ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июля 1997 г.
N 53/18
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Туберкулез в области как и в России
становится угрожающей медико - социальной проблемой.
За последние 5 лет
показатели заболеваемости туберкулезом в области выросли среди взрослых, детей
и подростков в 2 раза, среди работников фтизиатрической службы - в 5 раз, среди
больных психическими заболеваниями - в 2,7 раза, а среди лиц, находящихся в
подразделениях и учреждениях уголовно - исполнительной системы ГУВД области, -
в 3 раза. Среди заболевших лица активного
трудоспособного возраста (20-49 лет) составляют 65,2%.
В структуре заболеваемости туберкулезом в
2 раза возросли тяжелые формы и составили 45,8% от общего количества больных.
Число бацилловыделителей возросло в 2 раза, рецидивы - в 1,5 раза.
Первичный выход на инвалидность
увеличился в 1,8 раза, смертность - в 2,5 раза. В половине городов и районов
основные эпидемиологические показатели по туберкулезу превышают
среднеобластные, а на 8 территориях - выше среднеобластных в 1,5-2,5 раза
(Егорьевский, Подольский, Орехово - Зуевский, Ступинский, Воскресенский,
Лотошинский, Серебряно - Прудский районы и г. Рошаль).
Проблема
напряженной эпидситуации по туберкулезу в области обусловлена как изменившимися
социально - экономическими условиями в стране, так и другими факторами.
Ослаблено взаимодействие общей лечебной
сети, центров Госсанэпиднадзора и фтизиатрической службы.
Малоэффективна работа по выявлению,
изоляции и лечению больных туберкулезом среди контингентов уголовно -
исполнительной системы ГУВД области.
Отсутствует система направления на
обследование вынужденных переселенцев и других социально дезадаптированных лиц.
В 1996 году снизилось обеспечение
изолированным жильем лиц с бацилловыделением туберкулеза до 12,6% от
нуждающихся (в 1991 г. - 46,4%).
Проведение заключительной дезинфекции в
очагах туберкулеза камерным способом составило 54,9% от потребности.
Недостаточное оснащение диагностической
техникой, неудовлетворительное обеспечение противотуберкулезными препаратами
лечебных учреждений области, в том числе системы ГУВД, отрицательно влияют на
объем и качество профилактических осмотров и
эффективность лечения.
Несмотря на усилия Главного управления здравоохранения и глав городов и районов, направленные на
проведение капитальных ремонтов противотуберкулезных учреждений и приобретение
диагностического оборудования, большинство туберкулезных учреждений в связи с
аварийным состоянием подлежит закрытию из-за несоответствия требованиям
санитарных норм и правил.
Под угрозой
закрытия находятся санатории "Зеленый бор" с базовой баклабораторией,
"Спутник". Приостановлена
эксплуатация санаториев "Глуховский" и "Солнышко".
Обеспеченность
туберкулезными койками в 2 раза ниже нормативных, при этом 2/3 из них выполняют
межрайонные функции.
Отсутствуют специализированные койки для
лечения детей и подростков.
Штаты сотрудников противотуберкулезных
учреждений укомплектованы на 72,8%, из них 57,1% составляют лица пенсионного
возраста. Падение престижа специальности фтизиатра, отсутствие социальной
защиты медицинских работников противотуберкулезных учреждений, увеличение
удельного роста асоциальных больных среди контингентов больных туберкулезом
приводит к оттоку молодых специалистов.
Обострению проблемы способствует и
сокращение в течение последних десяти лет объема работы по профилактике и
раннему выявлению туберкулеза.
Охват профилактическими
флюорографическими осмотрами сократился до 28,9% за счет неработающего
населения, при сохранившемся уровне охвата декретированных контингентов (82,7%
- 1996 г.).
Вышеизложенное создает условия к расширению резервуара туберкулезной инфекции и
высокой степени инфицированности населения.
Потенциальную угрозу здоровью населения
создает заболеваемость туберкулезом крупного рогатого скота.
В 1994 году разработана Главным
управлением здравоохранения и утверждена Администрацией Московской области
целевая программа "Усиление борьбы с туберкулезом в Московской
области" (далее - Программа). Стоимость Программы по здравоохранению без
капвложений 9031,5 млн. руб., в том числе из областного бюджета 5276,2 млн.
руб., из местного - 3755, 3 млн. руб. в ценах 1997 года.
Финансирование начато в 1995 году.
Поставленные в Программе цели не
достигнуты из-за дефицита финансирования. В 1995 году Программа профинансирована
из областного бюджета на 16,8%, в 1996 году - на 20,3%, из местных бюджетов -
соответственно на 10,7% и 47,2%.
