Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

 

ПРИКАЗ

 

27 августа 2001 г.

 

N 344/76

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

С целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий в системе охраны здоровья населения Российской Федерации и управления здравоохранением, совершенствования обучения и повышения квалификации медицинских работников и внедрения научных достижений в практику здравоохранения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 2).

3. Руководителям структурных подразделений Минздрава России и отделений РАМН принять план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации к исполнению.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова и Вице - президента РАМН В.И.Кулакова.

 

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Президент Российской академии

медицинских наук

В.И.ПОКРОВСКИЙ

 

 

 

 

Приложение N 1

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации и РАМН

от 27.08.2001 г. N 344/76

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Данная Концепция разработана Координационным советом Минздрава России по телемедицине, созданным в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2000 г. N 444.

 

1. Введение

 

Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях создал базу для принципиально нового направления в организации и оказании медицинской помощи населению - телемедицины (ТМ). Одновременно, стратегически важной задачей в условиях реформирования здравоохранения стала организация взаимодействия лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями здравоохранения путем дистанционного оказания высококвалифицированной помощи населению, используя современные информационно - телекоммуникационные технологии и интеллектуальный потенциал лучших клиник в условиях сокращения коечного фонда при одновременном ускорении лечебно - диагностического процесса.

В настоящее время не все больные, нуждающиеся для решения вопросов диагностики и лечения в высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в соответствующие медицинские центры федерального или межрегионального уровней. Это определяется многими факторами, среди которых не последнюю роль играет географическая протяженность нашей страны. В то же время, не всегда существует необходимость очной консультации и лечения в таких центрах. Иногда достаточно полноценного обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом с коллегами из специализированного учреждения или с врачами областной больницы, что позволяет заменить потребность в направлении консультанта в районный центр с использованием санитарной авиации. И в этом неоценимую помощь может оказать использование ресурсосберегающих телемедицинских технологий (ТМТ).

 

Телемедицинские технологии - это лечебно - диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий ("медицина на расстоянии").

Телемедицина, будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудио - фрагменты) информации о больном. Возможность совместного обсуждения всего комплекса медицинских данных предоставляет система видеоконференц - связи (ВКС), обеспечивающая аудио/видео обмен в реальном времени.

 

Основные направления применения ТМ технологий:

1. Телемедицинская консультация / теленаставничество (связь организуется по схеме "точка - точка", что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом / методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).

2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме "много точек - точка", когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).

3. Телемедицинская лекция / семинар (связь организуется по схеме "точка - много точек", при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом).

4. Телемедицинское совещание /консилиум/ симпозиум (связь организуется по схеме "многоточки" (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом).

Эти направления обеспечивают, соответственно, реализацию: (1) консультаций в ходе лечебно - диагностического процесса / эвакуационных мероприятий или обучения, (2) контроля жизненно важных функций организма, (3) образовательных (в том числе популярных) лекций и семинаров, дистанционного тестирования/ экзаменов, (4) обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.

В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:

1. Врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным / врача без больного).

2. Телемедицинское функциональное / лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).

3. Советы спасателям (врач - специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).

4. Советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).

Развитие телемедицинских технологий основано на передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.

 

Телемедицинские технологии должны функционировать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области охраны здоровья населения, медицинского образования, информатики и связи.

Функционирование ТМ систем осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе, законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и защите информации, о связи) при обязательном наличии у телемедицинского центра (ТМЦ) сертификата (лицензии) Минздрава России.

 

Телемедицина несомненно может оказать значительное воздействие на систему лечебно - профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.

 

2. Цель Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (далее Концепция)

 

    1. Концепция  определяет  позицию Министерства здравоохранения

       Российской Федерации и Российской академии медицинских наук

       в   вопросах   использования   и  развития  телемедицинских

       технологий.

    2. Концепция     определяет     принципы      функционирования

       телемедицинских центров на территории Российской Федерации.

    3. Концепция   обеспечивает   методологическую   поддержку   в

       реализации телемедицинских технологий.

    4. Концепция  определяет  основные  направления  использования

       телемедицинских технологий.

    5. Концепция   определяет   нормативно   -   правовые  аспекты

       применения телемедицинских технологий.

    6. Концепция  определяет  роль  головных  научных учреждений и

       учреждений высшего    профессионального    образования    в

       реализации телемедицинских технологий.

    7. Концепция     определяет     взаимодействие      участников

       телемедицинского сообщества     в    вопросах    реализации

       телемедицинских технологий.

