Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

 

18 ноября 1988 г.

 

N 830

 

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СССР ДО 2000 Г.

 

В целях ускорения развития стоматологической помощи населению

1. УТВЕРЖДАЮ:

"Комплексную программу развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года" (приложение).

2. ПРИКАЗЫВАЮ:

2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик:

2.1.1. До 01.03.1989 г. разработать республиканские комплексные программы развития стоматологической помощи в соответствии с комплексной программой развития стоматологической помощи в СССР до 2000 г. (см. приложение).

2.1.2. Осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения программы, заслушивая на заседаниях коллегии не реже 1 раза в 3 года.

2.2. Всесоюзному научному обществу стоматологов принять активное участие в реализации "Комплексной программы развития стоматологической помощи в СССР до 2000 г.".

2.3. Всесоюзному научно-производственному объединению "Стоматология", Московскому медицинскому стоматологическому институту им. Н.А.Семашко обеспечить выполнение базовых научных проработок по вопросам "Комплексной программы развития стоматологической помощи в СССР до 2000 г.".

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Москвичева А. М. и руководство ВНПО "Стоматология".

 

Министр

Е.И.ЧАЗОВ

 

 

 

 

Приложение

к приказу

Министерства здравоохранения СССР

от 18 ноября 1988 г. N 830

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СССР ДО 2000 г.

 

В "Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" ЦК КПСС и Совета Министров СССР подчеркивается, что делом первостепенной важности партия и государство считают охрану и укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, кардинальное повышение качества медицинской помощи. Важная роль в решении этой задачи принадлежит стоматологии - самому массовому виду специализированной медицинской помощи.

"Основными направлениями" поставлена задача "Коренным образом улучшить оказание стоматологической помощи населению, прежде всего детям, обеспечить в тринадцатой пятилетке полное удовлетворение потребности во всех ее видах. Расширить сеть стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов. С целью профилактики заболеваний полости рта повсеместно организовать работу по привитию гигиенических навыков, бесперебойной деятельности фтораторных установок на водопроводных станциях. Предусмотреть производство фторированной поваренной соли, увеличение выпуска фторсодержащих и других профилактических зубных паст. Активно внедрять современные методы зубного протезирования". Министерствам и ведомствам для удовлетворения потребности населения увеличить производство современных высококачественных аппаратов, инструментов и материалов для лечения и протезирования зубов.

Особенностью стоматологических заболеваний является высокая распространенность и интенсивность поражения зубочелюстной системы, одновременное развитие нескольких самостоятельных видов патологии (кариозное поражение зубов, заболевания пародонта, зубочелюстные аномалии и деформации), хроническое, прогрессирующее течение патологических процессов, приводящих к формированию очагов хронической одонтогенной инфекции, а затем к потере зубов. Потеря зубов, приводящая к нарушению функции жевания, является причиной возникновения патологии со стороны желудочно-кишечного тракта, а нарушение речеобразования и косметический дефект, сопровождающие потерю зубов, могут быть причиной профессиональной неполноценности и непригодности, возникновения психопатологических состояний, снижения творческой активности. Поэтому предупреждение стоматологических заболеваний, повышение эффективности их лечения - это решение не только медицинской, но и важной социально-экономической проблемы, актуальность которой не снижается, а возрастает в связи с научно-техническим прогрессом. Химизация сельского хозяйства, замена в рационе питания натуральных продуктов на механически, термически и химически обработанную пищу, употребление в большом количестве рафинированного сахара, ставшее частым явлением искусственное вскармливание детей - все это способствует повышению поражаемости зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, возникновению зубочелюстных аномалий.

В связи с этим генеральной линией развития стоматологической помощи населению на период до 2000 года является дальнейшая разработка и широкое внедрение первичной комплексной профилактики стоматологических заболеваний. По мере выполнения этой задачи будет возрастать численность населения в отдельных возрастных группах с интактной зубочелюстной системой. Однако, по прогнозам экспертов, ощутимый эффект первичной профилактики в масштабах страны проявится лишь через 10-15 лет и будет выражаться в снижении показателей распространенности и интенсивности поражения зубов и пародонта примерно на 5% к 2000 году. Поэтому, подчеркивая приоритет первичной профилактики, следует считать, что на ближайшие 12 лет, т.е. до 2000 года, вторичная профилактика, включающая в себя осуществление комплекса медицинских мероприятий по стабилизации возникшего патологического процесса, предупреждению обострения заболеваний, перехода из острых, в хронические формы патологии, не утратит своей значимости. Более того, решение задач вторичной профилактики с учетом существующего разрыва между нуждаемостью населения в отдельных видах стоматологической помощи и степенью ее удовлетворения потребует дальнейшего развития сети стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, привлечения большей части кадров и материально-технических средств стоматологической службы страны. Так, например, определяемая по результатам эпидемиологических исследований нуждаемость в лечении зубов по поводу кариеса и его осложнений удовлетворяется в среднем на 30-35% (сегодня им страдает более 96% населения), в удалении зубов - на 30-35%, в лечении заболеваний пародонта - на 5-6%, зубном протезировании - на 7-8%, ортодонтическом лечении - на 2-3%; санируется ежегодно лишь 26-27% населения.

Сложившееся неудовлетворительное состояние стоматологической помощи в стране обусловлено рядом факторов:

1. Недооценкой многими руководителями центральных и местных органов здравоохранения медицинской и социальной значимости этого массового вида специализированной медицинской помощи и, как следствие этого, подходов к планированию ее развития на основе "остаточного" принципа без учета реальной потребности в ней населения.

2. Недостаточной разработкой научных основ организации и управления стоматологической службой, отсутствием до последнего времени системы подготовки высококвалифицированных управленческих кадров.

3. Высокой распространенностью и интенсивностью поражения зубочелюстной системы у населения страны при отсутствии планов и широко проводимой работы по профилактике стоматологических заболеваний.

4. Недостаточной обеспеченностью населения многих регионов страны врачебными стоматологическими кадрами, особенно в сельской местности, Сибири, северных и восточных регионах СССР.

5. Низкой производительностью и эффективностью труда врачей из-за необеспеченности лечебно-профилактических учреждений средним медицинским персоналом.

6. Неудовлетворительным уровнем профессиональной работы врачей из-за низкого качества стоматологического оборудования, пломбировочных и зубопротезных материалов, острой нехватки инструментов (боров твердосплавных, алмазных головок; стержневого инструмента, зеркал зубных и зондов).

7. Отсталой материально-технической базой зуботехнических лабораторий, не позволяющей внедрять современные прогрессивные технологии изготовления зубных протезов, ортодонтической аппаратуры.

8. Несовершенной системой формирования госзаказов и распределения фондов на оборудование, материалы, инструменты без учета реальных потребностей стоматологической службы отдельных регионов по объему и номенклатуре поставок.

9. Отсутствием экономической заинтересованности, материального и морального стимулирования в повышении качества и производительности труда у врачей, зубных техников, среднего медицинского персонала.

10. Недостатками в профессиональной подготовке выпускников стоматологических институтов, факультетов, зубоврачебных, зуботехнических школ и в системе повышения их квалификации после получения диплома.

11. Отсутствием достаточной координации в проведении научных исследований по разработке эффективных средств, методов, организационных форм профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, а главное - малой эффективности системы быстрого и широкого внедрения результатов этих разработок в практическое здравоохранение.

 

1. Общая концепция развития стоматологической помощи

в СССР до 2000 года

 

Анализ существующей эпидемиологической ситуации в стране свидетельствует о том, что экстенсивный путь развития стоматологии с преимущественной ориентацией на увеличение объема лечебной помощи не может решить основную задачу - снизить стоматологическую заболеваемость населения. Поэтому значительная часть кадровых и материальных ресурсов должна быть направлена на осуществление мероприятий по массовой первичной профилактике основных стоматологических заболеваний, в первую очередь у беременных женщин и детей. Широко к этой работе будут привлекаться зубные врачи, фельдшеры по стоматологии и специально обученные медицинские сестры, подготовка которых начнется в XII пятилетке и возрастет к 2000 году с таким расчетом, чтобы каждый врач-стоматолог работал с помощником - стоматологической медицинской сестрой.

Однако экспертный прогноз о появлении первых значимых результатов внедрения первичной профилактики к 2000 году наряду с учетом высокой распространенности и интенсивности поражения зубочелюстной системы у жителей большинства районов СССР и естественным приростом населения, дают основание считать, что требующийся объем всех видов лечебной стоматологической помощи до 2000 года будет оставаться значительным. Для его удовлетворения в полном объеме потребуется увеличение численности врачей-стоматологов из расчета в среднем по стране на 10 тыс. населения: к 1990 г. - до 5,1, к 1995 г. - до 5,6, к 2000 г. - до 5,9. С этой целью необходимо сохранить существующий уровень подготовки стоматологов и фельдшеров стоматологических (вместо зубных врачей), предоставив в то же время республиканским министерствам здравоохранения право решать вопрос о введении дифференцированных штатных нормативов, необходимости подготовки фельдшеров стоматологических с учетом уровня заболеваемости и состояния стоматологической помощи в регионе.

Достижение указанного уровня обеспеченности стоматологическими кадрами позволит полностью удовлетворить потребность населения по обращаемости в таких видах помощи, как лечение и удаление зубов, лечение заболеваний пародонта, в 3 раза увеличить удовлетворение потребности в ортопедической помощи, в 2 раза - ортодонтической помощи; значительно повысить уровень и эффективность санации полости рта.

