Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

2 апреля 2002 г.

 

N 2510/3095-02-32

 

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет на рассмотрение и для принятия мер информацию о состоянии медико - социальной помощи детям - инвалидам в Российской Федерации.

Министерство сообщает о принимаемых мерах на федеральном уровне по регулированию решений вопросов оказания медицинской помощи детям - инвалидам, обеспечения их лекарственными препаратами и др.

Одновременно с этим, Министерство просит проанализировать состояние положения дел в регионе по исполнению законодательства о социальной защите детей - инвалидов в части компетенции органов здравоохранения, разработать мероприятия по повышению качества оказания помощи этому контингенту детей.

О результатах рассмотрения, принятых мерах и предложения по улучшению этой работы (на федеральном и региональном уровнях) просим представить в Минздрав России к 02 мая 2002 года.

Приложение: на 8 листах.

 

Заместитель министра

О.В.ШАРАПОВА

 

 

 

 

Приложение

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение большинства вопросов, касающихся социальной защиты детей - инвалидов, по вопросам установление инвалидности, обеспечения протезно - ортопедическими изделиями, разработка индивидуальных программ реабилитации, обеспечение средствами передвижения, обеспечение путевками на санаторно - курортное лечение и др., находится в ведении органов социальной защиты населения.

Обеспечение детей - инвалидов медицинской помощью, лекарственными средствами, слуховыми аппаратами, глазными протезами отнесены к компетенции органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

В свою очередь Министерство здравоохранения Российской Федерации принимает меры, направленные на регулирование решения вопросов оказания медицинской помощи детям - инвалидам.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" Министерство ежегодно по согласованию с Минпромнауки России и Минэкономразвития России представляют на утверждение Правительства Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях, независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры. Своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Следует отметить, что ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена компенсация за приобретение больными лекарственных препаратов за счет личных средств.

В целях регулирования порядка обеспечения населения высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения ежегодно Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук издаются совместные приказы, которыми утверждаются Положение о порядке направления, отбора и вызова на консультацию и (или) лечение в учреждения здравоохранения федерального подчинения для оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета.

Работа по отбору больных в федеральные учреждения здравоохранения возложена на руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, определен порядок направления больного на консультацию или лечение.

Приказом определен перечень видов медицинской помощи, перечень учреждений здравоохранения федерального подчинения, финансируемых за счет средств федерального бюджета (73 научно - исследовательских учреждений, клиники образовательных медицинских учреждений, лечебно - профилактические учреждения).

В целом за счет средств федерального бюджета и возможностей медицинских учреждений федерального подчинения в течение 2002 года будет оказана помощь 108,9 тысячам больных, 30% из них - это дети.

Кроме того, в соответствии с положением, больные могут получить медицинскую помощь за счет средств субъектов Российской Федерации и за счет других источников не запрещенных законом. Следует отметить, в соответствии с приказом Минздрава России и РАМН от 20.12.2000 N 445/77 федеральные учреждения здравоохранения имеют право приема больных для оказания им медицинской помощи по желанию родителей больных детей, в числе инвалидов, на платной основе (в палатах повышенной комфортности, вне очереди и при отсутствии показаний для лечения в учреждении федерального подчинения).

В системе Минздрава России функционирует 25 детских санаториев на 5360 коек и 10 санаториев для детей с родителями на 2517 коек, 3 туберкулезных санатория для детей на 925 коек, в которых в 2000 году было оздоровлено 63902 ребенка, в том числе 7569 детей - инвалидов. Сеть региональных санаториев системы здравоохранения представлена 490 учреждениями на 57,8 тысяч коек. Приказом Минздрава России N 427 от 08.12.2000 "О распределении путевок в детские санатории Минздрава России на 2001-2005 годы" Минздрав России направляет план распределения путевок в детские санатории, санатории для детей с родителями, в детские отделения клиник Российского научного центра восстановительной медицины и оздоровления Минздрава России и Томского НИИ курортологии и физиотерапии Минздрава России в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по 12 профилям).

Минздравом России разработана ведомственная статистическая отчетность "Сведения о детях - инвалидах", которая позволяет иметь данные о числе детей - инвалидов в возрасте до 15 лет, в том числе проживающих в государственных учреждениях независимо от ведомственной принадлежности, распределение детей - инвалидов по главному нарушению в состоянии здоровья, по ведущему ограничению жизнедеятельности, заболеванию, обусловившее возникновение инвалидности. В настоящее время в Госкомстате России на утверждении находится форма отраслевой отчетности "Сведения о детях - инвалидах", предусматривающая учет детей в возрасте до 18 лет.

