Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

 

18 декабря 2008 г.

 

N 01/15277-8-32

 

ОБ ИТОГАХ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2008 ГОДА

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2008 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения "Итоги летней оздоровительной кампании 2008 года в Российской Федерации", сообщает следующее.

В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 23 от 01.04.2008 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах" при подготовке к летней оздоровительной кампании 2008 года Роспотребнадзором во всех субъектах Российской Федерации были проведены семинары с руководителями оздоровительных учреждений, медицинскими работниками, педагогами и сотрудниками пищеблоков по соблюдению санитарного законодательства, противоэпидемического режима при обслуживании детей, по организации рационального питания в летних оздоровительных учреждениях. Координация работы всех служб и ведомств по обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществлялась областными советами и межведомственными комиссиями, в составе которых работали начальники отделов санитарного надзора управлений Роспотребнадзора.

В 2008 году количество летних оздоровительных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации, уменьшилось на 1438 и составило 58745 учреждений, в которых отдохнули 6055723 ребенка.

По сравнению с 2007 г. снизилось количество загородных дошкольных учреждений (на 7), загородных стационарных лагерей (на 225), лагерей с дневным пребыванием детей (на 1648), санаторных оздоровительных лагерей (на 40). Количество профильных оздоровительных лагерей увеличилось на 454.

В Республике Бурятия количество ЛОУ сократилось на 368 учреждений, в Ивановской области - на 208, в Волгоградской области - на 157, в Кировской области - на 143, в Свердловской области - на 126, в Республике Тыва - на 107, в Ярославской области - на 105.

Вместе с тем, количество ЛОУ увеличилось в Республике Саха (Якутия) на 292 учреждения, в Московской области - на 202, в Чувашской Республике - на 200, в Нижегородской области - на 111.

В период подготовки к открытию летних оздоровительных учреждений специалистами органов Роспотребнадзора было проведено более 57,3 тыс. санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 69,4% - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами.

Без согласования с Роспотребнадзором в 2008 г. было открыто 51 учреждение - 27 профильных оздоровительных учреждений, 12 загородных лагерей, 10 лагерей с дневным пребыванием детей, 1 санаторно-оздоровительный лагерь и 1 загородное дошкольное учреждение. (Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Мурманская, Омская, Читинская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, учреждения, принадлежащие ОАО "РЖД").

В период подготовки к летней оздоровительной кампании 2008 года с целью улучшения материально-технической базы летних оздоровительных учреждений во всех субъектах Российской Федерации проводились реконструкция и капитальный ремонт зданий, ревизии систем водоснабжения и канализации, замена санитарно-технического, холодильного и технологического оборудования, замена твердого и мягкого инвентаря. Для обеспечения учреждений доброкачественной водой в ряде регионов ЛОУ имеют собственные артезианские скважины. Увеличилось количество учреждений, в которых установлены очистные фильтры на системы водоснабжения, обеспечено бесперебойное горячее водоснабжение. Для возможности функционирования в случае аварийных ситуаций некоторые учреждения оборудованы автономными источниками энергоснабжения.

В период проведения летней оздоровительной кампании 2008 года отмечены случаи возникновения аварийных ситуаций. Аварии систем электроснабжения были зарегистрированы в Самарской, Свердловской, Тульской областях, Хабаровском крае.

Аварии на системах водоснабжения были зарегистрированы в Мурманской и Смоленской областях.

Случаев возникновения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди детей вследствие аварийных ситуаций не зарегистрировано.

Проведенные исследования воды из бассейнов летних оздоровительных учреждений показали, что 5,2% проб не соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. - 5,8%), 4,3% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 4,2%), 0,3% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,3%).

Среди исследований воды из водоемов, используемых для купания детей, в целом по Российской Федерации 5,9% проб не соответствуют санитарному законодательству по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. - 6,7%), 7,2%- по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 8,7%) и 0,7% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,7%).

В 2008 году количество летних оздоровительных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, составило 4620 (7,9%), что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 году, из них 3019 (65,3%) учреждений работали на привозной воде.

В 2008 году всего по Российской Федерации было отобрано 145167 проб на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели (в 2007 г. - 161693 пробы).

Качество и безопасность водоснабжения ЛОУ напрямую связаны с водоснабжением региона в целом.

В 2008 году увеличился процент проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения, неудовлетворительных по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а также проб, не соответствующих нормам по санитарно-химическим показателям, из разводящей сети.

Общее количество проб воды из источников централизованного водоснабжения в 2008 году составило 16174, из них 7161 проба на санитарно-химические показатели и 9013 проб на микробиологические показатели.

