Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

А.М.МОСКВИЧЕВ

25 мая 1998 г.

 

Согласовано

Начальник Федерального

управления медико-биологических

и экстремальных проблем при

Министерстве Здравоохранения

Российской Федерации

В.Д.РЕВА

25 мая 1998 г.

 

Согласовано

Руководитель Департамента

научно-исследовательских и

образовательных

медицинских учреждений

В.И.СЕРГИЕНКО

25 мая 1998 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ТЦМК ПО ПЛАНИРОВАНИЮ МЕДИКО-САНИТАРНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ НА АЭС

 

N 98/287

 

Авторы: к.м.н. Божко Ю.В., с.н.с. Гоголев М.И., к.м.н. Грачев М.И., Парфенова Л.Н., к.м.н. Расторгуев В.М., д.м.н. Селидовкин Г.Д.

Научный руководитель: д.б.н., проф. Аветисов Г.М.

 

Методические рекомендации содержат основные принципы планирования медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС, определяют основные задачи ТЦМК при организации и проведении лечебно-эвакуационных и санитарно-гигиенических мероприятий. Документ содержит рекомендации по структуре и содержанию "Плана медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС", отрабатываемого территориальной службой медицины катастроф. Методические рекомендации предназначены для ТЦМК с целью планирования мероприятий на территориях, находящихся в сфере их деятельности. Вопросы медико-санитарного обеспечения персонала АЭС и населения, проживающего в поселках (городках) АЭС, в настоящих методических рекомендациях не рассматриваются.

 

Формула метода

 

В данных методических рекомендациях впервые излагаются мероприятия ТЦМК, проводимые ими при планировании медико-санитарного обеспечения населения, проживающего за пределами АЭС.

Актуальность работы состоит в том, что произведено распределение ведомственных и территориальных функций при ликвидации медико-санитарных последствий во время аварии на АЭС, чего не было ранее.

Значимость рекомендаций по выполнению мероприятий определяется повышением их эффективности, наибольшей организованности.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АЭС - атомная электростанция.

БСМП ПГ - бригада специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф.

ВЦМК "Защита" - Всероссийский Центр медицины катастроф "Защита".

ЗА - запроектная авария.

ЗВРЗ - зона возможного радиоактивного загрязнения.

ЗН - зона наблюдения.

ЗРА - зона радиационной аварии.

ЛПА - ликвидация последствий аварии.

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.

МКК - межведомственная координационная комиссия.

МО - Министерство обороны.

МП - медицинский пункт.

МПА - максимальная проектная авария.

МС ГО - медицинская служба гражданской обороны.

МСЧ - медико-санитарная часть.

МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ПА - проектная авария.

ПГ - повышенная готовность.

ПД - повседневная деятельность.

ПЛЭРК - передвижная лаборатория экстренного радиационного контроля.

ПРУ - противорадиационное укрытие.

РА - радиационная авария.

РЦМК - региональный центр медицины катастроф.

СЗЗ - санитарно-защитная зона.

СИЗ - средства индивидуальной защиты.

СМК - служба медицины катастроф.

СЭП - сборный эвакуационный пункт.

ТМКК - территориальная межведомственная координационная комиссия.

ТЦМК - территориальный центр медицины катастроф.

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт.

Фед. Упр. "Медбиоэкстрем" - Федеральное Управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.

ЦГСЭН - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

ЦМСЧ - центральная медико-санитарная часть.

ЧС - чрезвычайная ситуация.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют основные принципы и задачи работы ТЦМК по планированию медико-санитарного обеспечения населения в случае радиационной аварии на АЭС, а также структуру и содержание разделов "Плана медико-санитарного обеспечения населения в случае радиационной аварии на АЭС", подготавливаемого ТЦМК для территорий, находящихся в сфере их деятельности.

1.2. Настоящий документ разработан в соответствии с положениями о ТЦМК, изложенными в приказе Минздрава России N 261 от 21.06.96 г. "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф".

1.3. Основными принципами планирования медико-санитарного обеспечения населения при РА являются:

- адекватное и оперативное реагирование (своевременность и этапность проведения лечебно-эвакуационных мероприятий, оказание всех видов медицинской помощи, включая специализированное лечение и проведение ранней реабилитации пострадавших);

- сочетание централизации и децентрализации управления (включение в работу органов управления здравоохранения на территориальном и федеральном уровнях в зависимости от масштаба РА и их скоординированные действия);

- наращивание медицинских сил и средств в процессе ликвидации РА;

- своевременная и полная информация населения о возможных последствиях РА;

- научная поддержка принятия решений по медико-санитарному обеспечению населения.

1.4. Исходными данными для разработки планирующих документов являются:

- характеристика АЭС;

- количество населения (включая детей до 14 лет), обслуживаемого местной (территориальной) лечебной сетью в зоне возможной РА;

- прогноз возможных медико-санитарных последствий РА на АЭС для данного района или области (размеры зоны РА, дозовые нагрузки на население без учета проведения защитных мер, уровни загрязнения территории, необходимость в проведении йодной профилактики, укрытии и эвакуации населения);

- возможное количество населения, которое будет нуждаться в различных видах медицинской помощи, в проведении йодной профилактики;

- коммунальные и санитарные условия жизни населения;

- сведения о лечебных и санитарно-гигиенических учреждениях, их профиле, коечной емкости, наличии специализированных отделений, а также других учреждений, имеющих структуры и формирования, предназначенные для оказания помощи пострадавшим при РА;

- численность, состав и подготовленность персонала этих медицинских учреждений для работы в условиях РА;

- БСМП ПГ, их численность, состав специалистов, оснащенность медикаментами и оборудованием;

- наличие и обеспеченность населения, больных и персонала медицинских учреждений убежищами, ПРУ, СИЗ, места их хранения;

- обеспеченность населения препаратами стабильного йода;

- населенные пункты для эвакуируемого населения и медицинских учреждений, служебные здания (помещения) для развертывания медицинских учреждений, жилая площадь для медицинского персонала и членов их семей вне зон радиоактивного загрязнения;

- основные и запасные маршруты эвакуации, типы и состояние дорог, транспортные возможности;

- данные о количестве других медицинских сил и средств (медицинские формирования и учреждения МО, МВД, МЧС, санитарная авиация и др.);

- федеральные резервы, которые могут быть выделены при РА;

- другие вопросы, влияющие на принятие решения руководителем территориального органа управления здравоохранения.

1.5. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии и с учетом положений законов, нормативных актов и документов:

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 г. N 68-ФЗ;

Постановление Правительства РФ N 1113 от 05.11.95 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства РФ N 420 от 03.05.94 г. "О защите жизни и здоровья при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами";

Постановление Правительства РФ N 195 от 28.02.96 г. "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф";

Постановление Правительства РФ N 384 от 20.04.95 г. "Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации";

"Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации", утвержденным Минздравом России 08.07.97 г.;

Приказ Минздрава России N 261 от 21.06.96 г. "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф";

Приказ МЗ РФ N 433 от 31.12.96 г. "О внеочередных донесениях";

Приказ МЗ РФ N 125 от 28.04.97 г. "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Приказ Федерального управления "Медбиоэкстрем" N 38-з от 30.06.95 г. "Об организации специализированной экстренной медицинской помощи при радиационных, химических и других авариях на предприятиях, обслуживаемых Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме Российской Федерации";

Нормы радиационной безопасности (НРБ-96);

Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. ОСП-72/87;

Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций. СП-АЭС-93;

Положение о функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Утверждено председателем Госкомсанэпиднадзора 29.03.96 г., согласовано зам министра РФ по делам ГО ЧС 27.03.96 г.

