Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

 

ПИСЬМО

 

2 марта 2001 г.

 

N 14ФЦ-766

 

О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Проблема обеспечения охраны здоровья населения от некачественной и потенциально опасной алкогольсодержащей продукции была и остается одной из приоритетных задач Госсанэпидслужбы Российской Федерации.

В 2000 году значительное место в работе специалистами санэпидслужбы России уделялось выполнению Приказа Минздрава РФ N 344 от 16 сентября 1999 г. "О реализации постановления правительства Российской Федерации "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)", Постановления Главного государственного санитарного врача N 13 от 4.10.99 г. "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом спиртосодержащей не пищевой продукции". Эти документы, подготовленные с использованием основополагающих положений Законов Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов", позволили создать достаточную правовую основу для осуществления действенного государственного надзора.

В Госкомстате России в 2000 году создана межведомственная база данных в которой информация, представляемая Минздравом России, является составной частью единой информационной системы, характеризующей как состояние рынка алкогольсодержащей продукции, так и сведения о деятельности контролирующих организаций. Для реализации этого проекта в системе госсанэпидслужбы Российской Федерации в 2000 году создано программное средство "АИС-Алкоголь", которое начиная со второго полугодия 2000 года успешно эксплуатируется практически во всех субъектах Российской Федерации. Сводная информация за 2000 год, представленная в рамках вышеуказанной системы органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации представлена в приложении.

Реализуя потребность в дальнейшем развитии методологической базы Госсанэпидслужбы Российской Федерации в целях совершенствования систему управления, на основании итогов работы за 1999 год Главным государственным санитарным врачом было вынесено постановление N 2 "Об усилении госсанэпиднадзора за алкогольной продукцией" от 20.04.00 г.

Этим документом упорядочивается процедура допуска на рынок алкогольной продукции, содержащей в своем составе различные травы и биологические добавки. В июне 2000г. на Федеральной комиссии по гигиеническому нормированию рассмотрены новые метода интегральной оценки алкогольных напитков с использованием живых тест-культур и сперматозоидов животных. Эти экспресс-методы, после их доработки в соответствии с замечаниями Федерального центра ГСЭН и экспертной комиссии, и утверждения позволят ускорить оценку токсичности алкогольных напитков и создать дополнительный заслон проникновению высокотоксичных соединений на отечественный рынок.

Специалистами госсанэпидслужбы России за 2000 год проведено 68157 рейдовых проверок, в ходе которых было обследовано 350992 предприятий, в т.ч. занятых производством спиртов-718, алкогольной Продукции-3774, реализующих алкогольную продукцию-258412 предприятий. В общем объеме проведенной работы 97% приходится на предприятия, реализующие алкогольную продукцию.

В области контроля за лекарственной и спиртосодержащей продукцией, содержащей алкоголь проведена работа, позволившая, (по материалам Центров ГСЭН) минимизировать наличие на рынке продукции, попадающей под запрет для продажи. Так в Алтайском крае при проведении 66 рейдовых проверок 260 объектов выявлено 13 образцов такой продукции, В Челябинской области в 277 проверенных предприятиях обнаружено 5 образцов такой продукции. В целом, единичные нарушения этой области фиксировались в 60% субъектов Федерации. В Ярославской, Калининградской, Иркутской и некоторых других областях реализации продукции, подпадающей по действие Постановления N 13, не обнаруживалось.

Наибольшее число обследований проведено в Новосибирской, Московской, Кировской и Нижегородской областях. При этом необходимо отметить, что в тех субъектах Федерации где проводится значительная работа по контролю за производством и реализацией спиртов и алкогольной продукцией, данные о приросте смертности от отравлений алкоголем имеют меньшую тенденцию роста. Корякский и Агинско-Бурятский Автономные Округа и Камчатская область. Республика Бурятия и ряд других территорий имеют высокий уровень прироста смертности при весьма скромных результатах своей деятельности.

При осуществлении госсанэпиднадзора органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации исследовано 78696 образцов спирта и алкогольных напитков. Основной объем исследований составила продукция, отобранная из торговой сети - 91%, а на предприятиях-изготовителях - 8%. Несмотря на то, что основная работа по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукцией осуществляется в предприятиях торговли, работа производителей так же находится под жестким контролем госсанэпидслужбы Российской Федерации. Практически при каждом обследовании предприятий-производителей отбирается и исследуется не менее 2х проб производимой на них продукции.

