Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

28 сентября 1993 г.

 

N 227

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ВОСПИТАННИКАМ ДОМОВ РЕБЕНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Российской Федерации на попечении государства находится 17,7 тыс. детей в возрасте до 4-х лет, которые содержатся в 257 домах ребенка системы здравоохранения. Основной контингент составляют больные дети, неудовлетворительное здоровье которых является ведущим фактором помещения их в интернатные учреждения.

За последние 5 лет отмечается ухудшение состояния здоровья детей, направляемых в дома ребенка. По данным научных исследований в структуре заболеваемости воспитанников превалируют врожденные и перинатальные поражения нервной системы - 80% детей страдают психо-неврологическими заболеваниями, из них 30% имеют тяжелые органические поражения центральной нервной системы и пороки развития (детский церебральный паралич, микроцефалия, синдром Дауна, спинномозговая грыжа и др.). В связи с этим 177 домов ребенка (14 тыс. детей) специализированы для содержания и оказания медико-педагогической помощи детям с данной патологией. Значительный удельный вес занимают заболевания органов дыхания, расстройства питания, врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Выборочные исследования состояния здоровья детей свидетельствуют о более высокой частоте соматических заболеваний среди воспитанников домов ребенка по сравнению с домашними сверстниками, т.к. эти заболевания формируются, как правило, на фоне поражения нервно-психической сферы, а также в условиях длительного пребывания ребенка в коллективе, приводящих к срыву адаптационных возможностей.

За период с 1985 г. в России осуществлена система государственных мер, направленных на укрепление материально-технической базы домов ребенка, совершенствование нормативов обеспечения воспитанников питанием, одеждой, медикаментами, укрепление кадрами специалистов, внедрение современных медико-педагогических технологий, разукрупнение групп и т.д.

Однако эти меры были направлены, в основном, на улучшение условий содержания и воспитания детей и в меньшей степени повлияли на решение проблем восстановления здоровья. Материалы проверок подтверждают, что при организации медицинской помощи не учитывается социальный и биологический анамнез семьи, родителей, близких родственников; для установления диагноза и лечения ребенка не используются возможности ведущих клиник страны, региона, территории; дети крайне редко госпитализируются для проведения углубленного обследования. Вследствие этого поддающиеся воздействию лечебных мероприятий в раннем возрасте и на ранних стадиях заболевания принимают необратимый характер и приводят к инвалидизации детей. Это резко ограничивает возможность возвращения ребенка в семью или передачи его на усыновление.

В связи с изложенным Управлением охраны здоровья матери и ребенка, отделом медицинской статистики, Главным вычислительным центром Минздрава Российской Федерации, Российской медицинской академией последипломного образования создана автоматизированная информационно-справочная система "Дом ребенка" (сертификат N 87 Минздрава Российской Федерации от 30.06.93), позволяющая формировать базу данных о состоянии здоровья детей, решать вопросы управления и слежения за здоровьем воспитанников, своевременно проводить коррегирующие лечебно-восстановительные мероприятия с привлечением при необходимости ведущих специалистов.

В целях совершенствования системы организации и повышения качества медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить регистрационную карту воспитанника дома ребенка, кодировочный талон состояния здоровья воспитанника, карту выбытия воспитанника из дома ребенка, инструкцию по заполнению регистрационных документов в доме ребенка (приложение 1-4).

2. Руководителям органов управления здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:

2.1. Ввести в домах ребенка регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).

2.2. Организовать диагностику состояния здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.

2.3. Обеспечить квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать необходимую медицинскую помощь на территории.

2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".

3. Главному вычислительному центру (Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".

4. Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):

4.1. Организовать отдел автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.

4.2. Создать банк данных о состоянии здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.

4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в Минздрав анализ состояния здоровья детей.

5. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.

6. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.

7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):

7.1. Обеспечить консультативную и лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.

7.2. В течение 1994 г. в установленном порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов ребенка.

Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.

 

Министр

здравоохранения

Российской Федерации

Э.А.НЕЧАЕВ

 

 

 

 

Приложение N 1

к приказу Минздрава РФ

от 28 сентября 1993 г. N 227

 

                      ┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐

                      │Код формы по ОКУД                    

                      ├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐

                      │Код учреждения по ОКПО│                 

                      └──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘

 

─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────

  Министерство здравоохранения РФ│         Медицинская документация

 ------------------------------- │                     форма N 300-1/у-93

    Наименование учреждения      │Утверждена Минздравом РФ от 28.09.93 г.

─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────

 

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА

 

────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐

                                                │ N       Фрагмент 1  

        СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ                  │стро- ├────────────────┘

                                                │ ки  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Город                                             1  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Область                                           2  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дом ребенка N                                     3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Тип учреждения: физиологический (1),                 

специализированный (2)                            4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Адрес дома ребенка                                5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата заполнения карты                             6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

               СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ                 N      Фрагмент 2  

                                                │ стр. ├────────────────┘

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Фамилия                                           1   

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Имя                                               2  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отчество                                          3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Национальность                                    4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата рождения                                     5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Пол: мужской (1), женский (2)                     6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата поступления в дом ребенка                    7  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Юридический статус ребенка: полный сирота (1),       

неполный сирота (2), юридический отказ по            

заявлению родителей, (3), подкидыш (4), от           

родителей, лишенных родительских прав (5),           

временно находящийся в доме ребенка (6)           8  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Ребенок поступил в дом ребенка из: родильного        

дома(1), отделения для выхаживания недоношенных │     

(2), соматического стационара (3), инфекционного│     

стационара (4), неврологического стационара (5),│     

другого дома ребенка (6), карантинного               

распределителя (7), дома (8), милиции (9),           

подкинут (10), другое* (11)                       9  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причины направления в дом ребенка: тяжелые           

материальные условия (1), мать в заключении (2),│     

отец в заключении (3), ребенок-инвалид (4),          

проведение курса реабилитационного лечения (5), │     

мать-одинокая (6), студентка (7), многодетная        

семья (8), мать находится в стационаре (9), мать│     

в длительной командировке (10), отец - в армии       

(11), бомж (12), беженцы (13), другое* (14)     │ 10  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

  СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ И ДРУГИХ РОДСТВЕННИКАХ   │N стр │   Фрагмент 3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Сведений о родителях нет (1), есть (2)            1  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Сведения о матери:                                   

