Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

6 апреля 1999 г.

 

N 7

 

О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ

В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации ставит одной из главных задач обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, насчитывающими на сегодняшний день более 600 тыс. человек.

Вопрос номенклатуры рассматривался на коллегии Минздрава России 23.12.97 протокол N 23, с этой целью проведено несколько рабочих совещаний, информация о новых подходах к формированию номенклатуры заслушана и обсуждена на заседаниях Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации.

Среди многих составляющих, которые определяют формирование качественного состава медицинских специалистов, номенклатура специальностей врачей и провизоров занимает основное место. Наличие оптимальной номенклатуры (классификатора) решающим образом оказывает влияние не только на основы кадровой политики (анализ обеспеченности кадрами и прогнозирование, подготовка и профессиональная переподготовка, повышение квалификации, аттестация и сертификация), но и непосредственно на уровень организационной и практической деятельности лечебно-профилактических учреждений, учреждений госсанэпиднадзора и аптечных учреждений и, в итоге, на качество медицинской помощи населению.

Впервые в 1970 г. Министерством здравоохранения СССР была создана номенклатура врачебных специальностей и номенклатура врачебных должностей, которая включала 51 специальность и 75 врачебных должностей (приказ от 04.05.70 N 280).

В настоящее время номенклатура врачебных и провизорских специальностей состоит из 83 специальностей (приказ Минздравмедпрома России от 16.02.95 N 33 с дополнениями)

Только за последние пять лет введено 11 новых специальностей: диабетология, общая врачебная практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, гериатрия, челюстно-лицевая хирургия, сурдология-оториноларингология, трансфузиология, клиническая фармакология, детская онкология, рефлексотерапия, мануальная терапия.

В настоящее время находится на рассмотрении более 20 специальностей, среди них дерматокосметология, реабилитология, авиационная и космическая медицина, организация фармацевтической информации, кардиореаниматология, судебно-психиатрическая экспертиза, маммология, гипербарическая оксигенация, и ряд специальностей педиатрического профиля.

Не всегда введение новой специальности было оправдано и научно обосновано.

В 1994 г. была введена специальность "диабетология", которая выделена из эндокринологии. Сегодня наряду с 4551 врачом-эндокринологом насчитывается 94 врача-диабетолога, что составляет около 2%.

Ряд специальностей вузовской подготовки не всегда остается востребованным практическим здравоохранением. Это такие специальности, как социальные работники, биофизика, биотехнология, биохимия, валеология и клиническая психология.

Как показывают анализ и сравнение с общепринятой мировой практикой, главным недостатком действующей в России номенклатуры специальностей является отсутствие системности в ее построении.

Действующая номенклатура представляет, в значительной мере, перечень специальностей, сформированный по разнородным классификационным признакам.

Отсутствие логической основы в построении номенклатуры специальностей создает существенное препятствие в качественном проведении повышения квалификации, допускает возможность приобретения ранней "узкой" специальности без предварительного общего специального последипломного образования.

Несовершенство номенклатуры специальностей (классификатора) затрудняет проведение сертификации, аттестации, определения наименования должностей специалистов в учреждениях здравоохранения.

При формировании номенклатуры (классификатора) следует учитывать, что чрезмерное дробление специальности ограничивает доступность получения квалифицированной медицинской помощи для населения.

В этой связи представляется важным обеспечить оптимальное соотношение врачебных кадров "широкого" и "узкого" профилей.

На специалистов "широкого" профиля, оказывающих медицинскую помощь, в основном, на первом этапе, приходится 44,4%.

Остальные врачебные кадры могут быть, отнесены к специалистам "узкого" профиля, удельный вес которых составляет 55,6%.

В основу формирования новой номенклатуры положена 3-х этапная подготовка специалистов с сохранением преемственности в приобретении специальностей, наличием объективных и существенных признаков, устанавливающих, с одной стороны, связи между отдельными специальностями, и, с другой стороны, отличия.

Получение специальности возможно при наличии диплома о высшем медицинском или фармацевтическом образовании и последующем обучении в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре, а также в учреждениях системы дополнительного образования.

Первый этап - обучение в вузе, получение базовой специальности и квалификации по диплому.

Второй этап - обучение в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (послевузовское образование), получение основной специальности.

Третий этап - обучение в ординатуре, аспирантуре или в учреждениях системы дополнительного образования (профессиональная переподготовка), получение дополнительной специальности.

При этом базовая специальность должна рассматриваться как совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника ВУЗа по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим возможность профессиональной деятельности в соответствии с присвоенной квалификацией. В основу базовой специальности должны быть положены образовательные стандарты.

Основная специальность рассматривается как часть базовой специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний в сфере деятельности по профилю этой специальности.

Дополнительная специальность определяется как часть основной специальности и представляет собой дальнейшее углубление знаний и умений в избранной узкой области профессиональной деятельности.

Задача Министерства здравоохранения Российской Федерации состоит в том, чтобы в условиях развития медицинской науки и внедрения новых организационных форм деятельности лечебно-профилактических и аптечных учреждений создать номенклатуру врачебных и провизорских специальностей, которая является частью этого процесса и строится на принципах дифференциации и последовательности.

Необходима экспертная оценка целесообразности введения новых специальностей путем создания в Совете по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации экспертной группы по введению медицинских и провизорских специальностей.

Коллегия решила:

1. Принять методологию и технологию введения специальности в номенклатуру (классификатор) врачебных и провизорских специальностей и структуру ее формирования с учетом этапов подготовки специалиста.

Одобрить работу Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации по совершенствованию номенклатуры специальностей врачей и провизоров в системе здравоохранения Российской Федерации.

2. Управлению кадровой политики совместно с Российской медицинской академией последипломного образования до 01.11.99 подготовить методические рекомендации по формированию новой специальности с последующим рассмотрением их на Совете по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации.

3. Управлению кадровой политики:

- до 01.01.2000 г. не рассматривать документы по введению в номенклатуру новых специальностей;

- создать до 01.07.99 в Совете по кадровой политике экспертную группу по введению медицинских и фармацевтических специальностей;

- внести до 01.07.99 дополнение в Положение о Совете по кадровой политике при Министре "здравоохранения Российской Федерации;

- ввести до 01.07.99 в состав Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации представителя Минобразования России

- подготовить к утверждению до 01.11.99 перечень основных и дополнительных специальностей с учетом этапов подготовки;

- пересмотреть до 01.12.99 приказ "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" от 16.02.95 N 33.

4. Управлению кадровой политики, Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, Департаменту организации медицинской помощи населению, Управлению охраны здоровья матери и ребенка, Управлению организации обеспечения лекарствами и медицинской техникой, Департаменту Госсанэпиднадзора до 01.01.2000г. внести изменения в Положения о специалистах в соответствии с государственными образовательными стандартами.

5. Управлению кадровой политики, Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, до 01.11.99 пересмотреть документы, регламентирующие получение сертификата специалиста.

6. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений при разработке ежегодных планов подготовки специалистов в клинической ординатуре и аспирантуре предусматривать преимущественное направление на учебу врачей по номенклатуре основных специальностей.

7. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

 

Секретарь коллегии

К.Н.ЖУКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018