Существующий разрыв между объемом оказываемой стоматологической помощи и нуждаемостью в ней населения обуславливает необходимость выделения декретированных групп, нуждающихся по медицинским, либо социально-экономическим показаниям в первоочередном активном охвате лечебно-профилактическими мероприятиями - диспансеризации. К их числу в первую очередь относятся дети.

Генеральной линией развития детской стоматологии должна быть комплексная профилактика, осуществляемая методом диспансеризации с широким привлечением к ее реализации специально подготовленного среднего медицинского стоматологического персонала, педиатров, работников народного образования, служб санитарного надзора и просвещения, родителей и родственников детей. Важный раздел стоматологии детского возраста, нуждающийся в существенном развитии - профилактика и раннее лечение формирующихся зубочелюстных деформаций.

По мере увеличения объема стоматологической помощи и снижения стоматологической заболеваемости численность диспансерных групп будет увеличиваться, приближаться к общей численности населения. Получит дальнейшее развитие геронтостоматология.

Принцип социальной справедливости, наряду с важностью развития аграрного комплекса страны, диктует необходимость поднятия уровня стоматологической помощи сельскому населению до уровня городского. Это может быть достигнуто за счет введения единых штатных нормативов обеспеченности врачебным и средним медицинским персоналом села и города, укрепления материально-технической базы сельской стоматологической службы, создания межрайонных, хорошо оснащенных зуботехнических производств (лаборатории), обеспечения сельской стоматологической службы передвижными установками-кабинетами в необходимом количестве.

Дальнейшее развитие получит участковый (участково-территориальный, дошкольно-школьный, цеховой) принцип организации стоматологической помощи, обеспечивающий условия для максимального охвата закрепленного контингента профилактическими мероприятиями, проведения полноценной диспансеризации с оценкой деятельности врача по конечному результату (уровень и структура стоматологической заболеваемости у закрепленного контингента, охват профилактическими осмотрами и плановой санацией, госпитализация, временная нетрудоспособность и т.д.).

По мере развития зуботехнической базы круг функциональных обязанностей стоматолога (работающего в сельской местности, на здравпунктах небольших промпредприятий) может быть расширен: он сможет осуществлять несложное протезирование, что приблизит узкоспециализированную стоматологическую помощь к населению.

Улучшение стоматологической помощи населению в период до 2000 года будет во многом определяться модернизацией и укреплением материально-технической базы стоматологической службы, выпуском промышленностью оборудования, инструментов, зубоврачебных и зубопротезных материалов на уровне лучших мировых стандартов в достаточном количестве и ассортименте. С этой целью будет осуществлена кооперация с рядом ведущих зарубежных фирм по разработке и совместному производству некоторых видов стоматологического оборудования, пломбировочных и зубопротезных материалов. Повышение качества пломбировочных материалов удлинит время сохранности пломбы и тем самым позволит повысить уровень удовлетворения нуждаемости населения в лечении зубов без увеличения общего количества накладываемых пломб.

Должна быть осуществлена разработка и освоен промышленностью выпуск комплектов "рабочее место стоматолога-терапевта", "рабочее место стоматолога-ортопеда и ортодонта", "рабочее место зубного техника", "зуботехническая лаборатория" в модульном исполнении. Это позволит на протяжении 10-15 лет полностью заменить морально и технически устаревшее и изношенное оборудование стоматологических учреждений, создаст условия для его постоянного совершенствования.

Техническое переоснащение стоматологической службы страны, внедрение новых прогрессивных технологий потребует существенной перестройки учебного процесса в ВУЗах и медицинских училищах (на стоматологических факультетах, отделениях), перестройки всей системы постдипломной подготовки, специализации и повышения квалификации. В первую очередь это касается укрепления материально-технической базы учебных заведений, которая должна соответствовать последнему уровню стоматологической науки и техники и обеспечивать возможность овладения студентами, учащимися и курсантами современными прогрессивными технологиями (методами) диагностики, лечения, протезирования. Должна быть обеспечена строгая периодичность повышения квалификации как стоматологов, так и фельдшеров стоматологических, зубных врачей, зубных техников.

Особую роль в решении задач по коренному улучшению стоматологической помощи населению СССР играет усовершенствование системы организации и управления стоматологической службой.

С этой целью должна быть разработана теория организации и управления стоматологической службой, создана система подготовки руководителей стоматологических учреждений и служб, организована оперативная система информации руководителей учреждений и кафедр стоматологии о директивной, нормативной и методической документации, обеспечено создание отраслевой подсистемы АСУ "Стоматологическая служба" с широким использованием компьютеров на всех организационных уровнях.

Создание Всесоюзного научно-производственного объединения (ВНПО) "Стоматология" с филиалами и учебно-научно-практических объединений (УНПО) по стоматологии в республиках, краях, областях, имеющих стоматологические институты и факультеты, укрепит связь науки с практическим здравоохранением и производством, связь учебного процесса с практическим здравоохранением. Такая связь будет способствовать формированию социально значимого заказа науке и обеспечит сокращение периода от завершения научной разработки до ее реализации в виде товарной продукции, методических рекомендаций и широкого внедрения в практическое здравоохранение.

 

2. Программа развития сети стоматологических учреждений

 

Стоматологическая служба страны в 1986 г. располагала 1648 самостоятельными стоматологическими поликлиниками и 23,8 тыс. стоматологическими отделениями и кабинетами. В отделениях челюстно-лицевой хирургии больничных стационаров насчитывалось 11,5 тыс. коек или 0,4 койки на 10 тыс. населения. Однако проведенные обследования состояния материально-технической базы свидетельствуют о том, что значительная часть поликлиник и больниц размещена в морально устаревших и приспособленных зданиях, помещения этих учреждений переуплотнены, требуют реконструкции, инженерного переоснащения или полной замены. Оборудование отделений и кабинетов в значительной части устаревших типов и конструкций также требует замены (многое из активной части непроизводственных фондов находится в эксплуатации время, превышающее нормативный срок в 2 и более раз).

Объем амбулаторно-поликлинической стоматологической помощи в целом по стране в 1986 г. составил 564,4 млн. УЕТ или 2 УЕТ на одного жителя в среднем в год (за одну условную единицу трудоемкости УЕТ принимается среднее рабочее время врача-стоматолога, необходимое для наложения пломбы при среднем кариесе), в том числе по системе Минздрава СССР - 1,8 УЕТ. Если в Таджикской ССР по системе здравоохранения в среднем на одного жителя в год приходилось 1 УЕТ, в Туркменской ССР - 1,1 УЕТ, в Азербайджанской ССР - 1,2 УЕТ, то в УССР, БССР, Литовской ССР и Эстонской ССР - 2,5 УЕТ. Показатели обеспеченности стоматологической помощью городского и сельского населения в отдельных союзных республиках варьируют более значительно.

Исходя из вышеуказанного, можно определить следующую программу развития сети стоматологических учреждений до 2000 г. Прежде всего она должна обеспечить возрастающую потребность населения в стоматологической помощи на основе принципа сбалансированной централизации" и децентрализации. Мощность и пропускная способность вновь организуемой сети стоматологических учреждений должна определяться для каждой конкретной административной территории (район, город, область, край, республика), исходя из уровня и структуры стоматологической заболеваемости и нуждаемости населения в различных видах стоматологической помощи.

Важным критерием является опережающее планирование прироста рабочих мест с учетом ожидаемого прироста числа врачебных кадров согласно представленному прогнозу на всех этапах планируемого периода.

Особое внимание должно быть уделено развитию стоматологических поликлиник как основного звена стоматологических учреждений. Создание их целесообразно при штатной численности врачебных должностей не менее 20. Ожидаемый ориентировочный прогноз развития сети стоматологических учреждений к 2000 г., рассчитанный с учетом вышеуказанной концепции, а также сложившихся темпов прироста стоматологических учреждений за годы XI-XII пятилеток, отражен в табл. 1.

Число стоматологических поликлиник должно достичь к указанному периоду не менее 2000, из них 450 - детских. Преимущественное развитие детских стоматологических поликлиник (увеличение более чем в 2 раза) обосновано прежде всего взятым курсом на массовое внедрение профилактики стоматологических заболеваний и переориентации стоматологической службы на первоочередное оказание стоматологической помощи детскому населению. Данные учреждения должны стать основным звеном в организации и проведении профилактических мероприятий.

Темпы прироста стоматологических поликлиник для взрослых должны постепенно сокращаться, поскольку, если хорошо будет налажена детская стоматологическая служба, а также профилактика стоматологических заболеваний, объем их работы с течением времени уменьшится. Однако, по-прежнему, необходимо увеличение численности хозрасчетных стоматологических поликлиник, у которых отсутствуют недостатки территориальных учреждений, поскольку они могут оказывать стоматологическую помощь любому контингенту населения независимо от его места жительства. Такая служба чрезвычайно необходима в крупных городах. К 2000 году хозрасчетные поликлиники должны быть созданы во всех республиканских областных центрах и крупных городах. Должен быть определен в законодательном порядке статус стоматологических подразделений, входящих в состав городских и сельских поликлиник.

Следует считать оправданным дальнейшее развертывание стоматологических кабинетов в школах и на промышленных предприятиях за счет их средств (фонда соцкультбыта).

Получит дальнейшее развитие сеть стоматологических учреждений в сельской местности, где будут создаваться кабинеты фельдшерские стоматологические, а также передвижная стоматологическая служба.

