Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРИКАЗ

 

21 мая 2001 г.

 

N 25

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ

ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Во исполнение постановления Правительства Московской области от 04.11.2000 г. N 137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении населения Московской области" и в целях ускорения внедрения на территории области формулярной системы льготного лекарственного обеспечения при лечении заболеваний у больных, имеющих законодательно установленные льготы, приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по организации формулярной системы льготного лекарственного обеспечения жителей Московской области при лечении в амбулаторно-поликлинических условиях (Приложение 1).

2. Утратил силу. - Приказ Минздрава МО от 11.02.2004 N 42.

3. Контроль за исполнением приказа возлагаю на первого заместителя Министра Солодкого В.А.

 

Министр здравоохранения

Правительства Московской области

В.Ю.СЕМЕНОВ

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ФОРМУЛЯРНАЯ СИСТЕМА ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Аннотация

 

В методических рекомендациях содержится информация, необходимая органам местного самоуправления, организаторам здравоохранения и аптечной службы, членам муниципальных формулярных комиссий по организации деятельности формулярной системы льготного лекарственного обеспечения на муниципальном уровне. Подобная информация, полученная в результате 3-летнего эксперимента по оптимизации лекарственного обеспечения льготных категорий населения 10 муниципальных образований Московской области с общим количеством жителей около 1 млн. человек, представлена в России впервые.

Методические рекомендации разработаны и составлены на основании литературных данных и результатов собственных исследований кандидатом медицинских наук, заведующим информационно-аналитическим отделом Министерства здравоохранения Московской области Малаевым М.Г.

 

Введение

 

В странах с развитой рыночной экономикой регулярно проводится анализ стоимостных показателей, результаты которого используются при принятии государственных социальных программ лечения заболеваний. Лекарственное обеспечение жителей, имеющих законодательно установленные льготы при проведении лечения в амбулаторных условиях, требует значительных финансовых затрат, а бюджетные ресурсы муниципальных образований, несущих на себе основную тяжесть по реализации гарантированных государством льгот, в значительной мере ограничены. Дефицит финансовых средств диктует необходимость разработки механизма управления процессом льготного лекарственного обеспечения, основанного на методах экономического анализа. Механизмом, позволяющим организовать гарантированное лекарственное обеспечение льготных групп населения в условиях дефицита финансовых средств, является формулярная система лекарственного обеспечения, понимаемая как комплекс мероприятий организационного, технического, научно-методологического и финансово-экономического характера. Целью введения формулярной системы является приведение в соответствие государственных обязательств и финансовых ресурсов муниципальных образований с уровнем бюджетных затрат, необходимых для возмещения стоимости лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, выдаваемых льготным группам населения для обеспечения лечебного процесса в амбулаторно-поликлинических условиях.

Введение в действие формулярной системы льготного лекарственного обеспечения можно условно разбить на 3 этапа: организационный этап, этап накопления информации и этап стабилизации процесса льготного лекарственного обеспечения. На каждом из этапов достигаются определенные цели в случае решения поставленных задач.

 

I. Организационный этап

 

Целью организационного этапа является создание условий для повышения эффективности использования бюджетных средств, выделенных для реализации государственных обязательств перед жителями муниципальных образований, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение лечебного процесса в амбулаторно-поликлинических условиях.

Задачей организационного этапа является введение системы управления действием основных факторов, влияющих на размер бюджетных затрат при реализации лекарственного обеспечения лечебного процесса в амбулаторно-поликлинических условиях, а также минимизация стоимости лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, выдаваемых льготным группам населения муниципального образования.

К основным факторам, действие которых определяет размер расходов бюджетных средств, относятся следующие факторы:

 

1. Законодательная база

 

Нормативные и законодательные документы, регламентирующие в настоящее время льготное лекарственное обеспечение граждан РФ в амбулаторно-поликлинических условиях, имеют большое количество неопределенностей, которые в совокупности не позволяют лечащему врачу во время приема больного определить правомочность назначения лекарственных препаратов с возмещением их стоимости за счет бюджетных средств. Большинство медицинских работников готово соглашаться с мнением и желанием больного или его родственников по назначению лекарственных препаратов, если они не затрагивают медицинских основ. Некоторые медицинские работники удовлетворяют все желания больного или пытаются решать социально-экономические проблемы отдельных граждан за счет назначения больным пищевых продуктов и пищевых добавок под видом лекарственных средств. В результате этого значительно увеличивается число жителей, необоснованно получающих льготное лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств, и возрастают расходы на возмещение стоимости товаров, не относящихся собственно к лекарственным средствам. Расходы на возмещение стоимости товаров, не обладающих лечебными свойствами (питательные смеси, вода для инъекций и т.д.), а также расходы на лекарственные препараты, применение которых невозможно без оказания дополнительной помощи со стороны медицинских работников (лекарственные формы для парентерального введения), составляют около 37% от общей стоимости лекарственных средств, выдаваемых льготным группам населения для проведения лечения в амбулаторно-поликлинических условиях.

С целью упорядочения предоставления льготного лекарственного обеспечения за счет бюджетных средств органами исполнительной власти муниципального образования должен быть сформирован "Регистр льготных групп населения муниципального образования", в котором указывается признак, дающий право на льготы, размер бюджетного возмещения от стоимости лекарственных препаратов и длительность предоставления льгот, ФИО, возраст, пол, адрес местожительства, а также серия и номер страхового полиса. Только при наличии такого регистра возможно введение персонифицированного учета бюджетных расходов на льготное лекарственное обеспечение.

