Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

26 декабря 1996 г.

 

Согласовано

И.о. начальника Управления

научных учреждений

Н.Н.САМКО

26 декабря 1996 г.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУДОСПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНТИНГЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ

В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

N 96/266

 

Методические рекомендации разработаны заведующим лабораторией "Психофизиологического обеспечения" Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России к.м.н. Ларцевым М.А.

Методические рекомендации определяют методы, критерии и организацию психофизиологической экспертизы трудоспособности профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНТИНГЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1.1. Организационно-правовые и научно-методические

основы психофизиологической экспертизы трудоспособности

профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации ЧС

 

Настоящие методические рекомендации определяют содержание, организацию и порядок проведения мероприятий по психофизиологической экспертизе трудоспособности персонала аварийно-спасательных формирований и персонала службы медицины катастроф, принимающих непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Персонал).

Психофизиологическая экспертиза трудоспособности представляет собой неотъемлемую часть психофизиологического обеспечения Персонала, регламентируемого "Временным положением по организации психофизиологического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным Минздравом России 04.01.1996 г.

Психофизиологическая экспертиза - частный случай трудовой экспертизы, форма психофизиологического освидетельствования, позволяющего определить возможность дальнейшего выполнения спасателем его профессиональных обязанностей путем установления степени соответствия его психологических и психофизиологических качеств требованиям профессиональной деятельности в очагах ЧС. Целью психофизиологической экспертизы является решение вопросов о стойком или временном снижении специальной трудоспособности спасателя; его причинах, возможности и путях коррекции неблагоприятных сдвигов функционального состояния; необходимости отстранения его от участия в аварийно-спасательных работах, проведения лечебных и реабилитационно-восстановительных мероприятиях.

Причиной развития сдвигов психологических и психофизиологических качеств, несовместимых с выполнением Персоналом профессиональных обязанностей и требующих психофизиологической экспертизы, могут быть возрастные изменения, переутомление при ликвидации ЧС и их последствий, заболевания, развившиеся на фоне переутомления, острых и хронических чрезмерных нагрузок, травм и т.п.

Признаками этих нарушений кроме, собственно, болезненных проявлений могут быть: снижения профессиональной работоспособности, срывы в работе, нарушения служебной дисциплины, социальные срывы и т.п. Таким образом, первой задачей психофизиологической экспертизы трудоспособности спасателей является обнаружение нарушений психической и психофизиологической адаптации, закономерно снижающих профессиональную работоспособность Персонала.

При этом решается вопрос об устойчивости связи профессиональных срывов, снижений работоспособности специалистов с профессионально значимыми психологическими и психофизиологическими качествами и о вероятности систематических срывов в работе и нарушений здоровья.

Последующими задачами психофизиологической экспертизы являются решение вопросов о причинах и условиях обнаруженных нарушений адаптации, путях их коррекции, эффективности корригирующих мероприятий.

В основе методики психофизиологической экспертизы лежат общие закономерности связи профессионально значимых психологических и психофизиологических особенностей Персонала с успешностью его деятельности, основанные на теоретических построениях и результатах психофизиологических исследований личного состава аварийно-спасательных формирований, персонала службы медицины катастроф, других профессиональных контингентов, осуществляющих ответственную деятельность в особых условиях.

Главным принципом, определяющим методическое обеспечение и организацию психофизиологической экспертизы Персонала, является представление о том, что на всех этапах трудовой деятельности степень выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств спасателей и диапазон допустимых их колебаний остаются постоянными. В связи с этим методика обследования Персонала в целях психофизиологической экспертизы трудоспособности тесно связана и фактически функционирует с соблюдением принципа преемственности с методикой психофизиологического профессионального отбора и периодического психофизиологического контроля Персонала ("Методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору и периодическому психофизиологическому контролю персонала аварийно-спасательных формирований", утверждены Минздравом России 04.01.1996 г.).

При решении в ходе психофизиологической экспертизы вопроса о нетрудоспособности спасателя и отстранении его от аварийно-спасательных работ, возникает вероятность ущемления его прав и законных интересов, обусловленного неправильными действиями специалистов, проводящих экспертизу. В связи с этим, следует иметь в виду, что подобные действия могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации и "Временным положением по организации психофизиологического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Данные, полученные при психофизиологической экспертизе, могут служить ценной вспомогательной информацией для врачей-клиницистов.

Методические рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих психофизиологическое обеспечение Персонала, врачей, занимающихся охраной здоровья спасателей.

 

1.2. Организация психофизиологических обследований

 

Основанием для проведения психофизиологической экспертизы трудоспособности Персонала является представление руководства аварийно-спасательного формирования или медицинской службы (службы медицины катастроф), подписанное руководителем.

Психофизиологическая экспертиза трудоспособности Персонала проводится по следующим показаниям:

- по достижении возраста 50 лет - по представлениям руководства аварийно-спасательных формирований;

- в связи с участием в аварийно-спасательных работах, осуществлявшихся в особо вредных и опасных условиях - по представлениям руководства аварийно-спасательных формирований;

- при профессиональных срывах - по представлениям руководства аварийно-спасательных формирований;

- в связи с заболеваниями, отравлениями, травмами - по представлениям медицинской службы;

- после проведения курса реабилитационных мероприятий и восстановительного лечения - по представлениям медицинской службы;

- после длительного перерыва в участии в работах по ликвидации ЧС по представлениям руководства;

- в связи с увольнением из аварийно-спасательных формирований - по представлениям руководства аварийно-спасательных формирований.

