Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

15 марта 2000 г.

 

N 5

 

ОБ ИТОГАХ ХОДА РЕФОРМ И ЗАДАЧАХ ПО РАЗВИТИЮ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В СТРАНЕ

НА 2000-2004 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в сложнейших социально - экономических условиях минувшего десятилетия система здравоохранения в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объемы и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья.

Планомерное осуществление мероприятий по охране материнства и детства позволило сократить младенческую смертность.

В основном было обеспечено санитарно - эпидемиологическое благополучие страны, достигнуто снижение заболеваемости по целому ряду инфекционных болезней.

Последовательно развивалась медицинская наука, которая, несмотря на хроническое недофинансирование, обогатила медицину крупными научными открытиями, созданием новых современных технологий диагностики и лечения болезней.

Получила дальнейшее развитие система подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Была сохранена верность здравоохранения высоким гуманистическим традициям отечественной медицины.

Вместе с тем, обстановка в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием комплекса сложно решаемых проблем. Несмотря на некоторую стабилизацию, уровень смертности населения продолжает оставаться довольно высоким (14,7 на 1000 населения) и значительно превышает уровни смертности западных стран. Уровни смертности, превышающие среднероссийский показатель, отмечаются в 33 субъектах Российской Федерации.

В связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью естественная убыль населения в 1999 году составила - 6,3 (в 1998 г. - 4,8). Наиболее высокие уровни естественной убыли населения отмечаются в Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской областях, где смертность населения превышает рождаемость более чем в три раза.

При ежегодном последовательном снижении общероссийского показателя младенческой смертности до 16,5 (на 1000 родившихся живыми) в 1999 году, в целом ряде территорий (Амурская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Читинская области, Красноярский край, республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия и др.) этот показатель значительно превышает среднероссийский, что свидетельствует о крайне недостаточном внимании к этой важнейшей проблеме со стороны органов управления здравоохранением.

Продолжает оставаться напряженной обстановка с заболеваемостью населения острыми кишечными инфекциями, растет заболеваемость вирусными гепатитами В и С.

Особую тревогу вызывает непрекращающийся рост заболеваемости туберкулезом, болезнями, передающимися половым путем, СПИДом. Значительно возросла заболеваемость населения наркоманиями, не сокращается распространение алкоголизма.

Основными причинами смертности населения продолжают оставаться заболевания сердечно - сосудистой системы, онкологические болезни, травмы, несчастные случаи и отравления. Обращает на себя внимание рост смертности среди трудоспособного населения. Средняя продолжительность жизни за последнее десятилетие сократилась у мужчин на 7 лет, у женщин на 4 года.

Эти и другие данные свидетельствуют о том, что уровень здоровья населения страны за последние годы понизился. Усиливаются депопуляционные процессы. Подобное положение в значительной мере обусловлено негативными последствиями экономической депрессии, социально - политических неурядиц, вызвавших падение уровня жизни большинства населения страны, беспрецедентный рост стрессогенных факторов, безудержный рост цен на лекарства и медицинскую технику. Резкое отрицательное влияние оказали разрушение вертикали управления здравоохранением, принижение роли здравоохранения в обществе, постоянный дефицит финансовых средств.

Влияние вышеперечисленных негативных факторов было бы неизмеримо более сильным, если бы Минздрав России при поддержке Правительства Российской Федерации не принял своевременных оперативных и долгосрочных мер по реформированию здравоохранения, сохранению его государственного характера, научного и практического кадрового потенциала.

Прежде всего, были осуществлены меры по созданию законодательной базы здравоохранения. Основополагающим документом, оказавшим, по сути, революционное влияние на дальнейшее формирование системы здравоохранения, стали Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации, принятые в 1993 году. Впервые в нашей стране правовые нормы охраны здоровья населения охватили не только систему здравоохранения, но и широкий круг общественных отношений.

Впоследствии был принят целый ряд законов, в том числе "О лекарственных средствах", "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании", "О донорстве крови и ее компонентов", "О трансплантации органов и (или) тканей человека", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О наркотических средствах и психотропных веществах", которые регулируют межотраслевые взаимоотношения и конкретные виды медицинской помощи.