Фамилия                                           2  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Имя                                               3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отчество                                          4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата рождения                                     5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Место рождения                                    6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Национальность                                    7  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Работа, учеба (есть - 1, нет - 2)                 8  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Место работы, учебы                               9  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Профессия                                       │ 10  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Сведения об отце:                                     

Фамилия                                         │ 11  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Имя                                             │ 12  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отчество                                        │ 13  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата рождения                                   │ 14  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Место рождения                                  │ 15  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Национальность                                  │ 16  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Работа, учеба (есть - 1, нет - 2)               │ 17  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Место работы, учебы                             │ 18  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Профессия                                       │ 19  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Братья: возраст                                 │ 20  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 21  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

возраст                                         │ 22  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 23  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

возраст                                         │ 24  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 25  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Сестры: возраст                                 │ 26  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 27  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

возраст                                         │ 28  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 29  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

возраст                                         │ 30  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

место нахождения                                │ 31  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Вредные привычки матери: наркомания (1),             

токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4),       

другие* (5)                                     │ 32  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Вредные привычки отца: наркомания (1),               

токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4),       

другие* (5)                                     │ 33  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

     АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ              │N стр │   Фрагмент 4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Нет сведений о заболеваниях матери (1), отца         

(2), отца и матери (3)                            1  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Заболевания матери                                2  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  3  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Заболевания отца                                  5  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  6  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  7  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

           БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ                │N стр │   Фрагмент 5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Сведения о биологическом анамнезе: есть (1), нет│     

(2)                                               1  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Неблагополучие антенатального периода: нет (1), │     

да* (2)                                           2  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Неблагополучие интранатального периода: нет (1),│     

да* (2)                                           3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Оценка по шкале АПГАР в баллах                    4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Гестационный возраст                              5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Вес при рождении                                  6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Длина при рождении                                7  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Заболевания периода новорожденности есть (1),     8  

нет (2)                                              

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Заболевания периода новорожденности               9  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 10  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 11  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ДО  │ N       Фрагмент 6  

МОМЕНТА ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТЫ (включая все острые    │стро- ├────────────────┘

заболевания) шифр по МКБ-IХ                     │ки   

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Первый год жизни                                  1  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  2  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  3  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  4  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  5  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Второй год жизни                                  7  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  8  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                  9  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 10  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 11  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 12  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Третий год жизни                                │ 13  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 14  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 15  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 16  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 17  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 18  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Четвертый год жизни                             │ 19  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 20  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 21  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 22  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 23  

                                                ├──────┼─────────────────

                                                │ 24  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

           ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ            │N стр │   Фрагмент 7  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

БЦЖ: есть (проставить дату), нет (1)              1  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)     2  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Срок отвода прививки в неделях                    3  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Полиомиелит: есть (проставить дату), нет (1)      4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)     5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Срок отвода прививки в неделях                    6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Коклюш, дифтерия, столбняк: есть (проставить      7  

дату), нет (1)                                       

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)     8  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Срок отвода прививки в неделях                    9   

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Паротит: есть (проставить дату), нет (1)        │ 10  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)   │ 11  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Срок отвода прививки в неделях                  │ 12  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Корь: есть (проставить дату), нет (1)           │ 13  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)   │ 14  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Срок отвода прививки в неделях                  │ 15  

────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────

 

"_______"________________ 199 __ г.           ___________________________

                                                 Подпись главного врача

______________________________________________

    Фамилия, телефон исполнителя

 

 

 

 

Приложение N 2

к приказу Минздрава РФ

от 28 сентября 1993 г. N 227

 

                      ┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐

                      │Код формы по ОКУД                    

                      ├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐

                      │Код учреждения по ОКПО│                 

                      └──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘

 

─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────

  Министерство здравоохранения РФ│         Медицинская документация

 ------------------------------- │                     форма N 301-1/у-93

    Наименование учреждения      │Утверждена Минздравом РФ от 28.09.93 г.

─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────

 

КОДИРОВОЧНЫЙ ТАЛОН

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА

 

────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐

               СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ               │ N       Фрагмент 1  

                                                │стр.  ├────────────────┘

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Фамилия                                            1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Имя                                                2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отчество                                           3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Национальность                                     4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата рождения                                      5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Пол: мужской (1), женский (2)                      6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата поступления в дом ребенка                     7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

            АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ             N      Фрагмент 2  

                                                │ стро-├────────────────┘

                                                │ ки  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Рост                                               1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Вес                                                2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Окружность головы                                  3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Окружность грудной клетки                          4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Размер большого родничка                           5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Зубная формула                                     6 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   7 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   8 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   9 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

                ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ             │ N       Фрагмент 3  

                                                │ стр. ├────────────────┘

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Развитие нормальное (1), развитие с отклонением │     

(2), оценке не подлежит (3)                        1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отклонения в физическом развитии из-за: высокой │     

длинн тела  (1), низкой длины тела (2), дефицита│     

массы (3), избыточной массы (4)                    2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

              СТИГМЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА               │N стр │   Фрагмент 4  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Форма черепа: брахицефалия - увеличение              

поперечного диаметра черепа с уплощенным лицом       

(1), долихоцефалия - башенный череп (2), другие*│   1 

(3)                                                  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Пороки развития глаза: анофтальм - полное            

отсутствие одного или обоих глазных яблок (1),       

криптофтальм - отсутствие глазной щели, век,         

недоразвитие глазного яблока (2), эпикант -          

вертикальная полулунная кожная складка,              

спускающаяся с верхнего века у внутреннего края │     

глаза (3), птоз (4), гипертелоризм - широко          

расставленные глаза (5), гипотелоризм - узко         

расставленные глаза (6), монголоидный разрез         

глаз - приподнятые латеральные углы глазных          

щелей (7), другие* (8)                             2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Аномалии строения носо-губной области и рта:         

переносица запавшая (1), выступающая (2),            

широкая (3), колобома крыльев носа - поперечная │     

щель свободного края крыла носа (4); средняя,        

одно-двусторонняя полная или частичная расщелина│     

верхней губы (5); расщелина неба полная (6),         

неполная (7), односторонняя (8), двусторонняя        

(9), другие* (10)                                  3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Аномалии строения органов слуха: гипоплазия          