Руководство аварийно-спасательного формирования (подразделения службы медицины катастроф) одновременно с представлением на проведение психофизиологической экспертизы направляет в подразделение психофизиологического обеспечения подробную характеристику проходящего экспертизу специалиста, содержащую информацию о его профессиональных качествах, успешности деятельности, особенностях поведения при выполнении повседневной работы и в условиях повышенной опасности в очагах ЧС. Если психофизиологическая экспертиза проводится в связи с профессиональным срывом, дается детальное описание поведения при этом срыве.

Обследование в целях психофизиологической экспертизы Персонала включает:

- психодиагностическое обследование с помощью экспериментально-психологических методик;

- обследование с помощью компьютеризованных психофизиологических методик;

- подробную индивидуальную психологическую беседу с экспертом-психофизиологом, проводящим обследование;

- анализ характеристики обследуемого лица, представленной руководством аварийно-спасательного формирования, беседу с представителем руководства, направленную на выявление особенностей его поведения в повседневной работе и экстремальных ситуациях; сбор и анализ сведений о состоянии его здоровья;

- анализ результатов предшествующих психофизиологических обследований специалиста, проводившихся в рамках психофизиологического профессионального отбора и периодического психофизиологического контроля специалиста;

- вынесение заключения о профессиональной пригодности обследованного лица, основывающееся на анализе экспериментальных данных, результатов беседы и доступных сведений о личности, профессиональной деятельности и особенностях поведения в предшествующий период;

- выдачу рекомендаций о дополнительных медицинских обследованиях, о, реабилитационно-восстановительных и лечебных мероприятиях, организации труда и отдыха, а при необходимости - о трудоустройстве специалиста.

Общие организация и порядок проведения обследования Персонала в целях психофизиологической экспертизы аналогичны таковым при проведении психофизиологического профессионального отбора (см. "Методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору и периодическому психофизиологическому контролю персонала аварийно-спасательных формирований").

 

1.3. Методики исследований

 

При психофизиологической экспертизе трудоспособности в обязательном порядке используется полный набор психодиагностических и психофизиологических методик, применяемых при психофизиологическом профессиональном отборе и периодическом психофизиологическом контроле Персонала. В этот набор входят психодиагностические методики: методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), тест 16 личностных факторов Кэттэлла, тест "прогрессивные матрицы" Равена и тест "Уровень субъективного контроля" (УСК) и психофизиологические методики: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), сложная сенсомоторная реакция (ССМР) и реакция на движущийся объект (РДО). Вместе с тем, этот набор методик в зависимости от конкретной ситуации, потребовавшей проведения психофизиологической экспертизы, картины имевших место расстройств, может быть расширен и дополнен.

Процедуры проведения и основы интерпретации этих методик изложены в "Методических рекомендациях по психофизиологическому профессиональному отбору и периодическому психофизиологическому контролю персонала аварийно-спасательных формирований".

Нормативы и границы допустимых величин показателей этих методик приведены в Приложении.

Существенную помощь в выявлении факторов, участвовавших в формировании неблагоприятных сдвигов в функциональном состоянии обследуемого лица и оценке их влияния на состояние здоровья и работоспособность специалиста могут оказать прожективные психодиагностические методики: тематический апперцептивный тест (ТАТ), тесты Розенцвейга и Роршаха, методики: пиктограмма, "Несуществующее животное" и т.п., а также инструментальные методики, направленные на выявление остаточных явлений органических поражений центральной нервной системы.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ЕЕ

НАРУШЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ В ОЧАГАХ ЧС

 

Деятельность Персонала при ликвидации чрезвычайных ситуаций связана со значительными физическими и еще более значимыми нервно-эмоциональными нагрузками, а также осложнена воздействием многочисленных неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды. Эти обстоятельства существенно повышают вероятность развития у спасателей тех или иных негативных изменений функционального состояния, проявляющихся в снижении уровня или срывах психической и психофизиологической адаптации. Последние неизбежно проявляются в профессиональных ошибках и срывах, нарушениях социальной адаптации (нарушения трудовой дисциплины, злоупотребление алкоголем и т.п.) в психических и психосоматических расстройствах.

Профилактике этих явлений служат психофизиологический профессиональный отбор и периодический психофизиологический контроль Персонала. Они препятствуют нахождению в аварийно-спасательных формированиях лиц, чьи психологические и психофизиологические качества исходно не соответствовали требованиям профессии спасателя или перестали им соответствовать в связи с чрезмерными нагрузками работ в очагах ЧС и у которых вероятность развития срывов адаптации особенно велика. Однако огромные нагрузки приводят к тому, что мероприятия по психофизиологическому отбору и периодическому контролю функционального состояния и работоспособности спасателей, их психологическая подготовка и поддержка оказываются недостаточными для профилактики нарушений психической и психофизиологической адаптации и, как следствие - снижений работоспособности, профессиональных срывов, нарушений здоровья.