Рецептурный бланк, согласно которому аптечные организации отпускают лекарственные препараты и изделия медицинского назначения с возмещением их стоимости за счет бюджетных средств, должен, как документ строгой отчетности, иметь уникальную серию, указывающую на принадлежность к определенному муниципальному образованию, и порядковый номер. На данном бланке, в дополнение к имеющимся на рецептурном бланке (утвержденной Минздравом России формы 148-1/у-88) информационным полям, должны иметься информационные поля для указания серии и номера страхового полиса, кода социальной группы или категории заболевания, принадлежность к которым дает право гражданину на льготы, а также код нозологии (болезни), являющейся основанием для назначения лекарственных препаратов.

Предоставление социальных льгот населению в виде льготного лекарственного обеспечения возможно только после заключения договорных отношений между юридическими лицами, находящимися в товарно-денежных взаимоотношениях (Плательщик - Администрация и Исполнитель - аптечная организация), и уточнения перечней:

- аптечных организаций, имеющих право на возмещение за счет бюджетных средств стоимости лекарственных препаратов, выданных льготным группам граждан;

- лечебно-профилактических учреждений, медицинские работники которых имеют право на оформление рецептурных бланков для лекарственного обеспечения лечебного процесса, проводимого в амбулаторно-поликлинических условиях у больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение;

- пофамильные списки медицинских работников, которым приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения разрешено оформление рецептурных бланков для лекарственного обеспечения лечебного процесса, проводимого в амбулаторно-поликлинических условиях у больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

 

2. Правила и условия льготного лекарственного обеспечения

 

Законодательством установлены следующие основные правила и условия для льготного лекарственного обеспечения лечебного процесса в амбулаторно-поликлинических условиях:

- Право на получение лекарственных препаратов за счет бюджетных средств возникает только при развитии заболевания или обострении заболевания у гражданина, имеющего право на льготы при лечении заболевания в амбулаторно-поликлинических условиях.

- Право на оформление рецептурных бланков для получения лекарственных препаратов за счет бюджетных средств имеют только лечащие врачи, т.е. врачи, непосредственно наблюдающие больного, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях. По отношению к лечащим врачам все прочие медицинские работники, независимо от научных званий и должности, рассматриваются как консультанты. Врачи-консультанты дают рекомендации больному, а не лечащему врачу, но рекомендации врачей-консультантов могут быть учтены лечащим врачом при проведении лечебного процесса.

- Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности, поэтому лечащий врач имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе и в части лекарственного обеспечения лечебного процесса, только в пределах компетенции, подтвержденной сертификатом специалиста.

- В амбулаторно-поликлинических условиях запрещено назначение лекарственных препаратов, использование которых возможно только при лечении в стационарных условиях (стационары с круглосуточным пребыванием, с дневным пребыванием, стационары на дому, дневные стационары при поликлиниках). К данной группе лекарственных препаратов относятся препараты для парентерального введения (инъекционные лекарственные формы), применение которых возможно только в специально созданных условиях или введение которых требует привлечения дополнительной медицинской помощи, т.е. дополнительных материальных и финансовых затрат.

- При типичном течении заболевания у больного, имеющего право на льготы, лечащий врач обязан использовать в схеме лечения заболевания лекарственные препараты, указанные в муниципальном формуляре лечения основных нозологий, а в случае осложненного (нетипичного) течения заболевания - обосновать на заседании клинико-экспертной комиссии необходимость назначения больному препаратов, не вошедших в формуляр лечения.

- Клинико-экспертная комиссия может дать разрешение лечащему врачу на назначение больному, имеющему право на льготы при лечении в амбулаторных условиях, любого лекарственного препарата с возмещением стоимости этого лекарственного препарата за счет бюджетных средств, но в пределах выделенных на льготное лекарственное обеспечение бюджетных средств.

- Количество лекарственного препарата, необходимого для проведения курса лечения, определяется лечащим врачом, но не может превышать количеств, достаточных для проведения лечения в течение 1 месяца. Для некоторых лекарственных препаратов Минздравом России установлены предельные количества лекарственных веществ, отпускаемых аптеками по 1 рецептурному бланку.

- В соответствии с законодательством больной или его законные представители имеют право отказаться от выполнения врачебных рекомендаций, связанных с необходимостью проведения лекарственной терапии. Предоставление больному лекарственных препаратов за счет бюджетных средств может быть возобновлено при условии выполнения больным рекомендаций лечащего врача.

- Больной или его представители имеют право на получение лекарственных препаратов за счет бюджетных средств по рецептурному бланку в течение 1 месяца с момента оформления рецептурного бланка (за исключением особых случаев, оговоренных приказами Минздрава России).

- Лекарственные препараты, назначенные лечащим врачом больному, имеющему право на льготное лекарственное обеспечение, могут быть получены за счет бюджетных средств только в специально выделенных аптечных организациях, которым органами исполнительной власти предоставлено право на осуществление льготного лекарственного обеспечения.

- Больной или его представители имеют право на получение в аптечной организации за наличный расчет лекарственного препарата, аналогичного препарату, назначенному врачом, но имеющему другое торговое наименование или другую лекарственную форму.

- Лекарственные препараты, выданные больному за счет бюджетных средств, не предназначены для лечения членов семьи больного, имеющего право на льготы, а также других граждан или домашних животных.

