Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

30 июня 1992 г.

 

N 186/272

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Здоровье детей дошкольного и школьного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье указанного детского контингента, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.

Сложившаяся система медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возраста не обеспечивает на современном этапе эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижению заболеваемости.

Дошкольно - школьные отделения детских поликлиник, обеспечивающие медицинскую помощь в образовательных учреждениях, постоянно укомплектованы врачами не более 50 процентов. Из числа врачей, работающих в школах, 90 процентов составляют совместители и лица, не имеющие педиатрической подготовки.

Анализ результатов проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98 процентов) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 2-6 раз реже, чем при целевых выборочных углубленных обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний.

Однако, имеющиеся дефекты в качестве профилактической работы, диспансеризации здоровых и больных детей нельзя объяснить только отсутствием врачей. Медицинские работники загружены несвойственной им деятельностью. До 80% затрат их рабочего времени связано с оформлением и ведением многочисленной документации, включая неутвержденные учетные формы; на врача зачастую возложены обязанности среднего медицинского работника. Лишь 19% времени занимает лечебно - профилактическая работа, причем до 70% уходит на организацию и проведение ежегодных массовых профилактических осмотров всего контингента детей.

Медицинские и педагогические работники не имеют требуемых знаний по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья детей, физиологии здорового ребенка, педагогической интерпретации медицинских сведений, организации учебно - воспитательного процесса. Не проводится психолого - медико - педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в критические периоды его формирования - адаптации к дошкольному учреждению, в первом и пятом классах - в связи с переходом к предметному обучению и с поступлением в образовательные учреждения, а также в пубертатный период.

Опыт работы органов здравоохранения и образования ряда административных территорий (гг. Воронеж, Тверь, Нижний Новгород, Санкт - Петербург и др.) по рациональному использованию медицинских работников и трехстепенной системе профилактических осмотров детей в организованных коллективах свидетельствует об улучшении диагностики отклонений в состоянии здоровья детей в ранние периоды, повышении качества оздоровления и формировании системы реабилитационных мероприятий в учебно - воспитательном процессе.

В целях повышения качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, рационального использования ресурсов здравоохранения,

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения (приложение 1).

1.2. Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях (приложение 2).

1.3. Критерии оценки состояния здоровья детей (приложение 3).

1.4. Критерии оценки биологической зрелости и функционального состояния (приложение 4).

2. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Российской Федерации Зелинской Д.И.:

2.1. Совместно с Управлением подготовки кадров и координации научных исследований Минздрава Российской Федерации (П.Н.Морозов), Всероссийским учебно - научно - методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (П.А.Душенков) до 01.12.92 разработать и в установленном порядке утвердить программы подготовки, в т.ч. постдипломной, средних медицинских работников для образовательных учреждений.

2.2. Переиздать в 1992 году методические указания "Использование скрининг - тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возраста" и "Организация медицинского наблюдения за состоянием здоровья учащихся при использовании массовых скрининг - тестов".

2.3. Изучить систему медицинского обеспечения детей в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.

2.4. Совместно с Управлением медицинской статистики Минздрава Российской Федерации (Э.И.Погорелова) до 01.07.92 внести в установленном порядке предложения о пересмотре учетно - отчетных форм по медицинскому обеспечению и состоянию здоровья детей образовательных учреждений.

2.5. До 01.12.92 разработать стандарты профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов и типовые рекомендательные штатные нормативы самостоятельных или, в составе лечебно - профилактических учреждений, подразделений (центров, диспансеров, отделений, на базе учебных заведений и т.д.), обеспечивающих медицинскую помощь детям в организованных коллективах.

3. Главному врачу Республиканского врачебно - физкультурного диспансера Велитченко В.К., ректорам Российского государственного медицинского университета Ярыгину В.Н., Московского медицинского стоматологического института Соколову Е.И., директору Ивановского НИИ материнства и детства Городкову В.Н. до 01.12.92 разработать:

3.1. Методику оценки физической подготовленности детей по физическим тестам.

3.2. Критерии оценки эффективности оздоровительных мероприятий средствами физической культуры.

