ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
N 306
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
N 185
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
N 33
ПРИКАЗ
от 4 мая 1990 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ
САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ
ОСЛАБЛЕННЫХ
И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 20 июня 1988 г. N 764 "О мерах по дальнейшему
улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы
здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения заболеваемости
ослабленных и часто болеющих детей, находящихся в детских дошкольных
учреждениях, приказываем:
1. Утвердить согласованное с
Министерством финансов СССР и ВЦСПС Положение о санаторном детском дошкольном
учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты
санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и часто болеющих
детей (Приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1 января 1991 года.
2. Руководителям органов и учреждений
здравоохранения вводить дополнительные должности среднего медицинского
персонала, врачей-педиатров в штаты лечебно-профилактических учреждений,
обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах, выделенных для этих
целей ассигнований. При этом рекомендуется устанавливать должности инструктора
ЛФК (медицинской сестры по массажу) и медицинской сестры по физиотерапии из
расчета по 0,25 ставки на каждую группу, врачей-педиатров соответственно
штатным нормативам детских санаториев системы здравоохранения.
Председатель
Государственного комитета СССР
по народному образованию
Г.А.ЯГОДИН
Министр здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
Заместитель председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
М.М.КРАВЧЕНКО
Приложение 1
Согласовано
Министерство финансов СССР
В.Е.ОРЛОВ
ВЦСПС
Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА
ПОЛОЖЕНИЕ
О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
1. Санаторное детское дошкольное
учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей <*> имеет
своей целью проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на
укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских
дошкольных учреждениях общего назначения. Наряду с лечебно-оздоровительными
мероприятиями санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно-образовательную
работу с детьми в соответствии со скорректированной Программой воспитания и
обучения в детском саду.
--------------------------------
<*> Далее - санаторные дошкольные
учреждения (группы).
2. Санаторные дошкольные учреждения (группы)
организуются органами исполнительной власти, а также с их разрешения
государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами, иными
кооперативными и другими общественными организациями с ведома
органов здравоохранения.
3. Основным типом санаторного дошкольного
учреждения является ясли-сад на 6 - 12 групп. При
необходимости группы санаторного типа могут открываться на базе действующих и
вновь вводимых детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских
садов, яслей-садов).
4. Санаторные дошкольные учреждения
(группы) открываются в зданиях, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и
правилам пожарной безопасности, при наличии необходимого набора помещений,
оснащенных необходимым медицинским оборудованием для проведения восстановительного
лечения и оздоровления детей.
При каждом учреждении должен быть
огороженный озелененный участок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием
соответственно возрасту детей.
Санаторное дошкольное учреждение должно
размещаться с учетом экологической обстановки в данной территории и
преимущественно в зеленой зоне.
5. Санаторные дошкольные учреждения
оснащаются необходимым мягким и жестким инвентарем, учебно-наглядными
пособиями, игрушками, спортивным оборудованием и т.д. в соответствии с
нормативами детских дошкольных учреждений общего назначения.
6. В своей работе санаторные дошкольные
учреждения (группы) руководствуются настоящим Положением, Положением о детском
дошкольном учреждении, программно-методическими и нормативными документами,
утвержденными Госкомитетом СССР по народному образованию, Министерством
здравоохранения СССР, органами управления народного образования и
здравоохранения республик, а также министерствами и ведомствами, в подчинении
которых они находятся.
7. Питание детей в санаторных дошкольных
учреждениях (группах) для ослабленных и часто болеющих детей осуществляется по
нормам, установленным подпунктом "а" п. 6 Постановления Совета
Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 317 для санаторных дошкольных учреждений.
8. Плата за содержание детей в санаторных
дошкольных учреждениях (группах) взимается с родителей в размерах,
установленных Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1990 г. N 47
(см.: Бюллетень, 1990, N 4, с. 30 - 31; N 5, с. 27 - 33).
9. Оплата труда и продолжительность
ежегодных отпусков работников санаторных дошкольных учреждений (групп)
устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала
детских дошкольных учреждений общего назначения.
