Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

16 марта 1999 г.

 

N 5

 

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Количество лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению и зарегистрированных в Российской Федерации на 01.02.99, составляет 13000 наименований отечественных и зарубежных лекарственных средств, около 50% из них - отечественного производства.

Работа на этапе регистрации была направлена на совершенствование и повышение уровня требований при проведении экспертизы и клинических испытаний, внедрение стандартов GCP.

Результатом научно-методического анализа принципов проведения экспертизы лекарственных средств, диагностических и профилактических средств явилась разработка нормативно-регламентирующих документов, направленных на совершенствование экспертизы отечественных и зарубежных лекарственных средств.

ГИДКЭЛ с участием ведущих клиницистов подготовлены и одобрены на заседании Фармакологического комитета отечественные требования - "Правила проведения качественных клинических исследований медицинских препаратов в Российской Федерации", соответствующие международным стандартам GCP, Инструкции "О порядке регистрации и принципах проведения клинической апробации новых гомеопатических лекарственных средств".

Разработаны требования по аккредитации лечебных клинических учреждений страны, которым будет разрешено проведение клинических испытаний лекарственных средств, а также лабораторий, проводящих доклинические исследования безопасности новых фармакологических средств. Регистрационные карты по аккредитации клинических и доклинических баз утверждены Департаментом (Управлением).

Качество применяемых в России лекарственных средств во многом определяется уровнем требований, включенных в государственный стандарт качества на этапе разработки и разрешения лекарственного средства к медицинскому применению, а для зарубежных лекарственных средств - на этапе регистрации в России.

В настоящее время уровень требований, предъявляемых Фармакопейным комитетом к нормативной документации при ее экспертизе, полностью соответствует международным.

В 1998 г. завершена работа по подготовке III выпуска Государственной фармакопеи XI издания.

В 1998 г. был подготовлен к печати и издан Государственный реестр лекарственных средств 1998 г., в который дополнительно включены медицинские иммунобиологические препараты и дезсредства.

Впервые в 1998 г. начата работа по созданию Государственного реестра инструкций по применению лекарственных средств.

В соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" разработаны и утверждены новые "Правила регистрации лекарственных средств", которые устанавливают единые унифицированные требования при регистрации отечественных и зарубежных лекарств, порядок и сроки ее проведения.

Подготовлен к утверждению проект Государственного стандарта качества лекарственного средства, предусматривающий внесение значительных изменений в порядок регистрации отечественных лекарственных средств и утверждение нормативных документов по контролю их качества. В частности, вводится регистрация лекарственных средств на производителя, как во всех зарубежных странах.

За последние годы существенно изменился состав и количество участников фармацевтического рынка как в секторе производства лекарственных средств, так и в секторе их реализации. Общее количество субъектов фармацевтического рынка за период с 1992 по 1998 гг. увеличилось в 7,6 раза, при этом количество оптовых структур - в 13,7; отечественных производителей - в 2,5 раза; зарубежных фирм - в 4,7 раза.

Многие предприятия, получившие лицензию на производство лекарственных средств, впервые приступили к этой работе, не имея достаточного опыта и профессиональных кадров. Часть из них не располагает собственной службой контроля качества выпускаемой продукции, а работает на основании договоров с другими организациями, что не может полностью гарантировать высокое качество и безопасность лекарственных средств.

Большое количество оптовых структур, работающих на рынке и зачастую не имеющих необходимых условий для обеспечения должного уровня хранения и транспортирования лекарств, а также недостаточный контроль за их деятельностью приводят к появлению в аптечной сети некачественных и небезопасных для больного медикаментов.

Брак по отечественным лекарственным средствам увеличился в 1998 г. по сравнению с 1994 г. в 5 раз, а по сравнению с 1996 г. почти в 1,4 раза. За 1998 г. брак по зарубежным лекарственным средствам, ввозимым на территорию России, увеличился почти в 3 раза по сравнению с 1994 г. и в 1,4 раза по сравнению с 1996 г.