3.3. Совместно с Республиканским институтом повышения квалификации педагогических кадров Министерства образования Российской Федерации разработать программы повышения квалификации педагогического и медицинского персонала по физкультурно - оздоровительной работе с детьми в образовательных учреждениях, в т.ч. имеющими отклонения в состоянии здоровья, с использованием традиционных и нетрадиционных методов их оздоровления.

4. Директору Ивановского НИИ материнства и детства Городкову В.Н. разработать до 01.12.92 критерии оценки психического и репродуктивного здоровья детей.

4.1. Разработать модель отделения восстановительного лечения и реабилитации на базе образовательного учреждения.

5. Начальнику Главного управления социальной защиты детства Министерства образования Российской Федерации Володиной И.Н. совместно с начальником Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Российской Федерации Зелинской Д.И.:

5.1. Переработать программы подготовки педагогических кадров, внести в них вопросы охраны здоровья детей, психолого - медико - педагогической реабилитации.

5.2. До 01.06.93 подготовить сборник методических материалов по охране здоровья детей в образовательных учреждениях для педагогического и медицинского персонала.

6. Руководителям органов здравоохранения и образования республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:

6.1. Организовать подготовку и переподготовку средних медицинских кадров для работы в образовательных учреждениях в соответствии с утвержденными настоящим приказом приложениями.

6.2. Осуществить постепенный, по мере подготовки средних медицинских кадров, переход на организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях в соответствии с приложениями данного приказа и в зависимости от местных условий.

6.3. Передать медицинское обеспечение учащихся 9-11 классов образовательных учреждений детским поликлиникам.

6.4. Обеспечить совместную работу педагогического и медицинского персонала образовательных учреждений в проведении лечебно - оздоровительных мероприятий.

7. Просить Академию медицинских наук Российской Федерации (Покровский В.И.), Президиум Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (Труфакин В.А.) провести с участием НИИ возрастной физиологии и гигиены Российской Академии образования (Колесов Д.В.) в 1992-1993 гг. выборочные исследования состояния здоровья детей в различных типах образовательных учреждений системы образования и МВД.

8. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н. и заместителя Министра образования Российской Федерации Бадмаева С.А.

 

Министр здравоохранения

Российской Федерации

А.И.ВОРОБЬЕВ

 

Министр образования

Российской Федерации

Э.Д.ДНЕПРОВ


 

Приложение N 1

к приказу Минздрава

Российской Федерации и

Министерства образования

Российской Федерации

от 30.06.1992 г. N 186/272

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Переломные      
возрастные      
периоды        

Доврачебный этап 
(скрининг и ла-  
бораторное обсле-
дование)      

Врачебно-педагогический этап    

Специализированный этап   

 

педиатр      

педагог,      
психолог      

 

1        

2       

3       

4         

5                

 

Перед поступлением
в  дошкольное  уч-
реждение         

Средний  медработ-
ник лечебно-профи-
лактического уч- 
реждения         

Осмотр с  анализом
данных       скри-
нинг-теста и лабо-
раторного обследо-
вания. Распределе-
ние   по   группам
здоровья         

Рекомендации    по
режиму адаптации в
дошкольном  учреж-
дении             

Невропатолог, окулист,  отола-
ринголог, хирург-ортопед, сто-
матолог,  логопед (с 3-х лет),
по  показаниям психиатр и дру-
гие специалисты              

 

За год до  поступ-
ления в школу    

Средний  медработ-
ник    дошкольного
учреждения       

Осмотр с  анализом
данных       скри-
нинг-теста и лабо-
раторного обследо-
вания            

Определение  функ-
циональной  готов-
ности к обучению в
школе            

Невропатолог, окулист,  отола-
ринголог, хирург-ортопед, сто-
матолог,  по показаниям  лого-
пед, психиатр                

 

Медико-педагогическая коррекция                                     

Перед поступлением
в школу          

Средний  медработ-
ник    дошкольного
учреждения       

Осмотр с  анализом
данных       скри-
нинг-теста и лабо-
раторного обследо-
вания. Распределе-
ние на медицинские
группы для занятий
физической культу-
рой              