отдельных структур раковины уха (1), гиперплазия│     

отдельных структур раковины уха (2), другие          

деформации раковины уха* (3), отсутствуют (4)      4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Аномалии развития моче-половой системы:              

эписпадия - верхняя расщелина уретры с различным│     

смещением наружного отверстия (1), гипоспадия - │     

нижняя расщелина уретры с различным смещением        

наружного отверстия (2), крипторхизм -               

отсутствие одного или обоих яичек в мошенке (3),│     

другие аномалии развития уретры* (4), атрезия        

влагалища (5), другие аномалии строения              

влагалища* (6)                                     5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Деформации грудной клетки: сколиоз (1), кифоз        

(2), кифосколиоз (3)                               6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Аномалии развития конечностей: фокомелия -           

отсутствие отдела или всей конечности (1),           

брахимелия - укорочение конечности (2),              

брахидактелия - укорочение пальцев кисти (3),        

синдактилия - сращение пальцев кисти (4),            

полидактилия - увеличение числа пальцев кисти        

(5), другие аномалии развития кисти* (6);            

плоскостопие (7), косолапость (8), полидактилия │     

- увеличение числа пальцев стопы (9), другие         

аномалии развития стопы* (10)                      7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Другие множественные пороки развития: есть* (1),│     

нет (2)                                            8 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

             ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС             │N стр │   Фрагмент 5  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Поведение: без отклонений (1), с отклонениями        

(2)                                                1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Эмоциональное состояние: отрицательное (1), мало│     

эмоциональное (2), неустойчивое (3), нормальное │     

(4)                                                2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Засыпание: быстрое (1), медленное (2),               

неспокойное (3), нормальное (4)                    3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Сон: глубокий (1), неглубокий (2), прерывистый       

(3)                                                4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Аппетит: хороший (1), плохой (2), повышенный         

(3), избирательный (4), отказ от пищи (5)          5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Энурез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной       

(3), ночной (4), нет (5)                           6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Энкопрез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной│     

(3), ночной (4), нет (5)                           7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Индивидуальные особенности: страхи (1),              

навязчивые действия (2), автоматизмы (3),            

отрицательные привычки (4), другие* (5), нет (6)│   8 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Характер бодрствования: активный (1), пассивный │     

(2), неустойчивый (3)                              9 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Взаимоотношения со взрослыми: неконтактен (1),       

только ответные (2), негативные (3), навязчивые │     

(4), контактен (5)                                10 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Взаимоотношения с детьми: неконтактен (1),           

только ответные (2), груб (3), жесток (4),           

контактен (5)                                     11 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Другие особенности личности: жесток с животными │     

(1), некритичен к своим поступкам (2), другие*       

(3)                                               12 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

          НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ           │N стр │   Фрагмент 6  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Зрительный анализатор: соответствует возрасту        

(0), отстает - указать на сколько эпикризных         

сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)                      1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Сенсорное развитие: соответствует возрасту (0), │     

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Слуховой анализатор: соответствует возрасту (0),│     

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Эмоции и поведение: соответствует возрасту (0), │     

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Действие с предметами: соответствует возрасту        

(0), отстает - указать на сколько эпикризных         

сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)                      5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Игра: соответствует возрасту (0), отстает -          

указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3,       

4, 5, более)                                       6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Движения общие: соответствует возрасту (0),          

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Понимание речи: соответствует возрасту (0),          

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             8 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Активная речь: соответствует возрасту (0),           

отстает - указать на сколько эпикризных сроков       

(1, 2, 3, 4, 5, более)                             9 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Изобразительная деятельность: соответствует          

возрасту (0), отстает - указать на сколько           

эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)          10 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Конструктивная деятельность: соответствует           

возрасту (0), отстает - указать на сколько           

эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)          11 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Мышление: соответствует возрасту (0), отстает - │     

указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3,       

4, 5, более)                                      12 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Внимание: соответствует возрасту (0), отстает - │     

указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3,       

4, 5, более)                                      13 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Память: соответствует возрасту (0), отстает -        

указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3,       

4, 5, более)                                      14 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

          РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО          │ N       Фрагмент 7  

             ОСМОТРА И ИССЛЕДОВАНИЯ             │ стро-├────────────────┘

                                                │ ки  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр хирурга (диагноз по МКБ)                    1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр ортопеда (диагноз по МКБ)                   2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр невропатолога (диагноз по МКБ)              3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр психиатра (диагноз по МКБ)                  4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр офтальмолога (диагноз по МКБ)               5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр отоларинголога (диагноз по МКБ)             6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр стоматолога (диагноз по МКБ)                7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Осмотр логопеда (диагноз по МКБ)                   8 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

      ПРОВЕДЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ        │N стр │   Фрагмент 8  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘

Обследование не проводилось (1), лечение не          

проводилось (2)                                    1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Проведено обследование по диагнозу заболевания     2 

(указать шифр по МКБ)                           ├──────┼─────────────────

                                                   3 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   4 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Проведено лечение: консервативное (1),             6 

профилактическое (2), хирургическое (3)         ├──────┼─────────────────

Диагноз заболевания по МКБ-IХ                      7 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   8 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   9 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА НА  │ N       Фрагмент 9  

           МОМЕНТ ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТЫ              │ стро-├────────────────┘

                                                │ ки  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Физическое развитие: соответствует норме (1), не│   1 

соответствует (2)                                    

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Нервно-психическое развитие: соответствует норме│   2 

(1), не соответствует (2)                            

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Поведение: соответствует норме (1), не             3 

соответствует (2)                                    

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Диагнозы по МКБ                                    4 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   5 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   6 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Группа здоровья (указать цифрой)                   8 

────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────

 

"_______"________________ 199 __ г.           ___________________________

                                                 Подпись главного врача

______________________________________________

    Фамилия исполнителя, телефон

 

 

 

 

Приложение N 3

к приказу Минздрава РФ

от 28 сентября 1993 г. N 227

 

                      ┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐

                      │Код формы по ОКУД                    

                      ├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐

                      │Код учреждения по ОКПО│                 

                      └──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘

 

─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────

  Министерство здравоохранения РФ│         Медицинская документация

 ------------------------------- │2          О         форма N 302-1/у-93

    Наименование учреждения      │Утверждена Минздравом РФ от 28.09.93 г.