 

3. Развитие телемедицинских технологий на разных уровнях

 

Телемедицинские технологии должны занять свое место в системе оказания медицинской помощи населению на глобальном и локальном уровнях. Создание ТМ сети здравоохранения на уровне Минздрава России, федеральных округов и субъектов Российской Федерации должно стать основой существенного повышения эффективности управления отраслью. Телекоммуникационное обеспечение управленческой деятельности аппарата Минздрава России, ФОМС, окружных координационных советов по здравоохранению и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации резко повысит управляемость всем комплексом в критических ситуациях. Как технология двойного назначения, ТМ предполагает активное информационное взаимодействие медицинских и спасательных служб различной ведомственной подчиненности. Опыт локальных конфликтов показал, что успех медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях во многом заключается в тесной интеграции военного и гражданского здравоохранения.

Организационной структурой телемедицины является иерархия ТМЦ, функционирующих самостоятельно или в составе ЛПУ, НИИ, ВУЗов и органов управления здравоохранением всех уровней.

 

3.1. Головные организации по направлениям телеконсультативной помощи и дистанционного обучения

В области телемедицины роль головных организаций по направлениям сводится к следующим основным функциям:

    - консультативная помощь по конкретным разделам медицины;

    - оперативная организация консультативной медицинской помощи в

      чрезвычайных ситуациях;

    - организационно   -   методическое    обеспечение    вопросов

      непрерывного дистанционного  повышения квалификации врачей и

      обучения студентов.

По мере развития телекоммуникационных сетей в разных регионах страны все более актуальной проблемой становится и интеграция возникающей сотовой структуры, что обеспечит полноценную систему телеконсилиумов и расширенных заседаний органов управления здравоохранением.

 

3.2. Федеральный уровень

На уровне Российской Федерации телемедицинский центр Министерства здравоохранения России должен обеспечивать:

    - связь    с    окружными    координационными    советами   по

      здравоохранению, органами    управления     здравоохранением

      субъектов  Российской  Федерации и органами государственного

      санитарно  -   эпидемиологического   надзора   в   субъектах

      Российской   Федерации,   с  ФОМС,  с  ведущими  научными  и

      образовательными     медицинскими      учреждениями      для

      дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;

    - информационную    поддержку     ситуационного     управления

      здравоохранением на основе текущего контроля основных медико

      -   демографических   показателей   состояния   здоровья   и

      эпидемиолого - экологических данных;

    - оперативное управление  организацией  медицинской  помощи  в

      чрезвычайных ситуациях;

    - информационное взаимодействие  Министерства  здравоохранения

      Российской Федерации,   ФОМС,   медицинских   служб   других

      министерств и ведомств.

 

3.3. Уровень Федеральных округов

На региональном уровне (Федерального округа) телемедицинский центр должен обеспечивать представителю Минздрава России и окружному координационному совету по здравоохранению:

    - связь   с   Минздравом   России   и   органами    управления

      здравоохранением субъектов  Российской Федерации,  а также с

      ведущими   научными    и    образовательными    медицинскими

      учреждениями    для    дистанционного   обсуждения   проблем

      здравоохранения   Федерального   округа   и   управления   в

      повседневной деятельности;

    - оперативное  управление  организацией  медицинской  помощи в

      чрезвычайных ситуациях;

    - информационно - коммуникационную поддержку в  части  анализа

      состояния санитарно   -   эпидемиологического   благополучия

      населения и принятия управленческих решений.

 

3.4. Уровень субъектов Российской Федерации

На уровне субъекта Российской Федерации телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления здравоохранением, органам государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:

    - связь  с Минздравом России,  ФОМС,  окружным координационным

      советом по     здравоохранению,     органами      управления

      здравоохранением  и  органами  государственного  санитарно -

      эпидемиологического надзора городского и районного  уровней,

      ведущими    научными    и    образовательными   медицинскими

      учреждениями   для   дистанционного    обсуждения    проблем

      территориального здравоохранения и управления в повседневной

      деятельности;

    - головные    функции    в   отношении   внутритерриториальной

      телемедицинской сети;

    - оперативное  управление  медицинской  помощью в чрезвычайных

      ситуациях;

    - текущий  контроль эпидемиологической ситуации,  младенческой

      смертности и других показателей состояния здоровья  детского

      и взрослого населения,  необходимых для оперативного анализа

      ситуации и принятия управленческих решений;

    - информационное взаимодействие с ТФОМС.

