Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

10 сентября 1996 г.

 

N 335

 

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ

ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с тугоухостью, обусловленной, в основном, патологией внутреннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологией, с экологическими факторами и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения, 4-7% населения страдает нарушениями слуховой функции (взрослых - 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000). Число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 12 млн. человек, из них более 3 млн. человек нуждается в слухопротезировании. Особенно настораживает положение с контингентом детей и подростков, среди которых число больных с тугоухостью превышает 600 тыс. человек.

Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации больных. Это определяет социальную значимость и актуальность внедрения системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности с последующей адекватной их реабилитацией (медицинской, сурдопедагогической, социальной).

Учитывая специфику обследования больных с нарушениями слуха (применение сложных диагностических технологий), лечения и реабилитации, которые выходят за рамки клинической оториноларингологии и не могут осуществляться врачами-оториноларингологами, особое значение приобретает подготовка специалистов соответствующего профиля.

В целях совершенствования оказания квалифицированной медицинской помощи больным с тугоухостью утверждаю:

1. Дополнение номенклатуры врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33.

2. Положение о враче - сурдологе-оториноларингологе (Приложение 2).

3. Квалификационную характеристику врача - сурдолога-оториноларинголога (Приложение 3).

4. Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности "сурдология-оториноларингология" (Приложение 4).

Разрешаю:

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 декабря 1996 года присвоить специалистам сурдологам-оториноларингологам, имеющим соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории по специальности "оториноларингология", без дополнительного прохождения аттестации соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории по специальности "сурдология-оториноларингология". Стаж работы по специальности "оториноларингология" засчитывать в стаж работы по специальности "сурдология-оториноларингология" при аттестации врачей по данному профилю.

Приказываю:

1. Начальнику Управления учебных заведений (Володину Н.Н.) до 01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую программу повышения квалификации врачей-оториноларингологов.

2. Начальнику Управления организации медицинской помощи населению (Карпееву А.А.), Научному центру аудиологии и слухопротезирования (Таварткиладзе Г.А.), председателю Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Доскину В.А.) до 01.01.97 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей - сурдологов-оториноларингологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением "Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" с последующим обеспечением ими территориальных аттестационных комиссий.

3. Начальнику отдела статистики и информатики (Погореловой Э.И.) внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением специальности "сурдология-оториноларингология" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением Приказа оставляю за собой.

 

Первый заместитель Министра

здравоохранения России

А.М.МОСКВИЧЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Минздрава России

от 10 сентября 1996 г. N 335

 

ДОПОЛНЕНИЕ

НОМЕНКЛАТУРЫ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 16.02.95 N 33

 

Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353.

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Минздрава России

от 10 сентября 1996 г. N 335

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРАЧЕ СУРДОЛОГЕ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГЕ

 

1. Общая часть

 

1.1. Врач сурдолог-оториноларинголог - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или "педиатрия", прошедший специализацию по оториноларингологии (интернатура, ординатура) и по сурдологии (курсы специализации, повышения квалификации) в Научном центре аудиологии и слухопротезирования и профильных НИИ или на ЛОР кафедре высших медицинских образовательных учреждений и институтов (академий) усовершенствования врачей и получивший сертификат специалиста. Врачи, не прошедшие указанную подготовку, к работе сурдологом-оториноларингологом не допускаются.

1.2. В своей работе руководствуется настоящим Положением и другими нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения.

1.3. Врач сурдолог-оториноларинголог осуществляет свою деятельность, как правило, в государственном медицинском учреждении (поликлиника) и при наличии лицензии в негосударственном медицинском учреждении (малое, акционерное, коллективное предприятие, кооператив), а также в порядке частной практики.

 

2. Обязанности врача сурдолога-оториноларинголога

 

2.1. Организация приема и обследования населения с нарушениями слуха.

2.2. Прием больных с нарушениями слуха; аудиологическое обследование больных с использованием современных достижений медицинской науки и техники; проведение ориентировочного отоневрологического обследования; описание аудиограмм; назначение лечения (консервативное, хирургическое, слухопротезирование); динамическое наблюдение.

2.3. Проведение профилактических осмотров организованных контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.

2.4. Ежегодные осмотры детей с нарушениями слуха, обучающихся в специализированных детских садах и школах.

2.5. Осуществление учета и динамического наблюдения детей и взрослых с тугоухостью и глухотой.

2.6. Участие в работе республиканской (краевой, областной) медико-педагогической комиссии по отбору детей с нарушениями слуха в дошкольные и школьные специализированные детские учреждения, подготовка необходимой документации.

2.7. Проведение санитарно-просветительной работы среди акушеров, педиатров, родителей, воспитателей, сурдопедагогов специализированных детских учреждений.

2.8. Участие в работе выездной бригады в области (районе) по обеспечению населения сурдологической помощью.

2.9. Внедрение в практику центра (кабинета) новых прогрессивных методов диагностики и лечения нарушений слуха, реабилитации больных с дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.

2.10. Подготовка предложений органам здравоохранения по улучшению сурдологической и слухопротезной помощи населению республики (края, области).

2.11. Систематическое проведение работы по повышению квалификации среднего медицинского персонала специализированного центра (кабинета).

