Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

ПРИКАЗ

 

29 января 1998 г.

 

N 22

 

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ДЕТСКИХ И АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ

ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ БЕРЕМЕННЫХ, МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ И СЕМЕЙ ПО

ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

 

Профилактическая работа - один из наиболее важных принципов деятельности детских и родовспомогательных ЛПУ, прямо или косвенно связанных с социальным и гигиеническим поведением обслуживаемого контингента населения.

В целях предупреждения и снижения заболеваемости, смертности, улучшения качественных показателей здоровья матери и ребенка ГУЗАМО, МОНИАГ и МОНИКИ подготовили ряд региональных профилактических программ, направленных на планирование семьи, охрану материнства, организацию питания детей раннего возраста, физическое воспитание и оздоровление школьников.

Необходимо отметить некоторую стабилизацию младенческой смертности в области и незначительное снижение количества абортов (на 2,9%).

Активная массовая иммунизация против полиомиелита (99,2% детей от 3 мес. до 3 лет) и против дифтерии (95% детей декретированного возраста) показала высокую эффективность работы учреждений здравоохранения Московской области при проведении квалифицированной пропагандистской кампании через средства массовой информации.

Вместе с тем, как показывает проверка приказов МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и ГУЗАМО N 27 от 17.04.96 г. "О мерах по развитию медицинской профилактики" выполнение их детскими и акушерско - гинекологическими учреждениями осуществляется не в полной мере и профилактические подходы к работе со стороны акушеров - гинекологов и педиатров, среднего медицинского персонала оставляют желать лучшего: они практически не участвуют в формировании навыков матери по уходу за ребенком до 3 лет.

В то же время, показатели здоровья и медицинского обслуживания женщин и детей, уровень их здоровья требуют активного вмешательства медперсонала в гигиеническое воспитание семьи. Так, в силу ряда социальных и медико - гигиенических причин, в том числе из-за саморазрушающего и рискованного поведения девушек, 25% из них страдают нарушением репродуктивной функции. Высокий уровень экстрагенитальной патологии женщин приводит к тому, что количество нормальных родов не превышает 44,8%. Более половины женщин "разучились рожать" из-за детренированности мышц, а в то же время акушеры - гинекологи перестали обращать внимание на физическую подготовку беременных к родам.

Поступление беременных в срок до 12 недель под наблюдение женской консультации в городах Московской области снижается и составляет в 1996 г. 71,4%, по селу 65,9%, что говорит о недооценке женщинами роли своевременной диспансеризации и снижении доверия к врачу.

Соотношение родов к абортам остается неблагоприятным: 1:2. Имеют место 7 случаев смертельных исходов от внебольничных абортов. При низком уровне рождаемости (7,05 в 1996 г.) и рождении в основном желанных в семье детей, все еще остается высокой младенческая смертность (15,6 на 1000 родившихся); 43,4% новорожденных умерли от заболеваний, возникших в перинатальном периоде.

В структуре заболеваемости за 1996 г. преобладают заболевания органов дыхания, которые в 7,5 раз превышают детскую инфекционную заболеваемость. Менее половины детей вскармливаются грудью матери, а 60% их переводятся на искусственное вскармливание уже в 3-месячном возрасте. После полугода получает грудь только каждый 4-й малыш. У половины новорожденных не соблюдается режим дня, каждый 8-й ребенок не получает закаливающих процедур.

Все это требует от акушерско - гинекологической и педиатрической служб целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится обучение семьи гигиеническим навыкам.

В то же время разъяснительная работа с родителями, с женщинами фертильного возраста, их медико - гигиеническое консультирование врачами ведется формально, без учета конкретных особенностей ребенка и актуальных задач здравоохранения региона.

На местах не внедряются основные принципы успешного грудного вскармливания, принятые в 1989 г. ВОЗ/ЮНИСЕФ в Декларации "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб".

Не во всех регионах области в составе детских поликлиник функционируют кабинеты здорового ребенка (КЗР). Работа же существующих КЗР, а также их оформление, материально - техническая база, кадры не соответствуют требованиям жизни и действующих приказов МЗ СССР N 60 от 19.01.83 г., МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и N 295 от 6.10.97 г.

Дородовый и послеродовый патронаж проводится недостаточно эффективно, без учета обратной связи с семьей, не соблюдается своевременность, актуальность и поэтапность сообщения матери необходимых гигиенических сведений и навыков, особенно о значимости грудного вскармливания.

В то же время навязчивое, никем не контролируемое рекламирование детского питания и предметов ухода за ребенком СМИ, не всегда отвечают современным требованиям медицины и дезориентирует выбор матерей, вызывая их растерянность и беспомощность.