─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────

 

КАРТА ВЫБЫТИЯ

ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА

 

────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐

               СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ               │ N       Фрагмент 1  

                                                │стр.  ├────────────────┘

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Фамилия                                            1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Имя                                                2 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Отчество                                           3 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Национальность                                     4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата рождения                                      5 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Пол: мужской (1), женский (2)                      6 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Дата поступления в дом ребенка                     7 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐

           СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО                  N      Фрагмент 2  

                                                │ стро-├────────────────┘

                                                │ ки  

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Ребенок выбыл: в другой дом ребенка (1), в           

детский дом системы образования (2), в детский       

дом - интернат системы соцзащиты населения (3); │     

усыновление, в т. ч. международное (4),              

опекунство (5),                                      

(6), возврат в семью (7), в семейный детский дом│     

(8), в приемную семью (9), другое* (10)            1 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Выбыл в связи со смертью (из числа выбывших        2 

детей строки 1 пункта 10) по причине (диагноз по│     

МКБ)                                            ├──────┼─────────────────

                                                   3 

                                                ├──────┼─────────────────

                                                   4 

────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────

Умер в стационаре (1), в доме ребенка (2)          5 

────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────

 

"_______"________________ 199 __ г.           ___________________________

                                                 Подпись главного врача

______________________________________________

    Фамилия, телефон исполнителя

 

 

 

 

Приложение N 4

к приказу Минздрава РФ

от 28 сентября 1993 г. N 227

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

В ДОМАХ РЕБЕНКА

 

1.1. Общие принципы заполнения документов.

1.1.1. Регистрационные документы заполняются в доме ребенка ответственным лицом, назначенным главным врачом данного учреждения.

1.1.2. Регистрационная карта воспитанника дома ребенка впервые заполняется на всех воспитанников, в дальнейшем только на впервые поступивших в дом ребенка детей не позднее 6 месяцев с момента их поступления.

Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка заполняется один раз в год на 1 октября текущего года.

Карта выбывшего воспитанника дома ребенка заполняется сразу по переводу (исключению) воспитанника.

1.1.3. Регистрационные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в амбулаторной карте ребенка, второй передается в Управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Российской Федерации не позднее 1 ноября отчетного года.

1.1.4. Вся имеющаяся о воспитаннике информация в обязательном порядке заносится в регистрационные документы, т. е. все строки регистрационных документов должны быть заполнены цифровыми ответами, перечисленными в перечне. В каждой строке может быть записан только один выбранный ответ. При выборе ответа "другое" со знаком * должны быть приложены письменные объяснения с расшифровкой.

1.1.5. Заполнение документов проводится шариковой ручкой (синих или черных чернил). Вся информация заносится в документы четко, разборчиво, без исправлений. Текстовая часть заполняется на русском языке, цифровая информация записывается арабскими цифрами.

1.1.6. Все даты записываются арабскими цифрами в следующей очередности: число (2 цифры), месяц (2 цифры), год (2 последние цифры года). Пример: 5 мая 1993 года - 050593.

1.1.7. Запись дат, кода учреждения по ОКПО, номера регистрационной карты, почтовых индексов, кода территории (области, края, республики) должна проводиться без разделителей любых видов между цифрами: интервалов (разрывов), точек, запятых и т. д.

1.1.8. В качестве разделителя при записи улицы - дома-корпуса-квартиры, шифров диагнозов заболеваний по МКБ-IХ, используется только точка.

1.1.9. Шифр диагноза по МКБ-IХ должен быть пятизначным (три цифры, точка, цифра). Если по классификатору шифр диагноза трехзначный, то он так и указывается без добавления цифры и точки за ней.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

 

1. Регистрационная карта воспитанника дома ребенка

 

Регистрационная карта воспитанника дома ребенка заполняется на основании следующих документов: путевки, отказа матери родителей), заявления от матери (родителей), акта о подкидывании, отношения от органов милиции, свидетельства о рождении, паспортов родителей (матери), выписки из ЛПУ о состоянии здоровья ребенка, родителей (матери), копии справки о смерти родителей, справки ОВД о заключении матери (родителей), документы о лишении родительских прав матери (родителей) и других документов.

При заполнении фрагмента 4 "Заболевания матери и отца" необходимо обратить внимание на наличие следующих заболеваний: туберкулез, алкоголизм, венерические заболевания, онкологические заболевания, психические и нервные болезни, эндокринологические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, болезни системы пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни крови, а также на самоубийства и неясные случаи смерти.

При заполнении фрагментов 5 и 6 необходимо указывать диагнозы заболеваний в соответствии с МКБ-IХ. В фрагменте 6 кроме шифра заболевания по МКБ-IХ указать количество раз перенесенных острых заболеваний за год по каждой рубрике. Пример: ребенок в течении года перенес грипп (ОРЗ) 2 раза - запись будет выглядеть следующим образом: 2.487.1, где 2 - число случаев перенесенного заболевания, 487.1 - шифр гриппа (ОРЗ) по МКБ-IХ.

 

2. Кодировочный талон состояния здоровья

воспитанника дома ребенка

 

При заполнении фрагмента 2 строки 6 необходимо иметь ввиду, что запись зубной формулы для удобства пользования разбита на 4 части: в строке 6 записывается верхняя левая часть формулы, в строке 7 - верхняя правая, в строке 8 - нижняя левая, в строке 9 - нижняя правая. В зубную формулу записывают только наличие зубов с 1 по 8 без учета патологии.

При заполнении фрагмента 6 строк с 12 по 14 следует иметь ввиду, что эти параметры оцениваются только с трехлетнего возраста.

Во фрагменте 7 запись выбранного лечения будет выглядеть следующим образом: (в течение года ребенку было проведено профилактическое лечение ОРЗ) - 2.487.1, где 2 - вид лечения (профилактическое), 487.1 - шифр заболевания.

 

3. Карта выбывшего воспитанника дома ребенка

 

Раздел "Выбыл в связи со смертью" заполняется на основании медицинского свидетельства о смерти. В строке 2 указывается шифром (по МКБ-IХ) непосредственная причина, вызвавшая смерть, в строке 3 - промежуточная, предшествовавшая причина, в строке 4 - первоначальная предшествовавшая причина.

