АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
30 июня 2000 г.
ПРОТОКОЛ N 2/2
О СОСТОЯНИИ, РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ
РАЗВИТИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив доклад первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения
Московской области Солодкого В.А., Коллегия Главного управления
здравоохранения Московской области отмечает, что в современных условиях
реформирования системы здравоохранения одним из актуальных направлений
структурных преобразований является реорганизация специализированной
стационарной медицинской помощи.
Данное направление реформирования
включает оптимизацию объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной
реорганизацией стационаров путем дифференциации больничной сети по уровням и по
степени интенсивности лечебно - диагностического процесса с одновременным
расширением мощностей стационаров дневного или краткосрочного пребывания и
внедрение стационарозаменяющих технологий.
Организация стационарной помощи населению
области имеет свои особенности:
- недостаточный по объемам и сетевой
мощности областной уровень оказания медицинской помощи;
- межрегиональная и зональная (по
отношению к Москве) специализация медицинской помощи на фоне существенных
различий обеспеченности медицинской помощью в муниципальных образованиях;
- диспропорции между областным и
муниципальным уровнями в обеспеченности койками социального профиля при
значительной концентрации на областном уровне учреждений, оказывающих
"социально значимые" виды помощи (психиатрические больницы,
санатории, дома ребенка).
В последние годы усилились такие
негативные тенденции, как значительные территориальные различия в уровнях
обеспеченности населения медицинской помощью населения, несоответствие мощности
сети ЛПУ потребностям населения в медицинской помощи; наличие маломощных
учреждений и отделений, нерациональное дублирование отделений аналогичного
профиля в нескольких небольших стационарах города и другие.
Трудности экономического развития
последних лет обусловили недостаточную эффективность таких экономических
механизмов управления, как реализация областных целевых программ,
централизованное приобретение дорогостоящего медицинского оборудования,
перспективное развитие стационарной сети.
За последние 7 лет коечный фонд области
сократился на 9,8%, составив в 1999 г. 64.389 коек. Обеспеченность койками
населения составила в 1999 г. 99,1 койки на 10.000 населения.
Несмотря на сокращение коечного фонда,
ресурсная база используется не достаточно эффективно. Показатель среднегодовой
занятости больничной койки в 1999 г. по Московской области составил 290,3 дня
(1998г.: по МО - 288,4 дня; по РФ - 301 день), что означает, что по Московской
области все койки не работали в течение года 1,5 месяца.
Очень медленно снижается средняя
длительность пребывания на койке, показатель которой составил в 1999 г. - 16,8
дня (по МО: 1998 г. - 17,2 дня; 1997 г. - 17,8 дня; по РФ в 1998 г. - 16.7
дня). В то же время имеет место высокий уровень необоснованной госпитализации
пациентов (завышение сроков, излишние диагностические исследования,
несоответствие госпитализации профилю коек или уровню учреждения).
Среднегодовой показатель работы койки в
системе ОМС, в 1999 году составил 240 дней, сократившись за 3 года на 18%.
Несмотря на продолжающееся сокращение коечного фонда акушерско -
гинекологического профиля (за 3 года на 10%) койки используются крайне
неэффективно. Занятость акушерской койки за этот же период сократилась на 20%,
составив по койкам для беременных и рожениц 147 дней в году.
Особенно неэффективно используются койки при
лечении детей. Коечная мощность педиатрического профиля превышает нормативный
уровень на 45%. При этом по ряду профилей детское население лечится на взрослых
койках. При общей занятости педиатрической койки 257 дней в году, средний
показатель использования койки в целом для лечения детей составил 188 дней в
году.
Обеспеченность населения области койками
психиатрического профиля превышает Федеральный норматив на 60%, а по фтизиатрии
составляет всего треть от рекомендуемого норматива. Вместе с тем, по психиатрическому
и противотуберкулезному профилю функционирование койки в динамике за три года
ухудшилось (в среднем на 10%).