Такие явления имеют место, несмотря на то, что в связи с упомянутыми выше профессиональным отбором, специальной подготовкой, особой мотивацией и т.п., реакции профессиональных спасателей на аварийные ситуации существенно отличаются от реакций пострадавших. Их функциональные резервы, даже исходно большие часто оказываются недостаточными для преодоления многочисленных сверхсильных стрессирующих факторов. В связи с этим декомпенсации той или иной выраженности, недостаточная эффективность механизмов психической и психофизиологической адаптации являются почти обязательными атрибутами состояния Персонала во время ведения аварийно-спасательных работ и, часто, длительное время после их окончания. Вместе с тем, выраженность таких декомпенсаций, их качественная картина, направленность и динамика состояния находятся в тесной связи с исходным состоянием спасателя.

Общие тенденции возникновения и развития имеющих место у спасателей нарушений подчинены закономерностям, описываемыми теориями эмоционального стресса и психической адаптации.

Согласно вышеупомянутым теориям вероятность развития и выраженность нарушений психической и психофизиологической адаптации у спасателей определяются восприятием угрозы, которая и обусловливает наличие и интенсивность переживаемого ими стресса, что позволяет соотнести имеющие место средовые воздействия с функциональными резервами и эффективностью адаптационных механизмов. В соответствии с этой закономерностью у человека с исходно большими адаптационными возможностями, имеющего необходимый опыт и подготовку, прошедшего специальный профессиональный отбор, эмоциональный стресс и нарушения адаптации могут вызвать только очень сильные раздражители. Напротив, у лиц, не имеющих специальной подготовки, не прошедших профессиональный (в т.ч. психофизиологический) отбор, с исходно слабыми адаптационными механизмами даже незначительные и кратковременные стрессы вызовут срывы адаптации. В то же время, срывы адаптации в ответ на сверхсильные длительные стрессорные факторы, как это часто имеет место у даже подготовленных и опытных спасателей, являются адекватной, хотя и крайне нежелательной реакцией, проявляющейся как в психической сфере, так и в нарушениях физического здоровья.

Наряду с упомянутыми сверхсильными стрессами, обусловленными, в первую очередь, опасностью для жизни и здоровья пострадавших и самих спасателей, усилиями по ликвидации этой опасности, снижению исходно высокого уровня адаптационных возможностей спасателей могут служить также травмы, токсические, радиационные, тепловые воздействия, десинхроноз, режимы труда и отдыха.

Согласно теории психической адаптации признаками неэффективности функционирования адаптационных механизмов, повышенной вероятности или наступления декомпенсаций являются выраженные отклонения психологических и психофизиологических показателей от средних значений и, особенно, от границ интервала их нормы.

Если такие отклонения развиваются под влиянием острого или хронического эмоционального стресса, как правило, имеет место заострение присущих человеку личностных черт, которое может обусловливать неадекватные поведенческие реакции. Так, например, высокая активность может переходить в беспечность, неорганизованность, поверхностность анализа ситуации, неизбирательность контактов. Черты упорства, настойчивости и целеустремленности трансформируются в раздражительность, обидчивость, напряженность в отношениях с окружающими и конфликтность, а признаки нестандартности мышления - в неадекватность оценок, интересов, способов принятия решений.

Иногда при этом происходят и качественные сдвиги, однако они также закономерно вытекают из особенностей исходного состояния специалиста. Например, закономерными являются депрессивные проявления в состоянии лиц, с чертами эмоциональной неустойчивости, в повседневной жизни обнаруживающих повышенные активность и настроение.

Изменения личностных особенностей, связанные с эмоциональным стрессом (особенно, с хроническим) часто сочетаются со снижением показателей внимания, памяти, стабильности и точности двигательных реакций, нарушениями вегетативного регулирования (артериальное давление, пульс, дисфункции внутренних органов). Вышеописанные явления могут усугубляться последствиями травм, интоксикаций, и иных воздействий, обусловливающих негрубые органические поражения центральной нервной системы (их остаточные явления).

При ведении аварийно-спасательных операций даже у хорошо подготовленных, опытных спасателей особенно в начальный период аварийно-спасательных работ могут возникать кратковременные реакции, связанные с восприятием катастрофы - заторможенность или, напротив, возбуждение, слезы, слабость, тошнота, сердцебиение и т.п., которые не следует воспринимать, как срывы. Эти явления достаточно хорошо корригируются мероприятиями по психологической поддержке и помощи, а при необходимости - фармакологическими препаратами. Как правило, такие явления быстро проходят, не дезорганизуют деятельность спасателей и не служат основанием для отстранения от участия в аварийно-спасательных работах.