Положение о специализированных формированиях Госсанэпидслужбы РФ. Утверждены и.о. председателя госсанэпидслужбы РФ 20.07.96 г.

ГОСТ Р 22.2.03-97 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Паспорт безопасности административно-территориальных единиц. Общие положения";

ГОСТ Р 22.3.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования";

ГОСТ Р 22.3.03-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения";

ГОСТ Р 22.3.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования";

ГОСТ Р 22.0.07-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров";

ГОСТ Р.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";

ГОСТ Р-22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

Методические рекомендации "Структура и содержание планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время" МЧС РФ, 1994 г.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ТЦМК И ЛПУ

 

2.1. По границам распространения радиоактивных веществ и по возможным последствиям РА подразделяются на: локальную, местную, общую (табл.1). Территориальные органы управления здравоохранения, ТЦМК и территориальные ЛПУ планируют и организуют свою работу применительно к условиям крупной (общей) РА.

 

Таблица 1

 


 

Классы радиационных аварий для принятия решений

по ликвидации медико-санитарных последствий

 

Класс 

Характер    

Медицинские
последствия

Медицинские силы
и средства  

Дополнительные
силы     

Локальная

Нарушение в      
работе, при      
котором произошел
выход            
радиоактивных    
продуктов или    
ионизирующего    
излучения за     
предусмотренные  
границы          
оборудования,    
технологических  
систем, зданий и 
сооружений в     
количествах,     
превышающих      
регламентированные
для нормальной   
эксплуатации     
значения          

Облучение   
персонала,  
находящегося
в данном    
здании или  
сооружении в
дозах,      
превышающих 
допустимые  

ЦМСЧ/МСЧ       
Фед. Упр.      
"Медбиоэкстрем",
отдел N 4 ГНЦ-РФ
Институт       
биофизики (ИБФ),
клиническая    
больница N 6   

Не требуются  

Местная 

Нарушение в      
работе, при      
котором произошел
выход            
радиоактивных    
продуктов в      
пределах         
санитарно-защитной
зоны (СЗЗ) в     
количествах,     
превышающих      
регламентированные
для нормальной   
эксплуатации     
значения         

Облучение   
персонала, в
дозах,      
превышающих 
допустимые  

ЦМСЧ/МСЧ       
Фед. Упр.      
"Медбиоэкстрем",
отдел N 4 ГНЦ-РФ
Институт       
биофизики,     
клиническая     
больница N 6   

При           
необходимости 
территориальные
учреждения    
(план         
взаимодействия)

Общая   

Нарушение в      
работе, при      
котором произошел
выход            
радиоактивных    
продуктов за     
границу СЗЗ в    
количествах,     
превышающих      
регламентированные
для нормальной   
эксплуатации     
значения         

Облучение   
персонала, в
дозах,      
превышающих 
допустимые, 
возможно    
облучение   
населения и 
загрязнение 
окружающей  
среды выше  
установленных
норм        

ЦМСЧ/МСЧ       
Фед. Упр.      
"Медбиоэкстрем",
клиническая    
больница N 6,  
БСМП ПГ,       
территориальные
ЛПУ и ЦГСЭН,   
ТЦМК,          
территориальные
органы         
управления     
здравоохранением

Федеральные   
учреждения    
Министерства  
Здравоохранения
Российской    
Федерации (ВЦМК
"Защита"),    
Фед. Упр.     
"Медбиоэкстрем"

 


 

2.2. В условиях крупномасштабной РА на АЭС радиационному воздействию может подвергаться значительная часть населения, находящегося на медицинском обслуживании территориальных ЛПУ.

2.3. В отношении воздействия на окружающую среду и проживающее население с целью планирования санитарно-гигиенических и защитных мероприятий следует руководствоваться также Международной шкалой аварий на АЭС, в соответствии с которой территориальные органы управления здравоохранением, ТЦМК и территориальные ЛПУ планируют и организуют свою работу при РА, соответствующих 4-7 уровням (приложение 1).

2.4. Основными путями радиационного воздействия на население при РА на АЭС, связанной с выбросом радионуклидов в окружающую среду, являются:

- внешнее облучение, связанное с прохождением струи выброса;

- контактное облучение за счет радиоактивного загрязнения кожи;

- внешнее облучение, создаваемое осевшими на поверхность почвы радиоактивными веществами;

- внутреннее облучение, связанное с вдыханием радиоактивных веществ, перенесенных ветром непосредственно из источника выброса;

- внутреннее облучение, связанное с вдыханием радиоактивных веществ, присутствующих в приземном слое воздуха благодаря вторичному ветровому подъему осевших на почву радионуклидов;

- внутреннее облучение, обусловленное употреблением в пищу продуктов питания и питьевой воды, загрязненных выбрасываемыми радиоактивными веществами.

2.5. В зависимости от состава выброса может преобладать (т.е. приводить к наибольшим дозовым нагрузкам) тот или иной из вышеперечисленных путей воздействия. Радионуклиды, вносящие существенный вклад в облучение организма и его отдельных органов при общей РА на АЭС приведены в табл. 2. Кроме того, необходимо учитывать возможность наличия в аварийном выбросе долгоживущих трансурановых радионуклидов и изотопов урана, что потребует дополнительных мер по защите органов дыхания.

2.6. Организация работы ТЦМК и территориальных ЛПУ в начальный период развития крупномасштабной РА должна осуществляться в комплексе организационно-технических и защитных мероприятий, направленных на минимизацию медицинских последствий РА. Проведение защитных мероприятий, особенно эвакуации населения, связано с нарушением его нормальной жизнедеятельности и возможным неблагоприятным воздействием на здоровье населения, обусловленным нерадиационными факторами.

2.7. Для принятия решений о мерах защиты населения в случае общей РА с радиоактивным загрязнением территории необходимо, в соответствии с НРБ-96, сопоставить прогнозируемую дозу, предотвращаемую защитным мероприятием, с уровнями А и Б (табл. 3).

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровня А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. Если приведенные в табл. 3 защитные мероприятия будут осуществлены своевременно и в полном объеме, то у населения не возникнут какие-либо клинически определяемые формы лучевого поражения, а вероятность возникновения отдаленных последствий будет минимальной. Прогноз дозовых нагрузок на население в соответствии с табл. 3 осуществляется высококвалифицированными группами экспертов, входящими в состав образуемой МКК или Правительственной комиссии, при информационной и научно-технической поддержке со стороны ГНЦ-РФ Институт биофизики и ВЦМК "Защита".

