Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВОПРОС: Разъясните порядок налогообложения фармакопейного этилового спирта в связи с Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ.

 

ОТВЕТ: Изменения в налогообложении производства этилового спирта фармакопейных концентраций и лекарственных средств на его основе вносятся в законодательство практически ежегодно. Федеральным законом от 14.02.98 N 29-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "Об акцизах" (далее - Закон "Об акцизах"). В соответствии с этими изменениями с 18.02.98 не облагаются акцизами спиртосодержащие лекарственные, лекарственно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств (01.11.98)<*>, Государственный реестр изделий медицинского назначения (01.01.97), а также средства, изготавливаемые аптечными предприятиями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические.

--------------------------------

<*> - Даты Госреестров указаны редакцией.

 

Сохранен прежний порядок налогообложения этилового спирта, в т.ч. фармакопейных концентраций, поскольку законом прямо предусматривается обложение акцизами этилового спирта, из всех видов сырья, выделяя отдельной строкой спирт этиловый, отпускаемый медицинским и ветеринарным учреждениям, аптечной сети и предприятиям для производства продукции медицинского и ветеринарного назначения по представлению Минздрава России и Минсельхозпрода России в пределах общих квот потребления спирта по согласованию с Минэкономики России.

Согласно ст. 4 Закона "Об акцизах", изложенной в новой редакции, спирт этиловый выделяется отдельной позицией, отличной также от позиции "Спиртосодержащая продукция в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона". А именно, в ст.1 указывалось, что к спиртосодержащей подакцизной продукции не относятся спиртосодержащие лекарственные, лекарственно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам. В результате в течение почти всего 1998 г. аптеки, изготавливая по индивидуальному рецепту лекарственные средства, содержащие в своем составе среди прочих компонентов этиловый спирт, не являлись плательщиками акцизов по этой продукции, а изготавливая фармакопейные спирты, должны были уплачивать акциз, несмотря на то, что фармакопейные спирты включены в Государственный реестр лекарственных средств и изготавливались по индивидуальным рецептам врача. Надо иметь в виду, что под изготовлением этилового спирта в аптечных предприятиях понимается также и его расфасовка по флаконам или разбавление имеющегося этилового спирта до необходимой концентрации<*>.

--------------------------------

<*> - Автор имеет в виду расфасовку фармакопейного этилового спирта, полученного от поставщика, а также разбавление фармакопейного и нефармакопейного этилового спирта, полученного от поставщика, до другой необходимой концентрации (прим. ред.).

 

Аптечные предприятия не могли отпускать изготовленный ими фармакопейный спирт, выставляя покупателю акциз по ставке 8 руб. за 1 л, поскольку для этого каждой аптеке было бы необходимо иметь на все партии спирта представление Минздрава России, согласованное с Минэкономики России, получить которое при незначительных объемах производства в аптеках технически не представлялось возможным. Реально отпускать этиловый спирт для медицинских целей с акцизом по 8 руб. за 1 л спирта могли лишь крупные предприятия - производители этилового спирта (фабрики, заводы). Аптеки должны были выставлять счета с акцизом 12 руб. Положение изменилось с выходом Федерального закона от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (действует с 31.12.98). Статьей 12 этого Закона внесены изменения и дополнения в Закон "Об акцизах". В частности, изменены ставки акцизов, а также формулировки некоторых позиций, описывающих виды подакцизных товаров. В отношении этилового спирта, используемого в медицинских целях, произошли следующие изменения.

Принята новая редакция формулировки вида подакцизного товара, а именно: "спирт этиловый, отпускаемый организациям для производства лекарственных средств, изделий медицинского и ветеринарного назначения и(или) для проведения лечебного процесса в пределах утвержденных квот потребления спирта для этих организаций". То есть:

- убрано упоминание о необходимости иметь представление Минздрава России или Минсельхозпрода России, согласованное с Минэкономики России;

- ставка акциза установлена в размере 8 руб. за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта.

Ранее ставки акциза по этиловому спирту были установлены вне зависимости от концентрации этилового спирта и составляли 8 руб. за 1 л - для спирта, отпускаемого для изготовления лекарственных средств, и 12 руб. за 1 л - для всех остальных категорий покупателей.

Рассмотрим, к каким ситуациям в налогообложении аптечных предприятий приводят изложенные выше изменения Закона "Об акцизах".