В условиях длительного ведения аварийно-спасательных работ может иметь место весьма характерная динамика состояния их участников, связанная с хронификацией переживаемого ими стресса. При этом чувство опасности, мотивация на оказание помощи, вначале игравшие роль активирующих стимулов, в связи с истощением функциональных резервов, астенизацией уходят на второй план. Главными становятся характеристики, формирующие поведение, направленное на сохранение физических и душевных сил. Снижаются активность, настроение и работоспособность, повышается уровень тревоги, напряженности, неуверенности в себе. Могут возникать затруднения в принятии решений, в анализе ситуации, в вычленении главного из множества обстоятельств. Увеличивается потребность в эмоциональном контакте с окружающими, в общении и поддержке. Истощение функциональных резервов проявляется также в ипохондрических тенденциях, в повышенном внимании к состоянию своего здоровья, в стремлении максимально экономить усилия, что может выглядеть как проявления эгоизма. Появляются черты апатии, равнодушия к значимым проблемам, к тому, что обычно вызывает интерес и положительные эмоции. Иногда имеет место повышение своеобразия мышления, проявляющееся в необычности восприятия, чудачестве, дурашливости, неадекватности эмоциональных реакций, логики принятия решений. Мотивы поведения делаются более эгоистическими. Одним из главных принципов отношений с людьми становится стремление уйти от напряжения, конфликтов, иногда даже в ущерб работе. Моральные критерии оценки людей упрощаются.

Потребность любой ценой снизить напряжение и тревогу, расслабиться и восстановить силы может обусловливать неразборчивость контактов, иногда злоупотребление алкоголем, снижение уровня дисциплины и т.п. Такое поведение у исходно высокоорганизованных, дисциплинированных специалистов является признаком переутомления.

При длительных аварийно-спасательных работах характерным признаком дезадаптации может быть появление у спасателей психических аномалий, количество которых изначально минимизируется психофизиологическим профессиональным отбором и контролем, стихийным отсевом таких лиц в связи с повышенной вероятностью у них разнообразных нарушений профессиональной и социальной адаптации.

В отдельных случаях при недостаточной эффективности психологической и фармакологической поддержки и помощи, реабилитационных мероприятий, проводимых в очагах ЧС, наличие психических аномалий, особенно в сочетании с вегетативными расстройствами, может явиться основанием для отстранения спасателей от участия в работах в очагах ЧС.

Вместе с тем, для высококвалифицированных профессионалов, участвующих в ликвидации ЧС на всех этапах аварийно-спасательных работ крайне нехарактерны грубые психические расстройства, существенно нарушающие восприятие реальности, резко нарушающие поведение и дезорганизующие их деятельность.

Своевременное выявление нарушений психической и психофизиологической адаптации у спасателей существенно повышает возможности профилактики, ранней диагностики и лечения как донозологических функциональных расстройств, так и клинически очерченных заболеваний, требующих специализированной врачебной помощи. К числу последних могут относиться не только заболевания, связанные с эмоциональным стрессом, но и последствия травм, интоксикаций и т.п., маскируемые высоким функциональным напряжением и утомлением.

Несмотря на разнообразие психологических и психофизиологических особенностей, среди спасателей, склонных к нарушениям адаптации и характеризующихся низкой успешностью профессиональной деятельности, могут быть выделены два характерных типа личности.

Первый из них чаще встречается среди спасателей, имеющих большой стаж и опыт работы. Формирование особенностей, присущих этому типу, видимо связано с декомпенсациями, обусловленными сочетанным воздействием ставшего хроническим эмоционального стресса и неблагоприятных средовых факторов, а также последствий травм и заболеваний.

Для этой группы характерны повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, склонность к выраженным снижениям и колебаниям настроения. Они склонны преувеличивать свои трудности, дают на них тревожно-депрессивные реакции со склонностью к самообвинениям. Активность этих спасателей снижена, они хуже других понимают эмоциональное состояние партнера, с большим трудом входят в контакт, замкнуты, не стремятся учитывать интересы и потребности окружающих.

Спасатели этого типа испытывают затруднения в принятии решений, стараясь рассмотреть множество возможных вариантов. Дефицит времени и информации вызывают у них сильный стресс. Они осторожны, боязливы, чувствительны к опасностям, легко дезорганизуются в критических ситуациях.

Они чаще других склонны считать, что ситуациями, в которых им приходится участвовать, управляют другие люди и "неживые" обстоятельства, а их способности влиять на течение событий весьма ограничены.

Способности к абстрактно-логическому мышлению у таких спасателей снижены за счет невысокого темпа мышления и большого числа логических ошибок.

У них также могут быть снижены показатели внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций.

Нарушения адаптации спасателей второго типа связаны в первую очередь с неблагоприятными характерологическими особенностями. Причинами их наличия (появления) могут быть недостатки психофизиологического профессионального отбора и периодического психофизиологического контроля; неблагоприятное развитие личности, реже - стрессирующие факторы профессиональной деятельности.

Спасателям этого типа присущи высокая активность, непоследовательность, беспечность и неорганизованность, неизбирательная общительность. Они несдержанны, импульсивны, недостаточно тщательно контролируют свое поведение, мало учитывают свой негативный опыт. Они могут давать вспышки раздражения, реакции протеста на ущемление своих интересов, обидчивы и конфликтны. Рациональность поведения и способность контролировать эмоции у них снижены. Однако, в отличие от реакций на стресс представителей первого типа спасателей они дают не тревожные реакции со склонностью к самообвинениям, а напротив, в трудностях и неудачах склонны обвинять обстоятельства и окружающих, сохраняя при этом высокую, не всегда адекватную самооценку.

Их интеллект, способности к абстрактно-логическому мышлению, операторские качества могут быть достаточно высокими.

