Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

21 сентября 2001 г.

 

N 2510/9912-01-32

 

О МЕРАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

САНИТАРНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 г. за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора обязаны применять меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передавать материалы в соответствии с действующим законодательством для привлечения ответственных лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Однако, несмотря на высокий процент в Российской Федерации объектов 3 группы по санитарно-эпидемиологической характеристике (от 12,81% - детские и подростковые учреждения, до 30,93% - промышленные предприятия), состояние среды обитания человека по материалам статистической формы 18 за 2000 год - высокий процент проб пищевых продуктов и продовольственного сырья (15%), питьевой воды (более 8%), почвы (13%), не отвечающих гигиеническим нормативам, более 0,2% проб атмосферного воздуха, превышающих ПДК и связанной с этим заболеваемости населения, число наложенных штрафов должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации ежегодно снижалось и в 2000 году по сравнению с 1996 годом снижение составило 17%.

Число наложенных штрафов на должностное лицо ЦГСЭН Российской Федерации составило в 2000 году 5,97, а на 100 тыс. населения - 210. В 55 субъектах Российской Федерации эти показатели ниже. Особенно низкие показатели в Республиках Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесской Республике, в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской, Псковской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Пермской, Омской, Томской, Иркутской, Читинской, Сахалинской, Калининградской областях.

При доле взыскания штрафов в 2000 году всего 81,3% по Российской Федерации в 49 субъектах этот показатель еще ниже. А в Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкасской Республике он менее 50%, в Краснодарском, Ставропольском, Приморском краях - 61-65%, Омской области 50,5%, Тверской - 68% и т.д.

Средняя величина наложенного штрафа за нарушения санитарного законодательства по Российской Федерации в 2000 году возросла по сравнению с 1999 годом, но составила всего 831 руб., что указывает на невыполнение требования ЦГСЭН Минздрава России (письмо от 25.05.99 N 2510/5828-32) об использовании ст. 55 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 г. при привлечении к ответственности за санитарные правонарушения. Вместо этого ЦГСЭН широко используют Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. В 38 субъектах Российской Федерации этот показатель еще ниже, а в Костромской, Брянской, Рязанской областях он составил всего 126-277 рублей, Тамбовской, Псковской, Астраханской, Курганской от 329 до 366 рублей и т.д.

Крайне недостаточно привлекаются к административной ответственности за санитарные правонарушения юридические лица. Их число в 2000 году по сравнению с 1996 годом уменьшилось более чем в 2 раза. Доля наложенных штрафов в 2000 году от общего числа штрафных санкций составила всего 1,23% при величине среднего штрафа 8490 руб., а удельный вес взысканных штрафов составил всего 64,5%.

Число вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов в 2000 году выросло на 8,6%. Однако в 25 субъектах Российской Федерации их число несколько уменьшилось, особенно в Республиках Марий Эл, Алтай, Хакасия, Чувашской республике, Приморском крае, в Магаданской, Белгородской, Псковской областях, Еврейской автономной области.

Доля приостановленных объектов в 2000 году снизилась на 0,21% по сравнению с 1999 годом и составила 95,37%. В 30 субъектах РФ показатель ниже, особенно, в Алтайском крае (83,8%), Смоленской (86,4%), Мурманской (86,4%), Иркутской (87,9%) областях.

Удельный вес дел, переданных в следственные органы Российской Федерации, по которым приняты решения о привлечении к ответственности, с каждым годом уменьшается и составил всего в 1996 г. - 46,9%, в 1999 г. - 42,4%, в 2000 г. - 37,9%, а в Тверской области в 2000 году из 11 дел принято решение по одному, в Ярославской - из 18 по 2-м, Астраханской из 22 по 3-м, Оренбургской из 10 по 2-м, Иркутской из 14 по 1-му, Сахалинской из 10 не принято решения ни по одному делу и т.д.

Число дел, переданных на рассмотрение административных комиссий Российской Федерации в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизилось с 30.946 до 28.841 (6,8%), число лиц, отстраненных от работы по предложению ЦГСЭН, также снизилось за это время с 193.610 до 181.685 (6,2%), а число предупреждений в этот же срок увеличилось с 154.115 (1999 г.) до 162.115 (2000 г.) на 5,2%.

Приведенные данные по материалам статистической отчетности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы указывают на снижение требовательности должностных лиц службы к гражданам, предпринимателям, физическим лицам при выявлении санитарных правонарушений.