 

Таблица 2

 

Радионуклиды, вносящие существенный вклад в облучение

организма в целом и его отдельных органов

при аварии на АЭС

 

┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│Радионуклиды, вносящие │ Радионуклиды, вносящие │ Радионуклиды, вносящие │

│ существенный вклад в    существенный вклад в    существенный вклад в 

│ облучение щитовидной    облучение всего тела  │облучение легких и всего│

        железы                                           тела         

├──────────┬────────────┼───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤

  Нуклид     Период     Нуклид      Период     Нуклид      Период  

          │полураспада,│           │полураспада,│           │полураспада,│

              сут.                   сут.                   сут.   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│131                   │131                    │131                   

   I          8.04       I           8.04       I           8.04   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│132                   │132                    │132                   

   I         0.096       Te         3.258       I          0.096   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│133                   │133                    │133                   

   I         0.867       Xe          5.24       I          0.867   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│134                   │133                    │134                   

   I         0.0365      I          0.867       I          0.0365  

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│135                   │135                    │135                   

   I         0.275       Xe         0.378       I          0.275   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

│132                   │135                    │134                   

   Te        3.258       I          0.275       Cs         752.63  

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

                     │134                    │88                    

                         Cs         752.63     Kr          0.118   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

                      │88                     │137                   

                        Kr          0.118       Cs         10950   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

                      │137                    │106                   

                         Cs         10950       Ru         368.2   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

                                             │132                   

                                               Те         3.258   

├──────────┼────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤

                                             │144                   

                                                Ce         284.3   

└──────────┴────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

 

2.8. Основными задачами, решаемыми территориальными органами управления здравоохранения, ТЦМК, ЦМСЧ/МСЧ и ЛПУ в отношении населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, являются:

- своевременное и полное информирование населения о воздействии на его здоровье радиационного фактора в сложившихся условиях радиационной обстановки;

- обеспечение условий противорадиационной защиты ЛПУ (больных, находящихся на лечении в момент РА и медицинского персонала);

- своевременная и организованная (при необходимости) эвакуация и размещение ЛПУ в районе временной дислокации вне зоны радиоактивного загрязнения;

- проведение йодной профилактики больным, персоналу медицинского учреждения и, при необходимости, участие в проведении йодной профилактики населению;

- организация амбулаторной и выездной форм оказания медицинской помощи населению в сложившихся условиях радиационной обстановки;

- организация медицинского наблюдения и оказание медицинской помощи лицам, участвующим в ликвидации последствий аварии;

- оказание медицинской помощи населению в случае его эвакуации (в процессе самой эвакуации и в местах временного размещения);

- организация и проведение массового обследования населения совместно с бригадами специализированной медицинской помощи, направляемыми в район аварии.

 

Таблица 3

 

Критерии для принятия неотложных решений

в начальном периоде аварийной ситуации (НРБ-96)

 

┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐

    Меры защиты       Прогнозируемая доза за первые 10 сут., мГр [рад] 

                    ├────────────────────┬───────────────────────────────┤

                        на все тело     │ на щитовидную железу, легкие, │

                                                     кожу             

                    ├─────────┬──────────┼────────────────┬──────────────┤

                    │Уровень А│Уровень Б │   Уровень А      Уровень Б  

├────────────────────┼─────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┤

│Укрытие             │5 [0,5]  │50 [5,0]  │50 [5,0]        │500 [50,0]   

├────────────────────┼─────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┤

│Йодная профилактика:│                                                

│взрослые                -        -     │250 [ 25,0] <*> │2500 [250] <*>│

│дети                    -        -     │100 [ 10,0] <*> │1000 [100] <*>│

├────────────────────┼─────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┤

│Эвакуация           │50 [5,0] │500 [50,0]│500 [50,0]      │5000 [500]   

└────────────────────┴─────────┴──────────┴────────────────┴──────────────┘

 

--------------------------------

<*> Только для щитовидной железы.

 

2.9. В режиме ЧС, вызванной РА, ТЦМК под общим руководством территориального органа управления здравоохранения осуществляет координацию работы территориальных ЛПУ, оказавшихся в зоне РА, обеспечивает их взаимодействие с ЦМСЧ/МСЧ Фед. Упр. "Медбиоэкстрем", в случае необходимости, формирует и направляет в район аварии БСМП ПГ.

2.10. Основными задачами ТЦМК являются:

- регистрация первичного донесения об аварии;

- оповещение территориальных ЛПУ и ЦГСЭН, которые могут оказаться в зоне РА;

- доклад в РЦМК и ВЦМК "Защита" о факте РА и возможных медико-санитарных последствиях;

- получение дополнительных необходимых данных для проведения предварительных оценок медико-санитарных последствий РА;

- усиление территориальных ЛПУ бригадами специалистов, бригадами скорой медицинской помощи, дооснащение необходимыми медикаментами (в том числе препаратами стабильного йода) и оборудованием;

- в случае необходимости и наличии у ТЦМК стационара - организация его работы для приема и обследования населения, лечения пострадавших с общесоматической патологией, травматическими повреждениями, психосоматическими расстройствами и др. патологией, которая может иметь место в процессе массового перемещения населения.

2.11. Карточка первичного донесения о РА заполняется ТЦМК поэтапно по мере получения и уточнения исходной информации (приложение 2). Первые данные о возникновении РА поступают с АЭС в территориальные административные органы и территориальное управление ГО ЧС. Территориальные органы управления здравоохранения и близлежащие к зоне аварии местные ЛПУ должны быть информированы о факте радиационной аварии, об изменениях радиационной обстановки, о характере и объеме проводимых защитных мероприятий.

2.12 Участие ТЦМК в схеме оповещения территориальных органов управления здравоохранения, территориальных медицинских учреждений и ТЦМК представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Схема оповещение ТЦМК

 

┌──────────────────┐         ┌──────────────────┐       ┌───────────────┐

│ Территориальное  ├────────>│ Орган управления │<──────┤ ВЦМК "Защита" │

│ управление ГО ЧС │         │ здравоохранения         └───────────────┘

└──────────────────┘             территории                   /\

                             └──────────────┬───┘              

                                     /\                        

┌───────────────────────────┐             \/                  

         ЦМСЧ/МСЧ          │────────┘   ┌──────┐              

│ Фед. Упр. "Медбиоэкстрем" │───────────>│ ТЦМК ├───────────────┘

└───────────────────────────┘            └───┬──┘

                                            \/

                               ┌────────────────────────────────────────┐

                               │ Территориальные медицинские учреждения │

                               └────────────────────────────────────────┘

 

2.13. Все мероприятия местными и территориальными медицинскими учреждениями осуществляются в соответствии с планом защитных мероприятий и ликвидации последствий аварии под общим руководством МКК и Правительственной комиссии.

2.14. ЛПУ, оказавшиеся в районе аварии, проводят йодную профилактику госпитализированным больным, своему персоналу и контролируют ее проведение среди населения. Заблаговременно должны быть выявлены лица, которые имеют противопоказания к применению препаратов стабильного йода (приложение 3).

2.15. Особенностью работы медицинского учреждения в условиях, когда население укрывается в защитных сооружениях, является переход от обычного поликлинического режима работы (по обращаемости и диспансерному наблюдению) к оказанию медицинской помощи на дому. В этом случае необходимо предусмотреть регламент работы медицинского персонала и обеспечение его безопасности (время нахождения на открытой местности, использование СИЗ, йодная профилактика и т.д.) в соответствии с требованиями НРБ-96 для условий планируемого аварийного облучения.

2.16. Особенностью оказания медицинской помощи населению при его эвакуации является потеря собственной госпитальной базы в населенном пункте, подлежащем эвакуации. В этих условиях следует предусматривать возможность организации медицинской помощи. При этом учитываются тип и класс аварии, закономерности ее развития, время объявления и проведения эвакуации, радиационная обстановка в населенных пунктах и на маршрутах эвакуации, подготовленность медицинского персонала, согласованность действий различных медицинских учреждений с территориальными органами ГО ЧС и администрацией территории, на которую ведется эвакуация.

