ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 апреля 2002 г.
N 284
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 "Об утверждении Положения о Министерстве
здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691);
пункт 2 изменений и дополнений, которые
вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1551
"Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных
проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5809);
Постановление Правительства Российской
Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1246 "О внесении изменений и дополнений в
Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5706);
пункт 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о
социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2002 г. N 284
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Министерство
здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным
органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и
осуществляющим управление в сфере здравоохранения, включая обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и
курортное дело, а также координирующим в случаях, установленных федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.
Министерство является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять:
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
контроль качества, эффективности и
безопасности лекарственных средств;
государственную политику и координацию
деятельности в сфере курортного дела.
2. Министерство здравоохранения
Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы.
При Министерстве функционирует
Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, являющееся
государственным органом в его системе.
3. Министерство здравоохранения
Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим
Положением, а также в пределах своих полномочий организует их исполнение.
Министерство обобщает практику применения
законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, разрабатывает
предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительства
Российской Федерации.
4. Министерство здравоохранения
Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями.
II. Основные задачи
5. Основными задачами Министерства
здравоохранения Российской Федерации являются:
1) проведение государственной политики в
сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской Федерации, в целях создания необходимых
условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь;
2) разработка и реализация в пределах его
компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию
профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;
3) проведение государственной политики в
области курортного дела;
4) совершенствование системы контроля
качества медицинской помощи;
5) организация государственного контроля
качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
6) организация и осуществление
государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
7) развитие государственной,
муниципальной и частной систем здравоохранения;
8) организация научных исследований,
внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
9) обеспечение в пределах его компетенции функционирования учреждений системы специального
профессионального образования в сфере здравоохранения;
10) профилактика инвалидности и
медицинская реабилитация инвалидов;
11) разработка в пределах его компетенции
нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за
их соблюдением;
12) организация медико-санитарного
обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями
труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо
опасных факторов физической и химической природы;
13) обеспечение в пределах его
компетенции функционирования и развития единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
III. Основные
функции
6. Министерство здравоохранения
Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет
следующие функции:
1) разрабатывает и представляет в
Правительство Российской Федерации:
предложения по вопросам развития
здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации, медицинской науки и курортного дела;
ежегодно государственные доклады о
состоянии здоровья населения Российской Федерации и о
санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, а также доклады
о реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи;
в установленном порядке проекты
законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в
том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации и курортного дела;
предложения по введению и отмене на
территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина),
направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных,
паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения,
организует мероприятия по иммунопрофилактике;
ежегодно перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных средств, согласуемый в установленном порядке;
2) разрабатывает и утверждает:
отраслевые стандарты в сфере
здравоохранения;
перечень видов бесплатной медицинской
помощи, в том числе дорогостоящих, предоставляемых гражданам Российской
Федерации за счет средств федерального бюджета;
порядок проведения медицинских осмотров,
в том числе обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий,
производств и организаций, и порядок их учета;
перечень медицинских противопоказаний для
осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности,
связанной с источниками повышенной опасности;
перечень инфекционных заболеваний,
требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской
Федерации;
порядок проведения медицинскими
организациями экспертизы временной нетрудоспособности;
совместно с Фондом социального
страхования Российской Федерации порядок выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность граждан, а также порядок осуществления контроля за проведением экспертизы временной
нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи в медицинских организациях
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
государственные
санитарно-эпидемиологические правила;
требования к организации и обеспечению
санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения
инфекционных заболеваний человека;
государственный стандарт качества
лекарственных средств и государственный информационный стандарт в области
обращения лекарственных средств;
тексты фармакопейных статей;
перечни лекарственных средств,
отпускаемых без рецепта врача;
правила лабораторной практики при
проведении доклинических исследований лекарственных средств;
правила организации производства и
контроля качества лекарственных средств;
правила изготовления лекарственных
средств;
правила оптовой торговли лекарственными
средствами;
правила отпуска лекарственных средств;
в пределах своей компетенции
медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской
технике;
номенклатуру специальностей медицинских и
фармацевтических работников в системе здравоохранения;
квалификационные требования к медицинским
и фармацевтическим работникам, согласованные с Министерством труда и
социального развития Российской Федерации;
порядок профессиональной подготовки,
переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических
работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации, работников в сфере курортного дела и порядок получения
ими квалификационных категорий;
порядок проведения специальных экзаменов
для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом и
претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в
Российской Федерации;
порядок аккредитации организаций,
осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования,
обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные
виды оценок, и порядок проведения этих работ;
отраслевые правила и типовые инструкции