Определение  функ-
циональной  готов-
ности к школе    

Невропатолог, окулист,  отола-
ринголог, хирург-ортопед, сто-
матолог, по показаниям  психи-
атр, логопед                 

 

Конец первого года
обучения         

Средний  медработ-
ник школы        

Рекомендации   для
оздоровления     в
летние каникулы  

Оценка адаптации к
обучению в  школе,
рекомендации    на
каникулы         

-"-                   

 

Переход к предмет-
ному обучению    

-"-         

Оценка нервно-пси-
хического        и
физического разви-
тия,   определение
биологического   
возраста ребенка и
соответствие  пас-
портному          

Оценка адаптации 

-"- и гинеколог       

 

Профессиональная ориентация                                      

 

Пубертатный период
(14-15 лет)      

-"-          

Врачебно-професси-
ональная  консуль-
тация,    передача
сведений на юношей
допризывного  воз-
раста в военкоматы

Педагог, психолог.
Врачебно-професси-
ональная  консуль-
тация            

-"-                   

 

Перед   окончанием
образовательного 
учреждения - 10 -
11-й класс (16 - 
17 лет)          

-"-          

-"-         

-"-       

-"-                   

 

--------------------------------

Примечание:

- в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;

- скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями "Использование скрининг - тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов";

- детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно - профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении;

- дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

Начальник Главного управления

социальной защиты детства Министерства

образования Российской Федерации

И.Н.ВОЛОДИНА

 

 

 

 

Приложение N 2

к приказу Минздрава

Российской Федерации и

Министерства образования

Российской Федерации

от 30.06.1992 г. N 186/272

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДЕТЕЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

NN 

Виды деятельности          

Заведующий 
центром    
(отделением)

Врач-   
педиатр 

Средний медработник    

дошкольного     
учреждения      

школы, лицея
и др.   

1 

2                  

3      

4     

5          

6     

 

1. Организация медицинского обеспечения детей                                              

1.1.

Анализ состояния здоровья детей, оцен-
ка эффективности профилактических и  
оздоровительных мероприятий.         

постоянно, 
по плану   
работы     

 

 

 

1.2.

Координация деятельности лечебно-    
профилактических и образовательных   
учреждений, контроль за организа-    
цией медобслуживания детей, анализ   

постоянно, 
по плану   
работы     

 

 

 

1.3.

Организация профилактических осмотров

-"-       

 

 

 

1.4.

Организация консультативной помощи   

-"-       

 

 

 

1.5.

Организация повышения квалификации   
медицинских и педагогических работни-
ков                                  

-"-       

 

 

 

1.6.

Организация работы по гигиеническому 
воспитанию детей, родителей (лиц, их 
заменяющих)                          

постоянно, 
по плану   
работы     

 

 

 

1.7.

Организация и проведение летней оздо-
ровительной кампании                 

ежегодно   

ежегодно

ежегодно        

ежегодно   

 

2. Первичная профилактика                                                                  

2.1.

Контроль за санитарно-гигиеническими 
условиями в образовательных учрежде- 
ниях                                 

 

2 раза в
год     

постоянно       

постоянно  

2.2.

Контроль и оказание методической     
помощи в организации учебно-воспита- 
тельного процесса:                   

 

2 раза в
год     

1 раз в месяц   

1 раз в ме-
сяц        

 

- участие в составлении учебного рас-
писания;                           
- составление режима дня и занятий.  

 

 

 

 

 

3. Питание                                                                                 

 

- контроль за состоянием фактического
питания и анализ качества питания; 
- санитарно-гигиеническое состояние  
пищеблока;                         
- составление меню;                  
- бракераж готовой продукции;        
- контроль за выполнением натуральных
норм                               

 

 

постоянно       

постоянно  

 

4. Физическое воспитание                                                                   

 

- распределение на медицинские группы
для занятий физической культурой;  
- анализ эффективности физического   
воспитания с оценкой физической под-
готовки детей;                     
- осуществление контроля за организа-
цией физвоспитания, закаливающих ме-
роприятий                          

 

1 раз в 
год     






1 раз в месяц   






1 раз в ме-
сяц        

 

5. Трудовое обучение и профессиональ-
ная ориентация                    

в соответствии с приложением 1         

 

- врачебно-профессиональная консульта-
ция;                               
- заключение о профессиональной при- 
годности;                          
- контроль за выполнением рекомендаций
по трудовому обучению.             