 

3.5. Районный уровень

Телемедицинские системы на районном уровне в субъектах Российской Федерации должны предусматривать возможность получения телеконсультаций и дистанционного повышения квалификации врачей центральных районных и участковых больниц. Внутритерриториальные телемедицинские сети должны строиться с учетом географических особенностей, часто совершенно не сравнимых (к примеру, Воронежская область и Красноярский край), и особенностей инфраструктуры связи различных субъектов Российской Федерации и даже отдельных районов.

 

4. Консультативная помощь

 

Концепция развития телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах. Телеконсультации особенно важны в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний, диагностика, лечение и прогноз которых представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками.

Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ. Ряд научных учреждений и регионов начали самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг. ТМЦ на федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, Российской военно - медицинской академии, Всероссийском научном центре хирургии РАМН, Центральной клинической бассейновой больнице Государственного медицинского центра Минздрава России и других. Внутритерриториальные ТМ системы созданы в Архангельской, Воронежской, Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском крае. В рамках телемедицинской системы ВКС "Москва - регионы России" с федеральными институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках Мордовия, Якутия (Саха) и Бурятия, в Нижегородской, Смоленской, Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае и других. Существуют ТМ сети, объединяющие ряд бассейновых больниц, стационары системы МПС России. Расширение сети телемедицинских центров обеспечит возможность проведения телеконсультаций по широкому спектру патологии.

Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:

- консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;

- экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;

- консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов. Данный подход, при работе в режиме видеоконференции, предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного вмешательства / обследования и даже дистанционное проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического оснащения.

Действующие ТМЦ отличаются методическими подходами, уровнем технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании с речевым контактом врачей в процессе их анализа, должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.

При чрезвычайных ситуациях, наряду с использованием ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться применение мобильных систем для экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и / или тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.

При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций окружными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России с центральными госпиталями этих ведомств и со специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.

 

5. "ИНТЕРНЕТ - медицина"

 

"ИНТЕРНЕТ - медицина" в настоящее время включает:

    - информационную  поддержку  клинической  медицины  в вопросах

      консультирования больных;

    - справочную службу в области охраны здоровья;

    - медико - статистическую информацию;

    - обеспечение доступа к базам данных библиотек;

    - информацию административного характера;

    - информацию в области телемедицины;

    - планы  проведения  конференций,  выставок  и  информационные

      сообщения по их завершении.

Web - серверы клинических институтов и ЛПУ могут использоваться для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. Наиболее активно работа в этом направлении ведется в Уральском НИИ травматологии и ортопедии.

Информационные базы данных по направлениям медицины - о новых методах диагностики и лечения, по вопросам организации лечебно - профилактической помощи (включая сведения о предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно помещать на Web - серверах профильных институтов, где могут быть размещены и так называемые "зеркальные" серверы Международных и европейских медицинских организаций (на языке оригинала и / или в переводе на русский язык).

Справочно - консультативные системы обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя его о предоставляемых услугах (включая высокие технологии) и обеспечивая осознанный выбор учреждения для последующего лечения.

Организация справочно - информационных Web - сайтов различного уровня (окружных координационных советов по здравоохранению, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и др.) должна быть скоординирована с системой аналогичной Федеральной службы, где обеспечивается функционирование совместного Интернет - портала Минздрава России и РАМН.

Библиотечные Web - серверы должны обеспечивать доступ к каталогам библиотек и содержать библиографическую информацию, реферативные подборки, методические материалы, учебные пособия. При возможности должен обеспечиваться дистанционный доступ к первоисточникам (журналам, трудам конференций и т.п.).

Web - серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно - методическую литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей к сертификации.

 

Интернет - медицина в перспективе должна получить новый импульс в своем развитии как компонент Интернета нового поколения, объединяющего, с помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи, суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.

 

6. Обучение и повышение квалификации

 

Дистанционное образование включает:

    - обучение студентов;

    - повышение квалификации и переподготовку врачей / медицинских

      сестер;

    - теленаставничество   (за  рубежом  -  телементорство),  т.е.

      непосредственная помощь учителя  своему  ученику  (например,

      бывшему  ординатору,  аспиранту  и  т.п.)  или преподавателя

      студенту (слушателю);

    - работа с заочными аспирантами и докторантами;

    - научно  -  практические  семинары  для  оперативного  обмена

      информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной

      в  настоящее  время  только  специализированным  учреждениям

      здравоохранения;

    - тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов

      и информационных технологий.

