Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ

ОТ 13.10.2006 Г. N 703 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 785"

 

Появление Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2006 г. N 703 "О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785", который дополнил "Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785, двумя новыми позициями: коаксил (тианептин) и залдиар (трамадола гидрохлорид 37,5 мг + парацетамол 325 мг), вызвало не совсем адекватный, на наш взгляд, отклик у фармацевтической общественности.

В связи с новыми дополнениями в данный Приказ у многих аптечных учреждений и оптовых фармацевтических организаций возникают вопросы о возможных ограничениях на оборот этих препаратов.

Сразу же заметим, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 устанавливает требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями и никак не регламентирует оптовую торговлю лекарственными средствами, в связи с чем ссылка в наименовании указанного выше Перечня на организации оптовой торговли выглядит несколько странно. По нашему мнению, в отношении организаций оптовой торговли установление требования предметно-количественного учета к отдельным товарным позициям вообще бессмысленно, поскольку учет всех товаров в оптовых организациях является предметно-количественным по определению.

Заметим также, что ни один известный нам нормативно-правовой акт, регламентирующий обращение лекарственных средств в аптечных организациях, явным образом не устанавливает никаких дополнительных требований к порядку хранения и организации работы с лекарственными средствами, подлежащими в соответствии с Приказом N 785 предметно-количественному учету, не являющимися наркотическими или психотропными веществами и не включенными в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, за исключением порядка отпуска таких лекарственных средств населению (позиции 5-11 указанного Перечня).

Препараты коаксил и залдиар не включены в "Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. N 681 (в ред. от 08.07.2006 г.) (Списки I, II, III и IV), а также не включены в соответствующие Списки ПККН и, соответственно, не относится к сильнодействующим или ядовитым веществам.

Препарат коаксил включен в Перечень лекарственных средств списка "Б", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 31.12.99 г. N 472. В соответствии с этим Приказом лекарственные средства Списков А и Б не имеют альтернативного названия "сильнодействующие и ядовитые вещества".

Входящий в состав залдиара трамадол включен в Список N 1 сильнодействующих веществ ПККН. Однако следует отметить, что в соответствии с пунктом 11 Примечаний к "Спискам сильнодействующих и ядовитых веществ" комбинированные препараты, содержащие основной контролируемый компонент и наряду с ним другие фармакологически активные вещества, должны быть представлены в списке полным рецептурным составом. Если данный конкретный рецептурный состав (трамадол/парацетамол) не числится в списках ПККН, то такое комбинированное лекарственное средство не может считаться включенным в Список сильнодействующих и ядовитых веществ.

Входящий в состав залдиара парацетамол входит в Перечень лекарственных средств списка "Б", однако, конкретный рецептурный состав парацетамол/трамадола гидрохлорид в Списки А и Б не включен.

Заметим, что согласно пункту 6.18. Отраслевого стандарта "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения" ОСТ 91500.05.0005-2002, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.03.2002 г. N 80 (в ред. от 28.03.2003 г.), "требования к хранению медикаментов списков "А" и "Б" определяются в установленном порядке". Ни один нормативно-правовой акт не разъясняет это положение Отраслевого стандарта. Таким образом, на сегодняшний день для оптовых организаций специальный порядок хранения и учета лекарственных средств списков А и Б, не входящих в Списки ПККН, действующим законодательством не установлен.

Следовательно, в настоящее время действующее законодательство не устанавливает каких-либо дополнительных требований к оптовой торговле препаратом коаксил, включенному в Список Б, а тем более к препарату залдиар, не включенному в Списки А и Б.

В то же время требования к отпуску и документообороту по отдельным позициям Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, могут устанавливаться специальными нормативно-правовыми актами (наркотические средства, прекурсоры и т.д.).

В связи с этим отметим, что Постоянный комитет по контролю наркотиков на заседании 23 июня 2004 г. специально рассматривал вопрос о статусе препарата коаксил (тианептин) и не нашел причин включать этот препарат в Список сильнодействующих и ядовитых веществ (Протокол заседания ПККН от 23.06.2004 г. N 4/93-2004).

В соответствии с разъяснениями Председателя ПККН Э.А.Бабаяна в сборнике "Новые лекарственные препараты" (выпуск 7 за 2004 г.) препарат залдиар не находится под контролем ПККН.

Как уже указывалось выше, препарат коаксил (тианептин) включен в Список Б "Перечня лекарственных средств списков А и Б", утвержденного Приказом Минздрава РФ от 31.12.99 г. N 472. "Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденная Приказом Минздрава РФ от 13.11.96 г. N 377, не предъявляет никаких специальных требований к организации хранения лекарственных средств Списков А и Б, а также лекарственных средств позиций 5-11 "Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях ...", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785.

В соответствии с п. 3 "Примечаний к Спискам сильнодействующих и ядовитых веществ" Списки А и Б, издаваемые Министерством здравоохранения РФ, имеют сугубо профессиональные цели и ставят перед собой задачи лишь определения порядка хранения, выписки, контроля и применения лекарственных средств, включенных в эти Списки.

Таким образом, реализация лекарственных средств, включенных в "Перечень лекарственных средств Списков А и Б", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 31.12.99 г. N 472, может осуществляться в рамках обычной лицензии на фармацевтическую деятельность без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

В то же время в примечании к пункту 7.3. Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 13.09.2005 г.), дается ссылка на Приложение 4 к приказу Минздрава России от 12.11.97 года N 330 с указанием, что "предметно-количественному учету подлежат наркотические средства, психотропные, ядовитые и сильнодействующие вещества, спирт этиловый и другие средства в соответствии с действующей нормативной документацией".

Заметим, что положение данного пункта Отраслевого стандарта звучит неоднозначно, поскольку в нем четко не указано, что следует понимать под словами "и другие средства". Но даже если трактовать эти слова как указание на позиции 5-11 "Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях ...", то положение пункта 7.3. следует понимать лишь как указание на порядок учета лекарственных средств, поскольку это, во-первых, явно следует из прямого прочтения данного положения, а, во-вторых, следует из того, что данный пункт размещен в разделе VII Стандарта "Учет и отчетность в аптечных организациях", а не в разделе V "Требования к организации хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях".

Фактически, это может (но необязательно) означать, что аптечные организации должны организовать учет препаратов коаксил, залдиар и других препаратов позиций 5-11 "Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях ..." в соответствии с требованиями п.п. 8, 9 "Правил хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках", утвержденных Приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 г. N 330 (в ред. от 16.05.2003 г.), но никоим образом не означает, что хранение в аптеках этих лекарственных препаратов должно быть организовано в соответствии с указанными Правилами.

Еще раз подчеркнем, что распространение требования пункта 7.3. Стандарта даже только к учету препаратов в соответствии с указанными выше "Правилами хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках" на коаксил, залдиар и другие препараты позиций 5-11 "Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях ...", в принципе, может быть подвергнуто сомнению.

 

Директор юридической

компании "Юнико-94",

кандидат юридических наук

М.И.МИЛУШИН

22.11.2006

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018