В настоящее время, чтобы выставить покупателям акциз на расфасованный или разбавленный в аптеке этиловый спирт по ставке 8 руб. за 1 л безводного спирта, не требуется представление Минздрава России. Организациям, в которые отпускается этиловый спирт, достаточно иметь утвержденные квоты потребления спирта для медицинских целей.

На практике эти квоты обусловлены общей квотой, выделяемой Минздраву России и распределяемой им по инстанциям с доведением ее до оптовых аптечных складов, больниц, других лечебных учреждений и т.д. Однако главному бухгалтеру аптеки, перед тем как указать в счете - фактуре сумму акциза по ставке 8 руб. за 1 л безводного спирта, необходимо убедиться в том, что организация-покупатель действительно не только имеет квоту потребления этилового спирта для медицинских целей, но и в том, что данная партия этилового спирта будет получена организацией - покупателем в пределах этой квоты. Оптимальным в этом случае является наряд (заказ, письмо или другой документ) от главного врача, утверждающего квоту потребления спирта для ЛПУ, детского сада, медпункта, школы, в котором был бы прямо указан поставщик квотируемого количества этилового спирта.

Хотя формулировка Закона "Об акцизах" теоретически позволяет отпускать спирт в пределах утвержденных квот потребления для соответствующих организаций (осуществляющих лечебный процесс или производящих лекарственные средства, изделия медицинского и ветеринарного назначения) и без указания организацией, утвердившей квоту, наименования конкретного поставщика спирта, система квотирования этилового спирта в целом построена таким образом, что при выделении квоты потребления спирта, как правило, определяются и поставщики спирта. Поэтому надо быть крайне осторожным при получении предложений от возможных покупателей реализовать этиловый спирт с акцизом по ставке 8 руб. за 1 л безводного спирта в пределах утвержденной квоты, но без указания при квотировании конкретного поставщика спирта.

В необходимом случае надо выяснить обстоятельства, по которым лечебное учреждение не смогло приобрести этиловый спирт у того поставщика (аптеки, склада), который предполагался при утверждении квоты. Во избежание в дальнейшем проблем с подтверждением того, что отпуск спирта действительно осуществляется в пределах утвержденных квот, необходимо перед отпуском спирта получить документальное подтверждение об общем размере квоты потребления организации-покупателя, количестве уже закупленного ею спирта и причинах, по которым организация решила не закупать спирт у поставщика, указанного ей при квотировании. Эти документы должны быть заверены организацией-покупателем и содержать ссылки на другие организации (утверждавшие квоты, поставлявшие спирт и т.д.) с указанием их реквизитов. Главному бухгалтеру аптеки необходимо помнить, что всегда возможна встречная налоговая проверка этих организаций по фактам их операций, отраженных в данных документах. В случае отпуска спирта сверх утвержденных квот сумма акциза будет исчислена по ставке 12 руб. за 1 л безводного спирта с применением санкций, установленных Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, следует учитывать, что отпуск изготовленного аптекой этилового спирта населению по индивидуальным рецептам должен производиться с начислением акциза по ставке 12 руб. за 1 л безводного спирта, так как применение ставки 8 руб. за 1 л безводного спирта возможно только при отпуске спирта организациям.

Так как акциз на спирт этиловый согласно новой редакции Закона "Об акцизах" определяется в расчете на 1 л безводного спирта, то у аптеки при разбавлении спирта до другой фармакопейной концентрации сумма акциза, начисленного по готовому подакцизному товару, будет равна сумме акциза, причитающегося к возмещению. То есть, в данном случае аптека будет представлять в налоговую инспекцию расчет, в котором сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, будет равна нулю.

Пример 1. Аптекой получено 100 л фармакопейного 95% - го этилового спирта, акциз за этот спирт уплачен поставщику по ставке 8 руб. за 1 л безводного спирта в сумме 760 руб. (100 л х 95 % х 8 руб.). Указанный объем спирта разбавлен аптекой до концентрации 70 %, в результате получено 135,7 л спирта (100 л х 95 % : 70 %). При отгрузке аптекой разведенного спирта больнице акциз начисляется в сумме 760 руб. (135,7 л х 70 % х 8 руб.). Сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, будет равна нулю (760 руб. - 760 руб.). Следует заметить, что объем безводного этилового спирта в спиртовом растворе определяется умножением объема спиртового раствора при температуре +20 град. С на его концентрацию.

Подобное положение, когда сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, равна нулю, будет возникать всякий раз при получении спирта по ставке 8 руб. за 1 л безводного спирта и отгрузке спирта по этой же ставке.

