ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 13 июля 2011 г. N 651
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Во исполнение постановления Правительства
Москвы от 07.04.2011 N 114-ПП "О Программе модернизации здравоохранения
города Москвы на 2011-2012 годы", в целях профилактики социального
сиротства, подготовки к ответственному материнству приказываю:
1. Утвердить Положение об организации
оказания медико-социальной помощи беременным в трудной
жизненной ситуации (приложение 1).
2. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов:
2.1. Обеспечить организацию медико-социальной помощи беременным в трудной жизненной
ситуации в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы
(приложение 2) и в срок до 15.08.2011 информировать об исполнении настоящего
приказа Департамент здравоохранения (информацию представить в отдел организации
медицинской помощи матерям, кабинет 411).
2.2. Организовать представление отчетов о
медико-социальной помощи беременным в трудной
жизненной ситуации в организационно-методический отдел по акушерству и
гинекологии (Центр планирования семьи и репродукции, Севастопольский проспект,
д. 24а); ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным
периодом.
3. Контроль исполнения приказа возложить
на заместителя руководителя Департамента здравоохранения
города Москвы А.А.Корсунского.
Исполняющий обязанности руководителя
Департамента здравоохранения
Н.Ф.ПЛАВУНОВ
Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 13 июля 2011 г. N 651
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
БЕРЕМЕННЫМ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> На основании положений приказа
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2007 N 389
"О мерах по совершенствованию организации медико-социальной
помощи в женских консультациях".
1. Общие положения
1.1. Медико-социальная
помощь беременным в трудной жизненной ситуации осуществляется путем медицинских
и социальных мероприятий, направленных на сохранение здоровья беременной и ее
будущего ребенка, а также осуществление их социально-правовой защиты.
1.2. Медико-социальная
помощь осуществляется на основе законодательства Российской Федерации,
директивных документов вышестоящих органов по подчиненности, приказов и
распоряжений администрации лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ),
путем взаимодействия с территориальными профильными ЛПУ, в тесном контакте с
территориальными управлениями социальной защиты населения, органами опеки и
попечительства, управлениями образования, подразделениями Департамента семейной
и молодежной политики, Московской психологической службой, кризисным центром со
стационарным отделением "Маленькая мама".
1.3. Взаимодействие ЛПУ при оказании медико-социальной помощи беременным с различными
общественными, профессиональными, благотворительными и иными организациями
может осуществляться на основе договоров с указанными организациями в строгом
соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. С целью организации медико-социальной помощи беременным в трудной жизненной
ситуации в ЛПУ создается структурное подразделение - центр, отделение, кабинет,
деятельность которого осуществляется по территориальному принципу - в
административном округе.
Примерное штатное расписание <**>:
- заведующий - врач-акушер-гинеколог - 1
ставка;
- врач-акушер-гинеколог - 1 ставка;
- врач-акушер-гинеколог приема детей и
девушек-подростков - 1 ставка;
- врач-терапевт - 1 ставка;
- психолог - 1 ставка;
- психотерапевт - 1 ставка;
- юрист - 1 ставка;
- социальный работник - 1 ставка;
- старшая медсестра (акушерка) - 1
ставка;
- средний медперсонал - 5 ставок.
--------------------------------
<**> В зависимости от численности
обслуживаемого населения, характера и объема работы главным врачом ЛПУ могут
быть внесены соответствующие изменения.
2. Основные задачи
при оказании медико-социальной помощи
беременным в трудной жизненной ситуации
2.1. Медико-социальный
патронаж беременных в трудной жизненной ситуации и их семей, выявление и
возможная коррекция факторов социального риска у женщин для благополучного
завершения беременности.