В последние годы контрольными органами стали выявляться в аптечной сети фальсифицированные лекарственные средства, особенно дорогостоящие, как отечественного, так и зарубежного производства. Отмечены случаи, когда в упаковках вместо указанного на этикетке лекарственного средства и его дозировки обнаруживался другой препарат или другая дозировка.

Система контроля качества серийно выпускаемых лекарственных средств действует в России на федеральном и территориальном уровнях.

На федеральном уровне эту систему представляют:

- Департамент государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники;

- ГосНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и Центральная лаборатория государственного контроля и изучения качества препаратов, кровезаменителей и консервирующих растворов Гематологического научного центра РАМН.

На территориальном уровне система представлена органами по сертификации лекарственных средств, контрольно-аналитическими лабораториями и центрами контроля качества.

В настоящее время работу по контролю качества и сертификации лекарственных средств осуществляют 163 территориальных контрольно-аналитических лабораторий и центров контроля качества, аккредитованные Департаментом на техническую компетентность. Все аккредитованные территориальные лаборатории работают под методическим руководством Департамента и направляют в Департамент оперативную информацию о всех случаях выявленного брака.

В целях совершенствования порядка сертификации лекарственных средств, обеспечения полного его соответствия требованиям Законов Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и "О защите прав потребителей", исключения дублирования и упрощения процедуры сертификации во всех регионах России разработана "Система сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р".

"Система сертификации лекарственных средств" и Правила сертификации лекарственных средств утверждены Минздравом России, одобрены Коллегией Госстандарта России и зарегистрированы Минюстом России, введены в действие с 1 декабря 1998 г.

Система сертификации лекарственных средств является обязательной и служит для защиты интересов потребителей, применяющих лекарственные средства.

Работа по сертификации лекарственных средств будет осуществляться с учетом требований Госстандарта России и в тесном взаимодействии с ним.

В настоящее время Департаментом совместно с органами управления здравоохранения Российской Федерации проводится работа по созданию и аккредитации органов по сертификации в регионах. Поступили заявки на аккредитации от 12 регионов России, в т. ч. от Москвы, С.-Петербурга, Иркутской области, Алтайского края, Красноярского края, Республики Татарстан, Ярославской области и др.

Введение в действие Системы сертификации ЛС, реализуемых на территории Российской Федерации, позволит значительно упорядочить и усовершенствовать работу по обеспечению их качества и безопасности. Работа по сертификации будет, в основном, проводиться на региональном уровне, что позволит максимально приблизить контроль лекарств к потребителю, значительно повысит его эффективность и обеспечит гарантию поступления в аптечную сеть только качественных лекарств.

Наряду с усилением контроля за качеством лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть всех регионов России, важное значение приобретает работа по обеспечению качества лекарственных средств на промышленных предприятиях в процессе их производства.

Во исполнение Федерального закона "О лекарственных средствах" разработан и утвержден Стандарт отрасли "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)", который по уровню требований не уступает аналогичным документам стран Европейского Союза, США, ВОЗ.

Введение и соблюдение на предприятиях фармацевтической промышленности "Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)" должно обеспечить производство лекарственных средств на современном уровне и гарантировать высокое качество лекарств, что позволит России присоединиться к "Конвенции о взаимном признании инспекций в области производства лекарственных средств".

Предполагается, что для действующих в настоящее время фармацевтических предприятий необходимо осуществлять поэтапное введение Правил GMP с полным завершением работ к 2005 г.

Существующая контрольно-разрешительная система способна обеспечить защиту населения страны от возможных негативных последствий использования некачественной медицинской продукции.

Однако слабой стороной этой системы является ее разобщенность, отсутствие вертикальной подчиненности, четкого разграничения полномочий и функций федеральных и региональных органов, входящих в систему, отсутствие государственных органов контроля в ряде регионов России, а также постоянные перебои в финансировании.