Определенным успехом деятельности всех надзорных органов, а в т.ч. и госсанэпидслужбы Российской Федерации, можно считать снижение удельного веса проб, не соответствовавших гигиеническим нормам 5169 (6,57%). Это как в относительных, так и в абсолютных показателях лучшие результаты за последние 4-5 лет

Импортная алкогольная продукция составляет в общем, объеме исследований до 10%. Результаты ее исследований из года в год стабильно подтверждают ее более высокое качество - только 3,8% проб не отвечает требованиям отечественных гигиенических нормативов.

 

Таблица 1. Удельный вес проб алкогольных продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям по России за 1995-1999 гг.

 

Года    

1995 

1996 

1997 

1998 

1999

2000 <*>

Алкогольные
напитки  

6,73 

16,3 

17,0 

13,0 

9,0

6,57 

 

--------------------------------

<*> предварительные данные.

 

Из общего количества исследованных проб наибольшее число не отвечающих гигиеническим нормативам отмечено в Московской, Кемеровской, Читинской, Тюменской, Астраханской областях, Республике Татарстан.

В 2000 году по данным органов и учреждений госсанэпидслужбы, всего забраковано 8566,5 партии в количестве 1175182,817 л, в том числе 596 партий импортной продукции в количестве 102454,02 л. Главными государственными санитарными врачами всех уровней за нарушения санитарного законодательства по вопросу производства и реализации спиртов и алкогольной продукции, вынесено 2458 постановлений о приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено 1961. Отозвано 488 лицензий. Передано 390 материалов в следственные органы, из них приняты к производству 260 дела. За выявленные в ходе проверок нарушения наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля.

 

Таблица 2. Количество забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов, забракованных учреждениями госсанэпидслужбы России за 1995-1999 гг.

 

Года        

1997   

1998   

1999    

2000 <*>

Число       
партий      

12185  

11737  

11969   

8566  

Объем тонн  

8072   

4918   

1556    

1175  

 

--------------------------------

<*> предварительные данные.

 

По данным 2000 года снизилось количество забракованной продукции до 8566 против 11969 в 1999 году. Вместе с тем, средний объем забракованной партии практически не изменился и составляет порядка 130 литров на тонну. В целом снижение объемов забраковки подтверждает тенденцию улучшения качества и безопасности продукции. Однако, несмотря на эти положительные сдвиги, потребность в ведении жесткого надзора и контроля не уменьшилась, т.к. в абсолютных цифрах объемы забраковки составляют более 1 млн. литров нестандартной, в том числе потенциально опасной для здоровья населения продукции из них 67 тыс. литров непосредственно на предприятиях-производителях. Самое большое количество алкогольной продукции было забраковано на территории Республик Татарстан и Саха (Якутия), Кемеровской, Иркутской и Ростовской областей.

Достаточно стойкой тенденций является выявление нестандартной продукции в основном (более в чем 90% случаев) в торговой сети. До 98% вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, 99% предложений об отзыве лицензий, 93% дел, передаваемых в следственные органы, 99% от числа и 95% от суммы штрафов касаются предприятий торговли. По видимому здесь сказывается тот факт, что при проверке торговли в руки специалистов попадает значительная часть контрафактной продукции, выпущенной на незарегистрированных предприятиях. Именно эта продукция и все, что связано с ее продажей составляет основную часть нарушений и объем забраковок.

Главными государственными санитарными врачами всех уровней за выявленные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукцией в 2000 году вынесено 2458 постановлений о приостановке эксплуатации предприятий, из них приостановлено 1961, что составляет 79%. Это определенный рост в качестве организации работы органов и учреждений госсанэпидслужбы, т.к. за 1996-2000 гг. этот показатель не превышал 60%. Однако, по предприятиям пищевой промышленности и торговли в целом эта цифра достигает 96-97%.

