Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2005 года

 

ПРОТОКОЛ N 3-2

 

ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ОТРАСЛИ ЗА 2004 ГОД И

МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ИСПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА НА 2005 ГОД

 

Заслушав и обсудив доклад заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Соболева В.А., коллегия отмечает следующее.

Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.

Исходя из этого, формирование бюджета отрасли по принципу увеличения плановых ассигнований бюджета предыдущего года на индекс-дефлятор, не учитывает реальные потребности отрасли "Здравоохранение".

Анализ финансового обеспечения реальной потребности отрасли за последние 3 года показывает, что выделяемые бюджетные ассигнования покрывают около 70 процентов необходимых расходов.

Так, проект бюджета отрасли на 2004 год, рассчитанный в соответствии с показателями, учитывающими реальный рост цен на товары и услуги, дополнительные расходы, связанные с содержанием новой сети, финансирования утвержденных постановлениями Правительства Москвы целевых программ отрасли составлял 44,2 млрд. рублей. При этом, бюджет отрасли на 2004 год был утвержден в объеме 29,5 млрд. рублей, а с учетом дополнительно выделенных ассигнований в ходе исполнения бюджета города Москвы в 2004 году, фактически из средств городского бюджета было выделено 31,9 млрд. рублей.

Объем консолидированных средств отрасли в 2004 году составил 47112,0 млн. рублей, в том числе, - средств городского бюджета - 31995,0 млн. рублей (67,9%), средств ОМС - 13963,0 млн. рублей (29,6%), внебюджетные средства - 1153,0 млн. рублей (2,5%).

Темпы роста объема консолидированного бюджета отрасли в 2004 году по отношению к 2003 году составили 21%, в основном за счет увеличения ассигнований на оплату труда.

Правительством Москвы проводится большая работа по постоянному повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Если в 2003 году средняя заработная плата в отрасли составляла 6340 рублей (врачи - 8800 рублей, средний медицинский персонал - 5870 рублей, младший медицинский персонал - 3770 рублей), то в 2004 году размер средней заработной платы в отрасли составил 8255 рублей (врачи - 11300 рублей, средний медицинский персонал - 7700 рублей, младший медицинский персонал - 4800 рублей).

Однако, в вопросе финансирования расходов на выплату заработной платы, в том числе при принятии Правительством Москвы распорядительных документов о ее повышении, Департамент здравоохранения имеет проблему, связанную с тем, что Департамент здравоохранения города Москвы - единственный из департаментов и комитетов Комплекса социальной сферы, который осуществляет свою деятельность в рамках бюджетно-страховой модели финансирования.

Другие департаменты и комитеты Комплекса социальной сферы, после выхода соответствующих распорядительных документов, получают прямое бюджетное финансирование, обеспечивающее своевременную выплату заработной платы с учетом увеличения, поскольку повышение носит плановый характер, и финансовые средства уже предусматриваются при формировании их бюджетов.

Большая часть медицинских учреждений (67,1%), работающих в системе ОМС, выплачивают заработную плату своим сотрудникам за счет средств, получаемых от страховых компаний, согласно счетам-фактурам за оказанные медицинские услуги. При этом, упреждающего, адекватного повышения тарифов на медицинские услуги не происходит, так как возможности Московского городского фонда обязательного медицинского страхования по повышению тарифов на медицинские услуги напрямую зависят от объемов и полноты поступления единого социального налога, собираемого Министерством по налогам и сборам по г. Москве.

С начала 2004 года, свыше 80 процентов заработанных учреждениями средств ОМС расходовались только на оплату труда. Расходы на приобретение медикаментов покрывались в основном за счет бюджетных средств в части взносов на ОМС неработающего населения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в отрасли по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в объемах, установленных как федеральным законодательством, так и распорядительными документами Правительства Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы в 2004 году обратился в Правительство Москвы с просьбой рассмотреть возможность финансирования за счет средств бюджета надбавок и доплат, установленных соответствующими распорядительными документами Правительства Москвы для работников бюджетных учреждений, вне зависимости от участия ЛПУ в выполнении услуг по Московской городской программе ОМС.

