Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения и

медицинской промышленности

Российской Федерации

Н.Н.ВАГАНОВ

12 марта 1996 г.

 

Согласовано

Начальник Управления

научных учреждений

О.Е.НИФАНТЬЕВ

12 марта 1996 г.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

N 94/250

 

АННОТАЦИЯ

 

Методические рекомендации посвящены пропедевтическим аспектам организации свободного времени детей с расстройствами речи. В них предусматривается комплекс воздействий, способствующих развитию у этих детей психических процессов /памяти, внимания, мышления/, двигательной сферы и навыков общения, необходимых для повышения способности усваивать и сохранять нормативную речь, приобретенную в процессе коррекции.

Рекомендации построены с учетом целостного подхода к личности больного ребенка, исходя из необходимости развития трех системообразующих аспектов личности - ценностного, содержательного и динамического.

Методические рекомендации предназначены психотерапевтам, психологам, логопедам, педагогам и другим специалистам, занимающимся лечением и реабилитацией детей с расстройствами речи.

Учреждение-разработчик: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи.

Исполнители; канд. мед. наук, ст. научн. сотр. В.А.Калягин, педагог Е.А.Стифутина.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложный характер речевых расстройств, разнообразие этиологических и патогенетических факторов, наличие специфических биологических, психологических и социальных аспектов делает наиболее эффективным комплексный метод реабилитации больных с расстройствами речи. Он состоит в совместном использовании медикаментозных, физиотерапевтических, психотерапевтических и педагогических воздействий на больного.

СУЩНОСТЬ НОВОГО МЕТОДА заключается в организации свободного времени детей с расстройствами речи вне занятий и медицинских процедур с целью оптимизации лечебно-педагогического процесса. Традиционная практика организации свободного времени таких детей ориентирована на выполнение в основном рекреационных функций. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД СУЩЕСТВУЮЩИМИ МЕТОДАМИ настоящих рекомендаций заключаются в том, что предлагается без дополнительной нагрузки использовать это время для решения широкого спектра задач:

1. получение дополнительной диагностической информации;

2. организация самоподготовки пациентов;

3. развитие психических процессов /памяти, внимания, мышления/ и моторных навыков;

4. повышение групповой сплоченности и навыков общения;

5. консультирование родителей больного ребенка.

Существенной особенностью предлагаемой методики является пропедевтическая, превентивная направленность предлагаемых мероприятий. Наблюдение ребенка в естественной повседневной обстановке позволяет получить ценную дополнительную информацию о его интеллекте и личностных особенностях, необходимую для более успешного решения задач ДИАГНОСТИКИ и ЛЕЧЕНИЯ. Оригинальность метода заключается в ориентации на динамические характеристики личности, в значительной мере определяющие взаимодействие ребенка с другими людьми в процессе речевого общения.

Способ диагностики этих характеристик описан нами ранее /Калягин В.А., Киселева М.Н. Методика психологического тестирования заикающихся. С.-Петербург, 1992/. Указанный способ позволяет в количественном выражении представить структуру четырех адаптивных тактик, составляющих индивидуальный стиль поведения, в частности, в процессе речевого общения.

Диагностика личностных особенностей ребенка, тяжести речевого дефекта, с учетом влияний микросоциальной среды позволяет реконструировать внутреннюю картину болезни ребенка, то есть его целостную психическую реакцию на нарушенную речевую коммуникацию. Наиболее интенсивно внутренняя картина болезни формируется в подростковом возрасте. В этот период индивидуальный стиль поведения приобретает характер акцентуаций, резко снижая возможности психической адаптации ребенка. Таким образом, распознавание индивидуального стиля поведения становится также средством ПРОФИЛАКТИКИ "срывов" речи в подростковом возрасте.

УРОВЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, в которых рекомендуется осуществить реализацию данного предложения - республиканский.

