Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

6 марта 2001 г.

 

N 5

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРАХ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЗАНЯТОСТИ

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает возрастающую роль системы послевузовского профессионального образования специалистов отрасли в деле обеспечения качества оказания лечебно-профилактической помощи населению России.

В отрасли проводится и постоянно совершенствуется работа по реализации задач, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, решениями коллегий Минздрава России в части подготовки квалифицированных кадров на всех этапах непрерывного образования, обеспечения их занятости, социальной защищенности и безопасных условий труда.

Поиск оптимальной модели подготовки медицинского работника привел к окончательному осознанию необходимости непрерывного образования, которое выразилось в изменении к концу 90-х годов основного принципа: "от образования на всю жизнь" - "к образованию через всю жизнь".

Одногодичная специализация (интернатура) выпускников медицинских вузов (факультетов) учреждена постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране". В последующем Минздравом СССР и Минздравом России изданы ряд приказов, инструктивно-методических рекомендаций по совершенствованию руководства интернатурой органами управления и учреждениями здравоохранения, медицинскими вузами и медицинскими факультетами университетов.

Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" с 1996 г. интернатура отнесена к сфере послевузовского профессионального образования.

Ранее Законом Российской Федерации "Об образовании" определено, что послевузовское профессиональное образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре, докторантуре образовательных учреждений профессионального образования и научных организаций.

К настоящему времени из более чем 20 тыс. выпускников вузов около 7 тыс. продолжают свое обучение в интернатуре на кафедрах образовательных учреждений системы Минздрава России, 8 тыс. чел. зачисляются в интернатуру с прохождением обучения на базе лечебно-профилактических учреждений практического здравоохранения субъектов Российской Федерации. Остальные выпускники вузов проходят подготовку в клинической ординатуре или аспирантуре.

С целью повышения качества подготовки интернов, особенно хирургического профиля, Минздрав России делегировал Ученым советам вузов право принимать решение о продлении сроков обучения в интернатуре с учетом сложностей в подготовке специалистов данного профиля. Аналогично может быть продлено обучение в ординатуре до 5 лет.

Из года в год объем подготовки врачей в ординатуре увеличивается, и в 2000 г. план приема составил 4700 человек в образовательные и научно-исследовательские учреждения Минздрава России. Вместе с тем, ограничение федерального бюджета не позволяет удовлетворить полностью потребности территорий в подготовке ординаторов. Обсуждение данного вопроса с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации позволило найти один из вариантов расширения объемов подготовки специалистов в ординатуре, когда территории выплачивают стипендию, а вуз готовит специалиста. С целью совершенствования работы по подготовке врачей в клинической ординатуре издано информационное письмо от 23.05.2000 N 2510/5785-26, разъясняющее порядок действия ряда позиций приказа Минздрава России "Об утверждении Положения о клинической ординатуре" (в соответствии с Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Предоставление возможности специалистов с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации через аспирантуру и докторантуру в настоящее время регламентировано "Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.98 N 814.

Вопросы подготовки научных кадров в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре систематически рассматриваются на заседаниях Научно-методического совета по проблемам послевузовского профессионального образования, организованного приказом Минобразования России от 05.03.99 N 581. В работе совета принимают активное участие представители Минздрава России.

Объемы подготовки врачей и провизоров в аспирантуре и докторантуре образовательных учреждений и научно-исследовательских организациях ежегодно увеличивается. В 1996 г. план приема в очную аспирантуру составил 1009 человек, заочную - 477 человек, докторантуру - 58 человек.

В 2000 г. была предусмотрена подготовка в очной аспирантуре 1529 человек; заочной - 725; докторантуре - 82 человека.

Изменения в законодательной сфере в начале 90х гг. привели к отмене механизма направления специалиста по окончании интернатуры и ординатуры для работы в конкретном учреждении здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов, клинических ординаторов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные договоры в период обучения, осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости.

Вузы сохранили и развивают накопленный в предыдущие годы опыт по взаимодействию с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и работодателями. Это позволяет получать дополнительную информацию о наличии рабочих мест и способствует заключению договоров между врачами, обучающимися в интернатуре и ординатуре и работодателями.

Необходимо отметить такую форму распределений как квотирование рабочих мест для врачей-интернов, введенную приказом Комитета по здравоохранению администрации г. Санкт-Петербурга.