 

Начальник отдела

медицинской статистики

Э.И.ПОГОРЕЛОВА

 

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЛЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Показатели нервно-психического развития

детей 1-го года жизни

 

┌───────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┐

│Возраст│Зрительные     │Слуховые         Эмоции и     │Движения руки и│

       │ориентировочные│ориентировочные│  социальное   │действия с    

       │реакции        │реакции          поведение    │предметами    

├───────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┤

│10 дней│  Удерживает в │  Вздрагивает и│      -                -     

       │поле зрения    │моргает при                                 

       │движущийся     │резком звуке                                

       │предмет (сту-                                              

       │пенчатое слеже-│                                            

       │ние)                                                       

                                                                  

│18-20    Удерживает в │  Успокаивается│      -                -     

│дней   │поле зрения не-│при сильном                                 

       │подвижный пред-│звуке                                       

       │мет (лицо                                                  

       │взрослого)                                                 

                                                                  

│ 1 мес │  Появляется     Слуховое сос-│  Первая улыбка│              

       │плавное просле-│редоточение    │в ответ на раз-│              

       │живание движу- │(прислушивается│говор взрослого│              

       │щегося предмета│к голосу взрос-│                             

                      │лого, к звуку                               

                      │игрушки)                                    

                                                                  

│ 2 мес │  Длительное     Ищущие пово- │  Быстро отве- │        -     

       │зрительное сос-│роты головы при│чает улыбкой на│              

       │редоточение:   │длительном зву-│разговор с ним;│              

         смотрит на   │ке;              длительное                 

       │привлекший вни-│  поворачивает │зрительное со- │               

       │мание неподвиж-│голову в сторо-│средоточение на│              

       │ный предмет или│ну голоса      │другом ребенке │              

       │лицо взрослого;│взрослого                                   

       │длительно сле- │                                            

       │дит за движу-                                              

       │щейся игрушкой │                                            

       │или взрослым                                                

                                                                  

│ 3 мес │  Зрительное          -         Проявляет      Случайно на- │

       │сосредоточение │               │"комплекс ожив-│талкивается ру-│

       │в вертикальном │               │ления" в ответ │ками на игруш- │

       │положении (на                 │на эмоциональ- │ки, низко вися-│

       │лице говорящего│               │ное обращение с│щие над грудью │

       │с ним взросло- │               │ним (разговор);│               

       │го, на игрушке)│               │ищет глазами                 

                                     │ребенка, издаю-│              

                                     │щего звуки                   

                                                                  

│ 4 мес │  Узнает мать    Поворачивает │  Во время       Рассматрива- │

       │(радуется)     │голову в сторо-│бодрствования  │ет, ощупывает и│

                      │ну невидимого  │часто и легко  │захватывает   

                      │источника звука│возникает      │низко висящие 

                      │и находит его  │"комплекс ожив-│над грудью иг- │

                      │глазами;       │ления"; громко │рушки         

                      │по-разному реа-│смеется в ответ│              

                      │гирует на спо- │на эмоциональ- │              

                      │койную и плясо-│ное речевое об-│              

                      │вую мелодию    │ращение с ним; │              

                                     │ищет взглядом                

                                     │другого ребен- │              

                                     │ка, рассматри- │               

                                     │вает, радуется,│              

                                     │тянется к нему │              

                                                                  

│ 5 мес │  Отличает       Узнает голос │  Радуется ре- │  Четко берет 

       │близких людей  │матери или     │бенку, берет у │игрушки из рук │

       │от чужих по    │близкого чело- │него из рук иг-│взрослого;    

       │внешнему виду  │века; различает│рушку, гулит   │удерживает в  

       │(по-разному ре-│строгую и лас- │               │руке игрушку  

       │агирует на лицо│ковую интонацию│                             

       │знакомого и    │обращенной к                                

       │незнакомого    │нему речи,                                  

       │взрослого)     │по-разному реа-│                             

                      │гирует                                      

                                                                  

│ 6 мес │      -          По разному          -         Свободно бе- │

                      │реагирует на                  │рет игрушки из │

                      │свое и чужое                  │разных положе- │

                      │имя                           │ний и подолгу 

                                                    │занимается, пе-│

                                                    │рекладывает из │

                                                    │одной руки в  

                                                    │другую        

                                                                  

│ 7 мес │      -               -              -         Игрушкой сту-│

                                                    │чит, размахива-│

                                                    │ет, переклады- │

                                                    │вает, бросает 

                                                    │ее            

                                                                  

│ 8 мес │      -               -         Смотри на      Игрушками за-│

                                     │действия друго-│нимается долго │

                                     │го ребенка и   │и разнообразно │

                                     │смеется или ле-│действует ими; │

                                     │печет          │подражает дейс-│

                                                    │твиям взрослого│

                                                    │с игрушками   

                                                    │(толкает мяч, 

                                                    │стучит, вынима-│

                                                    │ет и т. п.)   

                                                                  

│ 9 мес │      -          Плясовые дви-│  Догоняет ре- │  С предметами │

                      │жения под пля- │бенка, ползет  │действует     

                      │совую мелодию  │ему навстречу; │по-разному, в 

                                     │подражает дейс-│зависимости от │

                                     │твиям и движе- │их свойств (ка-│

                                     │ниям другого   │тает, открыва- │

                                                    │ет, гремит, на-│

                                                    │жимает, вынима-│

                                                    │ет и пр.      

                                                                  

│ 10 мес│      -               -         Действует ря-│  Самостоятель-│

                                     │дом с ребенком │но и по просьбе│

                                     │или одной иг-  │взрослого вы- 

                                     │рушкой с ним   │полняет разу- 

                                                    │ченные с игруш-│

                                                    │ками действия: │

                                                    │вынимает, вкла-│

                                                    │дывает, откры- │

                                                    │вает, снимает и│

                                                    │др.           