В связи с переходом на новые принципы организации ортопедической помощи будут внесены коррективы в программу развития сети ортопедических отделений и кабинетов.

Все это потребует создания новых типовых проектов стоматологических учреждений разных типов и мощности (поликлиники для взрослых и детей, отделения, кабинеты, зуботехнические производства, лаборатории) с систематическим совершенствованием СНиП в соответствии с изменяющимся оснащением и оборудованием, внедрением новой технологии пломбировочных материалов, в т.ч. мазей и анальгетиков, и организацией лечебного процесса.

Развитие стационарной стоматологической помощи и увеличение к 2000 г. норматива обеспеченности стоматологическими койками до 0,5 на 10 тыс. взрослого населения и 0,4 на 10 тыс. детского населения потребует соответствующего наращивания мощности существующих и развертывания новых стоматологических стационаров.

Учитывая необходимость решения поставленных задач в вопросах улучшения и расширения стоматологической помощи в стране, комплексная программа предусматривает развитие сети стоматологических амбулаторно-поликлинических учреждений в целом по стране в 2000 году на уровне 1012 млн. УЕТ или 3,1 УЕТ на одного жителя в год. Ортопедическая стоматологическая помощь должна возрасти в среднем по стране с 30,1 лиц, получивших протезы на 1000 жителей, до 77 на 1000 населения в 2000 году. Общая мощность амбулаторно-поликлинических стоматологических учреждений в целом по СССР должна возрасти с 903 тыс. посещений в смену в 1986 году до 1321 тыс. посещений в смену в 2000 году.

Капитальное строительство амбулаторно-поликлинических стоматологических учреждений и подразделений (стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, зуботехнических лабораторий) должно обеспечить развитие сети этих учреждений путем увеличения числа посещений от 25 тыс. в 1987-1990 гг. до 33 тыс. посещений в смену в среднем в год в течение до 2000 года (табл. 2).

В вопросах строительства и размещения сети учреждений здравоохранения, в том числе и стоматологических, нет до настоящего времени установленных единых принципов, основанных на медицинских и технических требованиях. Поэтому в решении структуры сети учреждений здравоохранения города нет стройной системы и не обеспечивается гармоническое сочетание высокого качества обслуживания с экономической эффективностью, особенно учитывая массовость стоматологической помощи. Нет и современных типовых проектов стоматологических поликлиник. Поэтому диктуется необходимость такого гибкого метода проектирования, размещения и строительства конкретного стоматологического учреждения и подразделений, который дал бы возможность его наиболее эффективно использовать применительно к потребностям текущего периода и обеспечить постепенное приспособление его к изменяющимся условиям и потребностям в процессе развития здравоохранения в последующие годы.

 

3. Программа развития материально-технического оснащения

стоматологической службы

 

Коренное улучшение стоматологической помощи населению СССР предусматривается на основе ускоренной модернизации и переоснащения материально-технической базы стоматологической службы. В начале XIII пятилетки промышленность приступит к серийному выпуску комплектов "рабочее место стоматолога-терапевта" в 3 вариантах исполнения (I класс - кабинет стоматологический, II класс - универсальная установка стоматологическая, III класс - установка стоматологическая для сельской местности с автономной системой водоснабжения), "рабочее место стоматолога-ортопеда и ортодонта", оснащенных в виде блокмодулей электрическими и турбинными бормашинами, диатермокоагуляторами, аппаратами для электроодонтодиагностики и т.п., которые по технико-эксплуатационным и эргометрическим характеристикам будут соответствовать мировым стандартам.

К концу XII пятилетки будет закончена разработка и начнется промышленный выпуск комплекта "рабочее место зубного техника" в объеме, обеспечивающем удовлетворение потребности в оснащении вновь создаваемых зуботехнических производств, лабораторий, в замене отслужившего установленный срок оснащения зуботехнических лабораторий.

К 1995 году увеличится производство твердосплавных боров различных фасонов и размеров, боров с алмазным покрытием, стержневых эндодонтических инструментов и абразивных инструментов для ортодонтии. Возрастет выпуск электрических и турбинных наконечников, улучшится их качество и повысится надежность (моторесурс). Будет налажен в необходимом количестве выпуск аппаратов, инструментов и вспомогательных приспособлений для пломбирования зубов: амальгамосмесители, трегеры, матрицедержатели, сепараторы и т.п.

Будут активизированы исследования по разработке новых эффективных пломбировочных материалов, соответствующих лучшим мировым образцам, и ускорено освоение их производства промышленностью. С 1988 года начнется выпуск в необходимом количестве медной амальгамы, а с начала XIII пятилетки - выпуск композитных пломбировочных материалов, что со временем приведет к снижению потребности в медной амальгаме.

К 1995 году будет удовлетворена потребность в основных видах пломбировочных материалов отечественного производства, а в последующие годы будет происходить постепенная замена выпускаемых промышленностью пломбировочных материалов новыми, обладающими лучшими качествами.

В связи с повышением качества пломбировочных материалов, оборудования, инструментария, улучшением условий работы стоматолога (наличие помощника - медицинской сестры), рациональной формой выпуска и расфасовки пломбировочных материалов прирост валового объема их производства может быть относительно не высоким.

Будут продолжены работы по совершенствованию и дальнейшему расширению применения высокоэффективных фарфоровых масс для изготовления коронок и металлокерамических протезов, значительно расширится применение цельнолитых металлопластмассовых протезов с высокоэстетической пластмассовой облицовкой, получаемой бескюветным методом. В начале XIII пятилетки предусматривается полное удовлетворение потребности стоматологических учреждений (подразделений) в современных формовочных массах и оттискных материалах, будут усовершенствованы основные виды сплавов.

В настоящее время проектируется оборудование зуботехнических лабораторий в модульном исполнении. Промышленный выпуск предполагается в XIII пятилетке, что позволит к 1995 году организовать первые крупные зуботехнические производства на 50-70 рабочих мест в смену. По мере увеличения числа таких производств будет сокращаться количество мелких зуботехнических лабораторий, а следовательно, сокращаться потребность в наращивании объема выпуска зуботехнического оборудования. Полную модернизацию материально-технической базы ортопедической службы намечается завершить к 2000 году.

В перспективе предусмотреть возможность предоставления стоматологическим поликлиникам прямого выхода на промышленные предприятия, минуя В/О "Союзмедтехника", для приобретения необходимого оборудования, инструментов и материалов, не являющихся дефицитными.

Программа предусматривает рост материально-технического обеспечения с учетом включения новых организационных форм: индивидуальной и кооперативной деятельности.

 

4. Кадры стоматологической службы, их подготовка

 

Сложившаяся в СССР инфраструктура стоматологической службы не является оптимальной для решения стоящих перед ней задач. К числу ее основных недостатков относятся следующие:

1. Нет четкого разграничения функциональных обязанностей стоматолога и зубного врача.

2. Из-за недостаточной обеспеченности средним медицинским персоналом врач до 30-35% рабочего времени тратит на деятельность, не соответствующую его квалификации, вследствие чего снижается производительность его труда как специалиста.

3. Из-за недостаточной обеспеченности средним медицинским персоналом врач не всегда может обеспечить строгое соблюдение технологического режима, режима асептики, методики лечения, что снижает качество его работы.

4. Средний медицинский персонал не проходит соответствующей специальной подготовки в медицинских училищах по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, не осваивает теоретических основ и практических навыков, необходимых при работе в стоматологических учреждениях.

С целью устранения вышеперечисленных недостатков в XII-XIII пятилетке изменится кадровая инфраструктура стоматологической службы: вместо зубных врачей начинается подготовка фельдшеров по стоматологии, главным образом для работы в сельской местности. Согласно квалификационной характеристике фельдшер стоматологический будет осуществлять лечебно-профилактические мероприятия по поводу поражения твердых тканей зубов и их осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, оказывать хирургическую помощь при ограниченных формах острой одонтогенной инфекции (обострение хронического периодонтита, периостит), организовывать и осуществлять мероприятия по первичной профилактике стоматологических заболеваний.

С XII пятилетки медицинские училища начали подготовку стоматологических сестер. Согласно квалификационной характеристике сестра стоматологическая должна будет, в дополнение к выполняемым ею функциям в настоящее время, организовывать и проводить мероприятия по комплексной профилактике стоматологических заболеваний: проведение бесед, инструктаж по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, организация, проведение занятий по гигиене полости рта, осуществление контроля за регулярностью и правильностью выполнения мероприятий индивидуальной и коллективной профилактики, проведение так называемой профессиональной гигиенической обработки зубов (снятие наддесневых зубных отложений), реминерализующей терапии, лечебных мероприятий по поводу гингивита. Благодаря этому у врача высвободится время для оказания квалифицированной помощи в большем объеме, повысится ее качество.

Увеличение численности стоматологических сестер (из расчета соотношение между врачами-стоматологами и сестрами 1:1) и расширение их функциональных обязанностей позволит значительно активизировать работу по внедрению комплексной профилактики и увеличить объем оказываемой населению помощи по поводу начальных форм заболеваний пародонта. Ежегодный прием на стоматологические факультеты 7500 человек и в медицинские училища 1200 человек позволит увеличить среднюю обеспеченность специалистами стоматологического профиля с 4,6 на 10 тыс. населения в 1986 г. до 5,9 на 10 тыс. в 2000 г. (табл. 3).

