Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

29 июля 1999 г.

 

N 65/17

 

О КОНЦЕПЦИИ ГАРАНТИРОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В целях гарантированного обеспечения прав граждан на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения при лечении заболеваний в амбулаторных условиях по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен, а также рационального использования бюджетных финансовых средств на эти цели Правительство Московской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Московской области (приложение).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать региональные программы первоочередных мер по совершенствованию оказания лекарственной помощи льготным категориям граждан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Московской области - начальника Главного управления здравоохранения Московской области Лябина В.В.

 

Губернатор

Московской области

А.С.ТЯЖЛОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Московской области

от 29 июля 1999 г. N 65/17

 

КОНЦЕПЦИЯ

ГАРАНТИРОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Введение

 

Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из самых приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни страны и общества.

В условиях социально - экономического кризиса в Российской Федерации, снижения уровня государственного финансирования здравоохранения декларированные государством гарантии отдельным категориям граждан на право приобретения лекарств бесплатно и с 50-процентной скидкой со свободных цен при лечении в амбулаторно - поликлинических учреждениях не выполняются.

Это сокращает доступность лекарственной помощи в первую очередь для социально не защищенных слоев населения и оказывает негативное влияние на показатели их здоровья.

Несовершенство законодательной базы, отсутствие спрогнозированной, экономически обоснованной единой государственной политики в организации лекарственной помощи льготным категориям граждан, эффективных // противозатратных механизмов реализации льготного лекарственного обеспечения населения усугубляют эту ситуацию.

Предпринимаемые меры по совершенствованию организации лекарственной помощи льготным категориям граждан пока не привели к желаемым результатам.

В связи с этим назрела необходимость принятия срочных и эффективных мер по решению проблемы лекарственного обеспечения граждан в Московской области, имеющих право на бесплатное и с 50-процентной скидкой со свободных цен приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в фармацевтических (аптечных) организациях.

 

2. Цель и задачи Концепции гарантированного

лекарственного обеспечения льготных категорий

граждан в Московской области

 

Стратегической целью Концепции является обеспечение прав льготных категорий граждан в Московской области в соответствии с государственными минимальными стандартами лекарственной помощи.

Реализация этой цели осуществляется путем создания системы лекарственного обеспечения как комплекса организационных, научно - методических и технических мероприятий, выполнение которых обеспечит предоставление населению лекарственной помощи в достаточном ассортименте и объеме, по экономически обоснованным ценам и при соответствующем качестве, рациональное использование бюджетных финансовых средств, направляемых на эти цели.

Основные задачи Концепции:

2.1. В области улучшения обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения:

2.1.1. Разграничение полномочий и ответственности между органами исполнительной государственной власти Московской области и исполнительными органами муниципальных образований, обеспечение их эффективного взаимодействия в части лекарственного обеспечения населения в рамках государственной системы здравоохранения в соответствии со стандартами диагностики и лечения.

2.1.2. Разработка методики формирования финансового норматива для планирования расходов на льготное лекарственное обеспечение.

2.1.3. Введение подушевого учета льготных категорий граждан.

2.1.4. Внедрение эффективных моделей закупок (тендер, конкурс) доступных, безопасных и эффективных лекарственных средств на конкурсной основе, входящих в:

- обязательный ассортиментный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения для фармацевтических (аптечных) организаций Московской области;

- перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- базовый ассортиментный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях льготным категориям граждан.

2.1.5. Обеспечение контроля за рациональным использованием финансовых средств, выделяемых на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, Московского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд ОМС).

2.1.6. Внедрение эффективного механизма ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

2.1.7. Обеспечение государственного контроля за ценами на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, стоимость которых возмещается из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств филиалов Фонда ОМС.

2.2. В области обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств:

2.2.1. Совершенствование системы контроля, обеспечивающей поступление на фармацевтический рынок Московской области эффективных и безопасных лекарственных средств.

2.2.2. Обеспечение государственного контроля качества и сертификации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

2.2.3. Организация изучения побочных действий лекарственных средств.

2.3. В области рационального использования лекарственных средств:

2.3.1. Обеспечение выполнения стандартов диагностики и лечения заболеваний, применяемых в амбулаторных условиях.

2.3.2. Совершенствование постоянно действующего механизма составления, дополнения и корректировки:

- обязательного ассортиментного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для фармацевтических (аптечных) организаций Московской области;

- перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- базового ассортиментного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях льготным категориям граждан.

2.3.3. Разработка и внедрение формулярной системы лекарственных средств и протоколов лечения.

2.3.4. Совершенствование системы информирования врачей и населения о лекарственных средствах.

2.3.5. Разработка и внедрение системы учета и контроля за эффективностью расходования государственных средств, направляемых на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, назначением и выпиской льготных рецептов.

2.4. В области содействия развитию производства лекарственных средств на территории Московской области:

2.4.1. Стимулирование производства высокоэффективных лекарственных средств, субстанций и медицинских иммунобиологических препаратов путем разработки механизмов льготного налогообложения, привлечения инвестиций, тарифного регулирования, ценообразования и т.д.