 

 

 

 

 

6. Гигиеническое воспитание в детском                                                      
коллективе                                                                              

 

- рекомендации по организации и прове-
дению гигиенического воспитания,   
формированию навыков здорового обра-
за жизни, профилактике СПИДа.      
Организация мероприятий по профилак-
тике близорукости, кариеса, наруше-
ний осанки и др.;                  
- контроль за гигиеническим воспита- 
нием.                              

 

2 раза  
в год   









постоянно       

1 раз в ме-
сяц         

 

7. Иммунопрофилактика                                                                      

 

- планирование и анализ вакцинации;  
- осмотр перед прививкой             



- вакцинация;                        

- контроль за состоянием здоровья пос-
ле прививки, регистрация местной и 
общей реакции на прививку.         

 

1 раз в 
год по  
плану   
вакцина-
ции     






по плану вакцина-
ции постоянно   

 

 

8. Мероприятия по обеспечению адапта-
ции в образовательном учреждении  

 

в соот- 
ветствии
с прило-
жением 1

 

 

 

- рекомендации по адаптации и ее кор-
рекции (совместно с педагогом);    
- контроль за течением адаптации и   
проведением медико-педагогической  
коррекции;                         

- проведение медико-педагогических   
мероприятий по формированию функ-  
циональной готовности к обучению.  

 

 





постоянно       



в соответствии  
с приложением 1 

 

 

9. Ведение документации (медицинская 
форма на ребенка, выписки и справки  
для лечебно-профилактических учрежде-
ний, военкоматов, летних оздоровитель-
ных учреждений, проч.).              

 

 

постоянно       

 

 

10. Диспансеризация                  

в соответствии с приложением 1         

 

- проведение углубленных профилакти- 
ческих осмотров;                   
- проведение (совместно с педагогом) 
скрининг-тестов по выявлению откло-
нений в состоянии здоровья, оценка 
физической подготовленности детей; 
- рекомендации педагогическому персо-
налу по коррекции отклонений в сос-
тоянии здоровья;                   





- проведение назначенных оздоровитель-
ных мероприятий и контроль за их вы-
полнением в образовательных учрежде-
ниях, детской поликлинике и др.    

 







назначе-
ние оздо-
ровитель-
ных меро-
приятий и
контроль
за выпол-
нением  



в соответствии  
с приложением 1 


постоянно       







постоянно       

 

 

11. Анализ состояния здоровья детей по
предлагаемым критериям и тестам, раз-
работка медико-педагогических мероп- 
риятий по улучшению охраны их здо-   
ровья.                               

 

1 раз в 
год     

 

 

--------------------------------

Примечание: - медицинская помощь дошкольникам и школьникам непосредственно в образовательном учреждении осуществляется средним медицинским персоналом, получившим специальную подготовку по организации профилактической и оздоровительной работы;


 

- деятельность врача по обслуживанию детей в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с настоящими функциональными обязанностями с закрепленным детским контингентом в лечебно - профилактическом или образовательном учреждении;

- диспансерное наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания, осуществляется лечебно - профилактическим учреждением;

- медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях специального назначения осуществляется по действующим нормативным документам;

- педагогические коллективы образовательных учреждений совместно с медицинскими работниками принимают непосредственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;

- медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной кампании, в т.ч. с выездом в загородные учреждения.

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

Начальник Главного управления

социальной защиты детства Министерства

образования Российской Федерации

И.Н.ВОЛОДИНА

 

 

 

 

Приложение N 3

к приказу Минздрава

Российской Федерации и

Министерства образования

Российской Федерации

от 30.06.1992 г. N 186/272

 

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

I. Показатели здоровья в детском коллективе

 

Общая заболеваемость (уровень и структура).

Острая заболеваемость (уровень и структура).

Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка.

Процент часто болеющих детей (ЧБД).

Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).

Процент детей, функционально незрелых к обучению.

Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе.

Процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

Распределение детей по группам здоровья.

 

II. Показатели физического развития

 

А. Обязательные:

1. Антропометрия: длина и масса тела, обхват грудной клетки (вдох, выдох, экскурсия), динамометрия, спирометрия.

2. Форма грудной клетки - деформации - "куриная", "воронкообразная", "грудь сапожника" и др.

3. Форма ног - нормальные, Х-образные, О-образные.

4. Стопа - нормальная, уплощенная, полая.

5. Осанка - нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.

 

Б. Дополнительные:

1. Толщина жировой складки в 4-х точках. Определение процента жировой массы.

2. Форма живота (нормальный, впалый, выпуклый, отвислый).

Оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам (или центильная оценка).

 

III. Показатели физической подготовленности

по физическим тестам

 

А. Обязательные:

1. Подтягивания или отжимания (сила) (раз).

2. Быстрота бега на 10, 30 метров (мин.).

3. Метание (теннисного мяча) на дальность (м).

4. Прыжки в длину, высоту с места (м).

5. Бег на выносливость в течение 1, 5 минут.

 

Б. Дополнительные:

1. На статистическую выносливость (упражнения "рыбка" или "угол") на время в секундах.

2. Статистическое равновесие, стоя на одной ноге, или "ласточка" с закрытыми глазами, в секундах.

3. Гибкость - наклоны вперед, стоя на скамейке, в см. от нулевой линии.

4. Координация движений - бросание мяча о стенку попеременно руками в течение 30 секунд с 1 метра.

5. Силовая выносливость - количество седов из положения лежа на спине.

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

 

 

 

Приложение N 4

к приказу Минздрава

Российской Федерации и

Министерства образования

Российской Федерации

от 30.06.1992 г. N 186/272

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

 

I. Степень биологической зрелости (в баллах)

 

1. У дошкольников и младших школьников - по количеству постоянных зубов.

2. У средних и старших школьников - по вторичным половым признакам (по Властовскому В.Г.).

 

II. Уровень функционального состояния

 

1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи).

2. Ортостатическая проба.

3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 секунд).

    4. Двойное произведение (ЧСС х АД сист.)

                            ----------------

                                 100

5. Общая работоспособность (с помощью степ - теста или велоэргометрии PWC 150-170 по Абросимовой Л.И.).

 

III. Методики оценки биологической зрелости

и функционального состояния

 

Схема

оценки биологического возраста по зубной формуле

 

 ┌──────────────────┬─────┬──────────────────────────────────────┐

   Хронологический         Число постоянных зубов           

   возраст, лет    │ Пол ├───────────┬───────────────┬──────────┤

                        │замедленное│соответствующее│ускоренное│

                          развитие │  развитие     │ развитие │

 ├──────────────────┼─────┼───────────┼───────────────┼──────────┤

   5,5               М      0        0-3          │ более 3 

                     Д      0        0-5          │ -"-   4 

 ├──────────────────┼─────┼───────────┼───────────────┼──────────┤

   6                 М      0        1-5          │ более 5 

                     Д      0        1-6          │ -"-   6 

 ├──────────────────┼─────┼───────────┼───────────────┼──────────┤

   6,5               М      0-2      3-8          │ -"-   8 

                     Д      0-2      3-9          │ -"-   9 

 ├──────────────────┼─────┼───────────┼───────────────┼──────────┤

   7                 М      менее 5│  5-10         │ -"-  10 

                     Д      -"-   6│  6-11         │ -"-  11 

 ├──────────────────┼─────┼───────────┼───────────────┼──────────┤

   7,5               М      -"-   8│  8-12         │ -"-  12 

                     Д      -"-   8│  8-13         │ -"-  13 

 └──────────────────┴─────┴───────────┴───────────────┴──────────┘

 

Оценка физического развития по данным темпа роста

и полового созревания (по схеме Властовского)

 

Буквенные обозначения:

 

А - ускоренный (акселераты)

М - средний ( )

Р - замедленный (ретарданты)