 

1. ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Наблюдение ребенка вне занятий и лечебных процедур позволяет получить ценную, дополнительную к результатам клинического обследования, информацию о ребенке. Спонтанный характер поведения ребенка повышает возможности его самораскрытия. Следует обращать внимание на следующие стороны его поведения:

1. свобода, раскованность или "зажатость", робость, стеснительность в отношении сверстников и взрослых;

2. характерный стиль адаптивного поведения с преобладанием черт преобразователя, исследователя, труженика или нерешительного;

3. склонность доминировать или подчиняться, внушаемость;

4. сформированность навыков нормативного поведения /организованность в работе, эрудированность, этичность/;

5. эмпатийность;

6. положение в неформальной группе, например, в палате;

7. особенности речевого поведения, в том числе мера использования полученных на занятиях навыков.

 

Поскольку для выявления индивидуальные черт личности ребенка обычно используются опросники, наблюдение его поведения в неформальной обстановке позволяет проверить достоверность ответов на вопросы, а в случае, когда он еще не может отвечать на вопросы /младшие школьники и дошкольники/, становится одним из основных источников информации о ребенке. Возможно заполнение опросника родителями от имени ребенка, но в этом случае неизбежны ошибочные оценки, расхождение которых с самооценкой ребенка само по себе имеет ценность, но лишает их значения достоверного источника диагностической информации о личности ребенка.

Личностная диагностика, опирающаяся на концепцию индивидуальных адаптивных стилей, позволяет проводить своеобразное структурированное наблюдение и интегрировать разнообразные сведенья для выявления поведения, свойственного данному ребенку. Это может быть информация, сообщаемая другими детьми, родителями, медсестрой, таете как результаты наблюдения за поведением ребенка в равных ситуациях - во время игры, прогулки, приема пищи и т.д. Необходимо помнить, что внешний рисунок поведения может быть обманчивым, например, несвоевременное выполнение задания может иметь различные причины: склонность отвлекаться или, наоборот, излишняя тщательность выполнения задания, затруднение в выборе способа выполнения или сознательный отказ от задания. С другой стороны, например, быстрые действия могут быть результатом высокой готовности, затверженности навыка или "кавалерийской атаки", выраженной целеустремленности или отчаянного стремления выполнить дело любой ценой лишь бы скорее все кончилось.

Наблюдение ребенка вне логопедических занятий и лечебных процедур позволяет уточнить особенности его внимания, в частности, способность к длительному сосредоточению, в случае, если выбор деятельности принадлежит ему самому. Выявление преобладания того или иного типа памяти /зрительной, слуховой, кинестетической/ позволяет оптимизировать формы работы с учебным материалом. Весьма полезными являются сведения о речевой активности ребенка в свободной обстановке и готовности использовать приобретенные навыки нормативной речи.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

 

Результаты лечебно-коррекционного процесса в значительной степени зависят от меры участия в этом процессе самого ребенка. Если в дошкольном возрасте основной упор делается на организацию тренинга речи и навыков общения, мотивация участия в котором обеспечивается игровой формой занятий, то в школьном возрасте, особенно в старшем, необходимо опираться на сознательное участие ребенка в коррекционном процессе. В дошкольном возрасте рекомендуют фиксировать внимание ребенка на своем дефекте, в школьном - это становится необходимостью. С известной мерой условности можно говорить о формировании своеобразного культа речи для чего следует использовать:

1. беседы о богатстве и красоте родного языка;

2. прослушивание записей коротких литературных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

3. чтение детям вслух во время дневного отдыха и на ночь;

4. помощь в заучивании задаваемого логопедом материала;

5. поощрение удачно произнесенного текста;

6. исправление речевых ошибок.

Полезно обращать внимание ребенка на красоту речи в различных жизненных ситуациях, на значение интонаций не только в общении с людьми, но, например, с животными - "Доброе слово и кошке приятно". Следует учить ребенка сознательно использовать разные формы речи в зависимости от обстоятельств.

В организации самостоятельных занятий необходимо пользоваться правилами психогигиены, среди которых следует выделить равномерное распределение нагрузок в течение дня, своевременное проветривание помещения, обеспечение правильного освещения рабочего места, чередование различных видов деятельности, обязательные физкультпаузы. Следует помочь ребенку в упорядочивании материала для запоминания. При повторном воспроизведении выученного важно добиваться осмысленного воспроизведения текста путем направляющих вопросов и воспроизведения текста в различных комбинациях.

