МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 1997 г. N 217
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы
Всероссийской службы медицины катастроф" приказываю:
1. Переименовать:
службу экстренной медицинской помощи
Вооруженных Сил Российской Федерации в Службу медицины
катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
Всеармейский научно-практический центр
экстренной медицинской помощи во Всеармейский центр медицины катастроф.
2. Утвердить Положение о Службе медицины
катастроф Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к
настоящему Приказу).
3. Финансирование Службы
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации
осуществлять в пределах средств, предусмотренных сметой Министерства обороны, а
также за счет средств, выделенных на реализацию соответствующих федеральных
целевых программ с участием Министерства обороны Российской Федерации.
4. Возложить организацию деятельности Службы медицины катастроф Министерства обороны
Российской Федерации на Главное военно-медицинское управление Министерства
обороны Российской Федерации.
5. Главнокомандующим видами Вооруженных
Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, флотами обеспечивать в
первоочередном порядке выделение по заявкам начальника Главного
военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации,
начальников военно-медицинских управлений (медицинских служб) округов (флотов)
воздушных судов для доставки в зоны чрезвычайных ситуаций и обратно медицинских
работников, медицинского и другого имущества, эвакуации пострадавших.
6. Считать не действующими в Вооруженных
Силах Российской Федерации приказы Министра обороны СССР и внести изменения в
Приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (Приложение N 2
к настоящему Приказу).
Первый заместитель
Министра обороны
Российской Федерации
А.КОКОШИН
Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 мая 1997 г. N 217
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет
назначение, состав и задачи Службы медицины катастроф
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Служба).
2. Служба руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра
обороны Российской Федерации и его заместителей, директивами Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации, решениями Главного военно-медицинского
управления Министерства обороны Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Организация и руководство
деятельностью Службы возлагается на Главное военно-медицинское управление
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Главное управление).
4. Медицинские воинские части и
учреждения, подразделения Службы привлекаются к ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций для оказания помощи пострадавшему населению в
порядке, установленном главой 12 Устава гарнизонной и караульной служб
Вооруженных Сил Российской Федерации.
II. Предназначение,
состав и задачи Службы
медицины катастроф Министерства обороны
Российской Федерации
5. Служба является составной частью
подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера Вооруженных Сил Российской Федерации <*> и
предназначена для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах
Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время и оказания
экстренной медицинской помощи пострадавшим. Служба функционально входит во
Всероссийскую службу медицины катастроф (далее - ВСМК).
--------------------------------
<*> Приказ Министра обороны
Российской Федерации 1996 г. N 200.
6. Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление медицинского
обеспечения войск и населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности
органов военного управления медицинской службы Вооруженных Сил Российской
Федерации, медицинских воинских частей, учреждений и нештатных формирований
Службы и систем их оповещения к действиям по предназначению в условиях
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и предоставление
информации медико-санитарного характера по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия органов
военного управления Службы с органами управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ВСМК;
создание и рациональное использование
медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы в
чрезвычайных ситуациях;
организация научно-исследовательских
работ по проблемам медицины катастроф в научно-исследовательских организациях
медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации.
7. Состав Службы:
органы военного управления медицинской
службы Вооруженных Сил Российской Федерации; силы и средства медицинских
воинских частей и учреждений видов Вооруженных Сил Российской Федерации,
округов (флотов); медицинских воинских частей и учреждений, военно-учебных
заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы
центрального подчинения.
8. Органы военного управления Службы
<*>:
--------------------------------
<*> Основные задачи постоянным
(штатным) органам военного управления, оперативно-дежурным службам и
оперативным группам определены Приказом Министра обороны Российской Федерации
1996 г. N 200.
а) постоянные (штатные) органы военного
управления:
при Главном военно-медицинском управлении
- Всеармейский центр медицины катастроф Министерства обороны Российской
Федерации (далее - Центр);
медицинские службы видов Вооруженных Сил,
военно-медицинские управления (медицинские службы) округов (флотов);
б) нештатные органы военного управления:
оперативные группы Главного управления и
военно-медицинских управлений (медицинских служб) округов (флотов), временно
создаваемые органы военного управления на период ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайной ситуации.