Чрезвычайно важным было принятие в 1991 году Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР", который означал переход на бюджетно - страховую модель финансирования здравоохранения. За короткий период в стране была создана инфраструктура обязательного медицинского страхования, сформирована нормативная база и, в основном, отработан порядок взаимоотношений систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования. В настоящее время в Российской Федерации функционируют Федеральный фонд, 90 территориальных фондов ОМС, 1170 их филиалов, 415 страховых медицинских организаций. Договорами ОМС охвачено 89,2 процента граждан России. За 7 лет существования системы ОМС в здравоохранение было направлено почти 121 млрд. рублей, что сыграло существенную роль в поддержании системы здравоохранения, сохранении кадрового потенциала и объемов медицинской помощи. Только в 1999 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направлена финансовая помощь 82 территориальным фондам ОМС на общую сумму 1,7 млрд. рублей для выравнивания финансовых условий реализации Базовой программы ОМС.

Важным шагом в осуществлении целенаправленной политики развития и реформирования здравоохранения стала одобренная в 1997 году Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Нарастание финансового дефицита, характерное для середины 90-х годов, остро поставило проблему соответствия выделяемых на здравоохранение средств и объемов бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению. В целях обеспечения данного соответствия Минздравом России и Федеральным фондом ОМС была разработана и в сентябре 1998 года утверждена Правительством Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Для реализации данной Программы на территориальном уровне Минздравом и Федеральным фондом были утверждены согласованные с Минфином России Методические рекомендации по формированию и экономическому обоснованию территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

По итогам 1999 года в Программу и Методические рекомендации на 2000 год были внесены соответствующие дополнения и изменения. Несмотря на короткий срок действия Программы, с уверенностью можно сказать, что ее реализация позволяет в определенной степени усилить "прозрачность" финансовых потоков, направляемых в здравоохранение, оказывает управляющее воздействие на систему здравоохранения в части повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и усиления реструктуризации отрасли, активизирует участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов охраны здоровья населения.

Осуществление в стране в начале 90-х годов кардинальных социально - политических и экономических преобразований, создание системы ОМС, основанной на модели правового и экономического управления, создали условия для реформирования всей системы здравоохранения.

Основной упор был сделан на преодоление последствий многолетнего экстенсивного развития отрасли с его опережающим развитием дорогостоящей стационарной помощи, в которую до сих пор продолжает вкладываться до 70 процентов средств здравоохранения. В то же время наиболее массовая догоспитальная медицинская помощь, где начинают и заканчивают лечение 80 процентов пациентов, отстает в своем развитии. Несомненной стала необходимость перенесения акцента с госпитального этапа оказания медицинской помощи на амбулаторно - поликлинический.

В ряду первоочередных мер в этом направлении было принятие концепции перехода к системе единого ответственного лечащего врача, каковым должен стать врач общей практики (семейный врач). В этих целях Минздравом России за прошедший период была создана соответствующая нормативная и методическая база: издан основополагающий приказ, введены специальность и должность врача общей практики, утверждены положения и квалификационные характеристики врача и медсестры общей практики, разработаны и реализуются типовые учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов. Министерство разработало и утвердило отраслевую программу "Семейная медицина", более чем в половине субъектов Российской Федерации утверждены и реализуются аналогичные территориальные программы. В настоящее время в стране работает более 1100 врачей общей практики.

Дальнейшая реализация перехода к системе врача общей практики безусловно потребует осуществления значительных структурных преобразований поликлиник, работа по которым уже началась. В свою очередь, усиление профилактических аспектов деятельности амбулаторно - поликлинической службы, увеличение объемов оказываемой ею неотложной медицинской помощи вызовет к жизни необходимость изменения организационных форм и корректировки принципов оказания населению скорой медицинской помощи.

Подобная взаимосвязь характерна для реформирования всех звеньев системы здравоохранения и это необходимо учитывать при проведении этой важной работы.