                                                                  

│ 11 мес│      -               -         Радуется при-│  Овладевает  

                                     │ходу детей; из-│новыми, разу- 

                                     │бирательное от-│ченными дейс- 

                                     │ношение к детям│твиями и начи- │

                                                    │нает выполнять │

                                                    │их по слову   

                                                    │взрослого: нак-│

                                                    │ладывает кубик │

                                                    │на кубик, сни- │

                                                    │мает и надевает│

                                                    │кольца с боль- │

                                                    │шими отверстия-│

                                                    │ми на стержень │

                                                                  

│ 12 мес│  Различает           -         Протягивает    Выполняет са-│

       │предметы по                   │другому ребенку│мостоятельно  

       │форме (отличает│               │игрушку, сопро-│действия с иг- │

       │кирпичик от ку-│               │вождая это сме-│рушками: ката- │

       │бика по слову                 │хом и лепетом; │ет, водит, кор-│

       │взрослого); уз-│               │ищет игрушку,  │мит и пр.; пе- │

       │нает на фотог- │               │спрятанную дру-│реносит дейс- 

       │рафии знакомого│               │гим ребенком   │твия, разучен- │

       │взрослого                                    │ные с одним   

                                                    │предметом на  

                                                    │другой (водит, │

                                                    │кормит, баюкает│

                                                    │куклу, мишку, 

                                                    │кошку, зайца и │

                                                    │пр.)          

└───────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘

 

 продолжение таблицы

┌───────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┐

│Возраст│   Движения    │Подготовитель- │Подготовитель- │   Навыки и   

            общие     │ные этапы раз- │ные этапы раз- │   умения в   

                      │вития понимания│вития активной │   процессах  

                          речи           речи                     

├───────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┤

│10 дней│      -               -              -              -      

                                                                  

│ 18-20 │                                                           

│ дней        -               -              -              -      

                                                                  

│ 1 мес │  Лежа на живо-│       -         Издает от-          -      

       │те, пытается                  │дельные звуки и│              

       │поднять и удер-│               │в ответ на раз-│              

       │живать голову                 │говор с ним                  

                                                                  

│ 2 мес │  Лежа на живо-│       -         Повторно про-│       -      

       │те поднимает и │               │износит отдель-│              

       │непродолжитель-│               │ные звуки                    

       │но удерживает                                              

       │голову                                                     

                                                                  

│ 3 мес │  Лежит на жи- │       -              -              -      

       │воте несколько │                                            

       │минут, опираясь│                                            

       │на предплечья и│                                            

       │высоко подняв                                              

       │голову; при                                                

       │поддержке под                                              

       │мышки крепко                                               

       │упирается о                                                

       │твердую опору                                              

       │ногами, согну- │                                             

       │тыми в тазобед-│                                            

       │ренном суставе;│                                            

       │удерживает го- │                                            

       │лову в верти-                                              

       │кальном положе-│                                            

       │нии (на руках                                              

       │взрослого)                                                  

                                                                  

│ 4 мес │  То же, что в │       -         Гулит          Во время    

       │3 мес, но более│                              │кормления при- │

       │ярко выражено                                │держивает рука-│

                                                    │ми грудь матери│

                                                    │или бутылочку 

                                                                  

│ 5 мес │  Долго лежит         -         Подолгу певу-│  Ест с ложки 

       │на животе под- │               │че гулит       │полугустую и  

       │няв корпус и                                 │густую пищу   

       │опираясь на ла-│                                            

       │дони выпрямлен-│                                            

       │ных рук; пере- │                                            

       │ворачивается со│                                            

       │спины на живот;│                                            

       │ровно, устойчи-│                                            

       │во стоит при                                               

       │поддержке под                                              

       │мышки                                                      

                                                                  

│ 6 мес │  Переворачива-│       -         Произносит     Хорошо ест с │

       │ется с живота                 │отдельные слоги│ложки, снимает │

       │на спину; пе-                 │(начало лепета)│пищу губами;  

       │редвигается,                                 │небольшое коли-│

       │переставляя ру-│                              │чество жидкой 

       │ки или немного │                              │пищи пьет из  

       │подползая                                    │блюдца или из 

                                                    │чашки         

                                                                  

│ 7 мес │  Хорошо полза-│  На вопрос      Подолгу лепе-│  Пьет из чашки│

       │ет (много и    │"где?" ищет и  │чет, повторно                 

       │быстро в разных│находит взгля- │произносит одни│              

       │направлениях)  │дом предмет не-│и те же слоги                

                      │однократно на- │                             

                      │зываемый, нахо-│                             

                      │дящийся посто- │                             

                      │янно в опреде- │                             

                      │ленном месте                                 

                      │(например, ча- │                             

                      │сы, куклу и                                 

                      │пр.)                                        

                                                                  

                                                                  

                                                                  

│ 8 мес │  Сам садится, │  На вопрос      Громко, четко│  Ест корочку 

       │сидит и ложит- │"где?" находит │и повторно про-│хлеба, которую │

       │ся, придержива-│несколько (2-3)│износит различ-│держит в руке; │

       │ясь руками за  │предметов на   │ные слоги      │пьет из чашки, │

       │барьер, сам    │постоянных мес-│               │которую держит │

       │встает, стоит и│тах; по слову                 │взрослый      

       │опускается; пе-│взрослого вы-                               

       │реступает, дер-│полняет разу-                               

       │жась за барьер │ченные ранее                                

                      │действия (без                               

                      │показа), напри-│                             

                      │мер, ""ладуш-                               

                      │ки", "дай руч- │                             

                      │ку" и пр.                                   

                                                                  

│ 9 мес │  Переходит от │  На вопрос      Подражает      Хорошо пьет 

       │одного предмета│"где?" находит │взрослому, пов-│из чашки, слег-│

       │к другому,     │несколько пред-│торяя за ним   │ка придерживая │

       │слегка придер- │метов в разных │слоги, которые │ее руками; фор-│

       │живаясь за них │местах, незави-│уже есть в ле- │мируется навык │

       │руками         │симо от их пос-│пете           │опрятности    

                      │тоянного место-│               │(спокойно отно-│

                      │положения; зна-│               │сится к процес-│

                      │ет свое имя,                  │су высаживания)│

                      │оборачивается                                

                      │на зов                                      

                                                                  

│ 10 мес│  Входит на не-│  По просьбе     Подражая       Закрепляются │

       │высокую поверх-│"дай" находит и│взрослому, пов-│умения, приоб- │

       │ность или на   │дает знакомые  │торяет за ним  │ретенные за 9 

       │горку (держась │предметы; при  │новые слоги,   │мес           

       │за перила) и   │заигрывании с  │которых нет в                

       │сходит с нее   │ним выполняет  │его лепете                   

                      │разученные                                  

                      │действия и дви-│                             

                      │жения: "дого-                               

                      │ню-догоню",                                 

                      │"сорока-воро-                               

                      │на", играет в                               

                      │прятки и др.                                