9. Силы и средства медицинской службы,
предназначенные для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций:
на уровне Министерства обороны Российской
Федерации: летающая лаборатория операционно-реанимационного самолета; нештатные
бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады,
подвижные группы специалистов лечебно-профилактических,
санитарно-профилактических учреждений Центра, военно-учебных заведений и
научно-исследовательских организаций медицинской службы; резервные койки клиник
Военно-медицинской академии, главного и центральных военных клинических
госпиталей; запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских
складов; воздушные (операционно-реанимационный эвакуационный самолет), наземные
(санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений) эвакуационные
средства, используемые в интересах Службы;
на уровне округа
(вида Вооруженных Сил, флота): медицинские отряды специального назначения
(далее - Отряд) <*> округов (флотов), отдельные автомобильные санитарные
взводы округов; нештатные бригады специализированной медицинской помощи,
врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов
лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов
Вооруженных Сил, флотов), военно-учебных заведений медицинской службы; резервные
койки военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов),
военно-медицинских факультетов; запасы
текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов
Вооруженных Сил, флотов); воздушные (операционно-реанимационные эвакуационные самолеты
"Спасатель", операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты
"Биссектриса", санитарный вариант транспортных вертолетов округов),
морские (госпитальные суда флотов) медицинские эвакуационные средства, наземные
(санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений),
используемые в интересах Службы;
--------------------------------
<*> Задачи, предназначение и
обязанности должностных лиц определены Приказом Министра обороны Российской
Федерации 1996 г. N 72.
на уровне гарнизона: дежурные силы и
средства медицинской службы; нештатные бригады специализированной медицинской
помощи, врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов
лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов,
военно-учебных заведений медицинской службы; запасы текущего медицинского
имущества медицинских складов; медицинские эвакуационные средства: штатные
санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений,
транспортные средства, выделяемые начальником гарнизона.
10. Органы военного управления
медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские воинские
части и учреждения Службы в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой
или возникшей чрезвычайной ситуации функционируют в следующих режимах:
режим повседневной
деятельности - при нормальной производственной, радиационной, химической,
биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении
производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической,
гидрометеорологической, санитарно-эпидемической обстановки, при получении
прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении режимов повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации принимают руководители соответствующих
органов военного управления.
11. Основные мероприятия при
функционировании Службы:
а) в режиме повседневной деятельности
организуются и проводятся мероприятия по предупреждению медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, а именно:
анализ обстановки, предусматривающий
выявление возможных источников чрезвычайной ситуации на данной территории;
ведение учета потенциально опасных
объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, прогнозирование риска
возникновения санитарных потерь и ущерба при возможных чрезвычайных ситуациях
на этих объектах;
сбор, обобщение и обмен информацией об
обстановке в зоне возможных чрезвычайных ситуаций;
разработка конкретных мер по снижению или
предотвращению санитарных потерь и ущерба при чрезвычайных ситуациях;
оперативное планирование в рамках планов
действий (взаимодействия) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
создание и поддержание в готовности к
использованию резервов материальных и других ресурсов для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных правовых
актов и других документов по вопросам предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение тренировок
(учений) по готовности формирований Службы к работе в чрезвычайных ситуациях и
проверке реальности планов взаимодействия;
б) при повышенной готовности:
доклад руководству об ухудшении
обстановки в зоне возможной чрезвычайной ситуации;
доведение информации об ухудшении
обстановки до медицинских воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений
медицинской службы и формирований Службы;
уточнение планов действий органов
военного управления, медицинских воинских частей, учреждений, военно-учебных
заведений медицинской службы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций и планов взаимодействия;
усиление наблюдения и контроля за
санитарно-эпидемической обстановкой в районах расположения, базирования и
действия войск (сил);
приведение в готовность к действиям сил и
средств Службы, определенных для проведения
первоочередных мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи, а при
необходимости, их выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
усиление оперативно-дежурных служб
органов военного управления;
в) при чрезвычайной ситуации:
в установленном порядке информирование
соответствующих органов военного управления о факте возникновения чрезвычайной
ситуации;
проведение оценки обстановки, медицинской
разведки зоны аварии, катастрофы, принятие решения на ликвидацию
медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
выдвижение сил и средств
в район чрезвычайной ситуации и организация лечебно-эвакуационных,
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в соответствии с
планами действий органов военного управления медицинской службы при ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планами
взаимодействия.
