Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2007 года

 

ПРОТОКОЛ N 13-2

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела государственной службы и кадров Шаталовой Л.М. коллегия отмечает, что Департаментом здравоохранения, государственными учреждениями и отделениями дополнительного среднего медицинского и фармацевтического образования проводится целенаправленная работа по подготовке среднего медицинского персонала.

Национальные проекты "Здоровье" и "Образование" предусматривают дальнейшее развитие и модернизацию структуры и содержания отраслей образования и здравоохранения.

Первичная специализация и повышение квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, занятых в учреждениях здравоохранения, является важным этапом кадровой политики Департамента и направлена на повышение качества оказания медицинской помощи населению города Москвы.

Несмотря на принимаемые Департаментом и Правительством Москвы меры, в городе сохраняется дефицит квалифицированных медицинских кадров. Правительством Москвы определены пути реализации национальных проектов в области образования и здравоохранения, утверждены программы "Столичное здравоохранение" и "Столичное образование".

Система дополнительного среднего медицинского и фармацевтического образования Департамента здравоохранения представлена 16 образовательными учреждениями: Центром повышения квалификации специалистов здравоохранения, Центром профессиональной подготовки кадров и последипломного образования, отделениями повышения квалификации в 2-х медицинских колледжах, фармацевтическом училище и 12 медицинских училищах, из которых четыре открыты в 2007 году (МУ NN 3, 19, 23, 37). Координацию деятельности системы дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования осуществляет Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения.

В медицинском колледже N 1 проводится переподготовка специалистов по специальности "Лабораторная диагностика", в медицинском училище N 12 - по специальностям "Сестринское дело" и "Лечебное дело", в медицинском училище N 17 - по специальности "Лечебное дело", что позволяет удовлетворить потребность практического здравоохранения.

Все образовательные учреждения аттестованы, аккредитованы, имеют лицензии на право повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, нормативную, организационно-распорядительную документацию.

Повышение квалификации специалистов осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 N 186 по 28 специальностям и 115 наименованиям тематик циклов.

Стратегия развития последипломного образования среднего медицинского персонала предусматривает, что подготовка медицинских и фармацевтических кадров должна осуществляться с учетом структурной перестройки городского здравоохранения и его потребностей.

Перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи: удовлетворение потребностей городского здравоохранения в повышении квалификации специалистов, в том числе первичной специализации в соответствии с заявками ЛПУ; проведение мониторинга качества обучения слушателей, в том числе и отдаленных результатов (через 2-3 года после обучения); совершенствование материально-технической базы; обеспечение конкурентоспособности специалистов.

Образовательные учреждения имеют достаточное материально-техническое обеспечение. Учебные кабинеты укомплектованы мебелью и техническими средствами обучения, тренажерами и фантомами, муляжами и иным оборудованием с учетом специфических особенностей организации процесса обучения. Учебный процесс обеспечен информационно-коммуникационными технологиями, во всех учреждениях имеются компьютерные классы, оснащенные обучающими и контролирующими программами по специальностям, имеются локальные сети и подключение в сеть Интернет.

Прием на циклы повышения квалификации осуществляется в соответствии с заявками ЛПУ. Обучению подлежат специалисты, имеющие диплом о среднем медицинском или фармацевтическом образовании.

При оформлении слушателей на циклы повышения квалификации имеют место случаи выявления фальшивых дипломов сотрудников городских учреждений здравоохранения. Так за 2006-2007 учебный год выявлено 17 фальшивых дипломов. В сентябре текущего года выявлены нарушения приема сотрудников на работы без соответствующих документов (ГП N 146 САО, дом ребенка N 24).

Ежегодно Центром повышения квалификации специалистов здравоохранения составляется план набора слушателей и тематический календарный план на основании заявок ЛПУ системы Департамента. При этом поданные заявки не соответствуют истиной потребности учреждений здравоохранения в обучении специалистов.

В среднем план набора по системе составляет свыше 11 тысяч человек в год, а в текущем учебном году - около 13 тысяч. В целях максимального удовлетворения потребности ЛПУ в 2006-2007 учебном году было сформировано более 20 дополнительных групп (свыше 600 человек). В текущем учебном году в соответствии с заявками, поступившими от учреждений здравоохранения, планируется открытие 123 дополнительных групп, что составляет 3690 человек сверх плана набора.

Такая "авральная" ситуация возникла в результате того, что в большинстве ЛПУ отсутствует пятилетний и годовой планы повышения квалификации или же они не соблюдаются. Направление на обучение лечебно-профилактическими учреждениями происходит бессистемно, в преддверии лицензирования учреждения или окончания срока действия квалификационной категории у специалиста. При такой организации планирования повышения квалификации в учреждениях здравоохранения, образовательным учреждениям приходится работать в режиме "скорой помощи", что влияет на качество подготовки слушателей.

В соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения города Москвы от 27.08.2007 N 847-р в период с 03.09.2007 по 10.09.2007 проведена проверка Городской клинической больницы N 50, Детской городской клинической больницы N 13 им. Н.Ф.Филатова, Кожно-венерологического клинического диспансера N 1 Департамента здравоохранения, Управления здравоохранения СВАО, Городской поликлиники N 120 УЗ СВАО, Детской городской поликлиники N 55 УЗ СВАО, Городской поликлиники N 132 УЗ ВАО, Детской городской поликлиники N 137 УЗ ВАО.

