ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 19 июля 2005 г. N 3190/30-2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования рассмотрел обращение о комплексе мер по организации
работы централизованных лабораторий и сообщает следующее.
На основании ст. 20 Закона Российской
Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" (далее - Закон) медицинскую помощь в системе
обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой
формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются
самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе
договоров со страховыми медицинскими организациями.
В соответствии с вышеуказанным Законом
отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом,
законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, принятыми
на территории субъекта Российской Федерации, а также условиями договоров,
заключенных между субъектами медицинского страхования.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.11.04 N 690 утверждена "Программа
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2005 год", на основе которой органы государственной
власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, включающие территориальные программы
обязательного медицинского страхования.
При расчете и
планировании затрат на Территориальную программу государственных гарантий
прежде всего исходят из утверждаемого на федеральном уровне норматива
финансовых затрат в среднем на единицу объема предоставляемых медицинских услуг
по основным видам медицинской помощи (скорой, амбулаторно-поликлинической и
стационарной) с корректировкой их на районные коэффициенты удорожания бюджетных
услуг и индексы роста потребительских цен по данным Минэкономразвития России.
В соответствии с "Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от
22.07.93 N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) организация
специализированной медицинской помощи населению входит в полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Орган управления
здравоохранением субъекта Российской Федерации, руководствуясь целевой
установкой на достижение высокой доступности и качества медицинской помощи
населению, вправе применять любые организационные формы (централизованные,
децентрализованные, дистанционные, выездные и т.д.) медицинского обслуживания
населения, обеспечивающие наиболее эффективное использование государственных
ресурсов.
Согласно Приказу Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 25.12.97 N 380 "О состоянии и
мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики лечения
пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"
клинико-диагностическая лаборатория (далее - КДЛ) является диагностическим
подразделением лечебно-профилактического учреждения и создается на правах
отделения. Централизованные КДЛ создаются по указанию соответствующих
территориальных органов управления здравоохранением для выполнения
как различных видов исследований, так и одного из них: биохимические,
иммунологические, цитологические, микробиологические и другие исследования
(специализированные лаборатории). Организационная структура и порядок
финансирования централизованных КДЛ устанавливается органом управления
здравоохранением с учетом выполняемых ими задач и в соответствии с договором об
участии лабораторий в осуществлении территориальных программ государственных
гарантий.
Если медицинская организация, в т.ч. КДЛ,
работает в системе ОМС, то на нее распространяется порядок финансового
взаимодействия в системе ОМС.
Так, в соответствии
с Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в
системе обязательного медицинского страхования граждан, согласованным
Минздравом России 06.04.01 N 2510/3586-01-34, Минфином России 27.04.01 N
12-03-14, утвержденным ФОМС 05.04.01 N 1518/21-1 и зарегистрированным Минюстом
России 20.06.01 N 2756, медицинские учреждения любой формы собственности,
имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи,
используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи
(медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату
медицинской помощи в рамках территориальной программы CMC по тарифам, принятым
в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на
территории субъекта Российской Федерации в соответствии с действующими
нормативными документами, решением согласительной комиссии, в которую на
паритетных началах входят заинтересованные стороны.
По вопросам,
возникающим в ходе взаимодействия (в том числе финансового) между
централизованными КДЛ, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми
медицинскими организациями, необходимо обращаться непосредственно в
территориальный фонд ОМС, который реализует государственную политику в области
ОМС как составной части государственного социального страхования, в соответствии
с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (в
ред. от 24.03.01) "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования
медицинскими организациями осуществляется в соответствии с Инструкцией,
утвержденной Приказом ФОМС от 17.12.98 N 100 "О порядке проведения
территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального
использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских
учреждениях, функционирующих в системе ОМС".
Если учреждение не работает в системе
ОМС, то в своей деятельности руководствуется нормами законодательства
Российской Федерации, а также полномочиями, определенными уставом медицинского
учреждения и лицензией на осуществление медицинской деятельности.
И.о. Директора
Ю.Е.ЯКОВЛЕВ