Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

9 февраля 1999 г.

 

N 2510/1389-99-32

 

ОБ ИТОГАХ 1-ГО СЪЕЗДА ТОКСИКОЛОГОВ РОССИИ

 

С 17 по 20 ноября 1998 г. в г. Москве состоялся 1-й съезд токсикологов России. В работе съезда приняли участие специалисты-токсикологи учреждений санитарно-профилактического, лечебного и экологического профиля, научно-исследовательских институтов Минздрава России, РАМН, РАН и МЧС.

Делегаты съезда отметили, что несмотря на сложное общественно-политическое и экономическое положение в стране проведена значительная работа по токсикологическому обеспечению безопасности химических веществ в Российской Федерации, оказанию помощи при острых отравлениях, по токсикологической оценке, гигиеническому нормированию и мониторингу химических веществ.

Вместе с тем делегаты съезда отметили, что "химическая ситуация" в стране по-прежнему остается крайне напряженной. Высок процент превышения нормативов допустимого содержания токсичных веществ в атмосферном воздухе, воде водоемов, почве. На ряде территорий наблюдается ухудшение состояния окружающей природной среды. Продолжает оставаться неблагополучной производственная среда. В объекты окружающей среды выбрасывается большое количество химических веществ, на территории ежегодно накапливаются миллионы тонн токсичных отходов. Прямым следствием этого является высокий уровень профессиональной заболеваемости химической этиологии. В зависимости от структуры загрязнений в различных регионах наблюдается рост сердечно-сосудистой и эндокринной патологии, все более широко распространяется аллергические заболевания, пороки развития детей, снижение неспецифической сопротивляемости организма. Резко выросло число острых бытовых отравлений лекарственными средствами, наркотическими веществами, недоброкачественными алкогольными напитками. Только за 1997 год число умерших от отравлений составило 56000 человек, из них 82,7% на догоспитальном этапе.

В этой связи съездом сформулированы организационные и научные задачи, а также предложения, касающиеся кадрового и законодательно-правового обеспечения.

Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет резолюцию 1-го съезда токсикологов России для ознакомления и организации деятельности учреждений здравоохранения по профилактике вредного воздействия химических веществ на здоровье человека, проведения организационных и научно-практических мероприятий, обеспечения лечения отравлений.

 

Первый заместитель Министра

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 

 

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

1-ГО СЪЕЗДА ТОКСИКОЛОГОВ РОССИИ

 

Делегаты 1-го съезда токсикологов России с удовлетворением отмечают, что за период с 1996 г., с момента создания Всероссийской общественной организации токсикологов (Российское токсикологическое общество), в стране, несмотря на сложное общественно-политическое и экономическое положение, проведена значительная работа по обеспечению токсикологического раздела химической безопасности России.

Научными и практическими учреждениями здравоохранения, связанными с проблемами профилактики и лечения отравлений и заболеваний химической этиологии, выполнен большой объем мероприятий, позволяющий сдерживать негативное развитие ситуации. Осуществляются исследования по оценке токсичных свойств химических веществ и разработке нормативов, проводится государственная регистрация, гигиеническая оценка и сертификация химикатов. Подготовлен для практики ряд важных нормативно-методических документов и методических рекомендаций. Пересмотрены и утверждены государственные санитарные нормативы допустимого содержания вредных веществ в трех средах. Работают межрегиональные и региональные токсикологические лаборатории ЦГСЭН. Разработаны и внедряются региональные базы данных химических веществ. Создана и работает специализированная медицинская служба помощи при острых отравлениях, насчитывающая 38 отделений (центров) лечения отравлений, развернутых в городах с населением 500 тыс. человек и более. Это составляет около 1300 токсикологических коек, более 200 врачей-токсикологов и реаниматоров. С 1992 г. работает Информационно-консультативный токсикологический центр Минздрава России и 3 территориальных центра. Сертифицирована Минздравом России и внедрена в 20-ти территориях страны первая отечественная компьютерная информационно-справочная система по острым отравлениям. Создана и функционирует Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) с сетью 9 региональных и 89 территориальных центров. Всероссийская общественная организация токсикологов принята в члены Всемирного и Европейскою союзов токсикологов. Издается журнал "Токсикологический вестник". С 1993 г. успешно функционирует Межведомственный научный совет по токсикологии химических веществ и природных токсинов, осуществляющий координацию исследований в системе Минздрава России и РАМН в интересах химической безопасности населения, государственных и общественных структур. Продолжаются работы по подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации, в том числе докторов и кандидатов наук.