Число представителей этой группы в аварийно-спасательных формированиях может быть уменьшено прежде всего психофизиологическим профессиональным отбором и периодическим психофизиологическим контролем. Вместе с тем, психологическая подготовка, поддержка, реабилитационно-восстановительные мероприятия могут способствовать сохранению нужных психологических и психофизиологических качеств и, как следствие - поддержанию необходимого уровня профессиональной пригодности и эффективной работе части представителей и этой группы спасателей.

Существенное влияние на профессионально значимые психологические и психофизиологические качества спасателей и как следствие - на их профессиональную пригодность, могут оказывать возрастные изменения, которые независимо от профессии проявляются в заострении личностных черт, снижении способностей к логическим операциям, ухудшении внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций.

Требования деятельности спасателей налагают существенно более жесткие ограничения на их личностные особенности (эмоциональная устойчивость, социабильность, отсутствие личностных аномалий и т.п.). Поэтому у спасателей зрелого возраста (старше 45 и, особенно, 50 лет) могут обнаруживаться заметные только при специальном исследовании, но, тем не менее, ухудшающие их профессиональную пригодность снижения в интеллектуальной сфере и ухудшение показателей операторской работоспособности. Кроме того, у части спасателей с большим возрастом и стажем может иметь место снижение самокритичности, требовательности к себе, появляться ощущение позволительности послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые, по их мнению, недопустимы у более молодых сотрудников.

Неспецифические проявления нарушений психической и психофизиологической адаптации спасателей в поведении и профессиональной деятельности представляют большой интерес не только для медиков, осуществляющих психофизиологическое обеспечение, но и для сотрудников кадровых служб, руководителей и врачей аварийно-спасательных формирований.

Наряду с решением задач психофизиологического обеспечения данные, полученные при психофизиологической экспертизе трудоспособности могут быть использованы при расстановке кадров, формировании микроколлективов, определении оптимальных режимов труда и отдыха отдельных спасателей и подразделений, для индивидуализации подготовки, решения вопросов о трудоустройстве и других проблем, решение которых не входит в прямую компетенцию медиков.

 

3. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО

РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕРСОНАЛА

 

3.1. Прогнозирование успешности профессиональной

деятельности Персонала

 

В основе алгоритма принятия решения по результатам психофизиологической экспертизы Персонала в связи с любыми из вышеперечисленных показаний лежит вероятностное прогнозирование успешности профессиональной деятельности (в т.ч. профессиональных срывов) и нарушений здоровья, проявляющихся в негативных сдвигах функционального состояния.

Во всех случаях такое прогнозирование осуществляется путем сопоставления психологических и психофизиологических показателей обследуемого лица с популяционными и ведомственными средними и границами интервалов их допустимых колебаний, а также с другими критериями. Впервые такое сопоставление производится при психофизиологическом профессиональном отборе кандидатов на работу в аварийно-спасательные формирования, данные которого всегда учитываются при психофизиологической экспертизе. В дальнейшем задача психофизиологического обеспечения и в т.ч. психофизиологической экспертизы состоит в выявлении среди Персонала лиц, переставших соответствовать этим критериям, с целью последующего проведения мероприятий, направленных на восстановление у них исходных значений профессионально значимых показателей, либо отсева таких специалистов. Несоответствие психологическим и психофизиологическим критериям рассматривается как признак существенного снижения профессиональной пригодности у Персонала всех профессиональных и возрастных групп и групп здоровья при проведении любых видов психофизиологического освидетельствования.

Методика формального прогноза успешности профессиональной деятельности Персонала по значениям психологических и психофизиологических показателей, соотнесенным с соответствующими нормативами и интегральными критериями, лежащая в основе упомянутого сопоставления, представлена в "Методических рекомендациях по психофизиологическому профессиональному отбору и периодическому психофизиологическому контролю персонала аварийно-спасательных формирований". Порядок применения этой методики при психофизиологической экспертизе трудоспособности практически идентичен порядку ее использования при психофизиологическом отборе и других формах психофизиологического освидетельствования.

Первым этапом психофизиологической экспертизы является осуществление формального прогноза успешности профессиональной деятельности Персонала, при котором как признаки выраженного снижения профессиональной работоспособности и повышенной вероятности ошибок и срывов в работе расцениваются выбросы соответствующих показателей за границы интервалов нормы. Степень выраженности этих отклонений является мерой вероятности и интенсивности проявлений нарушенной адаптации. Так, подъемы любых шкал Методики многостороннего исследования личности (ММИЛ) выше 80 Т-баллов практически неизбежно влекут нарушения социальной и в т.ч. - профессиональной адаптации и в значительной части случаев связаны с наличием выраженных акцентуаций характера или клинически очерченных психических расстройств. При этом содержательные характеристики обнаруженных аномалий указывают на то, могли ли они быть причиной имевших место срывов.

В ряде случаев признаками выраженного несоответствия индивидуальных характеристик специалиста требованиям профессии могут быть значения профессионально важных показателей, не выходящие за пределы популяционной статистической нормы. К числу таких характеристик относятся некоторые значения отдельных факторов теста Кэттэлла, показатели сенсомоторных функций, сочетания отдельных показателей.

Признаками нарушенной адаптации и в т.ч. сниженной профессиональной пригодности являются нарушения интеллектуальной сферы, обнаруживаемые в показателях теста Равена, значении фактора "В" теста Кэттэлла. Снижения этих показателей могут быть обусловлены астенизацией и переутомлением, а также остаточными проявлениями органических поражений центральной нервной системы. Они часто сочетаются с нарушениями внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций.