II. Порядок работы
и структура санаторных
дошкольных учреждений (групп)
1. Санаторные дошкольные учреждения
(группы) работают 5 - 6 дней в неделю с круглосуточным и продленным (с
организацией ужина) пребыванием детей, в необходимых случаях - без перерыва на
выходные и праздничные дни.
2. Комплектование детьми санаторных
дошкольных учреждений (групп) проводится по возрастному принципу.
Количество детей в группах
устанавливается:
в возрасте 2 лет - 10 детей;
от 2 до 3 лет - 15 детей;
старше 3 лет - 20 детей в группе.
3. Длительность пребывания детей в
санаторных дошкольных учреждениях (группах) устанавливается до одного года.
4. На время нахождения ребенка в
санаторном дошкольном учреждении (группе) за ним сохраняется место в детском
дошкольном учреждении общего назначения без учета его в списочном составе этого
учреждения.
III. Порядок
направления и приема в санаторные
дошкольные учреждения (группы)
1. Отбор детей в санаторные дошкольные
учреждения (группы) проводится санаторно-курортной отборочной комиссией. Дети
направляются на комиссию по совместному решению врача, закрепленного за детским
дошкольным учреждением общего назначения, участкового педиатра и заведующего
дошкольно-школьным отделением поликлиники (главного врача или заведующего
поликлиникой).
2. В санаторные дошкольные учреждения
(группы) направляются:
дети ослабленные, часто болеющие острыми
респираторными заболеваниями;
дети с рецидивирующими бронхитами,
пневмонией в период реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.
3. Списки детей, отобранных
санаторно-курортной отборочной комиссией, с обязательным указанием домашнего
адреса ребенка и места работы родителей направляются в районный (городской)
отдел (управление) народного образования или администрации и профсоюзной
организации предприятия, в ведении которого находится санаторное дошкольное
учреждение (группа).
4. Зачисление детей в санаторное
дошкольное учреждение (группу) производится при наличии следующих документов:
путевки соответствующего районного (городского) отдела (управления) народного
образования или путевки предприятия, учреждения, организации, выписки из
истории развития ребенка с заключением санаторно-курортной отборочной комиссии
справки об отсутствии контактов с инфекционными больными.
5. Дети из санаторных дошкольных учреждений
(групп) переводятся в дошкольные учреждения общего назначения, ранее посещаемые
ими, на основании заключения санаторно-курортной отборочной комиссии. Сведения
о проведенном оздоровлении детей передаются в детские дошкольные учреждения
общего назначения, а также в поликлинику по месту их наблюдения.
6. Санаторные дошкольные учреждения и
группы для детей, обучающихся по программе первого класса, не организуются.
IV. Создание
условий для проведения
лечебно-оздоровительной работы в санаторном
дошкольном учреждении
(группе)
1. В состав лечебно-оздоровительной базы
должны включаться: физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, кабинеты
для проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн, помещение для
хранения медицинского кислорода.
2. Лечебные кабинеты оснащаются в
соответствии с их назначением физиотерапевтической аппаратурой (тубусный и
маячный кварц, аппарат УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс",
ингаляторы аэрозольный и паровой, аппарат "Здоровье" для
приготовления кислородных коктейлей и т.д.), необходимым оборудованием и
инвентарем для проведения массажа, занятий лечебной физкультурой, обучения
плаванию. Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и его ремонт проводятся территориальными
управлениями "Медтехники" по заявкам предприятий, учреждений и
организаций, в ведении которых находится санаторное дошкольное учреждение.
V. Руководство и
штаты санаторного дошкольного
учреждения (группы)
1. Штаты санаторного дошкольного
учреждения (группы) независимо от ведомственной подчиненности учреждения
устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами, предусмотренными для
указанных учреждений.
Штаты медицинского персонала для
проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми в указанных дошкольных
учреждениях (группах) устанавливаются органами здравоохранения в соответствии с
нормативами для санаторных дошкольных учреждений (групп).
2. Территориальные
лечебно-профилактические учреждения организуют лечебно-оздоровительную работу с
детьми, оказывают необходимую помощь в проведении консультаций
врачей-специалистов, лабораторных исследований, консультативно-методической
помощи институтов, республиканских, краевых и областных детских больниц.