2.17. Одновременно с оказанием медицинской помощи эвакуируемому населению организуется эвакуация ЛПУ. Планирование путей эвакуации населения и ЛПУ должно быть достаточно гибким и определяться в зависимости от результатов радиационной разведки, проводимой на маршруте специальными подразделениями. В процессе проведения эвакуации ЛПУ возможно значительное радиоактивное загрязнение транспорта, когда въезд его в незагрязненные районы будет запрещен. В этом случае необходимо предусматривать выделение медицинского персонала и санитарного транспорта из ЛПУ населенного пункта, являющегося местом временной дислокации.

2.18. При неблагоприятном развитии аварийной ситуации ЛПУ может проводить необходимые диагностические и лечебные мероприятия, включая медицинскую сортировку лиц, подвергшихся облучению в достаточно высоких дозах. В этих условиях ЛПУ необходимо усиливать БСМП ПГ регионального или федерального уровня.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ "ПЛАНА МЕДИКО-САНИТАРНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

НА АЭС", РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ТЦМК

 

3.1. План медико-санитарного обеспечения при радиационной аварии на АЭС разрабатывается ТЦМК, подписывается его руководителем, руководителем территориального органа управления здравоохранения, согласовывается руководителем территориального органа управления ГО ЧС, руководством АЭС, руководством ЦМСЧ/МСЧ Фед. Упр. "Медбиоэкстрем" и утверждается главой администрации субъекта РФ. В нем предусматривается порядок, ответственные исполнители и сроки выполнения мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения городов и районов в случае крупной (общей) радиационной аварии на АЭС территориальными органами управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологического надзора, ТЦМК, территориальными медицинскими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями (ЛПУ, ЦГСЭН).

3.2. План корректируется 1 раз в год на 1 января, а также по изменениям обстановки на территории, для которой разрабатывался План, при введении в действие новых нормативно-технических документов изменяющих регламентацию положения Плана. О корректировке Плана делается отметка в листе корректировок. Повторное утверждение Плана производится не реже, чем раз в 5 лет.

3.3. Разработка документов Плана осуществляется в соответствии с действующим на АЭС "Планом по защите населения" и "Планом медицинского обеспечения рабочих, служащих и населения в случае аварии на атомных станциях или предприятиях, имеющих СДЯВ", действующим в ЦМСЧ/МСЧ Фед. Упр. "Медбиоэкстрем" для данной АЭС, которыми регламентируется организация лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в случае РА в отношении персонала АЭС и населения, проживающего в поселке (городе) при АЭС.

3.4. План медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС должен включать следующие разделы:

- картографическая часть;

- пояснительная записка к Плану;

- приложения к пояснительной записке.

 

Картографическая часть

 

3.5. Картографическая часть Плана оформляется на топографических картах 30-километровой (масштаб 1:200000) и 100-километровой зоны от АЭС (масштаб 1:500000). На карту наносятся:

- АЭС, водоем-охладитель;

- границы СЗЗ и ЗН;

- прогнозируемые размеры ЗРА и зон аварийного планирования (прогнозируемые размеры зон, с входящими в них населенными пунктами и медицинскими учреждениями, для которых возможно проведение экстренных защитных мероприятий: зона укрытия, зона проведения йодной профилактики, зона эвакуации);

- места временной дислокации сил и средств, участвующих в ликвидации последствий РА;

- пункты санитарной обработки участников ЛПА и населения;

- населенные пункты, в которых находятся ФАП, ЛПУ, ЦГСЭН, другие медицинские учреждения и организации;

- маршруты эвакуации населения;

- маршруты эвакуации ЦМСЧ/МСЧ АЭС, территориальных ЛПУ и ЦГСЭН;

- места (населенные пункты) временного размещения эвакуируемого населения;

- места (населенные пункты) временной дислокации (развертывания) развертываемых и вновь прибывающих медицинских учреждений;

- места (населенные пункты, медицинские учреждения) хранения запасов медицинского имущества.

3.6. Прогнозируемые размеры ЗРА и зон аварийного планирования, должны быть получены ТЦМК в виде официального документа от территориального управления ГО ЧС или от администрации АЭС в соответствии с действующим "Планом по защите населения в случае радиационной аварии на АЭС".

3.7. На карте выполняются таблицы:

- расчет сил и средств для медицинского обеспечения эвакуации населения;

- состав сил и средств, территориальных учреждений здравоохранения;

3.8. Наносимые на карту условные обозначения должны соответствовать ГОСТ Р 22.0.10-96 "Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения".

 

Пояснительная записка к Плану

 

3.9. В пояснительной записке указывается:

3.9.1. Наименование АЭС, адрес АЭС (почтовый, телеграфный, телетайп, факс), руководство АЭС (фамилия, имя, отчество, служебный телефон).

3.9.2. Годы ввода в эксплуатацию блоков АЭС, тип реакторных установок блоков, их мощность, конструктивные особенности систем обеспечения безопасности.

3.9.3. Данные проекта АЭС, радионуклидный состав и активность выброса, оцениваемые параметры радиационной обстановки, дозовые нагрузки на население, размеры и характеристики ЗРА и зон аварийного планирования в случае ЗА.

3.9.4. Краткая характеристика системы контроля радиационной обстановки в СЗЗ и ЗН АЭС.

3.9.5. Административно-географическое описание, климат района, области:

- рельеф территории;

- климат (многолетние среднегодовая, минимальная и максимальная температуры воздуха, среднегодовое и максимальное количество осадков, преобладающее направление ветра, его скорость);

- почва и почвообразующие породы;

- районирование ландшафта;

- основные водотоки (рек) и водоемы;

- источники водопотребления;

- характер сложившейся радиационной обстановки (по естественному радиационному фону и техногенному фону в результате глобальных выпадений и ранее произошедших радиационных аварий);

- характеристика флоры и фауны.

3.9.7. Сведения о территориальном распределении населения, находящегося на медицинском обслуживании местных ЛПУ на территории в сфере ответственности ТЦМК.

Информация о населении носит упрощенный характер. В сведениях о постоянно проживающем населении следует указать численность взрослого (старше 14 лет) и детского (0-14 лет) населения, (население городское и сельское) (таблица 4).

 

Таблица 4

 

Общие сведения о проживающем населении

 

N п/п

Название 
населенного
пункта  

Население, чел.  

Расстояние, направление от АЭС

всего

в т.ч. дети (до
14 лет), чел.

Км 

Направление градусы  
(по возрастанию)   

 

 

 

 

 

 

 

3.10. Характеристика и структура медицинских учреждений отражает:

- уровень оснащения ЛПУ для оказания неотложной помощи больным с травмами и сердечно-сосудистой патологией;

- возможности приема дополнительных больных из эвакуируемых ЛПУ (форма В.4.7);

- возможности размещения на базе ЛПУ эвакуируемых или вновь прибывающих медицинских учреждений (форма В.4.8);

- возможности и методы проведения радиационной разведки на территории ЛПУ и в местах временного размещения подразделений ЛПУ;

- готовность к проведению йодной профилактики персонала учреждений, сформированных на базе медицинских учреждений медицинских формирований и больных, находящихся в медицинских учреждениях (форма В.4.6);

- готовность к проведению эвакуации (формы В.4.8-В.4.10);

- предусмотренные решения по медицинскому обеспечению населения на путях эвакуации и в районе эвакуации;

- характеристику готовности и оснащенности медицинских формирований к действиям в случае радиационной аварии в соответствии с планом задействования (форма В.4.3);

- предусмотренные решения по обеспечению готовности к проведению медицинского освидетельствования лиц, занятых на ликвидации последствий аварии.