 

3. Формуляр лечения в амбулаторных условиях основных нозологий у граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

 

Формуляр лечения в амбулаторных условиях основных нозологий у граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, является основным инструментом управления качеством лечения и размером предстоящих финансовых расходов. Типовой формуляр лечения основных нозологий в амбулаторно-поликлинических условиях для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, разрабатывается членами областной формулярной комиссии. Типовой формуляр лечения является документом, определяющим стратегию лекарственного обеспечения лечебного процесса при том или ином заболевании основными лекарственными средствами, т.е. лекарственными средствами, необходимыми для проведения этиопатогенетического лечения. Типовой формуляр лечения обозначает все классы болезней, подлежащие лечению фармако-терапевтическими группами лекарственных средств, обязательными для включения в формуляры лечения любого уровня оказания медицинской помощи населению. На основании утвержденного типового формуляра лечения члены муниципальных формулярных комиссий обязаны разработать муниципальные формуляры лечения основных нозологий в амбулаторно-поликлинических условиях. Муниципальные формуляры лечения являются документами, конкретизирующими государственные обязательства в части льготного лекарственного обеспечения отдельных групп населения и решают тактические вопросы лекарственного обеспечения лечебного процесса. В муниципальные формуляры лечения могут дополнительно включаться фармако-терапевтические группы лекарственных средств, имеющие вспомогательное значение при лечении болезней.

Включение в муниципальные формуляры лечения лекарственных средств с указанием международных непатентованных наименований, а также торговых наименований лекарственных препаратов с указанием полной рецептурной прописи, проводится на основе данных экономического анализа. Целью проведения анализа является выбор лекарственных препаратов, дающих максимальный клинический эффект при минимальных финансовых расходах на проведение курса лечения заболевания. Результатом данного анализа должно стать определение минимального (базового) размера финансового обеспечения эффективной медикаментозной терапии в амбулаторно-поликлинических условиях в случае развития заболевания или при обострении имеющегося заболевания у граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

На размер финансовых расходов влияет большое количество показателей, относящихся непосредственно к лекарственному средству (страна-производитель, фирма-поставщик, тип готовой лекарственной формы, размер и свойства потребительской упаковки). К примеру, курс лечения больных обзиданом (Германия, таблетки 40 мг) обходится в 11,6 раз дороже, чем анаприлином (Россия) в той же самой расфасовке. Средняя стоимость курса лечения нестероидными противовоспалительными средствами - ацетилсалициловой кислотой, метамизолом натрия, индометацином, ибупрофеном и диклофенаком находится в соотношении - 1 : 1,4 : 2,5 : 3,7 : 9. Средняя стоимость курса лечения диклофенаком для перорального применения (таблетки по 50 мг N 10) в 2000 году составила 35 рублей, а для парентерального применения (ампулы 2,5% - 3 мл N 5) - 53 рубля.

Не целесообразно и одновременное включение в формуляр лечения лекарственных средств, имеющих аналогичный механизм действия, к примеру, ингибиторов АПФ с разными международными непатентованными наименованиями: каптоприл, квинаприл, фозиноприл, эналаприл. В то же время в отдельных клинических ситуациях возникает необходимость назначения близких по основному механизму действия лекарственных средств, несмотря на значительную разницу в стоимости курса лечения. Например, средний расход финансовых средств на лечение 1 больного инсулинонезависимой формой сахарного диабета в 2000 году глибенкламидом составил 48 рублей (глибенкламид 5 мг N 50 - 39 рублей, манинил 5 мг N 120 - 109 рублей), гликвидоном (глюренорм 30 мг N 60) - 735 рублей, гликлазидом (диабетон 80 мг N 60) - 945 рублей. Соотношение количества больных, получивших данные препараты в 2000 году, соответственно составило 24 : 3,7 : 1,2 : 1. Целесообразность назначения данных сахароснижающих препаратов обусловлена особенностями их фармакологического действия.

Таким образом, введение в муниципальный формуляр лечения лекарственных препаратов без предварительного проведения экономического и клинического анализа может сопровождаться значительным увеличением расходов бюджетных финансовых средств без получения дополнительного клинического или социального эффектов. В приложениях N 1 и N 2 приведены примеры оформления муниципальных формуляров лечения и экономического расчета предстоящих расходов бюджетных средств.

Основным принципом деятельности формулярной системы льготного лекарственного обеспечения является ее разрешительный характер. В муниципальный формуляр лечения включаются лекарственные препараты, разрешаемые к использованию при лечении льготных групп населения в амбулаторно-поликлинических условиях независимо от специальности всем врачам, которым приказом главного врача дано право на оформление рецептурных бланков, дающих гражданам право на получение лекарственных препаратов за счет бюджетных средств. Врачам, имеющим дополнительную профессиональную подготовку (эндокринологам, онкологам и т.д.), может быть дополнительно разрешено назначение лекарственных препаратов, обладающих специфическим действием. По решению клинико-экспертной комиссии при наличии клинического обоснования больному может быть назначен любой лекарственный препарат, имеющийся на фармацевтическом рынке, но при условии наличия соответствующего бюджетного финансирования. Принципиальная схема деятельности формулярной системы льготного лекарственного обеспечения представлена на схеме (приложение 3).