В 2000 году по представлениям органов и учреждений госсанэпидслужбы Российской федерации отозвано 488 лицензий в 52 субъектах Российской Федерации. Однако это составило только 62% от направленных в органы исполнительной власти предложений об их отзыве. Наибольшее количество лицензий отозвано в Кемеровской, Челябинской, Ленинградской, Тамбовской, Иркутской, Кировской, Ростовской областях, Краснодарском и Алтайском краях, Республике Татарстан. В Тульской, Новосибирской, Астраханской, Читинской областях, несмотря на неоднократные обращения специалистов госсанэпидслужбы, не отозвано практически ни одной лицензии. Это свидетельствует о необходимости более четкого оформления принимаемых решений и необходимости приложения дополнительных усилий на установление должного взаимодействия в этом вопросе с органами исполнительной власти региона. В Воронежской, Московской, Нижегородской и ряде других регионов присутствует ситуация, когда несмотря на значительный объем бракуемой продукции, представления об отзыве лицензии практически не оформлялись.

В 44 субъектах Российской Федерации по фактам нарушений законодательства передано 390 материалов в следственные органы, из них приняты к производству 260 дел. При этом, если по предприятиям, производящим алкогольную продукцию приняты к рассмотрению 100% дел, то в сфере торговли, являющейся основным поставщиком различных нарушений приняты к рассмотрению только 64% дел. Наиболее часто эта мера использовалась в Томской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской областях. Приморском и Краснодарском краях, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Дагестан.

За выявленные в ходе проверок нарушения наложено 12444 штрафа суммой 12695613,91 рубля. Основная часть наложенных штрафов приходится на сферу торговли. Вместе с тем не всегда принимаемые меры адекватны нарушениям. Так на территориях Псковской области, Республиках Тыва и Северная Осетия, несмотря на достаточно большой объем забракованной продукции (более 10 тыс. литров) штрафные санкции в денежном выражении весьма незначительны. Наибольшие суммы взысканных штрафов, были наложены главными врачами в Ростовской, Тульской и Кемеровской областях, Республиках Татарстан и Адыгея, г. С.-Петербурге, что связано в первую очередь с объемами продукции, забракованными на вышеуказанных территориях.

Анализ проведенной работы центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора свидетельствует о значительном объеме проводимых работ, определенных положительных тенденциях в области качества и безопасности алкогольной продукции, сформировавшихся в 2000 г. Вместе с тем, ЦГСЭН в субъектах федерации необходимо повысить действенность госсанэпиднадзора, усилить взаимодействие с другими органами надзора и контроля, правоохранительными органами, связанными с реализацией Законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов", указанными Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

 

Приложение: Сводные аналитические таблицы, характеризующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации - листов.

 

Заместитель

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

Е.Н.БЕЛЯЕВ


 

Приложение

 

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ,

РЕАЛИЗАЦИЕЙ СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Наименование строки       

Всего  
(сумма граф
3+4+5)  

Предприятия, занятые
производством  

Предприятия,
занятые  
реализацией
алкогольной
продукции 

спиртов

Алкогольной
продукции

NN

1                

2    

3  

4    

5     

1

Всего объектов              

2726055 

5385 

15669  

2705750   

2

Проведено рейдовых проверок 

68157 

434

1469  

66271   

3

Число проверенных предприятий

350992 

718

3774  

346530   

4

Число исследованных образцов
спирта и алкогольных напитков
- всего                     

78696 

427

6617  

71662   

5

В том числе не соответствует
гигиеническим нормам        
(из строки 4)               

5169 

9

129  

5090   

6

Импортная продукция - всего 
(из строки 4)               

8107 

X 

X    

8107   

7

В том числе не соответствует
гигиеническим нормам        
(из строки 6)               

309 

X 

X    

309   

8

Число забракованных партий  
(всего)                     

8566,5

7

87  

8481,4 

9

В том числе импортной продук-
ции (из строки 8)           

596  

X 

3  

593,4 

10

Объем забракованных партий  
(л) - всего                 

1175182,817

40500

67311,51

1069986,345

11

В том числе импортной       
продукции (из строки 10)    

102454,02

X 

745,4

101729,2 

12

Число вынесенных            
постановлений о приостановке
эксплуатации предприятий    
(всего)                     