Все учреждения, кроме ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова, имеют пятилетние и годовые планы повышения квалификации средних медицинских кадров. На основании планов на 2007-2008 учебный год все проверяемые учреждения подали заявки в установленный срок, кроме КВКД N 1. Учреждения подают заявки в соответствии с тематиками, установленными в приказе Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 N 186 (УЗ СВАО, ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова).

Необходимо отметить резкое увеличение потребности в обучении в 2007 году, что обусловлено предстоящим лицензированием учреждений, а также тем, что средние медицинские работники, работающие много лет на должностях: старшие медсестры, операционные медсестры, медсестры-анестезисты - не имеют первичной специализации, что противоречит лицензионным требованиям.

В настоящее время Департаментом здравоохранения создана эффективная система последипломного образования среднего медицинского персонала. Учебный процесс в образовательных учреждениях повышения квалификации осуществляется как штатными, так и внештатными преподавателями, из которых 98% имеют высшее образование, 11 преподавателей - доктора медицинских наук, 72 -имеют степень кандидата медицинских наук. Для проведения практических занятий по вопросам, не входящим в компетенцию врача, привлекаются квалифицированные специалисты со средним медицинским образованием (2%), имеющие сертификат специалиста и высшую категорию по специальности. Более 80% штатных преподавателей и все руководители образовательных учреждений системы дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования имеют высшую квалификационную категорию. Средний возраст преподавателей - свыше 50 лет.

Учреждения дополнительного профессионального образования располагают клиническими базами для проведения практических занятий, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Это клиники высших образовательных медицинских учреждений, научно-исследовательские институты, городские клинические больницы, поликлиники и диспансеры, оснащенные современным оборудованием.

Большой популярностью пользуются выездные циклы, проводимые на базе лечебно-профилактических учреждений. Их в системе дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования Департамента в настоящее время около 50%. Вместе с тем, дополнительное обучение специалистов на рабочем месте и в рабочее время может негативно отражаться на качестве лечебного процесса.

Национальный проект "Здоровье" и Городская целевая программа "Столичное здравоохранение" диктуют необходимость приоритетной подготовки специалистов, занятых в системе первичной медико-санитарной помощи населению. Это участковые медицинские сестры терапевтических участков, медицинские сестры педиатрических участков, фельдшера и медицинские сестры здравпунктов, фельдшера станций скорой помощи.

В 2006-2007 учебном году прошли повышение квалификации 1802 специалиста указанных категорий. В текущем учебном году планируется повышение квалификации 2600 специалистов первичного звена.

Одним из важных направлений в деятельности учреждений повышения квалификации является сертификация специалистов. С каждым годом количество работников со средним медицинским образованием, имеющих сертификаты, возрастает. Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день нормативная база для сертификации специалистов отсутствует.

Учитывая, что выполнение поставленных задач направлено на эффективное функционирование подведомственных Департаменту здравоохранения учреждений и отделений повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями национальных проектов "Здоровье" и "Образование",

Коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад начальника отдела государственной службы и кадров Департамента здравоохранения Шаталовой Л.М. об организации последипломного образования среднего медицинского персонала.

2. Начальнику отдела государственной службы и кадров (Шаталова Л.М.):

2.1. разработать и представить на рассмотрение проект "Положения о проведении сертификационных циклов обучения и сертификационных экзаменов для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Срок: декабрь 2007 года;

2.2. провести мониторинг потребности учреждений здравоохранения в циклах повышения квалификации и разработать план повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на 2008-2010 гг. Срок: декабрь 2007 года;

2.3. представить заявку на материально-техническое обеспечение Центра повышения квалификации специалистов здравоохранения, отделений повышения квалификации образовательных учреждений департамента. Срок: декабрь 2007;

2.4. продолжить работу по осуществлению контроля за деятельностью системы дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования. Срок: постоянно.

3. Директору Центра повышения квалификации специалистов здравоохранения (Козлова Л.Б.):

3.1. подготовить и представить на утверждение календарно-тематический план работы в системе дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования с учетом потребностей городского здравоохранения на 2008-2009 гг. Срок: февраль 2008 года;

3.2. осуществлять контроль за проведением образовательного процесса отделениями повышения квалификации образовательных учреждений департамента, сократив в плане выездные формы обучения. Срок: постоянно;

3.3. осуществлять программно-методическое обеспечение системы дополнительного профессионального среднего медицинского и фармацевтического образования. Срок: постоянно;

3.4. обучение слушателей проводить в строгом соответствии с требованиями законодательства. Срок: постоянно.

4. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям учреждений городского здравоохранения:

4.1. обеспечить контроль за планированием обучения среднего медицинского персонала на циклах повышения квалификации. Срок: постоянно;

4.2. обеспечить представление заявок на повышение квалификации среднего медицинского и фармацевтического персонала на 2008-2009 учебный год в отдел государственной службы и кадров Департамента здравоохранения. Срок: 15.12.2007;

4.3. обеспечить контроль за соблюдением трудового законодательства при командировании специалистов на циклы повышения квалификации;

4.4. оказывать содействие учреждениям и отделениям повышения квалификации в заключении договоров о сотрудничестве учреждений здравоохранения в качестве баз для проведения практики. Срок: постоянно.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Департамента здравоохранения Полякова С.В.

 

Заместитель председателя коллегии,

первый заместитель руководителя

Департамента здравоохранения

С.В.ПОЛЯКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017