В 39 территориях области разработаны и
утверждены территориальные программы по профилактике туберкулеза.
В целях снижения напряженности и
стабилизации эпидситуации по туберкулезу в Московской области Правительство
области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию
начальника Главного управления здравоохранения Администрации Московской области
В.В. Лябина "О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в Московской
области" и считать сложившуюся эпидситуацию по туберкулезу в Московской
области неблагополучной и требующей неотложных мер по предупреждению
распространения туберкулеза в Московской области.
2. Главному управлению здравоохранения (Лябин
В.В.), Главному государственному санитарному врачу по Московской области
(Коваленко Э.Б.) обеспечить организацию и проведение комплекса профилактических
и лечебных мер по борьбе с туберкулезом, а также противоэпидемических
мероприятий в очагах туберкулеза в соответствии с действующими нормативными
документами.
3. Комитету по экономике (Усков Е.И.),
Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Комитету по финансам и
налоговой политике (Дьяконова Л.А.):
3.1. Предусматривать при разработке
прогнозов социально - экономического развития Московской области, а также
областного бюджета на 1998 и последующие годы выделение средств
Главному управлению здравоохранения для реализации целевой программы
"Усиление борьбы с туберкулезом в Московской области".
3.2. Начиная с 1998 года ежегодно
предусматривать при разработке проектов областного бюджета выделение средств Главному управлению здравоохранения для
централизованной закупки основных химиопрепаратов для лечения больных в
муниципальных противотуберкулезных учреждениях (отделениях), выполняющих
межрайонные функции.
4. Комитету по
экономике (Усков Е.И.), Министерству архитектуры и строительства (Петраков
А.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Департаменту
социальной защиты населения (Тишурова Л.С.), Комитету по финансам и налоговой
политике (Дьяконова Л.А.) при формировании планов социально - экономического
развития области начиная с 1998 года и в последующие годы определять объем и
очередность целевого финансирования капитального строительства, ремонта и
реконструкции противотуберкулезных учреждений.
5. Главному управлению внутренних дел
(Куликов А.Н.) неукоснительно исполнять постановление Правительства Московской
области N 48 от 27.12.96 в части реализации мер медицинского обслуживания осужденных,
подследственных и лиц, содержащихся в подразделениях уголовно - исполнительной
системы ГУВД Московской области, обеспечивая своевременную изоляцию осужденных
с активными формами туберкулеза.
6. Главному управлению сельского
хозяйства (Королев Ю.В.) обеспечить своевременное проведение полного комплекса
мероприятий по выявлению больных туберкулезом сельскохозяйственных животных и
птиц, оздоровлению животноводческих хозяйств всех форм
собственности.
7. Департаменту по вопросам миграции
населения при Администрации Московской области (Андропов С.Н.) при регистрации
ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем направлять
их на обследование с целью выявления заболевания туберкулезом в лечебно -
профилактические учреждения по месту предполагаемого проживания.
8. Комитету по управлению имуществом
Московской области (Левицкий Ю.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин
В.В.) в срок до 01.10.97 изучить возможность использования находящихся в
областной собственности объектов социально - культурного назначения под
размещение в них противотуберкулезных учреждений.
9. Главам городов и районов:
9.1. Разработать и утвердить
муниципальные целевые программы по профилактике туберкулеза, обратив особое
внимание на укрепление материально - технической базы, раннее выявление
туберкулеза, проведение комплекса профилактических мероприятий.
9.2. Начиная с 1998 года, при
формировании муниципальных бюджетов здравоохранения включить в перечень
защищенных статей расходов финансирование помощи, оказываемой в межрайонных
противотуберкулезных учреждениях.
9.3. Принять меры по обеспечению
отдельной жилплощадью больных активными формами туберкулеза (постановление
Совета Министров СССР N 58 от 13.01.83).
9.4. Осуществлять финансирование
муниципальных и областной целевых программ в
соответствии с объемом, заявленным муниципальным органом управления
здравоохранением.
10. Областному фармацевтическому
управлению (Шелаева Т.И.):
10.1. Обеспечить ежегодное формирование
областного заказа на противотуберкулезные препараты и его размещение среди
оптовых поставщиков медикаментов, регулирование цен на льготное обеспечение
противотуберкулезными препаратами.
10.2. Оказывать содействие в обеспечении
подразделений УИС ГУВД лекарственными средствами, прежде всего
противотуберкулезными, бактериологическими и иммунологическими препаратами и
рентгенофлюорографической пленкой.
11. Руководителям областной и местной
служб средств массовой информации регулярно освещать ход реализации Программы.
12. Контроль за
выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации
В.В. Лябина.
И.о. Губернатора
Московской области
В.В.СЕМАЕВ