Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

22 декабря 2005 г.

 

N 34

 

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА КЛЕЩЕВЫМ ВИРУСНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

И МЕРАХ ПО ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ

 

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом в Российской Федерации продолжает оставаться напряженной, расширяется ареал распространения этой инфекции.

За 10 месяцев 2005 года число больных в Российской Федерации увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 9,7%, зарегистрировано 4430 заболевших, что составляет 3,0 на 100 тысяч населения. Наиболее высокие уровни заболеваемости зарегистрированы в Усть-Ордынском Бурятском национальном округе - 39,0, Республике Алтай и Томской области - 30,0 на 100 тысяч населения. Рост заболеваемости в 2005 году в Тюменской, Читинской областях, Республике Бурятия составил от 60 до 80%. Увеличивается число заболевших клещевым вирусным энцефалитом детей и лиц пенсионного возраста.

Заражение населения происходит не только при посещении не привитым населением природных биотопов и освоении садово-огородных участков, но и городских скверов и парков. Ежегодно увеличивается число обратившихся в лечебно-профилактические учреждения по поводу укусов клещей. Так, в 2005 г. по данным мониторинга в 19 субъектах Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения обратились 256,9 тысяч пострадавших против 233,9 тысяч в 2004, из них 54% и 57% соответственно получили специфическую профилактику иммуноглобулином. Наибольшее чисто лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения зарегистрировано в Кемеровской, Свердловской, Пермской, Челябинской областях и Красноярском крае.

Сложившееся неблагополучие по клещевому вирусному энцефалиту обусловлено низкими объемами охвата населения прививками и экстренной профилактики иммуноглобулином. В 2004 г. получили вакцинацию и ревакцинацию 2,02 против 1,97 млн. человек в 2003 г., при этом 68% из них приходится на Уральский и Сибирский федеральные округа. По данным мониторинга из числа лиц, покусанных клещами, только 8,8% были привиты, а в Красноярском крае их число не превышало 1,1%, Новосибирской области - 2%, Кировской области - 0,2%. В Кемеровской, Иркутской и Кировской областях не более 11% от числа обратившихся получили экстренную иммунопрофилактику.

Органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не принимаются меры по увеличению охвата населения профилактическими прививками. В Томской и Ленинградской областях не охвачено прививками детское население. Финансовые средства, выделяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на приобретение вакцины и противоклещевого иммуноглобулина ограничены, так в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в 2005 г. целевая программа "Вакцинопрофилактика" профинансирована только на 5%. Не привлекаются средства предприятий и страховых кампаний.

Медленными темпами внедряется метод экспресс-исследования инфицирования клещей для назначения адекватной специфической профилактики. Не решаются вопросы по организации таких лабораторий в Вологодской, Костромской областях, республиках Коми, Татарстан, Тыва, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Не налажен учет предприятий, имеющих профессиональные группы риска по клещевому вирусному энцефалиту. За допуск к работе лиц, не вакцинированных против клещевого вирусного энцефалита, Территориальными управлениями Роспотребнадзора в 2005 г. были привлечены к административной ответственности 224 должностных лица. Эти меры не использовались в Пермской, Новосибирской, Томской и Тюменской областях, республиках Бурятия, Тыва.

Высокий уровень заболеваемости населения клещевым вирусным энцефалитом является следствием роста активности природных очагов, восстановления в них численности и вирусофорности переносчиков в результате сокращения противоклещевых обработок и использования для проведения барьерных наземных обработок малоэффективных, нестойких во внешней среде препаратов. В большинстве субъектов Российской Федерации обработки проводятся только на территориях детских оздоровительных учреждений, не уделяется должного внимания акарицидным обработкам животных, территорий садоводческих кооперативов и мест массового отдыха населения. Ассигнования на приобретение современных акарицидных препаратов из местных бюджетов выделяются в незначительных объемах.

Не обеспечивается наблюдение за энтомологической ситуацией в природных очагах в Архангельской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Псковской, Ульяновской областях.

Во многих субъектах Российской Федерации не уделяется должного внимания наглядной агитации, выпускаемые тиражи памяток и листовок в текущем году исчислялись единицами в Иркутской, Новосибирской и Томской областях. Уровень знаний населения о мерах личной профилактики, новых акарицидно-репеллентных средствах, обеспечивающих защиту от присасывания клещей остается недостаточным. В целях предупреждения распространения заболеваний клещевым вирусным энцефалитом на территории Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть на межведомственных совещаниях вопрос об итогах профилактики клещевого вирусного энцефалита в 2005 году и готовности уполномоченных органов к проведению мероприятий по профилактике клещевого вирусного энцефалитом в 2006 году.