2458  

2 

39  

2418   

13

Из них приостановлено       
(из строки 12)              

1961  

2 

31  

1928   

14

Число поданных предложений об
отзыве лицензий (всего)     

779  

 

2  

777   

15

Из них отозвано             
(из строки 14)              

488  

 

1  

487   

16

Количество переданных       
материалов и дел в          
следственные органы (всего) 

390  

 

24  

366   

17

Из них приняты к производству
(из строки 16)              

260  

 

24  

236   

18

Число наложенных штрафов    

12444  

1 

126  

12322   

19

Сумма наложенных штрафов    
(руб)                       

12695613,91

1669,8

514925,05

12182728,03

 

О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ, РЕАЛИЗАЦИЕЙ

СПИРТОВ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Всего по Российской Федерации

 

Отчетный период: Январь 2000 г. - Декабрь 2000 г.

 

Код 
терр.

Территория       

Число  
проверенных
предприятий

Число     
исследованных  
образцов спирта
и алког.    
напитков - всего

в том 
числе не
соотв. 
гигиенич.
нормам 

Число     
вынесенных   
постановл. о 
приостановке 
экспл. предпр.

Число  
наложенных
штрафов 

1  

Республика Карелия      

1564   

319      

32   

6      

9    

2  

Республика Коми         

2696   

695      

68   

6      

46    

3  

Архангельская область   

3362   

1919      

66   

7      

38    

4  

Ненецкий автономный округ

144   

588      

5   

0      

0    

5  

Вологодская область     

2277   

300      

10   

22      

48    

6  

Мурманская область      

1097   

82      

8   

1      

7    

7  

г. Санкт-Петербург      

4615   

1942      

11   

125      

330    

8  

Ленинградская область   

2556   

863      

105   

3      

48    

9  

Новгородская область    

1966   

499      

3   

13      

55    

10  

Псковская область       

5808   

141      

0   

4      

5    

11  

Брянская область        

5292   

400      

11   

1      

17    

12  

Владимирская область    

2530   

520      

1   

4      

33    

13  

Ивановская область      

2123   

501      

39   

10      

30    

14  

Калужская область       

2981   

3      

3   

5      

35    

15  

Костромская область     

5302   

384      

62   

46      

196    

16  

г. Москва               

6857   

3924      

189   

9      

326    

17  

Московская область      

10373   

7181      

1047   

29      

50    

18  

Орловская область       

2444   

249      

51   

3      

177    

19  

Рязанская область       

6174   

160      

1   

14      

229    

20  

Смоленская область      

3712   

1811      

71   

5      

19    

21  

Тверская область        

4135   

147      

13   

72      

53    

22  

Тульская область        

3711   

713      

45   

90      

336    

23  

Ярославская область     

3059   

855      

5   

9      

18    

24  

Республика Марий Эл     

1571   

198      

19   

1      

2    

25  

Республика Мордовия     

2369   

91      

4   

24      

30    

26  

Чувашская Республика    

2545   

22      

7   

8      

5    

27  

Кировская область       

8361   

598      

67   

12      

32    

28  

Нижегородская область   

6477   

433      

16   

5      

1    

29  

Белгородская область    

4367   

74      

31   

15      

22    

30  

Воронежская область     

4379   

630      

3   

38      

240    

31  

Курская область         

1392   

135      

9   

15      

101    

32  

Липецкая область        

3084   

831      

0   

1      

8    

33  

Тамбовская область      

5427   

772      

22   

19      

310    

34  

Республика Калмыкия     

1338   

298      

6   

5      

28    

35  

Республика Татарстан    

13781   

8039      

325   

58      

1095    

36  

Астраханская область    

2798   

571      

200   

8      

89    

37  

Волгоградская область   

4558   

883      

25   

29      

143    

38  

Пензенская область      

1022   

157      

17   

119      

115    

39  

Самарская область       

7724   

616      

87   

172      

327    

40  

Саратовская область     

3787   

204      

11   

153      

630    

41  

Ульяновская область     

1524   

141      

5   

1      

3    

42  

Республика Адыгея       

1544   

267      

9   

15      

268    

43  

Республика Дагестан     

4250   

717      

221   

110      

267    

44  

Республика Ингушетия    

6   

65      

33   

4      

10    

45  