1-я буква - оценка темпа роста

2-я буква - оценка полового развития

1 - тип - АА - рост ускорен, половое созревание ускорено

2 - тип - АМ - рост ускорен, темп полового созревания средний

3 - тип - АР - рост ускорен, темп полового созревания замедлен

4 - тип - МА - рост средний, половое созревание ускорено

5 - тип - МР - рост средний, половое созревание замедлено

7 - тип - РА - рост замедлен, половое созревание ускорено

8 - тип - РМ - рост замедлен, половое созревание среднее

9 - тип - РР - рост и половое созревание замедлены

 

Оценочная таблица индивидуального темпа

полового созревания

 

 

Темп полового    
созревания,      
стадии           

Возраст девочек  
в годах       

Возраст мальчиков 
в годах       

 

1  

2  

3  

1 

2  

3  

 

1. Ускоренный    

8-9 

10-12

13-14

10-11

12-13

14-16

 

2. Средний       

10-12

13-14

15-16

12-13

14-16

17-18

 

3. Поздний       

13-14

15-16

17-18

14-16

17-18

19   

 

    Степени: 0 степень - 0 баллов

             I степень - 1-2 балла

             II степень - 3-4 балла

             III степень - 5-6 баллов

 

Балльная значимость признаков полового созревания

 

Для мальчиков

 

1. Оволосение лобка - Р.

Ро - отсутствие оволосения,

Р1 - единичные волосы,

Р2 - редкие волосы, расположенные на центральном участке лобка,

Р3 - густые, прямые волосы, неравномерно расположенные на поверхности лобка, без четких ровных границ,

Р4 - густые, вьющиеся волосы, равномерно расположенные по всей поверхности лобка с четкой горизонтальной границей,

Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку (мужской тип оволосения).

 

2. Оволосение подмышечных впадин: Ах

 

    Ахо - отсутствие оволосения,

    Ах1 - единичные волосы, расположенные на небольшом центральном

          участке подмышечной впадины,

    Ах2 - густые, прямые волосы, расположенные по всей поверхности

          подмышечной впадины,

    Ах3 - густые вьющиеся волосы.

 

Для девочек

 

Ро- отсутствие волос,

Р1 - единичные волосы,

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные,

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся, на всем участке лобка.

 

Оволосение подмышечных впадин Ах

 

    Ахо - отсутствие волос,

    Ах1 - единичные волосы,

    Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины,

    Ах3 - волосы густые,  вьющиеся,  длинные на  всей  подмышечной

          области

 

Развитие молочной железы: Ма

 

    Мао - железы не выдаются,

    Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вместе с

          соском образует конус,

    Ма2 - железа     значительно   выдается,  вместе  с  соском  и

          околососковым кружком образует конус,

    Ма3 - железы  значительно    выдаются,  сосок  поднимается над

          околососковым кружком, тело железы округлой формы.

 

Менструальная функция: Ме

 

Мео - отсутствие менструаций,

Ме1 - менархе в момент обследования,

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл,

Ме3 - регулярные менструации в течение года.

 

Ориентировочные показатели пробы Штанге (1)

и Генчи (2) (сек.)

 

  ┌────────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐

        Возраст,          Мальчики             Девочки    

          лет         ├────────┬──────────┼─────────┬────────┤

                          1      2           1      2   

  ├────────────────────┼────────┼──────────┼─────────┼────────┤

          5              24      12          22     12  

          6              30      14          26     14  

          7              36      14          30     15  

          8              40      18          36     17  

          9              44      19          40     18  

          10             50      22          50     21  

          11             51      24          44     20  

          12             60      22          48     22  

          13             61      24          50     19  

          14             64      25          54     24  

          15             68      27          60     26  

          16             71      29          64     28  

  └────────────────────┴────────┴──────────┴─────────┴────────┘

 

Оценка результатов ортостатической пробы

 

Учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат,

от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат.

 

Оценка результатов пробы с 20 приседаниями

за 30 секунд

 

Время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат.

 

    "Двойное произведение" в покое   ЧСС х АД сист.