Хорошим приемом является введение пословиц, поговорок, афористических выражений в обыденных жизненных ситуациях, что делает общение более привлекательным и повышает самооценку ребенка. Не следует опасаться клиширования текста, оно создает в речи ребенка устойчивые островки нормативной речи и смягчается разнообразием контекста, становясь переходным звеном от тренировочных упражнений на ограниченном материале в регламентированных ситуациях урока к естественной речи в житейских ситуациях.

 

3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Развивающие занятия в силу ограниченного их объема носят в большей мере направляющий характер или являются образцами для продолжения их в домашних условиях. Поэтому особенно важно, чтобы с их содержанием были ознакомлены родители ребенка. Это ознакомление происходит через рабочие тетради детей и непосредственные результаты их деятельности на занятиях - рисунки, поделки и т.п. Формы общения с родителями описаны подробнее в разделе настоящего пособия "Консультирование".

В некоторой мере развивающие занятия могут восполнить недостатки навыков детей к моменту их лечения.

Примерный план занятий с детьми, страдающими расстройствами речи, приведен в приложении /Приложение 1/, так же как список рекомендуемых игр /Приложение 2/. При составлении списка игр мы ориентировались на их доступность, в частности, на возможность приобретения в розничной торговой сети. Предлагаемые игры помогают развивать различные психические качества и могут служить образцом для подбора других игр.

Основными объектами развития на занятиях являются такие интегральные психофизиологические характеристики как внимание, память и моторика, а также речевая компетентность. При этом отдельные виды занятий, игры и упражнения имеют многоцелевое назначение. Например, методика рисования орнамента по словесной инструкции позволяет тренировать слуховое внимание, а также координацию движений, метод пиктограмм не только способствует выработке навыков логической памяти, но и моторных навыков и т.д.

С целью активизации словаря детей мы рекомендуем использовать такие игры как "Эрудит", "Города", "Навуходоносор", кроссворды. Игровая форма проведения занятий позволяет повысить мотивацию к обучению за счет: 1. возможности получения "премии" в виде той или иной формы выигрыша или награды /в виде очков, победы в соревновании, достижения успеха, превышающего предыдущий и т.д./; 2. непредсказуемости результата; 3. элементов риска; 4. разнообразия возникающих в игре ситуаций; 5. условного характера опасности; 6. возможности получения реванша путем повторения игры; 7. повышения самооценки путем фиксации на достигнутых успехах; 8. возможности спонтанного поведения, ограниченного только правилами игры; 9. возможности отказа от игры в любой момент.

Игра способствует развитию внимания, памяти, например, через необходимость запоминания своих ходов и ходов противника, а также умению подчиняться правилам и учитывать возможности партнера /групповое взаимодействие/ и противника.

Особый интерес для работы с детьми, страдающими расстройствами речи, представляют творческие речевые игры, например, буриме или сочинение загадок. Обращение к загадкам позволяет решать несколько задач. Детям следует разъяснить правила составления загадок, иллюстрируя их примерами из фольклора, после чего они приступают к их самостоятельному конструированию. Такое "соучастие" в создании загадок повышает интерес детей к фольклорному материалу и позволяет в дальнейшем более широко использовать его в работе над речью. Соревновательный элемент игры повышает интерес детей к речевой интеллектуальной деятельности, способствует расширению их активного словаря. Этот же фактор помогает интенсифицировать групповое взаимодействие и прививать детям навыки конструктивного общения: умения выслушивать другого, доброжелательности, ориентации на поиск наилучшего решения.