Вместе с тем, делегаты 1-го съезда токсикологов России отмечают, что, несмотря на снижение в ряде городов выбросов вредных веществ, связанное с сокращением промышленного производства, "химическая ситуация" в стране по-прежнему остается крайне напряженной. Высок процент превышения нормативов содержания токсичных веществ в атмосферном воздухе, воде водоемов, почве. Особенно значительные загрязнения отмечаются в промышленно развитых регионах. На ряде территорий наблюдается устойчивое ухудшение состояния окружающей среды. Ежегодно в атмосферный воздух выбрасывается более 20 млн. т химических веществ, 84 млн. т токсичных отходов накоплено на территории России.

Загрязнения токсичными химическими веществами регистрируются на всей территории России, даже вдали от источника загрязнения. Стойкие органические загрязнители такие как ПАУ, полихлорированные дифенилы, диоксины, дифураны, ДДТ, ряд пестицидов определяются в окружающей среде практически повсеместно. Особую опасность представляет автомобильный транспорт, использующий в качестве топлива этилированный бензин, являющийся источником свинцовых загрязнений. Не принимается кардинальных мер по уничтожению химического оружия, списанного ракетного топлива и обезвреживанию территорий.

Продолжает оставаться неблагополучной производственная среда. Прямым следствием неудовлетворительных условий труда является высокий уровень профессиональной заболеваемости химической этиологии. В 1997 г. зарегистрировано 234 острых отравлений и 296 хронических заболеваний профессиональной этиологии.

Резко возросло число острых бытовых отравлений лекарственными средствами, наркотическими веществами, алкоголем и его суррогатами. Серьезную опасность представляют отравления токсинами природного происхождения.

По данным Минздрава России за 1997 г. общее число госпитализированных с острой химической патологией составило 265295, летальность среди взрослых 4,3%, общее число умерших от отравлений составило 56000, из них 82,7% на догоспитальном этапе.

Сложившаяся ситуация существенно сказывается на состоянии здоровья населения. Данные многолетних наблюдений выявили целый ряд неблагоприятных в этом отношении регионов. В зависимости от структуры загрязнений наблюдается рост сердечно-сосудистой и эндокринной патологии; все более широко распространяются аллергические заболевания. Особую тревогу вызывают заболевания и врожденные пороки развития детей, снижение неспецифической сопротивляемости организма. Отмечены вспышки заболеваний неизвестной, предположительно химической, этиологии, а также заболеваний, связанных с мутантными штаммами микроорганизмов. Отрицательные изменения здоровья населения несут в себе прямую угрозу трудовому потенциалу страны, ее обороноспособности, состоянию генофонда.

Несмотря на необходимость принятия экстренных мер по охране окружающей среды от загрязнений химическими веществами и охране здоровья населения, деятельность в этой области осуществляется на низком уровне. Не внедряются современные, экологически безопасные безотходные технологии. Не обеспечивается в полной мере строгий контроль ввоза из-за рубежа опасных химических веществ. Неподписание правительством России Европейского протокола по стойким органическим загрязнителям и международной Конвенции по процедуре предварительно обоснованного согласия о химических веществах в международной торговле существенно снижает безопасность государства от проникновения на территорию России особо опасных химических веществ.

Положение специалистов, органов и организаций, ответственных за химическую безопасность, остается неудовлетворительным. Организации здравоохранения, связанные с профилактикой и лечением отравлений работают в условиях острейшего финансового дефицита. Отсутствие стабильного государственного финансирования даже приоритетных, жизненно важных научных и научно-практических проблем привело к резкому снижению эффективности научных разработок, развалу научно-технической базы большинства научно-исследовательских институтов, уходу из них высококвалифицированных ученых и специалистов. Сокращается количество токсикологических кадров в высших учебных заведениях страны.