                                     --------------

                                         100

 

  ┌───────────┬──────────────────┬────────────┬───────────────┐

  │ Возраст,      Выше среднего │  Среднее   │ Ниже среднего │

  │ лет                                                   

  ├───────────┼──────────────────┼────────────┼───────────────┤

     3                85            100          116     

     5                85            100          115     

     6                81            95           105     

     7                80            92           100     

     8                76            89           98      

     9                73            86           95      

     10               70            88           100     

     11               70            86           98      

     12               77            86           99      

     13               73            85           90      

     14               74            86           91      

     15               75            87           93      

     16               76            88           94      

     17               75            86           90      

  └───────────┴──────────────────┴────────────┴───────────────┘

 

Физическая работоспособность детей (кгм/мин)

по PWC-150-170 методом велоэргометрии или степ - теста

 

  ┌─────────────────────────┬───────────────┬─────────────────┐

           Возраст,           Мальчики       Девочки      

             лет                                          

  ├─────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

             5                   195            150       

             6                   200            175,0     

             7                   250            210       

             8                   300            240       

             9                   370            310       

             10                  420            340       

             11                  495            360       

             12                  550            420       

             13                  650            450       

             14                  730            440       

             15                  740            444       

             16                  850            450       

             17                  890            470       

  └─────────────────────────┴───────────────┴─────────────────┘

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

 

 

 

Приложение N 5

к приказу Минздрава

Российской Федерации и

Министерства образования

Российской Федерации

от 30.06.1992 г. N 186/272

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

 

Медицинское обеспечение детей дошкольного и школьного возрастов имеет в виду контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры, профессиональной ориентации.

Эти задачи путем анализа деятельности, контроля за работой, организации методической помощи, использования более эффективных организационных форм медицинской помощи, рационального труда медицинского персонала, повышения качества и эффективности профилактических осмотров, повышения профессионального уровня медиков и педагогов реализуются медицинскими работниками совместно с педагогическими коллективами как непосредственно в организованных коллективах, так и в лечебно - профилактических учреждениях.

С учетом местных условий, имеющегося опыта работы рекомендуются различные формы организации медицинского обслуживания детей, внедрение новых организационных форм наряду с существующими.

I. Центр (отделение) охраны здоровья детей.

Центр может быть организован как на базе лечебно - профилактического учреждения, так и при наличии условий, самостоятельно, а также в образовательных учреждениях.

В структуре центра может быть 3 подразделения:

- амбулаторное, обеспечивающее организацию профилактической работы, углубленных осмотров, оздоровления детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- консультативное, обеспечивающее консультации по вопросам семьи, брака, половому и физическому воспитанию, психологическому развитию, становлению речи, профессиональной ориентации, с привлечением необходимых специалистов. Проводится медико - педагогическая коррекция отклонения;

- организационно - методическое, которое обеспечивает координацию и преемственность в работе всех структур центра (отделения), внедрение новых форм организации профилактической работы в образовательных учреждениях, взаимосвязь с лечебно - профилактическими и другими учреждениями.

Штаты центра (отделения) устанавливаются, исходя из местных условий и рекомендательных штатных нормативов.

II. Традиционная форма (дошкольно - школьное отделение), при которой врач обеспечивает в образовательном учреждении в основном профилактическую работу.

Лечебная помощь больным, реабилитация диспансерной группы обеспечивается специалистами детской поликлиники.

III. Обслуживание по принципу "единого педиатра" предполагает обеспечение профилактической работы в образовательном учреждении с дачей необходимых рекомендаций по оздоровлению и контролю за оздоровлением, медико - педагогической коррекции, лечебной помощи на дому; в детской поликлинике диспансерное наблюдение хронических больных осуществляют специалисты поликлиники.

IV. Бригадный метод обслуживания обеспечивает углубленные осмотры бригадой врачей - педиатров и специалистов в предлагаемые сроки (приложение 1), назначаются рекомендации по оздоровлению и медико - педагогической коррекции.

При этих организационных формах оказание медицинской помощи детям возлагается на медицинский персонал, получивший специальную подготовку в соответствии с функциональными обязанностями.

Организационно - методическую и консультативную помощь медицинскому персоналу образовательного учреждения оказывает старший врач или заведующий ДШО.

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка Министерства

здравоохранения Российской Федерации

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018