Количество ЛОУ, использующих источники нецентрализованного водоснабжения, составляет 4620 (7,9% от числа учреждений), что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 г. Всего в период подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2008 было отобрано 9516 проб (в 2007 г. - 10139) воды из источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе 3173 пробы на санитарно-химические показатели, 5899 проб на микробиологические показатели и 444 пробы на паразитологические показатели.

Не проводили исследования воды из источников нецентрализованного водоснабжения при наличии ЛОУ, использующих их, в Вологодской области, городе Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий Эл, Ямало-Ненецком АО.

Правильно организованное питание, соответствующее потребностям детского организма, является неотъемлемой составляющей оздоровления в летний период.

7-10 дневные меню в обязательном порядке согласовывались с Роспотребнадзором.

Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2008 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям на сумму 120-150 рублей в день при 4-5 разовом питании (в 2007 г. - 113-140 руб.).

В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 50-90 рублей (в 2007 г. - 60-73 руб.).

Для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 140-200 рублей при 6 разовом питании (в 2007 г. - 129-148 руб.).

В 2008 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2007 г. уменьшился на 10518 исследований.

Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья по санитарно-химическим показателям отмечен в Дальневосточном федеральном округе (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область).

В летнюю оздоровительную кампанию 2008 г. было установлено невыполнение норм питания по таким продуктам как мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и кисломолочные продукты в большинстве регионов. Отмечались случаи восполнения калорийности за счет превышения содержания в рационах питания круп, макаронных и кондитерских изделий.

Такие нарушения были отмечены в Ивановской, Архангельской, Саратовской областях и др.

В период подготовки учреждений к летней оздоровительной кампании в целях улучшения материально-технической базы и санитарно-эпидемического состояния пищеблоков летних оздоровительных учреждений были проведены ремонтно-восстановительные работы в помещениях, на инженерных коммуникациях, заменено и отремонтировано технологическое и холодильное оборудование, инвентарь, посуда, моющие, чистящие и дезинфекционные средства, проведены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия, укомплектование квалифицированными кадрами, прошедшими гигиеническое обучение.

Сохраняется тенденция снижения уровня заболеваемости детей в летних оздоровительных учреждениях. В 2008 году зарегистрированы 70256 случаев заболеваний в целом по ЛОУ России (11,6 случаев на 1000 отдохнувших детей).

Уменьшение количества случаев заболеваний отмечено во всех типах ЛОУ, кроме дошкольных оздоровительных учреждений, где по сравнению с 2007 г. число заболевших увеличилось на 34 и составило 956 детей (в 2007 г. - 922).

Наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в загородных стационарных лагерях, в загородных дошкольных учреждениях.

В течение летней оздоровительной кампании 2008 года зарегистрировано 2 случая смерти детей (в 2007 г. - 3 случая). В Читинской области в палаточном лагере "Альтаир" смертельная травма головы при игре в волейбол. В Пермском крае - несчастный случай в бассейне.

В период проведения летней оздоровительной кампании 2008 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ было зарегистрировано 14 вспышек инфекционных заболеваний, пострадал 561 человек, в том числе 531 ребенок до 17-ти лет.

В 78,6% случаев инфекции передавались пищевым путем. Причинами явились нарушения законодательства в области организации питания детей: несоблюдение правил доставки, приема и хранения пищевых продуктов, режима содержания пищеблоков, технологии приготовления готовых блюд, обработки посуды, кухонного инвентаря и оборудования, личной гигиены.

Этиологическая структура очагов была представлена:

- 4 вспышки пищевой токсикоинфекции (3 - стафилококковой природы (Сахалинская, Тульская области, Красноярский край), 1 - энтеробактериальной (Амурская область, РЖД);

- 2 вспышки псевдотуберкулеза (вовлечение детских оздоровительных учреждений в единый очаг, Красноярский край);

- 2 вспышки аденовирусной инфекции (Волгоградская, Липецкая области);

- 2 вспышки норовирусной инфекции (Красноярский край, Ярославская область);

- 1 очаг стрептококковой инфекции (Читинская область);

- 1 очаг энтеровирусной инфекции (Красноярский край);

- 1 очаг микроспории (Свердловская область).

Оздоровление детей в летний период предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья, а также расширение адаптационных возможностей.

В летних оздоровительных учреждениях проводятся комплексы оздоровительных мероприятий, включающие ежедневные утренние зарядки, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные состязания, а также при необходимости медицинские консультации.

