Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗАНИЕ

 

23 марта 1998 г.

 

N 219-У

 

О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ

ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

 

В целях совершенствования деятельности службы планирования семьи

1. Ввести в действие методические рекомендации "О штатно - организационной структуре центров планирования семьи и репродукции" (Приложение).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее указание в необходимом количестве.

3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

 

Заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

Т.И.СТУКОЛОВА

 

 

 

 

Приложение

к указанию Минздрава России

23.03.1998 г. N 219-У

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ

ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

 

Основной задачей службы планирования семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи - все это обуславливает социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется федеральная программа "Планирование семьи", в выполнении которой участвуют государственные и негосударственные структуры.

Нормативной базой формирования службы планирования семьи являются приказы Минздрава России от 15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации", от 26.11.96 N 392 "О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.". Этими документами определены основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации".

В настоящее время в стране организовано более 200 центров планирования семьи и репродукции, в лечебно - профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.

Однако нормативными документами до сих пор не решены вопросы обеспечения этих учреждений и подразделений штатной численностью медицинского персонала, что в существующих экономических условиях при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию является особенно важным.

В последнее десятилетие, как известно, значительно расширены права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.

Главные врачи имеют право:

- использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер;

- устанавливать индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского и другого персонала в зависимости от конкретных местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения, технологии лечебно - диагностического процесса;

- проводить замены должностей в пределах категорий персонала в любом порядке.

При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

Эти основные позиции по использованию нормативов по труду в практике здравоохранения и были приняты за основу при проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи.

Служба планирования семьи развивается как система, представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско - акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции.

Работа по планированию семьи на фельдшерско - акушерских пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы создает определенные резервы в рабочем времени персонала акушерско - гинекологической службы, которые должны быть направлены прежде всего на деятельность, связанную с профилактикой абортов и охраной репродуктивного здоровья семьи.

Вопрос определения численности персонала в центрах планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются:

- структура населения по возрастно - половому составу;

- состояние здоровья населения в целом, репродуктивном и подростковом возрастах;

- частота производства абортов в разных возрастных группах, соотношение родов и абортов;

- уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи и подростков;

- число родов и абортов у подростков и т.д.

Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров нормативные показатели по труду.

Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения за деятельностью медицинского персонала центров, изучен объем работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее время центров планирования семьи и репродукции субъектов Российской Федерации.

Центры планирования семьи и репродукции создаются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда в качестве структурных подразделений: республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан), перинатального центра (Кабардино - Балкария), родильного дома (Камчатка), диагностического центра (г. Ставрополь), и др. Целесообразность развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них мощной диагностической службы, позволяющей проводить качественную диагностику, нередко основанную на использовании дорогостоящей аппаратуры.

В ряде территорий (г.г. Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.

В составе некоторых центров планирования семьи и репродукции имеются стационарные подразделения (г.г. Саранск, Новосибирск, Нижнекамск и др.).

Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения, должность врача (суммарно по всем специальностям) - на 60 тыс. населения.

Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство - врачи акушеры - гинекологи, прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам и т.д.

В центрах также работают врачи - урологи, ведущие прием по андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи, невропатологи и т.д. (Рис. 1)

 

Рис. 1 Структура врачей центров по специальностям <*>.

--------------------------------

<*> - Не приводится.

 

Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для разработки нормативных показателей по труду врачей центров планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности.

Расчетные нормы времени на посещение в центре, в отличие от других типов амбулаторно - поликлинических учреждений, не имеют существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием. Различия в трудозатратах врачей касаются контингента посетителей центра: на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза - в репродуктивном возрасте - и в 1,2 раза больше, чем на прием посетителей старших возрастов (Рис. 2).

 

Рис. 2. Затраты рабочего времени врачей центра на прием различного контингента посетителей (в мин.) <*>.

--------------------------------

<*> - Не приводится.

 

Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся структуры посетителей по возрасту: 70% - лица репродуктивного возраста, 20% - подростки и 10% - пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего времени врача составили 30 мин (30,47 мин). В конкретных территориях при других соотношениях в составе посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель может иметь другое значение.

Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число посещений на 1 час приема, - определяется как частное от деления 60 мин. на расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30).

Плановая функция врачебной должности (Ф) - число посещений к врачу в течение года, - рассчитывается по формуле:

 

                         Ф = N x Б х К                         (1)

 

    где N- нормы нагрузки (обслуживания);

        Б - годовой бюджет рабочего времени должности;

        К -  коэффициент  использования рабочего времени должности

на непосредственный прием посетителей.

 

Специфика деятельности врача центра состоит в том, что определенный объем работы не связан с непосредственным приемом пациентов. Это, прежде всего, санитарно - просветительная работа, проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти затраты, а также служебные разговоры и личное необходимое время составляют, по данным фотохронометражных наблюдений, около 20% рабочего времени врача центра. Следовательно, коэффициент использования рабочего времени должности врача на непосредственное проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8.

Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) рассчитывается согласно нормативным документам Министерства труда и социального развития Российской Федерации <*> по расчетному графику пятидневной рабочей недели.

--------------------------------

<*> - См. письмо Минздрава России от 03.02.97 N 2510/790-96-32 "О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году".

 

При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения плановой функции врачебной должности из общего показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска.

Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б) можно рассчитать по следующей формуле:

 

                        365 - в - n - q

                     Б= --------------- x m                    (2)

                               5

 

    где в - число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);

        n - число праздничных дней;

        q -  число  дней  отпуска  (пересчитанное  на  пятидневную

рабочую неделю);

        m -   недельная   продолжительность    рабочего    времени

должности.

 

Годовой бюджет рабочего времени должности врача центра при 38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 - 0,5) и 24-дневном отпуске (по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2), составляет 1778,7 часа

 

                    365 - 104 - 10 - 20 х 38.5

                    --------------------------

                                 5

Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном письме Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей неделе в 1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени должности при исключении из этого показателя часов отпуска составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 х 4).

Таким образом, плановая функция должности врача центра планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846).

Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:

 

                               П

                          Д = ---                              (3)

                               Ф

 

    где   П - число посещений (фактических или планируемых) в год;

          Ф - число посещений к врачу в течение года.

 

Например, к врачу - урологу, ведущему прием по андрологии, в течение года было 4700 посещений. Число должностей на этот объем работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должностей (4700:2850) и в соответствии с правилами округления должностей в штатное расписание может быть введено 1,75 должности врача - уролога.

Следует отметить, что при составлении штатного расписания центра планирования семьи и репродукции необходимо руководствоваться приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96. N 16 "О введение форм штатных расписаний учреждений здравоохранения", а наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы Минздрава России N 48 от 24.02.98 и N 33 от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями.

: примечание.

Приказ Минздрава РФ от 24.02.1998 N 48 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.10.1999 N 369. Действующее Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377.

: примечание.

Приказ Минздрава РФ от 16.02.1995 N 33 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 N 313. Действующая Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации утверждена Приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 N 337.

Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по штатно - организационной структуре центров планирования семьи и репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1 млн. жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал. Численность среднего медицинского персонала целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего

- из расчета одна должность на три должности врача, ведущего амбулаторный прием.

Штаты медицинского персонала центров устанавливаются в пределах общей численности персонала женских консультаций, родильных домов, перинатальных центров и других лечебно - профилактических учреждений, в т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей.

 

Таблица 1

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ <*>

--------------------------------

<*> - Руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

 

┌───────────────────────────┬───────────────────┬────────────────────────────┐

      Перечень             │ Наименование          Численность должностей 

    подразделений            должности               при обслуживании    

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┬─────────────┤

                                                до I млн.   │ свыше 1 млн.│

                                                 жителей        жителей 

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Медицинский профиль                                                     

│Кабинеты: по контрацепции, │                                             

│бесплодию,  невынашиванию  │ врач акушер-        до 7,0         до 15,0  

│беременности,    оказанию    гинеколог                                  

│помощи детям и подросткам                                               

│и т.д.                                                                  

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Кабинет по андрологии      │ врач-уролог         до 2,0         до 5,0   

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Кабинет по сексопатологии  │ врач-сексопатолог │  до 2,0         до 5,0   

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Другие кабинеты                 врачи                                   

│(генетики, психотерапии,   │ соответствующих     до 3,0         до 7,0   

│эндокринологии,              специальностей                             

│ультразвуковой диагностики │                                             

│и др.)                                                                  

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Итого врачебный персонал                        до 14,0        до 32,0  

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Немедицинский профиль                                                    

│Кабинеты: психологии,        психолог,          до 7,0         до 15,0  

│юриста, социальной            юрист,                                    

│помощи, по делам молодежи    социальный                                 

│и др.                        работник                                   

├───────────────────────────┼───────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│Всего:                                          до 21,0        до 47,0  

└───────────────────────────┴───────────────────┴──────────────┴─────────────┘

 

Таким образом, представлена методика формирования численности медицинского персонала центров планирования семьи и репродукции, этапность расчетов: нормы времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности, численности должностей, что может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и при экономическом анализе деятельности персонала центров.

Внедрение в практику здравоохранения разработанной штатно - организационной структуры центров, постоянное проведение экономического анализа деятельности учреждений на основе представленной методики будет способствовать рациональной расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и задачами, решаемыми службой планирования семьи.

 

Начальник Управления

планирования, финансирования

и развития

Н.Н.ТОЧИЛОВА

 

Начальник Управления охраны

здоровья матери и ребенка

Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017