Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

N 25

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

 

N 03-19/24-3483

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

10 ноября 1997 г.

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. В органах и учреждениях госсанэпидслужбы и госкомэкологии на основании Постановлений Правительства Российской Федерации развиваются социально-гигиенический мониторинг и единая государственная система экологического мониторинга; совершенствуется совместная деятельность по оценке влияния среды обитания на здоровье населения при проведении экологической и гигиенической экспертиз, паспортизации объектов экономики, подготовке докладов и планов действий по охране окружающей среды, здоровья населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем в деятельности органов и учреждений госсанэпидслужбы и госкомэкологии практически не используется методика оценки риска загрязнения окружающей среды для здоровья населения, которая в последнее время широко применяется в США и других странах мира. Результаты работ по использованию методики оценки риска, выполненные в ряде регионов России (гг. Ангарск, Волгоград, Пермь, Череповец и др.) при поддержке Агентства Международного Развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и развития указывают на необходимость ее внедрения в Российской Федерации. Методика оценки риска может быть с успехом использована для целей социально-гигиенического мониторинга, экологической и гигиенической экспертиз, экологического аудита, определения зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, государственного экологического контроля, обоснования планов действий по охране окружающей среды и здоровья населения.

К преимуществам данной методологии относятся возможность ранжирования вредных факторов по реальной и прогнозируемой опасности для здоровья населения в конкретных условиях, ранжирования территорий и групп населения по уровню этой опасности, определения количественного или относительного ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды. Результаты оценки риска позволяют определять целесообразность, приоритетность и эффективность природоохранных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Вместе с тем, недостаточная унификация методических приемов, применение неадаптированной к российским условиям методики оценки риска, использование ее недостаточно квалифицированными экспертами может привести к неадекватным и не сопоставимым результатам, нежелательным противоречиям со сложившейся теорией и практикой государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного экологического контроля, управления качеством окружающей среды и здоровья населения.

В целях гармонизации, адаптации и унификации методологии оценки риска и создания оптимальных условий ее использования в практике управления окружающей средой и здоровьем населения, постановляем:

1. Установить, что проводимые в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный санитарный надзор и государственный экологический контроль, экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический аудит, экологическая и гигиеническая паспортизация, определение зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, социально-гигиенический мониторинг в части оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения осуществляются с использованием методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения, утвержденной Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации.

2. Работы, связанные с оценкой риска здоровью населения, выполняются аккредитованными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России в установленном порядке органами, учреждениями и организациями.

3. Утвердить Положение об оценке риска в Российской Федерации и "Основные направления адаптации и внедрения в Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения" (приложение).

4. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России, управлению государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды в соответствии с п. 1 настоящего Постановления подготовить предложения о внесении изменений в Положение "О социально-гигиеническом мониторинге", "О государственном экологическом контроле", "Об экологическом аудите", "О критериях оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" и в другие нормативные и распорядительные документы Минздрава России и Госкомэкологии России.

5. Образовать до 31.12.97 г. Межведомственную Комиссию по организации работ и использованию оценки риска в задачах управления охраной окружающей среды и здоровья населения.

6. Предприятиям, организациям и учреждениям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иным юридическим и физическим лицам при проведении работ, указанных в п. 1, обеспечивать предоставление имеющейся информации для оценки риска организациям, аккредитованным в установленном порядке.

7. Центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и территориальным госкомитетам по охране окружающей среды довести настоящее Постановление до сведения органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, учреждений и других заинтересованных организаций и обеспечить использование методологии оценки риска при осуществлении деятельности указанной в п. 1.

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляем за собой.

 

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

Главный государственный

инспектор Российской Федерации

по охране природы

А.А.СОЛОВЬЯНОВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением

Главного Государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 10.11.1997 г. N 25

и Главного Государственного

инспектора Российской Федерации

по охране природы

от 10.11.1997 г. N 03-19/24-3483

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОЦЕНКА РИСКА)

 

I. Общие положения

 

1. Оценка риска является одним из действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.

2. Методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в Планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

3. Результаты оценки риска не используются для изменения платежей в "экологические фонды", при применении санкций органами госнадзора и не заменяют установленных федеральных гигиенических и экологических нормативов.