Ускоренными темпами будет увеличиваться количество врачей стоматологов-ортопедов с 20 тыс. в 1987 г. их число возрастет до 42 тыс. в 2000 г., т.е. увеличится почти в 2,5 раза. Это приведет к увеличению обеспеченности населения указанными специалистами с 0,7 на 10 тыс. в 1987 г. до 1,3 в 2000 г. Соответственно должна возрасти подготовка зубных техников, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между врачами стоматологами-ортопедами и зубными техниками 1:2,5. По мере модернизации материально-технической базы ортопедической стоматологии, создания мощных, хорошо механизированных и автоматизированных зуботехнических производств (лабораторий) это соотношение между врачами стоматологами-ортопедами и зубными техниками будет пересматриваться.

 

Развитие сети учреждений по подготовке

кадров для стоматологии

 

Ежегодный выпуск 2 институтами и 45 факультетами около 7000 стоматологов можно считать оптимальным. Однако, учитывая большие колебания показателей обеспеченности населения врачебными стоматологическими кадрами в отдельных республиках, областях СССР, должны решаться вопросы более рационального размещения стоматологических факультетов (закрытие или сокращение приема на факультеты) в регионах с высокой обеспеченностью стоматологическими кадрами и открытие новых факультетов при медицинских институтах там, где постоянно ощущается острая нехватка стоматологов.

С учетом особенностей регионов и социального заказа органов практического здравоохранения будет решаться проблема подготовки врачей широкого профиля и узкой специализации.

Должна развиваться учебная база факультетов по пути создания учебных поликлиник, так как в настоящее время она не обеспечивает условий для подготовки молодого специалиста с хорошими практическими навыками по всем разделам стоматологии в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой. К 2000 году общее количество учебных рабочих мест должно соответствовать количеству принимаемых студентов на стоматологические факультеты и в стоматологические институты. Вероятно, учебная база потребует дальнейшего развития в связи с возможным пересмотром учебного плана в сторону увеличения учебных часов, выделяемых на профильные дисциплины.

Должно быть укреплено материальное оснащение базовых зуботехнических лабораторий с таким расчетом, чтобы все студенты могли изучить и освоить новые прогрессивные технологии изготовления зубных протезов, ортодонтических конструкций, овладеть навыками зуботехнической работы в соответствии с квалификационной характеристикой.

Повышение требований к уровню практической подготовки врача-стоматолога потребует совершенствования системы профотбора абитуриентов, в частности, проведения испытания мануальных данных.

Педагогические кадры. В настоящее время только 47% профильных стоматологических кафедр возглавляется докторами медицинских наук, значительная часть которых (45%) достигла пенсионного возраста. Поэтому необходимо активизировать подготовку докторов медицинских наук с таким расчетом, чтобы к 1995 году они возглавляли 50-55% профильных кафедр, к 2000 году - 55-65%. Для этого следует шире использовать систему докторантуры.

Среди преподавателей профильных кафедр (доцентов, ассистентов) более 40% не имеют ученой степени. Учитывая, что более половины кафедр возглавляют доценты, в XII-XIII пятилетке в 3 раза должна возрасти подготовка кандидатов медицинских наук через аспирантуру. С учетом потребности факультетов усовершенствования врачей следует ежегодно готовить 110-115 кандидатов медицинских наук по специальности "Стоматология".

Ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса в стоматологию потребует существенной перестройки и совершенствования системы постдипломной подготовки, специализации и повышения квалификации работников стоматологической службы.

Для обеспечения возможности регулярного повышения квалификации стоматологов 1 раз в 5 лет к 2000 г. должна возрасти в 2 раза мощность учебной базы за счет открытия новых и увеличения мощности существующих стоматологических кафедр в институтах усовершенствования врачей, создания курсов по усовершенствованию врачей при профильных кафедрах стоматологических факультетов ВУЗов.

Повышение квалификации зубных врачей, фельдшеров по стоматологии должно осуществляться на курсах при профильных кафедрах институтов усовершенствования врачей и ВУЗов, при соответствующих отделениях медицинских училищ и лишь в отдельных случаях на базе республиканских, краевых, областных стоматологических поликлиник.

При медицинских училищах и крупных зуботехнических производствах, оснащенных современной техникой, должны быть созданы курсы для повышения квалификации зубных техников.

Повышение квалификации сестер стоматологических будет проводиться на базе городских, областных, республиканских стоматологических поликлиник в виде краткосрочных курсов либо на курсах при медучилищах.

С целью стимулирования работников всех звеньев стоматологической службы к постоянному повышению профессионального мастерства получит дальнейшее развитие система аттестации на соответствие занимаемой должности.

Существенная перестройка пройдет в работе центральных баз факультетов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В работе данных факультетов предстоит пересмотреть программы и планы усовершенствования педагогических кадров с учетом современных требований.

 

5. Программа развития организационных форм

стоматологической службы, направленных на повышение

производительности и качества труда медицинских

работников, на поднятие уровня помощи,

оказываемой населению

 

Один из основных разделов совершенствования организации стоматологической помощи населению явится повсеместный перевод стоматологических учреждений страны на новую систему учета труда врачей-стоматологов по фактически выполненной работе.

В течение 1988-1990 гг. будут проведены исследования по определению норм нагрузки врачей узкого профиля (врачей стоматологов-ортопедов, анестезиологов-реаниматологов, врачей-рентгенологов, физиотерапевтов). Кроме того, будут разработаны нормативы персонала, занятого внедрением профилактики стоматологических заболеваний. В дальнейшем нормы нагрузки предполагается пересматривать через каждые 5-10 лет.

В целях изыскания новых, более эффективных форм организации стоматологической помощи детскому населению, рабочим промышленных предприятий, труженикам сельского хозяйства, лицам пожилого и старческого возраста будут запланированы и осуществлены в течение 1990-1995 гг. специальные организационные эксперименты в различных регионах страны.

Потребуют разработки, апробации и последующего внедрения принципы экономического стимулирования в деятельности врачей стоматологического профиля и их помощников, перевод отдельных учреждений на полный хозрасчет и самофинансирование. Будет проведено изучение опыта работы кооперативов с целью дальнейшего совершенствования этой формы оказания стоматологической помощи населению.

По-прежнему, актуальной является задача по совершенствованию участково-территориального метода обслуживания населения с оценкой достигнутых конечных результатов. Это потребует пересмотра существующих количественных и особенно качественных показателей, формирование системы интегральной оценки деятельности стоматологических учреждений с ориентацией на основной показатель - здоровье населения.

Изучение передового опыта работы стоматологических учреждений, в частности, бригадных форм, элементов НОТ и т.д., даст возможность разработать конкретные рекомендации по их более широкому внедрению.

Принципиально новой организационной формой явилось создание и деятельность ВНПО "Стоматология" Минздрава СССР.

Будет развернута работа по отработке моделей управления стоматологической службой республики, области, города, района. Результаты ее позволят повысить эффективность контроля и взаимодействия стоматологических учреждений (подразделений) на различных уровнях. На базах филиалов ВНПО и кафедрах стоматологических факультетов и стоматологических институтов предстоит создать региональные центры по внедрению.

Модель, основанная на использовании ЭВМ в организации амбулаторно-поликлинического приема, явится прообразом будущего стоматологических учреждений. В дальнейшем при массовой компьютеризации предполагается проведение интеграции всей стоматологической службы страны на различных уровнях.

 

6. Стоматологическая помощь детям

 

Принцип приоритетного решения вопросов охраны здоровья матери и ребенка, сформулированный в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года" будет определять развитие стоматологической помощи детям.

Высокая эффективность лечебно-профилактических мероприятий в период формирования и развития зубочелюстной системы, наряду с высокой распространенностью и интенсивностью ее поражения у детей, определяет медицинскую, социальную, экономическую целесообразность и необходимость концентрации кадровых и материально-технических ресурсов для первоочередного решения вопросов массовой профилактики стоматологических заболеваний у детей, оказания им всех видов специализированной стоматологической помощи в необходимом объеме. Это будет обеспечено дальнейшим ростом числа детских стоматологических поликлиник, стоматологических отделений при детских поликлиниках или стоматологических поликлиниках для детского и взрослого населения, отвечающих требованиям СНиП детских лечебных учреждений, оснащенных современным оборудованием, наборами инструментов, необходимыми для лечения, хирургического вмешательства у детей; увеличением числа стоматологических кабинетов и др. при детских дошкольных и школьных учреждениях, детских соматических поликлиниках, больницах, санаториях. На главных стоматологов и специалистов республик, краев, областей, городов и районов будет возложена обязанность первоочередного укомплектования детских стоматологических учреждений (подразделений) врачебными кадрами, кадрами среднего и младшего медицинского персонала, доведя до 2000 г. соотношение врач-сестра 1:1, а также обязанность постоянного контроля за первоочередным обеспечением современным оборудованием, инструментами, высококачественными пломбировочными материалами, включая амальгаму, необходимый инструментарий и аппаратуру для работы с ней, ортодонтической аппаратурой в необходимом объеме и ассортименте.

С целью укомплектования штатов и закрепления врачебных кадров в детских стоматологических учреждениях в XII-XIII пятилетке планируется провести эксперимент по подготовке детских стоматологов на педиатрических отделениях ряда стоматологических факультетов.

Для максимального удовлетворения нуждаемости в стоматологической помощи будут вводиться дифференцированные штатные нормативы с учетом региональных показателей стоматологической заболеваемости детей (распространенности, интенсивности, структуры).