Начата работа и по реорганизации стационарной помощи, направленная на реструктуризацию сети и мощности стационарных учреждений, формирование их и их подразделений по принципу степени интенсивности лечебно - диагностического процесса. Принимаемые в течение последнего десятилетия меры позволили сократить число больничных учреждений почти на 2 тысячи, а численность коек в них почти на 300 тысяч. Интенсифицировалась работа по внедрению малозатратных технологий и развитию сети дневных стационаров. В настоящее время в стране функционирует свыше 2,3 тысяч дневных стационаров мощностью на 53,6 тысяч коек, где только в прошедшем году пролечено свыше 2-х миллионов человек.

Однако работа по реорганизации стационарной помощи в целом идет очень медленными темпами. Практически не развивается сеть хосписов и больниц сестринского ухода, больниц и отделений восстановительного лечения.

Значительного совершенствования, внедрения и применения новых современных организационных и клинических технологий требует специализированная медицинская помощь. Выполняемый объем хирургических вмешательств при сердечно - сосудистых заболеваниях удовлетворяет потребность населения в них не более чем на 20-25 процентов, по аорто - коронарному шунтированию - на 4 процента, по ангиопластике - на 2 процента.

Не удовлетворяется потребность в пересадке органов и тканей. Много нерешенных проблем в оказании населению онкологической, эндокринологической, урологической и других видов специализированной медицинской помощи.

В целях совершенствования организации медицинской помощи населению была проведена работа по формированию системы управления ее качеством. Осуществлен целый ряд мер по внедрению стандартизации в отрасли и усилению государственного контроля путем лицензирования и сертификации медицинских учреждений и специалистов, услуг и продукции.

Ощутимая роль в реализации задач, стоящих перед здравоохранением, принадлежит федеральным целевым программам. Их реализация позволяет решать сложные межведомственные и финансовые проблемы наиболее приоритетных направлений здравоохранения, стимулирует участие в их решении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительно улучшившееся в последний год финансирование программ из средств федерального бюджета, привлечение к реализации программных мероприятий иных источников финансирования позволили в 1999 году удовлетворить годовую потребность медицинских учреждений в противотуберкулезных препаратах, более 30 процентов потребности в инсулинах, поставить в территории необходимые вакцины, современное медицинское оборудование.

Большую роль в развитии здравоохранения играют научно - исследовательские учреждения. Их коллективами созданы современные технологии диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний, новые лекарственные, диагностические и иммунобиологические препараты. Все шире используются достижения генной инженерии, тканевой терапии. Развиваются новые направления, появившиеся в последнее десятилетие, такие как ядерная, лазерная медицина, телемедицина, традиционная медицина и др.

В то же время, достижение необходимого уровня научных исследований тормозится отсутствием средств на приобретение современного оборудования, расходных материалов, научной литературы, крайне низкой заработной платой научных сотрудников. Продолжают сокращаться объемы наукоемких, фундаментальных исследований, значительная часть исследований прекращается на этапе неполного завершения.

Медицинская наука должна стать одним из важных государственных приоритетов, в связи с чем необходимо принятие федеральной программы ее развития.

Одним из важнейших аспектов в области охраны здоровья населения является обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия страны.

В течение последнего десятилетия в госсанэпидслужбе были осуществлены меры по ее реформированию и совершенствованию деятельности. Произведено укрупнение и изменение структуры центров Госсанэпиднадзора, внедрение экстерриториального принципа обслуживания. Путем активной и плодотворной законодательной работы было сформировано правовое поле для обеспечения деятельности службы и санитарно - эпидемиологического благополучия страны. Приносит свои плоды целенаправленная работа по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний, по сокращению заболеваемости населения дифтерией, вирусным гепатитом А, полиомиелитом, коклюшем и рядом других инфекций.