Таким образом, реальный размер бюджетных затрат на возмещение стоимости лекарственных препаратов, выданных льготным группам граждан для проведения лечения в амбулаторно-поликлинических условиях, складывается из расчетного минимального (базового) уровня затрат и затрат на возмещение стоимости лекарственных препаратов, назначаемых при осложненном течении заболевания членами клинико-экспертных комиссий, создаваемых в каждом лечебно-профилактическом учреждении. Удельный вес бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности клинико-экспертных комиссий, определяется количеством больных, нуждающихся в индивидуализации схемы лечения, и финансовыми возможностями муниципальных образований. Минимальный норматив финансирования льготного лекарственного обеспечения, утвержденный постановлением Правительства Московской области N 137/33 от 04.11.2000 г. "О гарантированном лекарственном обеспечении граждан Московской области", является показателем, отражающим размер финансового обеспечения лекарственной терапии, проводимой в минимальном объеме и по жизненным показаниям у больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Данный показатель регламентирует только минимально допустимый (нижний) уровень бюджетного финансирования на территории любого муниципального образования.

Снижение уровня финансирования льготного лекарственного обеспечения в текущем году по сравнению с предыдущими периодами должно быть доказательно подтверждено экономическим анализом (уменьшение количества лиц, имеющих льготы, снижение уровня заболеваемости и т.д.).

 

4. Функционирование систем контроля и учета

 

Контроль над использованием бюджетных средств и лекарственных препаратов, выданных льготным группам населения, основан на деятельности Единой областной автоматизированной системы учета и контроля льготного лекарственного обеспечения. Программные продукты автоматизированной системы учета и контроля устанавливаются в фармацевтических (аптечных) организациях и органах управления здравоохранением (аптечной службой) муниципальных образований комплексно при наличии информации, перечисленной в пункте 1 методических рекомендаций. В качестве программного продукта, соответствующего предъявляемым к информационным системам требованиям, определен программный продукт ГУП "Московский областной центр сертификации и контроля качества лекарственных средств". Программные продукты, разработанные другими организациями, могут быть включены в Единую областную систему учета и контроля льготного лекарственного обеспечения в случае получения положительных результатов тестирования, проводимого комиссией, созданной при Министерстве здравоохранения Московской области.

Ввод в компьютерную базу данных информации о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения, выданных по рецептурным бланкам, дающим гражданам право на получение лекарственных препаратов за счет бюджетных средств, осуществляется сотрудниками фармацевтических (аптечных) организаций.

Проведение технической экспертизы баз данных на достоверность введенной информации и установка обновленных справочников (справочников врачей, лекарственных препаратов и больных, имеющих право на льготы), производится сотрудниками организаций, осуществляющих сопровождение программного продукта.

 

II. Этап накопления информации

 

Целью этапа накопления информации является получение достоверного массива информации о льготном лекарственном обеспечении жителей муниципального образования.

Задачей этапа является поддержание в актуализированном состоянии регистра лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение и анализ эффективности расходов бюджетных средств.

Для решения этих задач сотрудниками органов управления здравоохранением (аптечной службой) муниципальных образований ежемесячно производится уточнение регистра лиц, имеющих право на льготы, и фамилий врачей, имеющих право на оформление специальных рецептурных бланков, по проверенным первичным базам данных, поступивших из фармацевтических (аптечных) организаций. Контроль эффективности использования бюджетных средств и оптимальности использования лекарственных препаратов осуществляется на основании анализа обобщенных данных. Накопленная информация является основой для проведения экономического анализа, как на муниципальном, так и на областном уровне.

 

III. Этап стабилизации процесса

льготного лекарственного обеспечения

 

Целью этапа является поддержание в равновесии размеров выделяемых бюджетных средств и расходов на льготное лекарственное обеспечение жителей муниципального образования.

Основной задачей этапа является достижение уровня качества лекарственного обеспечения лечебного процесса, максимально достижимого при имеющихся финансовых средствах.

Появление в распоряжении органов исполнительной власти достоверной информации по всем параметрам, характеризующим процесс льготного лекарственного обеспечения, позволяет принимать экономически взвешенные решения о возможности повышения качества лекарственного обеспечения лечебного процесса в амбулаторно-поликлинических условиях за счет включения дополнительных лекарственных препаратов в муниципальный формуляр лечения основных нозологий.

Таким образом, в результате введения формулярной системы льготного лекарственного обеспечения происходит восстановление вертикали государственного управления финансовыми ресурсами и качеством предоставляемого за счет бюджетных средств лекарственного обеспечения лечебного процесса, следствием чего является гарантированное выполнение государственных обязательств перед жителями, имеющими право на льготное лекарственное обеспечение.


 

Приложение N 1

 

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ФОРМУЛЯРА ЛЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НОЗОЛОГИЙ

У ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

УТВЕРЖДЕНО РЕШЕНИЕМ РАЙОННОЙ ФОРМУЛЯРНОЙ КОМИССИИ

Протокол N    от ________________ 2000 г.