Как наиболее эффективный путь комплексной профилактики получит дальнейшее теоретическое и практическое развитие диспансеризация детей с научно обоснованным дифференцированным подходом к назначению лечебно-профилактических мероприятий по их объему и содержанию на основании учета общего состояния здоровья ребенка, действующих факторов риска и индивидуальных особенностей течения патологии (заболевания) зубочелюстного аппарата. Особое внимание должно быть уделено максимально полному охвату лечебно-профилактическими мероприятиями детей раннего и младшего возраста с целью сохранения у них временных зубов до периода физиологической смены их постоянными, предупреждения возникновения вторичных зубочелюстных деформаций. Это потребует создания высококачественных пломбировочных материалов для лечения временных зубов, разработки эффективных методов обезболивания и преодоления негативного отношения детей к лечению у стоматолога.

Вопросы профилактики и эффективного лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей (в первую очередь герпетического стоматита) будут решаться совместно с педиатрами, педагогами, сотрудниками санэпидслужбы и др.

Ускоренными темпами должны развиваться отдельные виды специализированной стоматологической помощи детям (ортодонтическая, хирургическая, помощь детям с врожденными пороками развития лица и челюстей). Это потребует создания в XII-XIII пятилетках соответствующих кафедр и центров по подготовке специалистов (кафедры детской хирургической стоматологии, кафедры ортодонтии), обеспечив к 2000 г. удовлетворение потребности в ортодонтической помощи, а также филиалов Всесоюзного центра по лечению детей с врожденными пороками развития лица и челюстей. Для оказания стоматологической помощи детям, нуждающимся в стационарном лечении, к 2000 г. в детских областных, городских больницах должны быть открыты стоматологические отделения из расчета 0,4 койки на 10 тыс. детского населения, оснащенные всем необходимым оборудованием и инструментарием, включая специальные комплекты хирургических инструментов, необходимых для проведения операций у детей с врожденными пороками неба и губы.

Улучшение ортодонтической помощи детям должно в первую очередь идти по пути максимального охвата детского населения мероприятиями первичной профилактики (рациональное вскармливание, нормализация функции жевания, носового дыхания, глотания, устранения вредных привычек), ранней диагностики формирующихся зубочелюстных деформаций и своевременного их лечения. Коренным образом должно быть улучшено материально-техническое снабжение ортодонтической службы отечественными материалами, стандартными элементами современной ортодонтической аппаратуры, диагностической аппаратуры.

С учетом территориальных особенностей организации стоматологической службы должны решаться вопросы совершенствования диспансеризации подростков с преимущественным закреплением этого контингента населения за детскими стоматологическими учреждениями.

Важным условием выполнения задачи по коренному улучшению стоматологической помощи детям является массовое внедрение программы первичной профилактики стоматологических заболеваний.

 

6.1. Первичная профилактика стоматологических

заболеваний

 

Особое внимание должно быть уделено выполнению программы комплексной первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей, являющейся составной частью программы Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех к 2000 г.". Цель программы - снизить интенсивность стоматологических заболеваний среди населения. К 1990 г. повсеместно должна быть закончена разработка регионально ориентированных программ комплексной профилактики, предусматривающих участие в них и ответственность за их реализацию, помимо стоматологов и специально подготовленного среднего медицинского персонала, также педиатров, работников народного образования, служб санитарного надзора и просвещения, родителей и родственников.

Условием достижения цели программы "Первичная профилактика стоматологических заболеваний" является успешное осуществление ее на всех уровнях: государственном, трудового (детского) коллектива, семейном, индивидуальном.

На государственном уровне должно быть осуществлено фторирование воды и производство фторированной поваренной соли с обеспечением ею регионов, характеризующихся низким содержанием фтора в питьевой воде. Выполнение Государственной продовольственной программы создаст условия для повсеместного выполнения рекомендаций по рациональному (сбалансированному) питанию, имеющим важное значение в осуществлении профилактических мероприятий на уровне трудового (детского) коллектива, семьи, на индивидуальном уровне.

Основой профилактики стоматологических заболеваний является высокая активность населения в выполнении санитарно-гигиенических мероприятий. Поэтому к 1995 г. следует достичь всеобщего гигиенического обучения и воспитания организованного детского населения страны, к 2000 году - гигиенического обучения и воспитания всего детского населения (организованного и неорганизованного), а также подростков и юношества.

Освоение промышленностью выпуска средств гигиены и профилактики в возрастающих объемах (табл. 4) позволит к 1995 г. осуществлять комплексную профилактику стоматологических заболеваний у 50% детского населения, к 2000 году - у 75% детского населения, с широким охватом и населения остальных возрастных групп.

По данным экспертного прогнозирования, выполнение намеченной программы первичной профилактики даст ощутимый эффект к 2000 году с последующим его нарастанием.

 

7. Кариес и некариозные поражения зубов

 

Более половины объема лечебной помощи, оказываемой стоматологической службой СССР, приходится на лечение зубов по поводу кариеса. Это объясняется высокой распространенностью кариеса зубов среди детского и взрослого населения (от 50 до 100%), высокой интенсивностью поражения зубов этим патологическим процессом. Так, у 35-44-летних жителей Москвы и Хабаровска КПУ составляет 13,5.

Уровень и качество лечебной помощи, оказываемой по поводу кариеса, оставляет желать лучшего. Среди пациентов, обращающихся за помощью к стоматологу, у 40-50% обнаруживается кариес зубов, осложненный пульпитом, периодонтитом, различными формами острой одонтогенной инфекции. Пластмассовые и цементные пломбы приходят в негодность через год в 13% и через 2 года в 20% случаев после наложения.

Пломбы из амальгамы приходят в негодность через год в 5% и через 2 года в 8% случаев после наложения.

Проблема удовлетворения потребности населения в лечебной помощи по поводу кариеса зубов и его осложнений должна решаться по нескольким направлениям.

Внедрение массовой профилактики должно дать к 2000-2005 гг. первый ощутимый результат, что приведет к снижению потребности в лечении кариеса и его рецидивов, в том числе и таких осложнений, как пульпит и периодонтит. Модернизация и укрепление материально-технической базы с полным удовлетворением потребности стоматологической службы в высокоэффективных стоматологических установках, борах, высококачественных пломбировочных материалах, повышение уровня профессиональной подготовки врачей-стоматологов, фельдшеров по стоматологии и стоматологической медсестры позволит поднять производительность труда врачей, а главное - повысить качество лечебной помощи, и тем самым существенно удлинить средние сроки сохранения пломбы после ее наложения, снизить частоту развития таких осложнений кариеса, как пульпит, периодонтит.

Увеличение охвата населения плановой санацией, диспансеризацией обеспечит своевременное начало лечения зубов по поводу неосложненного кариеса, что снизит частоту возникновения пульпита, периодонтита, требующих при лечении больших трудозатрат. Все это, вместе взятое, наряду с планируемым увеличением штатных нормативов обеспеченности населения врачами стоматологического профиля (табл. 3), позволит значительно повысить уровень лечебной помощи по поводу кариеса зубов и его осложнений и достичь ежегодного охвата всего населения плановой санацией до 50% и детей - до 75%. Итогом такой работы будет более длительное сохранение жевательной функции зубочелюстной системы, снижение распространенности хронической одонтогенной инфекции, а, следовательно, - оздоровление населения; сокращение частоты острых одонтогенных воспалительных заболеваний, приводящих к временной потере трудоспособности и даже гибели больных.

С учетом достижений фундаментальных и прикладных исследований на основе использования высококачественных стоматологических материалов и прогрессивных технологий зубопротезирования будет существенно увеличен объем и повысится качество лечебно-профилактической помощи больным с такими некариозными поражениями зубов, как гипоплазия, патологическая стираемость, эрозия, травма.

 

8. Заболевания пародонта

 

Высокая распространенность заболеваний пародонта, прогрессирующее их развитие, сопровождающееся нарушением жевательной функции, неблагоприятное влияние на организм в целом ставят вопрос о повышении эффективности и существенном увеличении объема лечебно-профилактической помощи по поводу этой патологии и включение ее в число важнейших проблем, подлежащих решению в ближайшие 15-20 лет. Пути решения этой проблемы следующие:

- внедрение массовой комплексной профилактики стоматологических заболеваний среди детей, подростков и юношества; повышение эффективности и объема оказываемой им лечебной помощи по поводу начальных стадий поражения пародонта (гингивит) и раннего лечения формирующихся зубочелюстных деформаций, способствующих возникновению заболеваний пародонта;

- формирование у всего населения ответственности к соблюдению рекомендаций по гигиене полости рта, рациональному питанию;

- своевременное устранение так называемых узлов травматической окклюзии, раннее рациональное протезирование при разрушении и потере зубов;

- совершенствование системы диспансеризации больных с заболеваниями пародонта, предусматривающей широкое привлечение к ее реализации, наряду с пародонтологами, участковых стоматологов (зубных врачей), ортопедов, фельдшеров и медицинских стоматологических сестер;

- создание при стоматологических поликлиниках пародонтологических отделений, кабинетов, являющихся организационно-методическими, консультативно-диагностическими, лечебными и учебными центрами для соответствующего региона, на базе которых должна осуществляться диспансеризация и своевременное комплексное лечение наиболее сложных больных с заболеваниями пародонта;

- разработка и ускоренное широкое внедрение в практическое здравоохранение новых эффективных организационных форм, методов, средств профилактики и лечения заболеваний пародонта.