При этом, в силу социально обусловленных факторов и снижения числа родов, произошло сокращение объемов лечебной помощи, оказываемой акушерами - гинекологами и педиатрами.

Тем не менее, несмотря на это обстоятельство гигиеническому обучению беременных женщин и матерей при детских и акушерско - гинекологических ЛПУ уделяется меньше внимания, чем в предыдущие годы.

Исходя из вышеизложенного, в целях усиления профилактической направленности в работе службы и выполнения приказа МЗ и МП РФ N 295 от 06.10.97 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Главным врачам РТМО, ЦРБ, ЦПБ:

1.1. Организовать вновь и восстановить закрытые КЗР при детских ЛПУ. Обеспечить их работу, учет и отчетность в соответствии с действующими приказами МЗ СССР N 60 от 19.01.83 г., МЗ МП РФ N 364 от 22.12.95, N 295 от 06.10.97, а также положением о кабинете медицинской профилактики, утвержденного первым зам. Министра МЗ и МП РФ Онищенко Г.Г. 22.04.97 (приложение N 1).

1.2. Оборудовать КЗР согласно установленному перечню имущества, оснастить наглядной тематической агитацией (не менее 6 стендов) (приложение N 2).

1.3. Организовать гигиеническую подготовку беременных и матерей при женских консультациях, родильных домах и детских поликлиниках, обеспечивая этапность и преемственность в вопросах вскармливания по принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ, а также закаливания, режима, воспитания здорового ребенка (приложение 3).

1.4. Обеспечить систематический дородовый (женская консультация) и послеродовый (детская поликлиника) патронажи беременных и матерей с обязательным проведением с ними собеседования по утвержденной тематике (приложение N 4).

1.5. Проведение профилактической работы, в том числе по гигиеническому образованию матери и медико - гигиеническому консультированию семьи считать неотъемлемой частью всей лечебно - профилактической деятельности акушеров - гинекологов, педиатров, патронажных акушерок и медсестер независимо от занимаемой должности, обязательно учитывать ее при проведении аккредитации ЛПУ, аттестации врачей - педиатров, акушеров - гинекологов, акушерок и детских патронажных медсестер.

2. Главному педиатру ГУЗАМО Захаровой Н.И., главному акушеру - гинекологу Гридчику А.Л. осуществлять систематическую выборочную проверку выполнения настоящего приказа на местах с заслушиванием главных врачей ТМО и районных специалистов на заседаниях коллегии, Совета по формированию ЗОЖ, Совета по профилактике инфекционных заболеваний при ГУЗАМО и др.

3. Главному врачу МОДЗ и МР Крошнину С.М., главному нештатному специалисту ГУЗАМО по медицинской профилактике Шарыгину Р.Х. оказывать методическую помощь ЛПУ при организации КЗР, а также в обеспечении их популярными и наглядными материалами в пределах бюджетных ассигнований.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям ГУЗАМО Тамазян Г.В.

 

Начальник Главного Управления

здравоохранения администрации

Московской области

В.В.ЛЯБИН

 

 

 

 

Приложение N 1

 

УТВЕРЖДЕНО:

Первым заместителем

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

22 апреля 1997 г.

 

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 





Перечень лечебно-профилактических
учреждений              

Отделение меди-
цинской профи- 
лактики      

Кабинет медицинской
профилактики, каби-
нет здорового  
ребенка     

штаты               

зав. от-
делением
-  врач

средний
медицин-
ский ра-
ботник 


средний медицинский
работник     

1                

2   

3   

4         

1. Республиканские, краевые,   об-
ластные больницы  с  поликлини-
ческими отделениями           



1   



1   



-         

2. Республиканские, краевые,   об-
ластные диспансеры и больницы 


1   


1   


-         

3. Городские диспансеры          

1   

1   

-         

4. Поликлиники свыше 500 посещений

1   

1   

-         

5. Детские поликлиники  свыше  200
посещений                     


1   


1   


-         

6. Поликлиники до 500 посещений  

-   

-   

1         

7. Детские поликлиники  до 200 по-
сещений                       


-   


-   


1         

 

 

 

 

Приложение N 2

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

Н.Н.ВАГАНОВ

12 августа 1993 г.

 

"СОГЛАСОВАНО"

Зам. начальника Главного

управления по охране

материнства и детства

Минздрава РФ

Л.В.ГАВРИЛОВА

11 августа 1993 г.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ КЗР И ХОЛЛА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

 

В кабинете здорового ребенка должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.