Учитывая, что инвалидность детям независимо от возраста устанавливают учреждения медико - социальной экспертизы органов социальной защиты населения, Минздрав России и Минтруд России издал совместный приказ N 50/18 от 25.02.98 "Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждение медико - социальной экспертизы", в котором предусмотрено территориальным органам здравоохранения указывать рекомендации по медицинской реабилитации больного. Вопросы социальной и профессиональной реабилитации находятся в компетенции учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы органов социальной защиты населения. В настоящее время планируется введение формы направления детей на освидетельствование в возрасте до 18 лет.

23.10.2001 года коллегией Минздрава России был рассмотрен вопрос о совершенствовании реабилитационной помощи детям - инвалидам и инвалидам с детства от рождения без ограничения возраста. Разработана Концепция организации непрерывного процесса реабилитации детей - инвалидов и инвалидов с детства в системе здравоохранения.

05.02.2002 года коллегией Минздрава России рассмотрен и обсужден вопрос "Совершенствование кардиохирургической помощи новорожденным и детям первого года жизни с врожденными пороками сердца".

Многие дефекты в деятельности органов и учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи детям - инвалидам обусловлены недостаточным финансированием бюджетами субъектов Российской Федерации, это безусловно требует более активного решения вопросов увеличения финансирования отрасли здравоохранения.

 

 

 

 

Приложение

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

1 февраля 2002 г.

 

N 1-ГП-3-2002

 

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

 

Конвенцией ООН о правах ребенка, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, закреплено право неполноценного ребенка на особую заботу и внимание к его нуждам со стороны государства: обеспечение ему доступа к услугам образования, права на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, профессиональной подготовки и подготовки к трудовой деятельности.

С учетом исключительной важности данной проблемы Указом Президента Российской Федерации от 16.11.2001 N 1328 федеральной целевой программе "Дети - инвалиды" придан статус президентской.

Между тем результаты организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки свидетельствуют о том, что законодательство о социальной защите детей - инвалидов выполняется неудовлетворительно.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации. Такие программы, однако, разрабатываются лишь в единичных случаях. Одновременно из-за отсутствия индивидуальных программ детям - инвалидам отказывают в предоставлении дорогостоящей медицинской помощи, бесплатных протезно - ортопедических изделий, лекарств или компенсации расходов по их приобретению. В Калужской области в 2000 г. признано инвалидами 1745 детей, в 2001 г. - 1036, но ни для одного из них индивидуальные программы реабилитации не разработаны. Аналогичная ситуация отмечена во многих районах Кабардино - Балкарской Республики, Алтайского края, Архангельской, Ивановской, Камчатской, Кировской, Московской, Орловской, Пермской, Ярославской и других областей.

Особенно неблагополучно складывается ситуация с обслуживанием детей - инвалидов, проживающих в сельской местности, где в основном функционируют фельдшерско - акушерские пункты и нет врачей необходимых профилей, что затрудняет своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство Российской Федерации в нарушение требований ст. 10 Закона, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации, которая должна содержать гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем представляется, что норма ст. 11 Закона, предусматривающая право инвалида на отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, не должна распространяться на детей - инвалидов, наименее защищенных в силу своего возраста и социального положения. Кроме того, многие родители (законные представители) зачастую не знают о праве на составление таких программ и возможной реабилитации ребенка, а часть из них недобросовестно исполняет свои родительские обязанности.

Вопреки требованиям законодательства медицинская помощь детям - инвалидам оказывается исключительно на платной основе в территориальных медицинских учреждениях Республики Мордовия, Пермской области и других регионов. В ряде районов Чувашской и Удмуртской республик, Ивановской, Волгоградской, Курганской, Саратовской областей лекарства бесплатно практически не отпускаются даже детям - инвалидам, больным сахарным диабетом и бронхиальной астмой, что создает угрозу их жизни. В Каргапольском районе Курганской области фактически в течение полутора лет не финансировались аптечные учреждения, в связи с чем льготой на получение лекарственных средств по рецептам врача смогли воспользоваться лишь 8 из 110 детей - инвалидов.