Это подтверждается и материалами проверок Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России учреждений госсанэпидслужбы в субъектах Российской Федерации в 2000-2001 гг. При проверках ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации по актам санитарного обследования объектов выявлено, что при выявлении грубых санитарных правонарушений, от 47,6% до 14,6% случаев, меры воздействия к виновным не принимались. Так в Тульской области - в 47,6%, в Белгородской области - в 41,3%, в Тамбовской области - в 24,1%, в Вологодской области - в 14,6%.

В проверенных областях отмечались процессуальные нарушения оформления документов: использовались отмененные формы бланков, неточные ссылки на нормативные правовые документы и т.д.

Средняя величина штрафных санкций в проверенных ЦГСЭН Тамбовской, Вологодской, Белгородской областей намного ниже среднероссийского показателя за счет широкого использования при применении мер административного принуждения Кодекса об административных правонарушениях. Во всех проверенных ЦГСЭН обращает внимание неравномерность использования мер воздействия при выявлении санитарных правонарушений в городских и районных ЦГСЭН субъекта - разница в числе мер, средней величине штрафных санкций часто составляет 2-3 раза.

Требует улучшения качество дел, передаваемых в следственные органы. В Смоленской области в 2000 году из 6 дел приняты решения по 3, в Тульской - из 5 по 3, в Нижегородской - из 5 по 4, в Вологодской - из 2 ни по одному из дел.

Юристы в ЦГСЭН, которые должны обеспечивать правовую сторону практики применения мер воздействия к санитарным правонарушителям, в 21 субъекте Российской Федерации отсутствуют.

В проверенных Белгородской, Тульской, Смоленской, Тамбовской, Вологодской областях не в полной мере выполняется ст. 11 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 г. - на объектах санэпиднадзора в 30-50% отсутствуют санитарные правила по профилю их работы. Не все нормативные документы внедряются в практику госсанэпиднадзора своевременно, ИУНЫ и Бюллетень НМД имеются в основном в областных ЦГСЭН, при получении НМД несвоевременно информируются хозяйствующие субъекты, не предъявляются к ним требования по внедрению этих документов, недостаточно используются средства массовой информации для пропаганды новых гигиенических требований, не решен вопрос с централизованным обеспечением хозяйствующих субъектов санитарными правилами.

С целью коренного улучшения практики применения мер воздействия при выявлении санитарных правонарушений предлагаю Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации осуществлять систематическую организационно-методическую помощь подведомственным ЦГСЭН, проверки по данному разделу работы осуществлять по материалам актов санитарного обследования объектов, регулярно заслушивать Главных врачей ЦГСЭН и принимать по их результатам обсуждения эффективные меры.

Считать основными критериями в этой работе:

- использование должностными лицами ЦГСЭН в полной мере прав, предоставленных законодательством Российской Федерации при выявлении санитарных правонарушений;

- при применении мер административного принуждения использование ст. 55 "Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., а Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в части, не противоречащей этому Закону;

- широкое использование привлечения физических лиц к ответственности за санитарные правонарушения;

- полное исполнение принятых мер воздействия, активное привлечение к этой работе судебных приставов;

- широкое использование передачи дел в следственные органы за санитарные правонарушения и их последствия;

- строгое соблюдение процессуальных норм оформления документов;

- наличие юристов и их участие в решении вопросов практики применения мер воздействия при выявлении санитарных правонарушений.

С целью налаживания работы по внедрению нормативных и методических документов (НМД) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со ст. 11 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 г. и приказом Госкомсанэпиднадзора от 16.11.93 г. N 120 предлагаю Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации:

- добиваться наличия на подведомственных объектах надзора НМД по профилю их работы, обследование объекта должно начинаться с проверки наличия этих документов;

- обеспечить своевременную и полную информацию о выходе НМД и получение их в ЦГСЭН, организовать подписку каждым ЦГСЭН на ИУН и Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора и проинформировать о наличии подписки хозяйствующие субъекты;

- по получению НМД санитарным предписанием требовать от хозяйствующих субъектов составлений планов мероприятий по их внедрению и согласованию его с территориальным ЦГСЭН;

- при обследовании объектов контролировать внедрение НМД;

- решить вопрос с централизованным обеспечением хозяйствующих субъектов НМД на закрепленной территории;

- шире использовать средства массовой информации для пропаганды новых гигиенических требований.

О принятых мерах прошу сообщать ежегодно в Минздрав России при сдаче годовых отчетов.

 

Первый заместитель Министра -

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018