Основной проблемой в деятельности системы является недостаточный инспекторский контроль промышленных предприятий и организаций, производящих, хранящих и реализующих лекарственные средства, медицинскую технику и изделия медицинского назначения, причиной чего является недостаточная численность и недостаточное финансирование контрольной службы.

Важную роль в обеспечении координации действий, исключении дублирования в работе учреждений, входящих в государственную систему контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств должна сыграть организация Государственного центра экспертизы и контроля лекарственных средств на базе реорганизуемых государственных учреждений:

Государственного института доклинической и клинической экспертизы лекарств, Государственного научно-исследовательского института по стандартизации и контролю лекарственных средств, Федерального центра по изучению побочных действий лекарств, научно-исследовательского института традиционных методов лечения (приказ Минздрава России от 22.02.99 N 58).

Федеральным законом "О лекарственных средствах" (ст. 9, п. 4) федеральный орган контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств может создавать территориальные органы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств либо по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им свои полномочия по осуществлению контроля.

Создание территориальных органов контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, наряду с созданием органов по сертификации лекарственных средств, аккредитация которых в настоящее время проводится Департаментом, позволит создать систему контроля на региональном уровне, строго разграничить функции федеральных и территориальных органов, обеспечить их вертикальную подчиненность Департаменту и взаимодействие с Государственным центром экспертизы и контроля лекарственных средств.

 

Коллегия решает:

1. Считать необходимым внедрить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и усиление системы государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и переход от контроля качества к обеспечению качества на всех этапах обращения лекарственных средств.

2. Департаменту государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (Хабриев Р.У.):

2.1. В срок до 01.05.99 подготовить проект совместного приказа Минздрава России и Минэкономики России о поэтапном внедрении на отечественных предприятиях по производству лекарственных средств ОСТа N 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)".

2.2. Совместно с органами управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации:

2.2.1. В срок до 01.09.99 сделать предложения по воссозданию в Российской Федерации вертикальной структуры системы государственного контроля качества лекарственных средств.

2.2.2. Завершить в течение 1999 г. аккредитацию региональных центров по сертификации лекарственных средств.

2.3. С целью поддержки отечественной фармацевтической промышленности совместно с Департаментом организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.), Управлением охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) и Управлением организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (Катлинский А.В.) разработать и внедрить до 01.06.99, по согласованию с Минэкономики России, комплекс мероприятий по ограничению регистрации в Российской Федерации зарубежных лекарственных средств, качественное производство которых освоено отечественной промышленностью в достаточном для нужд здравоохранения объеме.

2.4. В срок до 01.06.99 совместно с Департаментом экономики, планирования и финансирования здравоохранения (Макаров В.И.) внести изменения в режим использования внебюджетных средств, поступающих за регистрацию лекарственных средств, и предусмотреть расходы на финансирование инспекционной службы для контроля за деятельностью субъектов обращения лекарственных средств.

3. В соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" Департаменту государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (Хабриев Р.У.), Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.), Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.) и Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) провести в течение 1999 г. лицензирование учреждений здравоохранения на осуществление клинических испытаний лекарственных средств.

4. Департаменту государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (Хабриев Р.У.) и Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.) в срок до 01.09.99 разработать и представить для утверждения ОСТ "Правила организации доклинических исследований лекарственных средств (GLP)".

5. Рассмотреть в IV кв. 1999 г. на заседании Коллегии Минздрава России вопрос о ходе выполнения программы "Совершенствование системы надзора за качеством иммунобиологических препаратов".

6. Управлению организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (Катлинский А.В.) совместно с Департаментом государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (Хабриев Р.У.) в срок до 01.09.99 разработать и представить для утверждения ОСТы "Правила организации оптовой торговли лекарственными средствами (GDP)" и "Правила организации розничной торговли лекарственными средствами (GPP)".

 

Председатель коллегии -

министр здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

 

Секретарь коллегии

К.Н.ЖУКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018