 

┌──────┬─────────────┬──────────────────────┬──────────────────┬────────────────────────────┬─────────────┐

│Код и │Наименование │        Фармако-        Международные     Лекарственные препараты,  │ Препараты, 

│класс │ нозологии   │терапевтические группы│ непатентованные      назначение которых      │назначаемые 

│МКБ-10│                                      наименования        разрешается всем         врачами,  

                                           лекарственных   │ лечащим врачам, независимо │  имеющими  

                                              средств            от специальности      специальную

                                                                                       │ подготовку 

├──────┴─────────────┴──────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────┴─────────────┤

                              1 (класс IX) Болезни системы кровообращения                               

├──────┬─────────────┬──────────────────────┬──────────────────┬────────────────────────────┬─────────────┤

│ 110  Эссенциальная│Анальгезирующие,      │ацетилсалициловая │ацетилсалициловая к-та /тб/ │кардиолог   

      │гипертензия  │жаропонижающие и      │к-та              │0,5 N 10                                

                   │противовоспалительные │                                                           

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         амиодарон                                     амиодарон   

                                                                                       │/тб/ 0,2 N 30│

                                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         атенолол          атенолол /тб/ 0,05 N 100                

                                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                   │Антиаритмические      верапамил         верапамил /тб/ 0,08 N 50                 

                   │средства                                                                        

│ 115  │Вторичная                          ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

      │гипертензия                        пропранолол       анаприлин /тб/ 0,04 N 100               

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

                   │Диуретические и дегид-│фуросемид         │фуросемид /тб/ 0,04 N 50    │невролог    

                   ратационные средства                                                            

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

│ 125  Хроническая                                          адельфан эзидрекс /тб/ N 10 │            

      │ишемическая                        ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

      │болезнь      │Гипотензивные средства│винпоцетин                                    кавинтон /тб/│

      │сердца       │и препараты, улучшаю- │                                              │0,005 г N 50 │

                   щие мозговое кровооб- ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                   │ращение               клонидин          │клофелин /тб/ 0,00015 N 50              

                                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         нифедипин         фенигидин /тб/ 0,01 N 40                

                                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         эналаприл         эналаприл /тб/ 0,01 N 20                

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

│ 164  │Инсульт, не                        изосорбид динитрат│нитросорбид /тб/ 0,01 N 50               

      │уточненный                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

      │как кровоиз- │Сосудорасширяющие и   ксантинола        ксантинола никотинат /тб/               

      лияние или   │спазмолитические сред-никотинат         │0,15 N 30                               

      │инфаркт      ства                  ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         │папаверин         │папаверина г/хл /тб/ 0,04 г │            

                                                           │N 10                                    

                                         ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                                         │нитроглицерин     нитроглицерин /капс/                    

                                                           │0,0005 г N 20                           

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

                   │ Сердечные препараты  дигоксин          дигоксин /тб/ 0,00025 N 50              

│ 167  │Другие       │ горицвета, наперстян-│                                                          

      цереброваску-ки и строфанта                                                                 

      лярные болез-├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

      │ни           │ Средства, влияющие на│пентоксифиллин    пентоксифиллин /тб/ 0,1 N 60│            

                   │ свертывание крови,   ├──────────────────┼────────────────────────────┤            

                   гемостатики и фиб-   фениндион         фенилин /тб/ 0,03 N 20                  

                   ринолитические                                                                 

                   │ средства                                                                       

                   ├──────────────────────┼──────────────────┼────────────────────────────┤            

│ 170  │Атеросклероз │ Кислоты, щелочи,     │калия, магния     аспаркам /тб/ 0,5 N 50                  

                   │ препараты кальция    аспарагинат                                               

                   │ и калия                                                                        

└──────┴─────────────┴──────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────┴─────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ

ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ СТОИМОСТИ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ФОРМУЛЯР ЛЕЧЕНИЯ (НА 2001 ГОД)

 

N
п/п

Наименование лекарственного
препарата           

Оптовая цена
за единицу
в руб.  

Ответственный     
поставщик       

Расчетное
кол-во 
больных,
нуждающихся
в препарате

Планируемый
расход лек.
пр-та на 
курс лечения
1 больного
(упаковок)

Планируемый
расход  
финансовых
средств  
(руб/год) 

1

адельфан эзидрекс /тб/ N 10

3,36   

ООО "Фарма КБ"        

858   

8,69  

25046 

2

адиуретин /капли/         
0,1 мг/мл - 5,0 мл N 1 фл 


562,00   


ЗАО "Парма Медикал"   


4   


11,80  


26526 

3

аллопуринол /тб/ 0,1 N 50 

10,83   

ЗАО "ЦВ "Протек"      

2   

3,00  

65 

132

эутирокс /тб/ 100 мкг N 50

33,26   

ЗАО "Шрея Корпорейшнл"

127   

1,86  

7845 

133

эуфиллин /тб/ 0,15 N 30   

4,19   

ЗАО "ВИАЛЕК"          

510   

6,32  

13511 

 

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ КЭК

 

МОРФИНА ГИДРОХЛОРИД: р-р д/ин 
1% амп. 1 мл N 5              

29,12   

ОГУП "Мособлфармация" 

8   

6,63  

1543 

ОМНОПОН: р-р д/ин 1%  амп.    
1 мл N 5                      

26,73   

ОГУП "Мособлфармация" 

8   

11,25  

2405 

ОМНОПОН: р-р д/ин 2% амп.     
1 мл N 5                      

26,73   

ОГУП "Мособлфармация" 

12   

5,17  

1657 

ПРОМЕДОЛ: р-р д/ин 2% амп.    
1 мл N 1                      

8,22   

ОГУП "Мособлфармация" 

15   

26,13  

3221 

ПРОСИДОЛ: 1% 1 мл амп.        

6,05   

ОГУП "Мособлфармация" 

25   

4,88  

738 

               Итого             оптовая стоимость лекарственных препаратов                     1391190 р.

                                 розничная стоимость лекарственных препаратов                   1808547 р.

 

    ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ РАСТВОРЫ

 

    1 Инсулиновые шприцы и иглы                          7000 р.

    2 Этиловый спирт 96% для дезинфекции и хранения     25000 р.