3.11. Указываются место размещения, подчиненность и задачи, решаемые ЦГСЭН по обеспечению:

- санитарно-эпидемиологического благополучия на путях эвакуации и в пунктах эвакуации;

- контроля за качеством питьевой воды, и продуктов питания;

- йодной профилактики населения;

- эвакуации ЦГСЭН.

3.12. Указывается перечень медицинских учреждений Фед. Упр. "Медбиоэкстрем" и порядок взаимодействия с ними (форма В.4.2).

3.13. Приводится место расположения и подчиненность станций скорой медицинской помощи, укомплектованность и подготовленность к действиям в случае РА, их возможности по оказанию медицинской помощи.

3.14. Указывается место расположения и подчиненность станции переливания крови, количество заготавливаемой крови и плазмы за год, средние запасы крови и плазмы при постоянном хранении.

3.15. Приводится порядок оповещения и связи с указанием кто отдает распоряжение об оповещении и организации связи при ликвидации последствий РА.

 

4. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ

 

                                                               Форма В.4.1

 

СОГЛАСОВАНО                                         УТВЕРЖДАЮ

Начальник органа                                    Директор ТЦМК

Управления ГО ЧС территории                         территории

"__"_________ 199__ г.                              "__"_________ 199__ г.

 

                             КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

            мероприятий ТЦМК по медико-санитарному обеспечению

          населения и ликвидации последствий радиационной аварии

 

А. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                   

N
п/п

Наименование мероприятий       

Ответственный

Срок    
исполнения 

1

2                   

3     

4      

1.

Разработка Плана медико-санитарного    
обеспечения населения при радиационной 
аварии на АЭС, его дополнение и        
согласование.                          

 

 

2.

Обеспечение постоянной готовности      
органов управления, сил и средств СМК к
действиям в ЧС.                        

 

 

3.

Планирование и организация обучения    
действиям в случае радиационной аварии 
на АЭС персонала СМК и населения.      

 

 

4.

Обеспечение взаимодействия в           
соответствии с планом.                  

 

 

5.

Руководство созданием, оснащением и    
подготовкой к действиям в случае       
радиационной аварии на АЭС формирований
и учреждений СМК.                      

 

 

6.

Контроль за состоянием готовности СМК на
местном и объектовом уровнях к действиям
в случае радиационной аварии на АЭС.   

 

 

7.

Создание и поддержание запаса          
медицинского имущества, освежение,     
обновление и подготовка к выдаче.      

 

 

 

Б. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ                     

N
п/п

Наименование мероприятий       

Ответственный

Срок    
исполнения 

1

2                   

3     

4      

1.

Приведение ЛПУ в режим "Повышенной     
готовности" на случай возникновения    
радиационной аварии.                   

 

 

2.

Оповещение в соответствии со списком.  

 

 

3.

Усиление дежурно-диспетчерской службы, 
при необходимости перевод ее на        
круглосуточное дежурство.              

 

 

4.

Сбор и обобщение данных о ситуации,    
требующей введения режима повышенной   
готовности, подготовка и доклад        
руководителю МКК.                      

 

 

5.

Организация перевода медицинских       
формирований в режим повышенной        
готовности, проверка выполнения        
необходимых мероприятий и оказание     
помощи.                                

 

 

6.

Координация проводимых мероприятий и их
корректировка.                         

 

 

7.

Проверка готовности оборудования и     
имущества к использованию.             

 

 

8.

Поддержание постоянной связи с         
территориальным управлением ГО ЧС,     
региональным центром медицины          
катастроф, ВЦМК "Защита".              

 

 

 

В. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ                     

N
п/п

Наименование мероприятий       

Ответственный

Срок исполнения
раб. вр./  
нераб. вр  

1

2                  

3     

4      

1.

Получение сигнала о введении режима ЧС
и введение режима ЧС.                 

 

 

2.

Оповещение (в соответствии со списком 
оповещения) органов управления,       
учреждений и формирований.            

 

 

3.

Сбор информации об обстановке, ее     
оценка и доклад председателю МКК      
предложений по организации медицинского
обеспечения населения при ликвидации  
последствий радиационной аварии.      

 

 

4.

Уточнение проводимых мероприятий в    
соответствии со сложившейся обстановкой
и доведение до исполнителей           
соответствующих распоряжений.         

 

 

5.

Организация лечебно-эвакуационного и  
санитарно-гигиенического обеспечения  
мероприятий по защите персонала       
медицинских формирований и учреждений и
населения.                            

 

 

6.

Организация материально-технического  
снабжения медицинских учреждений и    
формирований.                         

 

 

7.

Организация управления формированиями и
учреждениями СМК: участвующих в       
ликвидации последствий радиационной   
аварии.                               

 

 

8.

Организация медико-санитарного        
обеспечения населения, эвакуируемого из
зоны радиационной аварии.             

 

 

 

 

 

                                                               Форма В.4.2

 

УТВЕРЖДАЮ                                          УТВЕРЖДАЮ

Руководитель                                       Директор

ЦМСЧ/МСЧ при АЭС                                   ТЦМК территории

"__"__________ 199__ г.                            "__"__________ 199__ г.

 

                                   ПЛАН

         взаимодействия территориального центра медицины катастроф

                с ЦМСЧ/МСЧ АЭС в случае радиационной аварии

 

N

Наименование
учреждения

Наименование
выделяемых
формирований
или    
больничных
коек   

Ответственный
за выделение
сил и средств

Место
работы
в  
случае
аварии

Срок     
готов-   
ности, Ч+

Ответственный
за прием сил
и средств 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: "Ч" - время начала радиационной аварии.

 

СОГЛАСОВАНО                                    СОГЛАСОВАНО

Начальник органа                               Начальник территориального

управления ГО ЧС АЭС                           органа управления ГО ЧС

"__"__________ 199__ г.                             "__"__________ 199__ г.


 

                                                               Форма В.4.3

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

             Расчет сил и средств выделяемых территориальными

                       учреждениями здравоохранения

 

N
п/п

Медицинское
учреждение

Адрес места
размещения,
фамилия и 
должность 
руководителя,
телефон  

Наиме-
нование
форми-
рований

Коли- 
чество
форми-
рований

Виды   
оказыва-
емой   
медицин-
ской   
помощи  

Возможности
оказания 
помощи за
10 часов 
работы, 
чел.   

Количество специалистов
в формировании     

врачей

среднего 
медперсонала

всего

1

2    

3     

4  

5  

6   

7    

8  

9     

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого                              

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители, перечисленные в графе 3).

 

 

 

                                                               Форма В.4.4

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

           Расчет обеспеченности средствами коллективной защиты

                          медицинских учреждений

 

N
п/п

Наименование
медицинского
учреждения,
адрес   

Количество
укрываемых
лиц, чел.

Наименование
защитного  
сооружения, 
адрес    

Вместимость,
чел.   

Коэффициент  
ослабления   
ионизирующего 
излучения   

1

2     

3    

4      

5     

6       

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графе 2).

 

 

 

                                                               Форма В.4.5

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

          Расчет обеспеченности средствами индивидуальной защиты

                          медицинских учреждений

 

N
п/п

Наименование
медицинского
учреждения

Наименование
средства  
индивидуальной
защиты   

Потребность,
шт.    

Количество СИЗ, шт. 

Ответственный
за     
дополнительные
поставки  

Имеется

Организация, 
поставляющая 
дополнительные
СИЗ     

Адрес,
наиме-
нование
органи-
зации 

Коли- 
чество,
шт.   