В то же время, не достигнуто должной эффективности по предупреждению распространения вирусного гепатита В и С, дизентерии, в ряде регионов - клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

Рост чрезвычайных ситуаций, необходимость обеспечения пострадавших эффективной экстренной медицинской помощью вызвали к жизни создание принципиально новой медицинской службы - медицины катастроф. Организован Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", 8 региональных и 72 территориальных центра, полевой многопрофильный госпиталь, 4 полевых госпиталя (отряда). Создан государственный резерв медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций. Десятилетний опыт работы функционирования службы доказал целесообразность и практическую значимость ее создания.

Одной из самых острых проблем в стране остается лекарственное обеспечение. Разгосударствление и приватизация аптечных учреждений при стихийном развитии рыночных отношений в этой сфере в условиях отсутствия в то время контрольно - разрешительной системы их деятельности, привели к вымыванию необходимого ассортимента относительно дешевых отечественных препаратов, к значительному удорожанию лекарств за счет больших торговых наценок, резкому преобладанию дорогостоящих импортных лекарственных средств, появлению на рынке некачественной продукции.

В этих условиях Минздравом России были разработаны основы государственной политики лекарственного обеспечения, включающие в себя систему управления фармацевтической деятельностью, производство, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и использование лекарственных средств. Существенную роль в осуществлении этой политики сыграли соответствующие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, определившие меры по усилению государственного регулирования цен на лекарственные средства, в первую очередь, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

В целях совершенствования и развития системы государственных гарантий Министерством завершается работа над формированием Программы развития системы лекарственного обеспечения здравоохранения и населения Российской Федерации.

Существенную помощь в обеспечении лекарствами населения, особенно его категорий, пользующихся льготами, призван сыграть государственный резерв лекарственных средств, предложение о создании которого внесено в Правительство Минздравом России.

Проведение реформ в здравоохранении требует принятия действенных мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал, но и качественно его изменить, адаптировать к новым условиям, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами. Нужна развернутая концепция интеллектуализации системы здравоохранения и развития творческих способностей медицинских работников. Расходы на подготовку кадров следует рассматривать как долгосрочные инвестиции. На первый план должна быть выдвинута задача системной подготовки и переподготовки руководящих кадров и формирования кадрового резерва.

В поле зрения Министерства, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации постоянно должны находиться вопросы охраны труда и социальной защиты медицинских работников. Необходимо узаконить их правовую защищенность, учредить Медицинскую коллегию адвокатов, создать Национальное движение врачей "В защиту" прав, достоинства и жизни медицинских работников".

В решении насущных проблем здравоохранения, особенно в законодательной сфере, в области медицинского образования, медицинской этики, в использовании медицинской информации и технологий, постоянно возрастает роль профессиональных и общественных медицинских объединений. Взаимодействие с ними, поддержка их здоровых инициатив и начинаний должны стать важной составляющей частью деятельности органов управления здравоохранением.

Значительной активизации, особенно в вопросах донорства крови, требует совместная работа органов управления здравоохранением всех уровней и Российским Обществом Красного Креста и его комитетами на местах.

Следует постоянно расширять социальную базу здравоохранения, привлекая к работе по охране здоровья самих граждан, все общество. Необходимо создание единой общегосударственной системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации. Нужно всемерно содействовать всем государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту здоровья людей, воспитание духовно - нравственного отношения к семье, общежитию, межчеловеческим взаимоотношениям, на популяризацию здорового образа жизни.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в прошедшем десятилетии проделана большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению.

В то же время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось, особенно на региональном уровне.

Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к реформированию здравоохранения, корректировки целей и объектов реформ. Все усилия должны быть подчинены совершенствованию управления здравоохранением с созданием максимально благоприятных условий для деятельности медицинского работника. В центре всех реформ должны быть врач и медицинская сестра, их подготовка, их деятельность, вооруженность современными медицинскими технологиями, заинтересованность в результатах труда.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Считать главной стратегической целью деятельности Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, всех медицинских учреждений в 2000-2004 гг. и на период до 2010 года обеспечение реальной доступности медицинской помощи населению, достижение эффективного функционирования единой системы здравоохранения как неотъемлемой части государственной системы жизнеобеспечения, важнейшего фактора национальной безопасности.