1.2. Внести в действующие программы по профилактике клещевого вирусного энцефалита, "Вакцинопрофилактика" коррективы по объемам вакцинации населения против клещевого вирусного энцефалита с учетом эпидемиологической обстановки.

1.3. Изыскать возможность выделения дополнительных финансовых средств для закупки вакцины против клещевого вирусного энцефалита, противоклещевого иммуноглобулина, препаратов для лечения и диагностики клещевого вирусного энцефалита, а также на открытие лабораторий по экспресс-диагностике инфицирования клещей вирусом клещевого энцефалита и кабинетов экстренной профилактики клещевого вирусного энцефалита лицам, пострадавшим от укусов клещей.

1.4. Просить руководителей органов муниципальной власти:

1.4.1. Определить объемы и обеспечить своевременное проведение акарицидных обработок в зонах высокого риска заражения населения клещевым вирусным энцефалитом - на территориях летнего оздоровительного отдыха детей и взрослых, парковых зон, садоводческих кооперативов, а также акарицидных обработок сельскохозяйственных животных.

1.4.2. Обеспечить закупку акарицидных препаратов, в том числе для обработки сельскохозяйственных животных.

1.4.3. Неукоснительно выполнять предписания органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проведению противоклещевых обработок территорий парковых зон, мест отдыха, садоводческих кооперативов.

1.5. Оказать поддержку органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальным управлениям Роспотребнадзора в организации активной разъяснительной работы среди населения о мерах личной профилактики клещевого вирусного энцефалита в средствах массовой информации, тиражировании информационных материалов.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора:

2.1. Внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложение о разработке и принятии нормативно-правовых актов о проведении вакцинации населения против клещевого вирусного энцефалита и изыскании ассигнований на закупку вакцины против клещевого вирусного энцефалита с привлечением средств местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей и иных организаций.

2.2. Откорректировать планы профилактической иммунизации населения против клещевого вирусного энцефалита, обратив особое внимание на вакцинацию детей и социально незащищенных слоев населения, определить потребность в вакцине и обеспечить выполнение планов прививок, прежде всего, в высокоэндемичных районах.

2.3. Совместно с территориальными управлениями Роспотребнадзора организовать до начала эпидсезона проведение семинаров со специалистами лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники, диагностики и профилактики клещевого вирусного энцефалита.

2.4. Обеспечить лечебно-профилактические учреждения лекарственными препаратами для лечения больных клещевым вирусным энцефалитом, диагностическими препаратами и медицинскими иммунобиологическими препаратами для профилактики клещевого вирусного энцефалита.

2.5. Активизировать работу по развертыванию кабинетов экстренной профилактики клещевого вирусного энцефалита, лабораторий для проведения экспресс-исследований инфицирования клещей в целях своевременного назначения специфической профилактики, обеспечив их работу в выходные дни.

3. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом.

3.2. Обеспечить эпизоотологический надзор за природными очагами клещевого вирусного энцефалита.

3.3. Повысить требовательность к руководителям организаций и учреждений по обеспечению мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом.

3.4. При выявлении нарушений санитарного законодательства, невыполнение предписаний органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний населения клещевым вирусным энцефалитом шире использовать меры административного воздействия.

3.5. Активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения, шире пропагандировать в средствах массовой информации, общеобразовательных учреждениях, местах отдыха населения меры специфической и неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита.

4. Руководителю ФГУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии Роспотребнадзора" (Шандала М.Г.):

4.1. Принять меры по дальнейшему совершенствованию и созданию высокоэффективных, экологически безвредных средств борьбы с клещами-переносчиками в природных очагах клещевого вирусного энцефалита, а также средств защиты для населения.

4.2. Своевременно информировать территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и активизировать работу со средствами массовой информации о новых методах и средствах неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита.

5. Рекомендовать Национальной организации дезинфекционистов организовать проведение научно-практических конференций по вопросам профилактики клещевого вирусного энцефалита для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.

 

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018