1

2     

3      

4     

5  

6  

7  

8      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графе 2).

 

 

 

                                                               Форма В.4.6

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

          Расчет на проведение йодной профилактики больных и персонала и

                          медицинских учреждений

 

N
п/п

Наименование
медицинского
учреждения

Количество
нуждающихся
в йодной 
профилактике

Требуется
доз  

Имеется
доз 

Организация, поставляющая 
дополнительные препараты  

Учреж-
дение

Коли-
чество
доз  

Срок 
посту-
пления

Ответст-
венный 
за     
поступ-
ление  

1

2     

3     

4   

5  

6  

7  

8  

9   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графах 2 и 6).

 

 

 

                                                               Форма В.4.7

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

                    Расчет на эвакуацию больных из ЛПУ

 

N
п/п

Наименование
ЛПУ     

Количество  
больных,   
подлежащих  
эвакуации, чел.

Наименование и адрес
ЛПУ в которое   
эвакуируют больных 

Количество  
принимаемых  
больных    

1

2      

3      

4         

5       

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графах 2 и 4).

 

 

 

                                                               Форма В.4.8

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

          Расчет на эвакуацию медицинских учреждений из зон возможного

                          радиоактивного загрязнения

 

N
п/п

Наименование 
медицинского 
учреждения  

Место постоянного   
размещения      

Место эвакуации, адрес по 
ордеру          

Вариант 1  

Вариант 2 

1

2      

3           

4      

5     

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графе 2

и администраторы, перечисленные в графах 4 и 5).

 

 

 

                                                               Форма В.4.9

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

          Расчет на размещение персонала медицинских учреждений и членов

                          их семей в пунктах эвакуации

 

N
п/п

Наименование
медицинского
учреждения

Подлежит размещению  

Выделяется жилая площадь       

Сотрудников

Членов
семей

Всего

Адрес
(нп.,
ул., N
дома.,
N кв.)

Жилая 
площадь,
кв 

Проживает,
чел.  

Возможности
по    
подселению,
чел.   

1

2     

3    

4  

5 

6  

7   

8    

9    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графе 2 и администраторы, перечисленные в соответствии с графой 6).

 

 

 

                                                              Форма В.4.10

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Директор

                                                   ТЦМК территории

                                                   "__"__________ 199__ г.

 

            Расчет на выделение автотранспорта для проведения

              эвакуации медицинских учреждений

 

N
п/п

Наимено-
вание  
медицин-
ского  
учрежде-
ния    

Тип 
машины

Требу-
ется,
шт.  

Имеет-
ся,  
шт.  

Кем  
выде-
ляется
допол-
нитель
но   

Колич.
машин,
шт 

Срок 
подачи
транс-
порта
Ч+   

Место
подачи
транс-
порта

Пункты  
назначений

Коли-
чество
рейсов

Срок   
завершения
перевозок
Ч+     

Вари-
ант 1

Вари-
ант 2

 

Вари-
ант 1

Вари-
ант 2

1

2   

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10 

11 

12 

13 

14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Согласовано: (все руководители учреждений перечисленных в графах 2 и 6).

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ШКАЛА МАГАТЭ

ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ И ОПАСНОСТИ АВАРИИ НА АЭС

 

Уровень
аварии

Наименование  

Критерий                  

7  

Глобальная авария

Большой выброс; значительный ущерб здоровью  
людей и окружающей среде          

6  

Тяжелая авария   

Значительный выброс; полная реализация планов
мероприятий по защите персонала и населения на
ограниченной территории                      

5  

Авария с риском  
для окружающей   
среды            

Ограниченный выброс; частичная реализация    
планов мероприятий по защите персонала и     
населения на ограниченной территории         

4  

Авария в пределах
АЭС              

Небольшой выброс; облучение населения в      
установленных пределах дозы. Частичное       
повреждение активной зоны. Острые последствия
для здоровья персонала                       

3  

Серьезное        
происшествие     

Небольшой выброс; облучение населения ниже   
установленных пределов дозы. Большое         
загрязнение. Переоблучение персонала         

2  

Происшествие     
средней тяжести  

Событие с потенциальными последствиями для   
безопасности                                 

1  

Незначительное   
происшествие     

Отклонение от разрешенных границ             
функционирования реактора                    

0  

Ниже шкалы       

Не влияет на безопасность                    

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

Карточка первичного донесения о РА на АЭС

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│1. Дата получения информации "__" __________ 199__ г.                  

│2. Время получения информации __ ч. __ мин.                            

│3. Характеристика РА (масштаб, выброс РВ в окружающую среду) ___________│

│________________________________________________________________________│

│4. Время РА (дата: "__" __________ 199__ г. время: __ ч. __ мин.       

│5. Наименование АЭС: ___________________________________________________│

│6. Место нахождения АЭС:                                                

     область (республика) ______________________________________________│

     район ______________ город ________________________________________│

     (ближайший аэропорт) ______________________________________________│

│7. Последствия аварии (ориентировочное число пораженных,               

│наличие сопутствующих травм, размеры ЗРА) ______________________________│

│8. Проводимые и планируемые мероприятия по ликвидации аварии ___________│

│________________________________________________________________________│

│________________________________________________________________________│

│9. Прогноз развития аварийной ситуации (возможность локализации аварии 

│в ближайшие часы, загрязнение значительных участков территории,        

│распространение продуктов выброса в направлении крупного населенного   

│пункта и т.п.) _________________________________________________________│

│________________________________________________________________________│

│10. Требуемая дополнительная помощь ____________________________________│

│________________________________________________________________________│

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 Сообщение передал: Ф.И.О. _______________ Должность _____________________

 Для связи: Телефон _____________ Факс _____________ Телекс ______________

 Сообщение принял: Ф.И.О._______________ Должность _______________________

 Меры (мероприятия), принятые лицом, получившим донесение:

 _________________________________________________________________________

 Подпись лица,принявшего донесение: ______________________________________

 

 

 

 

 

Приложение N 3

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРЕПАРАТОВ СТАБИЛЬНОГО ЙОДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ

ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ОРГАНИЗМА ОТ РАДИОАКТИВНЫХ

ИЗОТОПОВ ЙОДА

(Утверждены зам. Министра здравоохранения РФ

31 марта 1993 г.) N 32-015/87 от 01.04.93 г.

 

Рекомендации предназначены для начальников МСО <*> (МСЧ) предприятий Минатома России, начальников медицинской службы гражданской обороны РФ, руководителей органов здравоохранения.

--------------------------------

<*> В настоящее время МСО отсутствуют.

 

    1.  При  авариях ядерного реактора происходит выброс в окружающую среду

значительных   количеств  радиоизотопов  йода.  При  попадании  в  организм

радиоизотопы  йода  избирательно накапливаются в щитовидной железе, вызывая

ее   поражение   (нарушение   йодфиксирующей  функции,  некробиотические  и

атрофические изменения, бластомогенное действие). Особую радиобиологическую

                       131    135

опасность представляют    J -    J.

Радиоактивные изотопы йода могут поступать в организм через органы пищеварения, дыхания, раневые и ожоговые поверхности кожи. Всасывание растворимых соединений йода при указанных путях поступления в организм достигает 100%.

В ранний период после аварии опасность представляет ингаляционное поступление радиоизотопов йода.

Наибольшее практическое значение имеет алиментарное поступление радиоактивного йода при употреблении молока и молочных продуктов от животных, выпасаемых на загрязненных радиоактивным йодом пастбищах, и поверхностно загрязненных овощей, фруктов.