2. Признать приоритетными направлениями деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

- охрану здоровья женщин и детей;

- охрану здоровья работающих, предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте;

- организацию медицинской помощи пожилым людям;

- борьбу с социально значимыми болезнями (туберкулез, ВИЧ/СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, наркомании, алкоголизм);

- профилактику и лечение сердечно - сосудистых и онкологических болезней, травматизма, сахарного диабета;

- предупреждение и лечение стрессогенных заболеваний;

- всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий.

3. В целях обеспечения реальной доступности медицинской помощи для населения страны и эффективной деятельности системы здравоохранения Минздраву России совместно с органами управления здравоохранением при взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществить в 2000-2004 гг. следующие мероприятия:

3.1. В области развития системы управления здравоохранением:

3.1.1. Активизировать работу по формированию единой системы здравоохранения страны без ведомственных и территориальных разграничений.

3.1.2. Привести структуру и функции органов управления здравоохранением всех уровней к единым целям и задачам развития здравоохранения в стране.

3.1.3. На всех уровнях управления создать новые структуры, ведающие:

- медицинской профилактикой;

- стратегическим планированием и прогнозированием;

- отраслевой стандартизацией;

- инновациями.

3.1.4. В срок до 1 июня 2000 г. рассмотреть вопрос и принять решения о создании региональных коллегий Минздрава России.

3.1.5. Активизировать работу по подготовке и внесению в Правительство Российской Федерации проектов соглашений о разграничении полномочий ведения между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией в области здравоохранения и обеспечения санэпидблагополучия (включая вопросы назначения и освобождения руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации).

3.1.6. Обеспечить в пределах компетенции выполнение федеральных целевых программ:

- "Вакцинопрофилактика";

- "Сахарный диабет",

- "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России в 1998-2004 гг."

- "Безопасное материнство";

- "Анти-ВИЧ/СПИД";

- "Совершенствование и развитие Всероссийской службы медицины катастроф".

3.1.7. Завершить в течение 2000 года разработку и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты федеральных целевых программ:

- "Профилактика артериальной гипертонии";

- "Онкология";

- "О мерах по предупреждению распространения болезней, передаваемых половым путем".

3.1.8. В срок до 1 июня 2000 г. разработать и представить на утверждение проект Концепции охраны репродуктивного здоровья населения на 2000-2004 годы и план мероприятий по ее реализации.

3.1.9. В срок до 01.12.2001 г. разработать и представить на утверждение в установленном порядке проект федеральной целевой программы "Здоровый ребенок".

3.1.10. Организовать работу по совершенствованию номенклатуры учреждений здравоохранения с учетом положений Гражданского кодекса, организационно - правовых форм деятельности медицинских учреждений.

3.1.11. Обеспечить доработку в составе рабочих групп Государственной Думы Российской Федерации на всех этапах прохождения законопроектов:

- "О здравоохранении в Российской Федерации";

- "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- "О внесении изменений и дополнений в Закон "О лекарственных средствах";

- "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств";

- "О регулировании частной медицинской деятельности";

- "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";

- "О медицинских изделиях".

3.1.12. Осуществить мероприятия по расширению самостоятельности учреждений здравоохранения.

3.1.13. Разработать и внедрить механизм устойчивого и "прозрачного" финансирования здравоохранения за счет разных источников.

3.1.14. Внедрить механизмы финансового планирования и оплаты труда медицинского персонала, стимулирующие эффективное использование ресурсов здравоохранения.

3.1.15. По согласованию с Минфином России, Минэкономики России внести в Правительство Российской Федерации предложения по внедрению подушевого принципа планирования здравоохранения, основанного на реально существующих объемах медицинской помощи, законодательно определить процедуру утверждения нормативов подушевого финансирования здравоохранения на федеральном и территориальном уровнях управления.

3.1.16. Совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Минфином России, Минэкономики России внести предложения в Правительство о постепенном увеличении размера страховых взносов, доведя его к 2004 году до 6-7% к фонду оплаты труда.