      многоразовых шприцев

    3 Катетеры пеццера (все размеры)                      100 р.

    4 Бинты (всех размеров), вата, лейкопластырь        14000 р.

      отечественного производства

    5 Турбоингаляторы (спинхалеры) для интала            4000 р.

 

      Итого                                             50100 р.

 

 

 

 

 

Приложение N 3

 

СХЕМА

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ

ГАРАНТИРОВАННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                                    ┌──────────┐

   ┌──── автоматизированный ------->│  АПТЕКА  │<------    гарантированный ───────────┐

         учет и контроль           └──────────┘        размер финансирования        

                                    /\      /\                                      

                      ┌─────────────┘      └──────────────┐                        

                                       \/                                         

                            Лекарственные препараты                               

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                 

                 Рецептурный бланк               Рецептурный бланк                 

                      /\                \/                /\                        

                                   ┌─────────┐                                    

┌──┴────────────┐┌─────┴────┐        │ БОЛЬНОЙ │          ┌───────────┐  ┌────────────┴─┐

│Министерство   ││ Формуляр │        ├─────────┤          │ Клинико-    │Бюджетные и  

│здравоохранения││ лечения                             экспертная  │внебюджетные 

Московской     │└──────────┘        │ ЛЕЧАЩИЙ │          │ комиссия    │источники    

│области        │ /\                   ВРАЧ             └───────────┘  │финансирования│

└───────────────┘ │               ┌──┴─────────┴────┐               /\   └────────────┬─┘

                                \/      /\       \/                               

                 │ ┌────────────────┐          ┌─────────────────┐ │               

                 ├─┤Типичное течение│          │Атипичное течение├─┤               

                 │ │   заболевания  │мед. услуги│   заболевания   │ │                

                 │ └────────────────┘    /\     └─────────────────┘ │               

                 \/                                               \/               

          диагностика --------------> ┌──┴──┐<--------------------- диагностика     

                                                                                  

   └──автоматизированный ------------> │ ЛПУ │<------------- гарантированный размер ──┘

       учет и контроль                 └─────┘                    финансирования


 

Приложение N 4

 

ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФОРМУЛЯРА ЛЕЧЕНИЯ

БОЛЬНЫХ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

1. Муниципальный формуляр лечения больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях (далее - муниципальный формуляр лечения), является документом, дающим основание для использования при типичном (без осложнений) течении заболеваний у больных, лекарственных препаратов, стоимость которых будет возмещена аптечным организациям за счет бюджетных средств муниципального образования.

Лекарственные препараты, не включенные в муниципальный формуляр лечения, могут быть назначены больным, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях только по решению клинико-экспертной комиссии.

2. Муниципальный формуляр лечения формируется районной формулярной комиссией на основании типового формуляра лечения, утвержденного областной формулярной комиссией.

3. Муниципальный формуляр лечения должен включать следующие разделы:

- коды и наименования нозологий по МКБ-10, наиболее часто встречающихся в амбулаторно-поликлинической практике у больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях;

- наименования фармако-терапевтических групп лекарственных средств, количество которых должно быть не менее, чем в типовом формуляре лечения;

- международные непатентованные наименования лекарственных средств (далее - МНН), которые могут быть использованы при лечении больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях;

- торговые наименования лекарственных препаратов, представляющих МНН лекарственного средства или комплексные (комбинированные) препараты, не имеющие МНН. Лекарственные препараты, включаемые в муниципальный формуляр лечения по торговым наименованиям, указываются с полной рецептурной прописью готовой лекарственной формы.

4. Включение в муниципальный формуляр лечения лекарственных средств по МНН и торговым наименованиям производится на основании анализа клинической эффективности действия лекарственного средства и экономического анализа финансовых расходов на проведение курса лечения лекарственным препаратом в зависимости от торговых (фирменных) наименований и вида готовой лекарственной формы. Основным критерием выбора является возможность получения максимального клинического эффекта в виде излечения больного или стабилизации функции органов и систем при минимальных финансовых затратах на проведение курса лечения или проведение поддерживающей терапии.

5. Для врачей, прошедших специальную подготовку по отдельным разделам терапии (эндокринология, неврология, гематология и т.д.), в муниципальный формуляр лечения могут дополнительно включаться лекарственные препараты, применение которых в схемах лечения больных должно осуществляться при наличии динамического контроля врачами этих специальностей за переносимостью и эффективностью лечения.

6. Муниципальный формуляр лечения формируется с учетом имеющихся бюджетных ресурсов. В связи с этим необходимо проведение расчета размера бюджетных финансовых средств, необходимых для реализации гарантированного лекарственного обеспечения лечебного процесса в амбулаторных условиях для всех больных, имеющих право на льготы. Сумма предстоящих финансовых расходов определяется по каждому торговому наименованию лекарственных препаратов (с учетом готовой лекарственной формы) по формуле:

 

SUM = A x B x C x D

 

Где: A - оптовая стоимость 1 упаковки лекарственного препарата

B - количество больных, нуждающихся в данном препарате

C - средний расход лекарственного препарата на курс лечения или на год

D - размер розничной торговой наценки

 

Суммирование расходов по каждой торговой позиции позволяет определить базовый размер необходимого бюджетного финансирования льготного лекарственного обеспечения лечебного процесса при использовании лекарственных препаратов, включенных в муниципальный формуляр лечения.