Заключение индивидуальных договоров с прибывшими в территории молодыми специалистами гарантирует свободный выбор вида занятости по окончании учебного заведения. Договор заключается с выпускником как на обучение в интернатуре, так и на последующее трудоустройство.

Трудоустройство специалистов здравоохранения, завершивших обучение в клинической ординатуре, аспирантуре, осуществляется в основном на основании договоров между направляющей на обучение организацией, учреждением и специалистом. По данным статистической отчетности около 60-70% ординаторов трудоустраиваются по договорам; 20% продолжают обучение в аспирантуре, остальные предпочитают самостоятельное трудоустройство.

В целом органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации считают, что при существующей нормативно-правовой базе контрактная подготовка специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования является наиболее приемлемой системой обеспечения занятости врачей и провизоров.

Вместе с тем, система послевузовского профессионального образования специалистов отрасли, предназначенная для подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями проводимых в стране социально-экономических реформ, не в полной мере решает стоящие перед ней задачи.

Особую озабоченность вызывает качество подготовки интернов на базе отделений городских, районных, областных больниц. Результаты их итоговой аттестации свидетельствуют о слабой теоретической и практической подготовке.

В этой связи представляется необходимым определить комплекс мероприятий по оптимизации подготовки интернов на базе учреждений практического здравоохранения. Одним из таких мероприятий должно стать обязательное прохождение врачами-интернами циклов специализации на кафедрах и курсах учреждений (подразделений) повышения квалификации специалистов отрасли.

Стратегически важным является объективное представление о реальной потребности в работниках как по профилям специальностей, так и по их числу по территориям, районам и даже отдельным лечебно-профилактическим учреждениям.

Необходимо создание единых образовательных программ, включающих учебные планы, качественные тестовые задания и их регулярное обновление, что позволит обеспечить проведение образовательного процесса и контроля качества подготовки на высоком уровне с учетом внедрения новых технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Сегодня крайне необходимым является обсуждение и принятие решения о включении в индивидуальный план обучения в ординатуре 1-2 месячной стажировки специалиста, заключившего соответствующий договор, непосредственно в том лечебно-профилактическом учреждении, где он будет работать после окончания учебы.

Представляется целесообразным установить, что сокращение сроков обучения до 75% от планового возможно только для клинических ординаторов, имеющих стаж работы до поступления в ординатуру.

Следует рассмотреть вопрос о преимущественном праве приема в клиническую ординатуру врачей, имеющих стаж работы по избранной специальности.

Прием в клиническую ординатуру должен осуществляться при наличии 3-сторонних договоров между специалистами, образовательными учреждениями и работодателями.

В настоящее время представляется целесообразным осуществлять подготовку специалистов практического здравоохранения в целевой аспирантуре по заочной форме.

Выпускникам клинической ординатуры, получившим непрерывную трехгодичную послевузовскую подготовку (интернатура, ординатура), или имеющим стаж практической работы до обучения в клинической ординатуре, следует предоставить право претендовать на присвоение второй квалификационной категории при условии ходатайства образовательного учреждения (НИИ).

Прием в клиническую ординатуру по плану Минздрава России должен производиться на основе договоров с обязательством возвращения по месту прежней работы или по направлению образовательного учреждения в соответствии с заявками органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с потребностями в конкретных специалистах лечебно-профилактических учреждений региона.

По мнению образовательных учреждений, подготовка специалистов в ординатуре по целому ряду специальностей в настоящее время должна осуществляться в основном на контрактной основе (с возмещением затрат на обучение).

В настоящее время основными разделами кадровой политики Минздрава России должны стать: конструктивное взаимодействие образовательных медицинских и фармацевтических учреждений с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, их кадровых служб, по анализу состояния и определению потребности подготовки кадров по конкретным специальностям послевузовского профессионального образования, обеспечению занятости, созданию надлежащих социально-бытовых условий специалистам.

Требуют безотлагательного решения вопросы формирования государственного заказа на подготовку специалистов, в том числе на послевузовском этапе, на основе научно обоснованной методики определения потребности в медицинских кадрах различных типов учреждений здравоохранения по регионам.

В целях совершенствования деятельности образовательных медицинских учреждений в сфере послевузовского образования, повышения качества подготовки специалистов для отрасли здравоохранения и обеспечению их занятости

Коллегия РЕШАЕТ:

1. Основной стратегической целью совершенствования работы в сфере послевузовского профессионального образования считать необходимым создание гибкой и мобильной системы, способной удовлетворить потребности в послевузовском образовании каждого специалиста, практического здравоохранения и медицинской науки в любом регионе России для эффективного осуществления проводимой реформы здравоохранения в Российской Федерации.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1 Усилить персональную ответственность руководителей учреждений здравоохранения, являющихся базами подготовки интернов, за качество обучения молодых врачей, безусловное выполнение плана обучения в интернатуре.