3.1.17. Развивать и совершенствовать медицинское страхование граждан. Для разработки стратегии развития в стране обязательного медицинского страхования создать рабочую группу из представителей Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования: страховых медицинских организаций, Минфина России с представлением рекомендаций в Минздрав России к 01.10.2000 г.

3.1.18. Восстановить краткосрочное и стратегическое планирование здравоохранения на всех уровнях управления, приведя его в соответствие с новыми условиями.

3.1.19. До 1 сентября 2000 г внести в Правительство Российской Федерации предложения о введении льготного налогообложения учреждений здравоохранения - государственных унитарных предприятий.

3.1.20. Всемерно содействовать развитию многостороннего партнерства: внутриотраслевого, межведомственного, международного, с профсоюзами, с общественными объединениями.

3.2. В области повышения структурной эффективности системы здравоохранения:

3.2.1. Обеспечить реализацию Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью как основы стратегии реструктуризации системы здравоохранения, добиваясь оптимальной сбалансированности государственных гарантий с финансовыми возможностями государства.

3.2.2. В целях выравнивания условий финансирования территориальных программ госгарантий продолжить практику заключения соглашений между Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.2.3. Осуществить комплекс мер по формированию единого правового пространства системы здравоохранения, направленного на регулирование новых общественных отношений, в том числе отношений собственности, гражданской и экономической ответственности работодателей и отдельных лиц за поддержание и укрепление здоровья, гарантий и прав пациентов, определение роли, места и задач профессиональных медицинских объединений, социальной защиты работников отрасли.

3.3. В области развития служб здравоохранения:

3.3.1. В целях приоритетного развития амбулаторно - поликлинического звена осуществить дальнейшее перераспределение стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно - поликлинический уровень, активно развивать сеть дневных стационаров.

3.3.2. Развивать сеть специализированных центров (подразделений) амбулаторной хирургии, хирургии одного дня.

3.3.3. Завершить к 2005 году структурную перестройку стационарной помощи, распределив сеть стационаров на:

- больницы интенсивного наблюдения;

- больницы восстановительного лечения;

- больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями;

- больницы медико - социальной помощи.

3.3.4. Наряду с развитием и совершенствованием участковой службы как базовой в поликлинике активизировать работу по созданию службы врача общей практики.

3.3.5. Развивать сеть консультативно - диагностических центров.

3.3.6. Всемерно содействовать развитию здравоохранения в сельской местности, обратив внимание на:

- усиление роли врача общей практики при активной помощи ему со стороны фельдшерско - акушерских пунктов;

- на сосредоточение стационарной помощи в районных и центральных районных больницах;

- дальнейшем развитии межрайонных клинико - диагностических центров, имеющих в своем составе передвижные лечебно - диагностические кабинеты.

3.3.7. При преобразовании специализированных медицинских служб и развитии центров специализированной медицинской помощи использовать программно - целевое планирование с учетом приоритетов и эпидемиологической ситуации по социально значимым заболеваниям.

3.3.8. Осуществить мероприятия по реализации государственной программы восстановления здравоохранения Чеченской Республики.

3.4. В области профилактики заболеваний:

3.4.1. В течение 2-го квартала 2000 года совместно с РАМН, РАН и Миннауки России доработать проект Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации и внести его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

3.4.2. В срок до 1 сентября 2000 г подготовить государственный доклад о санитарно - эпидемиологической обстановке в стране.

3.4.3. В срок до 1 декабря 2000 г. подготовить материалы по сертификации субъектов Российской Федерации, свободных от полиомиелита и представить их в Национальный комитет.

3.4.4. Усилить контроль за обеспечением населения доброкачественной питьевой водой и продуктами питания.

3.5. В области лекарственного и медико - технического обеспечения:

3.5.1. Осуществить мероприятия по обеспечению населения страны лекарствами на основе создания федерального и территориальных резервов жизненно важных и необходимых лекарственных средств.

3.5.2. Содействовать повсеместному внедрению в практику здравоохранения формулярной системы использования лекарственных средств.