                                                                  

│ 11 мес│  Стоит самос- │  По словесной │  Произносит     Умения и на- │

       │тоятельно; де- │инструкции вы- │первые слова - │выки закрепля- │

       │лает первые са-│полняет разу-  │обозначения:   │ются          

       │мостоятельные  │ченные дейс-   │"дай", "ав-ав",│              

       │шаги           │твия, не подс- │"бах"                        

                      │казанные пред- │                             

                      │метами (водит                               

                      │куклу, кормит                                

                      │собачку); появ-│                             

                      │ляются первые                               

                      │обобщения в по-│                             

                      │нимаемой речи                               

                      │(по просьбе                                 

                      │взрослого нахо-│                             

                      │дит, дает любую│                              

                      │куклу, которую │                             

                      │видит среди иг-│                             

                      │рушек, любой                                

                      │мяч, все маши- │                             

                      │ны, часы и пр.)│                             

                                                                  

│ 12 мес│  Ходит самос- │  Понимает без │  Легко подра- │  Самостоятель-│

       │тоятельно (без │показа названия│жает новым сло-│но пьет из чаш-│

       │опоры)         │нескольких     │гам; произносит│ки (берет ее  

                      │предметов,     │6-10 облегчен- │руками, ставит │

                      │действий, имена│ных слов       │на стол)      

                      │детей и взрос- │                             

                      │лых, выполняет │                             

                      │отдельные пору-│                             

                      │чения (принеси,│                             

                      │найди, отдай                                

                      │тете, положи на│                             

                      │место и пр);                                

                      │понимает слово │                             

                      │"нельзя" (прек-│                             

                      │ращает дейс-                                

                      │твие); некото- │                             

                      │рые слова в ре-│                             

                      │чи взрослых                                  

                      │принимают обоб-│                             

                      │щенный харак-                               

                      │тер; по слову                               

                      │взрослого вы-                               

                      │полняет разу-                               

                      │ченные ранее                                

                      │действия с иг- │                              

                      │рушками                                     

└───────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘

 

Показатели нервно-психического развития детей 2-года

года жизни

 

┌───────┬─────────────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐

│Воз-        Развитие речи   │Сенсорное│Игра и    │Движения  │ Навыки  

│раст   ├──────────┬──────────┤развитие │действия                     

       │понимание │активная           │с                            

       │речи      │речь               │предметами│                   

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│1 год 1│ Запас по-│ Пользует-│ Ориенти-│ Воспроиз-│ Ходит    │ Самостоя-│

│мес -  │нимаемых  │ся лепетом│руется в │водит в   │длительно,│тельно ест│

│1 год  │слов быст-│и отдель- │двух кон-│игре дейс-│не приса- │густую пи-│

│3 мес  │ро расши- │ными об-  │трастных │твия с    │живаясь,  │щу ложкой │

       │ряется    │легченными│величинах│предметами│меняет по-│         

                 │словами в │предметов│разу-     │ложение            

                 │момент    │(типа ку-│ченными   │(приседа- │         

                 │двигатель-│бов) с   │(кормит   │ет, накло-│         

                 │ной актив-│разницей │куклу, на-│няется,            

                 │ности и   │в 3 см   │низывает  │поворачи- │         

                 │радости            │кольца на │вается,            

                                    │стержень) │пятится)           

                                                                 

│1 год 4│ Обобщает │ Облегчен-│ Ориенти-│ Отобража-│ Перешаги-│ Самостоя-│

│мес -  │предметы  │ными сло- │руется в │ет в игре │вает через│тельно ест│

│1 год  │по сущест-│вами      │3-4 конт-│отдельные │препятс-  │жидкую пи-│

│6 мес  │венным    │("би-би") │растных  │наблюдае- │твия прис-│щу       

       │признакам │и произно-│формах   │мые дейс- │тавным ша-│         

       │в понимае-│симыми    │предметов│твия      │гом                

       │мой речи  │правильно │(шар, куб│                             

                 │(машина)  │кирпичик,│                             

                 │называет  │призма)                               

                 │предметы и│                                      

                 │действия в│                                      

                 │момент                                          

                 │сильной                                         

                 │заинтере- │                                      

                 │сованности│                                      

                                                                 

│1 год 7│ Понимает │ Во время │ Ориенти-│ Воспроиз-│ Ходит по │ Частично │

│мес -  │несложный │игры сло- │руется в │водит нес-│ограничен-│раздевает-│

│1 год  │рассказ по│вами и    │3-4 конт-│ложные    │ной по-   │ся с не- 

│9 мес  │сюжетной  │двухслов- │растных  │(сюжетные)│верхности │большой  

       │картинке, │ными пред-│величинах│постройки │шириной в │помощью  

       │отвечает  │ложениями │предметов│- перекры-│15-20 см и│взрослого │

       │на вопросы│обозначает│(типа ку-│тия типа  │приподня- │(трусы,  

       │взрослого │свои дейс-│бов) с   │"ворота", │той над   │ботинки, 

                 │твия      │разницей │"скамей-  │полом на  │шапку)   

                           │в 3 см   │ка", "дом"│15-20 см           

                                                                 

│1 год  │ Понимает │ При обще-│ Подбира-│ В игре   │ Перешаги-│ Частично │

│10 мес │рассказ   │нии со    │ет по об-│воспроиз- │вает через│одевается │

│- 2    │без показа│взрослым  │разцу   и│водит ряд │препятс-  │(ботинки, │

│года   │о событи- │пользуется│слову 3-4│последова-│твие чере-│шапку)   

       │ях, бывших│трехслов- │контраст-│тельных   │дующимся           

       │в опыте   │ными пред-│ных  цве-│действий  │шагом              

       │ребенка   │ложениями,│та       │(начало                      

                 │употребляя│         │сюжетной                     

                 │прилага-           │игры)                         

                 │тельные и │                                      

                 │местоиме- │                                      

                 │ния                                             

└───────┴──────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

 

Показатели нервно-психического развития детей

3-го года жизни

 

