ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2007 г. N 02-18/07-1565
Фонд социального
страхования Российской Федерации сообщает, что Порядок и условия оплаты
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их
отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном
законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или)
муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период
беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному
наблюдению ребенка в течение первого года
жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 года N 33,
зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2007 г. N 8980, (далее - Порядок) и
вступает в силу с 1 января 2007 года.
При применении Порядка необходимо
обратить внимание на следующие его положения.
1. В отличие от 2006
года, данный Порядок регулирует не только условия и порядок оплаты услуг,
оказанных государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, а при
их отсутствии - медицинскими организациями, в которых в установленном
законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или)
муниципальный заказ, (далее - учреждения здравоохранения) на основании родовых
сертификатов, но также и порядок и условия выдачи женщинам родовых
сертификатов.
Согласно пункту 6 Порядка, по общему
правилу родовый сертификат выдается женщине с 30
недель беременности (с 28 недель - в случае многоплодной беременности) женской
консультацией, осуществляющей наблюдение женщины в период беременности.
В случае если
женщина наблюдалась в период беременности в медицинском учреждении, не имеющем
права на выдачу родового сертификата, он может быть выдан женщине с 30 недель
беременности (с 28 недель - в случае многоплодной беременности) женской
консультацией по месту жительства женщины, на основании выписки из
индивидуальной карты беременной и родильницы с соответствующей отметкой в
обменной карте родильного дома, родильного отделения и медицинской карте амбулаторного больного.
Женщины, родившие в 2007 году и не
получившие родовый сертификат, согласно пункту 6
Порядка, для оплаты услуг по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого
года жизни могут получить родовый сертификат в
женской консультации по месту наблюдения женщины после родов. Для этих целей
женские консультации обеспечиваются по заявкам, подаваемым в региональные
отделения Фонда, бланками родовых сертификатов с талонами N 1 и N 2,
погашенными штампами регионального отделения "Не подлежит оплате".
Необходимо обратить внимание, что
женщинам, получившим родовый сертификат до 1 января
2007 года и родившим в 2007 году, родильными домами (родильными отделениями,
перинатальными центрами) осуществляется замена родового сертификата на родовый сертификат нового образца, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2005 г. N 701
"О родовом сертификате".
Пункт 12 Порядка
предусматривает, что в случае поступления женщины на роды без родового
сертификата (в том числе в случае преждевременных родов, утраты родового
сертификата) родильными домами, а также детскими поликлиниками (в случае
непредставления родового сертификата за услуги по диспансерному наблюдению
ребенка в течение первого года жизни) на основании данных обменной карты
принимаются меры по получению родового сертификата, в том числе через женские консультации.
2. Необходимо также отметить, что, в
отличие от прошлого года, в 2007 году утверждено три формы реестров талонов
родовых сертификатов, представляемых для оплаты услуг, оказанных женскими
консультациями, родильными домами и детскими поликлиниками (приложения NN 1-3 к
Порядку). Порядок предоставления счетов одновременно с реестрами талонов
родовых сертификатов сохраняется. Реестр талонов родовых сертификатов
представляется на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате,
утверждаемом Фондом.
Если в 2006 году талоны родовых
сертификатов представлялись в региональные отделения Фонда, даже если не
подлежали оплате, то в этом году, согласно пункту 17 Порядка, талоны родовых
сертификатов не подлежащие оплате, не направляются в региональные отделения
Фонда.
3. Что касается размеров оплаты услуг по
медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в
послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение
первого года жизни, то они составляют:
женским консультациям в размере 3,0 тыс.
рублей за каждую женщину,
родильным домам в размере 6,0 тыс. рублей
за каждую женщину;
детским поликлиникам в размере 1 тыс.
рублей за каждого ребенка, получившего услуги по диспансерному наблюдению по
истечении первых шести месяцев наблюдения.
4. Относительно условий оплаты услуг,
оказанных учреждениями здравоохранения, на основании родовых сертификатов
сообщаем следующее.
Пункт 9 Порядка устанавливает, что
непрерывное наблюдение женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе женской
консультацией в течение 12 недель является обязательным условием для оплаты услуг
по медицинской помощи, оказанных женщине женской консультацией, но не для
выдачи женщине родового сертификата, в отличие от порядка, действовавшего в
2006 году.
При этом в указанный период включается
период пребывания женщины по медицинским показаниям в стационаре либо в
специализированном отделении (санатории), если она была направлена в указанные
учреждения в установленном порядке, а также период наблюдения женщины на
амбулаторно-поликлиническом этапе до 1 января 2007 года.
Кроме того, если женщина встала на учет в
женской консультации в 2006 году, наблюдалась не менее 12 недель и родила в
2007 году, период наблюдения, пришедшийся на 2006 год, учитывается в периоде
наблюдения 12 недель, и талон N 1 такого родового сертификата подлежит оплате.
При наблюдении женщины несколькими
женскими консультациями (но не менее 12 недель в совокупности) оплате подлежат
услуги женской консультации, наблюдавшей женщину наиболее длительное время.
Услуги по медицинской помощи, оказанной
женщине в период родов и в послеродовой период родильным домом, не подлежат
оплате в случае смерти матери или ребенка. При этом, в случае сохранения жизни
матери и хотя бы одного ребенка при рождении женщиной одного или нескольких
детей услуги родильного дома подлежат оплате (пункт 17 Порядка).
Не подлежит оплате талон N 2 родового
сертификата в случае прохождения родов вне родильного дома (рождение ребенка
дома, в машине скорой помощи, в фельдшерско-акушерском пункте и др.) независимо
от последующего наблюдения женщины и ребенка в родильном доме.
В 2007 году, в
отличие от прошлого года, в соответствии с пунктом 11 Порядка, предусмотрена
также оплата услуг по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года
жизни (талон N 3-1 родового сертификата - за первые шесть месяцев наблюдения
ребенка и талон N 3-2 родового сертификата - за вторые шесть месяцев
диспансерного наблюдения в течение первого года жизни). Оплата производится по месту нахождения детской поликлиники, в
которой производится диспансерное наблюдение ребенка.
При этом в указанный период времени
включается период пребывания ребенка по медицинским показаниям в стационаре,
если ребенок был направлен в лечебно-профилактическое учреждение
врачом-педиатром детской поликлиники в установленном порядке.
Не подлежат оплате услуги по
диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, оказанные
детской поликлиникой, в случае смерти ребенка.
Помимо вышеперечисленных условий, не
подлежат оплате талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями
здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного
медицинского страхования.
5. В соответствии с
Правилами финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии
- медицинским организациям, в которых в установленном законодательством
Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный
заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и
родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в
течение первого года жизни, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 869, контроль за
целевым использованием средств на оплату осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
При этом пунктом 19 Порядка на
региональные отделения Фонда возложены полномочия по осуществлению контроля за правильностью выдачи учреждениями
здравоохранения родовых сертификатов.
Полномочий по осуществлению иных
контрольных функций, в частности, за расходованием учреждениями здравоохранения
средств, поступающих от региональных отделений Фонда на оплату талонов родовых
сертификатов, к компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации
и его региональных отделений, не отнесено.
Что касается
расходования учреждениями здравоохранения средств, получаемых от региональных
отделений Фонда в рамках реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2006 г. N 869, то Порядок и условия расходования средств,
связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения
(а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном
законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или)
муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и
родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в
течение первого года жизни, утвержден приказом Минздравсоцразвития
России от 19 января 2007 г. N 50, зарегистрированным Минюстом России 14 февраля
2007 N 8943 ((направляется для сведения).
Заместитель Председателя
Л.Н.РАУ