Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

28 декабря 1999 г.

 

N 20

 

О ДОКТРИНЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает возрастающую роль среднего медицинского и фармацевтического образования в деле обеспечения качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.

Деятельность средних медицинских и фармацевтических учебных заведений осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.95 N 770 "О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров" и направлена на реализацию Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Коллегия отмечает, что за последние годы окончательно сформировалась многоуровневая система среднего медицинского и фармацевтического образования, которая предполагает базовый уровень подготовки, повышенный уровень подготовки, высшее сестринское образование.

Развитие высшего сестринского образования было одобрено коллегиями Минздрава России (пр. N 4 от 20.04.94, N 13 от 11.06.96).

Из 450 средних медицинских учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, на республиканском бюджете находятся 26.

С 1997 г. определено единое образовательное пространство в Российской Федерации. Приказом Минздрава России от 29.08.97 N 261 все отраслевые образовательные учреждения перешли на новые государственные образовательные стандарты по всем 10 специальностям, закрепленным за отраслью "здравоохранение". С 1999 г. образовательные учреждения приступили к подготовке специалистов повышенного уровня квалификации по утвержденным государственным образовательным стандартам.

Осуществляется лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений среднего профессионального образования.

Совместной коллегией Минздрава России и Минобразования России в июне 1997 г. одобрена стратегия Минздрава России по развитию системы медицинского и фармацевтического образования.

Среднее медицинское и фармацевтическое образование, занимая значимое место в системе медицинского и фармацевтического образования, требует дальнейшего совершенствования и реформирования с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также задач, стоящих перед практическим здравоохранением.

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела среднего профессионального образования Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Дружининой А.В.

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Одобрить проект Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации.

2. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) доработать совместно с Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Душенков П.А.) проект Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации и представить на утверждение Министру здравоохранения Российской Федерации.

Срок - январь 2000 г.

3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Управлению делами (Белых С.В.) довести Доктрину среднего медицинского и фармацевтического образования до сведения руководителей органов управления здравоохранением и учебных заведений субъектов Российской Федерации.

Срок - февраль 2000 г.

4. Рекомендовать руководителям территориальных органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с фондами обязательного медицинского страхования и образовательными учреждениями разработать планы реализации Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в территориях.

Срок - II квартал 2000 г.

5. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Дедкова Е.Д.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

А.А.ПРОХОДА

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

22 января 2000 г.

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ

 

N

Мероприятия           

Сроки   
реализации

Ответственные
исполнители

1.

Контроль внедрения              
Государственных образовательных 
стандартов среднего медицинского
и фармацевтического образования 
базового и повышенного уровней  

II-III кв. 
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

2.

Разработка и внедрение нового   
поколения ГОС среднего          
медицинского и фармацевтического
образования                     

2000-2001  

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

3.

Формирование специализаций по   
специальностям с учетом         
перспективных запросов          
здравоохранения и медицинской   
науки                           

по мере    
поступления
предложений

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

4.

Разработка и реализация мер по  
совершенствованию содержания,   
форм и методов профессиональной 
практики                        

IV кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

5.

Разработка и организация        
комплексной системы оценки      
качества подготовки выпускников
 

II кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

6.

Разработка тестов для проведения
итоговой государственной        
аттестации выпускников. Создание
информационного банка тестов    

I-II кв.   
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

7.

Разработка сквозных программ    
экологического, правового,      
экономического и психологического
образования специалистов среднего
звена                            

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

8.

Разработка рекомендаций по      
организации                     
научно-исследовательской        
деятельности преподавателей и   
студентов медицинских колледжей и
училищ                          

III кв.    
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

9.

Анализ размещения подготовки    
специалистов со средним         
медицинским и фармацевтическим  
образованием в территориальном и
профильном аспектах              

IV кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

10.

Формирование контрольных цифр   
приема в медицинские колледжи и 
училища с учетом потребности    
здравоохранения в специалистах  
среднего звена и по уровням     
образования                      

 

 

11.

Анализ и обобщение опыта        
функционирования медицинских    
колледжей                       

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

12.

Разработка и реализация программы
развития внебюджетной           
деятельности учебных заведений  

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

13.

Разработка мер по расширению    
последипломной подготовки       
специалистов без отрыва от      
производства и развитию         
дистанционного обучения         

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

14.

Анализ структуры системы        
управления средним медицинским и
фармацевтическим образованием,  
определение эффективной модели  
управления                      

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

15.

Разработка предложений по       
совершенствованию механизма     
участия Министерства            
здравоохранения России
и органов
здравоохранения субъектов       
Федерации в лицензировании      
средних медицинских и           
фармацевтических учебных        
заведений                       

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

16.

Разработка мер по               
совершенствованию               
организационно-методического    
обеспечения аттестации и        
государственной аккредитации    
средних медицинских и           
фармацевтических учебных        
заведений                       

IV кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

17.

Формирование целевого заказа на 
подготовку специалистов в       
медицинских ВУЗах для обеспечения
средних специальных учебных     
заведений педагогическими кадрами

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

18.

Разработка программы организации
повышения квалификации и        
переподготовки руководителей и  
преподавателей медицинских и    
фармацевтических колледжей и    
училищ                          

IV кв.     
2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

19.

Разработка предложений по       
аттестации руководящих и        
педагогических работников       
медицинских и фармацевтических  
колледжей и училищ              

II кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

20.

Разработка рекомендаций по      
созданию в средних медицинских и
фармацевтических учебных        
заведениях служб содействия в   
трудоустройстве выпускников     

2001 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

21.