3. Медицинский и педагогический персонал
проводит комплексное оздоровление детей, с учетом состояния их здоровья,
включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж,
санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и медикаментозную
терапию и контроль за проведением специальных
закаливающих процедур и прогулок.
4. Руководители
территориальных лечебно-профилактических учреждений осуществляют
систематический контроль и несут персональную ответственность за правильную
организацию и проведение всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, внедрение
современных методов лечения, повышение квалификации медицинских работников
санаторных дошкольных учреждений (групп), проводят анализ эффективности работы
санаторного дошкольного учреждения (группы) по оздоровлению детей.
Приложение 2
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
САНАТОРНОГО ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Наименование должностей │ │
│ ├────┬────┬───┬───┬───┬───┬───┤
│ │ 6 │
7 │ 8 │ 9 │10 │11 │12 │
├──────────────────────────────────┼────┼────┼───┼───┼───┼───┼───┤
│1.
Заведующий │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │
│2.
Старший воспитатель │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1,5│
│3.
Старшая медицинская сестра │1 │1
│1,5│1,5│1,5│1,5│1,5│
│4.
Помощник заведующего по │ │
│1 │1 │1
│1 │1 │
│хозяйственной
работе │
│ │ │
│ │ │
│
│5.
Заведующий хозяйством │1 │1
│ │ │
│ │ │
│6.
Старший бухгалтер │ │
│1 │1 │1
│1 │1 │
│7.
Бухгалтер │1 │1
│ │ │
│ │ │
│8.
Секретарь-машинистка │ │
│ │ │
│ │1 │
│(делопроизводитель) │ │
│ │ │
│ │ │
│9.
Шеф-повар │ │
│1 │1 │1
│1 │1 │
│10.
Повар │2 │2
│2 │2 │2 │2
│3 │
│11.
Подсобный рабочий │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │
│12.
Грузчик │ │
│ │ │1
│1 │1 │
│13.
Кладовщик │ │
│ │ │1
│1 │1 │
│14.
Кастелянша │0,5 │1 │1 │1
│1 │1 │1
│
│15.
Рабочий по обслуживанию и │0,5 │0,5
│1 │1 │1
│1 │1 │
│текущему
ремонту зданий, │ │
│ │ │
│ │ │
│сооружений
и оборудования │ │
│ │ │
│ │ │
│16.
Машинист по стирке и ремонту │ │
│ │ │
│ │ │
│спецодежды
(белья): │ │
│ │ │
│ │ │
│
в учреждениях, имеющих группы с │2 │2
│2,5│2,5│3 │3 │4
│
│
круглосуточным пребыванием детей;│
│ │ │
│ │ │
│
│
в учреждениях, не имеющих групп с│1,75│1,75│2 │2
│2,5│2,5│3 │
│
круглосуточным пребыванием детей │
│ │ │
│ │ │
│
└──────────────────────────────────┴────┴────┴───┴───┴───┴───┴───┘
Примечания:
1. Штат воспитателей установлен из
расчета их работы в дошкольных группах в течение 14 часов, в ясельных группах в
течение 24 часов.
2. В учреждениях с 7-дневным пребыванием
детей устанавливается дополнительно по 0,3 единицы должности повара, подсобного
рабочего, машиниста по стирке одежды, белья, старшей медицинской сестры.
3. В учреждениях, имеющих крытые
малоразмерные бассейны для обучения детей плаванию, устанавливается должность
инструктора по физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые
2 группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию детей дошкольного
возраста.
Кроме того, при наличии в учреждении до 8
таких групп устанавливается по 0,5 единицы должности рабочего по обслуживанию и
текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика служебных
помещений и оператора хлораторной установки (при наличии хлораторной
установки), а при наличии 9 и более групп по одной вышеуказанной должности.
4. В учреждениях, где имеется не менее 12
детей с нарушениями речи, устанавливается должность учителя-логопеда.
