

2.1. Подготовку руководителей и специалистов службы медицины катастроф осуществлять в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год от 2.09.2004 N 41-15-5, а также Примерными программами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (Москва, МЧС России, 2001 год). Основные усилия сосредоточить на подготовке к действиям по организации медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Особое внимание обратить на подготовку всех подразделений и учреждений, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС в очагах массовых потерь от техногенных аварий и катастроф, современных видов оружия, а также в очагах биологического, химического и радиационного характера, в том числе в результате террористических актов. Основной формой обучения для органов управления считать командно-штабные учения (КШУ) и штабные тренировки (ШТ), для медицинских формирований и учреждений - тактико-специальные учения (ТСУ).

Главными направлениями подготовки считать: совершенствование навыков руководителей различных уровней в планировании медицинского обеспечения населения в ЧС и организации управления подчиненными силами и средствами в конкретной обстановке, своевременном принятии обоснованных решений; поддержание в постоянной готовности и модернизацию системы централизованного оповещения органов управления здравоохранением, персонала учреждений и личного состава нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны; регулярное уточнение состава органов управления спасательными силами гражданской обороны здравоохранения, достижение полного количественного и качественного укомплектования нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны; проведение расчетов и анализа возможных санитарных потерь в военное время, исходя из конкретных условий территорий и уточнения потребности в силах и средствах нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (в том числе дополнительных больничных коек), необходимых для медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; организацию взаимодействия с органами управления и формированиями других ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2005 г. руководствоваться Методическими рекомендациями по подготовке и проведению КШУ ВСМК (1999 г.). На всех мероприятиях оперативной подготовки предоставлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с использованием баз данных и расчетных задач по прогнозированию и оценке медико-санитарных последствий ЧС с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы ЦМК. Для обмена информацией шире использовать электронную почту.

Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки в органах управления здравоохранением и СМК субъектов Российской Федерации планировать:

с органами управления здравоохранением и СМК субъектов Российской Федерации - КШУ (ШТ) 1 раз в год продолжительностью до 2 сут.;

с органами управления гражданской обороны здравоохранения - КШУ (ШТ) 1 раз в год продолжительностью до 1 сут.;

с формированиями и учреждениями СМК - тактико-специальные учения (мобильный медицинский отряд, полевой многопрофильный госпиталь, нештатные медицинские аварийно-спасательные формирования ГО - продолжительностью 1-2 сут.; бригада экстренного реагирования, бригада специализированной медицинской помощи постоянной готовности - продолжительностью до 8 ч); ежемесячно проводить тренировки по приведению их в различные степени готовности, по вопросам развертывания с привлечением штатного и приписанного персонала и организации работы в условиях различных ЧС;

с медицинскими учреждениями и формированиями - комплексные учения продолжительностью до 2 сут. один раз в два года и объектовые тренировки продолжительностью до 8 ч. один раз в два года (в год, когда не проводятся комплексные учения), с отработкой вопросов перевода на функционирование в режиме военного времени.

Подготовку работников, не входящих в состав нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассчитанной на 14 часов (Примерные программы обучения населения в области гражданской защиты от чрезвычайных ситуаций, Москва, МЧС России 2001 г.).

Темы учений и тренировок определять, исходя из особенностей медико-географической характеристики территории, наличия потенциально-опасных производственных объектов, возможных ЧС и конкретных медико-санитарных условий, а также угрозы террористических проявлений.

2.2. Региональным и территориальным ЦМК принять участие в учениях, проводимых МЧС России и другими министерствами, а также на объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро- и взрывоопасные, радиоактивные и высокотоксичные химические вещества.

2.3. Специальную подготовку медицинского состава по вопросам службы медицины катастроф нацелить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей по оказанию медицинской помощи пораженным при террористических актах и в ЧС мирного и военного времени. В органах управления, учреждениях и формированиях Службы проводить специальную подготовку медицинского состава по существующим программам из расчета 24 учебных часа в течение года.

2.4. Руководителям органов управления здравоохранением и СМК субъектов Российской Федерации своевременно направлять слушателей на циклы повышения квалификации в Институт проблем медицины катастроф ВЦМК "Защита" в соответствии с учебно-производственным планом на 2005 г. Обеспечить единое идеологическое и методическое руководство по вопросам развития ВСМК, подготовки кадров, организации оказания медицинской помощи пораженным, повышения эффективности работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, шире использовать для подготовки слушателей имеющиеся специализированные классы медицинских институтов, училищ, лечебных учреждений, а также, по согласованию с органами управления РСЧС, полигоны и учебные городки воинских частей ГО.

2.5. Директорам ТЦМК создать и расширять библиотечные фонды, включающие научную, нормативную, методическую и учебно-методическую литературу по проблемам медицины катастроф.