Результатом этой работы явился выпуск постановления Правительства Москвы от 10 августа 2004 года N 555 "Об изменении системы финансирования доплат к месячной тарифной ставке, установленных Правительством Москвы для работников бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы" и дополнительное выделение бюджетных средств на эти цели в сумме 1683,0 млн. рублей. Это существенно снизило напряженность в финансировании лечебных учреждений.

При реальной потребности в денежных средствах на приобретение медикаментов в 2004 году 13,3 млрд. рублей, бюджетом отрасли были утверждены ассигнования по данной статье расходов в сумме 9,0 млрд. рублей, в том числе по бесплатным медикаментам 4,2 млрд. рублей. Таким образом, потребность отрасли на приобретение медикаментов в 2004 году удовлетворена лишь на 67,7 процентов.

Сложилась порочная практика, когда на словах декларируется необходимость внедрения новых методов диагностики и лечения, закупается дорогостоящее оборудование при отсутствии необходимых финансовых средств на закупку расходных материалов и реактивов.

В ходе исполнения бюджета отрасли в 2004 году остро ощущался недостаток финансирования по оплате транспортных услуг, услуг охранных предприятий, оплате работ по текущему ремонту и содержанию зданий и сооружений.

В бюджете 2004 года расходы на приобретение оборудования и капитальный ремонт составили 94% и 91% соответственно к расходам на эти цели в 2003 году. Эта отрицательная тенденция сохранена и в бюджете на 2005 год.

Выделенное в 2004 году финансирование на капитальный ремонт позволило лишь оплатить работы по переходящим объектам, в соответствии с государственными контрактами, заключенными по результатам торгов, проведенных в 2003 году, тогда как Департамент здравоохранения располагает разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией на сумму свыше 500,0 млн. рублей.

В ходе исполнения бюджета отрасли в 2004 году Департамент здравоохранения неоднократно обращался в Правительство Москвы с просьбой о выделении дополнительных ассигнований, представляя конкретные расчеты и обоснования.

По обращениям Департамента в 2004 году были увеличены ассигнования в сумме 2 336,5 млн. рублей.

Однако, по состоянию на 1 января 2005 года, по итогам исполнения бюджета кредиторская задолженность составила 613,6 млн. рублей, в том числе по учреждениям городского подчинения - 571,1 млн. рублей, по учреждениям окружного подчинения - 42,5 млн. рублей.

В связи с изложенным, оптимизация функционирования субъектов отрасли и как часть того - эффективное использование бюджетных средств, должно стать одним из основных направлений деятельности Департамента здравоохранения.

Департаментом здравоохранения города Москвы проводится постоянная работа по минимизации расходов отрасли и изысканию внутренних резервов для частичного решения возникающих финансовых проблем. Так, осуществление централизованных закупок по обеспечению подведомственных учреждений медицинской техникой и оборудованием, мягким инвентарем и мебелью, расходными материалами, заключение государственных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту на основе проведенных конкурсных торгов позволили сэкономить в 2004 году 104,5 млн. рублей. Указанные средства направлялись на оплату непредвиденных и аварийных работ, закупку оборудования и запасных частей к нему по аварийности.

В условиях сохраняющегося дефицита бюджетных средств особенно возрастает ответственность каждого руководителя за обеспечение рационального, целевого и эффективного расходования бюджетных средств, строгого соблюдения финансовой дисциплины.

Прошедший год был самым результативным по количеству ревизий и проверок, проведенных органами внутреннего и внешнего финансового контроля в учреждениях и организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения.

В 2004 году было проверено 79 подведомственных Департаменту лечебно-профилактических учреждений и организаций (в 2003 году - 32). Общая сумма выявленных нарушений в ходе всех проверок составила 49,5 млн. рублей. Нарушения выявлялись практически по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности учреждений: заработная плата, медикаменты, питание, использование автотранспорта, нарушения при заключении хозяйственных договоров, оплата работ по капитальному и текущему ремонту, нарушения в оказании платных услуг, нарушения в оформлении имущественных прав и др.