Пример 2. Аптекой получено 100 л фармакопейного 95% - го этилового спирта. Акциз уплачен в сумме 760 руб. (100 л х 95 % х 8 руб.). Если спирт отпускается по рецептам, то должна применяться ставка акциза - 12 руб. Акциз начислен при отпуске спирта по рецептам в сумме 1140 руб. (100 л х 95 % х 12 руб.). Сумма, причитающаяся к уплате в бюджет: 1140 - 760 = 380 руб.

Главному бухгалтеру аптечного предприятия необходимо знать о некоторых ситуациях, когда аптека может понести неоправданные финансовые потери при производстве фармакопейного этилового спирта.

1. Нельзя забывать о том, что аптека не имеет льготы по уплате акцизов по этиловому спирту, реализованному для медицинских целей, и лишь арифметически сумма начисленного акциза по спирту может быть равна сумме акциза, уплаченного поставщику за подакцизное сырье, что приводит к отсутствию необходимости уплачивать разницу в бюджет.

2. Налоговым периодом, за который составляется декларация по акцизам, является один месяц. Нарастающим итогом с начала года налоговая декларация по акцизам не составляется. И если списание спирта в производство или его оплата поставщику произошли в одном налоговом периоде, а отгрузка спирта и, соответственно, начисление акциза по готовому подакцизному товару имели место в другом налоговом периоде, то в одной налоговой декларации по акцизам в одном периоде сумма акциза будет причитаться к возмещению (т.е. возникает так называемая отрицательная разница между суммами начисленного акциза и суммами акциза, уплаченного поставщику), а в другой - сумма начисленного акциза по отгруженной продукции будет полностью причитаться к уплате в бюджет.

Суммирование акцизов по нескольким налоговым периодам не допускается, поскольку согласно п. 1 ст. 5 Закона "Об акцизах" отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.

3. Согласно п. 5 той же ст. 5 Закона "Об акцизах" датой (моментом) реализации подакцизных товаров является день их отгрузки (передачи).

4. Описанная в п. 2 ситуация с отрицательной разницей по акцизу может возникнуть, когда у аптечного предприятия на конец налогового периода накапливается значительное количество этилового спирта на складе и отгрузка его производится уже в другом налоговом периоде. Но более вероятна другая ситуация, когда аптекой отгружается расфасованный или разбавленный до нужной фармакопейной концентрации этиловый спирт, приготовленный из еще неоплаченного поставщику сырья. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 5 Закона "Об акцизах" сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. Таким образом, если сырье и, соответственно, акциз не оплачены, аптека не имеет права уменьшить сумму акциза, начисленную по изготовленному ею спирту, на сумму акциза по спирту, полученному от поставщика. Это возможно будет сделать только после оплаты спирта и в том налоговом периоде, когда произведена фактическая оплата спирта, использованного в качестве сырья. Если изготовленный аптекой спирт отгружен в одном из предыдущих налоговых периодов, то в декларации, составленной в том месяце, в котором был оплачен поставщику спирт, являвшийся сырьем, возникает отрицательная разница, относимая на финансовый результат. В результате такой ситуации аптечное предприятие должно своевременно производить оплату за спирт своим поставщикам.

5. Необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы во всех бухгалтерских документах, получаемых от поставщика спирта (как, впрочем, и в составленных самой аптекой), сумма акциза по приобретенному спирту всегда была бы выделена отдельной строкой. Таково требование п. 7.1 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов". В случае невыделения суммы акциза в расчетных и первичных учетных документах отдельной строкой она (в т.ч. акциз, уплаченный по использованному сырью) по этим документам не исчисляется расчетным путем и на эту сумму не может быть уменьшена сумма акциза, начисленная по готовому подакцизному товару.

6. В условиях действия Закона "Об акцизах" в последней редакции аптечным предприятиям желательно воздерживаться от приобретения этилового спирта, по которому в расчетных документах поставщика выставлен акциз по ставке 12 руб. за 1 л безводного стопроцентного спирта. При отгрузке изготовленного аптекой спирта по ставке 8 руб. за 1 л неизбежно возникает отрицательная разница, что приведет к ухудшению финансовых результатов предприятия.

Внимательное изучение действующего налогового законодательства поможет аптечным предприятиям рационально планировать и организовывать производство и реализацию этилового спирта, добиваясь максимального финансового результата своей деятельности.

 

ГНИ по Московской области

М.Н.МИХАЙЛОВ

05.1999

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018