Существенное увеличение объема лечебно-профилактической помощи по поводу заболеваний пародонта может быть достигнуто за счет укрепления материально-технической базы пародонтологической службы, увеличения численности врачей-пародонтологов, возрастающей роли участковых стоматологов, зубных врачей, фельдшеров стоматологических и специально подготовленных медицинских сестер в осуществлении профилактических мероприятий, раннего лечения и диспансеризации больных с этой патологией.

 

9. Заболевания слизистой оболочки полости рта

 

Особенности заболеваний слизистой оболочки полости рта заключаются в следующем. У детей они часто протекают остро, с выраженной общей реакцией организма, что требует ухода за больным ребенком, то есть временного выключения родителей из общественно полезной трудовой деятельности. У взрослых хронические заболевания слизистой оболочки полости рта, губ часто являются предопухолевыми состояниями, на фоне которых возникают злокачественные новообразования (заболеваемость раком губы в среднем по стране в 1986 г. составила 7,9 на 100 тыс. мужчин и соответственно 1,5 среди женщин).

Указанные обстоятельства определяют актуальность проблемы совершенствования профилактики и повышения эффективности лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта. Поэтому детским стоматологам совместно с педиатрами, эпидемиологами предстоит обеспечить разработку и внедрение в практику совместных форм работы, включая комплекс эпидемиологических мероприятий, позволяющих снизить заболеваемость детей с острой герпетической инфекцией.

Совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта у взрослых должно быть направлено в первую очередь на предупреждение возникновения злокачественных опухолей и раннее их выявление. Важная роль в решении этой задачи будет отведена разъяснительной работе среди населения о вреде курения и других факторов, способствующих возникновению опухолей, о необходимости безотлагательного обращения к врачу при первых признаках поражения слизистой оболочки полости рта и строгого выполнения всех рекомендаций.

Другое направление работы - повышение уровня знаний и онкологической настороженности у врачей, широкое внедрение в клиническую практику цитодиагностики и стоматоскопии, совершенствование системы диспансеризации больных с хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, повышение эффективности их лечения.

Новой проблемой этого раздела стоматологии явится разработка вопросов клинической и лабораторной диагностики СПИД по проявлениям этого заболевания в полости рта, а также вопросов предупреждения переноса возбудителей СПИД во время стоматологических вмешательств и инфицирования медицинского персонала.

 

10. Обезболивание в стоматологии

 

Обезболивание как эффективный способ преодоления негативного отношения к лечению у стоматолога, предупреждения острых нарушений кровообращения у больных с сердечно-сосудистой патологией, создания условий для быстрого и качественного завершения лечения должно получить дальнейшее развитие.

Местная анестезия, как наиболее массовый вид обезболивания, будет совершенствоваться и развиваться по следующим направлениям. В XIII пятилетке будут разработаны более эффективные анестетики для местной инъекционной анестезии. Учитывая эпидемиологическую обстановку (опасность распространения гепатита, СПИДа) и высокий эффект обезболивания, будут широко внедрены в практику шприцы одноразового использования, револьверные шприцы с капсулами и иглами разового пользования. Получат дальнейшее развитие нефармакологические методы обезболивания: рефлексотерапия, местная и общая электроанестезия.

На основе результатов научных исследований будут совершенствоваться фармакологические и другие методы коррекции психоэмоционального состояния больных во время пребывания их в стоматологическом учреждении.

Более широкое внедрение общего обезболивания будет развиваться по пути создания при стоматологических поликлиниках межрайонных анестезиологических центров, оснащенных современной аппаратурой для проведения обезболивания, контроля (мониторинга) за состоянием больного и проведения реанимационных мероприятий, а также укомплектованных штатом анестезиологов, анестезиологических сестер и младшим медицинским персоналом.

 

11. Хирургические заболевания

 

Для коренного улучшения качества амбулаторной и стационарной хирургической помощи будет продолжена линия на укрепление ее материально-технической базы, увеличение нормативов коечного фонда к 2000 г. до 0,5 койки на 10 тыс. взрослого населения и до 0,4 койки на 10 тыс. детского населения, с размещением их в многопрофильных детских больницах; создание при детских и взрослых стоматологических поликлиниках кабинетов реабилитации стоматологических больных с обеспечением их соответствующими штатами стоматологов-специалистов (хирург, ортопед, ортодонт). К 1995 г. должно быть улучшено обеспечение общехирургическим инструментарием, выпускаемым отечественной промышленностью, включая наборы для введения имплантатов. В XIII пятилетке должна быть осуществлена разработка и начат выпуск стандартных наборов для лечения больных с переломами челюстей, зубочелюстными деформациями и других аппаратов, инструментов и приспособлений для стоматологических отделений и хирургических отделений, кабинетов стоматологических поликлиник.

Одной из основных проблем хирургической стоматологии на ближайшие 10-15 лет будет оставаться проблема одонтогенной инфекции. Поэтому стоматологи-хирурги, наряду с другими специалистами, должны обеспечить неуклонное увеличение процента ежегодно санируемого населения. Будут разрабатываться и широко внедряться в практику щадящие методы хирургического лечения хронической одонтогенной инфекции, совершенствоваться на основе дифференцированного подхода с учетом прогноза лечения больных с острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями, получит дальнейшее развитие система реабилитации больных в постгоспитальном периоде. Выполнение намеченных мероприятий позволит снизить заболеваемость острой одонтогенной инфекцией, сократить количество дней временной нетрудоспособности, уменьшить летальность.

Регистрируемый рост транспортного травматизма ставит перед хирургической стоматологией задачу совершенствования организационных принципов и методов лечения тяжелых повреждений челюстно-лицевой области при сочетанной и множественной травме, разработку эффективной системы реабилитации.

Для коренного улучшения помощи больным с врожденными и приобретенными дефектами, деформациями лица и челюстей будут созданы региональные центры (для детей и взрослых) в основных экономико-географических районах страны.

Другой важной задачей хирургической службы является разработка и повсеместное внедрение системы мероприятий по профилактике и ранней диагностике злокачественных опухолей челюстно-лицевой локализации, включающей совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации больных с доброкачественными опухолями.

В крупных городах с численностью населения свыше 1 млн. при стоматологических стационарах должны быть созданы пункты неотложной помощи.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию в мире по СПИД, будут разрабатываться вопросы клинической диагностики иммунодефицитных состояний у больных с патологией челюстно-лицевой области и методы их раннего лечения.

 

12. Ортопедическая и ортодонтическая помощь

 

Учитывая низкую обеспеченность населения страны ортопедической и ортодонтической помощью (в пределах 7- 10% от нуждаемости), первоочередной задачей является увеличение объема этого вида специализированной помощи: к 2000 году - в 2 раза (по сравнению с уровнем 1986 года, когда зубные протезы получили 7,5 млн. человек). Эта задача будет решаться как путем экстенсивного развития ортопедической службы (увеличение обеспеченности населения врачами-ортопедами и зубными техниками), так и путем интенсификации, повышения производительности труда за счет совершенствования организации работы и врача и зубного техника, использования экономических методов стимулирования производительности их труда, замены устаревшего оборудования, инструментов, создания крупных зуботехнических производств (лабораторий) с высоким уровнем механизации и автоматизации технологического процесса изготовления зубных протезов, ортодонтической аппаратуры на основе пооперационного разделения труда и совершенствования системы контроля за качеством на отдельных этапах изготовления протезов. Такие крупные зуботехнические производства на 50-75 рабочих мест в смену, организующие свою работу на принципах полного хозрасчета и самофинансирования, должны создаваться в городах с численностью населения более 500 тыс. и как областные, либо межрайонные центры по обслуживанию сельского населения. Это позволит повысить не только производительность труда зубных техников, но и качество зубных протезов, ортодонтической аппаратуры за счет быстрого внедрения прогрессивных технологий их изготовления (табл. 5).

Кроме того, создание сети крупных зуботехнических производств обеспечит более рациональное использование дорогостоящего и дефицитного оборудования, более быструю модернизацию и переоснащение материально-технической базы ортопедической службы страны. По мере роста производительности труда часть высвобождающихся мощностей таких крупных зуботехнических производств будет использоваться для оказания ортопедической помощи хозрасчетными стоматологическими поликлиниками, стоматологами, работающими в сельской местности, на здравпунктах промышленных предприятий и ведомственных учреждений, а также стоматологами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Вторая задача, решением которой будет заниматься ортопедическая служба, - повышение качества оказываемой зубопротезной и ортодонтической помощи. Предстоит в период до 2000 года перейти от штампованно-паяных металлических протезов к цельнолитым и керамическим протезам, широко внедрить протезирование с использованием корней зубов, имплантатов для фиксации протезов при помощи замков (атачманов) стандартной конструкции (табл. 6).

Для решения этих задач потребуется внести существенные изменения в систему подготовки, специализации и повышения квалификации кадров ортопедической службы. Во-первых, повысить качество практической подготовки выпускников стоматологических институтов и факультетов по ортопедической стоматологии, особенно тех, кому после окончания института предстоит работать в сельской местности. Во-вторых, обеспечить условия для обязательного охвата той или иной формой повышения квалификации всех стоматологов-ортопедов и врачей-ортодонтов один раз в 5 лет. Создать систему регулярного повышения квалификации зубных техников на базе зуботехнических училищ, зуботехнических производств (крупных лабораторий), оснащенных современным оборудованием.