5. В учреждениях, имеющих группы для
ослабленных и часто болеющих детей, дополнительно устанавливается должность
машиниста по стирке и ремонту спецодежды (белья): при наличии 2 - 3 таких групп
- 0,25 единицы должности, 4 - 5 - 0,5 единицы должности, 6 и более - одна
единица должности. Должности машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья)
устанавливаются, когда нет возможности пользоваться коммунальными прачечными.
6. В учреждениях,
имеющих нечетное число групп дополнительно устанавливается 0,5 единицы
должности ночной няни.
7. В учреждениях, обслуживаемых
централизованными бухгалтериями, должности старшего бухгалтера не
устанавливаются.
8. В учреждениях, расположенных в
самостоятельных зданиях, устанавливается должность дворника в соответствии с
нормами по уборке площади, утвержденными органами исполнительной власти.
В необходимых случаях может быть
установлена должность сторожа, в пределах лимита сторожевой охраны,
установленного министерству (госкомитету) народного образования республики.
Дополнено в расчете на одну группу
┌───────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Наименование │При 5-дневной │При
6-дневной │При 7-дневной │
│ должностей │рабочей неделе│рабочей неделе│рабочей
неделе│
│ │с пребыванием │с
пребыванием │с пребыванием │
│ │детей в тече- │детей в тече- │детей в тече- │
│ │ние, час. │ние, час. │ние,
час. │
│ ├──────┬───────┼──────┬───────┼──────────────┤
│ │ 12 │ 24 │ 12 │ 24 │ 24
│
├───────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────────────┤
│Дошкольные
группы: │ │ │ │ │ │
│Воспитатель │ 2 │
2 │ 2 │ 2,2 │ 2,8
│
│Помощник
воспитате-│ 1,25 │ 1,5 │
1,5 │ 1,5 │
2,1 │
│ля │ │ │ │ │ │
│Ясельные
группы: │ │ │ │ │ │
│Воспитатель │ 2 │
2 │ 2 │ 3,6 │ 4,3
│
│Санитарка-няня │ 1,5 │
2,5 │ 1,75│
2,75 │ 3,5 │
└───────────────────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────────────┘
9. В учреждениях, имеющих фруктовый сад
или земельный участок с декоративными насаждениями, вместо должности дворника
может быть установлена должность садовника.
10. Должность уборщика служебных
помещений устанавливается из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м
убираемой площади. При расчете количества убираемой площади не учитывается
площадь групповых помещений (за исключением санитарной комнаты), уборка которых
производится групповым персоналом.
11. В учреждениях,
имеющих изолятор устанавливается дополнительно 3,2 единицы при
шестидневной рабочей неделе и 2,6 единицы при пятидневной рабочей неделе
должности санитарки-няни для работы в изоляторе.
12. В учреждениях, имеющих грузовой
автомобиль или мотороллер, обслуживающие данное учреждение или несколько
дошкольных учреждений, устанавливается должность водителя грузового автомобиля,
мотороллера.
При наличии гужевого транспорта
устанавливается должность возчика.
13. В учреждениях, имеющих
самостоятельные здания, на отопительный сезон устанавливается должность
истопника или кочегара из расчета: один кочегар на каждые 10 печей, а при наличии
5 - 9 печей - 0,5 единицы по этой должности;
при наличии центрального отопления - один
кочегар в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды
топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв. м. -
2 кочегара в смену;
при газовом отоплении вводится должность
кочегара из расчета один кочегар в смену, а в котельных, не имеющих автоматики
безопасности - два кочегара в смену;
при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ)
в дошкольных учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, вводится
должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и
оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - должность дежурного рабочего в
смену.
Из общего числа указанных в настоящем
пункте должностей одна должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на
круглый год.
14. Должности ночных нянь устанавливаются
из расчета две единицы на каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей
неделе и 1,3 единицы на каждые две дошкольные группы при пятидневной рабочей
неделе.
В учреждениях, имеющих изолированные
входы с улицы, а также имеющих нечетное число дошкольных групп, должности
ночных нянь устанавливаются из расчета соответственно две единицы или 1,3
единицы на одну группу.
