Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

 

27 ноября 2009 г.

 

N 01/17964-9-27

 

Направляю протокол N 13 заседания Ученого совета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 ноября 2009 года.

 

Руководитель,

Председатель Ученого совета,

академик РАМН

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРОТОКОЛ

 

N 13

 

ЗАСЕДАНИЯ УЧЕНОГО СОВЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО

НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И

БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

18.11.2009 г. Москва


Председательствовал:

Онищенко Г.Г., Председатель Ученого совета, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, академик РАМН.

Присутствовали:

члены Ученого совета: Бакиров А.Б., Беляев Е.Н., Большаков А.М., Верещагин А.И., Зайцева Н.В., Истомин А.В., Кузьмин С.В., Пивоваров Ю.П., Потапов А.И., Ракитский В.Н., Романович И.К., Русаков Н.В., Спирин В.Ф., Тутельян В.А., Филатов Н.Н., Чащин В.П.;

приглашенные: Авалиани С.Л., Аксенова О.И., Брагина И.В., Завистяева Т.Ю., Кузькин Б.П., Мишина А.Л., Перель С.С., Рахманов Р.С., Шашина Т.А., Усов Г.А.

 

Научно-методическое обоснование новых подходов

к анализу риска здоровью населения от воздействия

химических веществ, загрязняющих окружающую среду

 

(Онищенко, Зайцева, Кузьмин, Чащин, Верещагин, Потапов, Авалиани, Ракитский, Большаков, Тутельян, Аксенова, Спирин, Романович, Перель, Онищенко)

 

Отметить, что за десятилетний период методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов окружающей среды, которая является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением, успешно внедрена в практику управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации. Внедрение методологии базировалось на использовании громадного научно-практического потенциала, накопленного в нашей стране при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора, и одновременной адаптации современных достижений в мире к российским условиям, что нашло отражение в следующих разработанных и утвержденных нормативно-методических документах:

"Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" Р 2.1.10.1920-04;

"Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников" Р 2.2.1766-03;

методических указаниях "Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население" МУ 2.3.7.2519-09.

С 2000 года методика оценки риска здоровью населения внедрена в практическую деятельность органов и организаций Роспотребнадзора. Результаты оценки риска здоровью населения легли в основу описания ситуации и выбора приоритетов и обоснования перечня первоочередных мероприятий Национального плана действия по гигиене окружающей среды Российской Федерации и аналогичных региональных и муниципальных планов. Полученные результаты по оценке риска здоровью населения ежегодно используются при подготовке Государственных докладов "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации".

В целом, на практике реализован механизм, позволяющий обнаруживать ведущий(ие) источник(и) риска для принятия решений по регулированию качества окружающей среды, с целью последующей идентификации вариантов экономически эффективной стратегии снижения риска для здоровья населения.

Активизации работ по оценке риска здоровью населения способствовало Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В нем определено, что проведение работ по оценке риска здоровью обязательно при обосновании размеров санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности и промышленных комплексов, в состав которых входят такие предприятия.

Вместе с тем, целесообразно инициировать процесс об обязательности проведения оценки риска здоровью при установлении предельных допустимых выбросов (ПДВ) химических веществ в атмосферу, расчете фоновых концентраций, что позволяет учесть опасность хронического, в том числе канцерогенного воздействия уже на стадии разработки нормативов ПДВ, что невозможно осуществить при современных экологических требованиях, ориентированных только на максимально разовые воздействия. Это позволило бы в значительной степени оптимизировать процедуру обоснования санитарно-защитных зон и снять многие противоречия и часто необходимость дублирования расчетов при проведении данной работы. Для решения этой задачи необходимо тесное межведомственное взаимодействие в данной сфере.

В 2008 году из 1846 врачей и специалистов с высшим медицинским образованием подразделений по ведению СГМ и оценки риска 305 (16,5%) прошли послевузовскую подготовку по оценке риска здоровью населения (в 2007 году -12,6%, в 2006 году - 14,6%). Изменение санитарного законодательства требует более глубокой подготовки специалистов по вопросам оценки риска здоровью, моделирования оценки воздействия загрязняющих веществ, использованию ГИС ехнологий для оценки экспозиции.

На 01.11.2009 в Российской Федерации аккредитованы 34 учреждения в системе аккредитации органов по оценке риска здоровью населения, из них 22 (65,0%) - созданы на базе учреждений Роспотребнадзора.

Наиболее эффективно работают по использованию в практике методологии оценки риска здоровью населения учреждения Роспотребнадзора в Свердловской, Вологодской, Воронежской, Ленинградской областях, гг. Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан. В наименьшей степени этому вопросу уделяется внимание органами и организациями Роспотребнадзора в Дальневосточном федеральном округе.

С целью повышения научной обоснованности и достоверности результатов оценки риска здоровью населения, используемых для создания и внедрения современной системы управления риском, основанной на использовании рыночных инструментов экономического анализа - "затраты - эффективность" и "затраты - выгоды", необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты:

- организацию и проведение на современном уровне аналитических эпидемиологических исследований, направленных на установление количественных зависимостей экспозиция - ответ и коэффициентов прироста риска на единицу воздействующей дозы (концентрации) для наиболее распространенных компонентов среды обитания, с целью последующего их использования в оценке риска;

- совершенствование нормативно-методической базы санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе используемой при оценке риска и ведении социально-гигиенического мониторинга, а также снятие существующих противоречий, связанных с использованием для оценки безопасности здоровью населения по меньшей мере двух нормативных уровней (отечественных ПДК/максимально разовых и среднесуточных/ и рекомендуемых в методологии оценки риска референтных концентраций острого и хронического действия);

- гармонизацию с международными подходами к оценке риска;

- внедрение системы оценки профессиональных рисков;

- решение вопроса об оценке многосредовых и многофакторных рисков, представляющих собой значительно большую угрозу здоровью населения.