10. Шкаф по вскармливанию и питанию детей первого года жизни.

11. Стенд по питанию детей 2-3 года жизни.

12. Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Один - два стенда с выставкой одежды 1, 2, 3 годов жизни.

15. Стенд показателя нервно - психического развития 2-3 года жизни.

16. Шкаф с выставкой игрушек для 1, 2, 3 годов жизни.

17. Игрушки для диагностики нервно - психического развития детей первых трех лет жизни - диагностические наборы с описанием методики диагностики.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

 

В оформлении холла при отделении должны быть шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев; с 3 до 6 месяцев; с 6 до 9 месяцев; с 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное детское учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок; стенд по срокам диспансеризации детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Приложение N 3

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

организации медицинской

помощи матерям и детям

Г.В.ТАМАЗЯН

 

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В "ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА"

ПРИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДДОМЕ, ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

 

I этап - занятия в женской консультации

(проводят врач акушер - гинеколог или опытная акушерка)

 

1. Организация здорового образа жизни в I половине беременности.

2. Организация здорового образа жизни во II половине беременности.

3. Подготовка к родам.

4. Значение грудного вскармливания, подготовка женщины к успешному кормлению грудью.

 

II этап - занятия в роддоме

 

1. Гигиена женщины в послеродовом периоде (проводят врач акушер - гинеколог или опытная акушерка).

2. Ребенок родился - особенности периода новорожденности.

(проводят врач - неонатолог или опытная детская медсестра).

3. Роль грудного вскармливания и правила кормления новорожденного (проводят врач - неонатолог или опытная детская медсестра).

4. Уход за новорожденным ребенком в семье (проводят врач - неонатолог или опытная детская медсестра).

 

III этап - занятия в детской поликлинике

(проводят участковый врач - педиатр и медсестра КЗР)

 

1. Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни (вопросы режима, важности исключительно грудного вскармливания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).

2. Родителям о ребенке 4-6 месяцев жизни (те же вопросы), а также сроки введения докорма.

3. Родителям о ребенке 7-9 месяцев жизни (те же вопросы, а также профилактика наиболее частых кишечных и острых респираторных заболеваний).

4. Родителям о ребенке 10-12 месяцев жизни (те же вопросы, а также подготовка ребенка к поступлению в детское учреждение).

5. Родителям о ребенке 2-го года жизни (те же вопросы, а также профилактика травматизма у детей).

6. Родителям о ребенке 3-го года жизни (те же вопросы - режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).

 

 

 

 

 

Приложение N 4

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

Н.Н.ВАГАНОВ

12 августа 1993 г.

 

"СОГЛАСОВАНО"

Зам. начальника Главного

управления по охране

материнства и детства

Минздрава РФ

Л.В.ГАВРИЛОВА

11 августа 1993 г.

 

ТЕМАТИКА БЕСЕД  УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ С МАТЕРЯМИ

ПРИ ПАТРОНАЖАХ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

 

На первом месяце:

- правила гигиенического ухода за новорожденным - особенности исключительно грудного вскармливания;

- особенности режима и питания кормящей женщины;

- гигиенические процедуры, содержание предметов для купания, белья, стирка белья;

- общение матери с ребенком;

- одежда ребенка в зависимости от времени года;

- вредные привычки;

- предметы ухода за ребенком;

- роль отца в воспитании ребенка;

- занятия с ребенком;

- организация бодрствования;

- осмотр врачами - специалистами, профилактика рахита;

- массаж, гимнастика.

 

От 1 месяца до 12 месяцев:

- роль витаминов и микроэлементов в питании кормящей женщины и ребенка;

- профилактические прививки;

- особенности ухода, режима при вскармливании, воспитания ребенка 1-го, 2-го полугодия;

- как приучить ребенка самостоятельно бодрствовать, засыпать, профилактика вредных привычек;

- организация бодрствования;

- профилактика простудных заболеваний;

- повторный осмотр врачами - специалистами;

- профилактика травматизма.

 

На 2-м и 3-м году жизни:

- 1 г. 3 мес. - значение выполнения режимных процессов в организации бодрствования;

- 1 г. 6 мес. - вредные привычки у детей;

- 1 г. 9 мес. - значение речевого общения у детей;

- 2 г. - профилактика травматизма, как правильно чистить зубы;

- 2 г. 6 мес. - значение игровой деятельности;

- 3 г. - занятия с ребенком в семье, воспитание культурно - гигиенических навыков, физическое воспитание ребенка и закаливание, профилактика СПИДа;

- профилактика травматизма.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018