Прогностическое значение показателей психодиагностических и психофизиологических методик неодинаково. В Приложении приведены показатели, играющие наибольшую роль в прогнозе профессиональной адаптации спасателей и пределы их допустимых колебаний.

Завершающий, неформальный этап психофизиологической экспертизы основывается на совокупном анализе результатов ее первого этапа, сведений об особенностях профессиональной деятельности, состоянии здоровья, и т.п. Важное место в нем занимает подробный анализ деталей поведения обследуемого в повседневных и экстремальных условиях, выявление его качественных черт, позволяющих успешно справляться с профессиональными задачами, а также недостатков, отрицательно сказывающихся на деятельности и отношениях с окружающими. При этом необходимо сопоставить формальные психологические и психофизиологические характеристики обследуемого и его реальное поведение.

Наиболее простыми и ясными для экспертизы являются случаи, когда профессиональные срывы и нарушения здоровья сочетаются с наличием показателей, выходящих за пределы интервалов допустимых колебаний, а характер поведения обследуемых лиц легко объясняется закономерностями нарушений психической и психофизиологической адаптации, обусловленных выявленными отклонениями.

В ряде случаев экспертам-психофизиологам приходится сталкиваться с профессиональными и социальными срывами, не подкрепленными наличием нарушений психической и психофизиологической адаптации. При этом причины срывов следует искать в дефектах профессионального отбора и подготовки, в несовершенстве воспитательной работы и, наконец, в проходящих, сиюминутных коллизиях, случайных совпадениях обстоятельств.

Наконец, возможны варианты, когда безусловно имеющие место неблагоприятные психологические и психофизиологические особенности, объективно обнаруживаемые у обследуемых лиц, не влекут выраженных нарушений профессиональной адаптации будучи эффективно скорригированы другими, имеющими сугубо позитивное значение характеристиками.

Особого внимания заслуживают возникающие при психофизиологической экспертизе реальные или мнимые противоречия между данными формального прогноза и иной информацией. Такие противоречия могут быть связаны с наличием у обследуемого каких-либо особенностей, адекватная оценка которых с помощью примененных психодиагностических и психофизиологических методик невозможна, что требует применения дополнительных средств и методов объективных обследований. Обнаруживаемые противоречия могут быть связаны и с тем, что при адекватных оценке состояния и формальном прогнозе не имели место ситуации, в которых они могли бы реализоваться в значимых поступках, в т.ч. в профессиональной деятельности. Наконец, правильно оцененные психологические, психофизиологические особенности и профессиональная работоспособность могут неправильно оцениваться недостаточно опытными и квалифицированными врачами и руководителями.

Средствами выяснения причин обнаруживаемых противоречий могут быть вспомогательные психодиагностические и психофизиологические исследования, позволяющие перепроверить и дополнить изначально собранные сведения. Полезными могут также оказаться результаты дополнительного собеседования с обследуемым лицом, данные клинических обследований. В некоторых случаях, при предположении, что полученные неблагоприятные данные связаны с кратковременной, миновавшей ситуацией, повторение которой маловероятно, или являются артефактом, целесообразно проведение повторного обследования.

Закономерность влияния неблагоприятных психологических и психофизиологических особенностей, обнаруженных при психофизиологической экспертизе, на функциональное состояние и работоспособность специалиста считается доказанной, если они не вступают в противоречие с объективными характеристиками его поведения и состояния здоровья. Наличие необъясненных противоречий такого рода не позволяет принять решение о нетрудоспособности специалиста.

Вместе с тем, полное игнорирование результатов психофизиологических и психодиагностических обследований и данного на их основании формального прогноза нецелесообразно, поскольку они в любом случае обладают определенным диагностическим значением.

Вследствие вышеизложенного, процедура принятия итогового заключения по результатам психофизиологической экспертизы в принципе не может быть полностью формализована. Такое заключение должно даваться на основе клинического по своей методологии анализа.

Наряду с, собственно, оценкой трудоспособности психофизиологическая экспертиза является ценным вспомогательным средством, способствующим решению задач профилактики, ранней диагностики и лечения клинически очерченных расстройств.

В ряде случаев функциональные изменения, обнаруживаемые с помощью психодиагностических и психофизиологических методов, могут быть признаками психических расстройств, акцентуаций характера, психосоматических и неврологических заболеваний. В связи с этим обнаружение при психофизиологической экспертизе у специалиста выраженных неблагоприятных изменений функционального состояния является показанием для проведения углубленного обследования врачами-клиницистами.

В свою очередь, если показанием для проведения психофизиологической экспертизы является клинически очерченное заболевание, ее данные должны использоваться как средство параклинической функциональной диагностики, позволяющей судить о степени и характере участия нарушений психической сферы и психофизиологической адаптации в клинической картине имеющего места заболевания.

Решению вопроса об эффективности лечения и реабилитационно-восстановительных мероприятий, допуске специалиста после их окончания к аварийно-спасательным работам служит повторная психофизиологическая экспертиза. Ее задачей является оценка степени восстановления в процессе лечения и реабилитации утраченных профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств спасателя как критерия восстановления его трудоспособности и здоровья.