┌────────┬─────────────────────────┬────────────────────────┬────────────┐

│ Возраст│      Активная речь         Сенсорное развитие        Игра  

        ├────────────┬────────────┼────────────┬───────────┤           

        │ грамматика │   вопросы  │ восприятие │ восприятие│           

                                    формы       цвета             

┤────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│2 -     │ Говорит    │Появляются  │ По образцу │ Подбирает │ Игра носит │

│ - 2 1/2│многословны-│вопросы     │подбирает   │по образцу │сюжетный ха-│

│ года   │ми предложе-│"где?", "ку-│основные ге-│разнообраз-│рактер, ре- │

        │ниями (более│да?"        │ометрические│ные предме-│бенок отра- │

        │трех слов)              │формы в раз-│ты 4-х  ос-│жает взаи- 

                                │нообразном  │новных цве-│мосвязь и  

                                │материале   │тов (к фону│последова- 

                                            │предмета)  │тельность  

                                                       │действий   

                                                       │(2-3) из   

                                                       │жизни окру- │

                                                       │жающих     

                                                                   

│2 1/2 - │ Начинает   │ Появляются │ В своей де-│ Называет 4│ Появляются │

│ - 3    │употреблять │вопросы     │ятельности  │основных   │элементы ро-│

│ года   │сложные     │"когда?",   │правильно   │цвета      │левой игры 

        │предложения │"почему?"   │использует                        

        │(придаточ-              │геометричес-│                      

        │ные)                    │кие формы                         

└────────┴────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

 

продолжение таблицы

┌────────┬────────────┬────────────┬────────────────────────┬────────────┐

│ Возраст│ Конструк-  │Изобрази-            Навыки           Движения 

          тивная    │тельная де- ├────────────┬───────────┤            

        │деятельность│ ятельность │ в одевании │ кормлении │           

│────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│2 -     │ Самостоя-              │ Полностью  │ Ест акку- │ Перешагива-│

│ - 2 1/2│тельно дела-│            │одевается,  │ратно      │ет через   

│ года   │ет сюжетные │            │но еще не              │палку или  

        │постройки и │            │умеет засте-│           │веревку, го-│

        │называет их │            │гивать пуго-│           │ризонтально │

                                │вицы, завя- │           │приподнятую │

                                │зывать шнур-│           │от пола на 

                                │ки                     │20-28 см   

                                                                  

│2 1/2 - │ Появляются │ С помощью  │ Одевается  │ Пользуется│ Перешагива-│

│ - 3    │сложные сю- │карандаша,  │самостоя-   │салфеткой, │ет через   

│ года   │жетные пост-│глины изоб- │тельно, мо- │по мере на-│палку или  

        │ройки (дом с│ражает прос-│жет застеги-│добности,  │веревку, го-│

        │забором, до-│тые предме- │вать пугови-│без напоми-│ризонтально │

        │рогой)      │ты, называет│цы, завязы- │нания      │приподнятую │

                    │их          │вать шнурки │           │на 30-35 см │

                                │с небольшой │                      

                                │помощью                           

                                │взрослого                         

└────────┴────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

 

Количественная оценка развития детей

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

                             Группы развития                          

├─────────────────┬────────────┬────────────┬───────────────────────────┤

          I           II          III        IV              V     

                                         │Развитие, характеризующее 

                                         │пограничное состояние нормы│

                                         │ с патологией и патологию 

├─────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┬─────────────┤

│1. Опережение:   │Отставание  │Отставание  │Отставание   │Отставание  

   а) на 2 эпи-  │на 1 эпи-   │на 2 эпикри-│на 3 эпикри- │на 4-5 эпи- 

│кризных срока -  │кризный срок│зных срока  │зный срока   │кризных сро- │

│высокое развитие │                                     │ков         

                                                                  

   б) на 1 эпи-  │1.1-я сте-  │1.1-я сте-  │1.1-я сте-   │1.1-я сте-  

│кризный срок -   │пень 1/4-1/3│пень 1/4-1/3│пень 1/4-1/3 │пень 1/4-1/3 │

│ускоренное разви-│показателей │показателей │показателей  │показателей 

│тие                                                               

                 │2-я степень │2-я степень │2-я степень  │2-я степень 

                 │- по 1/2 по-│- по 1/2 по-│- по 1/2 по- │- по 1/2 по- │

                 │казателей   │казателей   │казателей    │казателей   

                 │3-я степень │3-я степень │3-я степень  │3-я степень 

                 │- по 3/4 или│- по 3/4 или│- по 3/4 или │- по 3/4 или │

                 │по всем по- │по всем по- │по всем по-  │по всем по- 

                 │казателям   │казателям   │казателям    │казателям   

│2. Опережение:   │2. Негармо- │2.а)Негармо-│2. Нижне-    │2. Нижне-   

│негармоничное,   │ничное раз- │ничное раз- │гармоничное  │гармоничное 

│верхнегармонич-  │витие, ати- │витие, ати- │развитие -   │развитие -  

│ное развитие (на │ничное -    │ничное -    │отставание   │отставание  

│разное количество│часть пока- │часть пока- │по всем или  │по всем или 

│эпикризных сро-  │зателей вы- │зателей вы- │части пока-  │части пока- 

│ков)             │ше, часть   │ше, часть   │зателей на   │зателей на  

                 │ниже нормы  │ниже нормы  │разные сро-  │разные сро- 

                             │б) Нижне-   │ки           │ки          

                             │гармоничное │                         

                             │развитие -                           

                             │отставание                           

                             │по всем или │                         

                             │части пока- │                         

                             │зателей на                           

                             │разные сро- │                         

                             │ки                                   

                                                                  

│3. Нормальное                                                     

   развитие                                                       

└─────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘

 

Контроль за динамикой нервно-психического развития

 

Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям), разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе.

Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего.

Такими значимыми линиями развития в первые три месяца являются зрительные слуховые и эмоциональные реакции; к 5-6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость (приложение - показатели нервно-психического развития детей).

Контроль за нервно-психическим развитием детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один раз в полугодие. Оценку нервно-психического развития приводят в эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2-3 дня на 1 году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни).

На 1 году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения, сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяце (т. е. ниже допустимой степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2 месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста (психиатра, невропатолога, психолога и т. д.) для определения причин отставания и своевременной коррекции.

На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока. Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше - значительное, глубокое отставание.

На 3 году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже на один год и более - значительное или глубокое отставание.

Выделяются пять групп развития. В 1 группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во 2-5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024