12. На всех уровнях на базе
лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных
заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются
нештатные формирования:
врачебно-сестринские бригады для оказания
первой врачебной помощи в военных госпиталях, санаториях (до 200 коек - одна;
от 200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных
коек - одна) в составе 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сестер), с
выделением для обеспечения их работы санитарного автомобиля;
бригады специализированной медицинской
помощи, предназначенной для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений,
осуществляющих массовый прием пораженных, в военных госпиталях на 500 и более
коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы в составе
3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры);
подвижные группы
специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в
организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации
радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и
распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в
учреждениях Центра из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских
работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) из 8-10
специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников) и в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий,
флотилий) и отдельных противочумных отрядах из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4
средних медицинских работника), с выделением для организации их работы
необходимого медицинского имущества и специальной техники.
13. Медицинское имущество (укладки)
нештатных врачебно-сестринских бригад, бригад специализированной медицинской
помощи и подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и учреждений,
военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской
службы формируется заблаговременно за счет имущества текущего снабжения из
расчета пяти суток автономной работы. Имущество хранится в готовности к
немедленному использованию.
14. Основным формированием Службы,
обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской
помощи в зоне чрезвычайной ситуации или на ее границе, является Отряд.
15. Доукомплектование медицинских отрядов
специального назначения личным составом, обеспечение вооружением, военной
техникой и всеми видами материальных средств осуществляется заблаговременно
командующими войсками округов (флотами) в первую очередь за счет ресурсов
округа (флота).
16. Отряды содержат запас медицинской
техники и имущества, обеспечивающий автономность оказания экстренной
медицинской помощи 1200 пораженным, в соответствии с Нормой снабжения
медицинским имуществом медицинских отрядов специального назначения. Медицинское
имущество, включенное в Норму снабжения, содержится в постоянной готовности и
может использоваться полностью или частично, а при необходимости, дополняться
медицинским имуществом сверх установленной нормы из запасов текущего
обеспечения в зависимости от характера и объема задач, выполняемых Отрядом.
17. Начальник Отряда в 10-дневный срок
после выполнения задач по предназначению обязан представить начальнику
военно-медицинского управления (медицинской службы) округа (флота) отчет о
проделанной работе, а в соответствующие довольствующие органы - об
израсходованных финансовых и материальных средствах для их пополнения.
18. Организация материально-технического
и медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях возлагается на штаб округа
(флота), на территории которого проводятся мероприятия по ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
III. Права и обязанности
начальника Центра
19. Начальник Центра
отвечает за постоянную готовность Центра к работе в условиях чрезвычайной
ситуации, боевую и специальную подготовку, воспитание, воинскую и трудовую
дисциплину личного состава, материально-техническое и финансовое обеспечение
Центра, организацию своевременной квалифицированной и специализированной
медицинской помощи пострадавшим при техногенных катастрофах и стихийных
бедствиях в различных регионах страны и их эвакуацию по предназначению.
Он подчиняется начальнику Главного управления Министерства обороны Российской
Федерации, является прямым начальником всего личного состава Центра.
20. Начальник Центра обязан:
организовывать и осуществлять мероприятия
по поддержанию высокой готовности сил и средств Службы;
организовывать взаимодействия с
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ВСМК по вопросам
использования частей и формирований Службы при авариях, катастрофах, стихийных
бедствиях, а также проведения совместных учений и тренировок;
планировать организацию медицинского
обеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с
медицинскими службами других ведомств;
представлять начальнику Главного
управления и его заместителям проект решения на медицинское обеспечение
пострадавших в чрезвычайной ситуации;
немедленно докладывать при получении
информации на ВСМК начальнику Главного управления о
всех крупномасштабных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях,
произошедших в стране;
составлять на основе полученной
информации прогноз возможного развития чрезвычайной ситуации;
разрабатывать и представлять начальнику
Главного управления проекты предложений по совершенствованию
организационно-штатной структуры, оснащенности и деятельности Службы.
21. Начальник Центра имеет право:
представлять Главное управление в
министерствах и ведомствах Российской Федерации по вопросам Службы
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации.
Начальник Главного военно
медицинского управления
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
медицинской службы
И.ЧИЖ
Приложение N 2
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 мая 1997 г. N 217
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР, НЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И
ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА
ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1997 Г. N 217
I. Приказы Министра обороны СССР, не
действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации:
Приказы Министра обороны СССР 1990 г. N
214;
Приказы Министра обороны СССР 1990 г. N
248.
II. Изменения и дополнения, внесенные в
Приказы Министра обороны Российской Федерации:
1. Утратил силу. - Приказ Министра
обороны РФ от 12.09.2005 N 389
2. Утратил силу. - Приказ Министра
обороны РФ от 24.08.2005 N 355
Начальник Главного военно
медицинского управления
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
медицинской службы
И.ЧИЖ