4. Оценка риска осуществляется по утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методам специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

5. Аккредитация организаций и специалистов для целей проведения работ по оценке риска осуществляется Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России или по его поручению специально уполномоченными учреждениями Госсанэпидслужбы.

6. Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитации учреждений осуществляются за плату. Финансирование деятельности по адаптации и унификации методики оценки риска осуществляется за счет бюджета; использования средств международных, федеральных и региональных Программ и Проектов по охране окружающей среды и здоровья населения; экологических и других фондов; международных и национальных грантов; других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

II. Внедрение методики оценки риска в Российской Федерации

 

1. Работа по внедрению системы оценки риска осуществляется поэтапно, по мере адаптации к российским условиям методики оценки риска, применяемых в других странах, ее унификации и обучения специалистов:

1.1. Первый этап (1997-1998 гг.) - обобщение результатов опыта применения методики оценки риска в России, осуществленного при участии Агентства Международного развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и Развития; адаптация методики в базовых регионах (Вологодская, Пермская, Свердловская области, г. Москва и др.) и подготовка программных продуктов по ее применению; разработка временных методических указаний по использованию методики оценки риска; оценка риска силами экспертов Федерального центра по заявкам заказчиков.

1.2. Второй этап (1998-2000 гг.) - апробация методики, обучение специалистов в других регионах, в первую очередь на территориях с неблагополучной экологической и санитарно-гигиенической ситуацией, с развитой системой социально-гигиенического мониторинга; подготовка пакета распорядительных и методических документов по оценке риска; оценка риска силами подготовленных экспертов Федеральной и Региональных центров по заявкам заказчиков.

1.3. Третий этап (2000-2005 гг.) - внедрение методики оценки риска во всех регионах России, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию методологии оценки риска.

2. Для разработки российской модели методики оценки риска, подготовки специалистов по ее апробации и внедрению в регионах России в системе госсанэпидслужбы образуются специальные подразделения, в том числе на Федеральном уровне:

отдел по оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзора Минздрава России (ФЦГСЭН), на Региональных уровнях - соответствующие подразделения в базовых центрах Госсанэпиднадзора в Свердловской, Пермской областях, в городах Москве и Череповце.

3. Для адаптации методики оценки риска к российским условиям, накопления опыта работы и до разработки унифицированной методики допускается использование методологии оценки риска, разработанной Агентством по охране окружающей среды США, с участием опытных экспертов.

4. Центры Госсанэпиднадзора и комитеты по охране окружающей среды в субъектах Федерации, другие заинтересованные организации ежегодно (к 1 ноября текущего года) подают заявку на следующий год в Федеральный центр на проведение работ и подготовку специалистов по оценке риска по установленной форме.

5. Отдел по оценке риска ФЦГСЭН ежегодно составляет план внедрения и использования методики оценки риска, включая подготовку специалистов, рекомендует экспертов для проведения работ и извещает об этом заинтересованные организации.

6. При необходимости проведения внеплановых работ по оценке риска (экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический аудит и др.) заявка по установленной форме направляется в ФЦГСЭН за 3 месяца до срока проведения оценки риска.

 

III. Взаимодействие и координация работ по оценке риска

 

1. Оценка риска и использование ее результатов является комплексным, межсекторальным процессом с участием многих заинтересованных организаций и учреждений.

2. Основными участниками и пользователями оценки риска являются:

2.1. Органы государственной власти различного уровня (лица принимающие решения) - принятие решения об оценке рискаинансирование работ; выбор мероприятий (в т.ч. первоочередных) по охране окружающей среды и здоровья населения на основании оценки риска; принятие правовых актов, распорядительных и нормативно-методических документов.

2.2. Органы и учреждения Минздрава России, Российской академии медицинских наук и госсанэпидслужбы - ведение социально-гигиенического мониторинга; проведение гигиенической экспертизы и гигиенической паспортизации; подготовка докладов о санэпидобстановке; участие в экологическом аудите, в подготовке Проектов и Программ по охране окружающей среды; идентификация загрязнителей окружающей среды, оценка экспозиции и зависимости эффекта воздействия от дозы, характеристика риска, подготовка предложений по охране окружающей среды и здоровья населения, научно-исследовательские работы по адаптации и совершенствованию методики оценки риска.