 

3.2. Итоговые выводы по результатам психофизиологической

экспертизы Персонала

 

Имеется два варианта итогового вывода по оценке трудоспособности обследованных лиц:

1. "Выявлены существенные противопоказания к участию в аварийно-спасательных работах".

Вывод делается при наличии сочетания следующих особенностей:

- отмечаются величины прогностически значимых показателей, выходящие за пределы, указанные в Приложении;

- отмечаются: существенное снижение успешности профессиональной деятельности, профессиональные ошибки и срывы, нарушения состояния здоровья (их сочетания);

- обнаруженные нарушения профессиональной адаптации находятся в закономерной связи с имеющимися отклонениями профессионально значимых психологических и психофизиологических показателей.

2. "Существенных противопоказаний к участию в аварийно-спасательных работах не выявлено".

Вывод делается при наличии любых индивидуальных особенностей обследуемого лица, исключая обусловливающие существенные противопоказания к участию в аварийно-спасательных работах.

 

3.3. Рекомендации по результатам психофизиологической

экспертизы Персонала

 

Суждение о профессиональной пригодности специалиста не является единственной целью психофизиологической экспертизы. Не менее важное место в ней занимают выводы и рекомендации, позволяющие решить вопросы профилактики углубления диагносцированных неблагоприятных сдвигов и их коррекции.

Рекомендации по результатам психофизиологической экспертизы трудоспособности Персонала напрямую вытекают из показаний к ее проведению и из данных, полученных при ее проведении.

При обнаружении существенных противопоказаний к участию в аварийно-спасательных работах должны быть рекомендованы:

- отстранение от участия в аварийно-спасательных работах;

- углубленное медицинское обследование, направленное на выявление причин имеющих место негативных функциональных сдвигов и решение вопросов об их коррекции лечением или реабилитационно-восстановительными мероприятиями; описание характера выявленных при психофизиологической экспертизе негативных сдвигов должно способствовать решению вопроса о направленности углубленного медицинского обследования;

- проведение лечебных и реабилитационно-восстановительных мероприятий с повторной психофизиологической экспертизой трудоспособности по завершении курса этих мероприятий.

При обнаружении существенных противопоказаний к участию в аварийно-спасательных работах после завершения восстановительного лечения и (или) курса реабилитации рекомендуется перевод спасателя на более легкую работу с правом повторной психофизиологической экспертизы трудоспособности не ранее, чем через 1 год.

Даваемые при психофизиологической экспертизе рекомендации не должны ограничиваться кадровыми и узко медицинскими проблемами. Полученная при экспертизе информация может оказать существенную помощь в выборе характера облегченной работы, оптимизации режимов труда и отдыха специалиста, регуляции его отношений в микроколлективе.

Если психофизиологическая экспертиза обнаруживает изменения функционального состояния специалиста, недостаточно яркие для того, чтобы отстранить его от участия в аварийно-спасательных работах, но тем не менее, влияющие на его профессиональную работоспособность, медицинские и психологические рекомендации, вытекающие из них кадровые решения могут способствовать сохранению достаточного уровня трудоспособности спасателя, не позволят опуститься уровню его профессионально значимых качеств ниже допустимых пределов. Общие подходы к выдаче рекомендаций при этом принципиально не отличаются от вышеизложенных.

Следует помнить, что несмотря на определенное сходство механизмов психической и психофизиологической адаптации Персонала, в индивидуальности, жизненном пути каждого специалиста есть черты неповторимости, яркие особенности, учитывать которые нужно в каждом отдельном случае, всячески избегая шаблонов.

 

3.4. Заключение по результатам психофизиологической

экспертизы

 

3.4.1. Заключение по результатам психофизиологической экспертизы содержит:

- сведения о показаниях, по которым экспертиза проводится с указанием того, на основании чьего запроса она осуществляется;

- краткую характеристику профессиональных и социальных качеств обследуемого с указанием нарушений адаптации, если они имели место;

- психологическую характеристику обследуемого лица;

- характеристику профессионально значимых психофизиологических качеств;

- общую характеристику ситуаций, в которых вероятность профессиональных ошибок и срывов особенно велика и характеристику наиболее вероятного поведения при таких срывах;

- результаты анализа связи психологических и психофизиологических особенностей обследуемого лица с имевшими у него место срывами адаптации (профессиональные и социальные срывы, заболевания и т.п.) с выводом о наличии или отсутствии закономерностей такой связи;

- итоговый вывод о наличии или отсутствии показаний к отстранению специалиста от участия в аварийно-спасательных работах (в соответствии с п. 3.2 настоящих Методических рекомендаций);

- рекомендации, вытекающие из результатов психофизиологической экспертизы, касающиеся кадровых решений, профессиональной подготовки и медицинских мероприятий.

В отдельных случаях развернутое заключение по результатам психофизиологической экспертизы может быть заменено справкой, содержащей только итоговый вывод и рекомендации.

3.4.2. Заключение по результатам психофизиологической экспертизы должно учитываться при принятии на работу, временном отстранении от работы, перемещении, либо увольнении специалиста.

3.4.3. Заключение по результатам психофизиологической экспертизы носит сугубо конфиденциальный характер. С ним может быть ознакомлен строго определенный специальным документом круг должностных лиц.