 

                   SUM = SUM + SUM + .... + SUM

                   1->n      1     2            n

 

7. Размер финансовых средств, необходимых для возмещения стоимости лекарственных препаратов, разрешенных для лечения больных в амбулаторно-поликлинических условиях по решению клинико-экспертной комиссии в случае нетипичного или осложненного течения заболевания, определяется на основании анализа расходов финансовых средств на лечение этой группы больных за прошедший отчетный период.

8. При отсутствии достаточных бюджетных ресурсов для возмещения стоимости лекарственных препаратов, включенных в проект формуляра лечения, члены формулярной комиссии обязаны исключить из проекта формуляра лечения наименее значимые для клинической практики лекарственные препараты или произвести замену дорогостоящих импортных препаратов на аналоги отечественного производства. Размер финансирования льготного лекарственного обеспечения за счет муниципального бюджета в 2001 году, согласно постановлению Правительства Московской области от 04.11.2000 года N 137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении граждан Московской области" не может быть менее, чем 180 рублей в год в расчете на 1 лицо, имеющее право на льготное лекарственное обеспечение и ниже сложившегося уровня расходов муниципального бюджета на льготное лекарственное обеспечение за предыдущий год.

9. Муниципальный формуляр лечения является инструментом управления качеством медикаментозного лечения больных в амбулаторных условиях и позволяет планировать расходы бюджетных средств муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение. Появление дополнительных финансовых ресурсов или более эффективных лекарственных препаратов может быть поводом для внесения изменений (дополнений) в формуляр лечения по решению членов районной формулярной комиссии на основании данных медико-экономического анализа. Формуляр лечения с внесенными изменениями вводится в действие приказом органа управления здравоохранением муниципального образования.

 

 

 

 

 

Приложение N 5

 

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФОРМУЛЯРОВ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ,

ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

1. Муниципальный формуляр лечения больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях (далее - муниципальный формуляр лечения), является документом, дающим основание для использования при типичном (без осложнений) течении заболеваний у больных лекарственных препаратов, стоимость которых будет возмещена аптечным организациям за счет бюджетных средств муниципального образования.

2. При наличии у больного нескольких заболеваний, нуждающихся в лечении, лечащий врач имеет право назначать лекарственные препараты, представленные в соответствующих разделах формуляра лечения, формируя наиболее оптимальную схему лечения больного в конкретной клинической ситуации с учетом показаний, противопоказаний и взаимодействия лекарственных препаратов.

3. Количество упаковок лекарственного препарата, назначаемого больному, не должно превышать количества, необходимого для проведения курса лечения. При проведении поддерживающей терапии количество назначаемого препарата не должно превышать месячной потребности.

4. Назначение лекарственных препаратов, стоимость которых возмещается за счет бюджетных средств, должно быть произведено лечащим врачом только после личного осмотра больного с письменным обоснованием в истории болезни амбулаторного больного показаний для назначения лекарственных препаратов или для продолжения лекарственной терапии.

5. Назначение лекарственных препаратов, не вошедших в муниципальный формуляр лечения, с возмещением их стоимости за счет бюджетных средств муниципального образования возможно только по решению клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

6. Больной, в соответствии с законодательством, имеет право отказаться от медицинского вмешательства, в том числе и от приема лекарственных препаратов, включенных в формуляр лечения. В случае типичного течения заболевания лечащий врач с согласия больного может оформить рецептурные бланки на препараты, по фармакодинамическому действию аналогичные препаратам, включенным в формуляр лечения. В истории болезни амбулаторного больного, имеющего право на льготы, должна быть произведена соответствующая запись, а больной должен быть предупрежден о том, что стоимость данных препаратов не будет возмещаться за счет средств муниципального бюджета.

7. В случае нетипичного (осложненного) течения заболевания решение о назначении лекарственных препаратов, не включенных в муниципальный формуляр лечения, принимается членами клинико-экспертной комиссии на основании изучения данных, имеющихся в представленной лечащим врачом истории болезни амбулаторного больного, а при необходимости - на основе данных объективного осмотра больного, приглашенного на заседание комиссии. Стоимость лекарственных препаратов, назначенных больным по решению клинико-экспертной комиссии, возмещается за счет имеющихся средств муниципального бюджета, выделенных для льготного лекарственного обеспечения граждан муниципального образования.

 

 

 

 

 

Приложение N 6

 

ПОРЯДОК

ОФОРМЛЕНИЯ РЕЦЕПТУРНЫХ БЛАНКОВ, ДАЮЩИХ ПРАВО

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ИЗДЕЛИЙ

МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

 

1. С целью обеспечения контроля за использованием бюджетных средств к информационным полям, имеющимся на рецептурных бланках утвержденной Минздравом России формы 148-1/у-88, рекомендуется добавить следующие поля:

- серия и номер страхового полиса человека, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение, что позволяет обеспечить адресность предоставления не только льготного лекарственного обеспечения, но и всего комплекса медицинских услуг, оказываемых по программе обязательного медицинского страхования;

- код признака, дающего право на льготное лекарственное обеспечение, что дает возможность обеспечить возмещение затрат аптечных организаций за счет бюджетов различного уровня (муниципальный, областной, федеральный);

- код нозологии по международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), что дает возможность оценить клиническую обоснованность назначения лекарственных препаратов, стоимость которых возмещается за счет бюджетных средств.