В целях повышения эффективности
использования коечного фонда в Московской области проводилась политика
сокращения неиспользуемых мощностей медицинских учреждений и поэтапная
реструктуризация лечебно - профилактических учреждений за счет упразднения
неэффективно работающих подразделений, замене их учреждениями нового типа
(хосписами, домами сестринского ухода и др.), переносу объемов из стационарного
сектора в амбулаторный. Наиболее активно данная работа
проводится в Красногорском, Балашихинском, Наро - Фоминском, Ступинском
районах, городах Долгопрудный, Королев, Троицк, Талдом, Дмитров, в то время как
в 43 районах к этому процессу не приступали вообще. В настоящее время в ЛПУ
Московской области организовано и функционирует 2952
"стационаросберегающие" койки дневного пребывания, на которых в 1999
г. было пролечено 26.976 больных.
В то же время проведенный анализ выявил
расхождения в статистических данных имеющихся в
Главном управлении здравоохранения и в Московском областном фонде ОМС о наличии
используемых в территориях ресурсосберегающих технологий оказания медицинской
помощи, их профилям и показателям деятельности (Егорьевский, Ступинский,
Воскресенский, Раменский районы и др.).
Для выполнения государственных гарантий
оказания бесплатной стационарной помощи взрослому населению по федеральному
нормативу в области избыток коек круглосуточного пребывания при их занятости
320 дней в году составляет 5,6 тысяч коек. При этом могут быть развернуты 15,2
тысячи коек в стационарах на дому и стационарах дневного пребывания.
Поэтому каждой территории необходимо
установить оптимальные пропорции между объемами оказываемой медицинской помощи
на догоспитальном и госпитальном этапах, а также между
объемами помощи, предоставляемой населению по программе государственных
гарантий и на коммерческой основе.
Формирование консолидированного
муниципального заказа по объемам медицинской помощи в сочетании с тарифным
регулированием на основе системы единых тарифов и дифференциацией структуры
стоимости балла дало определенную положительную динамику объемов оказываемой
стационарной помощи.
Реструктуризация специализированной
стационарной медицинской помощи должна проводиться на основе регионального
планирования развития специализированных видов помощи в сочетании с управлением
потоками и объемами данной медицинской помощи.
Особое значение для области имеет
определение единой стратегии медицинской регионализации при реформировании
специализированной стационарной помощи.
Планирование развития специализированной
помощи проводится с учетом системы планово - финансовых ограничений,
определяется наличием необходимого контингента больных и по ряду профилей
медицинской помощи объективно предопределено создание межрайонных отделений,
поэтому формирование медицинских округов на основе договорной интеграции сил и
средств здравоохранения, близлежащих муниципальных
образований, является перспективной формой совершенствования населению
специализированной медицинской помощью.
В целях выравнивания условий потребления
населением высокоспециализированной медицинской помощи,
оказываемой учреждениями областного и федерального уровней отрабатывается
механизм управления ресурсами в виде квотирования потребления объемов помощи по
муниципальным образованиям при условии совершенствования системы учета,
стандартизации требований к оказанию помощи на различных уровнях и с учетом
эффективного использования имеющихся ресурсов.
В соответствии с задачей завершения
реструктуризации коечного фонда к 2005 году, поставленной Минздравом России,
необходимо ускорить реорганизацию существующих стационаров в больницы
интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, больницы для лечения
больных с хроническими заболеваниями, стационары медико -
социальной помощи.
При этом основной функцией больниц медико - социальной помощи является проведение курса
поддерживающего лечения больным, нуждающимся в медицинском уходе.
Коечный фонд реорганизации участковых
больниц может быть передан в ведение служб первичной медицинской помощи, а
также использоваться для решения задач медико - социального
обслуживания хронических больных и престарелых.
В ходе реструктуризации коечного фонда
психиатрического профиля задачей муниципального уровня является развитие
психиатрических коек на базе реорганизуемых маломощных участковых больниц.
В целях приближения специализированной
медицинской помощи к населению планируется дополнительное открытие межрайонных
стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь уровня, приравненного к областному.
В целях дальнейшего совершенствования
лечебно - диагностического процесса, повышения доступности, качества и
безопасности госпитальной помощи, улучшения условий пребывания больных в
стационарных отделениях и ускорения внедрения внебольничных форм организации
медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. В целях дальнейшей
оптимизации деятельности стационарных учреждений по оказанию медицинской помощи
населению по Программе государственных гарантий руководителям муниципальных
органов управления здравоохранением, областных учреждений здравоохранения
принять к исполнению приказы ГУЗМО и МОФОМС от 28.06.2000 N 104 "Об
организации деятельности специализированных стационарных отделений
муниципальных учреждений здравоохранения, выполняющих функции областного уровня
оказания медицинской помощи" и от 23.05.2000 N 64/273а "О внесении
дополнений в Положение о тарифном регулировании оплаты медицинской
помощи в системе ОМС населения Московской области".
2. Заместителю начальника Главного
управления - начальнику Планово - экономического
управления Соколовой И.Э:
2.1. Предусмотреть при согласовании
муниципального заказа на 2001 г. объемы оказания медицинской помощи в условиях
дневных стационаров лечебно - профилактических учреждений и стационаров на
дому.
Срок исполнения - III квартал 2000 г.
2.2. Совместно с Московским областным
фондом ОМС разработать меры по формированию экономической мотивации ускорения
развития стационарозамещающих технологий и дальнейшему совершенствованию
тарифного регулирования оплаты медицинской помощи.
Срок исполнения - IV квартал 2000 г.
3. Заместителю начальника Главного
управления - начальнику Управления организации медицинской помощи матерям и
детям Тамазян Г.В.:
3.1. Разработать и утвердить условия
оказания медицинской помощи на муниципальном и областном уровнях по перечню
основных нозологических форм акушерской патологии и гинекологических
заболеваний.
Срок исполнения - IV квартал 2000 г.
3.2. Разработать и утвердить требования к
госпитализации по перечню заболеваний у детей для муниципальных лечебно -
профилактических учреждений.
Срок исполнения - IV квартал 2000 г.
4. Первому заместителю начальника
Главного управления здравоохранения Солодкому В.А., заместителям начальника
Главного управления здравоохранения провести областной семинар - совещание по
вопросам реструктуризации коечного фонда (срок исполнения - III квартал 2000г.)
и медицинскому районированию и регионализации Московской области (срок
исполнения - IV квартал 2000 г.).
5. Руководителям муниципальных органов
управления здравоохранением Московской области:
5.1. В целях
оптимизации использования сети лечебно - профилактических учреждений провести
углубленный анализ объемов и качества оказания медицинской помощи; разработать
муниципальные программы реструктуризации коечного фонда на 2000-2001 гг. и
представить на согласование, в Управление организации медицинской помощи
взрослому населению (Берташ С.А.) и Управление организации медицинской помощи
матерям и детям (Тамазян Г.В.), согласно графику (прилагается).
Срок исполнения - III квартал 2000 г.
5.2. Организовать и обеспечить
эффективную деятельность дневных стационаров в лечебно - профилактических
учреждениях и стационарах на дому, используя современные технологии
диагностики, лечения и реабилитации больных и инвалидов.
Срок исполнения - II полугодие 2000 г.
5.3. Предусмотреть
дальнейшее развитие дневных стационаров, главным образом, путем сокращения и
перепрофилирования коек круглосуточного пребывания, имея ввиду достигнуть
обеспеченности населения подведомственных муниципальных образований койками
дневного пребывания из расчета на 10 тысяч населения не менее 4 в 2000 г., 8 -
в 2001 г., 10 - в 2002 г., с учетом территориальных особенностей размещения
сети медицинских учреждений и степени профилизации коечной емкости.
5.4. В целях ресурсосбережения развивать
организационно - функциональную модель стационара дневного пребывания, как
самостоятельного структурного подразделения, установление работы дневных стационаров
в 2 смены.
5.5. Повысить контроль над качеством
ведения, заполнения и достоверности учетно - отчетной документации, отражающей
деятельность дневных стационаров и стационаров на дому.
6. Контроль за
исполнением решения Коллегии оставляю за собой.
Председательствующий
на Коллегии, Первый заместитель
начальника Главного управления
здравоохранения Московской области
В.А.СОЛОДКИЙ
Секретарь Коллегии
О.Ю.СИТНИКОВА