2.3. Органы и учреждения Госкомэкологии России государственный экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический аудит, определение зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; подготовка и реализация Проектов и Программ по охране окружающей среды, ведение экологического мониторинга, выработка предложений по управлению риском, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ.

2.4. Органы и учреждения Росгидромета - планирование и осуществление контроля за загрязнением окружающей среды; совершенствование методов контроля и учета метеорологических параметров, математических расчетов, по распространению выбросов, адаптированных к методологии оценки риска.

2.5. Органы и учреждения Минресурсов России, других организаций природно-ресурсного блока - контроль за загрязнением и охраной вод; разработка и реализация Программ улучшения качества воды, инвентаризация сбросов, мониторинг и математические модели расчетов загрязнения водных объектов; загрязнение почвы, и др.

2.6. Другие министерства и ведомства, объекты экономики, вне зависимости от форм собственности - организация и финансирование работ, инвентаризация выбросов и сбросов, мониторинг загрязнения окружающей среды, использование методики оценки риска при реконструкции (строительстве) объектов, экологическом аудите, гигиенической и экологической паспортизации, составлении Программ и Проектов по гигиене окружающей среды.

3. В работе по оценке риска, распространении и использовании ее результатов принимают участие общественные организации.

4. Для координации работ по оценке и управлению риском, организации деятельности по подготовке научно-методической базы и экспертизе результатов оценки риска, имеющих федеральное значение Минздравом России и Госкомэкологии России, с участием заинтересованных министерств и ведомств создается Межведомственная комиссия по оценке риска. Сопредседателями являются представители Минздрава России и Госкомэкологии России.

5. Деятельность по изучению опыта других стран, апробации и адаптации методики оценки риска в России проводится в тесном контакте с различными международными и зарубежными организациями, занимающимися проблемами оценки риска, в том числе: Всемирная организация здравоохранения. Программа ООН по химической безопасности, Агентство международного развития США, Международный банк реконструкции и развития и другие.

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением

Главного Государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 10.11.1997 г. N 25

и Главного Государственного

инспектора Российской Федерации

по охране природы

от 10.11.1997 г. N 03-19/24-3483

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

АДАПТАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ (ОЦЕНКА РИСКА)

 

I. Мероприятия по апробации и адаптации методики оценки риска

 

1. Разработать и утвердить Положение об  отделе  по   Ноябрь 1997 г.

оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзора

Минздрава России.

2.   Разработать   и    утвердить       Положение о   Декабрь 1997 г.

межведомственной комиссии по  оценке  и  управлению

риском.

3.  Подготовить  и  направить  в  ЦГСЭН  и   другие   Октябрь 1997 г.

заинтересованные организации Информационное  письмо

Минздрава России об основных положениях методологии

оценки  риска  и   ее   использованию     в системе

социально-гигиенического мониторинга (СГМ).

4. Подготовить  обоснования  по  получению  грантов   Сентябрь-Октябрь

международных организаций для адаптации методологии   1997 г.

оценки риска и ее внедрения в России.

5.   Совместно   с    Компонентом    "Экологическая   IV кв. 1997 г.

эпидемиология"  завершить  апробирование  Пилотного

Программного комплекса по оценке риска  загрязнения

атмосферного  воздуха  здоровью  населения   в   г.

Череповце.  Подготовить  методические  рекомендации

для пользователей.

6. Подготовить временные методические  указания  по   IV кв. 1997 г.

оценке экспозиции факторов окружающей среды.

7. Подготовить  Положение  о  порядке  аккредитации

организаций и специалистов по работе,  связанной  с

оценкой риска.

8. Утвердить временное руководство по оценке  риска   I кв. 1998 г.

воздействия факторов окружающей среды  на  здоровье

населения.

9. Утвердить временную инструкцию по характеристике   II кв. 1998 г.

риска воздействия химических  веществ  на  здоровье

населения, анализу неопределенностей и  определению

сферы применения результатов оценки риска.

