Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

7 апреля 1997 г.

 

N 2510/2378-97-32

 

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет информационное письмо, разъясняющее основные положения Федерального закона "О радиационной безопасности населения", для использования в практической работе по организации контроля за обеспечением радиационной безопасности персонала и пациентов в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях.

 

Заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Сложившаяся к 1991 г. отечественная система гигиенического нормирования в области радиационной безопасности была представлена только подзаконными актами, такими как "Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87", "Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87", частные и отраслевые нормы.

В отечественном законодательстве в качестве основного критерия радиационной безопасности использовалась годовая эквивалентная доза в критическом органе.

Отечественная практика воздерживалась от нормирования и оценки риска стохастических эффектов радиации и биофизического критерия этого риска - эффективной дозы. Такой подход не совпадал с международной политикой нормирования в области радиационной безопасности.

Крупным достижением российского законодательства явилось принятие Федерального закона "О радиационной безопасности населения" - первого отечественного закона в этой важной области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны здоровья. В нем рассмотрены правовое регулирование, принципы и мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, полномочия Российской Федерации и ее субъектов; государственное управление, государственный надзор и контроль за обеспечением радиационной безопасности, общие требования к ее обеспечению в условиях нормальной деятельности и при радиационной аварии; права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 10 Закона вводит обязательное лицензирование в области обращения с источниками ионизирующего излучения, включая применение источников в медицинской практике.

Законом устанавливается ответственность за невыполнение требований по обеспечению радиационной безопасности.

Отдельной статьей (ст.9) Закона установлен порядок государственного нормирования в области обеспечения радиационной безопасности. Приоритетная роль отводится гигиеническому нормированию путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В качестве основного критерия радиационной безопасности населения Законом впервые в отечественной практике нормирования устанавливается эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдельных последствий облучения организма и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

Закон устанавливает гигиенические нормативы для населения и персонала, вступающие в силу с 1 января 2000 г.;

- для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допускаются большие значения эффективной дозы при условии, что средняя доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,01 зиверта;

- для работников (персонала) средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допускается облучение в годовой дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Эти регламентируемые значения основных дозовых пределов не включают дозы, обусловленные естественным и техногенно-повышенным естественным радиационным фоном, а также медицинскими рентгенорадиологическими процедурами.

Статья 17 Закона регламентирует обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. В этой статье содержатся требования об использовании средств защиты пациентов, ограничении доз облучения пациентов в соответствии с гигиеническими нормативами, беспрепятственном предоставлении пациенту по его требованию сведений о полученной им дозе и о возможных последствиях облучения.

Закон предоставляет пациенту право отказаться от медицинских рентгенологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

К системе гигиенических нормативных актов, конкретизирующих и развивающих основные положения Закона, относятся утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. "Нормы радиационной безопасности НРБ-96" и разрабатываемые в настоящее время "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности".

В соответствии с требованиями Закона в НРБ-96 установлены принципы радиационной безопасности: нормирования, обоснования и оптимизации. В отличие от предыдущих НРБ-76/87 в данном документе нормируется облучение от всех источников ионизирующего излучения, независимо от их природы, за исключением тех, которые создают годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв и коллективную дозу не более 1 чел-Зв при любых условиях; а также от космического излучения на поверхности Земли и облучения, создаваемого содержащимся в организме человека К-40. Кроме того, автоматически освобождаются от регламентации устройства, генерирующие излучение, при условии, что они разрешены органами Госсанэпиднадзора для использования без радиационного контроля, если мощность дозы от них в любой точке на расстоянии 0,1 м не превышает 1 мкЗв/ч или энергия излучения их составляет не более 5 кэВ.

НРБ-96 устанавливают следующие регламентируемые величины техногенного облучения при нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего излучения, которые для вновь строящихся, проектируемых и реконструируемых предприятий вступают в силу с момента опубликования НРБ-96, а для действующих - 1 января 2000 г.