 

7. Организационно - методические вопросы

 

Сравнительно высокая стоимость создания телемедицинской сети России предполагает на начальных этапах организацию ТМЦ в ЛПУ административных центров субъектов Российской Федерации. На их базе должна быть обеспечена доступность контакта с любым специализированным учреждением здравоохранения федерального или межрегионального уровня. Общую координацию создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а также медицинские управления соответствующих министерств и ведомств), непосредственное руководство организацией ТМЦ обеспечивают окружные советы здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в контакте с ТФОМС.

Телемедицинские центры в первую очередь целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или других организаций.

Актуально объединение научных институтов и образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования в крупных медицинских центрах (Москва, С - Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в госкве в единую корпоративную сеть. Такой подход создает новые возможности для проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной организации здравоохранения о создании единой сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.

Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без коренной модернизации.

 

8. Технологические решения

 

Телемедицинская сеть России строится как децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и структуры сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при построении городских / территориальных / региональных медицинских сетей и их связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать рекомендациям по стандартизации Р50.1.022-2000 "Информационные технологии. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены Постановлением Госстандарта РФ N 15-СТ от 26.01.2000).

Важным аспектом является защита информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских изображений независимо от используемого медицинского оборудования.

При организации ВКС предпочтение должно отдаваться цифровым каналам и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее время гарантированную полосу пропускания. Перспективным направлением является техническая возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных, поступающих по междугородним цифровым ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более широкие возможности для участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.

 

9. Правовые аспекты

 

Нормативно - правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:

    - показания   к   проведению  телемедицинских  консультаций  и

      "телемедицинской помощи" (советы) населению;

    - добровольное      информированное      согласие     пациента

      (родственника, уполномоченного    лица)    на     проведение

      телеконсультации  с  учетом  ограничений,  существующих  при

      использовании телемедицинских технологий;

    - ответственность  консультанта  за  сделанное  заключение при

      условии предоставления  ему  всего   комплекса   необходимой

      информации  о  состоянии  больного  и  правильной  трактовке

      (выполнении) лечащим врачом полученных  при  телемедицинской

      консультации рекомендаций;

    - аутентичность обсуждаемых медицинских документов  (процедура

      подтверждения одинакового качества передаваемых / получаемых

      материалов);

    - авторизацию материалов, получаемых при использовании ТМТ;

    - конфиденциальность  телеконсультации  и  последующую  защиту

      персональных данных пациентов;

    - протоколизацию      (документирование)       телемедицинской

      консультации (сеанса)  и  последующее  архивирование  данных

      телеконсультации;

    - аутентификацию консультанта и его подписи;

    - техническое    обеспечение     своевременного     проведения

      телемедицинского сеанса;

    - ответственность за достоверность информации,  публикуемой на

      Web - серверах;

    - обеспечение авторских и  имущественных  прав  на  материалы,

      используемые в процессе телеконсультации (лекции);

    - предоставление платных телемедицинских услуг.

 

10. Сотрудничество с российскими, зарубежными и международными организациями

 

В целях координации совместных усилий в становлении телемедицинских технологий в России и развития сотрудничества в этой области, Координационный совет Министерства здравоохранения Российской Федерации по телемедицине в системе здравоохранения Российской Федерации устанавливает и поддерживает контакты и сотрудничество с международными и национальными организациями, союзами, ассоциациями, фондами, выставочными центрами.

Координационный совет рассматривает вопросы участия в программе ЮНЕСКО "Открытый мир", в мероприятиях ВОЗ, Европейской комиссии (13 - й директорат - Информационные технологии) и других организаций в области телемедицины.

Контакты с зарубежными партнерами, при условии соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и передачи информации, являются необходимым условием эффективного сотрудничества в оказании медицинской помощи при спасении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

 

11. Пути реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации

 

Реализация Концепции развития телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных правовых и методических документов, а также организационные мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.

В соответствии с этим, должны быть подготовлены следующие документы:

    - Принципы построения и использования телемедицинской сети.

    - Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.

    - Требования  к сертификации телемедицинских центров в системе

      здравоохранения Российской Федерации.

    - Разработка    профилей    ТМ   технологий   ("Стандартизация

      протоколов обмена   и   структур   сообщений   при    обмене

      медицинскими данными",  "Стандартизация передачи медицинских

      изображений и мультимедийных данных") с использованием опыта

      международных  и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC

      251.

    - Определение  статуса  телемедицины  как высокой технологии в

      системе специализированной медицинской помощи населению.

