Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

ПИСЬМО

от 11 июня 2009 г. N 01И-331/09

 

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 13 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА N 27

 

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития информирует о том, что 22 апреля 2009 года состоялось заседание коллегии Росздравнадзора, на котором обсужден вопрос "Итоги работы Росздравнадзора в 2008 году по контролю за предоставлением платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Задачи на 2009 год".

В рамках обсуждения указанного вопроса участниками заседания были отмечены нарушения соблюдения Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27), прежде всего, по следующим позициям:

- предоставление за счет личных средств граждан услуг, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий), при невыполнении государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения государственных заданий по реализации территориальных Программ государственных гарантий (пункт 1 Правил);

- недостаточный контроль в сфере предоставления платных медицинских услуг со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 Правил);

- отсутствие единых подходов к установлению цен на данные услуги в субъектах Российской Федерации (пункт 9 Правил);

- недостаточное информирование населения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов (пункт 10 Правил);

- предоставление платных медицинских услуг ненадлежащего качества (пункт 13 Правил) и др.

В сравнении с 2008 годом результаты проведенных Росздравнадзором в I полугодии 2009 года мероприятий по контролю не выявили положительной динамики соблюдения Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Так, мероприятия по контролю за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений соблюдения Правил, проведенные рядом территориальных управлений Росздравнадзора (по Республике Саха (Якутия), Камчатскому краю, Брянской, Вологодской, Курской, Московской, Рязанской областям и г. Москве), повторно выявили недостаточное принятие мер по контролю со стороны органов управления здравоохранением различных уровней за организацией и качеством предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, а также правильностью взимания платы с населения.

В субъектах Российской Федерации расчет тарифов и установление цен осуществляется на различных уровнях: от уровня медицинского учреждения (большинство субъектов Российской Федерации) до уровня органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Красноярский край, Магаданская, Тюменская, Ульяновская области). Кроме того, выявлены различные подходы к расчету тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

В шестой части субъектов Российской Федерации выявлены факты предоставления населению платных медицинских услуг ненадлежащего качества (республики Карелия, Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Вологодская, Иркутская, Кировская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Тульская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург).

Статьей 41 основного закона Российской Федерации - Конституции Российской Федерации - предусмотрено бесплатное для пациентов оказание медицинской помощи государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Конкретизация указанного конституционного установления рядом действующих законов и подзаконных актов, в том числе Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 20) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27, устанавливает право граждан на дополнительные медицинские услуги за счет личных средств.

Российская Федерация - социальное государство. Гарантированная населению бесплатная медицинская помощь является социальным благом каждого и общества в целом, в связи с чем Росздравнадзор оценивает нарушение Правил предоставления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг населению, зачастую при не выполнении гарантированного государством объема бесплатной для пациента медицинской помощи, как социальную проблему.

Таким образом, Росздравнадзор считает необходимым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению лицензирования медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, в рамках контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности усилить контроль за соблюдением муниципальными учреждениями здравоохранения Правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Кроме того, учитывая выявленные факты ненадлежащего качества предоставляемых населению платных медицинских услуг, Росздравнадзор считает необходимым усилить контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам, в том числе платных медицинских услуг, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и уполномоченные должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Учитывая, что в соответствии со статьей 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 с 1 января 2008 года полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, Росздравнадзор считает необходимым проведение указанными уполномоченными органами анализа уровня качества медицинской помощи во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в том числе предоставляющих платные медицинские услуги населению, а также уровня обращаемости населения по вопросам качества медицинской помощи.

Кроме того, в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 513н) к функциям врачебной комиссии относятся, в том числе оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий и участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения.

С учетом изложенного, Росздравнадзор рекомендует провести детальный анализ поступающих в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации обращений граждан по вопросам качества медицинской помощи, как в разрезе муниципальных образований, так и по медицинским учреждениям.

При этом, прежде всего, необходимо обеспечить рассмотрение поступающих обращений (жалоб) граждан по вопросам качества медицинской помощи непосредственно в медицинских организациях, для чего на информационных стендах для потребителей медицинских услуг (пациентов) необходимо разместить доступную и наглядную информацию о месте (номер кабинета для приема обращений) и порядке обращения пациента к уполномоченным должностным лицам медицинской организации в установленном порядке.

На втором этапе работы с обращениями граждан по вопросам качества медицинской помощи следует обратить особое внимание на обращения, поступившие в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации за конкретный период времени (например, за полгода), поскольку такие обращения, как правило, остаются не рассмотренными или рассмотренными ненадлежащим образом в медицинских организациях (руководством, врачебной комиссией).

По результатам анализа информации об обращениях граждан по вопросам качества медицинской помощи, по мнению Росздравнадзора, должны приниматься обоснованные управленческие решения, основанные на ранжировании медицинских учреждений, с последующим информированием органов местного самоуправления и населения субъекта Российской Федерации.

Росздравнадзор обращает внимание на то, что работа по контролю за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг населения медицинскими учреждениями, как в части соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий, так и в части соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам, должна быть продолжена.

 

Руководитель

Н.В.ЮРГЕЛЬ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018