Разработка предложений по       
интеграции всех уровней         
медицинского и фармацевтического
образования                     

II кв.     
2000 г.    

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

22.

Организация проведения научных  
конференций и семинаров по      
проблемам среднего медицинского и
фармацевтического образования   

по         
специальному
плану      

Володин Н.Н.
Душенков П.А.

 

Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики

Н.Н.ВОЛОДИН

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

22 января 2000 г.

 

ДОКТРИНА

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Национальной доктриной образования в Российской Федерации.

Доктрина определяет цели подготовки и воспитания специалистов отрасли, пути их достижения в соответствии с политикой Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения России и органов управления здравоохранением субъектов Федерации.

Цели Доктрины:

- создание правовых, организационных и методических условий для развития среднего медицинского и фармацевтического образования как звена системы непрерывного образования России;

- обеспечение функционирования и развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования в интересах личности и общества;

- обеспечение уровня и качества среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с перспективами развития здравоохранения и медицинской науки.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКТРИНЫ

 

Доктрина реализуется за счет средств Федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих действующему Законодательству.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Система среднего медицинского и фармацевтического образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и уважением к закону;

- разностороннее развитие молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

- формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека;

- адекватный мировому опыту уровень знаний и профессиональной культуры;

- систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного и профессионального, отражающего изменения в сфере экономики, медицинской науки и здравоохранения;

- непрерывность образования на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста;

- развитие двух типов образовательных учреждений: медицинских и фармацевтических училищ и колледжей,

- совершенствование Государственных образовательных стандартов с целью формирования единого образовательного пространства;

- преемственность и интеграцию среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования;

- развитие в последипломном образовании дистанционного обучения, создание программных продуктов, реализующих информационные технологии в образовании;

- развитие отечественных, педагогических и воспитательных традиций в работе со студентами;

- участие педагогических работников в научной деятельности;

- экологическое воспитание;

- всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии студентов;

- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

- сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

- сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

 

- создание социально-экономических условий для развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования;

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- привлечение работодателей и других заказчиков-специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью лучшего удовлетворения потребностей рынка труда;

- нахождение эффективных путей и средств расходования бюджетных средств в области среднего медицинского и фармацевтического образования;

- обеспечение доступа обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;

- повышение материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализация социальных гарантий, прав и льгот работников среднего медицинского и фармацевтического образования и обучающихся;

- создание условий для получения среднего медицинского и фармацевтического образования детьми-сиротами, инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;

- интеграция образования, науки и практического здравоохранения;

- поддержка различных форм студенческого творчества;

- пропаганда и распространение основных целей и задач среднего медицинского и фармацевтического образования, установленных настоящей доктриной в средствах массовой информации;

- интеграция Российской системы среднего медицинского и фармацевтического образования и мировой образовательной системы;

- доступность последипломного образования каждому специалисту среднего звена не реже, чем 1 раз в 5 лет;

- осуществление приема в медицинские и фармацевтические колледжи и училища с учетом задач и потребности здравоохранения регионов в специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

- обеспечение взаимодействия органов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней, региональных и отраслевых органов управления образованием на основе взаимосвязанных программ развития среднего профессионального образования;

- участие в разработке и совершенствовании механизма лицензирования образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, системы аттестации и государственной аккредитации средних профессиональных учебных заведений;

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для среднего медицинского и фармацевтического образования;

- совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров;

- формирование и подготовка резерва руководящих кадров средних профессиональных учебных заведений;

- формирование системы федеральной, региональной и отраслевой социально-экономической поддержки обучающихся, выпускников и работников;

- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;

- обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм социальной поддержки работников и обучающихся;

- создание системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников в системе здравоохранения и медицинской науки;

- развитие научных исследований, обеспечивающих решение важнейших проблем системы среднего медицинского и фармацевтического образования.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ

 

- обеспечение здравоохранения Российской Федерации квалифицированными кадрами;

- достижение соответствия между потребностью населения, рынка труда и объемом подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

- достижение оптимального соотношения врачебного и сестринского персонала;

- дальнейшее развитие многоуровневого среднего медицинского и фармацевтического образования в системе непрерывного образования;

- повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности выпускников медицинских и фармацевтических училищ и колледжей на рынке труда;

- развитие многопрофильности и многофункциональности учебных заведений среднего медицинского и фармацевтического образования;

- интеграция всех уровней медицинского и фармацевтического образования;

- сбалансированность федеральных и региональных интересов;

- введение в действие нового поколения Государственных образовательных стандартов по специальностям среднего медицинского и фармацевтического образования с учетом развития здравоохранения и медицинской науки, обеспечивающих преемственность уровней образования;

- формирование программного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в медицинских колледжах и училищах, нового поколения учебников и учебных пособий;

- введение новых технологий обучения, включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные и др.;

- развитие внеучебной творческой деятельности студентов в различных ее формах;

- развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;

- формирование новой воспитательной среды, способствующей гражданскому воспитанию личности, профессиональному самоопределению и творческой реализации;

- улучшение контроля качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

- улучшение обеспеченности медицинских колледжей и училищ педагогическими и руководящими кадрами;

- развитие взаимодействия медицинских и фармацевтических колледжей и училищ с высшими учебными учреждениями, научными организациями и сообществами;

- расширение сотрудничества с зарубежными учебными заведениями;

- участие в международных проектах и программах;

- повышение эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов для здравоохранения на основе творческого использования международного опыта;

- расширение международных обменов студентами и преподавателями.

 

Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики

Н.Н.ВОЛОДИН

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018