Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

 

2 февраля 2001 г.

 

ПРОТОКОЛ N 1/1

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ЕМУ СЕТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗА 2000 ГОД

 

Активная обращаемость населения в органы управления здравоохранением была всегда отличительной чертой нашей медицины. В конце 80-ых годов в Главное управление здравоохранения ежегодно поступало свыше 4 тысяч письменных обращений граждан. Одной из причин повышенной гражданской активности была многолетняя практика привлечения общественности к работе органов и учреждений здравоохранения. Лозунг "Охрана здоровья трудящихся есть дело самих трудящихся" выражал один из основных принципов советского здравоохранения.

Начавшиеся социально - экономические преобразования, в обществе в начале 90-ых годов, несколько отвлекли население от проблем здравоохранения и обращаемость граждан в Главное управление здравоохранения, несмотря на активное реформирование отрасли, сократилась по сравнению с 1989г. почти в 5 раз.

С середины 90-ых после приобретения обществом некоторой определенности в перспективах развития общественное сознание снова переключилось с общегосударственных проблем на частные, что отразилось на ежегодном увеличении объема поступающей в Главное управление корреспонденции. В 2000 г. тенденция роста обращаемости граждан в Главное управление здравоохранения продолжилась. За минувший год в Главное управление здравоохранения Московской области поступило 1605 письменных обращений от 1061 корреспондента из 67 муниципальных образований. По сравнению с 1995 г. число письменных обращений граждан возросло почти в 2 раза.

Наибольшая обращаемость отмечается от жителей городов Долгопрудный, Бронницы, Щербинка, Реутов, Климовск, а также Озерского, Чеховского, Павлово - Посадского, Люберецкого районов.

Только четверть поступившей почты была адресована непосредственно в Главное управление здравоохранения Московской области (26,4%). Больше половины корреспонденции (67,1%) было направлено в Главное управление вышестоящими органами и организациями, из них больше половины - Правительствами Московской области и Российской Федерации, свыше одной трети - Минздравом России и 3% депутатами Федерального Собрания Государственной Думы РФ и Московской областной Думы.

Активное обращение граждан в Федеральные и государственные органы исполнительной и законодательной власти свидетельствует о дефиците доверия к политике, проводимой Главным управлением здравоохранения или не информированности населения о проводимых преобразованиях в отрасли, что говорит о недостаточном сотрудничестве Главка и муниципальных органов управления здравоохранением со средствами массовой информации.

Кроме того, почту настоящего времени отличает обостренная тональность, что является отражением расширения прав граждан, свободного выражения своего отношения к происходящим событиям и сложной ситуации, продолжающейся в здравоохранении.

На первый план письменных обращений граждан за последние годы вышли вопросы:

- обеспечение специализированной высококвалифицированной медицинской помощью, включая вопросы оплаты лечения (40%);

- предоставление и обеспечение имеющихся льгот, в том числе по вопросам льготного медикаментозного обеспечения (25%);

- неудовлетворенность работой органов и учреждений здравоохранения (22%);

- кадровые вопросы, в том числе разрешение трудовых разногласий в коллективах и улучшение жилищно - бытовых условий медицинским работникам (6%);

- экономические и финансовые вопросы (4%).

Вот уже на протяжении многих лет в центре внимания авторов стоит вопрос обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощью, который вызван как наряду с традиционным тяготением жителей Подмосковья к учреждениям здравоохранения Москвы и клиникам федерального подчинения, так и зачастую обоснованной неудовлетворенностью объемом предлагаемой и оказываемой медицинской помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Московской области. Кроме этого возросли и требования населения к условиям, качеству и номенклатуре предоставляемой медицинской и лекарственной помощи.

Половина всех обратившихся - инвалиды и участники войн. Анализ писем по профилю заболеваний показал, что больные чаще всего обращаются за направлением в федеральные клиники по оказанию психоневрологической, офтальмологической, ортопедотравматологической, урологической помощи. Но, в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета ряд клиник научно - исследовательских институтов Минздрава России и Российской академии медицинских наук прекратили бесплатное обеспечение медицинской помощью жителей области. В связи с этим больные, не имеющие возможности самостоятельно оплатить лечение, обращаются в Главное управление. Учитывая, что среднемесячная заработная плата по области в 2000 г. составила менее 2,5 тысяч рублей, рост заявлений от населения об оплате лечения закономерен и в дальнейшем число пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных видах медицинской помощи, но не имеющих возможности их оплатить будет увеличиваться.

Введение Минздравом России квотированного обеспечения граждан высококвалифицированной специализированной медицинской помощью в федеральных клиниках и подписание трехстороннего "Соглашения о взаимодействии между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом ОМС и Правительством Московской области по вопросам организации медицинской помощи населению" позволит в определенной степени стабилизировать обеспечение пациентов высокотехнологичными видами медицинской помощи.

Кроме того, для обеспечения потребности населения в специализированной медицинской помощи планируется активное использование мощности медицинских учреждений муниципального уровня, возможности которых с точки зрения материально - технической базы и кадрового потенциала представляются адекватными. Уже в ряде муниципальных больниц, работающих в системе обязательного медицинского страхования Московской области, определены отделения, медицинская помощь, в которых сложным больным оплачивается по тарифам учреждений областного подчинения. Начата работа по внесению изменений в порядок финансирования подразделений, приравненных к областному уровню. Продолжится практика развития "межрайонных центров".

Следующей серьезной проблемой здравоохранения продолжает оставаться предоставление и обеспечение имеющихся льгот, из них более половины - обеспечение лекарственными препаратами декретированных групп населения.

Две трети обратившихся по медикаментозному обеспечению - инвалиды или участники войн, инвалиды по общим заболеваниям, а также лица, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение. В своих письмах заявители продолжают сообщать о случаях нарушения прав декретированных контингентов на льготное лекарственное обеспечение:

- о введении Главами муниципальных образований ограничительных Перечней лекарств;

- о финансовых ограничениях при выписке лекарств льготным контингентам;

- об отказе аптеками отпуска медикаментов бесплатно или с 50% скидкой при их наличии;

- о росте цен на медикаменты.

В целях стабилизации обеспечения доступности лекарственной помощи жителям Московской области разработана и постановлением Правительства Московской области утверждена концепция гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Московской области, в которой определены порядок регулирования ценообразования, механизмы контроля над использованием лекарственных средств и финансированием оплаты расходов, а также определена и разделена мера ответственности между федеральными, областными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления.

Помимо этого Правительством Московской области принято постановление от 04.11.2000 N 137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении населения Московской области", в котором определены единые на всей территории Московской области принципы и механизмы предоставления населению, имеющему право на льготы, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, закупаемых за счет бюджетных ресурсов.

За счет средств областного бюджета для лечения больных с социально значимыми заболеваниями было приобретено лекарственных препаратов на сумму 62,5 миллиона рублей и за счет федерального бюджета - на сумму 42,2 миллиона рублей.

Для рационального использования выделяемых средств при Главном управлении здравоохранения Московской области сформирована конкурсная комиссия по закупке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования, за время работы которой были проведены открытые и закрытые конкурсы по закупке препаратов для социально значимых больных.

Была сокращена задолженность учреждений здравоохранения аптечной службе за бесплатно и льготно реализованные медикаменты с 50 миллионов рублей на 01.01.2000 до 18,4 миллиона рублей на 01.01.2001.

Как результат, в почте 2000 г., касающейся лекарственного обеспечения, кроме обращений о негативных явлениях, стали появляться письма, содержащие конструктивные предложения по упорядочению системы гарантированного лекарственного обеспечения и, в частности, по изменению Перечня жизненно важных лекарственных средств.

При пересмотре в 2000 г. Перечня жизненно важных лекарственных средств брались во внимание и мнения граждан с учетом сложившейся финансово - экономической обстановки в области.

Кроме того, для реализации конституционных прав жителей Московской области по предоставлению населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи Правительством Московской области принята Московская областная программа государственных гарантий.

По сравнению с 1997 г. почти в 1,5 возросло число критических обращений граждан в адрес работы муниципальных органов управления и учреждений здравоохранения (1997 г. - 241 письмо; 2000 г. - 342 письма). Отмечается рост не только абсолютного количества обращений на эту тему, но и их доли в почте, поступившей из вышестоящих организаций и правоохранительных органов, что свидетельствует о наличии дефицита доверия к руководителям муниципальных органов управления здравоохранением.

Заявители в своих обращениях поднимают вопросы незащищенности пациентов от произвола медицинских работников, халатного отношения медицинских работников к своим функциональным обязанностям.

Все чаще авторы стали поднимать вопросы нравственности медработников, возмущаясь все большему укреплению нелегальных рыночных отношений между врачами и пациентами.

Большую тревогу вызывает рост писем от пациентов с претензиями на качество оказанной медицинской помощи.

Отмечается активность обращений со стороны родственников по случаям летальных исходов пациентов, в том числе и от насильственных причин.

На заседании Центральной комиссии по изучению летальных случаев Главного управления здравоохранения было разобрано 14 обращений граждан по случаям летальных исходов пациентов (в двенадцати случаев для разбора привлекались врачи патологоанатомы или судебно - медицинские эксперты). Результаты комиссионных разборов показали, что практически во всех случаях жалобы заявителей обоснованны (13 обоснованны).

Рост корреспонденции данного характера вполне закономерен. Уровень летальности по области за 1997-1999 гг. возрос с 2,1% до 2,2%, в том числе среди взрослых и подростков с 2,4% до 2,6%. Растет больничная летальность лиц от насильственных факторов, а вместе с ней и число случаев расхождения диагнозов. Так, по данным Московского областного бюро судмедэкспертизы возросло как число летальных случаев от травм, отравлений или иных насильственных причин (по сравнению с 1997 г. в 1,3 раза: 1997 г. - 2889 случаев; 1999 г. - 3517 случаев; 2000 г. - 3606 случаев), так и число случаев расхождения диагнозов (по сравнению с 1999 г. со 176 случаев (5%) до 268 случаев (7,4%) в 2000 г.), тем не менее 2/3 случаев расхождения диагнозов остаются не рассмотренными (2000 г. - разобрано 83 случая или 31%; 1999 г. - разобрано 108 случаев или 61,4%). При разборе случаев расхождения диагнозов не всегда на клинико - анатомические конференции приглашаются судмедэксперты.

Подобное отношение не может не служить причиной активного обращения родственников в различные инстанции.

Неудовлетворительное финансирование здравоохранения также является причиной обращения граждан в Главное управление здравоохранения. Основные проблемы, которые волнуют руководителей, коллективы медицинских учреждений и их пациентов - это недостаточное поступление денежных средств на питание, медикаменты, коммунальные расходы, низкий уровень заработной платы.

Анализ писем показал, что медицинские работники недостаточно информированы о принимаемых Правительством Московской области мерах социальной защиты и поощрения интенсивности труда, а в ряде территорий имеются нарушения в их реализации. В результате растет число обращений, в том числе и коллективных, по исчислению стажа, заработной платы, пенсии, льгот.

Продолжается работа по реформированию системы здравоохранения области, в том числе и ее первичного звена. Наиболее активно данная работа проводится в Красногорском, Люберецком, Наро - Фоминском, Ступинском, Клинском, Орехово - Зуевском районах. В то же время не везде преобразование сети лечебно - профилактических учреждений проходит без критической оценки местного населения, что отражается на количестве и характере поступающей в Главное управление корреспонденции. Наибольшее число обращений по вопросам реорганизации медицинских учреждений поступило из Орехово - Зуевского, Серпуховского, Наро - Фоминского районов.

Проведенный анализ поступившей за 2000г. корреспонденции показал, что для решения поднимаемых вопросов жителями области, почти в половине случаев достаточно было компетенции местных органов управления здравоохранением. Однако тенденция апеллировать в федеральные и областные органы законодательной и исполнительной власти со злободневными, но не входящими в их компетенцию вопросами свидетельствует о том, что предоставленная законодательством муниципальным органам управления здравоохранением право самостоятельного решения вопросов повседневной жизни не всегда используется в полном объеме, в частности по работе с населением.

Более двух трети поступившей корреспонденции рассмотрены сотрудниками Управления медицинской помощи взрослому населению, по одной десятой - Планово - экономическое Управление и Управление охраны материнства и детства, Отделом кадров и учебных заведений - 6%.

По сравнению с 1999 г. объем корреспонденции возрос в адрес: Управления организации медицинской помощи взрослому населению на 18%, Управления охраны материнства и детства возрос на 27%, Отдела кадровой политики и образовательных учреждений на 50%.

Несмотря на увеличение объема корреспонденции, уровень исполнительской дисциплины по ее разрешению возрос. Так, из 1605 писем, поступивших в Главное управление здравоохранения выполнено с нарушением установленных сроков 171 письмо или 11% (1999 г. - 205 писем или 15% соответственно). Общее число случаев задержки разрешения письменных обращений сократилось в среднем по Главку на 17%. Укрепление исполнительской дисциплины по разрешению письменных обращений граждан отмечается почти по всем структурным подразделениям Главка.

Анализ сроков разрешения обращений граждан по муниципальным образованиям Московской области показал, что наибольшая задержка при разрешении писем отмечена в Ногинском, Мытищинском, Егорьевском, Павлово - Посадском районах, городах Королев, Долгопрудный. В то же время своевременно без задержек были выполнены обращения граждан муниципальными органами управления здравоохранением городов Дзержинский, Пущино, Рошаль, Фрязино, Дубна, Ивантеевка, а также Волоколамского и Шатурского районов.

В целях совершенствования работы органов и учреждений здравоохранения Московской области и подразделений Главного управления здравоохранения Администрации Московской области и устранения причин, порождающих обоснованные жалобы населения

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Заместителям начальника Главного управления и руководителям самостоятельных структурных подразделений Главного управления здравоохранения Московской области:

1.1. Принять меры по укреплению исполнительской дисциплины, повышению ответственности работников по рассмотрению писем граждан, взятых на контроль вышестоящими органами управления и организациями.

1.2. При планировании и осуществлении организационных мероприятий учитывать анализ поступающих писем от населения, принимать меры, направленные на уменьшение писем от населения.

2. Руководителям муниципальных органов управления здравоохранением и государственных учреждений здравоохранения Московской области:

2.1. Утвердить Порядок рассмотрения обращений граждан в соответствие с Законом Московской области от 02.11.99 N 76/99-ОЗ "Об обращениях граждан" в срок до 15 февраля 2001 г.

2.2. Провести анализ письменных обращений граждан и результаты обсудить на совещаниях с руководителями структурных подразделений и подведомственных учреждений, разработать мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих жалобы населения.

2.3. Активно использовать средства массовой информации для формирования общественного мнения по реформированию системы здравоохранения и разъяснения населению преимуществ вводимых нововведений.

3. Контроль за исполнением Решения Коллегии возложить на первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения Солодкого В.А.

 

Председатель Коллегии,

Министр здравоохранения

Правительства Московской области

В.Ю.СЕМЕНОВ

 

Секретарь

О.Ю.СИТНИКОВА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018