Предусмотреть обязательное направление врачей-интернов на соответствующие циклы общего усовершенствования, проводимые кафедрами и курсами медицинских академий последипломного образования, институтов и факультетов усовершенствования врачей.

2.2. Провести расширенные заседания коллегий с участием главных специалистов, главных врачей баз интернатуры, ректоров региональных учреждений дополнительного образования, деканов факультетов усовершенствования врачей с обсуждением вопросов качества подготовки специалистов в интернатуре, их трудоустройства.

Срок - 01.07.2001

 

2.3. При формировании заявок на подготовку специалистов в ординатуре предусмотреть преимущественное направление врачей, имеющих стаж работы по избранной специальности.

Срок - ежегодно

 

2.4. Рассмотреть вопрос и представить предложения о целесообразности предоставления права на присвоение второй квалификационной категории выпускникам клинической ординатуры, получившим непрерывную трехгодичную подготовку (интернатура, ординатура), или имеющим стаж практической работы до обучения в клинической ординатуре.

Срок - 01.07.2001

 

2.5. Обеспечить выполнение условий двух- и трехсторонних договоров с молодыми специалистами, особенно в вопросах оказания им социальной и материальной поддержки.

Срок - постоянно

 

2.6. Одновременно с направлением заявок на подготовку специалистов в интернатуре и клинической ординатуре представлять краткий аналитический отчет по обеспеченности лечебно-профилактических учреждений территории специалистами.

Срок - ежегодно

 

2.7. Совместно с высшими медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями и по согласованию с представителями Минздрава России в федеральных округах Российской Федерации разработать план мероприятий на 2001-2005 гг. по трудоустройству молодых специалистов.

Срок - 01.07.2001

 

3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

3.1. Разработать и представить для утверждения порядок проведения первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, обратив особое внимание на качество подготовки врачей-интернов на базе отделений городских, районных, областных больниц.

Срок - 30.04.2001

 

3.2. Завершить работу и утверждение в установленном порядке образовательных стандартов, включающих типовые учебные планы, программы подготовки врачей и провизоров в интернатуре и ординатуре, квалификационные характеристики и тестовые контрольные задания. Обеспечить их централизованное издание и направление в образовательные учреждения (подразделения) повышения квалификации специалистов отрасли и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Срок - 01.12.2001

 

3.3. Совместно с образовательными учреждениями разработать и утвердить план подготовки и издания специальной учебной и методической литературы для системы послевузовского профессионального образования

Срок - 01.07.2001

 

3.4. Совместно с Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России подготовить и рассмотреть на заседании Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации вопрос: "О качестве подготовки специалистов в сфере послевузовского профессионального образования (ординатура) для различных типов лечебно-профилактических учреждений отрасли".

Срок - 30.11.2001

 

3.5. Совместно с Российской академией медицинских наук и Московской медицинской академией им.И.М.Сеченова Минздрава России рассмотреть вопрос: "О подготовке научных кадров в аспирантуре, докторантуре в подведомственных образовательных и научно-исследовательских учреждениях".

Срок - 01.10.2001

 

4. Ректорам медицинских и фармацевтических вузов, учреждений дополнительного профессионального образования:

4.1. Предусмотреть включение в программы подготовки врачей-интернов, клинических ординаторов циклов общественного здоровья и здравоохранения.

Срок - 01.09.2001

 

4.2. Предусмотреть, начиная с 01.09.2001, расширение подготовки врачей в целевой аспирантуре по заочной форме для лиц, положительно зарекомендовавших себя в период обучения в клинической ординатуре и последующей практической работе.

4.3. Рассмотреть вопрос и представить предложения о подготовке клинических ординаторов по отдельным специальностям преимущественно на контрактной основе с компенсацией затрат на обучение.

Срок - 01.07.2001

 

5. Контроль за выполнением данного решения коллегии возложить на заместителя Министра Стуколову Т.И.

 

Председательствующий на коллегии,

первый заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

А.И.ВЯЛКОВ

 

Секретарь коллегии

А.В.ВЕРЕМЕЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018