2. Для защиты организма от накопления радиоактивных изотопов йода в критическом органе - щитовидной железе и теле применяются препараты стабильного йода. Препараты стабильного йода вызывают блокаду щитовидной железы, снижают накопление радиоизотопов йода в щитовидной железе и ее облучение.

В стране рекомендован и применяется йодистый калий. Своевременный прием йодистого калия обеспечивает снижение дозы облучения щитовидной железы на 97-99% и в десятки раз - всего организма. Разработаны стабилизированные таблетки йодистого калия, дозы его применения: 0,125 г для взрослых и детей старше 2 лет. Срок хранения таблетки 4 года.

Для расширения арсенала средств защиты щитовидной железы от радиоизотопов йода в дополнение к йодиду калия рекомендуются другие препараты йода: раствор Люголя и 5% настойка йода, оказывающих равное с йодистым калием защитное действие при поступлении внутрь радиойода. Указанные препараты доступны для населения, так как почти всегда имеются в домашних аптечках.

Более широкий набор препаратов йода для защиты щитовидной железы от радиоизотопов йода позволит в чрезвычайных условиях оперативно осуществить необходимые меры по обеспечению радиационной безопасности населения, находящегося в зоне радиоактивного выброса или употребляющего загрязненные радиоактивным йодом молоко и другие продукты питания. При отсутствии йодида калия раствор Люголя и настойка йода могут его заменить.

3. Йодистый калий применяют в следующих дозах (в одном из предлагаемых вариантов):

- взрослым и детям от 2 лет и старше по 1 таблетке по 0,125 г, детям до 2 лет - по 1 таблетке по 0,040 г на прием внутрь ежедневно; беременным женщинам - по 1 таблетке по 0,125 г с одновременным приемом перхлората калия 0,75 г (3 таблетки по 0,25 г).

5% настойка йода применяется взрослым и подросткам старше 14 лет по 44 капли 1 раз в день или по 20-22 капли 2 раза в день после еды на 1/2 стакана молока или воды. Детям от 5 лет и старше 5% настойка йода применяется в 2 раза меньшем количестве, чем взрослых, т.е. по 20-22 капли 1 раз в день или по 10-11 капель 2 раза в день на 1/2 стакана молока или воды. Детям до 5 лет настойку йода внутрь не назначают.

Настойка йода может применяться путем нанесения на кожу. Защитный эффект нанесения настойки йода на кожу сопоставим с ее приемом внутрь в тех же дозах. Настойка йода наносится тампоном в виде полос на предплечье, голени. Этот способ защиты особенно приемлем у детей младшего возраста (моложе 5 лет) поскольку перорально настойка йода у них не применяется. Для исключения ожогов кожи целесообразно использовать не 5%-ную, а 2,5% настойку йода. Детям от 2-х до 5 лет настойку йода наносят из расчета 20-22 капли в день, детям до 2-х лет - в половинной дозе, т.е. 10-11 капель в день.

Раствор Люголя применяется взрослым и подросткам старше 14 лет по 22 капли 1 раз в день или по 10-11 капель 2 раза в день после еды на 1/2 стакана молока или воды. Детям от 5 лет и старше раствор Люголя применяется в 2 раза меньшем количестве, чем для взрослых, т.е. по 10-11 капель 1 раз в день или по 5-6 капель 2 раза в день на 1/2 стакана молока или воды. Детям до 5 лет раствор Люголя не назначается.

Препараты йода применяются до исчезновения угрозы поступления в организм радиоактивных изотопов йода.

4. Для осуществления своевременной защиты населения от радиоактивных изотопов йода лечебно-профилактические учреждения создают запас йодида калия на все обслуживаемое население из расчета приема его в течение 7 дней. Предполагается, что за это время будет принято решение либо об эвакуации населения, либо исключено поступление радиойода в организм людей.

Обеспечение населения йодистым калием, раствором Люголя и 2,5% - 5% настойкой йода производится через аптечную сеть, для чего в аптеках создается необходимый запас препаратов йода.

Часть запасов йодистого калия медучреждение передает в детские дошкольные учреждения, интернаты, больницы, родильные дома и т.д., где они оперативно могут быть применены.

5. Прием препаратов йода осуществляется населением самостоятельно согласно рекомендациям по их применению, для чего следует размножить в необходимом количестве памятки, которые можно получить в любой аптеке, а перечисленные выше учреждения обеспечить ими заранее.

Предлагаемые препараты стабильного йода не представляют опасности для организма в рекомендуемых дозах для защиты организма от радиоактивных изотопов йода, не оказывают побочного действия. Однако следует избегать передозировок.

Поэтому органами здравоохранения проводится разъяснительная работа через печать, радио, телевидение о показаниях к применению препаратов, порядка их применения, хранения и о поведении населения.

6. Йодная профилактика начинается немедленно при угрозе загрязнения воздуха и территории в результате аварии ядерных реакторов, утечки или выбросов промпредприятиями в атмосферу продуктов, содержащих радиоизотопы йода.

После изучения радиационной обстановки специально созданной комиссией принимается решение о продолжении или отмене йодной профилактики.

Йодная профилактика должна быть продолжена в следующих случаях:

- при превышении объемной активности радионуклидов йода в атмосферном воздухе 1,5.10-13 Ки/л (5,5.10-3 Бк/л);

- при загрязнении пастбищ радионуклидами йода свыше 0,7 Ки/кв. км (2,6.1010 Бк/кв. км);

- при превышении объемной активности радионуклидов йода в молоке 1,10.10-8 Ки/л (3,7.102 Бк/л).

 

 

 

 

 

Приложение N 4

 

БРИГАДА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ

 

1. БСМП ПГ предназначается для усиления медицинских учреждений, занятых оказанием помощи при радиационных авариях.

Бригада может работать как на базе лечебного учреждения, так и самостоятельно.

2. Бригада организует и планирует работу во взаимодействии с территориальными органами управления здравоохранения, с ЦМСЧ/МСЧ Фед. Упр. "Медбиоэкстрем", с территориальными органами МЧС России, аварийно-спасательными формированиями, местными органами исполнительной власти и другими службами, участвующими в ликвидации последствий радиационных аварий.

3. В состав Бригады входят: руководитель Бригады - специалист по радиационной медицине или гигиене, дозиметристы, спектрометристы, врачи-терапевты-радиологи, врачи-лаборанты-гематологи, лаборант-гематолог.

4. Основные задачи и функции бригады:

- выявление лиц, пострадавших при радиационной аварии;

- организация и оказание квалифицированной, с элементами специализированной, медицинской помощи пострадавшим и подготовка их к эвакуации в специализированные центры;

- подготовка информации с места аварии о сложившейся обстановке для передачи в вышестоящие органы и местные органы исполнительной власти;

- организация и проведение санитарно-гигиенических мероприятий совместно с территориальными органами Госсанэпиднадзора;

- организация индивидуального дозиметрического контроля персонала ЛПУ;

- обеспечение взаимодействия с соответствующими учреждениями и службами на местах при проведении работ в районе радиационной аварии.

 

Рекомендуемые для БСМП ПГ список медикаментов,

дозиметрическая аппаратура, средства индивидуальной

защиты и состав аварийной укладки члена бригады

 

Медикаменты

 

Лекарственные средства рассчитаны из расчета на 10 больных на 1 день. Основание для расчета лекарственных средств: Приказ МЗ СССР N 497 от 19.12.1990 г.