 

Ортодонтическая помощь

 

Высокая распространенность зубочелюстных деформаций и малая доступность ортодонтической помощи определяет необходимость ускоренного развития этого раздела стоматологии в ближайшие 10-15 лет. В первую очередь предстоит решить вопрос о подготовке квалифицированных кадров в нужном объеме: выделить специалистов "врач (стоматолог) ортодонт", создать при институтах усовершенствования врачей к 1995 г. кафедры ортодонтии, ввести интернатуру по ортодонтии. К 1990 г. должны быть разработаны научно обоснованные рекомендации штатного обеспечения кадрами этой службы с учетом данных эпидемиологических обследований в регионе.

 

13. Специальные методы диагностики

 

Прогресс в лечении различных заболеваний во многом определяется совершенствованием методов диагностики. В полной мере это относится и к стоматологии.

Рентгенологические методы исследования в стоматологии осуществляются в большом объеме, требуют специальной аппаратуры, а трактовка рентгенологической картины часто представляет большие трудности для врача-клинициста в виду сложного строения лицевого черепа, наслоения на рентгенограммах друг на друга тканей разных костей, необходимости планиметрического анализа телерентгенограмм. В то же время вопросы штатного обеспечения рентгенологической службы в стоматологии не решены, отсутствует система подготовки врачей-рентгенологов и рентген-лаборантов. Рентгеновская аппаратура, выпускаемая отечественной промышленностью, не отвечает современным требованиям.

Рентгенология, как диагностическая база стоматологии, должна развиваться по следующим направлениям.

К 1990 г. должны быть разработаны научно обоснованные нормативы штатного обеспечения и табельного оснащения рентгеновских кабинетов основных стоматологических подразделений (детских стоматологических поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых, стационарных стоматологических отделений).

В XIII пятилетке должен быть освоен промышленностью выпуск ортопантомографов с таким расчетом, чтобы к 2000 г. оснастить ими все рентгеновские кабинеты стоматологических поликлиник, а также проявочных автоматов для стоматологических рентгеновских снимков и пакетированной дентальной рентгеновской пленки с усиливающим экраном. С целью подготовки врачей-рентгенологов для работы в стоматологических учреждениях должны быть организованы курсы при кафедрах институтов усовершенствования врачей.

Функциональная диагностика получит дальнейшее развитие за счет производства аппаратуры (реографов, миографов) с компьютерным обеспечением. Это позволит шире использовать их в стоматологических поликлиниках для диагностики и контроля эффективности проводимого лечения.

Использование для целей медицинской диагностики современной дорогостоящей аппаратуры (компьютерные томографы, тепловизоры, аппараты для ультразвуковой диагностики, биохимические анализаторы, компьютерные анализаторы моделей, телерентгенограммы и т.д.) оправдано с экономических позиций только при полной загрузке их. Поэтому перспективным является создание мощных диагностических стоматологических центров в городах, имеющих стоматологические институты, факультеты. Такие центры, оснащенные самой современной диагностической аппаратурой, могут обслуживать на договорной основе по заявкам стоматологических учреждений, население крупного региона (республики, края, нескольких областей).

В процессе реализации программы каждые 5 лет подлежат коррекции с учетом результатов выполнения 5-летних заданий.

Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) отделов здравоохранения должны разработать конкретные планы развития стоматологической помощи в соответствии с настоящей Комплексной программой для включения в 5-летние и годовые территориальные планы развития здравоохранения.

 

Начальник Главного управления

лечебно-профилактической помощи

В.И.КАЛИНИН


 

Таблица 1

 

РАЗВИТИЕ СЕТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР

НА 1987-2000 ГГ.

 

┌───────────────────────────────┬───────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐

          Показатели           │Размерность│Разрезы прогнозных расчетов показателей временных горизонтов│

                               │показателей├──────────────────────────────┬─────────────────────────────┤

                                                       Отчет                       Прогноз          

                                          ├──────────┬─────────┬─────────┼──────────┬────────┬─────────┤

                                            1980 г. │ 1985 г. │ 1986 г. │  1990 г. │ 1995 г.│ 2000 г. │

├───────────────────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┤

                                                                                                

├───────────────────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┤

              1                     2          3        4        5        6        7        8   

├───────────────────────────────┴───────────┴──────────┴─────────┴─────────┴──────────┴────────┴─────────┤

    I. Стоматологическая                           1-й вариант <*>                                     

    амбулаторная помощь:                                                                               

    терапевтическая,                                                                                    

    хирургическая и                                                                                    

    ортодонтическая                                                                                    

│ 1. Общее число условных        млн.          479,9     540,1     564,4       672,4     832,4    1011,6 │

    единиц трудоемкости         УЕТ                                                                    

    (УЕТ)                                                                                               

│ 2. В том числе в системе       -"-           423,2     477,4     494,8       594,7     735,0    887,5 

    Минздрава СССР                                                                                      

│ 3. Число УЕТ, приходящихся     УЕТ           1,8       1,94      2,0         2,29      2,7      3,12  

    на одного жителя в год                                                                             

│ 4. В том числе в системе       -"-           1,59      1,71      1,76        2,03      2,4      2,74  

    Минздрава СССР                                                                                     

│ 5. Число врачебных должностей  тыс.          94,5      107,0     113,0       124,6     136,9    147,0 

│ 6. Число должностей            -"-           37,8      53,5      56,5        77,2      102,7    129,4 

    медицинских сестер по                                                                               

    стоматологии                                                                                       

│ 7. Соотношение врачебных       число         0,4       0,5       0,5         9,62      0,75     0,88  

    должностей и должностей     медсес-                                                                

    среднего медицинского       тер на                                                                 

    персонала                   одного                                                                  

                                врача                                                                  

│ 8. Число УЕТ, приходящихся     тыс.          5,08      5,05      5,0        5,4        6,08     6,88  

    на одну врачебную должность                                                                        

    в год                                                                                              

                                                                                                        

                                                   2-й вариант <**>                                    

                                                                                                        

│ 9. Общее число УЕТ             млн. УЕТ      479,6     540,1     564,4      625,5      723,8    825,8 

│10. В том числе в системе       -"-           423,2     477,4     494,8      553,2      639,1    724,5 

    Минздрава СССР                                                                                      

│11. Число УЕТ, приходящихся     УЕТ           1,8       1,94      2,0        2,14       2,35     2,55  

    на одного жителя в год                                                                             

│12. В том числе в системе       -"-           1,59      1,71      1,76       1,89       2,08     2,24  

    Минздрава СССР                                                                                      

│13. Число врачебных             тыс.          94,5      107,0     113,0      127,8      145,0    158,1 

    должностей                                                                                          

│14. Соотношение врачебных       число         0,4       0,5       0,5        0,5        0,5      0,5   

    должностей и должностей     медсес-                                                                

    стоматологических           тер на                                                                 

    медицинских сестер          одного                                                                 

                                врача                                                                   

│15. Число УЕТ, приходящихся     тыс.          5,08      5,05      5,0        4,89       4,99     5,22  

    на одну врачебную                                                                                   

    должность в год                                                                                    

                                                                                                       

    II. Ортопедическая                             1-й вариант <***>                                   

    стоматологическая помощь                                                                           

│16. Число лиц, получивших       тыс.          6916      8128      8476       13139      18968    24797 

    зубные протезы              человек                                                                

│17. В том числе в системе       -"-           6062,3    7125,5    7430       11518      16627    21737 

    Минздрава СССР                                                                                     

│18. Число лиц, получивших       на 1000       25,9      29,2      30,1       45,4       61,6     76,6  

    зубные протезы, на 1000     населе-                                                                 

    жителей                     ния                                                                    

│19. В том числе в системе       -"-           22,7      25,6      26,4       39,3       53,9     61,1  

    Минздрава СССР                                                                                     

│20. Число врачебных должностей  тыс.                              20,0       29,4       41,1     52,8  

    по ортопедической                                                                                   

    стоматологии                                                                                       

│21. Число врачей-ортопедов      на 10000                          0,7        1,0        1,3      1,6   

    на 10000 жителей            населе-                                                                

                                ния                                                                     

│22. Число должностей зубных     тыс.                                                                   

    техников                                                                                            

│23. Число должностей зубных     на 10000                                                               

    техников на 10000           населе-                                                                

    жителей                     ния                                                                    

                                                   2-й вариант <****>                                  

                                                                                                        

│24. Число лиц, получивших       тыс.          6916      8128      8576       11706      15744    19782 

    протезы                     человек                                                                 

│25. Число лиц, получивших       на 1000       25,9      29,2      30,1       34,9       51,1     61,1  

    протезы, на 1000 жителей    населе-                                                                

                                ния                                                                     

│26. Число врачебных должностей  тыс.                              20,0       26,2       33,0     41,7  

    по ортопедической                                                                                   

    стоматологии                                                                                       

│27. Число врачебных должностей  на 10000                          0,7        0,9        1,1      1,3   

    на 10000 населения          населе-                                                                

                                ния                                                                    

                                                                                                        

    III. Стационарная                                                                                  

    стоматологическая помощь                                                                            

│28. Обеспеченность больничными  число         0,3       0,34      0,34       0,5        0,5      0,5   

    койками для                 коек                                                                   

    стоматологических больных   на 10000                                                               

                                населе-                                                                

                                ния                                                                     

│29. В том числе в системе       на 10000      0,3       0,34      0,34       0,5        0,5      0,5   

    Минздрава СССР              населе-                                                                

                                ния                                                                    

│30. Число врачебных должностей  тыс.                              2,2        2,4        2,6      2,8   

    по стационарной помощи                                                                              

                                                                                                       