Существующая сеть специализированных токсикологических центров (отделений) охватывает не более 50% населения страны. Не развита сеть Информационных токсикологических центров. Центры (отделения) лечения отравлений (за исключением Московского) крайне неудовлетворительно оснащены оборудованием для лабораторной химико-токсикологической диагностики, аппаратурой для проведения искусственной детоксикации. Неудовлетворительным является снабжение лекарственными средствами для специфической антидотной терапии. Подавляющая часть средств антидотной терапии не включена в учрежденный Минздравом России перечень лекарственных препаратов первой необходимости. Принятая в настоящее время форма учета острых отравлений не позволяет сделать анализ токсической ситуации и осуществить мероприятия по профилактике этой патологии. Положение о токсикологических лабораториях ЦГСЭН не удовлетворяет современным требованиям.

Неудовлетворительно поставлено преподавание токсикологии в медицинских ВУЗах, поскольку изучение основ этой дисциплины разделено между различными кафедрами. Отсутствует информация межотраслевых научных советов о проводимых научных исследованиях в области токсикологии.

В этой связи в настоящее время важно концентрировать целенаправленную деятельность органов здравоохранения в отношении химических факторов, внедрять современные формы работы и международный опыт, в особенности оценку и управление риском.

Интересы России в области химической безопасности требуют принятия новых решений для повышения качества деятельности научных, лечебных и санитарно-профилактических учреждений. Эта работа должна осуществляться по организационным, научным, кадровым и законодательно-правовым направлениям.

 

1. Организационные задачи

 

1.1. Президиуму Правления Всероссийской общественной организации токсикологов ходатайствовать перед Правительством РФ о создании межведомственной комиссии по химической безопасности.

1.2. Считать целесообразным создание в региональных Центрах Госсанэпиднадзора на базе токсикологических отделений информационно-аналитических подразделений по сбору информации о токсичности и опасности химических веществ, ведению региональных баз данных, а также участию в оценке риска на обслуживаемой территории.

1.3. Для повышения качества специализированной токсикологической помощи расширить сеть региональных (территориальных) информационно-консультативных центров (отделений).

1.4. Усилить взаимодействие научно-исследовательских институтов и ВУЗов с практическими учреждениями санитарной службы и центрами острых отравлений, а также центрами медицины катастроф по вопросам токсикологии.

1.5. Ходатайствовать перед руководством Минздрава России о необходимости обеспечения Центров Госсанэпиднадзора и специализированных токсикологических центров (отделений) современным оборудованием и реактивами.

1.6. Осуществить поиск и внедрение эффективных механизмов экономического стимулирования деятельности научных и практических учреждений, обеспечивающих единство профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

1.7. Придать ИКТЦ Минздрава России функции Республиканского научно-организационного центра по проблеме острых химических отравлений.

1.8. Межведомственному научному совету по токсикологии химических веществ и природных токсинов (гол. орг. Институт токсикологии) изыскать возможность получения информации о проводимых в стране научных исследованиях по проблеме токсикологии с целью их координации.

1.9. Принять меры по улучшению снабжения учреждений здравоохранения лекарственными средствами антидотной терапии острых отравлений.

1.10. Ввести острые отравления в качестве самостоятельного раздела государственной статистики заболеваний с соответствующими учетом и отчетностью.

1.11. Правлению Всероссийской общественной организации токсикологов разработать предложения по созданию кафедр токсикологии в университетах и медицинских ВУЗах страны.

1.12. Активизировать научные связи и расширить участие российских токсикологов в деятельности международных организаций, в программах, проектах и научных форумах с целью обмена опытом и дальнейшей гармонизации правил, норм и требований по охране здоровья человека и качества окружающей среды.

1.13. Межведомственному научному совету по токсикологии химических веществ и природных токсинов совместно со службой Госсанэпиднадзора, Всероссийской службой медицины катастроф рассмотреть вопрос о принципах организации медицинской помощи и взаимодействия различных ведомств при химических авариях и чрезвычайных ситуациях, связанных с использованием высокотоксичных химических веществ.

1.14. Обратить внимание Минздрава России на необходимость подготовки органов здравоохранения к возникновению ситуаций, связанных с химическим терроризмом.

1.15. Просить Минздрав России восстановить централизованные закупки журнала "Токсикологический вестник" для ЦГСЭН и специализированных токсикологических подразделений.