Оценка эффективности оздоровления проводилась на основании данных о заболеваемости в ЛОУ, о физическом развитии детей, физической подготовленности, антропометрических показателей, функциональных проб (ортостатической, пробы Генча, ЖЕЛ) в начале и в конце смены:

В среднем по Российской Федерации выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха отмечен у 79,1% детей.

Самый высокий процент детей с отсутствием оздоровительного эффекта или ухудшением состояния здоровья отмечен в Архангельской области (13,0%), Ярославской области (12,4%), Сахалинской области (11,8%).

В ходе летней оздоровительной кампании 2008 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 15370 штрафов на сумму более 21,9 млн. рублей, из них взыскано 77,3% на сумму более 15,3 млн. рублей.

В 2008 году было передано судьям 54 дела о приостановлении деятельности (в 2007 г. - 43), эксплуатация 39 объектов была приостановлена (в 2007 г. - 36).

Вынесено 10 постановлений о направлении материалов в правоохранительные органы, из них по 3 постановлениям приняты решения о привлечении к уголовной ответственности.

По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 1907 сотрудника оздоровительных учреждений (в 2007 г. - 2734), в том числе 727 человек по загородным стационарным лагерям (в 2007 г. - 998) и 612 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков (в 2007 г. - 1389).

Основными причинами применения мер административного воздействия являлись неудовлетворительные результаты лабораторных исследований готовых блюд по микробиологическим показателям и по калорийности, несоблюдение технологии приготовления блюд, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима при эксплуатации жилых корпусов и на пищеблоке, нарушение санитарного законодательства при эксплуатации мест купания, нарушения требований при допуске персонала к работе.

Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы, возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью воды питьевой, организацией рационального сбалансированного питания, обеспечением педагогическим персоналом и сотрудниками пищеблоков, медицинскими работниками, проведением медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов.

По данным формы государственного статистического наблюдения N 21 "Санитарно-эпидемиологическое состояние детских и подростковых летних оздоровительных учреждений" в 2008 году отмечается снижение количества ЛОУ по сравнению с 2007 г. По-прежнему остается большим количество ЛОУ, начавших работу без санитарно-эпидемиологического заключения.

На протяжении нескольких лет остается нерешенным ряд проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период проведения оздоровительных кампаний:

- Некоторое ухудшение качества воды из источников свидетельствует о необходимости проведения дополнительных мероприятий по обеспечению ЛОУ доброкачественной питьевой водой.

- Возросло количество массовых инфекционных заболеваний с большим числом пострадавших детей, основными причинами которых послужили нарушения санитарного законодательства при работе пищеблоков, что свидетельствует о недобросовестном отношении администраций оздоровительных учреждений к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил.

- В большинстве субъектов Российской Федерации продолжают регистрироваться нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

- Возникновение аварийных ситуаций природного или антропогенного характера, связанных с нарушениями электроснабжения и водоснабжения в летних оздоровительных учреждениях и создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию отдыхающих детей, требует учета технического состояния коммуникаций при составлении перечня мероприятий планов-заданий проверки.

Для подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2009 года необходимо решить следующие задачи:

1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам летней оздоровительной кампании 2008 года вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на необходимость их подготовки к летней оздоровительной кампании 2009 года и принятие первоочередных мер, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образований подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке и реализации региональных программ, направленных на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство новых.

3. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:

- Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства.

- Разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы и обеспечить 100% выполнение всех запланированных мероприятий по развитию материально-технической базы, предусмотрев при этом изменение необходимых объемно-планировочных решений помещений, обеспечение качества воды хозяйственно-питьевого назначения, обеспечение оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

- Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении 100% выполнение меню в период функционирования учреждений.

- Максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за принимаемыми ДОУ продуктами питания.

- Обеспечить проведение мероприятий по дератизации в 100% оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства.

- Обеспечить проведение мероприятий по дезинсекции (акарицидной обработке) в 100% оздоровительных учреждений от общего количества учреждений, в которых требуется проведение таких мероприятий перед их открытием.

- Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками. Т.е. привлекать к работе на пищеблоках ДОУ специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии.

- Обеспечить прием на работу сотрудников, включая врачей-педиатров, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра в установленном порядке, а также профессиональной гигиенической подготовки.

- Обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации города в пределах компетенции за выполнением должностных обязанностей руководителями оздоровительных учреждений и их подразделений.

Обращаю Ваше внимание на крайне низкий уровень подготовки пояснительных записок Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, представляемых вместе с отчетными формами по летней оздоровительной кампании, что не позволяет объективно оценить итоги организации и проведения летней оздоровительной кампании. Несмотря на предложенную схему написания с конкретными пунктами, представляемая информация имеет общий характер, дублирует данные таблиц отчетных форм.