2.4.2. При проведении закупок лекарственных средств за счет областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств филиалов Фонда ОМС приоритет отдается продукции областных фармацевтических организаций.

2.4.3. Поэтапное внедрение в областных фармацевтических организациях национального стандарта "Правила производства и контроля качества лекарственных средств" (GMP).

2.5. В области государственного регулирования рынка фармацевтических услуг:

2.5.1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в Московской области в части:

- утверждения нормативов планирования финансирования лекарственной помощи;

- ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

- конкурсного отбора поставщиков, ответственных за поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

2.5.2. Регулирование спроса и предложения лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем стандартизации диагностики и лечения льготных категорий граждан в амбулаторных условиях.

 

3. Основные направления совершенствования системы

финансирования лекарственного обеспечения льготных

категорий граждан в Московской области

 

3.1. Планирование затрат на финансирование

лекарственного обеспечения льготных категорий

граждан при амбулаторном лечении

 

Важнейшим элементом проведения государственной политики в области лекарственной помощи льготным категориям граждан является единая система планирования затрат на эти цели, основой которой служит подушевой учет граждан и созданный на его основе регистр лиц (областной и муниципальный), имеющих право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Основными показателями планирования затрат на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение граждан могут быть:

- базовый минимальный среднеобластной финансовый норматив на одно лицо льготной категории в год;

- базовый минимальный среднеобластной размер стоимости лечения категорий заболеваний, утвержденных в порядке, установленном законодательством;

- базовый минимальный среднеобластной финансовый норматив для лечения одного больного социально значимым заболеванием в год (сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД и другие).

 

3.2. Порядок финансирования лекарственного

обеспечения льготных категорий граждан

 

Расходы на компенсацию затрат фармацевтических (аптечных) организаций на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, предусмотренные действующим законодательством, осуществляются за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований и являются защищенной статьей.

Финансирование расходов по отпуску лекарственных средств Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий, в соответствии с действующим законодательством осуществляется в пределах норм и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Из областного бюджета финансируется закупка базовых лекарственных средств, используемых при лечении социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез, СПИД, злокачественные новообразования, психические заболевания и другие).

В остальных случаях ответственность за финансирование лекарственной помощи льготным категориям граждан в полном объеме государственных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут органы исполнительной власти муниципальных образований Московской области.

 

3.3. Порядок оплаты расходов на лекарственные средства

и изделия медицинского назначения, реализуемые

льготным категориям граждан

 

Аптечная служба Московской области (как составная часть системы здравоохранения Московской области) предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

Финансирование из областного бюджета закупок базовых лекарственных средств, используемых при лечении социально значимых заболеваний, осуществляется через Главное управление здравоохранения Московской области.

Расчет с фармацевтическими (аптечными) организациями на муниципальном уровне может осуществляться целевым финансированием на эти цели непосредственно финансовыми органами муниципальных образований или через территориальные органы управления здравоохранения муниципальных образований или учреждения здравоохранения, или страховыми компаниями, уполномоченными главами муниципальных образований на основании ежегодно заключаемых тарифных соглашений.

Тарифное соглашение предусматривает гарантированное авансирование финансовых средств в размере не менее 50 процентов от запланированной суммы расходов, ежемесячное и своевременное возмещение фактических затрат на основании сводных реестров рецептов, порядок движения денежных средств и формы отчетной документации, согласование отпускных цен, гарантии лекарственного обеспечения всех льготных категорий граждан, права и ответственность сторон, формы и размер штрафных санкций в случае нарушения обязательств.

С целью контроля за целевым использованием финансовых средств, направленных на лекарственную помощь льготным категориям граждан, фармацевтические (аптечные) организации открывают расчетный счет в банке.

Использование компьютерной системы предметно - количественного учета медикаментов в фармацевтических (аптечных) организациях позволит проводить данный вид контроля в автоматизированном режиме.

 

3.4. Контроль за использованием бюджетных средств

 

Контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование гарантированного государством объема лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Московской области, проводится уполномоченными органами.

Главное управление здравоохранения Московской области и Московское областное фармацевтическое управление осуществляют ведомственный контроль за учреждениями здравоохранения и фармацевтическими (аптечными) организациями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств и представления отчетности.

 

4. Ценообразование на лекарственные средства

и изделия медицинского назначения

 

Важным фактором обеспечения доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения льготным категориям граждан является государственное регулирование цен, которое служит средством защиты населения от их необоснованного роста.

Размер торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для фармацевтических (аптечных) организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, разрабатывается Московским областным фармацевтическим управлением, согласовывается с Управлением ценообразования и лицензирования Московской области и утверждается Губернатором Московской области.