10.   Подготовить   рамочное    соглашение    между   II кв. 1998 г.

различными    министерствами,     ведомствами     и

организациями по взаимодействию в  деятельности  по

оценке и управлению риском.

11. Определить  базовые  центры  для    апробации и   II-IV кв. 1998 г.

опытного внедрения методологии оценки риска.

12.   Подготовить   учебные   программы   и   планы   III кв. 1998 г.

подготовки кадров по оценке риска.

13. Разработать программный комплекс и методические   IV кв. 1998 г.

рекомендации по его использованию в системе СГМ для

оценки многофакторного риска здоровью  населения  в

Свердловской  и  Пермской  областях    (совместно с

компонентом "Экологическая эпидемиология" ПУОС).

14. Внести изменения  в  действующую  нормативную и   IV кв. 1997 г.-

методическую документацию с учетом оценки риска при   IV кв. 1998 г.

проведении    гигиенической     и     экологической

паспортизации,  экспертизе,  экологическом  аудите,

определении зон экологического бедствия и др.

15. Провести     совещание    с     представителями   IV кв. 1998 г.

заинтересованных организаций по  внедрению  системы

оценки риска в России.

16. Организовать  постоянно-действующие  курсы  для   IV кв. 1998 г.

подготовки специалистов по оценки риска.

 

II. Мероприятия по внедрению и использованию методики оценки риска

 

1. Организовать рабочие  группы  на   Федеральном и   II кв. 1998 г. -

Региональном  уровнях  (базовые     территории) для   2000 г.

разработки   методической   базы  и   практического

использования методики оценки риска.

2. Создать  центры  по   оценки  риска   в    10-12   1998-2000 гг.

субъектах Российской Федерации.

3. Организовать и провести региональные семинары  и   1998-2000 гг.

совещания по оценке и управлению риском.

4.   Подготовить   методические     рекомендации по   III кв. 1998 г.

идентификации  опасностей  и  выбору   приоритетных

загрязняющих веществ.

5.   Разработать   методические     рекомендации по   II кв. 1999 г.

применению    референтных    доз         и факторов

канцерогенного потенциала при оценке риска.

6. Утвердить методические указания  по  применению,   III кв. 1999 г.

оценки риска в деятельности госсанэпидслужбы, в том

числе    в    системе      социально-гигиенического

мониторинга.

7. Создать и развить федеральный специализированный   1998-2000 гг.

токсикологический банк данных,  ориентированный  на

оценку риска. Организовать его филиалы  (отделения)   1999-2005 гг.

в регионах России.

8.   Разработать   математическую   модель   оценки   1998-1999 гг.

экспозиции с учетом существующей в  России  системы

сбора гидрометеорологической информации.

9. Утвердить методические указания по использованию   1999 г.

расчетных и фактических  концентраций  загрязняющих

веществ при оценке риска.

10.  Разработать  перечень   стандартных   факторов   1999 г.

экспозиции,  сценариев  и  методов    воздействия и

рекомендаций  по  использованию    мультимедийной и

многофакторной модели экспозиции.

11.    Утвердить    методические        указания по   1999 г.

характеристике риска воздействия химических веществ

на здоровье населения.

12. Разработать российский перечень референтных доз   1998-2000 гг.

и   сопоставительного   анализа     отечественной и

зарубежной нормативной базы.

13.  Разработать   методические     рекомендации по   1999 г.

обоснованию параметров канцерогенного риска.

14.  Разработать  компьютерную  систему     сбора и   1998-1999 гг.

анализа информации по состоянию окружающей среды  и

здоровью населения, оценки зависимости "доза-ответ"

и характеристики  риска  (совместно  с  компонентом

"Экологическая эпидемиология" ПУОС).

15.   Разработать    методические       указания по   1999 г.

установлению критериев необходимости оценки  риска,

анализу  неопределенностей,  формам    отчетности и

распространения результатов оценки риска.

16.     Подготовить     и           утвердить пакет   IV кв. 2000 г.

нормативно-методических документов по оценке риска.

17.  Разработать  программу  по     использованию и

совершенствованию системы оценки риска в Российской   IV кв. 2000 г.

Федерации на 2001-2005 гг.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018