 

4. ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ

И ПОВЫШЕНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

 

Групповая сплоченность является важным показателем, позволяющим более успешно решать лечебно-педагогические задачи. Она опирается на навыки общения членов группы, а последние в свою очередь имеют самостоятельное значение для оптимизации процесса речевого общения. Основным фактором, способствующим групповой сплоченности, являются общие ценности, ради которых и происходит объединение в группу. Можно сказать, что общие цели /или ценности/ формируют группу. Достижение поставленной цели приводит к распаду группы, если какие-либо новые общие ценности не способствуют ее сохранению. Вместе с тем, наличие общей цели является необходимым, но не достаточным условием успешного функционирования лечебно-педагогической группы; оно должно быть дополнено содержательным и операциональным единством. Ценностное /целевое/ и содержательное единство в значительной степени формируется на логопедических занятиях. Что же касается операционального единства, то оно в большей мере может быть обеспечено в процессе групповых психотерапевтических занятий и в других видах деятельности детей вне занятий. Сюда входят такие виды деятельности как:

1. организация различных форм самообслуживания - уборка рабочего помещения, дежурства во время приема пищи и т.д.;

2. совместная творческая деятельность /игры, групповой рисунок, совместное конструирование и др./;

3. командные соревнования /игра "Знай свой город", "Что, где, когда?"/;

4. инсценировки;

5. подготовка выпускного концерта.

Большое значение в повышении групповой сплоченности имеют знания индивидуальных адаптивных стилей поведения членов группы, так как неповторимый характер группы является результатом взаимодействия характеров составляющих группу детей. При возможности подбора членов группы желательно обеспечить разнообразие психического склада ее членов. Наиболее удачной является группа, в которой представлены индивидуумы, ориентированные и на деятельность, и на содержание, и на ценности, что позволяет группе наиболее успешно решать стоящие перед ней задачи. Вместе с тем, успешность также зависит от умения сочетать все тактики адаптивного поведения. Представление поведения ребенка в виде непрерывно сменяющихся тактик позволяет описывать и анализировать удачные и неудачные его варианты. Сходные процедуры предусмотрены в транзактной психотерапии, согласно которой каждый человек в процессе взаимодействия с другим человеком постоянно сменяет роль родителя, взрослого и ребенка. Причем ни одна из этих ролей сама по себе не является абсолютно адаптивной или неадаптивной, все зависит от конкретной ситуации общения, уместности той или иной роли.

 

5. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

 

Консультативная помощь родителям детей с расстройствами речи в целях организации внелечебной помощи должна носить активный характер, являясь своеобразной школой для родителей. Она осуществляется по направлениям, соответствующим предыдущим разделам настоящего пособия. Как уже отмечалось выше, опрос родителей, в частности, с помощью специальных опросников, позволяет получить полезную информацию о ребенке, его поведении дома, в школе, с товарищами. Во время консультаций, которые могут проводиться индивидуально или с группой родителей, им сообщаются в доступной форме сведения об особенностях их ребенка. Опыт показывает, что достаточно часто родители воспринимают своего ребенка искаженно, поэтому в процессе консультации необходимо показать им характер этих искажений и добиться адекватного его восприятия. Для этого могут быть использованы результаты экспериментально-психологических исследований, совместное с родителями наблюдение поведения ребенка, например, во время контрольных выступлений, общения с другими детьми, результаты различных видов деятельности ребенка /рисунки, поделки/, а также совместный с родителями анализ конкретных форм поведения ребенка.

Знания, относящиеся к способам самоорганизации ребенка, развития памяти, внимания, мышления, навыков общения, родители получают из бесед, показательных занятий с детьми, в ряде случаев с привлечением самих родителей /активная форма обучения/, знакомства, с рабочими тетрадями детей и результатами их деятельности.

Необходимо не только показать родителям достигнутые ребенком успехи, но и объяснить, каким образом они были достигнуты, чтобы родители могли развить и закрепить достигнутые результаты.

Полезной формой внелечебной помощи является система периодических письменных отчетов детей о состоянии своей речи, проведении речевых тренировок, использования навыков психической саморегуляции в домашних условиях после прохождения курса лечения. Такие отчеты дисциплинируют ребенка и его родителей, повышают их ответственность и мотивацию к излечению. Кроме того, необходимость составления отчета оказывает психотерапевтический эффект, создавая ощущение продолжающейся поддержки со стороны лечащего врача и логопеда.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕТЬМИ

КУРСА ЛОГОТЕРАПИИ

 

NN
пп

Вид занятий                    

Этапы    
логопедической
работы   

1.