 

5. Совершенствование организации лекарственной помощи

льготным категориям граждан в Московской области

 

5.1. Основные направления совершенствования организации лекарственной помощи льготным категориям граждан:

- разработка механизма лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на основе внедрения областных стандартов лечения с использованием основных жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- внедрение современных технологий лекарственного обеспечения и автоматизация этого процесса, подушевого учета льготных категорий граждан и учета отпускаемых им медикаментов, идентифицирование пациентов, информация о правильности оформления рецептов и контроль обоснованности их выписки;

- совершенствование механизма закупок и снабжения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на конкурсной основе;

- проведение независимой оценки качества предлагаемой на рынке фармацевтической продукции, в том числе и по обоснованности ее цен;

- усиление профессионального контроля за качеством и использованием лекарственных средств и изделий медицинского назначения со стороны медицинских и фармацевтических работников через формирование формулярной системы;

- развитие специализированных видов лекарственной помощи;

- устранение диспропорций обеспечения потребителей льготных групп населения и дублирования оказания лекарственной помощи, обусловленные наличием ведомственной аптечной и лечебной сети, интеграция деятельности ведомственной сети с муниципальными учреждениями здравоохранения и фармацевтическими (аптечными) организациями.

 

5.2. Нормативно - методические основы совершенствования

организации лекарственной помощи

льготным категориям граждан

 

Предполагается проведение следующих мероприятий:

- усовершенствовать путем заключения соответствующих соглашений систему учета лекарственной помощи, фактически оказываемой льготным категориям граждан фармацевтическими (аптечными) организациями муниципальных образований, федеральной, ведомственными аптечными службами, муниципальными аптечными службами г. Москвы (объемов, структуры льготных категорий граждан, групп заболеваний); провести стандартизацию требований к лекарственной помощи, предоставляемой на каждом из указанных уровней;

- оценить возможные объемы лекарственной помощи, которые фармацевтические (аптечные) организации указанных уровней могут предоставить льготным категориям граждан в Московской области.

 

5.3. Оптимизация лекарственного обеспечения

льготных категорий граждан

 

Оптимизация объемов, качества и сроков оказания лекарственной помощи населению, пользующемуся льготами, приобретает особо важное значение в сочетании со структурной реорганизацией оказывающей ее аптечной службы.

Представляется целесообразным сохранение и интегрирование в современную модель по обслуживанию населения муниципальными фармацевтическими (аптечными) организациями, осуществляющими отпуск лекарственных средств бесплатно или с 50-процентной скидкой, особенно в сельской местности.

Льготное лекарственное обеспечение может осуществляться через:

- аптечные пункты при амбулаторно - поликлинических учреждениях, центрах социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, домах торгового и бытового обслуживания ветеранов и их филиалах, организованные фармацевтическими (аптечными) организациями, независимо от формы собственности;

- аптечные пункты только для отпуска лекарств по бесплатным рецептам при амбулаторно - поликлинических учреждениях, организованные учреждениями здравоохранения, имеющими в своей структуре бюджетные аптеки;

- муниципальные больничные хозрасчетные аптеки.

 

5.4. Порядок льготного обеспечения лекарственными

средствами и изделиями медицинского назначения

граждан в Московской области

 

В целях гарантированного выполнения установленных законодательством Российской Федерации льгот по обеспечению граждан при амбулаторном лечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, рационального использования государственных средств, направляемых на эти цели, и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Московское областное фармацевтическое управление и Главное управление здравоохранения Московской области разрабатывают Порядок льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан в Московской области и по согласованию с другими заинтересованными органами вносят его на утверждение Губернатору Московской области.

 

5.5. Организация закупок лекарственных средств

и изделий медицинского назначения для нужд

фармацевтических (аптечных) организаций,

обеспечивающих льготные категории граждан

 

В области оптовых закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения предполагается:

- совершенствование конкурсной (тендерной) процедуры и обеспечение гласности тарифных соглашений;

- обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных средств путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов лечения.

Закупка основных лекарственных средств за счет средств областного бюджета и средств Фонда ОМС для лечения социально значимых заболеваний осуществляется путем проведения Московским областным фармацевтическим управлением тендера; остальных лекарственных средств, финансируемых из бюджетов муниципальных образований, - на конкурсной основе.

 

5.6. Учет и отчетность в системе лекарственного

обеспечения льготных категорий граждан

 

С целью совершенствования системы учета и отчетности фармацевтической (аптечной) организации следует решить задачи:

- создания постоянно действующих автоматизированных систем учета бесплатных и льготных рецептов и формирования счетов - фактур на реализованные лекарственные средства (автоматизация рабочих мест специалистов по учету рецептов, установка программного обеспечения с элементами информации, обучения специалистов работе с системой);

- организации областного информационно - аналитического центра при Московском областном фармацевтическом управлении по обеспечению сбора и анализа информации, поступающей от районов и городов, по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

 

5.7. Порядок осуществления контроля

 

Контроль за обеспечением льготных категорий граждан в Московской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется посредством ведомственного и вневедомственного контроля.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018