3.5.3. Постоянно совершенствовать и вносить в Правительство Российской Федерации предложения по обновлению Перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств.

3.5.4. Повсеместно использовать систему персонифицированного учета отпуска медикаментов льготным категориям населения.

3.5.5. В течение 2000 года осуществить работу по созданию органов для сертификации лекарственных средств.

3.5.6. Совершенствовать систему государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств, обратив особое внимание на борьбу с фальсификацией лекарств.

3.5.7. Совместно с Минэкономики России внести во 2-м квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации предложения по увеличению производства отечественных субстанций для изготовления лекарственных средств.

3.6. В области кадровой политики:

3.6.1. В течение 2000 года разработать концепцию интеллектуализации системы здравоохранения и развития творческих способностей медицинских работников.

3.6.2. В целях укомплектования медицинских учреждений квалифицированными кадрами, владеющими современными лечебно - диагностическими технологиями, обеспечить высокое качество их подготовки и переподготовки.

3.6.3. Активизировать работу по подготовке и переподготовке руководящих кадров здравоохранения и формированию кадрового резерва.

3.6.4. Совершенствовать совместно с Минтрудом России систему трудоустройства выпускников высших и средних медицинских образовательных учреждений путем введения договорной системы между потребителями и заказчиками медицинских кадров.

3.6.5. Совместно с ЦК профсоюза медицинских работников разработать отраслевую программу содействия занятости медицинских и фармацевтических кадров на 2001-2004 годы.

3.6.6. Разработать механизм реализации Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации.

3.6.7. Осуществить комплекс мероприятий по защите социальных

и профессиональных интересов медицинских работников, в том числе в течение 2000 года:

- учредить Медицинскую коллегию адвокатов;

- провести подготовительную и консультативную работу по созданию Национального движения врачей "В защиту прав, достоинства и жизни медицинских работников";

- разработать ведомственную систему поощрения медицинских работников.

3.6.8. Принять меры по совершенствованию системы аттестации и сертификации медицинских кадров.

3.6.9. Привести в соответствие объемы подготовки специалистов с потребностями в них.

3.6.10. Упорядочить номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения, создавая новые специальности только при наличии реальной потребности в них.

3.7. В области научного обеспечения здравоохранения:

3.7.1. Совместно с Российской академией медицинских наук:

- во 2-м квартале 2000 года завершить работу по определению приоритетных направлений развития медицинской науки на 2001-2005 годы и на период до 2010 года;

- в 3-м квартале 2000 года внести в Правительство проект постановления о развитии федеральных научно - исследовательских учреждений и их клиник.

3.7.2. Разработать и утвердить в установленном порядке в течение 4-го квартала 2000 года положение о порядке планирования медицинских научных исследований, проведения экспертизы и приема готовой научной продукции.

3.7.3. Обеспечить научное сопровождение намеченных программ развития и реформирования здравоохранения с выработкой научных оценок эффективности их реализации, обратив особое внимание на сбор и анализ информации о здоровье населения и его потребностях в медицинской помощи, организационном, правовом и финансово - экономическом потенциале управления здравоохранением.

3.7.4. До 1 декабря 2000 г. разработать систему тиражирования и внедрения научной продукции в практическое здравоохранение.

3.8. В области информационных систем и мониторинга:

3.8.1. Подготовить предложения по совершенствованию системы информационного обеспечения здравоохранения, упрощению медико - статистической отчетности на основе компьютерных технологий.

3.8.2. Завершить в 4-м квартале 2000 года разработку Программы "Развитие телемедицины в стране".

3.8.3. В 3-м квартале 2000 года подготовить предложения об увеличении выпуска профессиональных медицинских изданий.

4. Образовать рабочую группу из числа ведущих специалистов, ученых, организаторов здравоохранения и медицинской науки по доработке Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Проект Концепции внести на рассмотрение коллегии Минздрава России в 4-м квартале 2000.

5. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.

 

Председатель коллегии,

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Секретарь коллегии

А.А.ПРОХОДА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017