Детям, страдающим сердечно - сосудистыми заболеваниями, оперативное лечение в Центре сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева АМН России проводится либо согласно установленным для регионов квотам, либо за счет родителей. В Ульяновской области 24 ребенка - инвалида (с врожденным пороком сердца) нуждаются в дорогостоящей и специализированной медицинской помощи, в Республике Мордовия - 70. Все они включены в квоту на оперативное лечение по федеральному финансированию и ждут своей очереди. При этом квота для Республики Мордовия установлена в пределах пяти детей - инвалидов в год. Аналогичная ситуация с лечением детей сложилась в Институте глазных болезней им. Гельмгольца в г. Москве.

Дети - инвалиды, воспитывающиеся в государственных интернатных учреждениях, не обеспечиваются в необходимом количестве медикаментами, слуховыми аппаратами, очками, вспомогательными бытовыми средствами для ухода и передвижения, полноценным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, мебелью. В частности, в Базарносызганской школе - интернате Ульяновской области слабовидящие дети не имеют очков. В Тульской области только 76 из 164 детей - инвалидов, проживающих в областной специальной коррекционной образовательной школе - интернате для лиц с нарушением слуха, обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами. В Куртамышском профессиональном училище - интернате Курганской области на одного учащегося - инвалида выделяется на лекарства 55 коп. в год.

Детские учреждения не укомплектованы врачами, медсестрами и другими специалистами. Белохолуницкая школа - интернат для слабовидящих детей Кировской области не имеет даже врача - окулиста. В Бийской школе - интернате N 1 Алтайского края, контингент которой в основном составляют дети с аномалиями умственного развития, не предусмотрена должность врача - психиатра. Особенно это характерно для учреждений системы образования, поскольку льготы, установленные на федеральном уровне для медицинского персонала учреждений здравоохранения, на медицинских работников учреждений образования не распространяются.

Остро стоит вопрос обеспечения несовершеннолетних инвалидов специальными средствами передвижения. Из проживающих в Пермской области 2,5 тыс. детей с нарушениями двигательной функции за последние два года получили кресла - коляски 52 ребенка. Не выделены кресла - коляски 58 детям - инвалидам в Курганской области, 150 детям - инвалидам в Алтайском крае. Этот список имеет продолжение.

Во всех 30 проверенных регионах страны дети - инвалиды не обеспечиваются автотранспортными средствами. Положение усугубляется тем, что с 1995 г. Правительство Российской Федерации вопреки требованиям ст. 30 Закона не определило порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации стоимости транспортных расходов.

Неудовлетворительно выполняются требования Закона о санаторно - курортном лечении детей - инвалидов. В г. Саратове, к примеру, в путевках нуждается 2556 детей - инвалидов, получили же их всего 265 детей, в Самарской области выделено 9,8% путевок от их необходимого количества. Аналогичная ситуация и в других регионах.

Наиболее полной реализации прав детей - инвалидов препятствует и то, что вопреки требованиям Закона (п. 20 ст. 4) и Указа Президента Российской Федерации от 01.07.96 N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" Правительством Российской Федерации до сих пор не создана единая система учета детей - инвалидов. Это обстоятельство способствует массовым нарушениям их права на услуги образования, здравоохранения и занятость, поскольку в заинтересованных ведомствах не налажен полный учет и взаимный обмен необходимой информацией. Неучтенные дети - инвалиды не принимаются во внимание при формировании бюджетов, составлении территориальных программ обязательного медицинского страхования и др.

Во многих регионах выявлена существенная разница в данных, имеющихся в органах социальной защиты и образования, о детях - инвалидах в возрасте от 7 до 15 лет, из чего следует, что многие из них не учатся. В частности, по данным Департамента образования и науки Пермской области, в 2000/2001 учебном году общее образование получали 5576 детей - инвалидов, при этом на учете в органах социальной защиты области состояло 8332 ребенка - инвалида вышеуказанного возраста.

Требования Закона о создании условий для обучения детей - инвалидов не выполняются в образовательных учреждениях Чувашской и Кабардино - Балкарской республик, Алтайского края, Архангельской, Волгоградской, Ивановской, Магаданской, Орловской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей. Более того, для нужд инвалидов не приспособлены даже коррекционные образовательные учреждения. Например, здание специальной (коррекционной) школы - интерната N 113 для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата Самарской области не приспособлено для передвижения инвалидов - колясочников, поэтому дети с диагнозом "детский церебральный паралич" обучаются дома.