    - Правовые  аспекты  применения  телемедицинских  технологий в

      системе оказания медицинской помощи населению.

    - Этические  аспекты  применения  телемедицинских технологий в

      консультировании и лечении больных.

    - Положение    об    организации    дистанционного   повышения

      квалификации врачей    /    обучения    с     использованием

      телемедицинских   технологий.

      Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет

      их  стоимости  (структура  цены и тарифы на ТМУ) и механизмы

      оплаты.

 

12. Заключение

 

Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание, независимо от его социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если вопросы обеспечения лечебно - профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов - медиков в крупных городах.

Телемедицина предоставит новые возможности для реорганизации и интенсификации системы управления здравоохранением на всех уровнях.

Дистанционное повышение квалификации и обучение позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст возможность привлечь высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.

Финансирование телемедицинских проектов должно осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и др.

 

 

 

 

Приложение N 2

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации и РАМН

от 27.08.2001 г. N 344/76

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

N
п/п

Содержание мероприятий

Наименование  
документа    

Срок 
испол-
нения

Исполни-
тели    

1

Разработать требования к
проведению             
дистанционного повышения
квалификации врачей    

Временное        
положение по     
организации      
дистанционного   
повышения        
квалификации     
врачей           

2001 

Минздрав
России  

2

Обобщить и             
проанализировать       
принципы построения и  
использования          
телемедицинской сети   

Приказ по        
утверждению этапов
развития         
телемедицины в   
России           

2002 

Минздрав
России, 
РАМН    

3

Проанализировать       
варианты               
коммуникационной       
поддержки телемедицины в
России                 

Инструктивные    
материалы        

2002 

Минздрав
России, 
РАМН,   
ФОМС    

4

Разработать перечень   
телемедицинских услуг, 
методику расчета тарифов
и механизмы оплаты     
телемедицинских услуг  

Приказ Минздрава 
России и ФОМС    

2002-
2003 

ФОМС,    
Минздрав
России, 
РАМН    

5

Разработать программу  
организации            
телемедицинской помощи 
при чрезвычайных       
ситуациях              

Программа        
организации      
телемедицинской  
помощи при       
чрезвычайных     
ситуациях        

2002-
2003 

Минздрав
России  

6

Провести совещание     
руководителей          
телемедицинских центров

Указание Минздрава
России           

2002 

Минздрав
России, 
РАМН,   
ФОМС    

7

Провести научно -      
практическую конференцию
по проблемам           
телемедицины в России  

Указание Минздрава
России           

2004 

Минздрав
России, 
РАМН,   
ФОМС    

8

Подготовить предложения
по включению в программы
обучения студентов     
образовательных         
медицинских учреждений 
вопросов (разделов) по 
использованию          
телемедицинских        
технологий.            

Приказ Минздрава 
РФ               
Учебные Программы

2002 

Минздрав
России, 
РАМН    

9

Подготовить предложения
в Правительство РФ по  
включению              
телемедицинских услуг в
Программу              
государственных гарантий
обеспечения населения  
бесплатной медицинской 
помощью.               

Программа        
государственных  
гарантий         
обеспечения      
населения        
бесплатной       
медицинской      
помощью          

2003 

Минздрав
России, 
ФОМС    

10

Внести дополнения в    
Программу развития     
стандартизации в       
здравоохранении в части
включения в перечень   
разрабатываемых        
нормативных документов 
по стандартизации
      
телемедицинских        
технологий.            

Программа развития
стандартизации в 
здравоохранении  

2002 

Минздрав
России, 
ФОМС    

11

Разработать типовые    
профили телемедицинских
технологий.            

Нормативные      
документы по     
стандартизации   
(типовые профили 
телемедицинских  
технологий)      

2002-
2005 

Минздрав
России, 
ФОМС    

12

Разработать перечень   
нормативных правовых   
документов, необходимых
для развития           
телемедицины.          

Перечень         
нормативных      
правовых         
документов       

2002-
2004 

Минздрав
России, 
РАМН,   
ФОМС    

13

Организовать регулярную
публикацию материалов  
Координационного совета
по телемедицине на сайте
Минздрава России       
(www.minzdrav-rf.ru)   

Структура сайта  

2001 

Минздрав
России  

14

Провести выставку -    
семинар по телемедицине

Указание Минздрава
России            

2003 

Минздрав
России, 
РАМН,   
ФОМС,   
Всерос- 
сийский 
Выставоч-
ный     
Центр   

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024