по охране труда работников здравоохранения;
единую номенклатуру и типовые категории
учреждений здравоохранения;
порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных
организациях и учреждениях здравоохранения, согласованный с Государственным
комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ;
ежегодно согласуемые с Министерством
образования Российской Федерации контрольные цифры и структуру приема в
образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения
Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета;
совместно с Министерством юстиции
Российской Федерации порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и
осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с
медицинскими работниками указанных стационаров;
3) осуществляет:
организацию работы по формированию
федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, в том числе обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и
курортного дела, а также обеспечивает их реализацию;
определение потребности в лекарственных
средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном
автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для федеральных
государственных нужд;
меры по совершенствованию организации
профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению;
методическое руководство профилактикой
травматизма и заболеваний, включая профилактику инфекционных, паразитарных,
особо опасных инфекционных, профессиональных заболеваний и отравлений, а также
неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека
неблагоприятных факторов среды его жизнедеятельности;
методическое руководство проведением
диспансеризации населения, диспансерного наблюдения и медицинской реабилитации
больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе социально
значимыми;
организацию судебно-медицинских и
судебно-психиатрических экспертиз;
выдачу разрешений на применение новых
медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации;
направление граждан Российской Федерации
на лечение за границей в установленном порядке;
координацию деятельности федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации;
методическое обеспечение и координацию
социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, а также
формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического
мониторинга;
государственный учет инфекционных,
паразитарных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний, травм,
отравлений и других последствий воздействия внешних причин;
государственную регистрацию лиц,
пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных
катастроф и инцидентов;
координацию деятельности межведомственных
специализированных экспертных советов по установлению причинной связи
заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации;
в установленном порядке государственную
регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность
для человека, отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию
Российской Федерации, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также
потенциально опасных химических и биологических веществ;
ведение статистического учета и
государственной статистической отчетности в сфере здравоохранения;
экспертизу качества, эффективности,
безопасности лекарственных средств, производимых в Российской Федерации и
ввозимых на ее территорию;
государственную регистрацию лекарственных
средств, в том числе гомеопатических, и составление государственного реестра
лекарственных средств;
в установленном порядке государственную
регистрацию и ведение реестра предельных отпускных цен на лекарственные
средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств;
издание государственной фармакопеи;
сбор и обобщение данных о применении,
побочных действиях и об особенностях взаимодействия лекарственных средств;
экспертизы экологической и
санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств;
выдачу в установленных законодательством
Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании
отдельных видов деятельности;
в установленном порядке лицензирование
видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства;
выдачу разрешения на ввоз на территорию
Российской Федерации партий незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований;
государственную регистрацию и ведение
государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники,
в отношении которых выданы разрешения на применение в медицинской практике;
выдачу разрешений на применение в
медицинской практике новых изделий медицинского назначения и медицинской
техники;
в пределах своей компетенции разработку и
ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных
государственных нужд;
разработку и реализацию программ
метрологического и нормативно-технического обеспечения системы здравоохранения;
полномочия учредителя государственных
учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся
в ведении Министерства;
при участии Российской академии
медицинских наук организацию и координацию научных исследований, экспертизу их
результатов, в том числе в сфере курортного дела, а также создание новых
медицинских технологий в здравоохранении и медицинской науке, их
совершенствование и внедрение в практику здравоохранения достижений науки и
техники;
меры по обеспечению безопасных условий труда работников организаций системы
здравоохранения, в том числе санаторно-курортных организаций, а также
организацию научных исследований по этим проблемам на основе анализа причин
производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
ведение государственного реестра
курортного фонда Российской Федерации;
организацию функционирования и развития
Всероссийской службы медицины катастроф;
организационно-методическое руководство
медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию
первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также руководство формированиями
и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф, участвующими в
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию работы по совершенствованию
методов и средств оказания медицинской помощи и лечению пострадавшего населения
с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
в пределах своей компетенции координацию
деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по
обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
создание в установленном порядке запасов
медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, технических
средств для предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и при необходимости
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти -
экстренную поставку указанных средств в зону чрезвычайной ситуации;
организацию мобилизационных запасов
медицинских иммунобиологических препаратов, донорской крови и препаратов на ее
основе;
в мирное время формирование
мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого
имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил
Российской Федерации, формирований и организаций федеральной медицинской службы
гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения;
в период мобилизации и в военное время
создание специальных формирований для Вооруженных Сил Российской Федерации и
выделение оперативных коек, а также подготовку формирований и организаций
федеральной медицинской службы гражданской обороны к оказанию медицинской
помощи населению;
в установленном порядке финансирование,
материально-техническое обеспечение и экономический анализ деятельности
организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает сметы доходов и
расходов подведомственных бюджетных учреждений;
подготовку предложений о привлечении
инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения;
в установленном порядке меры по
реализации государственной политики в области обязательного медицинского
