Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

27 марта 2001 г.

 

N 2510/3070-01-32

 

ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕГИИ

 

В Министерстве здравоохранения Российской Федерации 09.01.2001 года состоялось заседание Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации по проблеме "Младенческая смертность в Российской Федерации. Пути снижения".

Проблема состояния младенческой смертности, оказывающая непосредственное влияние на демографические показатели, в настоящее время приобретает особую социальную значимость.

Младенческая смертность занимает ведущее место в структуре смертности детей от 0 до 14 лет (1999 год - 57,3%).

В целом по России, включая 1998 год, отмечалось постоянное снижение показателя младенческой смертности (на 8,8% по сравнению с 1995 годом). Но в 1999 году при снижении абсолютного числа умерших детей до 1 года показатель младенческой смертности возрос до 16,9%о. За 12 месяцев 2000 года показатель младенческой смертности составил 15,3 на 1000 родившихся живыми (12 месяцев 1999 года - 16,5).

Рост смертности детей в возрасте до одного года обусловлен рядом факторов: социально- экономическими, экологическими, наследственными, а также качеством медицинской помощи женщинам и новорожденным детям. Неблагоприятным фоном является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, рост числа осложнений беременности и родов. Существенное влияние оказывают аборты, уровень которых все еще остается высоким. Ухудшается состояние здоровья беременных женщин.

Работа по профилактике и снижению младенческой смертности в стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на период смертности осуществляются в рамках федеральной программы "Дети России", действие которой продлено на период 2001-2002 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы". За последние 5 лет реализации программы, включающей 11 подпрограмм для решения проблем материнства и детства было направлено 296,6 млн. рублей.

Большая часть средств была направлена на улучшение оснащения детских и родовспомогательных учреждений.

За счет средств федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" с 1996 года внедрен и обеспечивается неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволило за последние 4 года выявить 2776 больных новорожденных и предупредить их инвалидизацию.

Значительный вклад в укрепление службы материнства и детства вносит Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за счет средств которого с 1997 года получили поддержку региональные программы 63 территорий на сумму 637,5 млн. рублей.

В целях усиления внимания к решению проблемы снижения материнской и младенческой смертности на заседании специальной комиссии регулярно заслушиваются руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Разработан и утвержден "План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы".

Для оказания организационно-методической помощи в реализации региональной стратегии снижения младенческой смертности в 1998 году в территории Российской Федерации Минздравом России направлена программа действий по совершенствованию системы профилактических и лечебно-диагностических мероприятий детям в возрасте до 1 года.

На основе технологий Интернета и рекомендаций ВОЗ разрабатывается программа национального мониторинга перинатальной и младенческой смертности.

В последние годы в регионах в службе материнства и детства получили развитие новые информационные и лечебно-диагностические технологии (Чувашская Республика, Республика Коми, Мурманская область и др.).

Вместе с тем, как свидетельствуют результаты проверки и заслушивания 17 территорий, анализа информации из 70 регионов на местах использованы не все резервы для снижения младенческой смертности, улучшения организации и качества медицинской помощи женщинам и детям.

Существенным резервом снижения младенческой смертности в этой группе является совершенствование организации и качества пренатальной диагностики. При высоком уровне ультразвукового обследования беременных женщин эффективность его в большинстве регионов недостаточная. В 1999 году в Ивановской, Тверской областях при выявлении врожденных пороков развития прерывается лишь половина беременностей, в Пензенской области - менее половины.

Другим резервом снижения младенческой смертности является смертность от травм и отравлений. Эти причины имеют место в основном в социально неблагополучных семьях. Из общего числа показателей смертности детей от этих причин - 43,8%, приходится на случаи механического удушения, около 4% детей погибло в транспортных происшествиях, 5,2% - от убийств и 11,8% от других травм и повреждений. Предотвращение смерти детей до одного года от этих причин может уменьшить показатель младенческой смертности на 1 единицу.

Для решения проблемы профилактики и снижения младенческой смертности в группах социального риска, в т.ч. беженцев, временных переселенцев, необходимо развитие социальной помощи в службе охраны материнства и детства.

Недостаточное внимание на местах уделяется проблеме смертности детей в возрасте до 1 года от болезней органов дыхания, особенно в сельской местности (Республика Татарстан, Курская область и др.).

Требуют углубленного анализа случаи внезапной смерти детей. Диагноз "внезапная смерть" во многих случаях ставится без достаточных оснований (Омская область и др.).

Следует отметить недостаточное участие в работе по профилактике и снижению младенческой смертности в ряде регионов кафедр акушерства и гинекологии, педиатрии, а также профильных НИИ (Тверская, Ивановская области и др.).

Учитывая актуальность и политическую значимость проблемы снижения младенческой смертности Министерство здравоохранения Российской Федерации просит оказать максимальное содействие органам здравоохранения на местах в реализации мер по снижению младенческой смертности в регионе.

 

Заместитель Министра

О.В.ШАРАПОВА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018