Кабардино-Балкарская    
Республика              

2163   

462      

7   

5      

185    

46  

Карачаево-Черкесская    
Республика              

1602   

190      

51   

0      

42    

47  

Республика Северная     
Осетия                  

2225   

759      

3   

0      

5    

48  

Чеченская Республика    

0   

0      

0   

0      

0    

49  

Краснодарский край      

8623   

2160      

120   

42      

314    

50  

Ставропольский край     

6870   

769      

9   

6      

115    

51  

Ростовская область      

11653   

2148      

59   

237      

855    

52  

Республика Башкортостан 

7459   

619      

18   

10      

55    

53  

Удмуртская Республика   

4972   

497      

9   

8      

9    

54  

Курганская область      

3872   

135      

3   

5      

73    

55  

Оренбургская область    

5837   

934      

66   

13      

180    

56  

Пермская область        

8061   

1257      

58   

28      

27    

57  

Коми-Пермяцкий          
автономный округ        

396   

37      

6   

5      

22    

58  

Свердловская область    

10758   

1033      

62   

43      

212    

59  

Челябинская область     

5763   

1108      

65   

118      

300    

60  

Республика Алтай        

990   

90      

26   

4      

17    

61  

Алтайский край          

9978   

1397      

61   

89      

69    

62  

Кемеровская область     

5090   

770      

130   

169      

822    

63  

Новосибирская область   

22051   

2016      

6   

52      

173    

64  

Омская область          

6603   

178      

21   

6      

9    

65  

Томская область         

6078   

3168      

135   

2      

12    

66  

Тюменская область       

3497   

580      

261   

13      

17    

67  

Ханты-Мансийский        
автономный округ        


3426   


2633      


202   


5      


61    

68  

Ямало-Ненецкий          
автономный округ        


836   


726      


79   


74      


2132    

69  

Республика Бурятия      

2271   

1332      

73   

34      

38    

70  

Республика Тыва 728     

190   

64      

12   

0      

 

71  

Республика Хакасия      

2915   

328      

27   

9      

6    

72  

Красноярский край       

5332   

1151      

24   

1      

13    

73  

Таймырский автономный   
округ                   


166   


24      


0   


0      


1    

74  

Эвенкийский автономный  
округ                   


329   


0      


0   


0      


4    

75  

Иркутская область       

4799   

3664      

25   

66      

113    

76  

Усть-Ордынский          
Бурятский авт. Округ    


186   


53      


1   


0      


4    

77  

Читинская область       

2683   

650      

193   

1      

79    

78  

Агинский Бурятский      
автономный округ        


286   


144      


15   


0      


2    

79  

Республика Саха (Якутия)

2484   

4139      

197   

10      

95    

80  

Еврейская авт. Область  

1078   

14      

0   

2      

0    

81  

Чукотский авт. Округ    

566   

129      

5   

4      

5    

82  

Приморский край         

3417   

727      

60   

35      

242    

83  

Хабаровский край        

1612   

162      

16   

6      

6    

84  

Амурская область        

1642   

202      

0   

15      

47    

85  

Камчатская область      

1118   

31      

6   

6      

36    

86  

Корякский автономный    
округ                   


289   


14      


0   


0      


0    

87  

Магаданская область     

1893   

1074      

0   

0      

115    

88  

Сахалинская область     

3038   

61      

5   

19      

72    

89  

Калининградская область 

4234   

499      

24   

2      

6    

90  

Средне-Европейский      
регион                  

300   

120      

13   

3      

1    

91  

Волжско-Уральский       
регион                  

720   

132      

0   

0      

0    

92  

Северо-Западный регион  

480   

0      

0   

0      

0    

93  

Средне-Сибирский регион 

121   

39      

0   

1      

0    

94  

Дальне-Восточный регион 

335   

47      

1   

0      

0    

95  

Южный регион            

1538   

106      

0   

2      

3    

96  

Западно-Сибирский       
регион                  

539   

60      

0   

0      

17    

97  

Западная зона на        
транспорте              

8   

0      

0   

0      

0    

 

ВСЕГО ПО РФ:            

350992   

78696      

5169   

2458      

12444    

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024