2.12. Систематический анализ показателей деятельности сурдологопедического центра (кабинета).

2.13. Обеспечение правильного и своевременного ведения учетно-отчетной документации.

2.14. Систематическое повышение своей квалификации.

2.15. Руководство в своей работе официальными документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.

2.16. Осуществление постоянного контакта с Научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России, с учреждениями Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами глухих.

 

3. Права врача сурдолога-оториноларинголога

 

3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультации и проведения лечения больных.

3.2. Возможность изменять тактику лечения больных, руководствуясь состоянием больного и данными диагностического обследования.

3.3. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.

3.4. Участвовать в работе совещаний, школ-семинаров, проводимых для врачей сурдологов-оториноларингологов.

3.6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

 

4. Ответственность врача сурдолога-оториноларинголога

 

4.1. Несет ответственность за четкое и своевременное выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.

4.2. Несет персональную ответственность за правильную и своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.

 

Начальник Управления

организации медицинской

помощи населению

А.А.КАРПЕЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Приказу Минздрава России

от 10 сентября 1996 г. N 335

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

ВРАЧА - СУРДОЛОГА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА

 

В соответствии с требованиями специальности врач - сурдолог-оториноларинголог должен знать и уметь:

 

1. Общие знания

 

- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- правовые вопросы российского здравоохранения;

- общие вопросы организации сурдологической и оториноларингологической помощи взрослому и детскому населению и работы больнично-поликлинических учреждений, детских дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;

- принципы выявления групп "риска" по тугоухости и глухоте у новорожденных;

- принципы определения групп "риска" по тугоухости у работников вредных профессий;

- принципы диспансеризации детей и взрослых с нарушениями слуха;

- вопросы санитарно-просветительной работы с родителями и детьми;

- санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития нарушений слуха у взрослых и детей;

- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- возрастные аспекты развития слухового анализатора;

- анатомию и физиологию слухового и вестибулярного анализаторов;

- основы медикаментозного и хирургического лечения нарушений слуха у детей и взрослых; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;

- современные представления об этиологии и патогенезе различных форм тугоухости;

- общие и специальные методы исследования в оториноларингологии;

- клиническую и аудиологическую семиотику различных форм тугоухости;

- дифференциальную и топическую диагностику различных форм тугоухости;

- основы физической и физиологической акустики;

- принципы и критерии электроакустической коррекции нарушений слуха при различных формах тугоухости;

- современные виды слухопротезирования, включающие различные виды имплантационного слухопротезирования;

- организацию сурдопедагогической реабилитации больных с нарушениями слуха;

- правильно установить диагноз при ЛОР патологии и назначить адекватное лечение;

- владеть современными методами обследования больных с нарушениями слуха (тональной и речевой пороговой и надпороговой аудиометрией, импедансометрией) и правильно их интерпретировать;

- владеть современными методами слухопротезирования;

- владеть дифференциальной и топической диагностикой различных форм тугоухости.

 

Начальник Управления

организации медицинской

помощи населению

А.А.КАРПЕЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 4

к Приказу Минздрава России

от 10 сентября 1996 г. N 335

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ"

 

Высшая квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:

- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;

- в совершенстве владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;

- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;

- умеющему квалифицированно оценивать данные психофизических и объективных методов исследования слуха, компьютерной томографии и рентгенологического исследования уха, микробиологических, микологических иммунологических и биохимических исследований;

- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции, кохлеарную имплантацию;

- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики, конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных формах и степенях тугоухости;

- умеющему высококвалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;

- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;

- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;

- умеющему провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);

- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему активное участие в научно-практической деятельности, в подготовке и повышении квалификации врачей - сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;

- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.

По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром (кабинетом) в республиканских, краевых, областных и городских лечебно-профилактических учреждениях и назначаться внештатным сурдологом органов здравоохранения.

 

Первая квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:

- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;

- хорошо владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;

- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;

- умеющему правильно оценивать данные психофизических и объективных методов исследования слуха, рентгенологического исследования уха, микробиологических, микологических, иммунологических и биохимических исследований;

- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции, кохлеарную имплантацию;

- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики, конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных формах и степенях тугоухости;

- умеющему квалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;

- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;

- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;

- умеющему провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);

- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в подготовке врачей сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;

- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.

По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром (кабинетом) в областных и городских лечебно-профилактических учреждениях и может быть использован в качестве внештатного сурдолога органов здравоохранения.

 

Вторая квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:

- имеющему достаточную теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;

- владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;

- умеющему правильно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;

- умеющему правильно оценивать данные аудиологического обследования, рентгенологического исследования уха, микробиологических и микологических исследований;

- правильно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции;

- владеющему информацией о конструктивных особенностях различных классов слуховых аппаратов и применении их при различных формах и степенях тугоухости;

- умеющему правильно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;

- правильно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;

- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;

- умеющему провести анализ показателей работы сурдологопедического кабинета;

- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в повышении квалификации медсестер-аудиометристов;

- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.

По своим знаниям и опыту может работать врачом - сурдологом-оториноларингологом.

 

Начальник Управления

организации медицинской

помощи населению

А.А.КАРПЕЕВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018