1.16. Продолжить издание информационно-справочных монографий "Вредные химические вещества".

 

2. Научные задачи

 

2.1. Обратить внимание на необходимость проведения фундаментальных исследований по оценке токсичности, опасности и управлению риском химических и биологических веществ и препаратов.

2.2. Считать приоритетными работы по изучению механизма действия и биотрансформации химических веществ, разработке средств и методов специфической профилактики и терапии острых и хронических отравлений.

2.3. Придать первостепенное значение изучению причин и последствий заболеваний детей, обусловленных химическими воздействиями, их профилактике и лечению.

2.4. Проводить исследования токсичности и опасности веществ с целью их регламентирования с учетом региональных особенностей.

2.5. Расширять исследования по разработке альтернативных моделей и ускоренных методов оценки токсичности и внедрению их в практику.

2.6. Придать особое значение изучению отдаленных последствий действия химических веществ, включая влияние на наследственность и потомство, поведенческие реакции и эндокринную систему.

2.7. Уделить особое внимание изучению стойких органических загрязнителей и пестицидов, в том числе их способности перемещаться в окружающей среде.

2.8. Просить Госкомэкологии России возобновить издание научных обзоров по токсичности и опасности химических веществ в рамках существующего международного проекта ЮНЕП-ЦМП "Поддержка деятельности по управлению химических веществ в странах СНГ".

2.9. Просить Всероссийскую общественную организацию токсикологов оказывать поддержку деятельности по управлению химическими веществами в странах СНГ.

2.10. Разрабатывать методы диагностики донозологических состояний здоровья, уровня и степени адаптации к действию химических факторов.

2.11. Разработать научно обоснованные критерии классификации и перечень промышленных аллергенов.

2.12. Уделить особое внимание сбору и анализу информации по побочному токсическому действию лекарственных средств с целью своевременного исключения потенциально опасных препаратов из медицинской практики.

2.13. Поставить перед министерствами и ведомствами вопрос о необходимости разработки аварийных регламентов.

 

3. Кадровое обеспечение

 

3.1. Ходатайствовать перед Минздравом России об улучшении обеспечения органов здравоохранения квалифицированными кадрами токсикологов, способными эффективно решать профессиональные задачи в условиях формирования рыночной экономики.

3.2. Ходатайствовать перед Госкомэкологией России о возобновлении учебных курсов по токсикологии для руководителей и специалистов в рамках международного проекта ЮНЕП-ЦМП "Поддержка деятельности по управлению химических веществ в странах СНГ".

3.3. Разработать объективные формы информирования населения о токсичности и опасности химических и биологических веществ, обеспечить широкий доступ населения к этой информации.

3.4. Повышать творческий потенциал науки путем привлечения токсикологов из практики к научной деятельности и подготовке диссертаций. Проводить анализ диссертационных работ по токсикологии.

3.5. Ходатайствовать о внесении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей профессию "профилактическая токсикология" и осуществлять сертификацию специалистов в этой области на факультетах последипломного образования.

 

4. Законодательно-правовое обеспечение

 

4.1. Подготовить проект Федерального закона "О безопасности химических веществ".

4.2. Обосновать принятие специального правительственного документа об обязательном преимущественном государственном финансовом обеспечении медицинской деятельности в области токсикологии.

4.3. Поставить вопрос о принятии правительством России единого документа "О надлежащей лабораторной практике при исследовании, оценке и регламентировании химических веществ", включая использование альтернативных методов исследования.

4.4. Поставить перед Правительством России вопрос о необходимости скорейшего подписания Европейского протокола о стойких органических загрязнителях и Международной конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия об опасных химических веществах в международной торговле.

1-й съезд токсикологов России выражает уверенность в том, что консолидация токсикологической общественности, совершенствование деятельности и структуры специализированных учреждений, усиление политики государства в области химической безопасности позволит добиться перелома в обеспечении безопасного обращения химических веществ для охраны здоровья человека и окружающей среды на территории Российской Федерации, укреплении здоровья нации в период глубоких социально-экономических преобразований.

1-й съезд токсикологов России одобрил деятельность Правления Всероссийской общественной организации токсикологов (Российское токсикологическое общество) за период с 1995 по 1998 гг.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018