В целях обеспечения обмена опытом, более полного и эффективного обмена информацией учреждений и формирований Службы различного уровня, а также для создания фотовидеоархива Службы, ежеквартально направлять (в электронном виде или на бумажном носителе) в пресс-службу ВЦМК "Защита" (информационно-издательский отдел) сведения о наиболее значимых, представляющих интерес для всех организаций и учреждений ВСМК мероприятиях, событиях, произошедших на их территориях (учениях, семинарах, конференциях, совещаниях, результатах успешно ликвидированных ЧС и т.д.). Желательно текстовую информацию сопровождать фотовидеоматериалом; активизировать работу по подготовке и представлению материалов, содержащих анализ и обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, данные о новых организационных решениях, использовании современных лечебно-диагностических технологий и методов исследования в виде статей для журнала "Медицина катастроф"; шире использовать имеющиеся рубрики журнала "Вести с мест", "Обмен опытом", "Информация" для размещения в них региональных и территориальных новостей; дать предложения в редакцию журнала "Медицина катастроф" по созданию новых актуальных разделов и рубрик журнала.

 

3. Организация медицинского обеспечения населения в ЧС

 

3.1. Повысить качество планирования медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. В процессе годового планирования директорам ТЦМК особое внимание обратить на прогноз ЧС на предстоящий год по данным территориальных центров мониторинга и прогнозирования. Копии планов работы ТЦМК на 2005 год направить в ВЦМК "Защита" по электронной почте к 1.02.2005.

При разработке планов руководствоваться методическими рекомендациями "Планирование медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" и пособием для врачей "Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций". Акцентировать внимание на организацию управления формированиями Службы и взаимодействия с органами управления и формированиями других министерств и ведомств при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, выделение профилизированного коечного фонда в случаях ЧС в ЛПУ, в том числе учреждениях федерального подчинения.

3.2. В целях эффективного осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий при возможных террористических актах, в субъектах Российской Федерации, где расположены биологические и химические аварийно-опасные объекты, а также в городах с большой плотностью населения, создать штатные бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности противоэпидемического, санитарно-гигиенического и токсико-терапевтического профилей. Оснастить специалистов бригад необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и обеззараживания химических и биологических веществ; определить лечебно-профилактические учреждения, ответственные за проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на особо опасных объектах, и наиболее вероятные маршруты эвакуации пораженных из зон возможных чрезвычайных ситуаций; определить принципы организации и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, медицинскими препаратами, антидотами и индивидуальными противохимическими пакетами при террористических актах химического, биологического и радиационного характера; продолжить создание центров реабилитации участников ликвидации последствий ЧС.

Предусмотреть высвобождение и дополнительное развертывание коек в лечебных учреждениях (в том числе федерального подчинения) в количестве до 25% от штатной коечной емкости учреждения для приема раненых и пораженных из очагов ЧС.

3.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", предусматривающим создание функциональной подсистемы резервов медицинских ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, продолжить работу по созданию неснижаемых запасов медицинского имущества из расчета на 500 пораженных (приказ Минздрава России от 31.05.2002 N 181). В целях предупреждения или уменьшения воздействия поражающих факторов ЧС на население и спасателей создать запас средств общей экстренной профилактики, иммунобиологических препаратов, антидотов, радиопротекторов (каждой группы препаратов на 100 пораженных). Объем и номенклатуру средств определить исходя из результатов прогнозирования последствий технологических террористических актов (аварий) и финансово-материальных возможностей субъектов Российской Федерации, обеспечить сотрудников формирований СМК постоянной готовности специальной одеждой и средствами медицинской защиты.

3.4. Во исполнение протокола заседания Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения от 28.10.2003 N 3 в целях совершенствования системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и директорам центров медицины катастроф:

продолжить совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечивающей сокращение времени прибытия бригад скорой медицинской помощи и бригад экстренного реагирования СМК на место ДТП, быстроту и слаженность действий при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим;

усилить взаимодействие органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с органами управления, подразделениями и силами МВД и МЧС России, участвующими в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на основании Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, от 17.04.2003;

разработать и утвердить Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД, МЧС и Минздравсоцразвития России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, на территориальном и местном уровнях.

3.5. Руководителям органов управления здравоохранением и ЦМК субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по социальной и юридической защите (страхованию) медицинских работников, привлекаемых к участию в ликвидации последствий техногенных и природных ЧС, а также террористических актов. Продолжать совершенствовать систему медицинской реабилитации спасателей в региональных и территориальных ЦМК.

 

4. Научная работа

 

Продолжить научные исследования по проблемам медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Главной задачей при этом считать разработку научных основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и работы ее учреждений и формирований в условиях мирного и военного времени.

Более эффективно через "Межведомственный научный совет Российской академии медицинских наук и Всероссийской службы медицины катастроф по проблемам медицины катастроф" использовать результаты исследований и научный потенциал учреждений РАМН и других министерств и ведомств для совершенствования системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и террористических актах.