 

Наименование медикаментов        

Единица измерения

количество

1. Купирование первичной реакции                                        

латран 0,4% - 2,0                         

ампул            

15   

2. Сердечные средства                     

 

кордиамин 25% - 1,0                       

-"-              

15   

коргликон 0,06% - 1,0                     

-"-              

10   

дигоксин 0,025 - 1,0                      

-"-              

10   

сульфокамфокаин 10% - 1,0                 

-"-              

10   

физиологический раствор 0,9% - 20,0       

-"-              

20   

3. Средства для борьбы с коллапсом                                      

мезатон 1% - 1,0                          

-"-              

10   

норадреналин 0,2% - 1,0                   

-"-              

5    

физиологический раствор 0,9% - 400,0      

флаконов         

10   

4. Мочегонные средства                                                  

лазикс 1% - 2,0                           

ампул            

5    

Маннитол 30,0                             

флаконов         

5    

вода для инъекций 10,0                    

ампул            

20   

5. Дезинтоксикационные средства           

 

гемодез 200,0                             

флаконов         

5    

6. Антибиотики и противомикробные средства                              

ампициллин 0,25                           

таблеток         

80   

оксациллин 0,25                           

-"-              

80   

нистатин 500 тыс. ед.                     

-"-              

120   

бисептол                                  

-"-              

60   

7. Средства для местного лечения поражения кожи                         

лиоксазоль 30,0                           

флаконов         

10   

8. Болеутоляющие и десенсибилизирующие средства                         

анальгин 50% - 2,0                        

ампул            

10   

анальгин 0,5                              

таблеток         

10   

9. Средства специализированной помощи                                   

калий йодистый 0,125                      

таблеток         

10   

унитиол 5% - 5,0                           

ампул            

10   

пентацин 5% - 5,0                         

-"-              

10   

тетацин кальция 10% - 20,0                

-"-              

10   

адсобар 25,0                              

упаковок         

10   

магний сернокислый 30,0                   

-"-              

10   

контрикал 10000 ед.                       

ампул            

10   

физиологический раствор 0,9% - 400,0      

флаконов         

10   

феррацин 1,0                              

порошки          

20   

 

Дозиметрическая аппаратура

 

1. Дозиметр для измерения мощности поглощенной дозы фотонного излучения ДРГ-01Т1 - 3 шт.

2. Дозиметр для измерения мощности эквивалентной дозы фотонного излучения ДБГ-06Т - 3 шт.

3. Радиометр для измерения поверхностного загрязнения одежды, рук и других открытых участков тела альфа- и бета-излучателями МКС-01Р - 2 шт.

4. Полевой спектрометр для определения радионуклидного состава в воздухе и выпадениях CANBERRA - 1 шт.

5. Стационарный спектрометр для определения содержания радионуклидов в пробах пищевых продуктов воды и грунта СЭГ-06Т - 1 шт.

6. Аппаратура для измерения содержания радионуклидов в организме человека:

- спектрометрическая типа СИЧ (стационарный) - 2 шт.

- радиометрическая типа РИГ-01Т (переносной) - 1 шт.

7. Комплект для индивидуальной дозиметрии членов бригад и сотрудников госпиталя ИКС-А - 1 шт.

8. Комплект передвижной лаборатории экспрессного радиационного контроля ПЛЭРК-2 - 1 шт.

Количество приборов определялось из расчета двойного запаса (по возможности) на случай ЧС.

 

Средства индивидуальной защиты

 

1. Костюм кратковременного пользования из нетканых материалов.

2. Дополнительные средства индивидуальной защиты:

- полухалат,

- полукомбинезон,

- бахилы,

- фартук,

- нарукавники.

3. Респиратор ШБ-1.

4. Перчатки резиновые.

5. Перчатки х/б.

6. Рабочая шапочка.

7. Спецобувь.

8. Паста "Защита".

Примечание:

1. Количество СИЗ определяется исходя из количества членов бригады, условий и времени работы.

 

Состав аварийной укладки члена БСМП ПГ

 

1. Паспорт.

2. Командировочное удостоверение.

3. Справочные материалы (нормативы, инструкции, регламенты, список номеров телефонов и др.).

4. Деньги.

5. Комплект летний:

- куртка,

- полукомбинезон,

- сорочка с длинным рукавом,

- трусы,

- майка,

- кепка спортивная,

- носки.

6. Комплект зимний:

- куртка,

- полукомбинезон,

- перчатки,

- шапочка,

- джемпер,

- теплая обувь,

- носки х/б, шерстяные,

- комплект нательного белья.

7. Разовая спец. одежда.

8. Респиратор ШБ-1.

9. Перчатки резиновые.

10. Перчатки х/б.

11. Рабочая шапочка.

12. Спец. обувь, бахилы.

13. Паста "Защита".

14. Индивидуальный дозиметр на основе ТЛД.

15. Прямопоказывающий дозиметр, типа ДРГ-01Т, ДБГ, "Белла".

16. Аптечка индивидуальная:

    - калия йодид 0,125                    - 5 табл.;

    - препарат "Б"                         - 10 табл.;

    - ферроцин 1,0                         - 15 табл.;

    - адсобар 25,0                         - 5 упак.;

    - анальгин                             - 1 упак.;

    - валидол                              - 1 упак.;

    - феназапам                            - 1 упак. (10 т.);

    - раствор йода 3%                      - 1 флакон;

    - индивидуальный пакет с подушечкой    - 1 шт.;

    - лейкопластырь бактерицидный          - 5 шт.

17. Блокнот для записи.

18. Ручка шариковая.

19. Полотенце.

20. Мыло хозяйственное.

21. Бумага туалетная.

22. Паста зубная.

23. Щетка зубная.

24. Нож.

25. Ложка.

26. Карманный фонарь.

27. Пакет пластиковый.

28. Запас еды на сутки.

 

 

 

 

 

Приложение N 5

 

ПРИМЕР

ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА

В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

А - вестибюль (коридор) приемного отделения, в котором выделены места для:

- хранения биопроб (приспособленное помещение или часть вестибюля), оборудованное стеллажами;

- постоянного нахождения медицинского персонала, ответственного за первичную регистрацию и сортировку поступающих лиц;

- снятия и временного хранения верхней загрязненной и незагрязненной одежды лиц, не нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

Б - место временного хранения радиоактивных отходов.

В - смотровой кабинет; производится снятие одежды с пораженных, санитарная обработка кожных покровов, медицинский осмотр пораженных.

Г - кабинет интенсивной терапии; производится оказание медицинской помощи по жизненным показаниям, хирургическая и специальная обработка радиоактивно загрязненных раневых поверхностей, промывание желудка, забор биопроб.

ДБ - дисциплинирующий барьер.

ДК - место нахождения ответственного за дозиметрический контроль.

Е, Ж, 3 - санитарно-пропускной блок для пораженных (помещения для снятия одежы, туалет, умывальник, душевая).

И - помещение для забора биопроб.

К - обсервационная палата (помещение для временного пребывания пораженных).

Л, М, Н - санитарно-пропускной блок для медицинского персонала (туалет, умывальник, душ).

П - площадка для стоянки сан. транспорта.

_______ - маршрут самостоятельного движения пораженных

- - - - - маршрут движения тяжело пораженных на носилках (каталке)

------- - маршрут движения медицинского персонала

В случае тяжелого состояния пораженного, его направляют в кабинет интенсивной терапии (помещение Г), минуя смотровую палату (помещение В).

 

Рисунок не приводится.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017