Это говорит об ослаблении, а нередко и об отсутствии контроля руководителей за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

Бюджет отрасли на 2005 год формировался с большими трудностями. Это связано с изменением налогового законодательства в части снижения ставки Единого социального налога до 26 процентов и, как следствие, с существенным сокращением доходов, как бюджета города Москвы, так и доходов Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Потери МГФОМС в 2005 году составили около 9 млрд. рублей. Это напрямую затронуло финансирование лечебных учреждений, работающих в рамках Московской городской программы ОМС. Фонд вынужден был предпринять непопулярные меры: снизить с 1 января 2005 года тарифы на услуги ОМС на 40 процентов.

В 2005 году взносы на ОМС неработающего населения в сумме 5750,0 млн. рублей перечисляются Департаментом финансов в МГФОМС и, согласно заключенному договору, перечисляются Фондом в полном объеме в лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, на оплату труда. Кроме того, на оплату труда в 2005 году в учреждения, работающие в рамках программы ОМС, направляются средства, полученные Фондом из бюджета города Москвы в виде субвенций в сумме 4650 млн. рублей. Однако, как показывает анализ финансирования лечебных учреждений в 2005 году, перечисляемых Фондом средств не хватает для выплаты заработной платы в объеме планового фонда. На оплату труда расходуются средства, получаемые учреждениями по счетам-фактурам, что создает критическую ситуацию с финансированием расходов на приобретение медикаментов и продуктов питания в ЛПУ. При этом централизованные закупки, которые ранее осуществлялись Департаментом здравоохранения за счет взносов на ОМС неработающего населения, в 2005 году не осуществляются.

Департаментом здравоохранения на рассмотрение финансовой комиссии Правительства Москвы, направлялись предложения (с необходимыми расчетами) на выделение дополнительных ассигнований за счет свободного остатка бюджетных средств, образовавшегося при исполнении бюджета города Москвы за 2004 год в сумме 6,6 млрд. рублей.

На финансовой комиссии Правительства Москвы принято решение о выделении Департаменту здравоохранения города Москвы дополнительных финансовых средств в общем объеме 320,0 млн. рублей, в том числе: на оплату транспортных услуг - 220,0 млн. рублей; на антитеррористические мероприятия (ограждения больниц) - 100,0 млн. рублей.

Таким образом, бюджет отрасли в 2005 году исполняется с большими трудностями. Департамент здравоохранения продолжит работу по изысканию финансовых средств для решения острых вопросов, связанных с финансированием подведомственных учреждений.

С учетом изложенного, необходимо принять все меры по усилению контроля за использованием финансовых средств и изысканию внутренних резервов для осуществления мероприятий по обеспечению жителей Москвы гарантированными объемами медицинской помощи.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Соболева В.А. по вопросу "Об итогах исполнения бюджета отрасли за 2004 год и мероприятиях по исполнению бюджета на 2005 год".

2. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения города Москвы (Соболев В.А.), начальнику Финансово-экономического управления (Лабзина Е.Б.), начальнику Управления бухгалтерского учета и отчетности (Грекова Т.В.):

2.1. Осуществлять контроль за обоснованностью планирования и составления проектов смет учреждениями и организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения города Москвы. Срок: постоянно.

2.2. Осуществлять контроль за целевым и рациональным использованием средств, получаемых подведомственными учреждениями из городского бюджета и внебюджетных источников. Срок: постоянно.

2.3. Осуществлять взаимодействие с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования по вопросам финансирования под ведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы лечебных учреждений. Срок: постоянно.

2.4. Заслушать на балансовой комиссии Департамента здравоохранения вопрос о состоянии кредиторской задолженности в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях, с выявлением причин образования и определением степени ответственности руководителей. Срок: II квартал 2005 года.

3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям подведомственных учреждений и организаций:

3.1. обратить внимание на необходимость усиления контроля за целевым, эффективным и рациональным использованием денежных средств, повышения персональной ответственности за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Срок: постоянно.

3.2. При проведении закупок медикаментов, оборудования, инвентаря, а также выполнению работ по капитальному ремонту зданий, других видов работ, оплачиваемых за счет бюджетных средств, строго руководствоваться требованиями Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 "О городском государственном заказе". Срок: постоянно.

4. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Полякова С.В.

 

Заместитель председателя коллегии -

первый заместитель руководителя

Департамента здравоохранения

города Москвы

С.В.ПОЛЯКОВ

 

Секретарь коллегии

Е.П.НЕУСТРОЕВА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018