    IV. Врачебные кадры                                                                                 

    стоматологической службы                                                                           

│31. Общее число врачебных       занятых,      114,7     129,2     135,2                                

    должностей стоматологов и   тыс.                                                                   

    зубных врачей               прогноз,                                     156,4      180,6    202,6 

                                тыс.                                                                    

│32. В том числе в системе       занятых,      100,7     113,2     118,5                                

    Минздрава СССР              тыс.                                                                    

                                прогноз,                                     138,5      161,7    180,6 

                                тыс.                                                                   

│33. Число врачебных должностей  на 10000      4,3       4,6       5,0        5,7        5,9      6,2   

    стоматологического          населе-                                                                

    профиля на 10000 жителей    ния                                                                     

│34. В том числе в системе       -"-           3,8       4,1       4,2        5,1        5,3      5,6   

    Минздрава СССР                                                                                     

│35. Общее число врачей          тыс.          109,2     123       128,8      149        172      193   

    стоматологического профиля                                                                         

│36. В том числе в системе       -"-           95,9      107,8     112,9      131,9      154      172   

    Минздрава СССР                                                                                     

│37. Число врачей на 10000       на 10000      4,1       4,4       4,6        5,1        5,6      5,9   

    жителей                     населе-                                                                

                                ния                                                                    

│38. В том числе в системе       -"-           3,6       3,9       4,0        4,5        5,0      5,3   

    Минздрава СССР                                                                                     

                                                                                                       

    V. Материально-техническая                                                                         

    база амбулаторно -                                                                                  

    поликлинических                                                                                    

    стоматологических учреждений                                                                        

│39. Общая мощность амбулаторно  тыс. по-      767,8     864,2     903        1002       1158     1321  

    - поликлинических           сещений                                                                

    стоматологических           в смену                                                                

    учреждений - число                                                                                 

    посещений в смену                                                                                   

│40. В том числе в системе       тыс. по-      677,2     763,8     791,6      885        1023     1159  

    Минздрава СССР              сещений                                                                 

                                в смену                                                                

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 


 

ПРИМЕЧАНИЕ:

<*> Первый вариант предполагает достижения соотношения числа врачей к числу сестер, как 1:0,9.

<**> Второй вариант соответственно 1:0,5.

<***> Первый вариант по ортопедической помощи предполагает уровень обеспеченности зубными протезами - 77 человек на 1000 жителей.

<****> Второй вариант - 66 человек, получивших зубные протезы, на 1000 жителей в 2000 году.

 

 

 

 

Таблица 2

 

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СССР НА 1987-2000 ГГ.

 

┌─────────────────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────

   Показатели        │ Размерность │         Временные горизонты значений показателя

                     │ показателей ├─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐

                                    1987-1990 гг.    1991-1995 гг.    1996-2000 гг. 

                                  ├─────┬───────────┼─────┬───────────┼─────┬───────────┤

                                  │всего│в том числе│всего│в том числе│всего│в том числе│

                                         за год           за год         за год  

├─────────────────────┴─────────────┴─────┴───────────┴─────┴───────────┴─────┴───────────┤

│Ввод в действие       тыс.          99       24,75     156     31,2     163      32,6   

│амбулаторно -         посещений                                                         

│поликлинических       в смену                                                           

│стоматологических                                                                        

│учреждений                                                                              

│(стоматологических                                                                      

│поликлиник,                                                                              

│отделений,                                                                              

│кабинетов,                                                                              

│зуботехнических                                                                         

│лабораторий)                                                                            

                                                                                         

│Объем капитальных     млн. руб.     297      74,25     624    124,8     652     130,4   

│вложений на                                                                             

│строительство                                                                            

│амбулаторно -                                                                           

│поликлинических                                                                         

│стоматологических                                                                        

│учреждений,                                                                             

                                                                                        

│в том числе:                                                                            

│Строительно-монтажные    -"-        207,9    51,97    436,8    87,36    456,4    91,28  

│работы                                                                                   

                                                                                        

│Оборудование             -"-         89,1    22,28    187,2    37,44    195,6    39,12  

                                                                                         

│Удельная стоимость    тыс. руб.       3,0               4,0               4,0           

│строительства в                                                                         

│расчете на одно                                                                          

│посещение в смену                                                                       

                                                                                        

│Всего объем капиталовложений за 1987-2000 годы 1573 млн. руб. или в среднем 112 млн. руб.│

│в год.                                                                                  

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

Таблица 3

 

ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР ДО 2000 Г.

 

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

                                               ГОДЫ           

                                    ├──────┬──────┬──────┬──────┤

                                    │ 1986 │ 1990 │ 1995 │ 2000 │

├────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┤

│При приеме    в    стоматологические                           

│институты и на факультеты на  уровне                           

│7,5 тыс. человек в год.                                        

│Ожидаемое наличие врачей в целом  по  86,2   105    127    147 

│СССР будет (тыс.)                                              

                                                                

│На 10 тыс. населения                  3,1    3,6    4,1    4,5 

                                                               

│При приеме      на     зубоврачебные  42,6   44     45     46   

│отделения  медицинских   училищ   на                           

│уровне 1200 человек в год. Ожидаемое                           

│наличие этих специалистов в целом по                           

│СССР будет (тыс.)                                              

                                                               

│На 10 тыс. населения                  1,5    1,5    1,5    1,5 

├────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│Всего врачей стоматологического     128,8    149    172    193 

│профиля (тыс.)                                                 

                                                               

│На 10 тыс. населения                  4,6    5,1    5,6    5,9 

├────────────────────────────────────────────────────────────────┤

                 Население (млн.)          293,1  308,0  323,8 

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

Таблица 4

 

ПОТРЕБНОСТЬ В СРЕДСТВАХ ПРОФИЛАКТИКИ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ОХВАТА НАСЕЛЕНИЯ

 

┌─────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┐

│Средства профилактики / Уровень охвата населения │1990 г.│1995 г.│2000 г.│

├─────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┤

│1. Охват детского населения (%):                                        

   гигиеническим обучением и воспитанием                 ВСЕОБЩИЙ       

   региональными программами профилактики           30      60     75   

    (% от населения)                                                    

   количество детей, охваченных профилактическими   21      45     63   

    мероприятиями (млн.)                                                

                                                                        

│2. Средства профилактики:                                               

   зубные щетки (млн. штук)                         200     350    450  

   зубные нити-флоссы (млн. упаковок)               14      30     50   

   фторсодержащие зубные пасты (млн. туб.)          100     200    400  

   фторлак (тыс. флаконов)                          500     750    1000 

   растворы фторида натрия 0,05 и 0,2 (т)           8,4     18     30   

   таблетки натрия фторида (млн. контурных          175     375    625  

    упаковок)                                                           

   ремодент (т)                                     14      30     50   

   фторированная поваренная соль (млн. упаковок     21      45     75   

    по 1 кг)                                                            

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

Таблица 5

 

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ ЗУБОТЕХНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

 

┌────┬─────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ NN │                                                  ГОДЫ                 

│п.п.│                                     ├──────┬─────┬──────────┬──────────┤

                                         │ 1986 │ 1990│   1995      2000  

├────┴─────────────────────────────────────┴──────┴─────┴──────────┴──────────┤

│ 1.  Количество врачей (тыс.)                20    23       30       38     

        -"- зубных техников (тыс.)           41    50       75       85     

        -"- врачебных кабинетов  (тыс.)      6,68  7,5      8,5      10     

        -"- лабораторий (тыс.)               6,68  5,0      2,5      2,1    

        -"- техников в лаборатории           6,1   10       30       40     

│ 2.  Количество обслуживаемого населения:                                   

     - при      сегодняшнем     состоянии    7,5   8        11       13     

       материально-технической       базы                                   

       (млн.)                                                               

     - при         разном       улучшении    7,5   8,5      12,0     20     

       материально-технической      базы,                                   

       изменении  технологии изготовления                                   

       зубных протезов, введении закона о                                    

       государственном    предприятии   и                                   

       другие меры (млн.)                                                   

│ 3.  Зуботехнические столы (тыс.)             -     -       40       30     

│ 4.  Оборудование:                                                          

     - литейное                             250   1000     1200      400    

                                           печей  печей комплектов комплектов│

     - полимеризационное                       -     -      1200      400   

                                                        комплектов комплектов│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

Таблица 6

 

КОНСТРУКЦИИ ПРОТЕЗОВ

ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

ОРГАНОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ

ЗУБОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

 

┌────┬────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ NN │     Конструкции                     ГОДЫ                 

│п.п.│       протезов     ├──────────┬────────┬────────┬─────────┤

                            1986    1990    1995    2000  

├────┴────────────────────┴──────────┴────────┴────────┴─────────┤

│ 1.  Протезы (млн.):                                           

    - съемные (млн.)           4,2     5,0      5,5       6,0  

    - бюгельные (млн.)         0,3     0,5      1,2       2,3  

    - мостовидные (млн.)       7,2     8,0      6,0       5,0  

    - косметические            0,3     0,7      2,0       4,5  

      с покрытием                                              

      пластмассой (млн.)                                       

│ В них: коронок (млн.)        15,0    16,0     12,0      10,0  

    искусственных зубов        7,5     8,2      6,0       5,0  

    (млн.)                                                     

│ 2. Одиночные коронки          8,2     8,6     10,4      12,0  

    (млн.)                                                      

│ 3. Керамические коронки       0,08    0,09     0,5       1,0  

    (млн.)                                                     

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Начальник Главного управления

В.И.КАЛИНИН

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018