страхования граждан;
сотрудничество с соответствующими
структурами государств - участников СНГ и других иностранных государств по
вопросам здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического
благополучия, курортного дела, медицинской науки и медицинского страхования, а
также обмен делегациями работников здравоохранения, студентов медицинских и
фармацевтических учебных заведений;
публикацию материалов по вопросам
здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;
рассмотрение обращений граждан по
вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
4) осуществляет совместно:
с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти реализацию программ кадрового
обеспечения системы здравоохранения, включая профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических
работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации и работников в области курортного дела, а также
медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации предусмотрена военная служба;
с Министерством образования Российской
Федерации и Российской академией медицинских наук меры по реализации
государственной политики в области гигиенического воспитания и обучения
населения, пропаганды здорового образа жизни;
с Государственным комитетом Российской
Федерации по стандартизации и метрологии аккредитацию организаций,
осуществляющих сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского
назначения и медицинской техники;
с Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования взаимодействие информационных систем здравоохранения и
обязательного медицинского страхования в целях формирования единой системы
информатизации отрасли;
5) участвует:
в установленном порядке в разработке
проектов федерального бюджета на соответствующий год, перспективных и ежегодных
прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
в разработке и реализации государственной
финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в сфере
здравоохранения;
в разработке балансов спроса и
предложения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и
медицинской техники;
в установленном порядке в разработке,
заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в качестве
представителя работодателя;
6) выполняет контрольные и надзорные
функции:
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
надзор за фармацевтической деятельностью;
контроль за выполнением производителями
лекарственных средств правил организации производства
и контроля качества лекарственных средств;
контроль за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ в пределах своей
компетенции;
контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и
использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов в пределах своей компетенции;
контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения.
IV. Полномочия
7. Министерство здравоохранения
Российской Федерации имеет право:
1) координировать деятельность
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;
2) создавать, реорганизовывать и
ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы,
подведомственные учреждения и другие организации здравоохранения в пределах
выделенных Министерству бюджетных ассигнований;
3) издавать в установленном порядке в
пределах компетенции Министерства нормативные правовые акты и иные документы;
4) запрашивать в установленном порядке у
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, других
юридических и физических лиц сведения, необходимые для осуществления
возложенных на Министерство задач и функций;
5) учреждать в установленном порядке
ведомственные награды;
6) участвовать в установленном порядке в
создании организаций для поддержки развития здравоохранения, научно-технической
деятельности, в том числе международной;
7) представлять по поручению
Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на
международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
8) официально опубликовывать в
установленном порядке принятые Министерством нормативные правовые акты по
вопросам здравоохранения;
9) проводить конференции, совещания,
симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства, с участием иных федеральных органов
исполнительной власти, общественных и прочих организаций;
10) привлекать на договорной основе
научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе иностранных, к решению
проблем, входящих в компетенцию Министерства;
11) осуществлять издательскую
деятельность, проводить информационно-рекламные и пропагандистские мероприятия,
связанные с реализацией задач и функций, определенных настоящим Положением;
12) создавать ученый совет, а также
экспертные, консультативные и информационно-аналитические советы, комитеты и
комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их
составы.
V. Организация
деятельности
8. Министерство здравоохранения
Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра
устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Министр здравоохранения Российской
Федерации:
1) распределяет обязанности между своими
заместителями;
2) вносит в установленном порядке на
рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых
актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
3) утверждает положения о структурных
подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных
органах;
4) назначает в установленном порядке на
должность и освобождает от должности работников центрального аппарата
Министерства и руководителей территориальных органов;
5) решает в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы,
связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
6) утверждает в установленном порядке
уставы организаций, находящихся в ведении Министерства, назначает на должность
и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает
трудовые договоры (контракты) с ними;
7) утверждает структуру и штатное
расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных
Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах
ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на
государственное управление;
8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства
в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской
Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное
управление;
9) представляет в установленном порядке
особо отличившихся работников центрального аппарата, территориальных органов и
находящихся в ведении Министерства организаций к присвоению почетных званий и
награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает
ведомственными наградами;
10) осуществляет другие полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В Министерстве здравоохранения
Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель
коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других
руководящих работников центрального аппарата, территориальных органов
Министерства, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.
Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности)
утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает актуальные вопросы
развития здравоохранения и медицинской науки, а также другие наиболее важные
вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило,
приказами Министра.
В случае разногласий между председателем
и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших
разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут
сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
11. Финансирование расходов на содержание
центрального аппарата и территориальных органов Министерства здравоохранения
Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусматриваемых в
федеральном бюджете на государственное управление.
12. Министерство здравоохранения
Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные
печати, штампы и бланки установленного образца.