Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

24 сентября 2009 г.

 

N КАС09-430

 

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Меркулова В.П.,

при секретаре: Кулик Ю.А.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова Олега Борисовича о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N 644н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году"

по кассационной жалобе Макарова О.Б. на решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2009 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Макарова О.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Сарвадий М.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия

 

установила:

 

абзацем вторым пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N 644н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году" установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2009 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем данного пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 704 рубля.

Макаров О.Б., являющийся инвалидом второй группы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 указанного Приказа, ссылаясь на то, что вышеприведенная норма противоречит ст.ст. 9, 10, 11, 31, 36 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 2 ст. 6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. "а" ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, иным нормативным правовым актам. Данная норма, как указывает заявитель, является дискриминационной и нарушает права и законные интересы инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и не позволяет инвалидам получать надлежащее лечебное питание, проживание, лечение в соответствии с утвержденными стандартами и не по одному заболеванию.

Верховным Судом РФ постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Макаров О.Б., считая его незаконным.

В кассационной жалобе ссылался на то, что он не оспаривает полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РФ на издание нормативно-правовых актов, в том числе устанавливающих стоимость санаторно-курортных услуг одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В кассационной жалобе указал на то, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях на каждый грядущий год установлена в несколько раз ниже себестоимости санаторно-курортных услуг, в связи с чем Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ и Фонда социального страхования РФ не обеспечивают его ежегодной путевкой на санаторно-курортное лечение, объясняя причины отказа в ежегодном санаторно-курортном лечении недостаточностью средств, выделяемых на эти цели, а также адресностью рекомендованного по медицинским показаниям лечения и конкурсного отбора санаторно-курортных учреждений.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 разработаны и утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В силу п. 11 указанных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Установленное названными нормами правовое регулирование в части оказания инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не свидетельствует о нарушении прав инвалидов.

Напротив, как следует из материалов дела, значительное число санаторно-курортных учреждений, участвующих в конкурсном отборе и включенных в Перечень санаторно-курортных учреждений, готовы предоставлять санаторно-курортные путевки по стоимости, не превышающей стоимость одного дня пребывания, ежегодно утверждаемую Минздравсоцразвития России по согласованию с Минфином России.

Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 7).

Судом установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 11 ноября 2008 г. издало Приказ N 644н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году". Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2008 г., регистрационный номер 12654, опубликован в "Российской газете" 19 ноября 2008 г. N 237 и согласован с Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным федеральным органом исполнительной власти, обоснован.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен новый порядок предоставления санаторно-курортного лечения в отношении льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к федеральным полномочиям. Основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот заменена ежемесячной денежной выплатой.

Так, Федеральный закон от 17 июля 1999 года (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) "О государственной социальной помощи" дополнен главой 2 "Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг". Статьей 6.3. названного Федерального закона гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи (к числу которых относится и заявитель), предусмотрена возможность выбора формы получения государственной социальной помощи, а именно: натуральной (получение набора социальных услуг (социальной услуги) в порядке, установленном действующим законодательством) либо денежной (получение ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги)).

Данный Федеральный закон установил стоимость набора социальных услуг, предоставляемых гражданину на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг в сумме 615 рублей в месяц, в том числе на оплату предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (ст. 6.5. Закона).

Вывод суда о том, что установленная Минздравсоцразвития России стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году не ниже стоимости набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и не нарушает прав граждан на предоставление государственной социальной помощи и мер социальной поддержки, является правильным.

При имеющемся у инвалидов праве выбора - получить санаторно-курортную путевку или вместо нее денежную компенсацию - установление размера этой компенсации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта действующему федеральному законодательству несостоятельны.

Учитывая, что абзац второй пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 644н соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий органа государственной власти и не нарушает прав граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, суд пришел к правильному выводу о том, что заявление Макарова О.Б. не подлежит удовлетворению.

Неосновательны и доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела не проверил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Каких-либо новых доводов, которые не были бы изложены заявителем суду первой инстанции и которые не получили бы должную оценку в решении суда, кассационная жалоба не содержит.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Макарова О.Б. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

 

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

В.П. МЕРКУЛОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024