15. В сметах учреждений предусматриваются
ассигнования:
а) на оплату труда музыкальных
руководителей из расчета 0,25 ставки заработной платы на каждую группу детей в
возрасте двух лет и старше;
б) на оплату труда лиц, заменяющих
уходящих в отпуск заведующих, старших медицинских сестер, воспитателей,
помощников воспитателей, шеф-поваров, поваров, подсобных рабочих, машинистов по
стирке и ремонту спецодежды (белья), рабочих по обслуживанию и текущему ремонту
зданий, сооружений и оборудования, уборщиков служебных помещений.
В пределах ассигнований, предусмотренных
на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск воспитателей, в учреждениях
могут быть установлены дополнительно должности воспитателей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И
ГРУППЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Приему в дошкольные учреждения и группы
для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным
диагнозом "задержка психического развития" вследствие ослабленности
нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими
заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными
внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной
системы. Кроме того, приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа
психического развития которых может быть также следствием педагогической
запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные
возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения
познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы,
пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психический
функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в
слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности,
аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот,
вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных
интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями
внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового
восприятия, плохой координацией движений. Неглубокое недоразвитие речи может
проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной
дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических
конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, снижение слухово-речевой памяти.
Даже при внешнем благополучии устной речи
нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость
высказывания.
Снижение познавательной активности
проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков,
соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая
дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных
серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной
деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Недостаточная готовность к школе
проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной
деятельности.
Ребенок принимает и понимает задание, но
нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления
переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих
заданий.
Способность принимать помощь, усваивать
принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает
детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные
возможности их психического развития.
Дети 7-го года жизни с задержкой
психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и
умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов,
воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются), в обратном
счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах
пяти), но нередко не могут назвать результаты. В целом решение соответствующих
возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно,
однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.
Несложные небольшие рассказы, сказки
слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов,
но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно
неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим
замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, не способны контролировать
свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности
клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в
дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеются
сохранные психические функции, на которые можно опереться при планировании
коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами
детских лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-педагогические
комиссии (МПК) с целью решения вопроса об определении их в соответствующее
детское учреждение для коррекции психического развития и восстановительного
лечения.
Решение о направлении или отказе в
направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на
основании представленных документов, беседы с родителями и обследования
ребенка.
Основными медицинскими показателями к
приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
ЗПР церебрально-органического генеза;
ЗПР по типу конституционального
(гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;
ЗПР соматогенного происхождения с
явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
ЗПР психогенного происхождения
(патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная
инфантилизация;
ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные
учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных
микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в учреждения
указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми
формами ЗПР - церебрально-органического происхождения и прочими клиническими
формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный
диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за
ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 мес. При
необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные
учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих
клинических форм и состояний:
олигофрения; органическое,
эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
выраженные нарушения слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата;
выраженные нарушения речи (алалия,
афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);
шизофрения с выраженным расстройством
эмоционально-волевой сферы;
выраженные формы психопатий и
психопатоподобных состояний различной природы;
частные судорожные пароксизмы, требующие
систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
стойкий энурез, энкопрез;
хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов
пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, не подлежащие
воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в
соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения
системы здравоохранения или социального обеспечения. Если в период пребывания
ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся
вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в
учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка
решается МПК.
После пребывания ребенка в дошкольном
учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на
основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются
документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в
общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в специальную
школу соответствующего типа).
Готовность ребенка к обучению в
общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим
коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
детские сады с дневным, круглосуточным
или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей
потребности;
дошкольные группы при детских садах,
детских домах общего типа;
дошкольные группы при школах-интернатах
для детей с ЗПР;
консультативные группы при детских садах
для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы
для детей с ЗПР.
Группы комплектуются с учетом возраста
детей, старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа
- дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование
групп детьми разных возрастов.
Заведующий (директор) дошкольного
учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в
соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей
с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.
Начальник Главного управления
охраны материнства и детства
Минздрава СССР
И.А.ЛЕШКЕВИЧ
Начальник Управления
дошкольного воспитания
Гособразования СССР
А.С.АЛЕКСЕЕВА