2. Рецептурные бланки, дающие отдельным группам населения право на льготное получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, должны иметь единую для муниципального образования серию и уникальный порядковый номер. Это позволяет аптечным организациям принимать к обеспечению только рецептурные бланки, дающие право на гарантированное возмещение стоимости отпущенных товаров за счет бюджетных средств данного муниципального образования, а также выявлять поддельные рецептурные бланки.

3. Пофамильный перечень медицинских работников, имеющих право на оформление данных рецептурных бланков, утверждается приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, несущего ответственность за целевое и рациональное использование выделенных бюджетных средств.

4. Оформленные медицинскими работниками рецептурные бланки, дающие право на получение лекарственных препаратов и ИМН за счет бюджетных средств, должны иметь штамп и печать медицинского учреждения, наличие которых гарантирует аптечным организациям возмещение стоимости выданных по рецептурным бланкам лекарственных средств и ИМН.

5. Исправления, вносимые в информационные поля, имеющиеся на рецептурном бланке, должны быть заверены печатью лечебно-профилактического учреждения "Для рецептов" и личной подписью лечащего врача.

6. На одном рецептурном бланке лечащим врачом оформляется полная рецептурная пропись не более чем одного торгового наименования лекарственного препарата или ИМН.

7. Рецептурные бланки на лекарственные препараты, не вошедшие в муниципальный формуляр лечения, помимо личной печати и подписи лечащего врача, должны иметь подпись председателя и печать клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

8. Рецептурные бланки, имеющие не полностью заполненные или заполненные неразборчивым почерком информационные поля, а также рецептурные бланки с просроченным сроком действия не могут быть приняты аптечной организацией в качестве документа, гарантирующего возмещение стоимости выданных лекарственных препаратов и ИМН за счет бюджетных средств, и подлежат возврату в лечебно-профилактическое учреждение.

9. На принятых аптечными организациями рецептурных бланках проставляется таксировка выданных лекарственных препаратов и ИМН, и дата отпуска, заверенные подписью работника аптечной организации. Принятые рецептурные бланки являются документами строгой финансовой отчетности аптечной организации и основанием для возмещения за счет бюджетных средств понесенных аптечной организацией финансовых затрат.

 

 

 

 

 

Приложение N 7

 

ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИСТРА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

 

1. Регистр лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях (далее Регистр), создается с целью учета проживающих на территории муниципального образования граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет бюджетных средств муниципального образования при осуществлении лечения в амбулаторных условиях.

2. Регистр формируется органами социальной защиты населения совместно с органами управления здравоохранением муниципального образования в связи с тем, что граждане имеют право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения не только на основании наличия социальных признаков, но и по медицинским показаниям, т.е. в связи с наличием у больных определенных заболеваний, указанных в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения").

3. В регистре лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторно-поликлинических условиях, должны быть указаны следующие данные:

- ФИО (полностью);

- Пол (м/ж);

- Дата рождения (день, месяц, год);

- Адрес местожительства (район/город, улица, дом, N квартиры);

- Признак (или признаки), дающий право на льготы;

- Сроки действия права на льготы (пожизненно или с ... и до ....);

- Серия и номер страхового полиса.

4. Информация о лицах, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, является необходимой:

- для расчета размеров бюджетных средств, выделяемых на льготное лекарственное обеспечение из муниципального бюджета,

- для формирования заявок муниципальными органами управления здравоохранением на централизованные закупки лекарственных препаратов за счет областных бюджетных средств,

- для обеспечения деятельности автоматизированной системы контроля использования бюджетных средств и учета лекарственного обеспечения больных, имеющих право на льготы.

Вся информация должна формироваться на магнитном носителе в виде таблицы Excel, позволяющей выборочно получать на бумажном носителе необходимую информацию.

5. Первоначальная информация о лицах, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, имеется в органах социальной защиты. Органы управления здравоохранением муниципальных образований имеют возможность с помощью территориальных фондов ОМС и страховых компаний ввести дополнительную информацию в Регистр в виде серии и номера страхового полиса, а также внести в Регистр информацию о гражданах, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в связи с наличием заболевания, указанного в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

6. Для оперативного обновления Регистра (появление новых больных, имеющих медицинские или социальные признаки, дающие право на получения лекарственных препаратов за счет бюджетных средств муниципального бюджета, окончание срока, дающего право на льготы или снятия больного с учета в связи со смертью и другим причинам), лечащие врачи лечебно-профилактических учреждений амбулаторно-поликлинического типа должны оформлять "Талоны на посещение амбулаторного больного", в котором указывается информация, необходимая для внесения в Регистр.

7. В муниципальных образованиях, имеющих Регистр, должна быть проведена проверка на дублирование записей и достоверность имеющейся информации.

8. В случае выявления в электронных базах данных, представленных аптечными организациями в управление здравоохранением муниципального образования, информации о гражданах, получивших лекарственные препараты и изделия медицинского назначения за счет бюджетных средств по рецептурным бланкам, дающим право на льготное лекарственное обеспечение, но не внесенных в Регистр, данная информация должна быть проверена. При подтверждении прав больного на льготное лекарственное обеспечение, информация о данном гражданине вносится в Регистр. При отсутствии подтверждения у гражданина права на льготное лекарственное обеспечение, назначается расследование причины не целевого использования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решением Областной

формулярной комиссии

от 1 марта 2001 г. Протокол N 1

 

ТИПОВОЙ ФОРМУЛЯР

ЛЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НОЗОЛОГИЙ У ГРАЖДАН,

ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Утратил силу. - Приказ Минздрава МО от 11.02.2004 N 42.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018