Дальнейшее правовое и методическое развитие и адаптация в российских условиях методологии оценки риска как важнейшего инструмента управления качеством среды и здоровья населения имеет большое значение. Однако инструменты оценки малозначимы без дальнейшего использования полученных данных. Наиболее актуально в настоящее время создание системы управления рисками и информирования населения о рисках и мерах по их предотвращению/снижению.

При внедрении методов управления риском следует учитывать: алгоритм, методы и экономические инструменты управления риском.

Современные мировые тенденции в развитии методологии оценки риска и ущербов здоровью населения, несомненно, требуют дальнейшего развития и проведения научного анализа результатов социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в России, что должно получить отражение в новых нормативных и законодательных документах.

Приказом Роспотребнадзора N 314 от 31.03.2009 создана рабочая группа для подготовки второго издания "Руководства по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду". В ее состав вошли ведущие специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН и Роспотребнадзора (ФГУН "Екатеринбургский МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий", ФГУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения", ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"), ММА им. И.М.Сеченова.

В проекте Руководства расширены и углублены разделы количественной оценки экспозиции по данным мониторинга и моделирования, представлены требования к исходной информации, необходимой для ее проведения, а также четко прописаны организационно-процедурные вопросы оценки риска, связанные, в частности, с представлением результатов оценки риска в виде "отчета" и "заключения" по оценке риска, составления реестра выполненных работ аккредитованными организациями.

Уделено особое внимание определению однонаправленности действия на организм, что требует введения дополнительных описаний эффектов, в первую очередь, для органов дыхания.

В проекте нового издания Руководства сформулированы общие требования к моделям рассеивания компонентов выбросов, которые после соответствующего согласования могут использоваться при оценке риска здоровью населения.

Особое место в проекте Руководства занимают проблемы оценки острых воздействий по данным мониторинга и моделирования (выбор кратковременных безопасных уровней воздействия с учетом времени осреднения концентраций: 10 мин.; 30 мин.; 1 час, 4 часа, 8 часов и степени выраженности эффектов).

Серьезными межведомственным практическими вопросами, нашедшими отражение в документе, являются: учет фона и проблемы его установления для длительного воздействия с анализом всех источников выбросов на исследуемой территории.

Для совершенствования работ по научно-методическому обоснованию новых подходов к анализу риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду, Ученый совет считает необходимым:

1. Начальникам Управлений Роспотребнадзора (И.В.Брагина, О.И.Аксенова, Л.М.Симкалова, О.А.Кулагина):

1.1. Подготовить и провести в январе 2010 года Коллегию Роспотребнадзора с рассмотрением следующих вопросов:

- о результатах деятельности НИО Роспотребнадзора в сфере научно-методического обеспечения гигиенического нормирования, оценки и управления риском здоровью населения за период 2004-2009 годы;

- об оценке потенциала НИО Роспотребнадзора по научно-методическому обеспечению (научная и материально-техническая база, квалификация кадров, международный опыт) и их возможностей по практическому внедрению новых подходов к анализу риска здоровью населения;

- о плане действий по пересмотру нормативно-методической базы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом новых подходов к анализу риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду;

- о развитии системы социально-гигиенического мониторинга с учетом результатов научно-методического обоснования новых подходов к анализу риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

1.2. В срок до 30 ноября 2009 года организовать рабочую группу по подготовке и проведению Коллегии Роспотребнадзора.

2. Директорам НИО Роспотребнадзора (Потапов А.И., Зайцева Н.В., Кузьмин С.В., Чащин В.П., Бакиров А.Б., Спирин В.Ф., Романович И.К., Рахманов Р.С.) и директорам учреждений науки РАМН (В.А.Тутельян, Ю.А.Рахманин) (по согласованию) в срок до 15 декабря 2009 года:

2.1. Подготовить перечень первоочередных нормативно-методических документов по оценке риска здоровью, подлежащих разработке в 2010 году, включая применение методов биологического мониторинга и рекомендации по оценке интегральных рисков, с указанием разработчиков и сроков выполнения.

2.2. Внести предложения по внесению изменений в действующие документы санитарного законодательства.

2.3. Представить предложения по гармонизации перечней канцерогенных веществ, рекомендованных Международным агентством изучения рака (МАИР) и утвержденных Роспотребнадзором.

3. Директору НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Ю.А.Рахманину (по согласованию):

3.1. Согласовать в установленном порядке продление сроков подготовки новой редакции "Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" до решения вопроса придания референтным концентрациям статуса официальных нормативов в виде ПДК.

3.2. Подготовить предложения по внесению изменений в ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" с учетом гармонизации с международно признанными принципами, критериями и методами установления безопасных уровней воздействия химических веществ в срок до 15.01.2010.

4. Членам Ученого совета Роспотребнадзора подготовить предложения для формирования плана работы Ученого совета Роспотребнадзора на 2010 год и не позднее 15 декабря 2009 года направить их в Роспотребнадзор.

 

Председатель Ученого совета,

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей и

благополучия человека,

академик РАМН

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024