3.4.4. Обследуемое лицо с полным содержанием заключения по результатам психофизиологической экспертизы не знакомится и на руки этому лицу оно не выдается. Информация, содержащаяся в заключении, может быть сообщена обследуемому лицу в ходе специальной беседы с учетом его психического состояния, образовательного и культурного уровня, с соблюдением требований профессиональной этики. Целью такого сообщения должны быть адресованные непосредственно обследуемому рекомендации по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, мероприятиям по охране здоровья и лечению.

3.4.5. Заключение по результатам психофизиологической экспертизы подписывается экспертом-психофизиологом и руководителем медицинского учреждения осуществляющего медицинское обеспечение аварийно-спасательного формирования, в котором работает Персонал.

 

 

 

 

 

Приложение

 

НОРМАТИВЫ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК,

РАСЧИТАННЫЕ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА (МУЖЧИНЫ) И НЕДОПУСТИМЫЕ

ВЕЛИЧИНЫ ПРОГНОСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

┌──────────────────┬──────────┬─────────┬─────────┬───────────────┐

    Методика,     │ Среднее  │ Верхняя │ Нижняя  Недопустимые 

    показатель    │ значение │ граница │ граница   величины   

                      M       нормы    нормы  │прогностически │

                              M+2SD    M-2SD     значимых   

                                                показателей 

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

        1             2         3        4           5      

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

│Интегральный                                                

│критерий                                                    

│прогнозирования      -0.1      3.8     -3.9        -2,5     

│профессиональной                                             

│успешности ИПК                                              

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

                  │ Т-баллы  Т-баллы │ Т-баллы │Т-баллы       

       ММИЛ                                                

        L            50       73       32                   

        F            54       85       30                   

        K            50       74       30                   

        1            50       65       35     │Т > 80        

        2            52       69       33     │20 > Т > 80   

        3            50       68       31     │Т > 80        

        4            54       74       35     │Т > 75        

        5            50       72       28     │Т < 20        

        6            53       75       31     │Т > 80        

        7            53       72       37     │20 > Т > 80   

        8            51       73       31     │Т > 75         

        9            56       76       38     │Т > 80        

        0            49       68       29                   

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

     Тест УСК       Стены   Стены      Стены                

                                                            

│Интернальность                                              

│общая                 6.0     10.0      1.0                 

│Интернальность в                                            

сферах:                                                     

│- достижений          7.0     10.0      3.0                 

│- неудач              5.0     10.0      0.0                 

│- семейной            7.0     10.0      2.0                 

│- производственной│    6.0      9.0      3.0                 

│- межличностной       6.0     10.0      1.0                 

│- здоровья            6.0     10.0      1.0                 

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

    Тест 16ФЛО      Стены     Стены    Стены  │Стены         

                                                            

        A             6.0      9.0      3.0                 

        B             7.0     10.0      3.0   │Т < 4         

        C             5.0      9.0      1.0   │Т < 3         

        E             5.0      9.0      1.0   │Т > 8         

        F             5.0      9.0      2.0   │Т > 8         

        G             5.0      8.0      2.0   │Т < 3         

        H             5.0      8.0      2.0   │Т > 8         

        I             6.0      9.0      3.0                 

        L             6.0      9.0      3.0                 

        M             5.0      8.0      1.0   │Т > 8         

        N             6.0     10.0      2.0   │Т < 3         

        O             6.0      9.0      3.0   │Т > 9         

       Q1            6.0      9.0      2.0   │Т > 8         

        Q2            6.0     10.0      2.0   │Т > 8         

        Q3            7.0     10.0      4.0   │Т < 4         

        Q4            6.0      9.0      3.0                  

        F1            5.0      9.0      2.0   │Т > 10        

        F2            5.0      9.0      1.0                 

        F3            5.0      8.0      3.0   │Т < 2         

        F4            5.0      8.0      2.0   │Т > 8         

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

   Тест Равена                                              

                                                            

│Правильный ответ, │                                          

│количество           36.0     53.0     28.0   │Т < 25        

│Ошибки, %            25.0      0.0     40.0   │Т > 40        

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

       ПСМР                                                 

                                                            

│Среднее время                                               

│реакции (ВР), мс    236       296      176    │Т > 400       

│SD                   51        87       15                  

│Минимальное                                                 

│среднее ВР, мс      165       227      103                  

│Вариационный                                                

│размах, мс          332       602       62                  

│Амплитуда моды %     30        44       16                  

│Мода, мс            216       274      158                  

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

       ССМР                                                 

                                                            

│Среднее время                                               

│реакции (ВР), мс    366       501      233    │Т > 700       

│SD                   80       136       24                  

│Пропуск,                                                    

│количество            0.0       1.0      0    │Т > 2          

│Ошибочная реакция,│                                          

│количество            1.0       3.0      0    │Т > 4         

├──────────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼───────────────┤

       РДО                                                  

                                                            

│Среднее время                                               

│реакции (ВР), мс  │ 1002     │ 1018      988                  

│SD                   57       105        9                  

│Амплитуда моды %     22        32       12                  

│Мода, мс          │ 1010     │ 1061      961                  

│Полное совпадение,│                                          

│количество            8        16        0                  

└──────────────────┴──────────┴─────────┴─────────┴───────────────┘

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018