Кроме того, не представили отчет по форме государственного статистического наблюдения N 21 "Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений за 2008 год" в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью учреждения следующие субъекты Российской Федерации: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Белгородская, Курская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Тюменская, Амурская, Сахалинская области.

Обращаю Ваше внимание на недопустимость впредь формального подхода к подготовке и представлению информации по формам государственного и ведомственного статистического наблюдения и персональную ответственность за качество и сроки представления информации.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО


 

Типы и количество летних оздоровительных учреждений,

число детей, отдохнувших в них, в

Российской Федерации (2004-2008 гг.)

 

Типы ЛОУ   

2004    

2005    

2006    

2007    

2008     

кол-во
ЛОУ 

число
детей

кол-во
ЛОУ 

число
детей

кол-во
ЛОУ 

число
детей

кол-во
ЛОУ 

число
детей

кол-во
ЛОУ 

число 
детей 

Загородные    
дошкольные    
учреждения    

122

17492

109

18576

108

19902

103

20998

96

20039

Загородные    
стационарные  
лагеря        

3434

1935383

3269

1927572

2928

1635595

2948

1708192

2723

1638757

Лагеря с      
дневным       
пребыванием   

45254

3274980

46779

4088484

45522

3223402

46313

3280208

44665

3117627

Профильные    
лагеря        

10856

867783

9415

788226

7458

622865

9228

685298

9682

617865

Санаторные    
оздоровительные
лагеря        

851

313896

689

307149

675

296673

612

335386

572

308409

Санаторная    
смена в       
оздоровительном
лагере        

130

22469

154

22564

185

26143

173

24327

126

16118

Детские       
санатории     

435

2095072

421

185275

334

165108

364

185643

373

199143

Отдых родителей
с детьми      

667

189977

646

170154

549

115219

615

181724

634

153883

Всего         

61619

6809018

61328

7485436

59847

6349164

60183

6397449

58745

6055723

 

Гигиеническая характеристика воды в летних

оздоровительных учреждениях Российской Федерации

в 2004-2008 гг.

 

Показатели          

2004 г.  

2005 г.  

2006 г.  

2007 г.  

2008 г.  

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Вода в источниках 
централизованного 
водоснабжения     

санитарно-
химические

8060

15,2

7400

14,4

8055 

13,0

8905

13,4

7161

12,8

микробиоло-
гические  

11322

5,0

10297

4,3

11478 

3,9

11663

3,6

9013

3,3

вода в источниках 
нецентрализованного
водоснабжения     

санитарно-
химические

2684

15,2

2836

15,9

2719 

16,0

3093

13,1

3173

14,6

микробиоло-
гические  

5289

15,9

5827

15,8

6112 

13,6

6526

10,6

5899

12,0

вода питьевая     
в разводящей сети 

санитарно-
химические

33580

10,6

34050

9,5

39574 

9,8

46112

9,6

41230

10,3

микробиоло-
гические  

77032

6,3

73452

6,4

79627 

5,4

84874

4,7

78247

4,5

Всего исследований            

137967   

133862   

147802   

161693   

145167   

Всего учреждений              

61619   

61328   

59847   

60183   

58745   

 

Гигиеническая характеристика продовольственного сырья

и готовых блюд в летних оздоровительных учреждениях

в 2004-2008 гг.

 

Показатели         

2004 г.  

2005 г.  

2006 г.  

2007 г.  

2008 г.  

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Число 
иссле-
дований

% 
неуд.

Продовольственное
сырье           

санитарно- 
химические 

29057

1,3

30126

1,3

33177

1,5

37928

1,4

33718

1,3

микробиоло-
гические   

116762

2,7

13954

2,8

12979

1,8

15557

1,8

14534

2,7

Готовые блюда   

санитарно- 
химические 

17033

1,4

16840

1,8

20890

1,7

20103

1,7

20359

1.1

микробиоло-
гические   

94777

3,5

82055

3,5

80947

3,4

82614

2,9

76827

3,0

калорийность
и полнота  
вложения   
продуктов  

46237

9,2

47173

10,1

50238

9,6

52155

9

52348

8,1

вложение   
витамина "C"

7763

4,8

6914

6,8

8927

5,4

9430

5,9

6463

6,3

Всего исследований           

211629  

197062  

207158  

217787  

207269  

Всего учреждений             

61619  

61328  

59847  

60183  

58745  

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2017