В целях улучшения медицинского обеспечения населения в ЧС, ВЦМК "Защита" совместно с заинтересованными научно-исследовательскими учреждениями Минздравсоцразвития России, РАМН, МЧС и Минобороны России, в соответствии с подпрограммой совершенствования ВСМК Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" продолжить разработку:

научных основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф по обеспечению населения при террористических актах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военных конфликтах;

научного обоснования организации работы филиалов ВЦМК "Защита" в федеральных округах, мобильного медицинского отряда;

методики оценки деятельности федеральных лечебно-профилактических учреждений по вопросам готовности к действиям в ЧС;

стандартов новых диагностических и лечебных технологий оказания медицинской помощи и оснащения подразделений Службы при различных чрезвычайных ситуациях;

новых средств и методов проведения медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

единой автоматизированной информационно-управляющей системы Службы с применением телемедицины;

средств и способов защиты человека в чрезвычайных ситуациях и экспресс-методов химического анализа веществ в окружающей среде.

 

5. Финансирование

 

Финансирование деятельности ЦМК в 2005 году осуществляется за счет средств бюджетов:

субъектов Российской Федерации, выделяемых администрациями краев, областей, городов на текущее содержание центров и целевые программы развития службы субъектов Российской Федерации;

территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

прочих внебюджетных источников.

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять меры по разработке и реализации целевых программ развития территориальной службы медицины катастроф на 2006-2007 гг. с учетом террористических актов и военного времени.

Руководителям центров медицины катастроф в 2005 году:

1. Производить оплату труда работников центров медицины катастроф в соответствии с приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" с приложениями и дополнениями к нему и приказом Минздрава России от 09.06.2003 N 230 с изменениями и дополнениями к нему. В первом квартале 2005 года будет утверждено новое "Положение об оплате труда работников службы медицины катастроф".

2. Осуществлять страхование спасателей в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Вести бухгалтерский и финансовый учет и статистическую отчетность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

4. Представлять в ВЦМК "Защита" в установленные сроки и оформленные установленным порядком (подписи официальных лиц и печать учреждения) следующие документы:

программу развития службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации на 2005-2006 гг., утвержденную администрацией субъекта Российской Федерации (до 01.04.2005);

плановые лимиты бюджетных обязательств на содержание ТЦМК в 2005 г. с поквартальной разбивкой (ежегодно до 01.04.2005);

отчет об исполнении сметы расходов по форме N 2 (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников по форме N 1-БЗ (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

отчет о штатной численности по форме 3-4 (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

справку о размерах и источниках финансирования программы развития службы медицины катастроф территориального уровня на 2005 г. (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

информацию о реализации целевых программ (подпрограмм) службы медицины катастроф территориального уровня (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

доклад "О ходе реализации целевых программ (подпрограмм) службы медицины катастроф территориального уровня и эффективности использования финансовых средств в 2005 году" (ежеквартально, до 5 числа следующего за отчетным кварталом);

информацию о состоянии основных средств (ежегодно до 5 числа следующего за отчетным периодом);

сведения о земельном участке, занимаемом организацией (ежегодно до 01.04.2005);

сведения об учреждении здравоохранения как объекта, требующего капитального ремонта и капитального строительства (до 01.04.2005).

 

6. Учет и отчетность

 

Представлять в ВЦМК "Защита" по установленным формам:

Сводные статистические отчеты о деятельности ЦМК, силах и средствах Службы по формам NN 55 и 56 представлять на бумажных носителях в 2-х экземплярах и магнитных носителях (дискетах) в ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития России в соответствии с графиком и сроком сдачи органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации годовых отчетов за 2004 год.

Отчеты по формам NN 55, 56 передавать также по электронной почте по адресу: e-mail: arcdm@pike.net.ru;. При составлении статистических отчетов руководствоваться требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.11.2004 N 202 "О представлении сводных годовых статистических отчетов за 2004 год".

Ежегодные доклады о проведенной работе и состоянии гражданской обороны, разработанные в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России "О подготовке доклада о состоянии гражданской обороны Российской Федерации" от 25.01.99 N 33-216-14, представлять в сроки и по формам, ранее установленным методическими рекомендациями по подготовке ежегодных докладов о состоянии гражданской обороны организаций, учреждений и предприятий, подведомственных Минздраву России (от 01.07.2003 N 212-05/451), в порядке:

органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации - доклад "О состоянии гражданской обороны здравоохранения субъекта Российской Федерации" - в ВЦМК "Защита" и в территориальные органы МЧС России;

учреждениями, организациями и предприятиями здравоохранения федерального подчинения - доклад "О состоянии гражданской обороны учреждения" - в ВЦМК "Защита".

 

Директор ВЦМК "Защита"

Минздравсоцразвития России

С.Ф.ГОНЧАРОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018