К факторам социального риска по
совокупности обстоятельств и с учетом оценки конкретной ситуации целесообразно
отнести:
- проживание в общежитии или коммунальной
квартире;
- доходы в семье ниже прожиточного
минимума;
- беременная не состоит в
зарегистрированном браке;
- многодетность (особенно при низких
доходах);
- учеба во время беременности;
- возраст до 19 лет;
- употребление беременной (а также
членами семьи) алкоголя, наркотиков;
- беременная "старшего"
возраста (старше 40 лет);
- безработные беременные;
- инвалидность беременной, наличие
инвалидов в семье;
- асоциальный образ жизни семьи.
Наличие нескольких факторов одновременно
увеличивает риск недонашивания беременности, отказов от детей, социального
сиротства.
2.2. Организация и осуществление
межведомственного взаимодействия при оказании медицинской, социальной,
психологической и правовой помощи беременным в трудной жизненной ситуации.
2.3. Профилактика абортов, профилактика
социального сиротства. Проведение консультаций по вопросам социальной защиты
женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности, формирование
у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшая
поддержка в период беременности.
2.4. Проведение информационной
санитарно-просветительской работы с детьми, молодежью.
2.5. Оказание медико-психологической
помощи женщинам и членам их семей на основе индивидуального подхода с учетом
особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема.
2.6. Социально-психологическая помощь
несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного
здоровья, подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью.
Взаимодействие с Кризисным центром со стационарным отделением "Маленькая
мама" (на базе ГУ города Москвы "Специализированный дом ребенка N 22
Западного административного округа Департамента семейной и молодежной политики
города Москвы").
2.7. Медико-психологическая и социальная
помощь женщинам-инвалидам, особенно в части формирования репродуктивного
поведения.
2.8. Профилактика насилия в семье:
консультативно-психологическая, юридическая и медико-социальная
помощь женщинам, пострадавшим от насилия, в том числе сексуального.
2.9. Анализ, в том числе с применением
анкетных опросов и других методов, потребностей обслуживаемого контингента и их
семей в конкретных видах медико-социальной помощи, а
также определение удовлетворенности обслуживанием.
2.10. Организация и проведение
тематических межведомственных совещаний, научно-практических конференций
врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников,
педагогов.
2.11. Внедрение в практику современных
методов социальной работы. Информационно-просветительская деятельность,
проведение групповых занятий, лекций с психологами, юристами, социальными
работниками.
3. Порядок работы
3.1. Главным врачом ЛПУ назначается
ответственный за организацию медико-социальной помощи
(заведующий структурным подразделением), который ведет учет и представляет
отчеты о деятельности в установленном порядке.
3.2. Беременные на прием направляются
врачами территориальных женских консультаций, педиатрами, подростковыми
терапевтами. Прием ведется по предварительной записи, а также безотказно по
обращаемости.
3.3. Информация об организации работы ЛПУ
родовспоможения по оказанию медико-социальной помощи,
соответствующие номера телефонов должны быть доведены до сведения всех территориальных
ЛПУ, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты
административного округа.
Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
А.А.КОРСУНСКИЙ
Приложение 2
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 13 июля 2011 г. N 651
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ, ОТДЕЛЕНИЙ, КАБИНЕТОВ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Административный
округ
|
Наименование
учреждения для организации центров,
отделений, кабинетов медико-социальной помощи
беременным
|
ЦАО
|
Женская
консультация N 6 УЗ ЦАО
|
САО
|
Женская
консультация N 4 УЗ САО
|
СВАО
|
ЦПСиР N 3 УЗ
СВАО
|
ВАО
|
Родильный дом N
20 УЗ ВАО
|
ЮВАО
|
Родильный дом N
18 УЗ ЮВАО
|
ЮАО
|
ЦПСиР N 2 УЗ
ЮАО
|
ЮЗАО
|
Женская
консультация N 1 УЗ ЮЗАО
|
ЗАО
|
Родильный дом N 3
УЗ ЗАО
|
СЗАО
|
Родильный дом N 1
УЗ СЗАО
|
Зеленоград
|
Женская
консультация N 10 УЗ ЗелАО
|
Итого
|
10
|
Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
А.А.КОРСУНСКИЙ