Доля детей - инвалидов среди занятого населения ничтожно мала. Даже на предприятиях, использующих труд граждан этой категории, несовершеннолетних инвалидов нет. Так, в Ярославской области имеется 6 таких предприятий, в г. Орле - 2, однако несовершеннолетние там не работают. Вместе с тем в Орловской области в 2000 г. получили профессии 172 подростка - инвалида, обучавшихся в профессиональных училищах, в Саратовской области в 2001 г. - 67 несовершеннолетних инвалидов, но их дальнейшим трудоустройством никто не занимался.

Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в большинстве регионов не установлена (или занижена) квота для приема инвалидов на работу. Налоговые льготы предприятиям и организациям, создающим дополнительные рабочие места для особо нуждающихся категорий граждан, в том числе для несовершеннолетних инвалидов, практически не предоставляются.

Государственные учреждения для детей - инвалидов находятся в бедственном положении. Зачастую дети не обеспечены полноценным питанием, не хватает одежды, обуви. Широко распространены нарушения их имущественных и жилищных прав. Многие здания интернатных учреждений для детей - инвалидов нуждаются в капитальном и текущем ремонте, санитарное состояние помещений неудовлетворительное. Воспитанникам Слободской коррекционной школы - интерната Кировской области выделяется на питание 13 руб. в день, а воспитанники Теткинского детского дома Курской области получают питание лишь на 9 руб. 20 коп. при норме 35 руб.

Руководители интернатных учреждений не выполняют своих обязанностей по защите прав детей - инвалидов, в результате чего многие из них не получают алиментов, пенсий, пособий, за ними не закрепляется жилье.

Повсеместно не выполняются требования ст. 15 Закона и ст.ст. 15, 17, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Детям - инвалидам не созданы условия для безбарьерного доступа к жилым зданиям, образовательным, здравоохранительным учреждениям, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры, для них не приспособлен общественный транспорт, поэтому они лишены возможности вести полноценный образ жизни. Вместе с тем в административном законодательстве до последнего времени не был установлен порядок наложения штрафов за нарушение вышеуказанных норм Градостроительного кодекса, хотя такие штрафы подлежали зачислению в соответствующие бюджеты для финансирования градостроительной деятельности.

Не решается проблема обеспечения жильем инвалидов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в Самарской области за 2000-2001 гг. из 205 детей - инвалидов данной категории получили жилье только 8 человек. В г. Барнауле (Алтайский край) на учете состоит 28 несовершеннолетних инвалидов, нуждающихся в жилье, однако за последние два года ни одному из них жилая площадь не предоставлена. Аналогичная ситуация и в других районах края. В Орловской области невыполнение требований Закона приводит к тому, что дети - инвалиды по достижении 18-летнего возраста вынуждены оставаться в интернатных учреждениях.

Во многих субъектах Российской Федерации не выполняются требования законодательства о предоставлении семьям, имеющим детей - инвалидов, льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и пользования телефоном.

Нормы Закона о льготном порядке предоставления жилья и улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей - инвалидов, практически нигде не выполняются.

Несвоевременно производятся выплаты пособий гражданам, имеющим детей - инвалидов. Только в Ульяновской области задолженность по выплате пособий за 2000 г. составила свыше 476 тыс. руб. Неработающие трудоспособные матери, занятые уходом за ребенком - инвалидом, нередко не получают надбавки к пенсии. В Троснянском районе Орловской области на учете состоит 52 ребенка - инвалида, за которыми ухаживают родители, но ни одна семья не получает положенных компенсаций.

Принятые почти во всех субъектах Российской Федерации региональные программы защиты детей - инвалидов не выполняются в полном объеме из-за недостаточного финансирования. К примеру, мероприятия по обеспечению льготами детей - инвалидов в Ростовской области профинансированы только на 29,4%. Не профинансированы программы в ряде районов Орловской области. Программа Астраханской области профинансирована на 71,6%, причем в рамках этой программы органы здравоохранения не финансируются на протяжении последних пяти лет.

С учетом изложенного полагал бы необходимым принять меры, входящие в компетенцию Правительства Российской Федерации.

Прошу рассмотреть.

 

Генеральный прокурор

Российской Федерации

В.В.УСТИНОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024