КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА РЕПЫ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 50
СТАТЬИ 35 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд
Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова,
Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение
судьи В.Г.Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина Н.Ф.Репы,
установил:
1. Пунктом 50 статьи 35
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан был внесен ряд изменений.
В частности, часть
вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со
средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и
муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской
местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их
семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в
соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой
меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных
организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
В своей жалобе в
Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Ф.Репа - врач федерального
специализированного медицинского учреждения "Детский туберкулезный
санаторий "Кирицы" Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию, находящегося в ведении Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации и расположенного в сельской
местности, оспаривает конституционность положений пункта 50 статьи 35
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
По мнению
заявителя, осуществленное федеральным законодателем изменение действовавшего
правового регулирования привело - в нарушение статей 2, 7, 18, 19, 21, 39, 40 и
55 (часть 2) Конституции Российской Федерации - к отмене без равноценной
компенсации ранее предоставлявшихся медицинским работникам федеральных
специализированных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской
местности, жилищно-коммунальных льгот, поставило их в неравное положение с
работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками иных организаций здравоохранения и, при отсутствии
соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской
Федерации, фактически лишило медицинских работников федеральных
специализированных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской
местности, социальной поддержки.
Как следует из
представленных материалов, решениями судов общей юрисдикции со ссылкой на пункт
50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и отсутствие
в действующем законодательстве положений, устанавливающих для медицинских
работников федеральных специализированных учреждений здравоохранения конкретные
меры социальной поддержки, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг,
Н.Ф.Репе было отказано в сохранении льготы в виде
бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением, которая до 1
января 2005 года предоставлялась ему на основании части второй статьи 63 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий,
установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий
граждан. В частности, пунктом 50 статьи 35 названного
Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских
работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся
соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников
федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной
поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации, для медицинских
работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций
здравоохранения - органами местного самоуправления (части четвертая-шестая
статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан в указанной редакции).
Само по себе такое
правовое регулирование, принятое в рамках процесса разграничения полномочий
между федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, как
отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006
года N 375-О, от 4 декабря 2007 года N 947-О-П, от 7 февраля 2008 года N
383-О-П и др., не вступает в
противоречие с конституционными предписаниями. При этом,
реализуя указанные полномочия, соответствующие органы государственной власти и
местного самоуправления обязаны учитывать, что изменение ранее установленных
правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким
образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и
действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение
разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения
произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость
законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного
статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в
том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление
предоставления выплат либо льгот компенсаторного
характера будут иметь место только при установлении
надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого
могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря
1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23
апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15
февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N
521-О и др.).
3. Согласно части
четвертой статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено принятие
нормативных правовых актов, устанавливающих с 1 января 2005 года меры
социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных
организаций здравоохранения, в том числе медицинских учреждений (их перечень
утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и
федеральных учреждениях оздоровительного профиля", действующим в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N
594).
Детский туберкулезный санаторий
"Кирицы" Федерального агентства по здравоохранению и социальному
развитию включен в перечень федеральных специализированных медицинских
учреждений, утвержденный названным Постановлением Правительства Российской
Федерации. Однако до настоящего времени Правительство Российской Федерации не
установило меры социальной поддержки для медицинских работников федеральных
специализированных организаций здравоохранения, в связи
с чем данные работники (в отличие от аналогичной категории работников иных
организаций здравоохранения) оказались лишенными возможности реализовать право
на меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской
местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на
основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан в прежней редакции, фактически утратили такую
возможность без какой-либо компенсации.
Отсутствие
надлежащего правового регулирования, которое должно было осуществить
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью четвертой статьи 63
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в
редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), не
предполагающей произвольный отказ Российской Федерации от предоставления медицинским
работникам федеральных специализированных медицинских учреждений, работающим и
проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1
января 2005 года, не согласуется с приведенной правовой позицией
Конституционного Суда Российской Федерации.
В целях недопущения
ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников
Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно установить меры их
социальной поддержки, а до установления таких мер на Российской Федерации лежит
обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто,
работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января
2005 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь
статьей 6, пунктом 2 части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71, частью
первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
определил:
1. Установленное
пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не
предполагает лишение медицинских работников федеральных специализированных
медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности,
жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на
основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан.
2. Конституционно-правовой
смысл положений пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем
Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою
силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование
в правоприменительной практике.
3. Признать жалобу гражданина Репы
Николая Федоровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения
поставленного им вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" итогового решения в виде постановления.
4. Правоприменительные решения по делу
гражданина Репы Николая Федоровича, основанные на пункте 50 статьи 35 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в истолковании, расходящемся с его
конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, подлежат
пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
5. Определение Конституционного Суда
Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
6. Настоящее Определение подлежит
опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства
Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН