МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ПИСЬМО
2 марта 2001 г.
N 14ФЦ-766
О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ СПИРТОВ И
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Проблема обеспечения охраны здоровья
населения от некачественной и потенциально опасной алкогольсодержащей продукции
была и остается одной из приоритетных задач Госсанэпидслужбы Российской
Федерации.
В 2000 году
значительное место в работе специалистами санэпидслужбы России уделялось
выполнению Приказа Минздрава РФ N 344 от 16 сентября 1999 г. "О реализации
постановления правительства Российской Федерации "О производстве и обороте
спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции
(средств)", Постановления Главного государственного санитарного врача N 13
от 4.10.99 г. "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом
спиртосодержащей не пищевой продукции". Эти
документы, подготовленные с использованием основополагающих положений Законов
Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения Российской Федерации" и "О качестве и безопасности пищевых
продуктов", позволили создать достаточную правовую основу для
осуществления действенного государственного надзора.
В Госкомстате России в 2000 году создана
межведомственная база данных в которой информация,
представляемая Минздравом России, является составной частью единой
информационной системы, характеризующей как состояние рынка алкогольсодержащей
продукции, так и сведения о деятельности контролирующих организаций. Для
реализации этого проекта в системе госсанэпидслужбы Российской Федерации в 2000
году создано программное средство "АИС-Алкоголь", которое начиная со второго полугодия 2000 года успешно эксплуатируется
практически во всех субъектах Российской Федерации. Сводная информация
за 2000 год, представленная в рамках вышеуказанной системы органами и
учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации представлена в приложении.
Реализуя потребность в дальнейшем
развитии методологической базы Госсанэпидслужбы Российской Федерации в целях
совершенствования систему управления, на основании итогов работы за 1999 год
Главным государственным санитарным врачом было вынесено постановление N 2
"Об усилении госсанэпиднадзора за алкогольной продукцией" от 20.04.00
г.
Этим документом упорядочивается процедура
допуска на рынок алкогольной продукции, содержащей в своем составе различные
травы и биологические добавки. В июне 2000г. на Федеральной
комиссии по гигиеническому нормированию рассмотрены новые метода интегральной
оценки алкогольных напитков с использованием живых тест-культур и
сперматозоидов животных. Эти экспресс-методы,
после их доработки в соответствии с замечаниями Федерального центра ГСЭН и
экспертной комиссии, и утверждения позволят ускорить оценку токсичности
алкогольных напитков и создать дополнительный заслон проникновению
высокотоксичных соединений на отечественный рынок.
Специалистами госсанэпидслужбы России за
2000 год проведено 68157 рейдовых проверок, в ходе которых было обследовано
350992 предприятий, в т.ч. занятых производством спиртов-718, алкогольной
Продукции-3774, реализующих алкогольную
продукцию-258412 предприятий. В общем объеме проведенной работы 97% приходится
на предприятия, реализующие алкогольную продукцию.
В области контроля за лекарственной и спиртосодержащей продукцией, содержащей алкоголь проведена
работа, позволившая, (по материалам Центров ГСЭН) минимизировать наличие на
рынке продукции, попадающей под запрет для продажи. Так в Алтайском крае при
проведении 66 рейдовых проверок 260 объектов выявлено 13 образцов такой
продукции, В Челябинской области в 277 проверенных предприятиях обнаружено 5
образцов такой продукции. В целом, единичные нарушения этой области
фиксировались в 60% субъектов Федерации. В Ярославской, Калининградской,
Иркутской и некоторых других областях реализации продукции, подпадающей по
действие Постановления N 13, не обнаруживалось.
Наибольшее число обследований проведено в
Новосибирской, Московской, Кировской и Нижегородской областях. При этом
необходимо отметить, что в тех субъектах Федерации где
проводится значительная работа по контролю за производством и реализацией
спиртов и алкогольной продукцией, данные о приросте смертности от отравлений
алкоголем имеют меньшую тенденцию роста. Корякский и
Агинско-Бурятский Автономные Округа и Камчатская область. Республика Бурятия и
ряд других территорий имеют высокий уровень прироста смертности при весьма
скромных результатах своей деятельности.
При осуществлении госсанэпиднадзора
органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации исследовано 78696
образцов спирта и алкогольных напитков. Основной объем исследований составила
продукция, отобранная из торговой сети - 91%, а на предприятиях-изготовителях -
8%. Несмотря на то, что основная работа по контролю за
качеством и безопасностью алкогольной продукцией осуществляется в предприятиях
торговли, работа производителей так же находится под жестким контролем
госсанэпидслужбы Российской Федерации. Практически при каждом обследовании
предприятий-производителей отбирается и исследуется не менее 2х проб
производимой на них продукции.
Определенным успехом деятельности всех
надзорных органов, а в т.ч. и госсанэпидслужбы Российской Федерации, можно
считать снижение удельного веса проб, не соответствовавших гигиеническим нормам
5169 (6,57%). Это как в относительных, так и в абсолютных
показателях лучшие результаты за последние 4-5 лет
Импортная алкогольная продукция
составляет в общем, объеме исследований до 10%. Результаты ее исследований из
года в год стабильно подтверждают ее более высокое качество - только 3,8% проб
не отвечает требованиям отечественных гигиенических нормативов.
Таблица 1. Удельный вес проб алкогольных
продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по
санитарно-химическим показателям по России за 1995-1999 гг.
Года
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000 <*>
|
Алкогольные
напитки
|
6,73
|
16,3
|
17,0
|
13,0
|
9,0
|
6,57
|
--------------------------------
<*> предварительные данные.
Из общего количества исследованных проб
наибольшее число не отвечающих гигиеническим нормативам отмечено в Московской,
Кемеровской, Читинской, Тюменской, Астраханской областях,
Республике Татарстан.
В 2000 году по
данным органов и учреждений госсанэпидслужбы, всего забраковано 8566,5 партии в
количестве 1175182,817 л, в том числе 596 партий импортной продукции в
количестве 102454,02 л. Главными государственными санитарными врачами всех
уровней за нарушения санитарного законодательства по вопросу производства и
реализации спиртов и алкогольной продукции, вынесено 2458 постановлений о
приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено 1961. Отозвано 488 лицензий. Передано 390 материалов в следственные органы,
из них приняты к производству 260 дела. За выявленные в ходе проверок нарушения
наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля.
Таблица 2. Количество забракованного
продовольственного сырья и пищевых продуктов, забракованных учреждениями
госсанэпидслужбы России за 1995-1999 гг.
Года
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000 <*>
|
Число
партий
|
12185
|
11737
|
11969
|
8566
|
Объем тонн
|
8072
|
4918
|
1556
|
1175
|
--------------------------------
<*> предварительные данные.
По данным 2000 года снизилось количество
забракованной продукции до 8566 против 11969 в 1999 году. Вместе с тем, средний
объем забракованной партии практически не изменился и составляет порядка 130
литров на тонну. В целом снижение объемов забраковки подтверждает тенденцию
улучшения качества и безопасности продукции. Однако, несмотря на эти
положительные сдвиги, потребность в ведении жесткого надзора и контроля не
уменьшилась, т.к. в абсолютных цифрах объемы забраковки составляют более 1 млн.
литров нестандартной, в том числе потенциально опасной для здоровья населения
продукции из них 67 тыс. литров непосредственно на предприятиях-производителях.
Самое большое количество алкогольной продукции было забраковано на территории
Республик Татарстан и Саха (Якутия), Кемеровской, Иркутской и Ростовской
областей.
Достаточно стойкой тенденций является
выявление нестандартной продукции в основном (более в чем 90% случаев) в
торговой сети. До 98% вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации
объектов, 99% предложений об отзыве лицензий, 93% дел, передаваемых в
следственные органы, 99% от числа и 95% от суммы штрафов касаются предприятий
торговли. По видимому здесь сказывается тот факт, что
при проверке торговли в руки специалистов попадает значительная часть
контрафактной продукции, выпущенной на незарегистрированных предприятиях.
Именно эта продукция и все, что связано с ее продажей составляет основную часть
нарушений и объем забраковок.
Главными государственными
санитарными врачами всех уровней за выявленные нарушения в сфере производства и
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукцией в 2000 году вынесено 2458
постановлений о приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено
1961, что составляет 79%. Это определенный рост в качестве организации работы
органов и учреждений госсанэпидслужбы, т.к. за 1996-2000 гг. этот показатель не
превышал 60%. Однако, по предприятиям пищевой промышленности и торговли в целом эта цифра достигает 96-97%.
В 2000 году по представлениям органов и
учреждений госсанэпидслужбы Российской федерации отозвано 488 лицензий в 52
субъектах Российской Федерации. Однако это составило только 62% от направленных
в органы исполнительной власти предложений об их отзыве. Наибольшее
количество лицензий отозвано в Кемеровской, Челябинской, Ленинградской,
Тамбовской, Иркутской, Кировской, Ростовской областях, Краснодарском и
Алтайском краях, Республике Татарстан. В Тульской, Новосибирской,
Астраханской, Читинской областях, несмотря на
неоднократные обращения специалистов госсанэпидслужбы, не отозвано практически
ни одной лицензии. Это свидетельствует о необходимости более четкого оформления
принимаемых решений и необходимости приложения дополнительных усилий на
установление должного взаимодействия в этом вопросе с органами исполнительной
власти региона. В Воронежской, Московской, Нижегородской и ряде других регионов
присутствует ситуация, когда несмотря на значительный
объем бракуемой продукции, представления об отзыве лицензии практически не
оформлялись.
В 44 субъектах Российской Федерации по
фактам нарушений законодательства передано 390 материалов в следственные
органы, из них приняты к производству 260 дел. При этом,
если по предприятиям, производящим алкогольную продукцию приняты к рассмотрению
100% дел, то в сфере торговли, являющейся основным поставщиком различных
нарушений приняты к рассмотрению только 64% дел. Наиболее часто эта мера
использовалась в Томской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской областях.
Приморском и Краснодарском краях, Карачаево-Черкесской
Республике и Республике Дагестан.
За выявленные в ходе проверок нарушения
наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля. Основная часть наложенных
штрафов приходится на сферу торговли. Вместе с тем не всегда принимаемые меры
адекватны нарушениям. Так на территориях Псковской области, Республиках Тыва и
Северная Осетия, несмотря на достаточно большой объем забракованной продукции
(более 10 тыс. литров) штрафные санкции в денежном выражении весьма
незначительны. Наибольшие суммы взысканных штрафов, были наложены главными
врачами в Ростовской, Тульской и Кемеровской областях, Республиках Татарстан и
Адыгея, г. С.-Петербурге, что связано в первую очередь с объемами продукции,
забракованными на вышеуказанных территориях.
Анализ проведенной
работы центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора
свидетельствует о значительном объеме проводимых работ, определенных
положительных тенденциях в области качества и безопасности алкогольной
продукции, сформировавшихся в 2000 г. Вместе с тем, ЦГСЭН в субъектах федерации
необходимо повысить действенность госсанэпиднадзора, усилить взаимодействие с
другими органами надзора и контроля, правоохранительными органами, связанными с
реализацией Законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и "О качестве и
безопасности пищевых продуктов", указанными Постановлениями Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации.
Приложение: Сводные аналитические
таблицы, характеризующие деятельность государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации - листов.
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