 

ОСНОВНЫЕ ДОЗОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ

 

┌────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

                                 Дозовые пределы              

│Нормируемые величины├─────────────────────────┬─────────────────┤

                    │ лица из персонала <*>   │лица из населения│

                            (группа А)                       

├────────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────┤

│Эффективная доза    │20 мЗв в год в среднем за│1 мЗв  в  год   в

                    │любые последовательные  5│среднем за  любые│

                    │лет, но не более 50 мЗв в│последовательные

                    │год                      │5 лет,  но не бо-│

                                             │лее 5 мЗв в год 

├────────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────┤

│Эквивалентная доза                                           

│за год:                                                      

│в хрусталике               150 мЗв                 15 мЗв    

│коже                       500 мЗв                 50 мЗв    

кистях и стопах            500 мЗв                 50 мЗв    

└────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────┘

--------------------------------

<*> - Дозы облучения как и все остальные допустимые производственные уровни персонала группы Б не должны превышать 1/4 значений для персонала приводятся только для группы А.

 

Впервые в НРБ-96 установлены гигиенические требования по ограничению медицинского облучения населения.

Принципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основаны на получении необходимой и полезной для больного диагностической информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения. При этом не устанавливаются предельные дозовые значения и используются принципы обоснования по показаниям радиологических медицинских процедур и оптимизации мер защиты.

С целью совершенствования использования источников ионизирующего излучения в медицине и снижения уровней облучения пациентов федеральными органами здравоохранения устанавливаются контрольные уровни медицинского облучения в рентгенологии, радионуклидной диагностике и лучевой терапии, основанные на лучших стандартах мировой практики. Указанные уровни должны служить также основой требований для развития и совершенствования методологии радиологических медицинских процедур, проектирования и производства оборудования, радиофармпрепаратов и др.

При проведении профилактических медицинских рентгенологических, а также научных исследований практически здоровых лиц, не имеющих медицинских противопоказаний, годовая эффективная доза облучения не должна превышать 1 мЗв.

Установленный предел годового профилактического облучения может быть превышен лишь в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, требующей проведения дополнительных исследований или вынужденного использования методов с большим дозообразованием.

Такое решение о временном вынужденном превышении установленного предела профилактического облучения принимается областным (республиканским) управлением здравоохранения по согласованию с органами госсанэпиднадзора.

Проведение научных исследований на людях с источниками ионизирующего излучения должно проводится по решению федеральных органов здравоохранения. Требуется обязательное письменное согласие испытуемого и предоставления ему информации о возможных последствиях и риске процедуры.

Лица (не являющиеся работниками рентгенологического отделения), оказывающие помощь в поддержке пациентов (тяжелобольных, детей) при выполнении рентгенорадиологических процедур, не должны подвергаться облучению, превышающему 5 мЗв в год.

Федеральный закон и Нормы радиационной безопасности являются нормативными актами прямого действия и введены на всей территории России с момента их опубликования. Все другие нормативные акты, в том числе Санитарные правила, Приказы Минздрава РФ, методические указания в настоящее время приводятся в соответствие с этими основополагающими документами.

До завершения вышеупомянутой работы требования указанных документов Минздрава РФ действуют только в случае, когда они не противоречат Федеральному закону и НРБ-96.

В связи с вышеизложенным, рекомендуем главным рентгенологам субъектов Федерации разработать и взять под контроль план мероприятий по реализации требований, указанных Федеральным законом и НРБ-96, согласовав этот план с органами санэпидслужбы.

В плане мероприятий необходимо предусмотреть повышение квалификации рентгенологов по правовым аспектам обеспечения радиационной безопасности на циклах тематического усовершенствования, проводимых Российской медицинской академией последипломного образования.

 

Главный рентгенолог

Минздрава РФ, профессор

П.В.ВЛАСОВ

 

Зам. председателя РНКРЗ,

профессор

В.Я.ГОЛИКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018