Общая вступительная беседа о правилах поведения и   
распорядке дня лечебного учреждения                 

I этап   

2.

Индивидуальное ознакомительное собеседование        

I этап   

3.

Периодические проверки выполнения детьми            
заданий логопедов и оказание помощи в выполнении этих
заданий                                              

В течение всего
курса    

4.

Отработка невербальных коммуникаций /"маски",       
"разговор" с помощью мимики, игры типа "Отгадай     
картину", "Кто это?"/                               

II этап   

5.

Конструирование из природного материала             

II этап   

6.

Создание индивидуальных композиций в технике        
аппликации. Итоговая коллективная работа.           

II-III этапы

7.

4-5 бесед на тему "Знай свою Родину", включающие    
сведения об истории, памятниках, архитектурных      
ансамблях, музеях какого-либо города, например,     
Петербурга.                                         

II-III этапы

8.

Закрепление и проверка знаний по теме "Знай         
свою Родину" в форме игры-викторины:                
"Что ты знаешь о Петербурге?".                      

III этап  

9.

Проведение экскурсий в музеи, парки, к природным    
достопримечательностям.                             

В течение всего
курса    

10.

Словесные игры: "Путаница", "Шарады",               
"Буриме", "Загадки".                                

II-IV этапы 

11.

Итоговая игра: "Что? Где? Когда?"                   

IV этап   

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

СПИСОК

ИГР, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ /П/,

ВНИМАНИЯ /В/, МЫШЛЕНИЯ /М/, ДВИЖЕНИЙ /Д/ И РЕЧИ /Р/

 

NN
пп

Названия игр          

Развиваемое качество      

1. 

"Составь слово"                 

Р                                

2. 

"Эрудит"                        

Р                                

3. 

"Навуходоносор"                 

Р                                

4. 

"Морской бой"                   

Р, П, В                          

5. 

"Конструкторы"                   

Р, П, В, Д                       

6. 

"Географическое лото"           

П, В, М                          

7. 

"Шашки", "Шахматы"              

П, В; М                          

8. 

"Реверси"                       

В, М                             

9. 

"Разрезные картинки"            

В, М                             

10.

"Кубик-Рубик"                   

М, Д                             

11.

"Головоломки"                   

М, Д                              

12.

Настольные игры "Хоккей",       
"Футбол", "Баскетбол"           

В, Д                             

13.

"Мозаика"                       

В, Д                             

14.

"Волшебный экран"               

Д                                

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Методические рекомендации посвящены организации внелечебной помощи детям с расстройствами речи. Они направлены на развитие психических процессов, моторных навыков и оптимизацию интерперсональных отношений детей. Целью рекомендаций является повышение готовности детей усваивать навыки нормативной речи, а также придание устойчивости этим навыкам в различных жизненных ситуациях. Рекомендации построены с учетом целостного понимания больного ребенка с учетом разнообразия индивидуальных адаптивных стилей поведения.

 

Учреждение-разработчик: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи.

Исполнители: канд. мед. наук В.А.Калягин, педагог Е.А.Стифутина.

 

 

 

 

 

                               ОТРЫВНОЙ ЛИСТ

                 учета использования методов профилактики,

                           диагностики и лечения

 

              Направлять по подчиненности /см. пункты 3, 4/

 

1. Способы внелечебной помощи детям с расстройствами речи

2. ________________________________________________________________________

                         /кем и когда утверждено/

3. ________________________________________________________________________

                           /кем и когда получен/

4. Количество лечебно-профилактических учреждений, которые  внедрили методы

профилактики, диагностики и лечения, предложенные данным документом

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Формы  внедрения  /семинары, подготовка  и переподготовка  специалистов,

сообщения и др./ и результаты применения метода /количество наблюдений за 1

год и эффективность/

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Замечания и пожелания /текст/ __________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Подпись _____________________________________________________

               /должность, ф.и.о. лица, заполнившего анкету/

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024